Справочник

ФЗ о накопительно ипотечной системе военнослужащих

Федеральный закон от 20.08.2004 N 117-ФЗ

О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих

Статья 9. Участники накопительно-ипотечной системы

Федеральный закон 117 о военной ипотеке

К участникам накопительно-ипотечной системы относятся следующие военнослужащие:

1) лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание;

2) офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 года;

3) прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание;

4) сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы;

5) лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1 января 2005 года до 1 января 2008 года и получившие первое воинское звание офицера в процессе обучения, могут стать участниками, изъявив такое желание;

6) лица, получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание;

7) военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 года, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание;

8) военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание.

2. Основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является:

1) для лиц, окончивших военные образовательные учреждения профессионального образования и заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, — получение первого воинского звания офицера;

2) для офицеров, призванных на военную службу из запаса или поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, — заключение первого контракта о прохождении военной службы;

3) для прапорщиков и мичманов, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, — общая продолжительность их военной службы по контракту три года;

4) для сержантов и старшин, солдат и матросов — в письменной форме обращение об их включении в реестр участников;

5) для лиц, окончивших военные образовательные учреждения профессионального образования начиная с 1 января 2005 года и заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, — в письменной форме обращение об их включении в реестр участников;

6) для прапорщиков и мичманов, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, если они заключили первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, — в письменной форме обращение об их включении в реестр участников;

7) для лиц, окончивших военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1 января 2005 года до 1 января 2008 года и получивших первое воинское звание офицера в процессе обучения, — в письменной форме обращение об их включении в реестр участников;

8) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и получивших первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2008 года, — получение первого воинского звания офицера;

9) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и получивших первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, после 1 января 2005 года до 1 января 2008 года, — в письменной форме обращение об их включении в реестр участников;

10) для военнослужащих, получивших первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2008 года, — получение первого воинского звания офицера;

11) для военнослужащих, получивших первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, после 1 января 2005 года до 1 января 2008 года, — в письменной форме обращение об их включении в реестр участников;

12) для военнослужащих, получивших первое воинское звание офицера в связи с окончанием курсов по подготовке младших офицеров начиная с 1 января 2008 года, — получение первого воинского звания офицера;

13) для военнослужащих, получивших первое воинское звание офицера в связи с окончанием курсов по подготовке младших офицеров после 1 января 2005 года до 1 января 2008 года, — в письменной форме обращение об их включении в реестр участников;

14) для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, или не воспользовались правом стать участниками накопительно-ипотечной системы, — заключение нового контракта о прохождении военной службы;

15) для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, — общая продолжительность их военной службы двадцать лет.

3. Основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников является:

1) увольнение его с военной службы;

2) исключение его из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим.

4. В случае перевода военнослужащего из одного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, сведения об участнике накопительно-ипотечной системы должны быть переданы в реестр участников того федерального органа исполнительной власти, в который военнослужащий переведен для дальнейшего прохождения военной службы.

5. Федеральный орган исполнительной власти, в котором участник накопительно-ипотечной системы проходит военную службу, в письменной форме уведомляет военнослужащего о включении его в реестр участников и об открытии именного накопительного счета участника или об исключении его из реестра участников и о закрытии именного накопительного счета участника.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Принят Государственной Думой 15 мая 2018 года Одобрен Советом Федерации 16 мая 2018 года Статья 1 Внести в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 21; 2008, № 52, ст. 6236; 2013, № 51, ст. 6699; 2015, № 1, ст. 10; 2016, № 1, ст. 11) следующие изменения: 1) в пункте 1 части второй статьи 34-3 слово "нотариата;" заменить словами "нотариата. При регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата нотариального действия по удостоверению или отмене завещания либо доверенности нотариусы обязаны вносить в единую информационную систему нотариата электронный образ завещания либо доверенности;"; 2) главу XI дополнить статьей 60-1 следующего содержания: "Статья 60-1. Установление содержания завещания Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем открытия наследственного дела, нотариус, ведущий наследственное дело, обязан проверить в единой информационной системе нотариата наличие сведений о составлении наследодателем в порядке, предусмотренном статьей 1125 Гражданского кодекса Российской Федерации, завещания и установить его содержание. Содержание завещания устанавливается нотариусом на основании электронного образа этого завещания, внесенного в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата."; 3) дополнить статьей 63-2 следующего содержания: "Статья 63-2. Действия нотариуса при наличии завещания, условия которого предусматривают создание наследственного фонда При обнаружении в соответствии со статьей 60-1 настоящих Основ в единой информационной системе нотариата сведений о составлении наследодателем завещания, условия которого предусматривают создание наследственного фонда, нотариус, ведущий наследственное дело, после ознакомления с содержанием завещания обязан направить лицу, которое в соответствии с решением об учреждении наследственного фонда назначается единоличным исполнительным органом наследственного фонда или может быть определено в порядке, установленном решением об учреждении наследственного фонда, как лицо, на которое возлагаются полномочия единоличного исполнительного органа наследственного фонда, предложение дать согласие на осуществление полномочий единоличного исполнительного органа наследственного фонда. В случае, если решение об учреждении наследственного фонда содержит требование об образовании при создании наследственного фонда коллегиальных органов наследственного фонда, нотариус также обязан направить лицам, указанным в решении об учреждении наследственного фонда, или лицам, которые могут быть определены в порядке, установленном решением об учреждении наследственного фонда, предложение дать согласие на осуществление полномочий членов коллегиальных органов наследственного фонда. Физическое или юридическое лицо, давшее нотариусу, ведущему наследственное дело, свое согласие на осуществление полномочий единоличного исполнительного органа наследственного фонда или члена коллегиального органа наследственного фонда, должно быть указано в заявлении о государственной регистрации наследственного фонда, которое нотариус подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет в электронной форме в уполномоченный государственный орган в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 50-1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Электронные образы решения завещателя об учреждении наследственного фонда и утвержденного завещателем устава наследственного фонда, полученные в единой информационной системе нотариата нотариусом, ведущим наследственное дело, направляются в уполномоченный государственный орган в качестве приложения к заявлению, указанному в части второй настоящей статьи. Нотариус не вправе направлять в уполномоченный государственный орган заявление о создании наследственного фонда при невозможности сформировать органы наследственного фонда в соответствии с решением об учреждении наследственного фонда (абзац второй пункта 3 статьи 123-20-2 Гражданского кодекса Российской Федерации). В этом случае наследственный фонд не создается и к наследованию не призывается впредь до появления возможности сформировать в соответствии с решением об учреждении наследственного фонда органы наследственного фонда в течение сроков для принятия наследства, но не позднее чем в течение одного года со дня открытия наследства. По истечении одного года со дня открытия наследства нотариус не вправе направлять в уполномоченный государственный орган заявление о создании наследственного фонда. Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем открытия наследственного дела, нотариус, ведущий наследственное дело, обязан запросить у нотариуса, осуществляющего хранение в соответствии с пунктом 5 статьи 1124 Гражданского кодекса Российской Федерации экземпляров завещания, условия которого предусматривают создание наследственного фонда, один экземпляр этого завещания и не позднее одного рабочего дня со дня его получения уведомить о получении этого завещания лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа наследственного фонда, а также передать указанному лицу по его требованию по одному экземпляру решения об учреждении наследственного фонда, устава наследственного фонда и условий управления наследственным фондом. Нотариус, ведущий наследственное дело, после ознакомления с содержанием завещания, условия которого предусматривают создание наследственного фонда, обязан довести условия управления наследственным фондом до сведения лиц, которые в соответствии с решением об учреждении наследственного фонда вошли в состав коллегиальных органов наследственного фонда. Нотариус также обязан передать выгодоприобретателю по его заявлению копию решения об учреждении наследственного фонда вместе с копиями устава наследственного фонда и условий управления наследственным фондом.". Статья 2 Статью 5 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 146) дополнить пунктом 1-1 следующего содержания: "1-1. В случае возложения завещателем на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону обязанности по осуществлению погребения завещателя в соответствии с его волей (статья 1139 Гражданского кодекса Российской Федерации) приоритет имеет волеизъявление умершего, выраженное в завещании.". Статья 3 Статью 13 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3431; 2003, № 26, ст. 2565; 2015, № 27, ст. 4000) дополнить пунктом 4 следующего содержания: "4.

An error occurred.

Государственная регистрация наследственного фонда при его создании осуществляется по заявлению нотариуса, ведущего наследственное дело, по месту нахождения этого нотариуса.". Статья 4 Внести в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4859; 2005, № 30, ст. 3101; 2007, № 1, ст. 30; № 29, ст. 3480; № 45, ст. 5419; 2008, № 30, ст. 3606; 2011, № 7, ст. 905; № 27, ст. 3873; № 48, ст. 6728; 2013, № 19, ст. 2329; № 27, ст. 3447; 2014, № 30, ст. 4219; 2015, № 27, ст. 3972, 4001; № 48, ст. 6716; 2016, № 1, ст. 50; 2017, № 30, ст. 4456; 2018, № 1, ст. 11; № 11, ст. 1579) следующие изменения: 1) часть 1 статьи 9 дополнить пунктом 28 следующего содержания: "28) операций, связанных с получением в порядке наследования валютных ценностей и с передачей валютных ценностей наследственным фондом выгодоприобретателям наследственного фонда (статья 123-20-3 Гражданского кодекса Российской Федерации)."; 2) в абзаце первом части 5 статьи 12 слова "пунктами 10 — 12, 16 — 18, 25, 26 части 1 статьи 9, абзацами шестым — восьмым части 2, пунктом 2 части 3 статьи 14" заменить словами "пунктами 10 — 12, 16 — 18, 25, 26 и 28 части 1 статьи 9, абзацами шестым — восьмым части 2, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 14"; 3) пункт 3 части 3 статьи 14 дополнить словами "либо в качестве выгодоприобретателя наследственного фонда (статья 123-20-3 Гражданского кодекса Российской Федерации)". Статья 5 Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2018 года. Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 23 мая 2018 года № 117-ФЗ

Последние изменения в Федеральный закон от 20.08.2004 №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» внесены 29.07.2017, новый документ действует с 30 июня прошлого года и остается актуальным в 2018 году.

Скачать закон о военной ипотеке (редакция для 2018 года) с Гарант.Ру

Закон о военной ипотеке в «Консультант Плюс»: ссылка (документ доступен в рабочие дни с 20 до 24-00 Мск, в выходные и праздничные в любое время)

В чем суть Закона 117-ФЗ о военной ипотеке

ФЗ 117 регламентирует основные правила накопления средств и их использования на покупку жилья военнослужащим. 

По накопительно-ипотечной системе (НИС) на лицевой счет каждого участника перечисляются госсредтва. Военнослужащий может получить эти средства после 20 лет выслуги (в ряде нестандартных случаев – раньше, об этом Статья 10 ФЗ 117). 

Однако закон позволяет военному после трех лет участия в НИС в любое время оформить Целевой жилищный заем (ЦЖЗ) и купить жилье, не дожидаясь окончания службы. ЦЖЗ выдают в сумме уже зачисленных на счет военнослужащего накоплений: чем дольше военный был участником НИС, тем больше сумму он получит. 

То есть пока у военного нет права использовать накопления (20 лет выслуги или другие основания), он получает от государства средства взаймы. Возвращать Целевой жилищный заем военный должен только в определенных законом случаях (Статья 15 ФЗ 117): например, прекращение службы по собственному желанию при выслуге менее 10 лет.  

Если Целевого жилищного займа недостаточно для покупки жилья, военный может взять в банке кредит по программе «Военная ипотека». Средства, накопленные к этому времени на лицевом счете могут быть использованы как первоначальный взнос по ипотеке (Статья 14 ФЗ 117), а погашение кредита будет производиться за счет последующих ежемесячных перечислений в рамках НИС. Таким образом, пока военный продолжает службу и числится участником НИС, рассчитывается за ипотеку государство.  

Если у военнослужащего-участника НИС возникло право использовать средств на накопительном счете, а он этим не воспользовался, то он имеет право при увольнении со службы получить накопления и потратить их по своему усмотрению.

Новый закон 117-ФЗ о накопительно-ипотечной системе с изменениями 2017-2018 года: краткий обзор  + комментарии

В закон о накопительно-ипотечной системе изменения вносились 13 раз: последние в 29.07.2017. 

В 2017 году поправки в Закон о военной ипотеке утверждались дважды.

  1. Федеральным законом от 29.07.2017 N 267-ФЗ Правительство получило право устанавливать требования к банкам, которые могут работать со средствами НИС (ранее) — обзор изменений последней редакции (подготовлен «Консультант Плюс»).
  2. Федеральным законом от 07.03.2017 N 32-ФЗ расширен перечень «уважительных» причин увольнения (стал соответствовать закону от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") – военнослужащий, ранее уволенный по такой причине, имеет право на восстановление накоплений при возврате на службу.

По ссылке: полный обзор всех изменений закона о военной ипотеке.

Краткий обзор статей Закона №117-ФЗ о накопительно-ипотечной системе для военнослужащих

Вопрос Статья закона
Что такое: накопительный взнос, именной накопительный счет (ИНС), целевой жилищный заем (ЦЖС), расчетный суммарный взнос Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Кто может стать участником НИС? Нужно ли писать рапорт для включения в реестр участников НИС? Статья 9. Участники накопительно-ипотечной системы
На каком основании исключают из реестра участников НИС? Пункт 3 Статьи 9.
Когда и на каком основании возникает право использовать накопления? Статья 10. Возникновение права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника
Когда можно получить Целевой жилищный заем и на что его можно потратить? Статья 14. Право участника накопительно-ипотечной системы на получение целевого жилищного займа
В каких случаях военнослужащий должен вернуть Целевой жилищный заем? Статья 15. Особенности погашения целевого жилищного займа

«Военная ипотека»: все законодательство в 2018 г.

Основной документ: Федеральный закон от 20.08.2004 N 117-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".

Данный закон регламентирует основные положения по военной ипотеке не только для военнослужащих по контракту, но и для МЧС, Росгвардии и других военнослужащих, направленных не на воинские должности в организации, осуществляющие деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон 117-ФЗ дополняют Постановления Правительства и приказы Минобороны:

  • Постановление Правительства от 15.05.2008 №370. Документом утверждены правила предоставления и погашения целевых жилищных займов, а также правила оформления ипотеки. Прописаны алгоритм действий, сроки и списки документов при покупке жилья военнослужащим с использованием военной ипотеки.
  • Приказ Министра обороны РФ от 24.04.2017 №245. Устанавливает порядок формирования и ведения реестра участников НИС, утверждены формы документов.
  • Постановление Правительства РФ от 17.11.2005 N 686. О дополнительных выплатах.
  • Приказ Министра обороны РФ от 23.12.2015 N 820.

    ФЗ о накопительно-ипотечной системе

    Документом утверждены 6 типовых форм договоров Целевого жилищного займа в зависимости от направления использования средств (для покупки готового или строящегося жилья, для оплаты первого взноса по ипотеке и т. д.).

Инструкции и порядки утверждены также приказами Росгвардии (от 14.03.2017 N 79), Генпрокуратуры (от 28.02.2017 N 128), ФСО (от 23.11.2005 N 450) и ФСБ (от 13 марта 2017 г. N 136).

(Савин И. Г.) ("Военно-юридический журнал", 2010, N 12) Текст документа

О НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

И. Г. САВИН

Савин И. Г., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин РВВДКУ (ВИ), кандидат юридических наук.

Для военнослужащих осуществление конституционного права на жилище имеет существенные особенности по сравнению с другими гражданами. Так, в соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации <1> (далее — ЖК РФ), по договорам социального найма (т. е. бесплатно, но не в собственность) жилье предоставляется только малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими же являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. ——————————— <1> Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14.

Что касается военнослужащих, то на основании ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" <2> (далее — Закон о статусе) государство гарантирует военнослужащим-гражданам предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом жилищное строительство и приобретение жилых помещений для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Военнослужащим, выслужившим установленные Законом о статусе сроки и признанным, в соответствии с требованиями ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются в собственность по установленным нормам. Кроме того, отличаются и сами нормы предоставления жилья. ——————————— <2> Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

Если речь идет о малоимущих гражданах, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с ЖК РФ, то норма общей площади жилого помещения на одного человека устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма <3>. Если же речь идет о военнослужащих, то эта норма устанавливается в Законе о статусе и составляет кв. 18 м общей площади жилого помещения на одного человека <4>. ——————————— <3> Статья 50 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14. <4> Статья 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

С принятием в 2004 г. Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" <5> (далее — Закон о НИС) с 2005 г. порядок и условия обеспечения военнослужащих жилыми помещениями (предоставляемыми в собственность) претерпели значительные изменения. Задача настоящей статьи заключается в рассмотрении порядка и условий обеспечения военнослужащих, являющихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее — НИС), жилыми помещениями, а также сравнении существовавшего до 2005 г. и установленного Законом о НИС порядка обеспечения военнослужащих жильем. ——————————— <5> Федеральный закон от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 34. Ст. 3532.

Само название Закона о НИС проистекает из двух основных путей (предоставляемых Законом о НИС возможностей) приобретения военнослужащим жилья в собственность. Первый путь — накопительный.

С момента, когда военнослужащий становится участником накопительно-ипотечной системы (далее — НИС), на его именной накопительный счет начинают поступать деньги. Годовой размер этих поступлений (накопительного взноса) устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на год. Справочно. По годам этот размер составлял: в 2005 г. — 37 тыс. руб. <6>; в 2006 г. — 40,6 тыс. руб. <7>; в 2007 г. — 82,8 тыс. руб. <8>; в 2008 г. — 89,9 тыс. руб. <9>; в 2009 г. — 168 тыс. руб. <10>; в 2010 г. — 175,6 тыс.

руб. <11>. ——————————— <6> Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" // Российская газета. 28.12.2004. <7> Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" // Российская газета. 29.12.2005. <8> Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" // Российская газета. 22.10.2006. <9> Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" // Собрание законодательства РФ. N 31. Ст. 3995. <10> Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" // Собрание законодательства РФ. N 48. Ст. 5499. <11> Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" // Собрание законодательства РФ. N 49 (ч. ч. 1 и 2). Ст. 5869.

Право на получение всей суммы для покупки жилья наступает по достижении военнослужащим общей продолжительности военной службы двадцать лет и более. При этом военнослужащий получает сумму на покупку жилья в размере накоплений, содержащихся на его именном накопительном счете (чем дольше служишь — тем больше сумма). Эта сумма будет состоять из ежегодных, установленных законами о федеральном бюджете на год начислений и доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения. Данная сумма может быть потрачена только на приобретение жилья. При покупке жилья к имеющейся на счете сумме военнослужащий может прибавить собственные накопления для покупки более комфортного жилья в выбранном регионе РФ. Второй путь — ипотека (залог недвижимости). Каждый участник НИС не менее чем через три года после его участия в НИС имеет право на заключение с Министерством обороны договора целевого жилищного займа в целях: 1) приобретения жилого помещения или жилых помещений под залог этого приобретаемого помещения или помещений (в том числе и по договору участия в долевом строительстве); 2) погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по такому кредиту (займу). Предельный размер этого целевого жилищного займа не может превышать общую сумму расчетного суммарного взноса и учтенных на именном накопительном счете средств на день предоставления займа. При этом Закон о НИС устанавливает, что расчетный суммарный взнос — это сумма накопительных взносов за период военной службы участника НИС до наступления предельного возраста пребывания его на военной службе, соответствующего присвоенному воинскому званию (без учета дохода от инвестирования). Например, военнослужащий стал участником НИС в январе 2007 г. По истечении 3 лет (к январю 2010 г.) на его именном накопительном счете находится 340700 руб. (без учета доходов от инвестирования накоплений) (расчет указанной суммы: 82800 руб. (2007 г.) + 89900 руб. (2008 г.) + 168000 руб. (2009 г.)). Возраст военнослужащего — 27 лет. Воинское звание — сержант. Приняв решение получить целевой жилищный заем, данный военнослужащий имеет право заключить договор с Минобороны России на получение целевого жилищного займа на покупку жилья. Расчет суммы займа: предельный возраст для сержанта — 45 лет. Этого возраста он достигнет в 2028 г. До достижения предельного возраста в 2028 г. данному военнослужащему останется прослужить 19 лет. Размер накопительного взноса на 2010 г. определен в 175600 руб. <12>. Таким образом, максимальный размер расчетного суммарного взноса для данного военнослужащего составит: 175600 руб. x 19 лет = 3336400 руб. Максимальный размер целевого жилищного займа для данного военнослужащего составит: 340700 руб. + 3336400 руб. = 3677100 руб. ——————————— <12> Там же.

Это максимальный размер целевого жилищного займа для данного военнослужащего, так как он может определить себе и другой срок (но не менее срока, позволяющего достичь выслуги 20 лет в календарном исчислении). Военнослужащие, избравшие этот путь, хотя и приобретают жилое помещение (помещения) в собственность, однако эта недвижимость остается в залоге у государства и окончательно перейдет в собственность военнослужащего только при определенных условиях. Основное условие — достижение того возраста, из которого производился расчет расчетного суммарного взноса (в приведенном примере — это 45 лет). Впрочем, Закон о НИС допускает и досрочное увольнение с военной службы при условии достижения военнослужащим общей продолжительности военной службы двадцать лет и более. Взятый заем будет погашен и приобретенная военнослужащим квартира останется в собственности военнослужащего также в случае его досрочного увольнения при общей выслуге от 10 до 20 лет при следующих условиях: а) по достижении военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе; б) по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе; в) в связи с организационно-штатными мероприятиями; г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным пп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" <13>. ——————————— <13> Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

Приобретенное жилье перейдет в собственность военнослужащего также в случае, если он будет досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (в данном случае Закон о НИС минимально необходимый срок военной службы не устанавливает). Закон о НИС гарантирует погашение предоставленного военнослужащему целевого жилищного займа (оставление приобретенного жилья в собственности членов семьи военнослужащего) в случае гибели или смерти военнослужащего либо признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим. Кроме двух вышеперечисленных путей получения военнослужащим жилья в собственность (накопительного и ипотечного), Закон о НИС предоставляет возможность использовать средства в размере накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на их именных накопительных счетах, для погашения ранее полученного (не в порядке, установленном Законом о НИС) целевого жилищного займа. Участниками рассматриваемой в статье НИС может стать не любой военнослужащий. Закон о НИС устанавливает две основные категории военнослужащих. 1-я категория — военнослужащие, которые могут стать участниками НИС только в случае, если они изъявят желание. К ним Закон о НИС относит: 1) лиц, получивших первое воинское звание офицера: а) в связи с окончанием военных образовательных учреждений профессионального образования начиная с 1 января 2005 г., но заключивших первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г.; б) в процессе обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования и окончивших эти учреждения в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г.; в) в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г. и получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г.; г) в связи с назначением военнослужащих, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г. и получивших первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г.; д) по окончании военнослужащими, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, курсов по подготовке младших офицеров, начиная с 1 января 2005 г. и получивших первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г.; 2) прапорщиков и мичманов, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 г., в случае заключения ими первого контракта о прохождении военной службы до 1 января 2005 г.; 3) сержантов и старшин, солдат и матросов, заключивших второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г. 2-я категория — военнослужащие, которые вне зависимости от их желания становятся участниками НИС: 1) офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 г.; 2) лица, получившие первое воинское звание офицера: а) в связи с окончанием военных образовательных учреждений профессионального образования после 1 января 2008 г.; б) в процессе обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования и окончивших эти учреждения после 1 января 2008 г.; в) в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2008 г.; г) в связи с назначением военнослужащих на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2008 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет; д) по окончании курсов по подготовке младших офицеров после 1 января 2008 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет; 3) прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2008 г. Непонятным является отнесение такой категории военнослужащих, проходящих службу по контракту, как сержанты, старшины, солдаты и матросы, исключительно к 1-й категории граждан, т. е. участниками НИС они могут стать только после изъявления желания (даже если они заключили второй контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г.). Означает ли этот факт предоставление данной категории военнослужащих права на обеспечение жильем в соответствии с ранее установленным порядком (предоставление военнослужащему при увольнении его с военной службы жилого помещения в собственность по установленной норме нуждаемости в зависимости от количества членов семьи)? На настоящий момент именно такой вывод следует при внимательном рассмотрении ст. 15 Закона о статусе. Сравнивая существовавшую до 2005 г.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

систему жилищного обеспечения военнослужащих (действующую по настоящий момент для военнослужащих, не являющихся участниками НИС) и накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих, можно прийти к выводу, что порядок и условия обеспечения военнослужащих жилыми помещениями в каждой из указанных систем имеют значительные различия, которые, впрочем, не вступают в противоречие с ч. 1 ст. 15 Закона о статусе, в соответствии с которой "государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение". Но если в существовавшей до 2005 г. системе жилищного обеспечения военнослужащих предполагалось как предоставление жилых помещений, так и выделение денежных средств на их приобретение (например, государственные жилищные сертификаты), то в НИС — только выделение денежных средств на приобретение жилых помещений. Норма обеспечения жильем военнослужащего и членов его семьи. В существовавшей до 2005 г. системе жилищного обеспечения размер общей площади жилого помещения, предоставлявшегося военнослужащему в собственность по увольнении его с военной службы, напрямую зависел от количественного состава членов семьи военнослужащего, а также от того, имеет ли он воинское звание полковник и выше, почетные звания Российской Федерации, ученые степени и (или) ученые звания; является ли командиром воинской части, преподавателем или научным работником и др. В НИС определяющим показателем является только срок военной службы, а в случае досрочного увольнения (если военнослужащему предоставляется право на получение накоплений) выделяемая на покупку жилья сумма не будет превышать суммы, определяемой путем сложения имеющихся на именном накопительном счете военнослужащего накоплений и суммы, получаемой путем умножения размера накопительного взноса, определенного законом о федеральном бюджете в год увольнения военнослужащего, на количество лет, оставшихся до наступления 20 лет общей выслуги. 2. Обеспеченность военнослужащего жильем. В существовавшей до 2005 г. системе жилищного обеспечения военнослужащих обеспеченным считался военнослужащий, который был обеспечен жилым помещением по установленной норме (норма устанавливается органом местного самоуправления населенного пункта, в котором у военнослужащего имеется жилье (в собственности или по договору социального найма)). Причем жилье это не обязательно должно быть предоставлено государством военнослужащему в связи с прохождением им военной службы. Он мог его купить, получить в наследство или в дар и т. д. В НИС обеспеченность жильем военнослужащего (если только он не получил это жилье от государства в связи с прохождением военной службы) значения не имеет (за исключением случаев, когда военнослужащий, прослуживший более 10, но менее 20 календарных лет, увольняется: а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; б) по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе; в) в связи с организационно-штатными мероприятиями; г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным пп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе <14>). ——————————— <14> Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

3. Основания получения жилья (денежных средств на его покупку) в случае досрочного увольнения с военной службы, при общей выслуге более 10, но менее 20 лет. В существовавшей до 2005 г. системе жилищного обеспечения военнослужащих военнослужащий, не обеспеченный жильем, имел право на получение жилья по установленной норме в случае его увольнения: а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; б) по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (или негодным к военной службе); в) в связи с организационно-штатными мероприятиями. Военнослужащий — участник НИС, не обеспеченный жильем, имеет право на получение денежных средств в размере, определяемом путем сложения имеющихся на его именном накопительном счете накоплений и суммы, получаемой путем умножения размера накопительного взноса, определенного законом о федеральном бюджете в год увольнения военнослужащего, на количество лет, оставшихся до наступления 20 лет общей выслуги, кроме вышеперечисленных оснований увольнения, также в случае его увольнения по семейным обстоятельствам, предусмотренным пп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". А в случае досрочного увольнения военнослужащего — участника НИС по состоянию здоровья (в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе) вышеуказанную сумму на приобретение жилья он получает вне зависимости от достижения им минимальной продолжительности военной службы в 10 лет.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *