Справочник

Антидемпинговое законодательство РФ

Правовые основы антидемпингового регулирования внешнеэкономической деятельности

Д.полит.н., к.ю.н. Станкевич Г.В.

Пятигорский государственный лингвистический университет, Россия

К.и.н. Касевич Е.В.

Северо-Кавказский федеральный университет, Россия

Проблематика антидемпингового регулирования актуализируется в связи с вступлением РФ в ВТО. Российской Федерацией проведена достаточно объемная работа по корректировке законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность. В этой связи хотелось бы обозначить основные векторы регулирования в области применения антидемпинговых мер.

В основе антидемпингового процесса лежит антидемпинговое законодательство.

Первоначально, в отдельных государствах (в США, Австралии и Новой Зеландии), оно было представлено как часть законодательства о конкуренции, но со временем приобрело самостоятельный статус. В настоящее время антидемпинговое законодательство имеет две основные составляющие: национальное законодательство и унифицированные правила.

Поскольку вопрос о демпинге касается в первую очередь российских экспортеров, а также производителей товаров и импортеров, мы рассмотрим основные проблемы демпингового регулирования в России и в некоторых иностранных государствах: страны Европейского союза, США.

Для обозначения правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере защиты национального рынка государства-импортера от демпингового импорта товаров, используется понятие «антидемпинговое законодательство», неотъемлемой характеристикой которого является то обстоятельство, что его положения точно определяют, когда между какими субъектами должны возникать правоотношения, а также будущие права и обязанности сторон .

30 октября 1947 года, по предложению США, правила антидемпингового обложения были инкорпорированы как часть Генерального соглашения по тарифам и торговле. Положения, связанные с антидемпингом, были закреплены в основном в ст. VI ГАТТ. Согласно этой статье «демпинг, состоящий в том, что товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной цены товаров, подлежит осуждению, если он причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности, созданной на территории договаривающейся стороны, или существенно задерживает создание отечественной промышленности… В целях устранения действия демпинга или воспрепятствования ему договаривающаяся сторона может налагать на любой поступающий в порядке демпинга товар антидемпинговую пошлину…» .

С тех пор вопросы, связанные с демпингом, привлекали к себе внимание членов ГАТТ несколько раз. 13 июля 1967 года 17 участниками на переговорах «Кеннеди раунд» было подписано первое Соглашение об интерпретации ст. VI ГАТТ. Оно было пересмотрено в ходе переговоров «Токио раунд», и 12 апреля 1979 года 25 участников подписали новое .

В результате переговоров «Токио раунд» представители ЕЭС достигли компромисса, вследствие которого США, так же как и ЕЭС, подписали новое соглашение, а к 1 января 1980 года полностью ввели его в действие внутри страны. Однако уже на следующих переговорах «Уругвайского раунда» ряд договаривающихся сторон ГАТТ, особенно Европейский союз, пришедший на смену ЕЭС, Гонконг, Республика Корея, США и Япония предложили изменения.

Третье по счету Соглашение об интерпретации ст. VI ГАТТ 1994 года, подписанное 15 апреля 1994 года (Антидемпинговый кодекс), по сравнению с предшественниками значительно больше. В частности, оно предусматривает ясные и детальные правила, касающиеся определения демпинга и ущерба, процедур открытия и проведения антидемпинговых расследований, введение и срок действия антидемпинговых пошлин. Кроме того, четче обозначена роль многостороннего механизма разрешения споров по вопросам антидемпинговых мер, принимаемых национальными властями.

Это соглашение можно охарактеризовать как комплексный юридический документ, который в большинстве случаев содержит четкие и недвусмысленные формулировки. Вместе с тем остается определенное пространство для интерпретаций. Например, ст. 6.1.1 предусматривает, что экспортерам и импортерам должно предоставляться как минимум 30 дней на ответы по анкетным опросам — это довольно четкая формулировка, хотя и не понятно — 30 рабочих или календарных дней.

Официально Антидемпинговый кодекс 1994 года имеет название «Соглашение об интерпретации ст. VI ГАТТ 1994 года». Такое название Антидемпингового кодекса 1994 года имеет существенное юридическое значение, на которое указывает его первая статья, гласящая, что: «Антидемпинговая мера применяется только в обстоятельствах, предусмотренных в статье VI ГАТТ 1994года, и в результате расследований, инициированных и проведенных в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Нижеследующие положения регулируют применение статьи VI ГАТТ 1994 года, когда мера принимается на основании антидемпингового законодательства или нормативных актов»

Эта формулировка означает, что Антидемпинговый кодекс 1994 года является, в юридическом смысле, специальным законом по отношению к ст.VIГАТТ 1994 года и применяется вместо этой статьи. Причем такая ситуация сложилась не со всеми соглашениями Всемирной торговой организации. Для Антидемпингового кодекса важным является то обстоятельство, что сегодня (после уругвайского раунда переговоров ГАТТ) он превратился в международные обязательства в рамках Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации. Другими словами, эти обязательства берут на себя все члены Всемирной торговой организации.

Антидемпинговое регулирование в России во многом схоже с таковым в иностранных государствах. Можно сказать, что многие основные вопросы демпинга решаются единообразно. Это объясняется тем, что Россия вступила в ВТО, в чьих документах действует регулирование антидемпинговых процедур, применяемых на международном уровне.

На сегодняшний день в данной области регулирования действует ряд нормативно-правых актов. Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» устанавливает, в том числе, необходимость обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности с целью защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

В контексте антидемпингового обложения наибольший интерес представляют положения главы 4, определяющие основные направления государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в частности статьей 12 закрепляются меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности, к числу которых относятся защитные меры в отношении импорта товаров. Закон содержит основополагающие нормы для применения, в том числе, и антидемпинговых пошлин.

Новой вехой в антидемпинговом законодательстве России явился Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Основной задачей данного закона является закрытие пробелов в российском законодательстве, препятствующих применению, в том числе, и антидемпинговых пошлин. Закон устанавливает меры по защите экономических интересов Российской Федерации, определяет порядок их введения и применения. Одной из основных целей Закона названа защита отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции.

В статье 11 устанавливается, что причинение материального ущерба или угроза причинения материального ущерба отрасли российской экономики является основанием для применения антидемпинговых мер. В статье 3 дается понятие материального ущерба – это подтвержденное доказательствами ухудшение положения отрасли российской экономики, которое наступило вследствие демпингового импорта или субсидируемого импорта и выражается, в частности, в сокращении объема производства аналогичного товара в Российской Федерации и объема его реализации на рынке Российской Федерации, снижении рентабельности производства такого товара, негативном воздействии на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы в данной отрасли российской экономики, уровень инвестиций в данную отрасль российской экономики. Безусловно, определение данного понятия на законодательном уровне очень важно, потому что в мировой практике основанием для применения антидемпинговых пошлин является именно нанесение ущерба соответствующей отрасли промышленности страны импортера.

Антидемпинговому производству в Законе посвящена глава 3 «Антидемпинговые меры», основные положения которой сводятся к следующему: антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, а товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена данного товара ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли таким аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар .

Для введения антидемпинговой пошлины недостаточно установить сам факт продажи по цене ниже нормальной стоимости товара. Необходимо еще определить наличие существенного ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта. Особенности определения существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения устанавливаются Правительством РФ.

Согласно ст. 3, 16 Закона антидемпинговые меры применяются только на основании результатов антидемпингового расследования, установившего причинно — следственную связь между демпинговым импортом товара и причинением существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозой его причинения. Очевидно, что для введения антидемпинговых пошлин необходимы два основания — ввоз товара в Российскую Федерацию по демпинговым ценам и причинение этим существенного ущерба отрасли экономики. Ставка антидемпинговой пошлины не должна превышать размера демпинговой маржи.

Также Закон устанавливает порядок проведения антидемпингового расследования в главе 5. «Проведение расследований». В нем, однако, содержится отсылочная норма, согласно которой Правительство РФ определяет орган исполнительной власти, ответственный за проведение расследований. Таким органом является согласно Постановлению Правительства РФ от 05.06.2008 № 438 Министерство промышленности и торговли РФ.

Важно отметить, что в свете присоединения России к ВТО и Антидемпинговому кодексу разработка этого закона велась с постоянной оглядкой на международные стандарты антидемпингового обложения. Необходимость соответствия этим стандартам обусловлена требованиями унифицированных правил. Статья 18.4 Антидемпингового кодекса гласит, что каждая страна-участница должна предпринять «все необходимые шаги общего и конкретного характера, с тем, чтобы обеспечить, не позднее даты вступления для нее в силу Соглашения по ВТО, соответствие своих законов, нормативных актов и административных процедур положениям настоящего соглашения, насколько они могут применяться к данной стране, участнице соглашения» .

Таким образом, положения Антидемпингового кодекса 1994 г. могут применяться даже в отсутствие национального антидемпингового законодательства. По своему значению Антидемпинговый кодекс 1994 г. является базовым унифицированным стандартом антидемпингового регулирования. Он доминирует над другими источниками и служит для них ориентиром. В заключительных положениях Антидемпингового кодекса 1994 года указано, что никакая конкретная мера против экспорта по демпинговым ценам из другой страны — участника Всемирной торговой организации не может быть принята, кроме как в соответствии с положениями ГАТТ 1994 года, в интерпретации настоящего Кодекса (п. 1 ст. 18).

Международный антидемпинговый кодекс

При этом, как отмечено в ст. 18 (п. 2) Антидемпингового кодекса 1994 года, не могут допускаться никакие оговорки в отношении любого положения настоящего Кодекса без согласия других стран — участниц.

Целью Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О Таможенном регулировании в Российской Федерации» обозначено обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации, создание условий для развития внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой деятельности, что прямо корреспондируется с ранее принятым антидемпинговым законом. Так же ФЗ № 311 устанавливает обеспечение уплаты таможенных пошлин (залог, банковская гарантия, поручительство), порядок возврата (зачета) таможенных пошлин и взыскания таможенных платежей.

Кроме того, существует множество подзаконных актов, например посвященных вопросам определения происхождения товара, роль которых особенно повышается при уклонении от уплаты антидемпинговых пошлин.

Составляя самостоятельный предмет ведения Российской Федерации, таможенно-тарифное регулирование осуществляется не только нормами российского законодательства, но и нормами, содержащимися в международных договорах, конвенциях, соглашениях.

Вышеприведенный перечень нормативных актов, связанных с антидемпинговым обложением, не является исчерпывающим. Из неупомянутых источников на первом месте стоит Таможенный кодекс Таможенного союза, действующий на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, среди положений которого таможенное оформление, уплата таможенных платежей, таможенный контроль и т.д. Данный нормативно-правовой акт, являясь международным документом, заменил Таможенный кодекс РФ.

Положения, регламентирующие взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом по вопросу применения количественных ограничений, антидемпинговых и компенсационных пошлин, содержатся в ст.ст. 17, 20 и других статьях Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом от 24 июня 1994 года (Соглашение о партнерстве).

Указанные нормативные правовые акты создали минимальную необходимую законодательную базу, обеспечивающую возможность принятия защитных мер и проведения соответствующих процедур и расследования. В будущем, как отмечают некоторые ученые, в частности В.М. Шумилов , возможно принятие Антидемпингового кодекса, предусматривающего все особенности и процедуры антидемпингового процесса.

Литература:

1. Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» //Собрание законодательства РФ. 2003. № 50 Ст. 4851.

2. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 438 (ред. от 28.05.2013) «Министерство промышленности и торговли Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 4. Ст. 2868.

3. ГАТТ/ВТО: Сборник документов и рабочих материалов. http://www.wto.org

4. Шепенко Р.А. Антидемпинговый процесс. – М., 2002. С. 11.

5. Шумилов В.М. Международное экономическое право. — М., 2011.

6. Basic instruments and selected documents. 26/S. 1980. http://www.wto.org

7. The texts of the Uruguay round Agreements. Geneva, 1995. http://www.wto.org

Антидемпинговое законодательство

Де́мпинг (от англ. 

dumping — сброс) — продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и/или компаниями в расчёте на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счёт демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как к разовому мероприятию: монетизируют складские запасы, реализуют неликвидную продукцию; при острой и срочной потребности в денежных средствах, когда существует угроза больших убытков, чем потери при демпинге. В некоторых странах демпинг считают негативным явлением и борются с ним, применяя антидемпинговые законы.

Типы демпинга

Современное законодательство развитых стран различает два основных типа демпинга:

  • Ценовой демпинг — продажа на экспортном рынке товара по цене, которая ниже его цены на национальном рынке;
  • Стоимостный демпинг — продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его себестоимости.

В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

  • Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объёмы производства товара превышают ёмкость внутреннего рынка и перед компанией встаёт дилемма: либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешнем рынке.
  • Преднамеренный демпинг — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.
  • Постоянный демпинг — постоянный экспорт товаров по цене ниже их себестоимости.
  • Обратный демпинг — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке (например, экспорт газа и других энергоносителей из РФ)[источник?]. Встречается редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.
  • Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также часто в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

В мире

Демпинг нарушает правила справедливой конкуренции [источник не указан 88 дней] и влечёт убытки местных производителей. В мировой экономической практике, в ряде стран принято противостоять демпингу путём применения антидемпинговых законов, установления специальных антидемпинговых пошлин. Государство имеет законное[как?] право облагать антидемпинговыми пошлинами товары, которые продаются по ценам ниже справедливых[источник не указан 88 дней] и наносят материальный ущерб отрасли государства-импортёра.

Также весьма пагубно отражается демпинг и на уровне роста экономики в локальном масштабе [источник не указан 88 дней]. Особенно ярко это видно на рынке услуг, поставщики которых, занижая цены ниже реального уровня[источник не указан 88 дней], стараются увеличить свою долю рынка. Данное явление, принимая системный характер, препятствует развитию как одной отрасли, так и всего рынка однородных услуг в целом.

ГАТТ/ВТО: понятие демпинга

В рамках статьи VI ГАТТ и Соглашения по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг) даётся как определение демпинга, так и методы борьбы с ним (посредством введения антидемпинговых пошлин)[1][2][3].

Так, в рамках статьи VI ГАТТ под демпингом при международной торговле понимается продажа товаров по цене ниже нормальной стоимости. При этом под нормальной стоимостью товара понимается такая стоимость товара, которая будет не ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке. Правда, если сравнить со страной внутреннего рынка не представляется возможным, сравнивают либо с экспортом аналогичного товара в другие (третьи) страны, либо учитывают по стоимости производства, при этом делая поправки на налоги, издержки, норму прибыли и прочее[4].

Мотивация следить за тем, чтобы цена импорта в страну от компании была не ниже цены на внутреннем (для производителя) рынке, следующая:

  • рынки более или менее конкурентны, поэтому цена складывается разумно. Значит, с учётом незнакомого рынка, издержек на доставку, рисков, рекламы и других дополнительных предположительных расходов компания в принципе не должна продавать на чужом рынке дешевле, чем на своём внутреннем. Если такое происходит регулярно, нужно внимательно присмотреться к таким действиям и применить антидемпинговые пошлины или временные меры.

ГАТТ/ВТО: применение антидемпинговых мер

Наличие демпинга определяется по тому, что компания страны продаёт на рынке конкретной страны товары ниже нормальной стоимости. Под нормальной стоимостью понимается продажа в чужой конкретной стране товары ниже, чем у себя в стране.

Если демпинг причиняет или угрожает причинить серьёзный ущерб отрасли, то компании отрасли в достаточном количестве (не менее 50%) должны провести своё объективное расследование[5]. Расследование (т.н. процедурная составляющая) должно включать анализ:

  • доказательств факта демпинга
  • подсчёту антидемпинговой маржи (отношение разности нормальной цены EXW и экспортной цены EXW к экспортной цене CIP/CIF)
  • наличию материального ущерба
  • доказательства взаимосвязи между ними.
  • Собственно, именно на переводе из базиса EXW в CIP компания, которая обвиняется в демпинге, может завысить издержки и сама привести свои доказательства для отстаивания своих интересы в своём компетентном органе.

    Но основе материалов по процедурной составляющей компетентный (государственный) орган может принять решение:

    • подавать заявление в орган по разрешению споров ВТО
    • и/или ввести ответные меры

    Разрешение спора уже будет субстантивной составляющей. Что касается ответных мер, их можно ввести ещё до разбирательств в органе по разрешению споров ВТО (занимающих от года до несколько лет). Но сделать это можно не раньше 60 дней после начала расследования компаний от отрасли, страдающих от демпинга, совместно с компетентными органами[6]. Размеры мер не должны превышать размеров антидемпинговой маржи. Меры будут действовать как некая дополнительная пошлина за товар.

    То есть ещё раз, пример демпинга с точки зрения ВТО:

    • Компания страны А в своей стране А продаёт товар за 220 долл., а на рынок страны Б поставляет за 200 долл.
    • Производители спустя 4 месяца смогут обратиться в компетентные органы, предоставив результаты расследования, а компетентный орган может ввести сразу временные ограничительные меры в размере демпинговый маржи (для компенсации последствий демпинга).
    • Компании страны А тогда рекомендуется обратиться к своим компетентным органам и, учитывая небольшую демпинговую маржу, попробовать представить свои доказательства (варьируя издержки при переходе от цены EXW к цене CIP/CIF для пересчёта маржи на основе своих расчётных данных).

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    CC BY-SA 3.0 wikiredia.ru  

    

    Выполнил студент ИЭУиФ гр. ЭТ-51 Иванов Михаил

    Антидемпинговое регулирование в ВТО.

    В Женеве 16 декабря был подписан протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации, в связи с этим особый интерес вызывает законодательство, непосредственно связанное с положениями соглашений ГАТТ/ВТО. Антидемпинговое законодательство относится к такой категории. Оно касается одной из наиболее часто применяемых мер правового регулирования внешней торговли в странах, участвующих в ВТО.

    Согласно статье 6 ГАТТ, демпингом является распространение товаров одной страны на рынке другой по цене ниже их нормальной стоимости. Сравнение экспортных и внутренних цен — основной критерий выявления демпинга.

    В экономической науке под демпингом понимается метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

    Современное законодательство развитых стран различает два основных типа демпинга:

                        Ценовой демпинг — продажа на экспортном рынке товара по цене, которая ниже его цены на национальном рынке;

                        Стоимостный демпинг — продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его стоимости.

    В коммерческой практике демпинг может иметь одну из следующих форм:

    1. Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам.

    2. Преднамеренный демпинг — временное умышленное снижение экспортных цен целью которого является вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен.

    3. Постоянный демпинг — постоянный экспорт товаров по цене ниже их себестоимости.

    4. Обратный демпинг — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке.

    1. Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. В целях защиты от демпинга применяются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры в виде соответствующих пошлин, применяемых сверх ставок таможенных пошлин, или количественных ограничений или обязательств.

    В соглашениях с целью противодействия демпингу предусмотрено право стран-импортеров действовать вопреки принципам ГАТТ об увязывании тарифов и недопущении дискриминации торговых партнеров, поэтому, как правило, антидемпинговые меры заключаются в повышении импортных пошлин на те товары страны-экспортера, которые ввозятся по демпинговым ценам, с тем чтобы свести цену импортного товара до "нормального уровня" и предотвратить ущерб национальным компаниям страны-импортера.

    Расчет демпингового компонента того или иного товара возможен различными способами. Соглашение о субсидиях и контрмерах по субсидиям сужает их количество и предусматривает три метода расчета "нормальной цены". Основной способ связан с учетом цены на данный товар на внутреннем рынке страны-экспортера. В случае невозможности определения внутренней цены на товар можно воспользоваться двумя другими методами: на основе цены на товар, определяемой экспортером в третьей стране или с использованием сочетания производственных издержек экспортера, его прочих затрат и средних (обычных для данного экспортера) норм прибыли. Соглашение также предусматривает методические указания для расчетов допустимого соотношения между экспортной и "обычной" ценой.

    Однако расчет демпингового компонента не является достаточным, так как антидемпинговые меры могут быть предприняты только в том случае, если промышленности страны-импортера был нанесен ущерб в результате демпинговой деятельности.

    Для принятия антидемпинговых мер необходимо проведение детального расследования в соответствии с конкретными правилами. Расследование должно включать все факторы, влияющие на состояние соответствующей отрасли промышленности страны-импортера. Если в результате расследования подтверждается то, что демпинговая практика имеет место и что в результате ее наносится ущерб национальной промышленности, компания-экспортер будет вынуждена повысить цены на свою продукцию до взаимно согласованного уровня и тем самым избежать антидемпинговых импортных пошлин.

    Правила, которые действуют в настоящее время были приняты на "уругвайском" раунде (1986-1994 гг.) и являются результатом пересмотра кодекса об антидемпинговых мерах, принятого во время "токийского" раунда (1973-1979 гг.). Однако не все государства-члены ГАТТ подписали "токийский" кодекс.

    Антидемпинговые меры

    Правила, принятые на "уругвайском" раунде, являются составной частью соглашения ВТО и распространяются на все государства-члены.

    В антидемпинговом соглашении ВТО содержатся следующие компоненты:

                       более подробная методика расчета демпингового компонента;

                       более подробный порядок возбуждения и проведения антидемпинговых расследований;

                       правила применения и продолжительность применения антидемпинговых мер;

                       нормы работы арбитражных экспертных групп для использования при разрешении споров в антидемпинговой практике.

    Также соглашением предусмотрено подробное описание процедуры возбуждения дел по случаям демпинговой практики, порядка проведения расследований и условий, необходимых для предоставления показаний всеми заинтересованными сторонами. Срок действия антидемпинговых мер, как правило, составляет пять лет с даты наложения санкций, если дополнительное расследование не подтвердит, что снятие санкций приведет к ущербу.

    Антидемпинговые расследование подлежит прекращению в случае, если органы, ведущие расследование, сочтут, что демпинговый компонент незначителен (то есть ниже 2 % экспортной цены продукта). Также, расследование следует прекратить, если объем импортируемой продукции по демпинговым ценам незначителен (в случае, если объем импорта в данную страну составляет менее 3 % от общего объема импорта этого вида продукции, однако расследование продолжается в случае, если несколько стран, в каждой из которых объем импорта составляет менее 3 %, в совокупности импортируют 7 % или более от общего объема импорта данного вида продукции).

    Соглашением предусмотрена обязанность государств-членов безотлагательно и подробно информировать Комитет по антидемпинговой политике о текущих и завершенных мероприятиях, направленных на предотвращение и борьбу с демпингом; два раза в год представлять отчеты об антидемпинговых расследованиях.

    В случае возникновения разногласий государства-члены могут проводить между собой консультации, а при необходимости воспользоваться процедурой ВТО по урегулированию споров.

    Механизм установления антидемпинговых пошлин применяемый членами Всемирной торговой организации является достаточно сложным и сопряжен со значительными финансовыми и временными затратами. Но эти меры являются достаточно эффективными и получили широкое применение. Это объясняется тем, что демпинг как разновидность недобросовестной конкуренции способен нанести серьезный ущерб как производителям соответствующих товаров в стране импорта и добросовестным экспортером аналогичных товаров из других стран.

    1. Кудров В.М. Мировая экономика.М.:Юстицинформ,2009.- 512 с.

    2. Нечаева О. Мировая экономика: Учебное пособие Смоленск.:Русичь, 2008. — 84 с.

    1. Соглашения ВТО по применению статьи VI ГАТТ 1994

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *