Справочник

Банкротство бюджетного учреждения

Статья 65 ГК РФ устанавливает, что "юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом)…".

Таким образом, ГК распространяет действие норм о несостоятельности в основном на коммерческие организации. При этом норма п. 1 ст. 65 ГК императивна и не допускает дополнения перечня некоммерческих организаций, к которым применимы процедуры банкротства, какими-либо иными видами некоммерческих организаций. Подобный подход плохо согласуется с положением п. 3 ст. 50 ГК, содержащим открытый перечень некоммерческих организаций. В результате заранее исключается возможность распространения положений о банкротстве на вновь вводимые формы некоммерческих организаций. Если же такая необходимость возникнет, придется вносить соответствующие изменения в п. 1 ст. 65 ГК и в ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон о несостоятельности).

С учетом данных обстоятельств представляется, что определение круга некоммерческих организаций, в отношении которых применимы процедуры банкротства, путем перечисления их конкретных форм вряд ли оправданно. Более рациональным с точки зрения юридической техники в рассматриваемой ситуации было бы установление критериев отнесения некоммерческих организаций к числу юридических лиц, на которые распространяется законодательство о банкротстве. Ни ГК, ни Закон о несостоятельности не содержат таких критериев. Однако их можно выявить путем анализа норм, определяющих понятие и признаки несостоятельности, а также цель применения процедур банкротства.

Из смысла п. 1 ст. 65 ГК следует, что отправным критерием является цель деятельности организации — извлечение прибыли. Для того чтобы определить, насколько занятие предпринимательской деятельностью связано с возможностью применения положений о банкротстве, необходимо рассмотреть, во-первых, особенности правоспособности коммерческих и некоммерческих организаций, во-вторых, цели применения института несостоятельности.

В соответствии с п. 1 ст.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица

49 ГК юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с ней обязанности. В этом же пункте указывается, что коммерческие организации, за некоторыми исключениями, могут иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. В отношении некоммерческих организаций установлено общее ограничение на занятие предпринимательской деятельностью — такая деятельность допускается только постольку, поскольку она необходима для достижения уставных целей организации (п. 3 ст. 50 ГК). Помимо этого, в ГК установлены ограничения возможности участия некоммерческих организаций в некоторых обязательствах. Так, только коммерческие организации могут выступать в качестве финансовых агентов по договору финансирования под уступку денежного требования (ст. 825 ГК), сторонами в договоре коммерческой концессии (п. 3 ст. 1027 ГК). По общему правилу, доверительным управляющим также может быть только коммерческая организация (п. 1 ст. 1015 ГК). Однако и коммерческие организации не могут быть субъектами некоторых обязательств. В частности, они не могут выступать в качестве одаряемых (п. 4 ст. ст. 575 ГК), получателей постоянной ренты (п. 1 ст. 589 ГК). В некоторых сделках одной из сторон могут участвовать только специализированные коммерческие организации. Например, только кредитные организации могут являться стороной, принимающей денежные средства и осуществляющей операции по счету в договорах банковского вклада (ст. 834 ГК) и банковского счета (ст. 845 ГК). Только банки, иные кредитные учреждения и страховые организации вправе выдавать банковскую гарантию (ст. 368 ГК) и т.д.

Необходимо отметить, что имеющиеся ограничения участия в хозяйственном обороте для некоммерческих организаций весьма незначительны и позволяют им принимать активное участие в гражданско-правовых отношениях. Следовательно, по части возможностей совершения различных сделок правоспособность некоммерческой организации по существу мало отличается от правоспособности коммерческого юридического лица. К тому же закон закрепляет за некоторыми видами некоммерческих организаций право заниматься предпринимательской деятельностью, а потребительскому кооперативу даже предоставляет право распределять часть прибыли среди участников (ст. 116 ГК). Правом на занятие предпринимательской деятельностью для достижения уставных целей, кроме фондов и потребительских кооперативов, наделены, в частности, некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации (ст.ст. 8, 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Участие в предпринимательской деятельности не противоречит сущности некоммерческих организаций — ведь основным отличием их от коммерческих является то, что вся прибыль первых должна идти на достижение уставных целей, а не распределяться между учредителями. Некоммерческая организация участвует в различных имущественных отношениях и может выступать в роли должника и кредитора. Как и коммерческие юридические лица, некоммерческие организации (за исключением учреждений) самостоятельно отвечают по своим обязательствам в полном объеме и, если ответственность вытекает из обязательства, связанного с предпринимательской деятельностью, она наступает независимо от наличия вины организации. Причем для кредитора безразлично, в связи с чем возникло обязательство должника. В любом случае действует принцип ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. В определении несостоятельности также отсутствует указание на то, что задолженность должна возникнуть при осуществлении предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 2 Закона о несостоятельности "несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом". Из этого следует, что основанием для признания должника банкротом является невозможность удовлетворения любых требований кредиторов в течение определенного срока, если задолженность достигает установленного законодательством размера. Под должником, согласно той же ст. 2 Закона о несостоятельности, понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо.

Из сказанного можно сделать вывод, что ограничение некоммерческих организаций в занятии предпринимательской деятельностью не может являться достаточным основанием, чтобы исключить возможность применения к ним процедур банкротства.

Следующим требованием, необходимым для реализации процедур банкротства, выступает наличие в собственности или хозяйственном ведении организации обособленного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Данный критерий связан с таким признаком юридического лица, как способность нести самостоятельную имущественную ответственность. В том случае, если у организации имеется обособленное имущество, но оно принадлежит ей на праве оперативного управления, для восполнения ограничения на распоряжение закрепленным за организацией имуществом и защиты интересов кредиторов введено правило о дополнительной ответственности собственника по долгам такой организации (ст.ст. 115, 120 ГК). Подобная организация не может быть признана банкротом, так как не обладает имуществом (кроме выделенных собственником денежных средств), которым может самостоятельно распоряжаться. Банкротство здесь не имеет смысла, так как все имущество принадлежит собственнику, который несет дополнительную ответственность по долгам организации. Следовательно, банкротом должен признаваться именно он. В силу этого процедуры банкротства неприменимы к казенным заводам. Последние не имеют права самостоятельно распоряжаться переданным им имуществом (ст. 296 ГК), дополнительную ответственность по их обязательствам несет государство (ч. 5 ст. 115 ГК).

Таким образом, возможность признания организации несостоятельной определяется прежде всего способностью нести самостоятельную имущественную ответственность. Большинству некоммерческих организаций имущество принадлежит на праве собственности. Лишь один вид некоммерческих организаций — учреждение — обладает имуществом на праве оперативного управления и имеет весьма ограниченные возможности им распоряжаться. Можно сделать вывод, что практически у всех некоммерческих организаций есть экономические предпосылки для применения к ним процедур несостоятельности.

Поскольку некоммерческие организации активно участвуют в гражданском обороте, необходимо обеспечить как интересы их кредиторов, в том числе работников организации, так и интересы самой организации на случай наступления неплатежеспособности. В связи с этим следует отметить, что задачей института банкротства является защита интересов кредиторов и соразмерное удовлетворение их требований в порядке установленной очередности, а также предоставление возможности должнику восстановить свое финансовое положение, продолжить деятельность после погашения требований кредиторов. Неприменение к некоммерческим организациям процедур банкротства не только снижает возможности кредиторов по взысканию задолженности с неплатежеспособной некоммерческой организации, но и ущемляет интересы самой организации-должника, так как лишает ее права использовать предусмотренные законодательством о несостоятельности средства, направленные на восстановление платежеспособности.

В пользу распространения на некоммерческие организации процедур несостоятельности можно указать на общую тенденцию расширения круга субъектов несостоятельности, проявляющуюся в российском законодательстве, и постепенный отход от прямой зависимости между осуществлением предпринимательской деятельности и возможностью признания должника банкротом. Так, ранее действовавший Закон РФ от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" допускал применение процедур банкротства только к юридическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, каковыми на тот момент являлись предприятия. ГК отступил от данного принципа, признав субъектами несостоятельности фонды и потребительские кооперативы.

До настоящего времени банкротство казенных предприятий осложнено действующим гражданским законодательством. И фактически доказать неплатежеспособность какого-либо казенного предприятия, очень сложно. Из истории банкротства известно, что банкротом считается тот, кто сам объявляет в судебных инстанциях о своей несостоятельности перед платежными требованиями кредиторов.

Причем критерии банкротства абсолютно специфичны и зависят от формы собственности предприятия.

Банкротство казенных предприятий во многом определяется 65 статьей ГК РФ, где перечисляются условия и признаки банкротства различных организаций.

Последствия банкротства предприятия

С точки зрения реальных экономических процессов, до сих пор существуют доходные казенные предприятия и нерентабельные. Так как принципы деятельности казенного предприятия основаны на государственной собственности, то по всем финансово-экономическим изменениям собственнику (т.е. государству) придется предоставить веские обоснования, чтобы уполномоченные органы приняли какое-либо решение.

Учитывая, что по всем платежным обязательствам казенное предприятие отвечает принадлежащим ему имуществом, находящимся в федеральной собственности, то признание его несостоятельности находится внесудебной компетенции. Банкротство казенных предприятий определяется высшей исполнительной властью или уполномоченным органном государственной власти субъекта РФ, в чьем ведомстве находится данное предприятие.

В некоторых случаях, казенное предприятие может быть ликвидировано, реорганизовано или передано другому ведомству. Вы можете обратиться за онлайн консультацией и получить исчерпывающую информацию обо всех видах сделок, которые разрешено совершать на казенном предприятии. Консультации доступны для Москвы, Московской области и других регионов России.

Как бы не велика была заложенность казенного предприятия, следует знать, что в его деятельности строго соблюдаются основные принципы работы госбюджетного учреждения, где все доходы и расходы утверждаются, включены в сметы и заранее согласуются собственниками. При этом хозяйственная деятельность казенного предприятия никакой роли в процедуре банкротства не играет. А потому признать несостоятельность казенного предприятия только лишь по одному заявлению руководителя не представляется возможным.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Разъяснение

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.

Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.

Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса России (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Признаки банкротства

1) Наличие суммарной неисполненной задолженности по обязательствам в размере не менее 300 000 рублей (для организаций) и не менее 500 000 рублей (для физических лиц);

2) Срок просрочки неисполненной задолженности превышает 3 месяца.

3) Неспособность в полном объеме удовлетворить требования всех кредиторов по денежным обязательствам.

Все указанные выше условия (признаки банкротства) должны быть выполнены одновременно, для того, чтобы лицо могло быть признано несостоятельным (банкротом).

Подробнее: Признаки банкротства

Процедуры банкротства

Процедуры, применяемые в деле о банкротстве перечислены в статье 27 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)":

1. При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.

мировое соглашение.

2. При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:

Реструктуризация долгов гражданина;

Реализация имущества гражданина;

Мировое соглашение.

Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации

Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:

Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…

К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.

Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.

Подробнее: Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, "Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ". Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, "Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов". Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, "Статья 17. Комитет кредиторов" состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

НДС при банкротстве

Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.

Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст.

Какая организация может быть признана банкротом

146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).

НДС до 01.01.2015

До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).

Дополнительно

Признаки банкротства — условия, при наступлении которых, юридическое или физическое лицо могут быть признаны банкротами (несостоятельными).

Санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Арбитражный управляющий — профессиональный управленец, основной функцией которого является антикризисное управление организацией под контролем арбитражного суда.

Временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" полномочий.

Конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" полномочий, или Агентство по страхованию вкладов, осуществляющее указанные полномочия в случаях, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Финансовый управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина.

Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя — процедура признания физического лица, зарегистрированного как индивидуальный предприниматель, банкротом.

Мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…

Ликвидация юридического лица — прекращение юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Очередность погашения требований кредиторов — установленная законом очередность погашения требований кредиторов при ликвидации или банкротстве юридического лица.

Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации — предусмотренная законом дополнительная ответственность менеджеров (руководителя и иных лиц), собственников организации при банкротстве.

Юридическое лицо — организация.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *