Справочник

Целевые денежные средства

Главная » Бухгалтеру » Виды целевого финансирования

Виды целевого финансирования

Вернуться назад на Целевое финансирование

Понятие «целевое финансирование» распространяется на достаточно широкий спектр хозяйственных операций. В бухгалтерском учете нет конкретного определения целевого финансирования. В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета указано лишь то, что информация о движении средств, поступивших от других организаций и лиц, а также бюджетных средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, обобщается на счете 86 «Целевое финансирование».

В свою очередь, в налоговом учете определены две группы целевых средств — целевые поступления и целевое финансирование (ст. 251 НК РФ). Различие этих понятий заключается в природе возникновения и целях дальнейшего использования средств. Целевое финансирование — это поступления, полученные налогоплательщиком из бюджета, а также от других организаций (юридических лиц) и физических лиц, предоставленные для финансирования определенных целевых программ (работ).

Источниками целевого финансирования являются:

— ассигнования из бюджета;
— взносы физических лиц;
— средства, поступающие от других организаций;
— средства фондов специального назначения и др.

Средства целевого финансирования расходуются в соответствии с утверждаемыми сметами. Использование указанных средств не по назначению запрещается.

Целевое финансирование — получение средств, использовать которые можно в соответствии с теми задачами, которые определяет субъект, их выделивший. Тем самым сфера применения таких средств ограничивается определенными условиями. При выполнении этих условий полученные средства становятся для предприятия собственными, при невыполнении требуют возврата и относятся к кредиторской задолженности. Целевым финансированием является любое контролируемое перечисление денежных средств на разных уровнях предпринимательской (а также некоммерческой) деятельности: от одной структурной единицы другой, финансирование развития предприятия (рекламные компании, капитальное строительство, развитие нового направления деятельности, прочие инвестиции), получение средств от государственных органов для проведения целевых мероприятий и др.

Основную часть средств целевого финансирования могут составлять, как правило, средства, получаемые коммерческой организацией в виде государственной помощи. Государственная помощь представляет собой прямые экономические действия, направленные на увеличение экономических выгод для организации, в форме субвенций и субсидий, безвозвратных займов, финансирования отдельных мероприятий.

ПБУ 22/2010 установлены следующие формы предоставляемой государственной помощи:

— субвенции и субсидии (далее субвенции и субсидии именуются бюджетные средства);
— бюджетные кредиты (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество);
— прочие формы государственной помощи.

Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит — это форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств коммерческой организации на возвратной и возмездной основе. Предоставленная организации выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки), считается прочими формами государственной помощи.

Целевое финансирование может использоваться на следующие цели:

— Финансирование расходов или покрытие убытков,
— Поддержание финансового положения предприятия, пополнения его средств,
— На приобретение активов.

К целевому финансированию не относится и на данном счете не отражается:

— получение помощи предоставляемой в виде льгот, в том числе по налогам, налоговых кредитов, каникул и освобождений;
— получение кредитов и иных возвратных средств;
— отражение операций, связанных с управлением государственной собственностью, участием государства в капитале предприятия.

Перечень средств целевого финансирования является закрытым и включает:

— средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
— полученные гранты;
— инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
— инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
— средства дольщиков, аккумулированные на счетах организации — застройщика;
— средства, полученные обществом взаимного страхования от организаций — членов общества взаимного страхования;
— средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно — технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;
— средства, полученные атомными станциями из резервов эксплуатирующих организаций, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные доходы подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, когда получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили.

Необходимым условием признания средств целевыми является определение организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования назначения использования полученного имущества.

Организации, получившие средства целевого финансирования, для подтверждения факта использования средств целевого финансирования по определенному назначению обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

В бухгалтерской отчетности организации (в пояснительной записке) подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении средств целевого финансирования:

— характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
— назначение и величина бюджетных кредитов;
— характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;
— не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.

Таким образом, к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования (пп. 15 п. 1 ст.

Средства целевого финансирования

251 НК РФ). В указанном подпункте установлен закрытый перечень доходов, признаваемых средствами целевого финансирования.


Целевое финансирование и целевые поступления: сущность и различия

Целевое финансирование и целевые поступления: сущность и различия

Бюджетные учреждения здравоохранения в ходе осуществления своей деятельности нередко получают денежные средства (имущество), цель использования которых определена передающей стороной. При этом у бухгалтеров возникает немало вопросов. Как классифицировать данные денежные средства (имущество) — как целевые поступления или целевое финансирование? Что понимается под целевым финансированием и целевыми поступлениями? В статье даны ответы на эти вопросы.

В Налоговом кодексе содержится перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы в целях исчисления налога на прибыль. В частности, в него включены средства целевого финансирования и целевые поступления. Рассмотрим, какие средства, согласно кодексу, являются целевым финансированием, а какие целевыми поступлениями.

Целевое финансирование

В налоговом учете к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). В ст. 251 НК РФ приведен закрытый перечень средств, относящихся к целевому финансированию. При принятии решения об отнесении поступивших средств к целевому финансированию нужно руководствоваться только данным перечнем. Сразу оговоримся, что не все перечисленные в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ средства имеют отношение к деятельности учреждений здравоохранения, поэтому рассмотрим лишь те из них, которые могут предоставляться в рамках целевого финансирования учреждениям здравоохранения. В частности:

1) Средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

2) Гранты.

3) Инвестиции.

4) Средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций.

5) Средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.

Рассмотрим их подробнее.

Средства бюджетов. В рамках данной статьи учреждения здравоохранения рассматриваются как бюджетные учреждения, которые согласно ст. 162 БК РФ являются получателями бюджетных средств. Какие учреждения относятся к бюджетным? В налоговом законодательстве отсутствует их определение. В соответствии со ст. 11 НК РФ понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, содержащиеся Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Таким образом, согласно бюджетному кодексу РФ бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ).

Согласно Налоговому кодексу бюджетные учреждения вправе исключать из налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде имущества, полученного ими в рамках целевого финансирования.

В соответствии со ст.

Целевое финансирование и целевые поступления: сущность и различия

69 БК РФ из бюджета средства могут предоставляться в виде:

— ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

— средств на оплату товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых) физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

— ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

— ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

— субвенций и субсидий юридическим лицам.

Следует заметить, что данный перечень сокращен, поскольку отдельные формы выделения бюджетных средств для осуществления деятельности учреждений здравоохранения не применяются.

Гранты. Федеральным законом N 58-ФЗ*(1) в гл. 25 НК РФ внесены изменения, действующие с 1 января 2006 года, согласно которым более конкретизированы области применения грантов. Средства в виде грантов не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль только при одновременном выполнении ряда условий (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ):

— грант предоставлен на безвозмездной и безвозвратной основе;

— грантодателем является резидент России, иностранная или международная организация, названная в перечень, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 923*(2);

— грант предоставлен для проведения программ в сфере образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (по направлениям СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека, а также для проведения научных исследований;

— грант использован строго по целевому назначению.

Гранты, не соответствующие хотя бы одному из названных признаков, облагаются налогом на прибыль.

Учреждению, выигравшему конкурс на получение гранта, поступает соглашение в двух экземплярах, подписанное в одностороннем порядке, в котором указывается ФИО руководителя проекта и сумма выделенного гранта. Соглашение подписывается руководителем учреждения. Один экземпляр отсылается организации-грантодержателю.

Расходование полученных грантов осуществляется на основании сметы доходов и расходов, составленной соискателем гранта, при направлении пакета документов на конкурс. При оформлении сметы выполняются условия, определенные соответствующим положением о грантах. Так, должны быть соблюдены размеры включения в смету накладных расходов. Отдельными условиями грантов их сумма ограничивается 15 или 20% от объема, оплата услуг сторонних организаций может быть установлена в размере не более 30% от объема.

Инвестиции. Получение инвестиций на развитие учреждения также позволяет воспользоваться налоговой льготой по налогу на прибыль. Это касается поступлений от проведения инвестиционных конкурсов (торгов), а также инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в последнем случае инвестированные средства должны быть освоены в течение одного календарного года с момента получения) (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Средства, получаемые медицинскими организациями в рамках ОМС. Согласно ст. 2 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ (далее — Закон N 1499-1) медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 20 Закона N 1499-1 медицинскую помощь в системе медстрахования оказывают медицинские учреждения любой формы собственности, аккредитованные в установленном порядке. Они являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями. Оплата услуг, оказанных бюджетными учреждениями здравоохранения застрахованным гражданам, производится на основании счетов, которые представляются в страховую медицинскую организацию Средства, полученные в качестве платы за оказанные услуги, являются целевым финансированием. Кроме того, бюджетные учреждения здравоохранения могут получать денежные средства непосредственно из фонда ОМС. Их расходование обуславливается сметой доходов и расходов.

Таким образом, медицинское учреждение любой формы собственности, являющееся самостоятельно хозяйствующим субъектом, которое аккредитовано в установленном порядке, имеет соответствующую лицензию и действует на основании договора со страховой медицинской организацией, не должно включать в налоговую базу по налогу на прибыль организаций средства, полученные за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц (Письмо Минфина РФ от 16.09.2005 N 03-03-04/1/203).

Для того чтобы рассмотренные средства целевого финансирования не включались в доходы налогоплательщика, им должны выполняться условия, перечисленные в абз. 1 п. 14 ст. 251 НК РФ: налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

Следует заметить, что в случае нецелевого использования указанных средств их следует включать во внереализационные доходы организации при исчислении налога на прибыль. Причем их включение в состав таких доходов определено моментом фактического их использования не по целевому назначению. В Бюджетном кодексе приведено определение нецелевого использования бюджетных средств. Так, согласно ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность получателей бюджетных средств за их нецелевое использование. В соответствии с п. 1, 2 ст. 15.14 КоАП:

— использование бюджетных средств их получателем на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ;

— использование средств государственных внебюджетных фондов их получателем на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ.

Целевые поступления

Кроме средств целевого финансирования при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям относятся средства, поступающие из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные получателями по назначению. По целевым поступлениям налогоплательщик также должен вести раздельный учет доходов (расходов).

Обратите внимание: Налоговым кодексом не предусмотрены ограничения срока использования целевых поступлений, в то время как средства, полученные по некоторым видам целевого финансирования, должны быть использованы в определенный срок. Например, инвестиции от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения выделяются при условии их использования в течение одного календарного года с момента получения (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих учреждений и ведение ими уставной деятельности, как и средства целевого финансирования, налоговым законодательством ограничен. Рассмотрим поступления, имеющие отношение к учреждениям здравоохранения:

1) Пожертвования.

2) Суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Пожертвования. Безвозмездная передача имущества может быть произведена путем пожертвования либо дарения. Следует заметить, что от налогообложения освобождаются только пожертвования, поэтому данные понятия следует разграничивать. В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь либо имущественное право в собственность. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ). Согласно ст. 130 ГК РФ к движимым вещам относятся и деньги. Пожертвования могут быть произведены лечебным, воспитательным, благотворительным, научным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, фондам.

Учреждение, принимающее пожертвование, должно вести обособленный учет всех операций по использованию такого имущества. Бухгалтеру следует обратить внимание на документальное оформление получения пожертвования. Во избежание претензий со стороны налоговых органов договор пожертвования составляется в письменной форме, как требует гражданское законодательство.

При пожертвовании имущества юридическому лицу жертвователь может, но не обязан оговаривать направление использования имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ). Однако поскольку использованное не по назначению имущество подлежит налогообложению, в договоре следует указать цель его применения. Учреждение, получившее имущество, может составить отчет о его целевом использовании. Если пожертвованное имущество невозможно применить в соответствии с указанным назначением, то с согласия жертвователя оно может быть использовано в других целях.

Обратите внимание: не могут считаться пожертвованиями средства, если в платежном поручении содержатся формулировки “финансовая помощь“, “материальная помощь“, “спонсорская помощь“ или “благотворительная помощь“.

Суммы финансирования из соответствующих бюджетов. Не подлежат обложению налогом на прибыль организаций средства, получаемые медучреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность по оказанию высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи в рамках государственного задания за счет средств федерального бюджета, а также средства, получаемые государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения за оказание услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и первичной медико-санитарной помощи, а также медицинских услуг женщинам в период беременности и родов за счет средств ФФОМС и ФСС РФ (Письмо ФНС от 28.02.2006 N ММ-6-02/201@ “О направлении Письма Минфина РФ от 05.12.2005 N 03-03-02/1/137“).

И. Зернова,

зам. главного редактора журнала “Бюджетные учреждения
образования: бухгалтерский учет и налогообложение“

“Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 5, май 2007 г.

————————————————————————-
*(1) Федеральный Закон РФ от 06.06.2005 N 58-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“.

*(2) Постановление Правительства РФ от 24.12.2002 N 923 “О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах Российских организаций- получателей грантов“.

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ содержит четкое определение целевых поступлений.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ к ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Целевыми признаются поступления, которые:

— произведены и использованы по назначению — на содержание учреждения или ведение уставной деятельности;

— получены безвозмездно.

Перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности налоговым законодательством ограничен.

К указанным целевым поступлениям относятся:

— осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисленияв публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми ГК РФ;

— паевые вклады;

— пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

— суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

— совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;

— средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;

С 1 января 2006 г. из числа доходов в виде целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы, исключены целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные по принципу обязательного членства.

Такими объединениями являются Федеральная и региональные нотариальные палаты, а также адвокатские палаты субъектов РФ и Федеральная палата адвокатов. Именно такие разъяснения давались налоговыми органами в ранее действовавших Методических рекомендациях по применению главы 25 НК РФ (утв. Приказом МНС РФ от 20.12.2002 № БГ-3-02/729).

Кроме того, к данным объединениям относятся саморегулируемые организации арбитражных управляющих, об этом говорится в Письме Минфина РФ от 03.05.2005 № 03-03-01-04/4/51.

То, что до 1 января 2006 года целевые взносы и отчисления в данные организации относились к числу доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, создавало сложности для самих членов этих организаций — нотариусов, арбитражных управляющих.

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц они имеют право на профессиональные налоговые вычеты. В соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения прибыли, установленному главой 25 НК РФ.

Основываясь на этом, налоговые органы давали следующие разъяснения: поскольку, согласно п. 34 ст. 270 НК РФ, те средства, которые произведены в виде целевых отчислений в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются расходами для целей налогообложения прибыли, они также не могут включаться в состав профессионального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.

Таким образом, с 1 января 2006 года, поскольку из пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ удалено упоминание о целевых взносах и отчислениях в публично-профессиональные объединения, построенные по принципу обязательного членства, нотариусы и арбитражные управляющие вправе будут включать осуществленные ими взносы в состав профессиональных налоговых вычетов. Разумеется, изменятся налоговые последствия и для самих профессиональных объединений: саморегулируемые организации арбитражных управляющих, Федеральная и региональные нотариальные палаты должны будут включать полученные взносы в состав доходов.

В то же время, в отношении адвокатов и адвокатских палат подход останется прежним: это связано с тем, что в отношении отчислений адвокатских палат субъектов РФ на общие нужды Федеральной палаты адвокатов, отчислений адвокатов на общие нужды адвокатской палаты (а также на содержание соответствующего адвокатского кабинета, коллегии адвокатов или адвокатского бюро) продолжает действовать правило, установленное пп.

8 п. 2 ст. 251 НК РФ, согласно которому данные доходы не учитываются при определении налоговой базы.

— имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности;

— имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, полученные религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения;

— средства, поступившие общественным организациям инвалидов на осуществление деятельности этих организаций от организаций, использующих труд инвалидов, в которых инвалиды от общего числа работников составляют не менее 50 %, и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 %;

— средства, поступившие общественным организациям инвалидов на осуществление деятельности этих организаций от учреждений, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов;

— средства в виде сумм прибыли, полученной от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, поступившие религиозным организациям на осуществление уставной деятельности от налогоплательщиков-организаций, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вклада этих религиозных организаций;

— имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;

— средства, полученные в рамках благотворительной деятельности;

— использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;

— другие.

Целевые поступления являются доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль, но только при условии, что они используются по назначению (на содержание организации или на ведение уставной деятельности), и организация ведет раздельный учет доходов и расходов целевых поступлений и доходов и расходов от иной деятельности.

Необходимо также отметить, что целевые поступления, полученные в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, согласно п. 2 ст. 251 НК РФ, должны учитываться общественными объединениями с даты их получения в составе внереализационных доходов.

Целевое финансирование

Товары и минеральное сырье, признанные подакцизными, указаны соответственно в пп. 1 и 2 ст. 181 НК РФ.

Все иные доходы, получаемые общественными объединениями, включаются в состав доходов для целей налогообложения в общеустановленном порядке независимо от того, осуществляется предпринимательская деятельность или нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *