Справочник

Аудиовизуальное произведение

Аудиовизуальное произведение и авторское право

Аудиовизуальное произведение является результатом творческой деятельности и охраняется нормами части четвертой ГК РФ. Его создание представляет собой финансово и технологически емкий процесс и включает в себя сразу несколько результатов интеллектуальной деятельности, что делает его сложным произведением.

Разберемся с понятиями

Нормы авторского права регулируют постоянно развивающуюся сферу общественных отношений. Если в начале двадцатого века ноты были единственной материальной формой закрепления музыкального произведения, то сегодня такое произведение может существовать на различных материальных носителей, в разных цифровых формах. Даже ноты могут быть объективированы не только на бумаге, но и в электронной форме. Количество способов использования объектов авторского права тоже постоянно растет и меняется, причем одновременно в составе одного произведения используется несколько объектов.

К сложным объектам относятся:

  1. аудиовизуальные произведения, в том числе кинофильмы (ст. 1263 ГК РФ);
  2. театрально-зрелищные представления;
  3. мультимедийные продукты;
  4. единые технологии (ст. 1542 ГК РФ).

Классическим примером одновременного использования нескольких объектов авторского права в составе одного произведения являются музыкально-драматические произведения (кинофильмы, театральные постановки).

Вопросы соавторства в отношении аудиовизуального произведения (Ковалева Я.)

Тем не менее ни за сотни лет существования театра, ни сегодня — в "телевизионно-виртуальном" обществе отечественная наука не выработала термина, который бы в полной мере отражал специфику таких объектов авторского права, которые являются неоднородными по своей структуре.

Как в иностранной, так и в отечественной литературе встречаются упоминания о разнородных, то есть составных произведениях. Когда говорится об аудиовизуальных, музыкально-драматических произведениях как о составных объектах, фактически имеется в виду, что это — сборники. Так, по мнению некоторых авторов, опера, балет, кинофильм — это сборники <1>.

<1> Семенова О., Николаева Е. Спорные вопросы соавторства // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2007. N 9. С. 13.

В законодательстве отсутствуют нормы, закрепляющие положение относительно "сборного" характера неоднородных произведений. Такая абсурдная ситуация возникла в результате отсутствия в авторском праве термина, способного отразить юридическую сущность таких неоднородных по структуре, но целостных по природе произведений (песня, аудиовизуальное, музыкально-драматическое произведение и т.д.).

Учитывая, что эти произведения искусства имеют широкое распространение и играют важную роль в современном обществе, необходимо разработать термин, который бы отображал их специфику как объектов авторского права. С этой целью предлагается рассмотреть понятие "сложное произведение".

Данное понятие встречается в ст. 1240 ГК РФ. Так, лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, единой технологии), приобретает право использования указанных результатов на основании соответствующих договоров. То есть в данной норме речь идет преимущественно об аудиовизуальных произведениях.

К авторам аудиовизуального произведения как единого целого российский законодатель отнес только три категории авторов:

  • режиссера-постановщика;
  • автора сценария;
  • композитора, являющегося автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

Другие творцы, принявшие участие в создании аудиовизуального произведения, а также лица, чьи произведения вошли составной частью в аудиовизуальное произведение, но существовали до него, авторами аудиовизуального произведения не являются.

К аудиовизуальным относятся кинематографические, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и др.), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Аудиовизуальное произведение состоит из серии связанных между собой изображений, которые при просмотре с помощью специальных технических устройств создают иллюзию движения. Основным предназначением является зрительное восприятие. Но в наше время подавляющее большинство аудиовизуальных произведений имеет звуковое сопровождение. Отсюда и название аудио (воспринимаемые на слух) и визуальные (т.е. воспринимаемые зрительно) произведения.

Аудиовизуальные произведения не являются составным (сборным) произведением — объектом авторского права, регулируемым ст. 1260 ГК РФ. Это всегда сложные, комплексные, но единые по сюжету произведения, так как такой результат интеллектуальной деятельности существует только в целом, включает все творческие составляющие, без любого из них его объективно не существует, хотя многие элементы и могут быть использованы обособленно, отдельно. Например, неисключительное право на использование музыкального сопровождения к фильму передается по лицензионному договору другим лицам, и эти лица используют результат интеллектуальной деятельности в пределах, предусмотренных договором (неисключительная лицензия).

Однако использование отдельных произведений для создания аудиовизуального произведения не является их механическим сложением. Более того, такое использование не переделка, переработка отдельных произведений. Поэтому, по мнению большинства авторов, нельзя говорить, что при использовании аудиовизуального произведения в нем сохраняются и используются отдельные вошедшие в него произведения.

Характерным для российского законодателя является установление исчерпывающего перечня объектов авторского права, входящего в группу "сложных объектов". Об этом говорят специалисты Исследовательского центра частного права России: "Во избежание чрезмерно широкого применения положений о сложном объекте в п. 1 ст. 1240 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень таких объектов" <2>.

<2> Заключение Исследовательского центра частного права по вопросам толкования и возможного применения отдельных положений части четвертой ГК РФ // Вестник гражданского права. 2007. N 3. Том 7. С. 124.

Приведенный в ГК РФ перечень сложных объектов не содержит всех возможных вариантов неоднородных произведений, которые существуют сегодня (например, песни). Что уж говорить о тех новых видах результатов творческой работы, которые появятся в будущем.

Аудиовизуальное = сложное

Анализ сложных произведений позволяет выделить вполне очевидные характерные черты этих объектов, позволяющие отнести их к отдельной группе объектов авторского права. Проблема сложных объектов авторского права в юридической литературе исследовалась очень мало. Некоторые исследователи все же обращают внимание на феномен неоднородных по своей структуре произведений.

Так, исследуя вопросы соавторства на аудиовизуальное произведение, В.А. Дозорцев коснулся характеристики сложных объектов, которые называет "многослойными" или "комплексными" <3>. Ученый пишет: "С развитием техники появились весьма сложные объекты, которые, как правило, просто не могут быть созданы одним лицом, к тому же они составляют продукт разнородной деятельности. Их формирование является результатом многослойного процесса, когда одни лица своей творческой деятельностью создают элементы, используемые на втором этапе уже другими лицами для комплексного объекта в целом… Правовой режим такого единого, но сложного, комплексного и многослойного результата, состоящего из множества разнородных объектов, должен обладать существенными особенностями. Многослойный интеллектуальный продукт существует в целом, включает все составляющие, без любого из них его объективно нет, хотя многие элементы могут быть использованы и обособленно, отдельно".

<3> Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. — М., 2003. С. 146.

Из приведенных В.А. Дозорцевым бесспорных доводов можно сделать вывод, что сложный объект:

  • состоит из множества разнородных объектов;
  • существует в целом и без любого из своих составляющих не существует;
  • составляющие сложного объекта могут использоваться отдельно.

Специалисты Исследовательского центра частного права России выделяют такие черты сложных произведений:

  • представляют собой единое целое (единый объект);
  • имеют сложный состав (структуру), образуемый из совокупности разнородных результатов интеллектуальной деятельности <4>.

<4> Заключение Исследовательского центра частного права… // Вестник гражданского права. 2007. N 3. Том 7. С. 124.

Действительно, в процессе создания, например, музыкального произведения с текстом в соавторстве усилия прилагают представители разных видов искусства — музыки и литературы. Поэт работает над словами и рифмой, которые являются элементами отдельного объекта авторского права — произведения литературы. Музыкант в свою очередь работает над вокальной партией, элементом музыкального произведения. Эти два объекта могут использоваться как вместе, так и раздельно. При этом текст не может признаваться частью музыкального произведения, так как он является результатом творческого труда специалиста другого вида искусства. Таким образом, они являются самостоятельными элементами произведения, которое включает неоднородные объекты.

Однако аудиовизуальное произведение является результатом деятельности нескольких лиц, направленной на создание именно целостного, состоящего из отдельных частей, сложного произведения. Несмотря на то что отдельно эти части могут стать предметом гражданских правоотношений, они все же призваны служить существованию единого произведения, единого объекта авторского права.

Хотелось бы обратить внимание еще на одну особенность сложного произведения. Все его части находятся в равном положении относительно друг друга, ни одна не является главной относительно других частей. Иными словами, с точки зрения авторского права важна только способность элемента сложного произведения быть использованным самостоятельно от произведения в целом и от его других элементов (иметь самостоятельное значение). Так, либретто оперы может рассматриваться как самостоятельный элемент этого произведения. Об этом свидетельствует то, что оно может быть опубликовано в отдельных брошюрах, например.

С учетом вышесказанного сложное произведение — это произведение, в котором:

  • объединены произведения двух или более отраслей искусства (разнородные объекты авторского права);
  • каждая из частей такого произведения создавалась именно с целью создания целостного произведения;
  • каждая из частей произведения не является главной по отношению к другим;
  • части произведения могут использоваться как вместе, так и отдельно от других частей произведения (то есть иметь самостоятельное значение) <5>.

<5> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: в 3 т. Т. 1 / под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина; Инст. государства и права РАН.М., 2004. С. 400.

Итак…

Таким образом, сложное произведение — это произведение, состоящее из разнородных частей — произведений разных отраслей искусства, каждая из которых не является главной относительно других частей. Эти части первично создаются как элементы целого объекта авторского права, но после достижения творческого результата могут использоваться как отдельные объекты авторского права. Исходя из приведенных отличительных черт сложного произведения, к примеру, музыкальное произведение не может быть сложным, так как его элементы имеют однородный характер, то есть принадлежат к одному виду искусства. Оно может быть делимым — в зависимости от количества музыкальных элементов, которые его составляют (мелодия, гармония, ритм). В то же время музыкальное произведение может быть частью сложного (оперы, песни) или аудиовизуального произведения (фильма).

Понятие "сложное произведение" является новым для авторского права. Однако его появление обусловлено практической и научной необходимостью. Применение данного термина на практике (например, при заключении авторских договоров) может значительно прояснить отношения, возникающие в процессе создания и использования объектов авторского права.

Подводя итог, можно сказать, что аудиовизуальное произведение является сложным, комплексным объектом авторского права, создание которого коренным образом отличается от создания иных объектов авторского права и представляет собой сложный финансовый и технологический процесс, характеризующийся необходимостью привлечения значительных материальных средств на стадиях создания и использования такого произведения, финансовыми рисками и ответственностью, а следовательно, необходимостью присутствия четко регламентированных терминов и правовых норм.

Д.Борисенко

Аспирантка

РГГУ

г. Москва

Аудиовизуальное произведение — произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Согласно ГК РФ аудиовизуальное произведение само является объектом авторских прав, которое, в свою очередь, состоит из других объектов авторских прав, которые либо существовали до создания аудиовизуального произведения, либо создавались специально для аудиовизуального произведения.

К авторам аудиовизуального произведения как единого целого российский законодатель отнес только три категории авторов: режиссера-постановщика; автора сценария; композитора, являющегося автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Другие творцы, принявшие участие в создании аудиовизуального произведения, а также лица, чьи произведения вошли составной частью в аудиовизуальное произведение, но существовали до него, к авторам аудиовизуального произведения не относятся.

Таким образом, у трех категорий лиц возникают авторские права на аудиовизуальное произведение в целом. Кроме того, у этих лиц возникают авторские права на конкретно созданное ими в процессе создания фильма произведение. Так, у композитора, написавшего музыкальное произведение к фильму, возникают авторские права на фильм и авторские права на созданную им к фильму музыку.

У остальных авторов, создавших произведения для аудиовизуального произведения, возникают авторские права только на конкретно созданные ими произведения.

Поскольку аудиовизуальное произведение само как единое целое является объектом авторских прав, при этом состоит из ряда произведений, то изготовителю аудиовизуального произведения (продюсеру) для того, чтобы правомерно использовать аудиовизуальное произведение, необходимо обладать как исключительным правом или правом использования на аудиовизуальное произведение в целом, так и исключительными правами или правом использования на все охраняемые произведения, вошедшие составной частью в аудиовизуальное произведение.

Первоначально исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом возникает у режиссера-постановщика, автора сценария и композитора. Их работа по созданию произведений может выполняться как в рамках исполнения трудового договора, так и в рамках исполнения гражданско-правового договора в зависимости от вида отношений, в которых авторы состоят с изготовителем аудиовизуального произведения. Если режиссер-постановщик состоит в трудовых отношениях с изготовителем аудиовизуального произведения, то аудиовизуальное произведение применительно к режиссеру-постановщику будет являться служебным произведением.

Аудиовизуальные произведения в виде рекламного ролика

Если изготовителем аудиовизуального произведения с одним из авторов аудиовизуального произведения заключается договор для выполнения конкретной работы, для создания произведений к конкретному фильму, то имеет место договор авторского заказа, который является гражданско-правовым.

Таким образом, в первую очередь необходимо правильно определить природу договора, лежащего в основании отношений между изготовителем аудиовизуального произведения и авторами аудиовизуального произведения.

Если все три категории авторов связывает с изготовителем аудиовизуального произведения трудовой договор, то аудиовизуальное произведение в целом является служебным произведением и согласно п. 2 ст. 1295 ГК РФ исключительное право на аудиовизуальное произведение, первоначально возникшее у трех категорий авторов, переходит в силу закона к изготовителю аудиовизуального произведения, если договором между ними и работодателем, в качестве которого выступает изготовитель аудиовизуального произведения, не предусмотрено иное.

Если аудиовизуальное произведение создается в рамках гражданско-правового договора — договора авторского заказа, то отношения между авторами аудиовизуального произведения и изготовителем аудиовизуального произведения, хотя и в недостаточной мере, регулируются положениями ст. 1288 ГК РФ. Следует обратить внимание, что автоматически в силу данного договора исключительное право на аудиовизуальное произведение или право использования аудиовизуального произведения к изготовителю аудиовизуального произведения не переходит, поэтому в данном договоре должно быть обязательно прямо предусмотрено условие или об отчуждении исключительного права на аудиовизуальное произведение в целом или о предоставлении права использования аудиовизуального произведения.

Кроме того, изготовитель аудиовизуального произведения для правомерного использования произведений, вошедших в аудиовизуальное произведение, должен обладать исключительными правами или правом использования произведений в составе аудиовизуального произведения, в том числе и тех произведений, которые созданы авторами аудиовизуального произведения.

Согласно п. 3 ст. 1263 ГК РФ при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения. Другим авторам аудиовизуального произведения такое право не предусмотрено.

Права продюсера на аудиовизуальное произведение носят производный от исключительных прав авторов характер и зависят от типа договора, заключаемого им с авторами. Законодатель закрепляет за продюсером право на указание своего имени или наименования. Данное право является неимущественным правом.

Каждый автор, чье произведение составной частью вошло в аудиовизуальное произведение, сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, если автор заключит с продюсером договор об отчуждении исключительного права на произведение либо это право перешло к другим лицам. В том случае, если еще до создания аудиовизуального произведения автор передал исключительное право на свое произведение другому лицу, продюсер должен будет заключать договор на использование произведения при создании аудиовизуального произведения с этим другим лицом.

⇐ Предыдущая123

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

2. Авторами аудиовизуального произведения являются:

1) режиссер-постановщик;
2) автор сценария;
3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.

4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.

Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Комментарий к статье 1263 Гражданского Кодекса РФ

В статье 1263 определяется правовой режим аудиовизуального произведения — один из самых сложных и "многослойных".

Аудиовизуальное произведение с точки зрения формы представляет собой совокупность связанных между собой изображений, образующих целостный видеоряд и воспринимаемых с помощью соответствующих технических устройств.

Аудиовизуальное произведение может сопровождаться или не сопровождаться звуком. Строго говоря, то произведение, которое звуком не сопровождается, является просто визуальным. Однако закон не проводит такого различия, в т.ч. в целях упрощения конструкций норм, регулирующих отношения по созданию и использованию таких произведений.

С точки зрения используемых технических средств аудиовизуальные произведения могут подразделяться на кинематографические, телевизионные или видеоленты. С точки зрения жанра — на игровые фильмы, документальные, мультипликационные, сериалы, программы и передачи, не являющиеся фильмами.

2. Аудиовизуальное произведение состоит из разных категорий объектов, и на такие объекты возникают разные категории прав.

Как произведение особого вида, состоящее из совокупности изображений, воспринимаемых с помощью слуха и зрения, аудиовизуальное произведение имеет трех авторов: режиссера-постановщика, автора сценария и композитора, специально создавшего музыкальное произведение для аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263). Каждый из этих авторов имеет свою творческую функцию и затрачивает свои творческие усилия, значение которых таково, что закон связывает с ними признание соавторства на аудиовизуальное произведение.

Режиссер-постановщик — центральная фигура, организующая и возглавляющая творческий процесс создания аудиовизуального произведения. Сценарист создает основу для аудиовизуального произведения, выстраивает сюжет, круг задействованных лиц, перечень и описание сцен и т.д. Композитор создает музыку, влияние которой на восприятие аудиовизуального произведения для публики таково, что очень часто без соответствующей музыки аудиовизуальное произведение не осознается, а лишь небольшой музыкальный фрагмент сразу связывает память с образами и сценами аудиовизуального произведения, в котором эта музыка прозвучала.

По своему правовому положению режиссер-постановщик отличается от сценариста и композитора. Последние в принципе могут использовать созданные ими сценарий и музыку отдельно от аудиовизуального произведения. Сценарий может быть переработан, переведен на другой язык, использован иным образом отдельно от аудиовизуального произведения. Это же относится и к музыке, которая может звучать не только при демонстрации аудиовизуального произведения, но и на радиостанции, публично исполняться и т.д. Но при этом все трое являются соавторами аудиовизуального произведения.

3. Аудиовизуальное произведение может включать и иные произведения иных авторов. В этом проявляется специфика аудиовизуального произведения как сложного объекта (ст. 1240 ГК).

Во-первых, аудиовизуальные произведения могут включать произведения, ранее существовавшие. Например, музыкальное произведение, которое уже существовало, но вошло составной частью в аудиовизуальное произведение.

Во-вторых, они могут включать произведения, которые созданы в процессе работы над аудиовизуальным произведением и вошли в них составной частью (п. 5 рассматриваемой статьи). Так, художник-постановщик или художник по костюмам могут создавать новые произведения специально для аудиовизуального произведения. Однако они не признаются соавторами аудиовизуального произведения в целом, в отличие от сценариста и композитора.

В-третьих, аудиовизуальные произведения включают объекты смежных прав и, прежде всего, исполнения. Актеры, певцы, музыканты, как задействованные в постановке соответствующего фильма или иного аудиовизуального произведения, а также иные исполнители (стихов, песен, музыки) создают целый ряд объектов смежных прав, которые также являются частью аудиовизуального произведения как сложного объекта.

В соответствии с п. 5 рассматриваемой статьи (в отношении произведений) и п. 3 ст. 1315 ГК (в отношении исполнений), а также в соответствии со ст. 1240 ГК указанные лица обладают исключительным правом на свои произведения (исполнения), если только оно не было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к этим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

4. Изготовитель аудиовизуального произведения (продюсер) является третьей категорией правообладателей, появляющихся в связи с созданием аудиовизуального произведения.

5. Продюсер представляет собой лицо, которое организовало создание сложного объекта (аудиовизуального произведения), поэтому его права определяются в соответствии со ст. 1240 ГК.

Анализ указанной статьи с учетом как "многослойности" аудиовизуального произведения, имеющего трех авторов, так и наличия других объектов авторских смежных прав, включаемых в аудиовизуальное произведение, приводит к выводу о том, что продюсер приобретает право использования как аудиовизуального произведения в целом, так и отдельных объектов, входящих в его состав.

Причем такое право использования в отношении произведений и объектов смежных прав, специально созданных или создаваемых для включения в аудиовизуальное произведение, возникает, по общему правилу, на основании договора об отчуждении исключительного права, если соглашением не предусмотрено иное (п. 1 ст. 1240 ГК). В отношении объектов, которые ранее существовали, действует правило о лицензионном договоре (п. 3 ст. 1233 ГК).

Но даже когда продюсер получил право использования соответствующего объекта, включенного в аудиовизуальное произведение, на основании лицензионного договора, условия этого договора не могут ограничивать право продюсера использовать данный объект в составе аудиовизуального произведения под страхом недействительности таких условий (п. 2 ст.

О правовом статусе аудиовизуального произведения, видеозаписи концерта (спектакля) и телепрограммы

1240 ГК).

Помимо этого, продюсер вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания (абз. 2 п. 4 комментируемой статьи).

6. Говоря о ст. 1263, необходимо остановиться и на еще одном моменте — праве композитора на вознаграждение за использование его музыкального произведения, предусмотренное п. 3.

В части 4 ГК не закреплено право на вознаграждение как отдельное право в отношении результатов творческой деятельности. Это связано с тем, что исключительное право (как право имущественное) уже предполагает возможность получить вознаграждение при распоряжении им на условиях возмездности. Ситуация не меняется и при использовании объектов авторского права с выплатой соответствующего вознаграждения (например, в случае, указанном в ст. 1245 ГК), поскольку это связано с особенностями реализации исключительного права при использовании, не предполагающем получения согласия правообладателя.

Случай же, указанный в комментируемом положении, особый. Формулировка данного положения — композитор сохраняет право на вознаграждение — предполагает непередаваемость данного правомочия. То есть даже при отчуждении исключительного права композитор все равно сохраняет право на вознаграждение. В связи с этим возможны две теоретические трактовки данного права: как определенного специального права композитора, относящегося к иным интеллектуальным правам, либо как правомочия, которое входит в исключительное право, но не может быть отчуждено, а остается у композитора. Но при любой трактовке налицо связь с личностью композитора.

Личный характер данного права предполагает, что оно не может перейти по наследству, т.к. никакого отличия в сингулярном и универсальном правопреемстве применительно к данному случаю не существует.

Статья 13. Авторское право на аудиовизуальные произведения. 1.

Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права

Авторами аудиовизуального произведения являются:

режиссер-постановщик;
автор сценария (сценарист);
автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).
2. Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.
Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
3. При публичном исполнении аудиовизуального произведения автор музыкального произведения (с текстом или без текста) сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения.
4. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и другие), так и созданных в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), пользуются авторским правом каждый на свое произведение.
Комментарий к статье 13
1. Первым российским нормативным правовым актом, в котором нашло отражение понятие "аудиовизуальное произведение", были Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (ст. 134 Основ). Комментируемый Закон понимает под аудиовизуальным произведением произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств (ст. 4 Закона). Данное понятие представляется несколько устаревшим, поскольку новые формы аудиовизуальных произведений более не состоят из "связанных между собой кадров" (например, видеофильм, а тем более цифровое кино), что в то же время не мешает им являться таковыми. Непонятно, почему последняя редакция Закона от 20 июля 2004 г. не коснулась данной дефиниции.
Аудиовизуальные произведения включают кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы, слайдфильмы и т.д.), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
2. Согласно ранее действовавшему советскому законодательству (ст. 486 ГК РСФСР 1964 г.) авторское право на кинофильм и телевизионный фильм принадлежало студии, снявшей его (т.е. ранее в качестве авторов признавались не только физические, но и юридические лица), а авторское право на любительские ленты принадлежало их непосредственным авторам.
Комментируемая статья Закона провозглашает в качестве авторов аудиовизуального произведения трех субъектов:
режиссера-постановщика;
автора сценария (сценариста);
автора музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитора).
Остальные субъекты (физические лица), чей творческий труд нашел отражение в аудиовизуальном произведении (автор романа, положенного в основу сценария, декораторы и художники-постановщики, операторы, звукорежиссеры, инженеры по свету и т.д.), являются авторами произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение.
Субъект (физическое или юридическое лицо), который взял на себя инициативу и ответственность за изготовление аудиовизуального произведения и имя (наименование) которого указано на этом произведении (при отсутствии доказательств иного), согласно ст. 4 Закона является изготовителем аудиовизуального произведения.
3. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что заключение договора заказа на создание аудиовизуального произведения между его авторами и изготовителем влечет за собой передачу авторами изготовителю следующих исключительных прав на аудиовизуальное произведение:
на воспроизведение;
на распространение;
на публичное исполнение;
на сообщение по кабелю для всеобщего сведения;
на передачу в эфир или любое другое публичное сообщение;
на субтитрирование текста аудиовизуального произведения;
на дублирование текста аудиовизуального произведения.
Указанные правомочия переходят от авторов аудиовизуального произведения к его изготовителю автоматически, если иное не предусмотрено в договоре, и принадлежат последнему в течение всего срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение (специального срока охраны для аудиовизуальных произведений Закон не устанавливает, поэтому в данном случае имеются в виду общие сроки, предусмотренные в ст. 27).
Данные правила не распространяются на авторов произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, — они пользуются авторским правом каждый на свое произведение, и для правомерного использования их творческого труда в рамках аудиовизуального произведения его изготовителю необходимо урегулировать отношения со всеми этими авторами (получить права на использование их произведений путем заключения авторского или трудового договора).
4. Равно как и издателю в отношении издаваемых им энциклопедий и средств массовой информации (п. 2 ст. 11), изготовителю в отношении изготавливаемого им аудиовизуального произведения принадлежит право при любом использовании этого произведения указывать свое имя (наименование) либо требовать такого указания в случае использования аудиовизуального произведения другими лицами.
5. Пункт 3 наделяет композитора особым правом по отношению к другим соавторам аудиовизуального произведения: при публичном исполнении аудиовизуального произведения композитор сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения.

Вернутся в раздел Комментарии к законам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *