Справочник

ФЗ о радиационной безопасности населения

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 января 1996 года №3-ФЗ

О радиационной безопасности населения

(В редакции Федеральных законов РФ от 22.07.2004 г. №122-ФЗ, 23.07.2008 г. №160-ФЗ, 18.07.2011 г. №242-ФЗ, 19.07.2011 г. №248-ФЗ)

Принят Государственной Думой 5 декабря 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Глава I. Общие положения

Статья 1.

3 ФЗ о радиационной безопасности населения в последней редакции

Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

радиационная безопасность населения (далее — радиационная безопасность) — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;

ионизирующее излучение — излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;

естественный радиационный фон — доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;

техногенно измененный радиационный фон — естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;

эффективная доза — величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности;

санитарно-защитная зона — территория вокруг источника ионизирующего излучения, на который уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль;

зона наблюдения — территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль;

работник — физическое лицо, которое постоянно или временно работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений;

радиационная авария — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Статья 2. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности

1. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим Федеральным законом.

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области радиационной безопасности, применяются правила международного договора.

Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности

1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:

принцип нормирования — непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;

принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ВходРегистрация

Принят Государственной Думой 5 декабря 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
радиационная безопасность населения (далее — радиационная безопасность) — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;
ионизирующее излучение — излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;
естественный радиационный фон — доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;
техногенно измененный радиационный фон — естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;
эффективная доза — величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности;
санитарно-защитная зона — территория вокруг источника ионизирующего излучения, на который уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль;
зона наблюдения — территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль;
работник — физическое лицо, которое постоянно или временно работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений;
радиационная авария — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности

1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:
принцип нормирования — непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;
принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;
принцип оптимизации — поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.
2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:
-предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;
-виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.

Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности

Радиационная безопасность обеспечивается:
-проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;
-осуществлением органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;
-информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;
-обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

Статья 7. Система органов исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности

1. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Правительством Российской Федерации, специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности проводятся уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.
3. Деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, определяется законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности

1. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности. Указанные акты не должны противоречить положениям настоящего Федерального закона.
2. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору.
Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения:
-для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) — 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта;
-для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) — 1 зиверту; допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта.
Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения.
Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов. В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами.
Установленные настоящей статьей основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством Российской Федерации в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.
3. Правила радиационной безопасности, регламентирующие требования к обеспечению технической безопасности при работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по атомному надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, распорядительные, инструктивные, методические и иные документы по вопросам радиационной безопасности утверждаются и принимаются уполномоченными на то органами государственной власти или организациями в пределах их полномочий.

Статья 10. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения

1. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
2. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности

1. Организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности.
2. Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.
3. Должностные лица, осуществляющие производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, вправе приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности (далее — нормы, правила и нормативы) в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.

Статья 12. Общественный контроль за обеспечением радиационной безопасности

Общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.

Статья 13. Оценка состояния радиационной безопасности

1. При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности.
2. Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:
-характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;
-анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;
-вероятность радиационных аварий и их масштаб;
-степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;
-анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;
-число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения.

Федеральный закон №3 О радиационной безопасности населения

При обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны:
-соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности; планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;
-проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека;
-осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;
-проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников;
-проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;
-организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала);
-регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;
-своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности;
-выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности;
-обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.

Статья 18. Контроль и учет индивидуальных доз облучения

Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляются в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, создаваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 19. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии

Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь: -перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки; -критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии; -план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности; -средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии; -медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии; -аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала).

Статья 21. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии

1. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии, аварийно-спасательных работ и дезактивации, может быть обусловлено только необходимостью спасения людей и (или) предотвращения еще большего облучения их.

Облучение граждан, привлекающихся к ликвидации последствий радиационных аварий, не должно превышать более чем в 10 раз среднегодовое значение основных гигиенических нормативов облучения для работников (персонала), установленных статьей 9 настоящего Федерального закона.
2. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационных аварий, допускается один раз за период их жизни при добровольном их согласии и предварительном информировании о возможных дозах облучения и риске для здоровья.
3. Виды и размеры компенсаций за повышенный риск и возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием здоровью лиц, привлекаемых для выполнения указанных работ, устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ионизирующим излучением, а также в результате радиационной аварии, и на возмещение причиненных им убытков

1. Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных настоящим федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. В случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 27. Обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, обязаны: соблюдать требования к обеспечению радиационной безопасности; проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности; выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности.

Статья 28. Ответственность за невыполнение или за нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности

1. Лица, виновные в невыполнении или в нарушении требований к обеспечению радиационной безопасности, несут административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Штрафы за административные правонарушения в области обеспечения радиационной безопасности могут налагаться должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, в пределах их полномочий и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанностей устранения допущенных нарушений, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, и (или) причиненных им убытков, а также от возмещения убытков, причиненных юридическим лицам в результате радиационной аварии.

Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль 9 января 1996 года № 3-ФЗ
Опубликован: СЗ РФ № 3, 1996

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Радиационная безопасность / 5.1. Федеральный закон «О радиационной  безопасности населения» от 9 января 1996 г.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Закон состоит из 8 глав и 30 статей.

An error occurred.

В данной главе приведены 2 основные статьи Федерального закона.

Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности.

1) Основными  принципами обеспечения радиационной безопасности являются:

· принцип нормирования — непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;

· принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;

· принцип оптимизации — поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения      и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего из-лучения.

2) При радиационной аварии система радиационной безопасности основывается на следующих принципах:

· предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;

· виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью,  была максимальной.

Статья 9. Государственное нормирование в области обеспечения   радиационной

безопасности.

1) Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной опасности, государственных стандартов, строительных норм и правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности. Указанные акты не должны противоречить положениям настоящего Федерального закона.

2) Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору.

Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения:

· для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 Зв или эффективная доза за период жизни (70 лет) — 0,07 Зв; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 Зв;

· для персонала средняя годовая эффективная доза равна 0,02 Зв или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) — 1 Зв; допустимо облучение в годовой эффективной дозе 0,05 Зв при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превышает 0,001 Зв.

Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения.

Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.

В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами.

Установленные статьей основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством Российской Федерации в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и  уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.

3) Правила радиационной безопасности, регламентирующие требования к обеспечению технической безопасности при работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по атомному надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4) Государственные стандарты, строительные нормы и правила охраны труда, распорядительные, инструктивные, методические и иные документы по вопросам радиационной безопасности утверждаются и принимаются уполномоченными на то органами государственной власти или организациями в пределах их полномочий.

Правовые меры обеспечения радиационной безопасности

ФЗ «О радиационной безопасности населения»от 09.01.1996 № 3-ФЗ. Настоящий ФЗ определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. В целях настоящего ФЗ применяются следующие осн. понятия: радиационная безопасность населения — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения; естественный радиационный фон — доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека; техногенно измененный радиационный фон — естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;

Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляеся согласно ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, к. не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим ФЗ.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в области обеспечения радиационной безопасности являются в соответствии с К РФ составной частью правовой системы РФ. Если международным РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательство РФ в области радиационной безопасности, применяются правила международного договора.Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности.

Радиационная безопасность обеспечивается проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера, осуществлением органами гос. власти РФ, органами гос. власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, др. юр. лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности ;информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

27. Экологическое правонарушение: понятие, виды, состав.

Экологическая ответственность – обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное экологическое правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права. Экологич.

3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»

ответственность возникает из природоохранительных правоотношений по факту нарушения требований охраны природной среды и из уголовных, административных, гражданских, трудовых правоотношений, а также имеет две формы, образующие институт экологической ответственности – экономическую и юридическую. Первая базируется на правомерной деятельности и регулируется экономич. методами, т.е. материальной заинтересованностью загрязнителя в сокращении отходов, вторая порождается неправомерными деяниями и регулируется административно–правовыми методами. В основе экологич. ответственности лежит экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. В состав экологического правонарушения входят: субъект, объект, субъективная и объективная стороны.

Субъектами экологического правонарушенияявляются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане) и юридические лица (предприятия, организации – государственные, кооперативные, общественные, совместные, частные).

Субъективной стороной экологическогоправонарушенияявляется вина причинителя вреда, которая определяет отношение нарушителя к совершенному им деянию. Возможны две формы вины: 1. умысел (прямой и косвенный) ст. 25 УК РФ. При умышленном нарушении законов об охране природной среды виновный осознает, что своими действиями нарушает закон и причиняет вред природной среде, желает этого (прямой умысел) или сознательно допускает это (косвенный умысел); 2. неосторожность (небрежность и легкомыслие) ст. 26 УК РФ. Виновный понимает, что нарушает правила охраны природы, но относится к этому безразлично (небрежность), либо надеется, не имея к этому достаточных оснований избежать вредных последствий (легкомыслие).

Например: самовольная порубка леса, незаконная охота, незаконный лов рыбы может быть совершено только с прямым умыслом, а несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах, нарушение требований использования химических веществ в сельском хозяйстве только по неосторожности.

Объектом экологического правонарушенияявляются общественные отношения по рациональному экологопользованию, сохранению благоприятной для человека природной среды от загрязнения, истощения и разрушения и обеспечению экологической безопасности общества.

Объективной стороне экологического правонарушенияприсущи три признака: противоправность деяния, причинение вреда или наступления реальной угрозы его причинения и причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом.

В зависимости от характера и степени общественной опасности экологические правонарушения делятся на проступки (дисциплинарные, административные и гражданско–правовые) и преступления. За их совершения физические лица могут нести дисциплинарную, административную, гражданско–правовую, уголовную ответственности, а юридические лица административную и гражданско–правовую ответственности. По видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб, выделя­ются земельные, лесные, водные правонарушения, нарушения законода­тельства о недрах, о животном мире, атмосферном воздухе и т. д.;

— По характеру причиненного вреда — загрязнение окружающей природ­ной среды и отдельных природных объектов (лесов, вод, недр, земель и др.); порча, повреждение, уничтожение природных объектов (порча земель, унич­тожение животных, занесенных в Красную книгу, повреждение лесов сточны­ми водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бы­товыми отходами и др.); истощение природных ресурсов (истощение поверхностных и подземных вод, выборочная отработка богатых участков ме­сторождений полезных ископаемых, приводящая к их необоснованным поте­рям и др.); нерациональное использование природных ресурсов (например, бесхозяйственное использование воды, нерациональное использование сель­скохозяйственных земель и др.);

— По характеру применяемых санкций, то есть в зависимости от вида на­ступающей ответственности, — уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные и иные правонарушения;

— По степени общественной опасности — экологические преступления (уголовные правонарушения) и экологические проступки (административ­ные, гражданские, дисциплинарные правонарушения).

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 737 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *