Справочник

ФЗ 173 ст 30

Конвертация (преобразование) пенсионных прав по ст. 30

Статья 30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации

Главная>Новые законы Российской Федерации 2017-2018>Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015)>Глава VI. ПОРЯДОК СОХРАНЕНИЯ И КОНВЕРТАЦИИ>Статья 30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации

1. Определение размера страховой части трудовой пенсии по старости, размера трудовой пенсии по инвалидности и размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона) гражданам, впервые обратившимся за назначением трудовой пенсии начиная с 1 января 2010 года, производится в порядке, установленном соответственно статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона.

2. Размер страховой части трудовой пенсии по старости, размер трудовой пенсии по инвалидности и размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона) с 1 января 2010 года гражданам, являвшимся получателями указанных трудовых пенсий до 1 января 2010 года, определяется по формуле:

П = Б + П + (СВ / Т / КН) x К, где

П — размер страховой части трудовой пенсии по старости, размер трудовой пенсии по инвалидности, размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

Б — фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца (статьи 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона);

П — размер страховой части трудовой пенсии (по старости, по

СВ — сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона);

Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, примененного при назначении гражданину страховой части соответствующей трудовой пенсии, исчисленного в отношении трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца с учетом умножения на отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) к 180 месяцам, которое предусмотрено соответственно статьями 15 и 16 настоящего Федерального закона;

КН — количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями трудовой пенсии по случаю потери кормильца, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на 1 января 2010 года;

К — суммарный коэффициент индексаций и дополнительных увеличений страховой части трудовой пенсии, проведенных в Российской Федерации за период со дня назначения гражданину страховой части соответствующей трудовой пенсии до 1 января 2010 года.

1. В случае возникновения признаков банкротства, установленных пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, или обстоятельств, предусмотренных статьей 8 или 9 настоящего Федерального закона, руководитель должника обязан включить сведения о наличии таких обстоятельств в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение десяти рабочих дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно об их возникновении, а также в разумный срок предпринять все зависящие от него разумные необходимые меры, направленные на предупреждение банкротства должника.

Руководитель должника и иные его органы, а также учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия и иные контролирующие должника лица со дня, когда они узнали или должны были узнать о наличии указанных обстоятельств, обязаны действовать с учетом интересов кредиторов, в частности не допускать действия (бездействие), которые могут заведомо ухудшить финансовое положение должника.

2. Учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

3. В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

Комментарий к Ст. 30 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Нормы о предупреждении банкротства в Законе о несостоятельности (банкротстве) 1998 г. содержались в главе II, которая включала две статьи — "Меры по предупреждению банкротства" и "Досудебная санация".

Система мероприятий, направленных на предупреждение несостоятельности, весьма тщательно и подробно урегулирована в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Перечень мер по предупреждению банкротства кредитных организаций включает: финансовое оздоровление кредитной организации; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией; реорганизацию кредитной организации. Регулированию отношений, возникающих при осуществлении предупредительных мер (досудебной санации), посвящены три главы Закона о банкротстве кредитных организаций и отдельные статьи других глав (всего 29 статей).

Закон о банкротстве включает только две статьи, посвященные предупреждению несостоятельности организаций. Такое положение объясняется тем, что несостоятельность кредитных организаций, в отличие от других участников гражданского оборота, всегда связана с большими финансовыми потерями их клиентов, а в некоторых случаях может явиться причиной банкротства юридических и физических лиц — вкладчиков и кредиторов банков <*>.
———————————
<*> См.: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю.

Расчетный размер трудовой пенсии до вступления ФЗ №173

Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций. М., 2002. С. 34.

При применении комментируемых статей необходимо учитывать, что к отношениям, связанным с банкротством кредитных организаций, настоящий Закон применяется с особенностями, установленными Законом о банкротстве кредитных организаций (см. комментарий к ст. 180).

2. Пункт 1 ст. 26 Закона 1998 г. предусматривал, что учредители (участники) должника — юридического лица, собственник имущества должника — унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

Пункт 1 ст. 30 действующего Закона о банкротстве переносит центр тяжести на действия руководителя организации-должника по информированию учредителей (участников) и собственника имущества унитарного предприятия о наличии признаков несостоятельности.

3. Закон возлагает на руководителя организации-должника обязанность направить информацию учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника — унитарного предприятия в случае, если требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязанности по уплате обязательных платежей не исполняются должником в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

С учетом целей возложения такой обязанности информация должна содержать данные о размере и структуре возникшей задолженности, а также данные о возможности ее погашения.

При неисполнении такой обязанности на руководителя организации-должника может быть возложена ответственность перед лицом (лицами), которым в результате неисполнения такой обязанности были причинены убытки (п. 1 ст. 10 Закона о банкротстве). При недостаточности имущества должника на руководителя должника может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника, если виновное неисполнение руководителем обязанности информировать учредителей (участников), собственника имущества унитарного предприятия привело к банкротству должника (п. 4 ст. 10 Закона).

4. Пункт 1 ст. 26 Закона о банкротстве 1998 г. возлагал безусловную обязанность принимать своевременные меры по предупреждению банкротства на учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Закон о банкротстве, не изменяя круг лиц, на которых возлагается обязанность принятия предупредительных мер, делает оговорку о том, что такая обязанность на них возлагается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Поскольку учредители (участники) юридического должника, собственник имущества унитарного предприятия всегда обязаны принимать меры, направленные на предупреждение банкротства, указание "в случаях, предусмотренных законом", очевидно, относится к органам исполнительной власти и органам местного самоуправления.

При непринятии предупредительных мер учредители (участники) и собственник имущества унитарного предприятия могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по долгам должника в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 10 Закона.

5. В целях предупреждения банкротства учредители (участники) юридического лица, собственник имущества унитарного предприятия в соответствии со своей компетенцией могут осуществить реорганизацию должника, произвести продажу части имущества, перепрофилирование и закрытие убыточных производств, смену руководства, изменение системы управления должником и т.д.

Для предупреждения банкротства должнику указанными лицами может быть оказана финансовая поддержка, направленная на восстановление платежеспособности должника.

Меры по восстановлению платежеспособности должника могут быть также приняты кредиторами или иными лицами. Указанные лица осуществляют финансовую помощь на основании соглашений с должником. В отличие от учредителей (участников) должника, собственников его имущества, указанные лица самостоятельно принимают решение о предоставлении должнику помощи в восстановлении платежеспособности, и закон не возлагает на них ответственность за непринятие таких мер. Ответственность за отказ от исполнения принятых на себя перед должником обязательств может возлагаться на них в соответствии с общими нормами ГК РФ (ст. ст. 15, 396 и др.).

6. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией могут для предупреждения банкротства должника предоставлять последнему льготы по обязательным платежам, осуществлять реструктуризацию задолженности по этим платежам, принимать находящиеся на балансе организации-должника объекты социально-коммунальной сферы, принимать другие меры по восстановлению платежеспособности должника.

7. В отличие от Закона 1998 г., в действующем Законе о банкротстве исключена норма о недопустимости опубликования или разглашения иным образом сведений о банкротстве должника до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом, предусматривающая возложение на нарушителя такого требования установленной федеральным законом ответственности.

Исключение этой нормы вполне объяснимо, поскольку такой запрет при наличии публикаций о введении наблюдения не направлен на защиту чьих-либо интересов. Кроме того, Закон не устанавливал специальные нормы об ответственности за указанное нарушение, что делало норму о запрете декларативной.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц

По всем пенсиям, которые уже были установлены, и по вновь назначаемым пенсиям осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсион-ный капитал.

Расчетный пенсионный капитал (ПК) – этоявляющиеся базой для определения размера страховой части трудовой пенсии сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации на застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу ФЗ-173, т.е. результат оценки пенсионных прав, приобретенных на момент начала пенсионной реформы. Другими словами, это определение расчетным путем условной пенсии, которая полагалась бы гражданину по состоянию на 1 января 2002 г.исходя из продолжительности его общего трудового стажа, приобретенного на 31 декабря 2001 года, и среднемесячного заработка за 2000 — 2001 г.г. или за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. Потом эту условную пенсию по формуле, указанной в ст. 30 ФЗ-173, переводят в расчетный пенсионный капитал, составляющий часть общего расчетного пенсионного капитала до 1 января 2002 года. Следовательно, все действия по оценке пенсионных прав граждан, приобретенных до 1 января 2002 года, надо начинать с определения условного расчетного размера пенсии, который может определяться по выбору застрахованного лица в порядке, установленном п. 3, п. 4 либо п. 6 ст. 30 ФЗ-173.

В соответствии с п. 3 ст. 30 ФЗ-173 расчетный размер трудовой пенсии (РП) равен стажевому коэффициенту (СК), умноженному на частное от деления среднего заработка застрахованного лица (ЗР) на среднюю зарплату в стране (ЗП) за тот же период, за который взят заработок застрахованного лица, умноженному на среднемесячную зарплату в стране (СЗРП) за 3 квартал 2001 года, утвержденную Правительством РФ для исчисления и увеличения пенсий.Исходя из положений п. 3 ст. 30 ФЗ-173, получается следующая формула:

РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП.

РП – расчетный размер трудовой пенсии;

— СК –стажевый коэффициент для застрахованных лиц, который равен 0,55 (55% заработка) при стаже для мужчин 25 лет и 20 лет для женщин и повышается на 0,01 (1%) за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продол-жительности, но не более, чем на 0,20 (20%). Под общим трудовым стажем пони-мается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной дея-тельности до 01.01.2002г., в которую включаются периоды, перечисленные в п. 3 ст. 30 ФЗ-173. Для лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (ст. ст. 27-28 ФЗ-173), стажевый коэффициент составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в ст. ст. 27 – 28 ФЗ-173, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повы-шается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.

С учетом сказанного у мужчины при полном общем трудовом стаже (25 лет) максимальный СК составит 0,75 (0,55 + 0,20). Аналогичное значение СК будет и у женщины со стажем 20 лет.

ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица. Он может приниматься в одном из двух вариантов: за 2000 или 2001 г. по сведениям индивидуального (пер-сонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев календарно подряд.

Оценка пенсионных прав

Средний заработок гражданина за 2000-2001г.г. определяется путем деления заработка за указанные годы на 24 месяца неза-висимо от того, сколько времени фактически проработал застрахованный в двухлет-ний период. При этом берутся лишь те месяцы, в которых по данным индиви-дуального (персонифицированного) учета начислялись страховые пенсионные взно-сы. Заработок за 60 месяцев подряд делится на 60, независимо от того, сколько вре-мени выполнялась работа(все 60 месяцев или значительно меньше).

ЗП – среднемесячная зарплата в РФ за тот же период,определяемая по правилам, установленным Правительством РФ;

СЗП – среднемесячная зарплата в РФ за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года, утвержденную Правительством РФ для исчисления и увеличения размеров го-сударственных пенсий (1671 руб. 00 коп.).

Максимальное отношение среднего заработка застрахованного лица к среднеме-сячной зарплате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) составляет 1,2, а для лиц, проживающих по состоянию на 01.01.2002г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 ФЗ-173), в которых установлены районные коэффициенты к зарплате, — от 1,4 до 1,9 (независимо от места жительства).

Если в районе или местности установлены разные районные коэффициенты к зарплате, учитывается коэффициент, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Согласно п. 4 ст. 30 ФЗ-173 (по выбору застрахованного лица)расчетный размер трудовой пенсии равен среднему заработку застрахованного лица, умноженному на стажевый коэффициент. Получается следующая формула:

РП = ЗР х СК(ЗР и СК определяются по правилам, описанным выше).

При применении для расчета РП формулы, приведенной в п. 4 ст. 30 ФЗ-173 расчетный размер трудовой пенсии при наличии общего трудового стажа 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин не может превышать сумму, равную 555 руб. 96 коп.,т.е. максимальный размер пенсии, действовавший по состоянию на 31 декабря 2001 г. (три минимальных размера пенсии на 31 декабря 2001 г. (185,32 руб.). Кроме того, по данному варианту определения РП к расчетному размеру пенсии начислялась компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в РФ (100 руб. на 31.12.2001).Для лиц, имеющих страховой стаж, требуемый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, РП не может превышать суму, равную 648 руб. 62 коп. Этот размер мог быть еще увеличен на 1% за каждый год общего трудового стажа, превышающий требуемый для назначения пенсии, но не более чем на 20%.

С 1 января 2002 года размеры трудовых пенсий, установленных по состоянию на 31.12.2001г. по нормам Закона 1990 года, были пересчитаны по выбору пенсионеров в соответствии с пунктами 3,4 или 6 ФЗ-173. Согласно п. 6 ст. 30 ФЗ-173 в качестве расчетного размера трудовой пенсии принималась сумма одной установленной граж-данину пенсии с учетом повышений и компенсационных выплат в связи с ростом стоимости жизни в РФ с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев. При этом расчетный размер трудовой пенсии не может быть менее 660 рублей. Если размер пенсии по нормам нового закона был ниже, то она сохранялась в прежнем, более высоком размере.Это так называемые сохраненные нормы.

После определения расчетного размера трудовой пенсии определяется расчетный пенсионный капитал. Для этого из расчетного размера трудовой пенсии вычитается 450 руб., затем полученный результат умножается на ожидаемый период выплаты пенсии по старости в месяцах (Т). Расчетный пенсионный капитал определяется по формуле (п. 1 ст. 30 ФЗ-173):

ПК.1. = (РП — 450 руб.) х Т, где

ПК.1. — величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

РП — расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии со ст.30 ФЗ-173;

450 руб. — размер базовой части трудовой пенсии по старости по состоянию на 1 января 2002 г.;

Т — ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (144 месяца — в 2002 году и 228 месяцев в 2014 году), равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с п. 1. ст. 14 и п. 1 ст. 32 ФЗ-173.

С каждым годом в России будет возрастать число застрахованных лиц, у которых на 1 января 2002 года стаж окажется меньше, чем 25 и 20 лет (соответственно у мужчин и женщин). Дляэтихлиц, имеющих неполный общий трудовой стаж, необходимо просчитать сначала расчетный размер пенсии при полном стаже, а уж потом исчислять расчетный пенсионный капитал. С этой целью величина расчетного пенсионного капитала при полном общем стаже делится на число месяцев полного общего трудового стажа и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

Рассмотрим следующий пример. Женщина, 1960 года рождения, имеет общий трудовой стаж 15 лет. Ее среднемесячный заработок за 2000 — 2001 годы составил 2500 руб. В январе 2015 года, когда ей исполнилось 55 лет, женщина обратилась в отделение ПФР с заявлением об установлении пенсии. Определим ее расчетный пенсионный капитал, исчисленный при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 года по формуле, приведенной в п. 3 ст. 30 ФЗ-173.

Условно стажевый коэффициент будет равен 0,55 (как при наличии у женщины 20 лет общего трудового стажа). Соотношение величин среднемесячного заработка за 2000 — 2001 годы (или за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г.) и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за 2000 — 2001 годы (1671 руб.) при определении расчетного размера трудовой пенсии учитывается в значении не выше 1,2. В нашем случае это соотношение превышает установленное ограничение и составляет 1,49 (2500 руб. / 1671 руб.). Поэтому для расчета может быть взято значение лишь в пределах не выше 1,2. Тогда расчетный размер трудовой пенсии (РП) будет равен 1102,86 руб. (0,55 x 1,2 x 1671 руб.). Ожидаемый период выплаты пенсии составляет 228 месяцев. Условная величина первоначального расчетного пенсионного капитала (ПК.1) застра-хованного лица будет равна 148852,08 руб. — (1102,86 руб. — 450 руб.) x 228. Фактическая величина первоначального расчетного пенсионного капитала (ПК.1) составит 111639,06 руб. (148852,08 руб. / 20 лет х 15 лет).

У граждан, выходящих на пенсию после 1 января 2002 года, страховая часть трудовой пенсии по старости увеличивается за счет страховые взносов, уплаченных в 2002 году и в последующие годы.Однако при равном расчетном пенсионном капитале страховая часть трудовой пенсии у тех граждан, пенсия которым устанавливается с 2003 года и позднее, может оказаться ниже, чем у вышедших на пенсию до 1 января 2003 года. Ведь их расчетный пенсионный капитал делится на большее число месяцев в ожидаемом периоде выплаты пенсии по старости (Т). Например, у гражданина, вышедшего на пенсию в 2002 году, расчетный пенсионный капитал делится на 144 месяца, а у гражданина, который обратился за назначением пенсии в 2003 году – уже на 150 месяцев. А если этот последний в течение 2003 года состоял на учете в службе занятости в качестве безработного, то он и вовсе оказывается в крайне невыгодном положении, т.к. страховые взносы за него в ПФР не поступали.

Валоризация

Согласно ст. 30.1. ФЗ-173, величина расчетного пенсионного капитала застра-хованного лица (ПК.1.), исчисленного в соответствии со ст. 30 ФЗ-173, начиная с 01.01.2010г. подлежит валоризации (повышению).

Сумма валоризации составляет 10% величинырасчетного пенсионного капитала(ПК.1.) и, сверх того, 1% величинырасчетного пенсионного капитала(ПК.1.) за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991г., определенного в соответствии с подп. 2 и 3 ст. 30.1. ФЗ-173. В этот стаж включаются периоды трудовой и иной общественно-полезной деятельности, которые были включены в него при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 ФЗ-173. При этом применяется тот же порядок включения отдельных периодов в страховой стаж, что и при определении расчетного размера трудовой пенсии. Продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капиталагражданина, никакомуограничению не подлежит.

Для граждан, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности) в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в общий трудовой стаж при валоризации не включаются периоды службы, которые предшествовали назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. Аналогично осуществляется подсчет общего трудового стажа при валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан из числа космонавтов, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности), предусмотренную ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Сумма валоризации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Расчет суммы валоризации (СВ) производится по следующей формуле:

СВ = ПК х (0,1 + (0,01 х ОТС), где:

ПК — расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года с учетом суммарного коэффициента индексации пенсионного капитала с 1 января 2002 года до даты установления пенсии;

Тема № 3. Исчисление общего трудового стажа.

Понятие и значение ОТС

Периоды, включаемые в ОТС по п. 3 ст. 30 Закона № 173_ФЗ

Периоды, включаемые в ОТС по п. 4 ст. 30 Закона № 173_ФЗ

Правила исчисления ОТС.

1.Понятие ОТС закреплено в п.3 и п.4, ст.30 закона №173-ФЗ. ОТС – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно – полезной деятельности, имеющейся у застрахованного лица до 1.01.2002г.

Данный вид стажа используется при определении размера части расчетного пенсионного капитала за период до 01.01.2002г. включая расчет суммы валоризации этого капитала. При определении права на пенсию этот стаж во внимание не принимается.

Периоды, включаемые в ОТС, закреплены в п.3 и 4 ст.30 Закона №173 — ФЗ. При исчислении ОТС конкретному лицу используется один из указанных пунктов по его выбору. В зависимости от этого выбора в дальнейшем применяется разный порядок определения расчетного размера трудовой пенсии.

Задайте вопрос дежурному юристу,

Частично периоды, предусмотренные в п.3 и п.4 Закона совпадают, но есть и разница: в п.4 помимо тех периодов, которые перечислены в п.3 указаны и некоторые другие. Кроме того, в п.4 предусмотрена возможность льготного исчисления отдельных периодов.

2. В п.3 ст.30 предусмотрены следующие периоды:

1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве – это периоды, обусловленные наличием трудовых отношений с работодателем, периоды, обусловленные наличием гражданско-правовых отношений с работодателем (по договорам подряда и поручения с 1.01.92, по другим договорам с 1.01.97), а также периоды индивидуальной трудовой деятельности; периоды работы, когда лицо не будучи рабочим или служащим, подлежало обязательном пенсионному страхованию (например, адвокаты);

2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) военная служба (служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны);

4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

5) период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

3. В п.4 ст. 30 Закона предусмотрены следующие периоды:

1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве;

2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов СССР и союзных республик — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и других, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

4) периоды подготовки к профессиональной деятельности — обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;

5) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и инвалидности I и II группы вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

6) периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;

7) периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;

8) периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;

9) периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;

10) периоды пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

11) периоды выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;

12) периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;

13) гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, — время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;

14) гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), а также гражданам — узникам фашистских концлагерей — время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

4. Поскольку ОТС исчисляется по правилам того законодательства, которое действовало до 1.01.2002г., следует иметь в виду, что периоды работы в качестве рабочего и служащего, члена колхоза и иной кооперативной организации включаются в стаж независимо от факта уплаты работодателями страховых взносов.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с пунктами 3 и 4 ст.30 производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности включаются в общий трудовой стаж как полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов.

Во внимание принимается работа на сезонных работах, указанных в специальном перечне сезонных работ, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.07.91г. №381. Следует иметь в виду, что в ОТС включается период от начала одного сезона до начала следующего сезона или до дня, с которого гражданин поступил в межсезонный перерыв на другую работу.

Для работников водного транспорта работа в течение полного навигационного периода включается в ОТС за год работы — от начала одного периода до начала следующего.

Если работа осуществлялась в течение не всего сезона или не всего навигационного периода, то в стаж включается фактическая продолжительность работы.

Кроме того, отдельные периоды, включаемые в общий трудовой стаж по п.4 ст.30 исчисляются в льготном порядке. А именно:

а) периоды работы в лепрозориях и противочумных учреждениях — в двойном размере;

б) периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также времени нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" — в тройном размере;

в) периоды работы в городе Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года) — в тройном размере;

г) периоды работы во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем — в двойном размере;

д) периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера — в полуторном размере;

е) периоды военной службы по призыву — в двойном размере;

ж) периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, в том числе из числа репрессированных народов — в тройном размере;

з) периоды проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны — в двойном размере;

и) периоды работы или службы (за исключением военной службы) в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" — в полуторном размере.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *