Справочник

ФЗ о транспортной безопасности

Как известно, история формирования глобальной системы мероприятий по борьбе с терроризмом на транспорте берет свое начало с событий, произошедших в США 11 сентября 2001 года. Нет смысла давать краткое описание того что произошло в этот день, все события достаточно подробно освещены в СМИ, остановимся подробнее только на нормативно-правовых последствиях. Итак, конгрессом США 27 ноября 2002 г. была образована Национальная комиссия по расследованию террористических нападений на Соединенные Штаты Америки (публичный закон 107-306) с целью изучить обстоятельства, предшествовавшие терактам 11.09.01 и составить рекомендации по предотвращению подобных инцидентов в будущем. Результатом работы комиссии является доклад, содержащий 37 рекомендаций в рамках трехмерной стратегии: атаковать террористов и их организации; предотвращать дальнейший рост исламского терроризма; защищаться от будущих терактов и готовиться к ним. Среди них:

1. Образование единого ведомства по борьбе с терроризмом. В тот период в разведывательное сообщество США входило 15 агентств и ведомств гражданской и военной разведки.

2. Создание нового более мощного Национального контртеррористического центра, который будет собирать разведданные в США и за их пределами.

3. Усиление обмена информацией во всех ведомствах правительства США по децентрализованным сетям и с использованием сетевой системы обмена информацией, превосходящей традиционные правительственные границы. Централизация и усиление надзора Конгресса за разведкой и внутренней безопасностью. Укрепление кадров национальной безопасности в ФБР и уточнение задач министерств обороны и внутренней безопасности.

4. Быстрое завершение работы по созданию биометрической системы досмотра граждан при въезде и выезде из страны. Часть этой системы должна быть непосредственно направлена на выявление перемещений террористов.

5. Распространение и защита американских идеалов в исламском мире путем гораздо более активной общественной дипломатии, особенно среди студентов и неправительственных лидеров.

6. Выработка комплексной коалиционной стратегии силового противодействия исламскому терроризму.

Русское издание «Доклада национальной комиссии по расследованию террористических атак на США 11 сентября 2001 года» в переводе с английского было подготовлено в конце 2004 г. рабочей группой Президиума Государственного совета РФ по вопросу взаимодействия органов государственной власти и религиозных организаций по противодействию экстремизму. Издание тиражом 1000 экземпляров осуществлено при поддержке Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН.

В США через полтора месяца после событий 11 сентября 2001 г. был принят Закон «Акт 2001 г., сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением, надлежащими орудиями, требуемыми для пресечения терроризма и воспрепятствования ему», предусматривающий целый комплекс радикальных мер, направленных на противодействие терроризму, что позволило не допустить по настоящее время на ее территории террористических актов.

Исходя из анализа сентябрьского теракта 2001 г., угроз национальной безопасности России, в стране была разработана и начала реализовываться программа борьбы и противодействия терроризму. Россия активизировала свое участие в Контртеррористическом комитете Совета Безопасности ООН, «Большой восьмерке», АТЦ СНГ, ОДКБ, ОБСЕ, ШОС, в созданном в мае 2002 г. Совете «НАТО-Россия». В октябре 2003 г. Россия за успехи в борьбе с финансированием терроризма была принята в постоянные члены ФАТФ. По мнению экспертов, наиболее эффективным управленческим решением в борьбе с терроризмом после 2001 г.

16 ФЗ о транспортной безопасности

стало создание в соответствии с Указом Президента РФ В.В.Путиным от 15.02.06 № 116 Национального антитеррористического комитета. Его образование способствует снятию и разрешению проблемы разобщенности силовых структур, усиливает их координацию. После данного указа значительно активизировалась работа над Федеральным законом РФ «О противодействии терроризму». Президент РФ подписал его 06.03.06. В первом чтении он был принят более года назад. С апреля 2006 г. принят целый пакет других актов антитеррористического законодательства. Несмотря на принимаемые меры, Россия не смогла не допустить крупных терактов на своей территории.

Поручение на разработку законопроекта о мерах по обеспечению безопасности на транспорте — «О транспортной безопасности» дано Президентом РФ 03.09.2004. (сразу после двойного террористического акта, 24.08.2004. с подрывом самолетов Москва-Волгоград и Москва-Сочи). Ответственным за подготовку законопроекта был назначен Минтранс России. Законопроект готовился в течение года и внесён в Госдуму 06.09.2005. Цель законопроекта – создать «Единую государственную систему обеспечения транспортной безопасности» (ЕГИС ОТБ). Закон принят 09.02.2007 и вступил в силу по истечении 180 дней после опубликования.

Закон детально предусматривал ряд последовательных мероприятий (в частности принятие ряда нормативных правовых актов Правительства и Минтранса России), в результате которых должна была создаваться единая государственная система транспортной безопасности:

1. Утверждение перечня потенциальных угроз (Минтранс по согласованию с МВД и ФСБ).

2. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры.

— утверждение Порядка установления количества категорий икритериев категорирования (Минтранс по согласованию с МВД, ФСБ и Минэкономразвития),

— утверждение количества категорий и количественных показателей критериев категорирования (профильные федеральные агентства по видам транспорта: Росжелдор, Росавиация и т.д.),

— утверждение порядка ведения реестра категорированных объектов (Минтранс),

— ведение реестра категорированных объектов (профильные федеральные агентства по видам транспорта).

3. Утверждение Перечня уровней безопасности (Правительство).

4. Установление Требований по обеспечению транспортной безопасности, с учетом уровней безопасности и категорирования (Минтранс по согласованию с МВД, ФСБ и Минэкономразвития).

5. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры

— утверждение правил аккредитации специализированных организаций, которые будут проводить оценку уязвимости (Правительство),

— утверждение порядка ведения реестра аккредитованных организаций (Минтранс),

— организация работы по аккредитации специализированных организаций, которые будут проводить оценку уязвимости (профильные федеральные агентства по видам транспорта).

6. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.

— утверждение порядка проведения оценки уязвимости объектов (Минтранс по согласованию с МВД, ФСБ),

— разработка методик оценки уязвимости (профильные федеральные агентства по видам транспорта),

— установление тарифов на услуги по оценке уязвимости (Федеральная служба по тарифам),

— проведение оценки уязвимости (аккредитованные организации по заказу субъектов транспортной инфраструктуры),

— утверждение результатов оценки уязвимости (профильные федеральные агентства по видам транспорта).

7. Разработка планов обеспечения транспортной безопасности.

— утверждение порядка разработки планов (Минтранс по согласованию с МВД, ФСБ),

— разработка планов (субъекты транспортной инфраструктуры),

— утверждение планов (профильные федеральные агентства по видам транспорта),

— реализация планов (субъекты транспортной инфраструктуры).

8. Создание Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности – ЕГИС ОТБ (с 2007г. — Минсвязь, с 2010г. — Минтранс).

Мероприятия взаимно обусловлены: например, пока не проведено категорирование, не могут быть установлены Требования по обеспечению транспортной безопасности.

Пока не установлены Требования, не может проводиться оценка уязвимости объектов.

Пока не проведена оценка уязвимости – не могут разрабатываться планы обеспечения транспортной безопасности.

Работа по реализации Закона о транспортной безопасности неоправданно затянулась, прежде всего, по причине длительных межведомственных согласований между Минтрансом, МВД, ФСБ России и отсутствия централизованного управления реализацией всего комплекса работ по разработке нормативно-правовых документов – подзаконных актов. Как следствие – большинство из перечисленных нормативно-правовых актов были утверждены только в 2009-2010 году, после подрыва «Невского экспресса», вторым толчком, ускорившим процесс принятия подзаконных актов Федерального Закона «О транспортной безопасности» стал теракт в «Домодедово» в 2011 году. Но вынужденно ускоренный процесс утверждения нормативно-правовой базы в сфере обеспечения транспортной безопасности привел к тому, что выполнять установленные требования очень проблематично и частично невозможно, так как нормативные документы содержат много недоработок и противоречий. Работа над законом «О транспортной безопасности» продолжается (Смотреть статью о законопроекте внесения изменений в ФЗ-16).

Метки: Безопасность на транспорте, ЕГИС ОТБ, Информационное обеспечение КСОБНТ, Информационные системы транспортной отрасли, Нормативно-правовые акты, Обеспечение транспортной безопасности

История закона о транспортной безопасности №16-ФЗ

    В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
    1) акт незаконного вмешательства — противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;
    2) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств — отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;
    3) компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности — федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности;
    4) обеспечение транспортной безопасности — реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;
    5) объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование;
    6) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств — определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства;
    7) перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
    8) специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности — юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
    9) субъекты транспортной инфраструктуры — юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании;

Федеральный закон № 16-ФЗ от 09.02.2007 г. О транспортной безопасности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *