Справочник

ФЗ 244 об игорном бизнесе

Государственное регулирование деятельности по организации азартных игр. Отличие азартной игры от лотереи

Разъясняет прокурор Северного административного округа г. Москвы Константин Константинович Кремнев

В целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан законодательством установлены конкретные ограничения игорного бизнеса. Исполнение этих ограничений обеспечивается уголовной и административной ответственностью за нарушение установленных законом требований по организации и проведению азартных игр и лотерей.

Органы контроля за исполнением законодательства в сфере организации азартных игр и в сфере проведения лотерей, а также ответственность за нарушения законодательства об азартных играх и лотереях различны.

Ответственность за нарушения законодательства о лотереях предусмотрена ст.14.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение законодательства о лотереях). Органом контроля в данной сфере являются налоговые органы (для всероссийских лотерей), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (для региональных лотерей) и органы местного самоуправления (для муниципальных лотерей).

В связи с незаконным проведением азартных игр предусмотрена уголовная ответственность по ст.171.2. Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконные организация и проведение азартных игр), а также административная ответственность по ст. 14.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (незаконная организация и проведение азартных игр).

Органами, контролирующими проведение азартных игр, являются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых имеются игорные зоны.

Меры реагирования по фактам проведения азартных игр вне игорных зон кроме органов прокуратуры вправе принимать: органы внутренних дел (возбуждать административные дела) и органы Следственного комитета Российской Федерации (возбуждать уголовные дела). Вместе с тем, не вся деятельность, внешне похожая на азартную, признается таковой судами.

Условия и порядок организации и проведения азартных игр и лотерей в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные Российской Федерации», Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях», главой 58 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами.

Согласно статье 9 Федерального закона № 244-ФЗ установлен запрет на проведение азартных игр вне игорных зон, которые расположены в Алтайском, Приморском и Краснодарском крае, а также в Калининградской и Ростовской областях.

С момента вступления в действие указанных положений закона (с 1 июля 2009г.) деятельность организаций в сфере игорного бизнеса претерпела существенные изменения. В настоящее время игорные заведения в том виде, в котором они существовали к моменту принятия Закона № 244-ФЗ, на территории города Москвы не функционируют.

Ранее существовавшие залы игровых автоматов «модифицированы» под лотерейные клубы, использующие лотерейное оборудование, а также под развлекательные клубы с аппаратами — симуляторами.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» азартная игра – это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

Этим же Федеральным законом определено, что его действие не распространяется на деятельность по организации и проведению лотерей. Владельцы лотерейных клубов в ряде случаев имеют практически все разрешительные документы, установленные Федеральным законом «О лотереях». В ходе проведенных проверок порой устанавливается, что деятельность, осуществляемая в «лотерейных клубах», имеет ряд несоответствий, свидетельствующих о том, что фактически организациями проводятся азартные игры.

Так, порой в клубах, организовавших бестиражные лотереи, отсутствуют лотерейные билеты, наличие которых обязательно. Кроме того, розыгрыш проводится с использованием «лотерейного оборудования». О принадлежности оборудования к категории лотерейного могут иметься заключения экспертов.

244 ФЗ об организации и проведении азартных игр с изменениями

Однако в связи с тем, что действующим законодательством не установлены отличия игрового оборудования от лотерейного, отсутствуют реестры лотерейного оборудования и его технические характеристики, то есть в данной ситуации могут иметься все основания сомневаться в достоверности результатов таких экспертиз.

При проведении стимулирующих лотерей организаторами также могут допускаться нарушения Федерального закона «О лотереях» в которые, ранее указанным ФЗ № 244-ФЗ ч.8 ст.3, внесены изменения, запрещающие проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей. Нарушение указанной нормы закона, к примеру, выражается в том, что сумма выигрыша в стимулирующей лотерее определяется непосредственно оборудованием после совершения игроками определенных игровых комбинаций.

Федеральным законом «О лотереях» лотерея определяется как игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона — участник лотереи получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Азартная игра и лотерея внешне похожи: имеется выигрыш и вероятность проигрыша. Вместе с тем между ними есть существенные отличия. В лотерее выигрыш формируется за счет призового фонда до ее проведения. В азартной игре выигрыш формируется за счет денежных средств ее участников в процессе игры.

Лотерея проводится на основе лотерейных билетов, иных квитанций или документов. Азартная игра проводится путем внесения наличных денег либо использования их денежного эквивалента.

В лотерее выигрыш выдается в месте, указанном в лотерейном билете (ином документе). При азартной игре выигрыш выдается в месте проведения игры.

За организацию и проведение азартных игр Федеральным законом от 20.07.2011 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Уголовный кодекс Российской Федерации введена статья 171.2, предусматривающая уголовную ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр.

На основании части первой этой статьи организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере, наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Часть вторая статьи 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает более суровые меры наказания за те же деяния, сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере либо совершенные организованной группой. Максимальной мерой наказания за указанное преступление предусмотрено лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

В соответствии с законом доходом в крупном размере применительно к данной статье признается доход в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, доходом в особо крупном размере – доход в сумме, превышающий шесть миллионов рублей.

В случаях, если незаконные организация и проведение азартных игр не образуют уголовно-наказуемого деяния, виновные лица несут административную ответственность по статье 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья предусматривает административную ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц.

Размеры установленных законом штрафов в отношении граждан достигают пяти тысяч рублей, в отношении должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей, в отношении юридических лиц — одного миллиона рублей.

Законом в качестве дополнительного наказания предусмотрена также конфискация игрового оборудования. Нарушение законодательства о лотереях влечет административную ответственность по статье 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья устанавливает ответственность за проведение лотереи без получения в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления (в компетентные органы), за несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи, а также их направление на иные цели, чем те, которые предусмотрены законодательством о лотереях, и за отказ в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи. Административной ответственности за эти нарушения подлежат граждане, должностные лица и юридические лица.

В качестве наказания закон предусматривает штрафы, налагаемые на граждан в размере до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц — до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц — до пятисот тысяч рублей.

Закон 244 об игорном бизнесе с изменениями

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
    1) азартная игра — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;
    2) пари — азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;
    3) ставка — денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры;
    4) выигрыш — денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;
    5) организатор азартной игры — юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр;
    6) деятельность по организации и проведению азартных игр — деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры;
    7) игорная зона — часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом;
    8) разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне — выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений;
    9) лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах — документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

Обсуждаем ключевые изменения Федерального закона об игорной индустрии с правовым экспертом

Законы игорного бизнеса в России

Правовая регламентация организации и проведения азартных игр через букмекерские конторы и тотализаторы в сфере профессионального спорта

Овчинникова Наталья Александровна, руководитель Юридической службы Ассоциации лыжных видов спорта России, юридический консультант Федерации фристайла России, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, член Апелляционного комитета Российского футбольного союза по вопросам лицензирования футбольных клубов в РФ, судья Спортивного арбитражного суда г. Москвы, преподаватель Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, кандидат юридических наук.

Азартная игра в юридической литературе определяется как соглашение, единственным основанием которого является возможность приобретения кем-либо из участников имущественной выгоды (выигрыша) за счет другого при наступлении определенных правилами случайных условий <1>.

<1> См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1998. Часть вторая. С. 690.

Законодательное определение азартной игры содержится в ст. 364 Налогового кодекса Российской Федерации, где говорится, что азартная игра — это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора).

Азартные игры принято классифицировать в зависимости от того, участвуют ли игроки в процессе определения победителя, т.е. проводится ли процедура разыгрывания выигрыша или нет. По этому признаку азартные игры делятся на пари и собственно азартные игры (в узком смысле слова).

Пари — это соглашение, на основе которого один из участников утверждает о наличии (в прошлом или будущем) определенного обстоятельства, а другой отрицает это, причем выигрыш получает тот из спорящих, чей прогноз оказывается верным.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон о регулировании азартных игр) пари — это азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Пари, в свою очередь, подразделяются на два вида — тотализатор и букмекерское пари — в зависимости от способа определения суммы выигрыша.

Букмекерское пари и тотализатор — наиболее распространенные виды азартных игр, связанных со сферой профессионального спорта.

Закон о регулировании азартных игр определяет тотализатор как игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр.

Букмекерская контора определяется данным Законом как игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр.

В букмекерском пари величина выигрыша абсолютно фиксирована и не зависит от количества играющих, суммы сделанных ставок или числа выигравших. Напротив, выигрыш в тотализаторе (например, на скачках) будет тем больше, чем крупнее призовой фонд, чем выше сумма выигрышной ставки и ниже вероятность выигрыша. Другими словами, в тотализаторе между выигравшими распределяется лишь собранный призовой фонд (за вычетом премии устроителя тотализатора), что гарантирует организатора игры от финансовых потерь. Букмекер же играет на равных с остальными участниками и может остаться в проигрыше.

Предметом пари является результат определенных событий, в нашем случае — спортивных. Букмекерская контора предлагает игроку так называемую линию — перечень событий и возможные варианты их исхода (победа команды А, победа команды Б, ничья, количество забитых мячей, авторы голов и их ассистенты и т.п.). Для каждого варианта букмекерская контора назначает свой коэффициент. В случае проигрыша деньги игрока не возвращаются, а выигрыш составит начальная сумма ставки, умноженная на коэффициент события.

Кратко остановимся на вопросах правовой регламентации деятельности букмекерских контор и тотализаторов в Российской Федерации.

В соответствии с п. 104 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит обязательному лицензированию. Согласно ст. 14 Закона о регулировании азартных игр букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2007 г. N 451, лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществляется Федеральной налоговой службой. Лицензия выдается сроком на пять лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Отечественный игорный бизнес, связанный со ставками на профессиональный спорт, имеет свою специфику. В советский период нелегальные букмекеры осуществляли свою деятельность вблизи ипподромов. Букмекерство было уголовно наказуемо, поэтому данная деятельность осуществлялась конспиративно. Вторая букмекерская волна, уже легальная, прокатилась в начале 90-х годов XX в. Однако с 1992 по 1994 г. из нескольких десятков мелких букмекерских контор осталось пять-шесть, все остальные разорились. Главными причинами разорения стали расчетные ошибки букмекеров и поддельные карточки, по которым нередко выдавался чужой выигрыш <2>.

<2> См.: Ерженков С. Тотальный обман — символ игорного бизнеса // URL: <http:// www.casino2000.ru/ history.php3?id= 229>.

Букмекерство в России строится прежде всего на профессиональных спортивных соревнованиях. На первом месте по количеству ставок стоит футбол, затем — хоккей, баскетбол, теннис, автогонки "Формулы-1". Чаще всего ставки делаются на игры российских команд. Букмекерский бизнес сильно зависит от сезонности: лето считается мертвым сезоном, а осенью и весной, в разгар спортивных соревнований, число ставок возрастает в десятки раз.

Если в европейских странах игроки предпочитают предсказуемые события (90% ставок делается на победу или поражение какой-либо спортивной команды), то в России игроки предпочитают ставить на маловероятные события, которые имеют высокий коэффициент, объединяя 3 — 4 подобных прогноза в так называемый экспресс.

При системе, действующей в России, доходы букмекеров контролировать практически невозможно. В последнее время наблюдается тенденция к ужесточению условий организации и проведения азартных игр через букмекерские конторы и тотализаторы, примером являются последние изменения, внесенные в Закон о регулировании азартных игр. К сожалению, многие букмекеры работают без лицензии и не платят налоги. Как правило, черные букмекеры — это профессиональные игроки, виртуозно просчитывающие события спорта.

Иностранное онлайн-казино, предоставляющее услуги на территории РФ, нарушает закон

Такие конторы возникают в спальных районах, несколько месяцев спокойно работают, а потом меняют место расположения и название. При этом действуют по той же схеме, что и зарегистрированные конторы, а ставки принимают с более высокими коэффициентами. Ставки в таких конторах принимаются по телефону, в кредит, даже у детей.

Практика показывает, что действующее законодательство бессильно как против черных букмекеров, так и против официально зарегистрированных букмекерских контор, осуществляющих незаконную деятельность. Действующее уголовное законодательство позволяет привлечь нечестных букмекеров по ст. 159 (мошенничество) и ст. 171 (незаконное предпринимательство) УК РФ. Однако случаи привлечения таких лиц к ответственности единичны.

Доходы черных букмекеров, по некоторым оценкам, доходят до 50% от общей суммы ставок. При этом букмекеры, осуществляющие свою деятельность в сети Интернет, зарабатывают еще больше. Прием ставок в Интернете ведется нелегально, так как лицензия на игорный бизнес, которую получают букмекерские конторы в лицензионной палате, разрешает их деятельность только в реальном режиме. Однако, учитывая, что виртуальное букмекерство законодательством прямо не запрещено, интернет-букмекеры собирают нигде не учтенные ставки и получают не облагаемые налогом огромные прибыли. Черному букмекеру в сети Интернет намного проще обмануть игрока с выплатой выигрыша. Многие подобные сайты зарегистрированы на Каймановых островах.

Наряду с проблемой черных букмекеров весьма актуальной сегодня является проблема влияния ставок на тотализаторе на результаты профессиональных спортивных соревнований. Речь идет о ситуациях, в которых крупная ставка делается на заведомо более слабого игрока (команду), в то время как более сильный участник соревнований умышленно проигрывает.

Учитывая наличие во многих странах договорных матчей в отдельных видах спорта, можно не без оснований предположить, что посвященные в это люди выигрывают крупные суммы денег. Ставка в букмекерской конторе может служить выгодным способом компенсации затрат некоторых спортивных клубов на обеспечение победы.

В связи с изложенным видится необходимым установить в законодательстве прямой запрет профессиональным спортсменам, тренерам, судьям и иным лицам, непосредственно причастным к проведению профессиональных спортивных соревнований, лично или через посредников принимать участие в играх на тотализаторе и в букмекерских конторах в отношении спортивных событий, участниками которых они являются.

Также предполагается целесообразным введение жесткого налогового контроля доходов физических и/или юридических лиц с выигрышей, выплачиваемых организаторами букмекерских контор и тотализаторов, в сумме, к примеру, более 1 000 000 рублей.

Для нашей страны, где законодательство о проведении азартных игр, связанных со спортом, только начинает формироваться, весьма интересен и полезен накопленный в течение нескольких столетий опыт зарубежных стран.

В европейских странах букмекерские пари и спортивный тотализатор традиционно считаются интеллектуальными азартными играми. Здесь людям необходимо думать, разбираться в спорте для того, чтобы выиграть <3>.

<3> См.: Родыгина А. Игорный бизнес // Деловой квартал. 2006. 2 февраля.

В Великобритании букмекерство появилось в XIX в. Сейчас эта страна удерживает первое место в мире по числу букмекерских контор и игроков на тотализаторе. Только у одного из лидеров в этом бизнесе компании Ladbrokes существует более 1900 отделений по всей стране. Ежегодный оборот букмекерского бизнеса в Великобритании составляет 10 — 12 млрд. долл. <4>. Британский Акт об азартных играх был принят еще в 1968 г. и просуществовал более 35 лет, почти не подвергаясь изменениям. Однако в настоящее время в соответствии с новым Законом об азартных играх (Gambling Bill) 2005 г. была проведена реформа, завершившаяся 1 сентября 2007 г. Закон провозгласил три основные цели: предотвращение ухода игорного бизнеса на нелегальное положение и сращивания его с криминалом; гарантирование честной и открытой игры; защита детей и других "уязвимых персон" от втягивания в азартные игры. В то же время Закон довольно либерален. Было снято множество ограничений, установленных старым Законом: упразднено требование открывать игорные заведения только в специально отведенных зонах; тотализатор стал доступным на Страстную пятницу и Рождество и др. Новый национальный орган — комиссия по азартным играм (Gambling Commission) осуществляет надзор за игорными заведениями параллельно с лицензирующими органами. Был введен новый режим лицензирования и новые виды лицензий. Учрежден апелляционный трибунал по азартным играм (Gambling Appeals Tribunal), в котором можно оспорить решения комиссии <5>.

<4> См.: Лихина О., Голикова Л. Главнокомандующие ставок // Деньги. 2001. 27 июня. С. 45 — 49.
<5> См.: Закорко Ж. Право на азарт // Деньги. 2006. 3 апреля. С. 23 — 25.

Разрешение на букмекерскую деятельность в Соединенном Королевстве выдают лицензионные комитеты по букмекерству (Betting Licensing Committee), существующие при каждом городском суде. Можно работать на стадионе или открыть офис. Рассмотрением споров между игроками и букмекерами занимается Независимая букмекерская арбитражная служба (Independent Betting Arbitration Service) <6>.

<6> См.: Лихина О., Голикова Л. Указ. соч. С. 45 — 49.

Новый Закон учитывает значительные технологические изменения, происшедшие за последние годы в области телекоммуникаций. Было введено понятие удаленных игр (remote gambling) — это азартные игры посредством Интернета, телефонии, телевидения, радио или любых других видов электронных и иных технологий, обеспечивающих коммуникации. В результате данные виды тотализаторов и букмекерских пари были легализованы. Власти надеются, что благодаря новому Закону британские владельцы интернет-тотализаторов зарегистрируются на родине, перенеся свой бизнес из Республики Мальта.

При этом Закон предусмотрел жесткое правило об установке на сайтах фильтров-программ, позволяющих установить возраст посетителя для предотвращения допуска к игре несовершеннолетних. Для защиты детей Закон вводит также несколько новых составов правонарушений. Комиссия по азартным играм проводит тайные опросы посетителей с целью проверки выполнения требований Закона <7>.

<7> См.: Закорко Ж. Указ. соч. С. 23 — 25.

Букмекерский бизнес в Италии является одним из самых прибыльных. Совокупный годовой оборот итальянских букмекерских контор составляет около 13 млрд. долл., т.е. около 2% мирового оборота. Крупнейшая букмекерская контора — SNAI — контролирует около 80% национального рынка тотализаторов.

Общие размеры ставок и сборов от различных спортивных лотерей и тотализаторов постоянно растут. Весьма положительной, по нашему мнению, является норма конституционного закона Италии, согласно которой все налоги с этого бизнеса идут на поддержку национального олимпийского движения <8>.

<8> См.: Лихина О., Голикова Л. Указ. соч. С. 45 — 49.

В ФРГ законодательство практически не ограничивает букмекерскую деятельность. Регулирование игорной сферы в этой стране полностью децентрализовано: все отдано на откуп властям земель, не существует даже единого контролирующего федерального органа. Каждая из 16 земель имеет право выдавать на собственной территории разрешения-лицензии на право открытия конкретного игорного заведения. Обычно лицензии выдают органы полиции, иногда — министерство финансов земельного правительства. Каждая земля самостоятельно определяет, допускать ли в эту сферу частный капитал.

В Баварии, например, это запрещено, все игорные заведения являются государственными. В некоторых землях бизнес полностью находится в частных руках, кое-где власти и предприниматели совместно владеют игорными заведениями.

Иногда часть бизнеса принадлежит спортивным обществам. Правила функционирования заведений также устанавливаются властями земель. Контроль отдан муниципальным властям, они имеют право наложить весьма значительные штрафы и даже закрыть заведение. Ставки налога и льготы находятся в компетенции властей субъектов федерации. Как правило, общая ставка налогов составляет 80% дохода конкретного заведения. Льготное налогообложение предусматривается для новых заведений, но и они платят не меньше 60% <9>.

<9> См.: Закорко Ж. Указ. соч. С. 23 — 25.

По оценкам представителей этого бизнеса, общая сумма ставок, заключаемых немцами ежегодно, составляет около 6% внутреннего валового продукта страны. Значительную долю в этой сумме составляют сделки, заключенные по каналам сети Интернет <10>.

<10> См.: Лихина О., Голикова Л. Указ. соч. С. 45 — 49.

Проблема использования интернет-ресурсов для организации азартных игр становится все более актуальной для России. В этой связи необходимо, используя зарубежный опыт, принять на законодательном уровне решение о полном запрете (опыт США) либо о серьезном ограничении (опыт ФРГ) возможности использования ресурсов сети Интернет для организации азартных игр вообще и спортивных букмекерских пари и тотализаторов в частности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *