Справочник

ФЗ о третейских судах

Содержание

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ТРЕТЕЙСКИХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(извлечения)

Принят
Государственной Думой
21 июня 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
10 июля 2002 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации.
  2. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства (далее также — стороны) передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
  3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж.
  4. Если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок образования и деятельности третейских судов, чем предусмотренный настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

  • третейский суд — постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее — третейский суд для разрешения конкретного спора);
  • третейский судья — физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;
  • третейское разбирательство — процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом; третейское соглашение — соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;
  • правила постоянно действующего третейского суда — уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией — юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд;
  • правила третейского разбирательства — нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства;
  • стороны третейского разбирательства — организации — юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — граждане — предприниматели), физические лица (далее — граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск;
  • компетентный суд — арбитражный суд субъекта Российской Федерации по спорам, подведомственным арбитражным судам, районный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции, в соответствии с подсудностью, установленной арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Порядок образования и деятельности третейских судов

  1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.
  2. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.
    Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.
  3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:
    1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
    2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;
    3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.
  4. Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
  5. Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям пунктов 1, 2, 4 и 5 статьи 8, пункта 1 статьи 9, статьи 11, пунктов 1 и 2 статьи 13, статьи 14 настоящего Федерального закона. Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения статей 8 — 14 настоящего Федерального закона.
  6. Правила третейского разбирательства определяются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Статья 4. Получение документов и иных материалов

  1. Документы и иные материалы направляются сторонам в согласованном ими порядке и по указанным ими адресам.
  2. Если стороны не согласовали иной порядок, то документы и иные материалы направляются по последнему известному месту нахождения организации, являющейся стороной третейского разбирательства, или месту жительства гражданина — предпринимателя либо гражданина, являющегося стороной третейского разбирательства, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию доставки указанных документов и материалов. Документы и иные материалы считаются полученными в день их доставки, хотя бы адресат по этому адресу не находится или не проживает.

Статья 5. Передача спора на разрешение третейского суда

  1. Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.
  2. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.
  3. Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска.
  4. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

Статья 6. Нормы, применяемые третейским судом при разрешении споров

  1. Третейский суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.
  2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
  3. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.
  4. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

    Федеральный закон о третейских судах в Российской Федерации (извлечения)

Статья 29. Назначение и проведение экспертизы

  1. Если стороны не договорились об ином, то третейский суд может назначить экспертизу для разъяснения возникающих при разрешении спора вопросов, требующих специальных познаний, и потребовать от любой из сторон представления необходимых для проведения экспертизы документов, иных материалов или предметов.
    Если стороны не договорились об ином, то третейский суд может назначить одного или нескольких экспертов.
  2. Если стороны не договорились об ином, то кандидатура эксперта, а также вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы, определяются третейским судом с учетом мнения сторон.
  3. Если стороны не договорились об ином, то третейский суд распределяет расходы, понесенные при проведении экспертизы, в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
  4. Экспертное заключение представляется в письменной форме.
  5. Если стороны не договорились об ином, то эксперт при условии, что об этом просит любая из сторон или третейский суд считает это необходимым, должен после представления экспертного заключения принять участие в заседании третейского суда, на котором сторонам и третейским судьям предоставляется возможность задавать эксперту вопросы, связанные с проведением экспертизы и представленным экспертным заключением.

Современное законодательство о третейском суде в российской Федерации (краткий обзор)

Современный период в истории института третейского суда в России начался в 1991-1992 гг.

04.07.1991 г. был принят Закон РФ "Об арбитражном суде", содержавший ст. 7 "Право на обращение в третейский суд и к посреднику". Именно эта единственная статья положила начало созданию правовых основ возрождения в России третейского разбирательства споров из внутреннего торгового оборота. В этой небольшой по объему статье содержались ответы на основные вопросы, связанные с основаниями для передачи споров в третейский суд, с исполнением принимаемых третейскими судами решений.

Закрепленные в ст. 7 Закона РФ "Об арбитражном суде" принципиальные решения о санкционировании государством третейского разбирательства споров при наличии соглашения об этом сторон получили развитие в ст. 157 АПК РФ, введенного в действие с 01.07.1992 г.

В 1992-1993 гг. были приняты 2 нормативных акта о третейском суде:

— Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров (24.06.1992 г.);

— Закон РФ от 07.07.1993 г. "О международном коммерческом арбитраже".

В настоящее время в России действуют 2 закона о третейских судах:

— Федеральный закон от 24.07.2002 г. "О третейских судах в Российской Федерации"*(305);

— Закон РФ от 07.07.1993 г. "О международном коммерческом арбитраже".

Современное российское законодательство о третейском суде формировалось и, очевидно, будет совершенствоваться под влиянием Типового закона ЮНСИТРАЛ "О международном торговом арбитраже" (далее — Типовой закон)*(306) на основе сближения регламентации организации и деятельности всех третейских судов на базе принципов и норм, предназначенных первоначально для международного коммерческого арбитража.

Типовой закон был задуман и выполнен как призванный послужить базой для гармонизации национального законодательства не только законов о международном коммерческом арбитраже, но и о так называемом "внутреннем" третейском суде. При его разработке был изучен опыт законодательной регламентации третейского разбирательства различных стран мира, принадлежащих к разным правовым системам. Как отмечалось в Записке Секретариата Генеральной Ассамблеи ООН от 25.03.1988 г., Типовой закон приемлем для государств всех регионов мира с различными правовыми и экономическими системами.

§ 4. Федеральные законы о третейском суде и о международном коммерческом арбитраже: принципиальные совпадения и принципиальные различия

Положения Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" заполнили правовой вакуум, препятствовавший созданию и деятельности "внутренних" третейских судов для рассмотрения споров между организациями и физическими лицами (гражданами).

Нормы, регулирующие "внутреннее" третейское разбирательство, приведены в большее соответствие с Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже", а значит, и с положениями Типового закона ЮНСИТРАЛ "О международном торговом арбитраже". А именно:

— расширен перечень способов заключения третейского соглашения в письменной форме (ст. 7 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации");

— сближены правила осуществления (арбитражного) разбирательства (разд. V Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже"; разд. V "Третейское разбирательство" Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации");

— введен институт отмены решений всех действующих на территории Российской Федерации третейских судов (международных коммерческих арбитражей) государственными судами (ст. 40 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"*(307); ст. 34 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже"; гл. 30 АПК РФ);

— сближены основания и процессуальные правила отмены и отказа в принудительном исполнении решений третейского суда (международного коммерческого арбитража);

— получила развитие функция содействия государственных судов третейскому разбирательству — к компетенции арбитражных судов отнесено принятие обеспечительных мер в отношении заявленных в третейском суде и в международном коммерческом арбитраже требований (гл. 8 АПК РФ).

В то же время Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации" имеет следующие особенности:

— отсутствие норм о том, какой орган осуществляет назначение, отвод, замену третейского судьи в случае отказа стороны или согласованного сторонами органа произвести такие действия;

— регламентация так называемого порядка образования и деятельности третейского суда.

В ст. 3 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" регламентируется порядок образования и деятельности 2 видов третейских судов:

— постоянно действующих третейских судов;

— третейских судов для разрешения конкретного спора.

Под "образованием постоянно действующего третейского суда" закон понимает не создание, и тем более не регистрацию какой-либо специальной организации, а оформление одного из видов деятельности имеющей статус юридического лица организации, созданной в соответствии с гражданским законодательством*(308). Именно такой подход был законодательно закреплен в ст. 3 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", согласно которой:

1) постоянно действующий третейский суд может быть образован уже созданной в соответствии с действующим гражданским законодательством организацией;

2) такая организация должна являться юридическим лицом;

3) постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:

— приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

— утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

— утвердила список третейских судей.

Направление в компетентный суд документов об образовании постоянно действующего третейского суда имеет уведомительный характер.*(309)

Какие-либо правила направления копий документов об образовании постоянно действующего третейского суда в компетентный суд и их рассмотрения в компетентном суде в законодательстве не установлены. На практике копии документов об образовании постоянно действующего третейского суда адресуются в компетентный суд, например в Арбитражный суд г.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О ТРЕТЕЙСКИХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Москвы. Они направляются по почте с уведомлением о вручении или сдаются в канцелярию компетентного суда. Дата получения компетентным судом копий вышеназванных документов на дату образования постоянно действующего третейского суда также не влияет.

Новые редакции правил постоянно действующих третейских судов направляются в компетентный суд, однако ни принятие новых редакций таких правил, ни их направление в компетентные суды также не влияют на дату образования постоянно действующего третейского суда.

"Образование" третейского суда для разрешения конкретного спора фактически означает формирование состава третейского суда.

К иным, отличающимся своеобразием, новеллам Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" относятся положения:

— об исключении возможности образования третейских судов при органах государственной власти и органах местного самоуправления (п. 2 ст. 3);

— о недопустимости понуждения к третейскому разбирательству путем включения третейских соглашений в договоры присоединения (п. 3 ст. 5);

— об установлении квалификационных требований к третейским судьям. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального рассмотрения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Дополнительные квалификационные требования к третейским судьям могут быть согласованы сторонами (ст. 8);

— о запрете выполнять функции третейских судей лицам, которые в соответствии с их должностным статусом, определенным федеральным законом, не могут быть избраны (назначены) третейскими судьями (ст. 8). Такой запрет уже предусмотрен в изменениях, внесенных в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 166 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


102 ФЗ о третейских судах с последними изменениями

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 июля 2002 года №102-ФЗ

О третейских судах в Российской Федерации

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 27.07.2010 г. №194-ФЗ, 07.02.2011 г. №8-ФЗ, 21.11.2011 г. №327-ФЗ, 29.12.2015 г. №382-ФЗ)

Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации.

2. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства (далее также — стороны) передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации" 102-ФЗ 2018

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж.

4. Если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок образования и деятельности третейских судов, чем предусмотренный настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

третейский суд — постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее — третейский суд для разрешения конкретного спора);

третейский судья — физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;

третейское разбирательство — процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом;

третейское соглашение — соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;

правила постоянно действующего третейского суда — уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией — юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд;

правила третейского разбирательства — нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства;

стороны третейского разбирательства — организации — юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — граждане-предприниматели), физические лица (далее — граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск;

компетентный суд — арбитражный суд субъекта Российской Федерации по спорам, подведомственным арбитражным судам, районный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции, в соответствии с подсудностью, установленной арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Порядок образования и деятельности третейских судов

1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

2. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об организованных торгах", общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

4. Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ВходРегистрация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *