Справочник

Финансовое обеспечение орд

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 21.Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности

Государственным органам, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность, из республиканского бюджета на эти цели выделяются финансовые средства, которые расходуются в порядке, определяемом руководителями этих органов.

Указанные органы вправе самостоятельно за счет внебюджетных целевых фондов, создаваемых в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, увеличивать размер средств, выделяемых им на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Бюджетные ассигнования на оперативно-розыскную деятельность являются составной частью финансовых средств, выделяемых на содержание соответствующих государственных органов. Конкретные данные о размерах и порядке финансирования оперативно-розыскной деятельности являются государственной тайной.

Главными распорядителями финансовых средств, выделяемых на эти цели, являются руководители министерств и ведомств, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Вопросы финансового обеспечения оперативной работы регламентируются специальными ведомственными нормативными актами.

В целях улучшения материально-финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности органы, ее осуществляющие, вправе использовать возможности внебюджетных источников финансирования (целевых фондов) в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, организуют и осуществляют руководители соответствующих министерств и ведомств, а также руководители подчиненных органов, сотрудники оперативных и финансовых подразделений.

Вневедомственный контроль за расходованием бюджетных ассигнований на оперативно-розыскную деятельность осуществляется Министерством финансов в соответствии со специальными нормативными актами.

№ 2

Основания появления и процессуальное положение субъекта, в отношении которого осуществляется производство по применению принудительных мер безопасности и лечения. Гарантии обеспечения его прав и законных интересов.

Угол преслед ведется в целях изобличен и привлеч к угол ответ лица, соверш прест. Угол наказ м/б примен к лицу, соверш обществ опасн деян, предусм УК, при достиж предусм угол зак возраста, с кот наступ угол ответ, и лицо явл вменяемым (Невмен – во врем соверш общ опасн деян не могло сознав фактич хар и обществ опасн своего действия (бездейств) или руковод им вследств хронич психич заболеван, врем расстройства психики, слабоумия или иного болезн состоян психики.

Уменьш вменяемость – лицо не могло в полной мере сознавать…, вледствие…, умственной отсталости. Невмен – освобожд от угол ответств, уменьш вмен – не освоб, но может учитыв при назнач наказ или иных мер угол ответ. К таким лицам могут быть применены судом принуд меры безопасн и лечения). ПМБЛ примен (измен, прекращ) только по назнач суда (т.к. явл мерами гос принужден, м/б обжал или опрот в 10 дн срок, но не лицом, т.к. оно невменяемо) и не явл мерами угол наказан. Цель – предупр со стор лиц нов общ опасн деян, их охрана и лечение. Виды (в завис от степ обществ опасн лица и соверш деян) – принуд амбул лечен и наблюд у психиатра, принуд лечен в психиатрич больн (отделен) с обычн наблюд, … с усил наблюд, … со строг наблюд. ПМБЛ примен если суд установит, что совершено общ опасн деян, предусм УК, конкретн лицом, кот во врем соверш было невмен или заболело душ болезн после соверш, лицо представл опасн для общества. Расслед производ только в форме предв следствия (в больш мере спос обеспеч устан истины по делу и гарант права псих больн лиц, у кот отсутств или огранич возм самому защ свои интересы.

Проц гарантии – содерж в нормах права правовые средства, обеспеч всем участникам угол проц возможн выполн обяз и использ предоставл права (Осн – право знать в чем подозрев, обвин, суд контроль за избран меры пресеч в виде заключ под стражу, продление, равенство прав, участн уг проц, признан виновн только судом, возможность обжалования, обяз обеспеч прав граждан лицами, вед уг проц). При возб уг дела дознан – в 10 дн после произв неотложн следств действ дело перед след. Подследств опред по общ правилу (предм, территор, персональн). Расшир предм доказ – обстоят соверш деян (время, место, спос и др), конкретн лицо, налич у лица псих заболев в прошл, степень и хар заболев в момент совершения деян и ко врем произв по делу, поведение лица до и после совершен, хар и размер ущерба. Основ произв по примен ПМБЛ явл данные в уг деле о психич неполноцен лица. Псих сост лица опред только путем назнач судебно-психиатрич экспертизы (амбулат или стац), по закл кот можно принять реш о направл дела в суд для назнач ПМБЛ.

Проблема – в законе не урегулир статус лица, в отнош кот вед произв по примен ПМБЛ. Термины подозрев и обвин не употребл. Не указано, можно ли провод СПЭ, если лицо не получ стат подозр или обвин, однако имеются достат данн, указ на то, что именно это лицо соверш общ опасн деян и явл душевнобольн.

А.П.Рыжаков (Росс)- при произв по прим ПМБЛ не устан степ вины лица, не предъявл обвин.

С.В.Борико – в отнош лица не вынос постановл о привл в кач обвин, к нему не примен меры пресеч.

Л. И. Кукреш – обвинению лицу не предъявл, но оно призн подозреваемым. На практ: возб уг дело, задерж лицо, в отнош него избер мера пресеч, оно привлек в кач обвин (жестк регламент, сроки), а лишь потом согласно заключ СПЭ оно может быть призн психич больным.

В.В.Мелешко – в этом случ не вынос пост о прекращ угол преслед и отмене меры пресеч, а при необход дополн обвин по друг эпиз обвин не перепредъявл, а доп деян описыв в пост о перед дела прок. Обязат участ защитн и зак предст с момента выяснен психич неполноц лица. Участ лица в следств действ опред его психич сост (справка мед учрежд), если невозм составл протокол.

Окончн расслед – след уведомл об оконч расслед заинтерес лиц, знаком их с мат дела (если сост лиц позвол то и его), разреш заявл ход, вынос постан о перед дела прок для направл в суд для решен вопр о примен ПМБЛ. К постан прилаг справка о движ дела, список лиц, подлеж вызову в суд заседан, справка о провед по делу предварит расслед. След или прок могут принять решен о прекращ произв по делу по общим основан (отсутств сост, недоказ и т.д.), а также, если лицо по хар соверш им общ опасн деян и по своему психич сост не предст опасн для общества. В этом случ уведомл орг здравохран. Прок направл дело в суд. Суд разбир происход в обычн пор (хотя прямо это и не указ в законе), со след дополнен. Обяз участ защ и прок (он не представл гос обвин, т.к. лицо не привлек в кач обвин, но высказ свое мнен по возник вопросам и виду ПМБЛ). Далее суд следств (начин с оглан прок постан о перед дела прок…) Затем исслед доказ обстоят предмета доказыв, решается вопрос явл ли лицо обществ опасным, вид ПМБЛ. Суд разбират не сод суд прен и последн слова. По его итогам выступ защ и прок. По рез суд разбират вынос опред или постан (в совещ комн): прекращ дела, вид ПМБЛ, гр иск, издержки, док-ва и др вопросы. ПМБЛ назнач без срока. Кажд 6 мес. освид комисс. Измен или прекращ ПМБЛ производ суд единолично, их назнач по представл админ мед учрежд и заключ комисс врачей. Если лицо заболело после совершения общ опасн деян, после излечен оно может быть привл к уг. ответ или направл для отбыт ранее назнач наказан. Время нахожд в псих стацион включ в срок стражи и наказания.

Лит-ра:

Дергай Б. И. Особенности расследования по делам невменяемых. Волгоград, 1976.

Михайлова Т. А. Производство по применению принудительных мер медицинского характера. М., 1987.

Протченко Б. А. Принудительные меры медицинского характера. М., 1976.

Рыжаков А. П. Производство по применению принудительных мер медицинского характера. М., 1997.

Яцкевич А. Г. Производство по применению принудительных мер медицинского характера. Минск, 1999.

2002 – кандидатская диссертация Габа А. И. Криминалистическая характеристика и особенности расследования общественно опасных деяний несовершеннолетних с отклонениями в психике. Минск. Академия МВД Республики Беларусь.

1992 – кандидатская диссертация А. Г.

Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел

Яцкевича. Процессуальное положение лиц, участвующих в производстве по применению принудительных мер медицинского характера. Москва. МВШМ МВД РФ.

1983 – диссертация Галагана А. И. Процессуальные особенности расследования дел об общественно опасных деяниях лиц, признаваемых невменяемыми. Киев. КВШ МВД СССР.

2002 – докторская диссертация Г. Н. Мухина «Криминалистическая теория отклоняющегося преступного поведения». Минск.

Дергай Б. И. Особенности расследования по делам об общественно-опасных деяний невменяемых. Волгоград, 1976.

Мухин Г. Н. Общественно-опасные деяния лиц с психическими аномалиями. Криминалистическая характеристика и раскрытие. Минск, 1994.

Радаев В. В. Расследование преступлений, совершенных лицами с психическими недостатками. Волгоград, 1987.

Щерба С. П. Расследование и судебное разбирательство по делам лиц, страдающих физическими или психическими недостатками. М., 1975.

Date: 2015-07-25; view: 93; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Страница 13 из 13

Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности

Стабильное и достаточное финансирование ОРД является одним из главных вопросов обеспечения негласной работы оперативно-розыскных органов. Это связано с тем, что проведение ряда оперативно-розыскных мероприятий, решение вопросов социальной и правовой защиты лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам, обеспечение конспирации объективно требуют значительных финансовых затрат.

Так, для эффективного осуществления ОРД в целом и проведения отдельных видов дорогостоящих оперативно-розыскных мероприятий, в частности проверочной закупки или контролируемой поставки, нередко осуществляемых в рамках оперативного внедрения, оперативного эксперимента, особенно при выявлении каналов поставки оружия, взрывчатых веществ, наркотиков, фальшивых денежных знаков требуются значительные финансовые затраты. Практика показывает, что эффективное проведение таких мероприятий может быть прямо пропорционально затратам. Чем больше выделяется денежных средств, тем большую партию оружия или наркотических средств можно закупить, а, следовательно, изъять из нелегального оборота, обеспечить выявление не мелкого сбытчика, а выйти на оптового поставщика предметов, изъятых из свободного оборота.

Оперативно-розыскная деятельность. Краткий курс (К. В. Пронин, 2013)

И, наоборот, из-за крайне ограниченных лимитов финансирования, например, проверочной закупки, как и других оперативно-розыскных мероприятий, может быть сорвано ее проведение, потеряться наступательность оперативных разработок, что в итоге снижает результативность ОРД.

ФЗ об ОРД предусматривает выплату денежного содержания либо вознаграждения гласным и негласным сотрудникам оперативных аппаратов и оплату оперативных расходов, связанных с их участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий. В частности, возмездный характер отношений сотрудничества с конфидентами предусмотрен ст.15 ФЗ об ОРД. Возможность получения денежного вознаграждения, компенсационных выплат лицами, сотрудничающими с оперативно-розыскными органами либо оказавшими им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших.

Финансирование – безвозмездное и безвозвратное направление денежных ресурсов на конкретные цели.

Обеспечениепредоставление достаточных материальных средств, снабжение чем-либо в нужном количестве.

Финансовое обеспечение – предоставление оперативным аппаратам в установленном порядке необходимых и достаточных денежных средств для решения стоящих перед ними задач.

Источники финансирования:

— федеральный бюджет;

— средства местных бюджетов;

— внебюджетные средства.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, каждый субъект государства обладает своим бюджетом, входящим в единую бюджетную систему РФ, имеющим самостоятельные источники доходов и принимаемым представительным органом власти данного субъекта. В этом бюджете могут предусматриваться ассигнования на обеспечение деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел.

Внебюджетный целевой фонд представляет самостоятельный финансовый институт, формирующийся на основании решения органа представительной власти, имеющий строго целевое назначение и образующийся за счет обязательных отчислений и добровольных взносов юридических и физических лиц.

Ведомственные нормативные акты МВД России включают в перечень источников финансирования оперативно-розыскной деятельности целевые внебюджетные взносы и пожертвования физических и юридических лиц.

Под порядком расходования денежных средств следует понимать определение конкретных видов расходов, их предельные размеры, основания и условия использования денежных средств, их учет, а также документальное оформление. Все эти вопросы регламентируются ведомственными нормативными актами МВД России.

Основные расходы финансовых средств при осуществлении ОРД направлены на:

оплату услуг лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, либо оказавших им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших;

— обеспечение проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Чаще всего денежных и материальных затрат требует подготовка и проведение следующих оперативно-розыскных мероприятий:

— сбор образцов для сравнительного исследования;

— проверочная закупка;

— контролируемая поставка;

— оперативный эксперимент.

Размеры расходов и затрат на подготовку и проведение оперативно-розыскных мероприятий должны устанавливаться в каждом конкретном случае рационально, с учетом выделенных оперативному аппарату денежных средств.

Указанный в ч. 1 ст. 19 ФЗ об ОРД порядок расходования денежных средств, выделяемых на ОРД, предусматривает организацию бухгалтерского учета и контроля за их расходованием. Оперативные аппараты обязаны все проводимые финансовые операции оформлять документами, которые являются документами первичного учета и лежат в основе бухгалтерского учета. Эти учетные документы должны быть составлены по установленной форме и содержать все обязательные реквизиты, к числу которых относятся: наименование документа и организации, дата составления, содержание операции, должности ответственных лиц, личные подписи.

В соответствии с действующими ведомственными нормативными актами, регламенти-рующими финансовые расходы органов Внутренних дел РФ, денежные средства на содержание их оперативных аппаратов и подразделений, и расходы, связанные с осуществлением ОРД, выделяются по отдельной статье сметы МВД России. В сметах расходов МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, а также нижестоящих органов внутренних дел также имеется статья, в которой определяются размеры финансовых средств, предназначенных для обеспечения ОРД конкретного органа внутренних дел.

Закон устанавливает, что финансовые средства, выделенные государственным органам, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять ОРД, расходуются в порядке, устанавливаемом руководителем этихорганов. В системе МВД России главным распорядителем кредитов (финансовых средств), ежегодно получаемых от министерства финансов России, является министр внутренних дел.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных оперативному аппарату или подразделению, возлагается на руководителя органа, осуществляющего ОРД. Непосредственный контроль за обоснованностью расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, в оперативных подразделениях всех уровней возлагается на КРУ ФЭУ МВД России и соответствующие подчиненные им аппараты.

Правовой основой контроля помимо комментируемого закона служат законодательные акты, регулирующие оборот финансовых средств, и ведомственные акты, регламентирующие ОРД.

В соответствии с Положением о Финансово-экономическом департаменте МВД России, его функцией является определение и реализация совместно с Минфином России порядка финансирования расходов на ОРД.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на ОРД, является разновидностью ведомственного контроля за ОРД, но связанного не с законностью и обоснованностью проведения оперативно-розыскных мероприятий, со строгим и точным выполнением нормативных предписаний ведомственных правовых актов, а с соблюдением финансовой дисциплины в финансировании ОРД в целом и отдельных ее направлений либо расходованием средств сметы на отдельные оперативно-розыскные мероприятия или действия, связанные с ОРД.

<< Предыдущая — Следующая

Государственным органам, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность, выделяются из федерального бюджета финансовые средства, которые расходуются в порядке, устанавливаемом руководителями этих органов.

Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно за счет собственных бюджетов и внебюджетных целевых фондов увеличивать размер средств, выделяемых органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации.

Глава VI.

Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности.

Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 21. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Надзор за исполнением законов Российской Федерации органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

По запросу уполномоченного прокурора в связи с поступившими в прокуратуру материалами, информацией и обращениями граждан о нарушении законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также при проверке установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений руководители органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, представляют указанному прокурору оперативно-служебные документы, послужившие основанием для проведения этих мероприятий.

О порядке предоставления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением настоящего Закона см. указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 29 июля 1996 г. № 44/15, 25 июля 1996 г. № 1/12812.

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, и о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.

Руководители органов прокуратуры создают условия, обеспечивающие защиту сведений, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных документах.

Об организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью см. также Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ и приказ Генерального прокурора РФ от 20 мая 1993 г. № 15.

Статья 22. Ведомственный контроль

Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Признать утратившим силу со дня введения в действие настоящего Федерального закона Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 17, ст. 892; № 33, ст. 1912).

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести их нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Москва, Кремль

Августа 1995 г.



§ 1. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *