Справочник

375 п ЦБ РФ

Положение Банка России № 375-П и новое понимание концепции финансового мониторинга

Размещено на сайте 18.03.2013

Почему кредитные организации стараются максимально отложить внедрение новых форматов внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, закрепленных в Положении Банка России № 375-П? Предлагаем проанализировать нормы данного Положения и сформировать основы методологии внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, обеспечив соответствие требованиям законодательства РФ и потребностям кредитной организации.

М.В. Каратаев, ОАО «Банк ВТБ», управление мониторинга банковских операций, главный специалист отдела методологии и развития1
Е.В.

An error occurred.

Каратаев, консультант по юридическим вопросам в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Приводятся извлечения из статьи. Полную версию материала читайте в журнале. Подписаться

Кредитные организации не спешат переходить на новые форматы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, стараясь по возможности отложить сроки их практической реализации.

Отсутствие обязанности формирования специализированного подразделения по ПОД/ФТ на практике часто воспринималось небольшими кредитными организациями как возможность оптимизировать расходы банка за счет уменьшения финансирования «незарабатывающего» подразделения.

Полное делегирование единоличным исполнительным органом кредитной организации вопросов общего курирования системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ своему заместителю или члену коллегиального исполнительного органа не сочетается с опытом ведущих мировых банков.

Положение № 375-П прямо устанавливает обязанность кредитной организации создать самостоятельное подразделение по ПОД/ФТ либо определить из числа уже существующих структурных единиц подразделение, в компетенцию которого будут входить вопросы ПОД/ФТ.

Буквальное толкование нормы п. 1.3 Положения № 375-П дает возможность рассматривать правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ не только в привычном формате единого документа, но и в виде определяемого кредитной организацией комплекта относительно независимых документов.

Придерживаясь подхода раздельного комплектования правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ, кредитной организации будет проще выполнить рекомендации Банка России, изложенные в письме № 107-Т, сформировав календарный план подготовки отдельных разделов документа и определив список ответственных подразделений.

Результаты, полученные в ходе расчетов параметров риска вовлечения в процессы легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, должны найти отражение в действиях подразделений кредитной организации по работе с клиентами.

Нормативы Банка России обязывают банк предпринять меры по установлению источников происхождения денежных средств клиента, однако, в силу отсутствия у последнего обязанности представить соответствующие данные, это не означает, что на момент открытия счета или проведения операции банк будет располагать всеми необходимыми сведениями.

Важным элементом системы управления риском вовлечения банка в процессы легализации преступных доходов и финансирования терроризма является создание кредитной организацией эффективных механизмов экономического отражения существующих рисков и создание соответствующего резервного фонда.

Проект Указания Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года №375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Банк России предлагает скорректировать требования к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях ПОД/ФТ

Проектом предусматривается приведение Положения Банка России от 02.03.2012 №375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Положение №375-П) в соответствие с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в редакции Федерального закона от 13.04.2018 №90-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения») и Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Проектом, в частности, предусматривается:

предоставление Банку России полномочий по установлению по согласованию с Росфинмониторингом требований к правилам внутреннего контроля кредитных организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

введение требования о публикации на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки с одновременным исключением указанного перечня из текста Положения №375-П;

уточнение требований к проведению кредитными организациями самооценки рисков ОД/ФТ и фиксированию их результатов (уточняются требования к периодичности проведения мероприятий в рамках самооценки рисков ОД/ФТ и способу фиксирования их результатов);

внесение в Положение N 375-П редакционных изменений в связи с вступлением в силу Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *