Справочник

Административное расследование в вс РФ

Порядок производства административного (служебного) расследования в воинской части по факту причинения материального ущерба гражданским персоналом вооруженных сил РФ

Административное расследование — это деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащими, гражданским персоналом проступков (правонарушений), а также наступления иных событий и фактов, не имеющих признаков преступления, в целях принятия по ним законного и обоснованного решения.

Административное расследование назначается приказом командира (начальника) либо его распоряжением в виде резолюции на документе, послужившем поводом для принятия решения о назначении расследования.

В соответствии со ст.

Административное расследование в ВС РФ

96 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации административное расследование может проводиться лично командиром (начальником) или по его указанию одним из офицеров, а в необходимых случаях назначаемой комиссией.

Командир (начальник) воинской части при обнаружении материального ущерба обязан немедленно назначить административное расследование для установления причин его возникновения, размера и виновных лиц. Если же эти обстоятельства установлены ревизией, проверкой, дознанием, следствием или судом, то административное расследование может не проводиться.

Перечень обстоятельств, при которых обязательно назначается административное расследование

В соответствии со ст. 99 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации административное расследование обязательно назначается и проводится:

  • в случае причинения материального ущерба;
  • при необходимости выдачи инспекторского свидетельства на списание суммы ущерба, причиненного военнослужащими, гражданским персоналом государству утратами материальных и денежных средств, когда сумма ущерба не может быть возмещена за счет виновных лиц;
  • для установления виновных лиц и размера нанесенного государству ущерба, а также определения необходимости отнесения части или полной суммы этого ущерба за счет государства;
  • при обнаружении утрат, недостач или незаконного расходования материальных средств в целях выявления причин обнаруженных нарушений и виновных в этом лиц;
  • по каждому случаю незаконного использования машин войскового назначения или перерасхода моторесурсов;
  • при наличии пережога горючего;
  • при утрате воинских перевозочных документов, незаконном использовании денежных средств, выделенных на оплату воинских перевозок, для оплаты штрафов;
  • при утрате денежного аттестата;
  • при утрате бланков строгого учета;
  • в случае выявления переплаты пенсии (пособия);
  • при утрате архивных дел и описей;
  • в случаях разглашения сведений, составляющих государственную, служебную, коммерческую тайну, а также утраты (хищения) секретных, совершенно секретных и особой важности документов (изделий). В этих случаях для проведения расследования создается комиссия;
  • при несчастных случаях с гражданским персоналом;
  • в случае происшествия;
  • в других случаях, предусматриваемых законодательством.

Административное расследование проводится по указанию командира (начальника) также в случаях:

  • установления виновных должностных лиц и размера ущерба, причиненного каждым из них, если это не представляется возможным установить в процессе проведения ревизии (проверки);
  • выяснения причин и условий, способствовавших возникновению недостач, хищений, порчи и незаконного расходования материальных и денежных средств.

Во всех случаях результаты административного расследования оформляются в письменной форме с приложением соответствующих документов. Материалы административных расследований брошюруются в отдельные дела и хранятся в соответствии с правилами организации делопроизводства в воинской части.

Документы административного расследования

В процессе проведения административного расследования готовятся следующие документы:

  • рапорт, другие документы, на основании которых проводится административное расследование, с резолюцией командира (начальника) о назначении административного расследования;
  • объяснения должностных лиц, свидетелей и т.п.;
  • справка финансового органа о денежном размере причиненного ущерба;
  • медицинское заключение о характере и степени повреждений — в случае причинения ущерба здоровью;
  • постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • заключение лица, проводившего расследование, с указанием условий, причин, характера нарушений и рекомендаций командованию по привлечению к дисциплинарной и (или) материальной ответственности и некоторые другие документы.

Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и офицером, проводящим расследование. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, проводящим расследование. Однако брать объяснения у командира воинской части, назначившего это расследование, не разрешается. Если требуется получить объяснение от военнослужащего, убывшего к новому месту военной службы, необходимый запрос направляется командиру соответствующей воинской части. В запросе кратко сообщается о характере расследуемого проступка, приводятся данные на лицо, от которого требуется объяснение, и перечисляются вопросы, на которые оно должно ответить.

При необходимости к материалам расследования могут приобщаться подлинные документы или выписки из них. Если тот или иной документ нельзя приобщить к материалам, то о его содержании составляется справка. Для наглядности к материалам могут прилагаться схемы и таблицы. Во время проведения административного расследования необходимо соблюдать воинскую этику, быть вежливым и тактичным. Запрещается получать какие-либо объяснения от лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.

Вопросы, подлежащие выяснению в ходе административного расследования

В ходе административного расследования выяснению подлежат следующие вопросы:

  • действительно ли имел место факт причинения прямого действительного ущерба и в чем он выразился;
  • где, когда, при каких обстоятельствах, какими средствами и с какой целью он был совершен;
  • наличие вины в действиях (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения материального ущерба несколькими лицами;
  • каковы последствия ущерба;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;
  • причины и условия, способствовавшие совершению ущерба.

При административном расследовании не проводятся: обыски, выемки, допросы и некоторые другие следственные действия, предусмотренные УПК РФ.

Вместе с тем если в ходе административного расследования будут выявлены признаки преступления, то командир воинской части возбуждает уголовное дело, о чем немедленно уведомляет военного прокурора. Все материалы административного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному делу.

Административное расследование должно быть закончено в месячный срок. В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим начальником еще на один месяц, о чем в материалах расследования должно быть соответствующее подтверждение.

Содержание заключения по результатам административного расследования

Административное расследование завершается составлением заключения офицера, его проводившего, обо всех установленных обстоятельствах, о лицах, допустивших нарушения установленных норм и правил, с указанием предложений для принятия решения. Такое заключение составляется на имя командира (начальника) и должно иметь три составные части:

вводную, описательную и резолютивную.

Во вводной части должно быть указано: на основании чего и по какому факту проводилось расследование, кто, где и когда его проводил.

В описательной части подробно излагаются обстоятельства расследуемого проступка (правонарушения) с указанием: какое именно нарушение имело место в данном случае, кем, когда, где, каким способом, с какой целью и по каким мотивам оно совершено; умышленно или неосторожно действовало (бездействовало) лицо; какие при этом законы, нормы воинских уставов, приказов, наставлений или правил нарушены; во время службы или в иной обстановке; есть ли и какова причинная связь между действиями (бездействием) лица и наступившими вредными последствиями. Здесь же даются анализ причин и условий, способствовавшие совершению правонарушения, характеристика личности виновного. Обязательно отражается отношение виновного лица к совершенному проступку.

В резолютивной части должно быть изложено следующее: кто конкретно и в чем именно виновен, конкретные предложения (мнение) о том, к какому виду ответственности (дисциплинарной или материальной или той и другой одновременно) целесообразно привлечь виновного (виновных). При выявлении в ходе расследования причин и условий, способствовавших правонарушению, необходимо предложить мероприятия по их устранению. Если в ходе административного расследования установлено, что в действиях виновного лица имеются признаки состава преступления, необходимо их назвать и внести предложения командиру (начальнику) рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела.

В случае установления в ходе расследования факта совершения виновным лицом малозначительного, не представляющего большой общественной опасности, преступления командир воинской части (орган дознания) сообщает об этом военному прокурору и с его согласия принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направляется военному прокурору.

Согласно ст. 111 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации заключение (рапорт) подписывается офицером, проводившим административное расследование, с указанием даты его составления (окончания расследования) и вместе с приложенными к нему всеми документами (материалами), собранными в ходе расследования (объяснительные записки, справки, рапорты, письма, акты и другие документы), представляется командиру (начальнику). По материалам административного расследования командир (начальник) в срок не более трех дней принимает решение и объявляет его в приказе по воинской части, в котором определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления нарушенного права, защиты прав и интересов государства, воинской части, военнослужащего, граждан и предотвращения подобных нарушений в будущем, а также меры воздействия в отношении тех лиц, виновность которых доказана расследованием (привлечение их к материальной, дисциплинарной ответственности или принятие мер общественного воздействия).

В целях облегчения ведения делопроизводства рекомендуется оформлять материалы административного расследования следующим образом:

  • титульный лист. В нем указываются: наименование административного расследования; даты начала и окончания административного расследования; подпись лица, проводящего административное расследование; опись документов и количество страниц, входящих в материалы административного расследования;
  • основания назначения и проведения административного расследования;
  • объяснительные, доклады, рапорты; заключение;
  • постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (может не быть);
  • принятое решение (например, выписка из приказа командира части о наложении дисциплинарного взыскания).

Вариант оформления титульного листа административного расследования

Административное расследование по факту

Дата начала расследования

Дата окончания расследования

Опись документов, входящих в материалы административного расследования

N
п/п
Наименование документа Кол-во страниц Примечание
1 Титульный лист
2 Основание назначения и проведения
административного расследования
3 Объяснительные, характеристики
4 Доклады, рапорты, справки
5 Выписки, заверенные копии
6 Заключение по материалам
расследования
7 Постановление о (об отказе в)
возбуждении уголовного дела
8 Принятое решение

Всего материалов административного расследования на страницах.

Расследование проводил (фамилия и инициалы):__________________

Дата __________________

Командиру войсковой части 00000 полковнику А. Инину

Заключение по материалам административного расследования

На основании Вашего приказа в период с 10 октября по 3 ноября 2005 г. мною, капитаном Дымовым, было проведено административное расследование по факту недостачи авиационно-технического имущества в первой и второй авиационных эскадрильях, в ходе которого установлено:

при приеме инженерно-авиационной службы и должности заместителя командира войсковой части 00000 по инженерно-авиационной службе — начальника инженерно-авиационной службы подполковником В. Поповым в результате оценки технического состояния каждого самолета и вертолета выявлен некомплект 727 агрегатов и блоков на вертолетах и 210 агрегатов и блоков на самолетах, в сумме некомплект агрегатов и блоков по состоянию на 10 октября 2005 г. составляет 937 единиц.

Об утверждении Инструкции о порядке проведения

По факту недостачи авиационно-технического имущества в первой и второй авиационных эскадрильях заместителем командира войсковой части 00000 по ИАС подполковником А. Кировым даны объяснения:

— авиационно-техническое имущество по не той категории было внесено на основании разности количества АТИ, указанного в актах разбраковки списанной авиационной техники и в ведомостях на передачу на склад АТС войсковой части 11111;

— в период 2000 — 2001 гг. было разбраковано порядка 35 авиадвигателей АИ-20, ранее списанных установленным порядком;

— разбраковка и демилитаризация авиадвигателей АИ-20 производилась на стоянке АТ подразделений и территории ТЭЧ;

— часть авиадвигателей была разукомплектована задолго до разбраковки вследствие демонтажа с них исправных агрегатов для восстановления другой АТ — неисправные агрегаты согласно требованиям подполковника А. Кирова взамен не устанавливались;

— часть авиадвигателей была разукомплектована на складе АТС войсковой части 11111, после их вывоза в ночь с 27 на 28 сентября 2000 г. без ведома подполковника А. Кирова;

— кроме того, в период 2000 — 2001 гг. производилась разделка 7 списанных вертолетов Ми-8. Подполковник А. Киров принял решение разбраковку производить одновременно с утилизацией вертолетов, совместно с представителями фирмы "Рокот" и специалистами ИАС второй авиационной эскадрильи, под контролем старшего инженера майора В. Тихонова;

— на требования подполковника А. Кирова и майора В. Тихонова о складировании демилитаризованных агрегатов и оборудования командование второй авиационной эскадрильи ответило отказом;

— неоднократно не выполнялись указания по демонтажу оставшегося оборудования специалистами ИАС второй авиационной эскадрильи;

— агрегаты и оборудование были складированы таким образом, что произвести их подсчет было невозможно;

— под любым предлогом затягивалась передача указанного имущества на склад АТС войсковой части 11111;

— при принятии решения о передаче указанного имущества фирме "Кварц" начальником вооружения военного округа (войсковая часть 44444) должным образом авиационно-техническое имущество не было сдано.

2. Из объяснений капитана Матвеева от 1 ноября 2005 г. на имя командира первой авиационной эскадрильи следует, что материальное имущество, числящееся за группой, он принял в соответствии с приемо-сдаточным актом в полном объеме согласно учетной ведомости.

3. Заместитель командира первой авиационной эскадрильи майор Крымов 31 октября 2005 г. пояснил, что на момент вступления его в должность факты недостач авиационно-технического имущества эскадрильи были вскрыты и зафиксированы.

4. Остальные материально ответственные должностные лица дать объяснения по факту недостачи авиационно-технического имущества в первой и второй авиационных эскадрильях отказались по различным основаниям.

5. На основании изложенного:

1) недостача авиационно-технического имущества в первой и второй авиационных эскадрильях в ходе административного расследования подтверждается;

2) период исчезновения имущества установить в ходе административного расследования не представляется возможным;

3) конкретных виновных лиц в ходе административного расследования выявить не представляется возможным.

6. Причины и условия, способствовавшие совершению проступка:

— грубейшее нарушение своих должностных обязанностей, халатность со стороны:

заместителя командира войсковой части 00000 по ИАС;

начальника штаба войсковой части 00000;

командиров первой и второй авиационных эскадрилий;

заместителей командиров первой и второй авиационных эскадрилий;

начальников штабов первой и второй авиационных эскадрилий;

заместителей командиров первой и второй авиационных эскадрилий по ИАС;

начальников соответствующих групп;

старшего инженера войсковой части 00000;

старшего техника (техников), закрепленного за самолетом;

— низкий уровень охраны авиационных объектов;

— отсутствие внутренней караульной службы на охраняемой территории войсковой части 00000;

— отсутствие надлежащего порядка закрепления ответственных лиц за объектами авиационной техники в войсковой части 00000;

— ненадлежащее проведение плановых и внеплановых инвентаризаций имущества, числящегося за войсковой частью 00000.

Предлагаю:

1. Командиру войсковой части 00000 рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела по факту недостачи авиационно-технического имущества в первой и второй авиационных эскадрильях на основании п. "а" ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 293, ст. 348 УК РФ.

2. В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ привлечь к ограниченной материальной ответственности:

заместителя командира войсковой части 00000 по ИАС;

начальника штаба войсковой части 00000;

командиров первой и второй авиационных эскадрилий;

заместителей командиров первой и второй авиационных эскадрилий;

начальников штабов первой и второй авиационных эскадрилий;

заместителей командиров первой и второй авиационных эскадрилий по ИАС;

начальников соответствующих групп;

старшего инженера войсковой части 00000;

старших техников (техников), закрепленных за самолетами.

3. Заместителю командира войсковой части 00000 по ИАС:

— разработать и внести изменения и дополнения в Инструкцию ДСЧ и ДСП и схему мест опечатывания на всей состоящей под охраной технике и иных объектах, указав места, через которые возможно несанкционированное проникновение на охраняемую территорию;

— урегулировать порядок хранения (назначить ответственных лиц за хранение) авиационных агрегатов в период их демонтажа, связанного со снятием с авиационной техники;

— принять иные меры по обеспечению охраны объектов в период ремонтных работ авиационной техники.

4. Начальнику штаба войсковой части 00000 организовать караульную службу по охране авиационных объектов, закрепленных за войсковой частью 00000, принять меры по передаче охраняемых авиационных объектов от круглосуточной дежурной службы ДСЧ, ПДСП, ДСЧ постоянному внутреннему караулу.

5. Заместителям командира войсковой части 00000 и начальникам служб разработать и внести предложения по улучшению порядка охраны и обороны техники, предупреждению совершения хищений с объектов, с указанием конкретных мероприятий и сроков их выполнения.

6. Подготовить и направить выработанные предложения в вышестоящий орган военного управления (войсковая часть 33333), в том числе по вопросам:

— порядка оборудования стоянки аэродрома и несения службы (двойное ограждение с колючей проволокой по всему периметру стоянки, освещение, обеспечение соответствующими материальными и денежными средствами, обеспечение часовых радиостанциями на время службы и др.);

— увеличения количества постов (часовых) на стоянке аэродрома, имеющихся проблем, в связи с которыми охрана и оборона стоянки должным образом не представляется возможным (если таковые имеются).

Приложения:

1. Акт приема и сдачи инженерно-авиационной службы и должности заместителя командира войсковой части 00000 по инженерно-авиационной службе — начальника инженерно-авиационной службы (5 листов).

2. Объяснения заместителя командира войсковой части 00000 по ИАС подполковника Кирова от 15 октября 2005 г. (2 листа).

3. Объяснения исполняющего обязанности начальника группы самолетов (вертолетов) и двигателей первой авиационной эскадрильи капитана Матвеева от 1 ноября 2005 г. (1 лист).

4. Рапорт заместителя командира первой авиационной эскадрильи майора Крымова на имя командира войсковой части 00000 от 31 октября 2005 г. (1 лист).

3 ноября 2005 г. Капитан А. Дымов

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *