Справочник

Что такое фискальная память ККМ

Утверждены
решением Государственной
межведомственной экспертной комиссии
по контрольно-кассовым машинам
Протокол N 5/21-95
от 23 июня 1995 года

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ФИСКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ЭЛЕКТРОННЫХ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН

(в ред.

Что такое фискализация ККМ?

Протоколов заседаний ГМЭК
от 27.12.1995 N 9/25-95, от 29.08.1996 N 5/30-96,
от 02.07.1998 N 5/43-1998, от 08.08.2000 N 3/57-2000,
от 27.11.2001 N 6/65-2001)

1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ФИСКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ ККМ (ФП) — комплекс программно-аппаратных средств в составе ККМ, обеспечивающий некорректируемую, ежесменную ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации о денежных расчетах с населением, проведенных на ККМ, необходимой для правильного исчисления налогов.

Примечание:

— ежесуточная (ежесменная) регистрация, далее — сменная, означает безусловную запись итоговой информации о денежных расчетах с населением в ФП при проведении операции закрытия смены, причем продолжительность смены не должна превышать 24 часа.

Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 содержит иное определение термина "энергонезависимое долговременное хранение информации".

ЭНЕРГОНЕЗАВИСИМОЕ ДОЛГОВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ — долговременное хранение информации без использования внешних и внутренних источников питания.

Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 содержит иное определение термина "накопитель фискальной памяти".

НАКОПИТЕЛЬ ФП — одна или несколько специально выделенных микросхем памяти для хранения фискальных данных.

ФИСКАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ — информация, подлежащая регистрации в фискальной памяти.

ФИСКАЛИЗАЦИЯ — включение фискального режима ККМ.

ИТОГ — сумма, подлежащая регистрации по завершении оформления документа.

ЧАСТНЫЙ ИТОГ — сумма, формируемая ККМ в процессе оформления документа.

ИТОГ СМЕННЫХ ПРОДАЖ — сумма итогов документов, оформленных ККМ при регистрации продаж (оказании услуг) в течение смены.

ИТОГ СМЕННЫХ ПОКУПОК — сумма итогов документов, оформленных ККМ при регистрации покупок валюты, оплаты переводов, выплаты пенсий, покупок нефтепродуктов АЗС в течение смены.
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

СМЕННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ РЕГИСТРЫ — область оперативного запоминающего (ОЗУ) ККМ, в которой регистрируется проведение денежных сумм через ККМ в течение смены.

ОБЩИЕ ДЕНЕЖНЫЕ РЕГИСТРЫ — область ОЗУ ККМ, в которой регистрируется проведение денежных сумм через ККМ в течение всего срока работы либо с момента последнего общего гашения.

ОПЕРАЦИОННЫЕ РЕГИСТРЫ — область ОЗУ ККМ, в которой регистрируется количество проведенных операций.

ЗАКРЫТИЕ СМЕНЫ — обнуление сменных денежных регистров фискальных данных.

ОБЩЕЕ ГАШЕНИЕ — обнуление общих денежных и операционных регистров (кроме регистра количества гашений). Если в ККМ предусмотрено программирование режима работы с накоплением итогов без общего гашения, его включение производится согласно ЭД ККМ при ее установке.

Примечания:

1) значения итога и частного итога не могут быть отрицательными. Для чеков возврата и аннулирования знак "-" заложен в типе чека. Информация, содержащаяся в этих чеках не является фискальными данными;
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 27.12.1995 N 9/25-95)

2) в процессе формирования частного итога операции сторнирования, коррекции, скидки уменьшают частный итог на соответствующее значение.

2. ИНФОРМАЦИЯ, РЕГИСТРИРУЕМАЯ В ФИСКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
(ФИСКАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ)

Таблица 1

+—————————————————————-+ | Вид записи | Реквизит |Разрядность|Количество| | | | реквизита | записей | | | |(десятичных| | | | | разрядов) | | |—————————————————————-| | Номер |Заводской номер ККМ | 7 min | 1 | |—————————————————————-| | Фискализация |Регистрационный номер| | | | ККМ |ККМ | 8 min | | | |Идентификационный номер| | | | |налогоплательщика (ИНН) | | 1 | | |организации-продавца | | 1 | | |(предприятия продавца) | 12 min | 1 | | |Дата фискализации | 6 min | | | |Пароль для проведения| | | | |перерегистрации и| | | | |получения фискального| | | | |отчета | 5 min | | |(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998) | |—————————————————————-| |Перерегистрация |Регистрационный номер| | | | ККМ |ККМ | 8 min | | | |Идентификационный номер| | | | |налогоплательщика (ИНН) | | | | |организации-продавца | | | | |(предприятия продавца) | 12 min | | | |Дата перерегистрации | 6 min | | | |Номер записи в ФП | | | | |последнего закрытия | | | | |смены перед проведением | | | | |перерегистрации | 4 | 4 min | | |Пароль для проведения| | | | |перерегистрации и| | | | |получения фискального| | | | |отчета | 5 min | | |(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998) | |—————————————————————-| | Закрытие смены |Дата отчета |6 min | | | |Номер закрытия смены |4 | | | |Итог сменных продаж |9 (10 *) | 2000 min | | | |min | | | |** Итог сменных |9 (10 *) | | | |покупок |min | | | |*** Итог сменных |9 min | | | |возвратов продаж | | | | |*** Итог сменных |9 min | | | |возвратов покупок | | | |(в ред. Протоколов заседаний ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998,| |от 08.08.2000 N 3/57-2000) | | | |—————————————————————-| | Активизация |Регистрационный | 10 | 20 min | | ЭКЛЗ |номер ЭКЛЗ | | | | |Дата активизации | 6 | | | |Номер последней | 4 | | | |закрытой смены перед | | | | |проведением активизации | | | |(введено Протоколом заседания ГМЭК от 27.11.2001 N 6/65-2001) | |—————————————————————-| | Служебная |Контрольные суммы| | | информация |записей | | | (обязательная) |Место положения запятой| Определяется | | |в регистрируемых в ФП| изготовителем | | |значениях итогов | | | |Служебные индексы,| | | |признаки, флаги | | +—————————————————————-+

Примечания:

1) значения, отмеченные знаком *, относятся только к ККМ, предназначенным для работы в пунктах обмена валюты;

2) реквизиты, отмеченные знаком "**", относятся к ККМ для пунктов обмена валюты, ФУПС и торговли нефтепродуктами;
(примечание 2 в ред. Протокола заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

3) разрядность регистров итога сменных продаж, итога сменных покупок, итога возврата сменных продаж, итога возврата сменных покупок должна быть не меньше разрядности соответствующих денежных регистров ККМ;
(примечание 3 в ред. Протокола заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

4) реквизиты, отмеченные знаком "***", относятся к ККМ для торговли нефтепродуктами. Итог сменных коррекций учитывается в итоге сменных возвратов продаж.
(примечание 4 введено Протоколом заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

2.2. Физическое хранение указанных данных должно осуществляться в накопителе ФП. Хранение в этом накопителе данных, не указанных в табл. 1, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

3. РЕЖИМЫ РАБОТЫ И ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

ККМ должна обеспечивать работу в НЕФИСКАЛЬНОМ и ФИСКАЛЬНОМ режимах.

3.1. НЕФИСКАЛЬНЫЙ режим — режим функционирования ККМ до проведения фискализации. В НЕФИСКАЛЬНОМ режиме остаются незадействованными функции регистрации сменных отчетов в ФП и получения фискального отчета.

НЕФИСКАЛЬНЫЙ режим должен поддерживать все остальные функции ККМ, включая накопление данных по продажам и формирование документов в соответствии с эксплуатационной документацией (ЭД) на конкретную модель ККМ.

Использование ККМ для проведения денежных расчетов с населением в НЕФИСКАЛЬНОМ режиме НЕДОПУСТИМО.

Нефискальный режим не должен поддерживать функции информационного обмена ККМ с ЭКЛЗ.
(абзац введен Протоколом заседания ГМЭК от 27.11.2001 N 6/65-2001)

3.2. ФИСКАЛЬНЫЙ режим — режим функционирования ККМ, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в ФП.

ФИСКАЛЬНЫЙ режим должен обеспечивать работу ККМ в полном соответствии с эксплуатационной документацией.

Все документы (кроме не содержащих фискальные данные), оформляемые ККМ в фискальном режиме, должны иметь четкий отличительный признак, указанный в ЭД на конкретную модель ККМ и выводимый на печать только по завершению формирования фискальных данных.
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 27.12.1995 N 9/25-95)

3.3. Включение ФИСКАЛЬНОГО режима должно происходить по завершении фискализации ККМ. Фискализация ККМ проводится после ввода пароля доступа к ФП.
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

Первичный пароль доступа к ФП и порядок проведения фискализации и перерегистрации должны быть указаны в ЭД на конкретную модель KКM.

После проведения фискализации фискальный режим отключен быть не может.

3.4. В процессе фискализации вводятся следующие реквизиты:
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

* — заводской номер ККМ;

— регистрационный номер ККМ;

— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации-продавца (предприятия-продавца);

(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998)

— дату проведения фискализации;

— новый пароль доступа к ФП.

Примечание:
* — если заводской номер ККМ введен в ФП на предприятии-изготовителе, то при фискализации он не вводится.

Процесс фискализации должен включать активизацию ЭКЛЗ — см. Технические требования к контрольно-кассовым машинам в части электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ).
(абзац введен Протоколом заседания ГМЭК от 27.11.2001 N 6/65-2001)

3.5. В процессе перерегистрации вводятся следующие реквизиты:
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

— установленный ранее пароль доступа к ФП;

— регистрационный номер ККМ;

— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации-продавца (предприятия-продавца);
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998)

— дату проведения перерегистрации;

— новый пароль доступа к ФП.

Процесс перерегистрации должен включать активизацию ЭКЛЗ — см. Технические требования к контрольно-кассовым машинам в части электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ).
(абзац введен Протоколом заседания ГМЭК от 27.11.2001 N 6/65-2001)

3.6. При проведении фискализации или перерегистрации все вводимые реквизиты (кроме пароля доступа к ФП) должны выводиться на печать в чеке или подкладном (вкладном) документе.
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

3.7. Данные сменного отчета должны регистрироваться в ФП при проведении операции закрытия смены (при формировании ККМ сменного отчета с гашением).

При этом гашение денежных сменных регистров должно происходить только после печати сменного отчета и успешной регистрации данных в ФП.

Операции проведения общего гашения, перерегистрации, снятия фискального отчета и коррекции даты могут проводиться на ККМ только по завершении операции закрытия смены. До этого момента проведение вышеупомянутых операций должно блокироваться.

3.8. ККМ должна контролировать продолжительность смены, которая должна быть ограничена календарными сутками либо составлять не более 24-х часов.

Моментом начала отсчета продолжительности смены считается окончание оформления первого платежного документа за смену.

В случае превышения указанной выше продолжительности смены ККМ должна блокировать возможность оформления платежных документов до проведения сменного отчета с гашением.

3.9. При исправлении текущей даты ККМ должна контролировать корректность вводимой даты, которая не может быть более ранней, чем дата последней записи в ФП, включая и дату проведения операции фискализации или перерегистрации.

При попытке ввода значения более ранней даты ККМ должна блокировать проведение всех операций до ввода правильной даты.

При вводе значения даты, отличающейся более чем на 1 день в большую сторону, в ККМ должны быть предприняты специальные меры по предупреждению случайной ошибки ввода, например, повторный запрос даты и установка ее только после 2-кратного совпадения.

Примечание:

— дата с номером года "00" и далее считается более поздней, чем дата с номером года "99".

4. ПОРЯДОК ДОСТУПА К ФИСКАЛЬНЫМ ДАННЫМ

4.1. Получение фискального отчета и проведение перерегистрации возможно исключительно по паролю доступа к ФП.

4.2. Пароль доступа к ФП вводится и регистрируется в ФП в процессе фискализации или перерегистрации.
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

4.3. При обращении к фискальным данным следует войти в соответствующий режим с помощью ключа и/или пароля доступа к режиму. Последующие действия в этом режиме должны быть указаны в ЭД к конкретной модели ККМ.
(п. 4.3 в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

5. УСЛОВИЯ БЛОКИРОВКИ ККМ С ФИСКАЛЬНОЙ ПАМЯТЬЮ

5.1. ККМ должна блокировать выполнение функций в следующих случаях:

— при попытке ввода неправильного пароля доступа к ФП.

При этом блокируется выполнение всех операций и выход из режима ввода пароля. Блокировка должна действовать до момента ввода правильного пароля;

— при попытке проведения операций общего гашения, перерегистрации, снятия фискального отчета и коррекции даты в случае, приведенном в п. 3.7. Блокировка выполнения этих функций ККМ должна сниматься после проведения операции закрытия смены;

— при попытке изменения положения десятичной точки без проведения операции общего гашения ККМ. Блокировка этой функции ККМ должна сниматься после проведения операции общего гашения ККМ;

— при непроведении операции закрытия смены в случае, приведенном в п. 3.8. Блокировка регистрирующих функций ККМ должна сниматься после проведения операции закрытия смены;

— при коррекции даты в случаях, приведенных в п. 3.9. Блокировка регистрирующих функций ККМ должна сниматься после ввода правильной даты;

— при обнаружении переполнения, неисправности или отключения ФП. Блокировка регистрирующих функций ККМ должна сниматься после устранения причин, вызвавших блокировку. При этом может быть разрешено получение сменного и накопительного отчетов без гашения, а при переполнении ФП

— получение фискального отчета.

5.2. ККМ должна обеспечивать вывод сообщения о количестве свободных полей в ФП для записи сменных отчетов.

При количестве свободных полей менее 30 вывод сообщения строго обязателен и должен осуществляться автоматически на документе, оформляемом ККМ при операциях закрытия смены или начала смены.

6. ПОЛУЧЕНИЕ ФИСКАЛЬНОГО ОТЧЕТА

Образец фискального отчета и последовательность действий для его получения должны быть указаны в ЭД на конкретную модель ККМ.

6.1. ККМ должна обеспечивать получение фискального отчета как полного, так и сокращенного, с заданием периода как датами, так и номерами закрытия смен, при этом начало и конец периода должны задаваться однотипно.
(абзац введен Протоколом заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998)

Для получения фискального отчета следует:
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

— ввести установленный ранее пароль доступа к ФП;

— ввести начальную дату (или начальный номер закрытия смены) периода, за который получается фискальный отчет;

— ввести конечную дату (или конечный номер закрытия смены) периода, за который получается фискальный отчет;

— ввести признак типа фискального отчета (полный или сокращенный).

В общем случае может задаваться заведомо больший период, чем фактически зарегистрированный в ФП.

6.2. Фискальный отчет должен содержать следующие реквизиты:

— наименование предприятия в соответствии с ТТ для конкретной группы ККМ;

— признак фискального отчета;

— сквозной порядковый номер документа;

— дату получения отчета;

— время получения отчета в соответствии с ТТ для конкретной группы ККМ;

— период, за который формируется отчет;

— заводской номер ККМ;

— реквизиты (кроме пароля) фискализации ККМ;

— реквизиты (кроме пароля) всех проведенных перерегистраций ККМ;

— реквизиты всех проведенных активизаций ЭКЛЗ в составе ККМ;
(абзац введен Протоколом заседания ГМЭК от 27.11.2001 N 6/65-2001)

* — все итоги сменных продаж за период с указанием даты регистрации конкретного итога и номера закрытия смены;

* — все итоги сменных покупок за период с указанием даты регистрации конкретного итога и номера закрытия смены;

** — суммарный итог продаж за период;

** — суммарный итог покупок за период;

* — все итоги сменных возвратов продаж за период с указанием даты регистрации конкретного итога и номера закрытия смены;
(реквизит введен Протоколом заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

* — все итоги сменных возвратов покупок за период с указанием даты регистрации конкретного итога и номера закрытия смены;
(реквизит введен Протоколом заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

** — суммарный итог возвратов продаж за период;
(реквизит введен Протоколом заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

** — суммарный итог возвратов покупок за период. (реквизит введен Протоколом заседания ГМЭК от 08.08.2000 N 3/57-2000)

Примечания.

1) * — реквизиты выводятся только при получении полного фискального отчета.

2) ** — если в период, за который снимается фискальный отчет, менялось положение десятичной точки, реквизиты должны быть пересчитаны и распечатаны в формате, из установленных в ККМ, содержащем максимальное количество знаков после десятичной точки.

7. СОХРАННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

Информация, зарегистрированная в накопителе ФП, должна сохраняться в течение не менее 6 лет с момента перевода ККМ в фискальный режим.

8. КОНСТРУКТИВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ФП

8.1. ФП должна быть размещена под общим опломбированным кожухом ККМ, а в случае блочной конструкции ККМ — под опломбированным кожухом процессорного блока либо блока печатающего устройства платежных документов, накрывающим энергонезависимое оперативное запоминающее устройство, в котором формируются фискальные данные, процессор и память программ управления ФП и печатающим устройством платежных документов. Другие варианты размещения ФП не допускаются. Средства визуального контроля (СВК) и маркировка ККМ должны устанавливаться на кожух, накрывающий блок с ФП.
(п. 8.1 в ред. Протокола заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998)

8.2. ФП или, по крайней мере, накопитель ФП должны быть выполнены в виде отдельного модуля (платы).

Конструкция этого модуля должна обеспечивать невозможность доступа к хранящейся в ФП информации и замены накопителя ФП.

8.3. Конструкция фискальной памяти (накопителя ФП) должна предусматривать защиту от механических электромагнитных и других видов воздействий, как при работе ККМ, так и при техническом обслуживании и ремонте с применением штатных приборов, оборудования и расходных материалов.

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

9.1. В ККМ должен быть предусмотрен режим проверки сохранности фискальных данных в накопителе ФП. При этом недопустим метод сравнения фискальных данных накопителя с копиями, находящимися вне накопителя ФП. Порядок проведения режима должен быть указан в ЭД на конкретную модель ККМ.
(п. 9.1 в ред. Протокола заседания ГМЭК от 02.07.1998 N 5/43-1998)

9.2. Изготовитель ККМ должен предусмотреть, при аварии ККМ, возможность прочтения содержимого ФП на других технических средствах в условиях ремонтного предприятия.
(в ред. Протокола заседания ГМЭК от 29.08.1996 N 5/30-96)

Порядок прочтения содержимого ФП для этого случая должен быть указан в ремонтной документации на конкретную модель KКM.

10. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Программное обеспечение ККМ с ФП должно, наряду с полной реализацией функций в соответствии с ТТ для конкретной группы ККМ, исключать возможность без нарушения пломбировки ККМ изменения пользователем той своей части, которая управляет чтением и регистрацией информации в ФП, формированием фискальных данных в энергонезависимом запоминающем устройстве и выводом на документы отличительного признака фискального режима.

В случае мультипроцессорного построения ККМ выделенное в предыдущем абзаце требование относится к программному обеспечению только одного, выделенного для управления ФП, процессора, через который (и только через него) должен осуществляться программный и физический доступ других процессоров к фискальным функциям.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.09.97 г. N 1402-Р в 2000 г. была завершена замена контрольно-кассовых машин без фискальной памяти на ККМ с фискальной памятью.

Фискальная память ККМ — это комплекс программно-аппаратных средств в составе ККМ, обеспечивающий некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долгосрочное хранение итоговой информации о денежных расчетах с населением, необходимой для правильного исчисления налогов.

Замена проводилась в течение четырех лет — с 1997 по 2000 г., и с каждым годом все острее становился вопрос защиты фискальной памяти ККМ от несанкционированной корректировки. Налоговые органы Московской области совместно с органами налоговой полиции, УБЭП постоянно ведут работу по выявлению и пресечению фактов такой корректировки.

По сведениям налоговых органов городов и районов области количество выходов из строя блоков фискальной памяти резко увеличивается в период подачи деклараций о доходах индивидуальных предпринимателей, что свидетельствует о корректировке фискальной памяти используемых ими ККМ.

Инспекции МНС России в городах и районах Московской области используют для выявления устройств корректировки фискальной памяти кассовые чеки, которые выдаются покупателям. В качестве покупателей выступают налоговые инспекторы, которые при покупках товаров выданный им чек передают в отдел, который контролирует правильность применения ККМ. При проведении выездных налоговых проверок данные кассовые чеки сверяются с контрольной лентой ККМ. Несоответствие чека контрольной ленте означает, что организация "перебивает" контрольную ленту, т.е. корректирует фискальную память.

Вопрос о доступе к фискальной памяти в настоящее время трактуется по-разному. Согласно Положению о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утвержденному решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК по ККМ) от 6.03.95 г., на налоговые органы возложена обязанность по введению в фискальную память ККМ пароля налогового инспектора. Письмом Госналогслужбы России от 16.05.95 г. N ЮБ-6-14/276 "О решениях Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам" были доведены до сведения указания о порядке введения пароля налогового инспектора. ГМЭК по ККМ решением от 29.08.96 г. (протокол N 5/30-96) внесла уточнения в технические требования для ККМ по осуществлению денежных расчетов с населением, утвержденные ГМЭК по ККМ 10.11.94 г. (протокол N 14) и 23.06.95 г. (протокол N 5/21-95): в разделе 3.3 слова "фискализация ККМ проводится в специально выделенном режиме, доступном только налоговому инспектору. Вход в режим разрешается после ввода пароля доступа к фискальной памяти" заменить словами "фискализация памяти проводится после ввода пароля доступа к фискальной памяти". В разделе 3.4 слова "В процессе фискализации налоговый инспектор вводит следующие реквизиты" заменить словами "В процессе фискализации вводятся следующие реквизиты". Таким образом, слова "налоговый инспектор" исключены из данных разделов, а также из раздела 4.2. Иногда это воспринимают как возможность свободного доступа к паролю налогового инспектора, который не отменен МНС России. Пока не решен вопрос о том, кто должен проводить техническую экспертизу ККМ для выявления устройств корректировки фискальной памяти или подтверждения факта корректировки фискальной памяти — Лаборатория эталонных образцов ККМ, заводы-изготовители или ЦТО, а двоякое толкование возможности доступа к фискальной памяти — это "лазейка" для злоупотреблений, связанных с корректировкой данных.

Для защиты фискальной памяти от корректировки в настоящее время проводится работа по введению банка эталонных версий моделей ККМ. Теперь каждая модель ККМ будет иметь паспорт версии. Данная работа ведется в соответствии с решением ГМЭК по ККМ от 8.08.2000 г. (протокол N 3/57-2000). Генеральные поставщики моделей ККМ должны представить в Лабораторию эталонных образцов ККМ перечень версий моделей, предлагаемых для включения в банк эталонных версий, которые после экспертизы на соответствие техническим требованиям будут утверждены ГМЭК по ККМ. Работа по сверке версий ККМ с эталонной версией названа эталонизацией. Эталонизация версий ККМ будет проводиться ЦТО по утвержденным Лабораторией эталонных образцов ККМ методикам освидетельствования эксплуатируемых машин на соответствие их эталонным версиям.

ЦТО в случае допуска к эксплуатации ККМ, не соответствующей эталонной версии, либо проведения доработки и освидетельствования ККМ с нарушением требований указанного решения ГМЭК по ККМ может быть лишен аттестации, а ГМЭК по ККМ может обратиться в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением лишить этот центр права осуществлять техническое обслуживание и ремонт ККМ.

Налоговые органы после 1 июля 2001 г. снимают с регистрации ККМ, не соответствующие эталонной версии.

Налоговым органам необходимо заранее уведомить всех владельцев ККМ о том, что после 1 июля 2001 г. будут сниматься с регистрации ККМ, не соответствующие эталонной версии, и о необходимости провести до 1 июля 2001 г. проверки версий ККМ на соответствие эталонному образцу. Для снятия с учета ККМ необходимо запросить информацию от ЦТО о ККМ, не прошедших эталонизацию.

В соответствии с утвержденным решением ГМЭК по ККМ (протокол от 11.10.2000 г. N 4/58-2000) Порядком проведения замены фискальной памяти контрольно-кассовых машин такая замена будет проводиться только в случае аварии фискальной памяти. О необходимости замены фискальной памяти ЦТО составляет заключение с указанием причин замены.

Для получения разрешения на замену фискальной памяти ККМ пользователь обращается в налоговый орган с заявлением о ее замене, к которому прилагается заключение ЦТО. Налоговый орган выдает такое разрешение после прочтения и документального оформления полного фискального отчета, содержимого накопителя фискальной памяти в соответствии с инструкцией по замене фискальной памяти ККМ данной модели. Прочтение и документальное оформление содержимого накопителя фискальной памяти проводятся с участием представителей налогового органа, центра технического обслуживания и пользователя ККМ.

Способ, применяемый для прочтения и документального оформления содержимого накопителя фискальной памяти (в том числе программно-технические средства) при ее аварии, указывается в инструкции по замене фискальной памяти. Программно-технические средства должны быть согласованы с экспертной организацией, проводившей техническую экспертизу ККМ этой модели. Применение для чтения содержимого накопителя фискальной памяти программно-технических средств, не указанных в инструкции по замене фискальной памяти модели ККМ, запрещается.

При аварии накопителя фискальной памяти и невозможности установить его содержимое данные о проведенных на ККМ денежных расчетах и количестве сменных (суточных) отчетов определяются по предыдущим фискальным отчетам, контрольным лентам и журналам кассира-операциониста. В случае прочтения отдельных фрагментов содержимого накопителя фискальной памяти соответствующие данные прилагаются к указанным документам.

Уже созданы специальные устройства для считывания фискальной памяти и идентификации программного обеспечения "Меркурий СТ-01", которые предназначены для осуществления контроля целостности программного обеспечения ККМ, считывания фискальной памяти, перепрограммирования памяти микроконтроллеров, памяти ЕPROM, EEPROM. Устройство выпускается для применения налоговой службой и для ЦТО.

В исполнении для налоговой инспекции устройство выполняет следующие функции: считывание в буфер данных, хранимых в программной памяти микроконтроллера, памяти ЕPROM, EEPROM и фискальном модуле, запись этих данных в файл на компьютере в формате BIN или InteI HEX или сохранение считанных данных во внутренней памяти, загрузка с компьютера эталонных версий программного обеспечения во внутреннюю память устройства, автоматическое сравнение считанных данных с эталоном, загруженным из файла компьютера или из внутренней памяти устройства. Устройство может работать автономно или с компьютером.

В исполнении для ЦТО устройство выполняет все перечисленные функции. А, кроме того, может стирать и программировать данные, хранимые в программной памяти микроконтроллера, памяти ЕPROM, EEPROM и фискальном модуле.

Контрольно-кассовая машина является счетно-суммирующим, вычислительным и чекопечатающим устройством, по сути это тот же компьютер. Многие ККМ работают в компьютерной сети.

Контрольно-кассовая техника

Поэтому, наверное, правильно было бы установить уголовную ответственность за действия по корректировке фискальной памяти. В Уголовном кодексе Российской Федерации есть ст.272, которая предусматривает за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, т.е. информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине, системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло за собой уничтожение информации, наказание в виде штрафов в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

В корректировке фискальной памяти участвуют владелец ККМ и специалист по ККМ, поэтому тут можно применить часть 2 ст.272, которой предусмотрено, что то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

За несанкционированное изменение фискальной памяти ККМ можно применить и ст.273 Уголовного кодекса Российской Федерации (создание, использование и распространение вредоносных программ ЭВМ). Согласно этой статье создание программ, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению информации, а равно их использование либо распространение наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев.

Уже есть примеры законодательного решения вопроса об ответственности за несанкционированное изменение информации фискальной памяти ККМ. Так, в Республике Башкортостан в конце 1999 г. был принят Закон "Об административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и правил эксплуатации контрольно-кассовых машин". Закон предусматривает меры ответственности за несанкционированное проникновение в фискальную память, нарушение сроков хранения контрольных лент, журналов кассиров-операционистов и других первичных учетных документов, подтверждающих факт проведения денежных расчетов с населением.

Необходимо создать условия для надежной защиты фискальной памяти ККМ, что обеспечит отражение реальной выручки, полученной при денежных расчетах с населением, и позволит увеличить поступления средств в бюджеты.

Фискальная память, фискальный режим, фискальные данные

Следующие три понятия можно объединить в одну общую группу, так как они тесно связаны между собой: «фискальная память», «фискальный режим», «фискальные данные». Все эти понятия объединены по слову «фискальный». Тем не менее само определение понятия «фискальный» законодателем не дается. В словаре Ушакова (http://www.vseslova.m/index.php?dictionary=ushakov&word=fiska lniy) дается следующее толкование:

«Фискальный, фискальная, фискальное (официальное, финансовое понятие). Служащий интересам фиска, казны. Фискальные доходы. Фискальные интересы».

Вот сами понятия со словом «фискальный», данные законодателем.

Фискальная память – комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов.

Это самое длинное (если не сказать самое запутанное) из трех понятий со словом «фискальный». Рассмотрим основные составляющие этого понятия:

1) комплекс программно-аппаратных средств;

2) комплекс средств в составе контрольно-кассовой техники (ККТ);

3) комплекс средств, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию;

4) комплекс средств, обеспечивающих энергонезависимое хранение информации;

5) комплекс средств, обеспечивающих долговременное хранение информации;

6) комплекс средств, обеспечивающих хранение итоговой информации;

7) комплекс средств, обеспечивающих хранение информации, необходимой для учета:

а) наличных денежных расчетов (НДР)

и (или)

б) расчетов с использованием платежных карт (РИПК);

8) комплекс средств, обеспечивающих хранение информации, необходимой для полного учета НДР и (или) РИПК, осуществляемых с применением ККТ, в целях правильного исчисления налогов;

9) комплекс средств, обеспечивающих хранение информации, необходимой для учета НДР и (или) РИПК, осуществляемых с применением ККТ;

10) комплекс средств, обеспечивающих хранение информации в целях исчисления налогов;

11) комплекс средств, обеспечивающих хранение информации в целях правильного исчисления налогов.

Эти одиннадцать основных моментов в совокупности и составляют понятие «фискальная память». Если убрать хотя бы одну из этих составляющих, то нельзя будет вести речь о понятии «фискальная память».

Как отмечает В.В.

Фискальная память ККМ и фискальные отчеты

Васильева (Новый реестр контрольно-кассовой техники. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. – 72 с.), «по сути, фискальная память представляет собой электронное устройство, позволяющее фиксировать информацию о наличных денежных расчетах, проходящих через ККТ (фискальные данные), и хранить итоговую информацию в течение длительного времени. Причем в фискальную память записываются только итоговые данные за день или смену».

Логичнее было бы, прежде чем говорить о том, что такое фискальный режим, вначале сказать о том, что такое фискальные данные. Как сказано в комментируемой норме, фискальные данные – фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о НДР и (или) РИПК.

Т.е. фискальные данные – это:

1) информация;

2) информация о НДР и (или) РИПК;

3) информация фиксируемая;

4) информация, фиксируемая как на контрольной ленте, так и в фискальной памяти.

Понятие «фискальный режим», по словам законодателя, – это режим функционирования ККТ, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти, т. е. фискальный режим – это:

режим функционирования ККТ;

режим, обеспечивающий регистрацию фискальных данных;

режим, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти.

Как отмечает В.В. Васильева в уже упомянутом труде, «первоначально при приобретении ККТ она функционирует в нефискальном режиме, который используется для проверки ее работоспособности, а в ряде случаев – для обучения персонала. Затем налоговым инспектором производится фискализация контрольно-кассовой техники, при этом им вводятся следующие реквизиты: заводской и регистрационный номер кассовой машины, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), дата проведения фискализации, пароль доступа к фискальной памяти. После проведения фискализации фискальный режим не должен отключаться».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *