Справочник

ФЗ о защите свидетелей

Содержание

Дипломные и курсовые работы, магистерские диссертации по праву на заказ

Добро пожаловать!

На нашем сайте Вы можете заказать магистерскую диссертацию, дипломную или курсовую работу по праву (юриспруденции). Также мы можем подготовить для Вас отчет по практике, научную статью или реферат по праву, решить задачи, помочь с подбором материала и многое другое.

Все работы выполняются специалистами с высшим юридическим образованием, имеющими опыт научной и практической работы.

На сегодняшний день в сети Интернет можно бесплатно скачать множество работ, однако такие работы по юриспруденции никогда не дадут вам уверенности, так как они не выдерживают проверки преподавателем и определяются как скаченные с интернета.

Курсовые и дипломные работы, а также магистерские диссертации по юриспруденции должны подготавливаться профессионалами, специализирующимися в области юриспруденции и права, а не "специалистами" широкого профиля.

Мы не беремся за любые заказы, а работаем исключительно по юридическим дисциплинам. Каждый заказ передается специалисту, выполняющему работы по соответствующей (гражданско-правовой, административно-правовой, конституционно-правовой и т.д.) отрасли права или предмету.

Вы получаете авторскую работу, проверенную на оригинальность системой Antiplagiat.ru. При получении вы можете там же проверить вашу работу, загрузив файл в систему, для того, чтобы убедиться в ее оригинальности.

Закон "О госзащите потерпевших,свидетелей …уголовного судопроизводства" от 20.08.2004 г. №119-ФЗ

При заказе работы просим указывать необходимый процент оригинального текста в системе Antiplagiat.ru, а также способ проверки.

Наши преимущества:

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатное составление плана работы;
  • строгая специализация — подготовка работы лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование (мы выполняем только работы по праву).
  • подготовка работы на основе действующего законодательства;
  • использование в работе новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

При подготовке всех работ используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

                                           

Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для наших магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году.

Абсолютно на все работы даются гарантии.

Мы оперативно обрабатываем заказ и стараемся как можно быстрее написать работу, к примеру курсовые работы подготавливаются в срок от 7 до 14 дней, а дипломные работы по юриспруденции — от двух до четырех недель.

Мы делаем на заказ:

Дипломные и курсовые работы, а также магистерские диссертации и научные статьи по праву требуют много времени и усилий. Доверьтесь профессионалам, экономьте свое время.

Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 61 (обзор за июнь 2003 года)
29 июля 2003 года

О работе Государственной Думы в июне 2003 года
(4 — 21 июня)

6 июня принят в первом чтении проект федерального закона N 307533-3 "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", внесенный Президентом РФ. Альтернативный законопроект N 197371-3 "О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству", ранее внесенный группой членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы отклонен.

В отличие от УПК РСФСР, провозглашавшего ключевой задачей уголовного судопроизводства быстрое и полное раскрытие преступлений и изобличение виновных, т.е. пресловутую "борьбу с преступностью", российский УПК (при всех своих недостатках, о которых говорится в настоящем выпуске обзора) называет назначением судопроизводства, во-первых, защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений, во-вторых, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, незаконного и необоснованного ограничения ее прав и свобод.

Место потерпевшего в уголовном процессе объявлено центральным.

Закон о государственной защите потерпевших, свидетелей

И хотя можно спорить, насколько механизмы, содержащиеся в УПК, отвечают заявленным ценностным ориентирам, несомненно, что приоритеты определены новым Кодексом в полном соответствии с Конституцией, обязавшей государство обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Таким образом, гарантированное право потерпевшего — это возмещение вреда, причиненного преступным посягательством. Следовательно, задача уголовного процесса — восстановить то, что нарушено преступлением, воссоединить, "сшить" разрывы социальной ткани.

Хорошо, если есть шанс разрешить конфликт. Хорошо, если стороны, разделенные совершенным преступлением, договариваются о примирении. К сожалению, практически никакой правовой поддержки такого развития процесса российское законодательство пока не предлагает.

Однако, в силу различных причин, договор о примирении не всегда достижим. Более того, возникают ситуации, когда для восстановления своих прав потерпевший или свидетели, показания которых могут подтвердить его позицию, нуждаются не только в надлежащих судебных процедурах, но и в обеспечении безопасности. Человек, пострадавший от преступления, попадает в ситуацию, когда его стремление добиться возмещения вреда чревато еще большими бедами.

Что делать в таком положении потерпевшему, свидетелю? Пока торжествует точка зрения, что у них нет выбора: они обязаны, коль скоро уголовное дело заведено, целиком и полностью положиться на следователя, прокурора, суд, являться по их вызову и не отказываться от дачи показаний. В противном случае они сами подпадают под уголовную ответственность по статье 308 УК. Получается так, что человек, однажды оказавшийся жертвой, либо без всякой своей вины ставший очевидцем каких-либо событий, попадает, по сути, в рабство должностным лицам, занимающимся расследованием. Они распоряжаются его временем, лишают его выбора, обязывают к участию в различных процессуальных действиях. И ладно бы только это. Они обрекают его жертвовать собственной безопасностью — желает он того или нет — во имя самодостаточной и самоценной судопроизводственной машины.

Есть другая позиция: пусть решает сам потерпевший, отстаивать ему свои интересы или махнуть рукой. Пусть свидетель, чем лжесвидетельствовать из страха перед посткриминальным воздействием, действует добровольно, будучи вправе отказаться от показаний. В конце концов, некий гражданин, претерпевший, значительные или не очень неприятности от наделенного властью лица, например, от милиционера, вовсе не обязан бежать жаловаться. Его право, даже с разбитой губой, махнуть рукой, понимая, что связываться — себе дороже. Но такая точка зрения, ставящая свободу выбора невиновного лица выше интересов правосудия, с позиций "борьбы с преступностью" категорически неприемлема.

Показательно, что в ряде государств — Швеции, Норвегии, Швейцарии, Дании — закон предоставляет свидетелям, которым угрожает опасность, право отказаться от дачи показаний. Казалось бы, такая свобода выбора (начиная с принятия личного решения об обращении о совершенном преступлении), должна рассматриваться как правомерная, если государство не гарантирует человеку безопасность.

И вот нам говорят: государство гарантирует. Обязанные быть потерпевшими и свидетелями будут теперь защищены. Однако обеспечивает ли принятый в первом чтении законопроект безопасность граждан и их права?

Идея не нова и не впервые воплощается в законопроектную форму. Аналогичный закон принимался Думой прошлого созыва в 1997 году и был отклонен Борисом Ельциным как противоречащий принципу состязательности судопроизводства. Возражения вызывало допущение использования "скрытого", анонимного свидетеля, объявление судебного заседания закрытым исключительно из соображений безопасности (что было в том варианте закона центральным моментом), а также применение мер безопасности (в том числе прослушивания телефонных переговоров потерпевшего или свидетеля) без их волеизъявления. Прошло время, эти положения включены в новый УПК (часть 9 статьи 166, часть 2 статьи 186, часть 2 статьи 241, часть 5 статьи 278), вследствие чего инструментарий "защиты свидетелей" в основной части оказался узаконенным. Теперь обвиняемый — во имя безопасности другой стороны — может не знать, кто против него свидетельствует, и тем самым лишиться права на защиту. Практически любой серьезный процесс теперь может быть закрыт. Все это никак не отвечает принципу равноправия сторон и чревато масштабными злоупотреблениями. Поезд, однако, уже ушел.

Добившись принятия названных процессуальных положений, правоохранительные структуры повели борьбу за "второй пакет", т.е. за юридическое признание и, главное, финансирование, так называемых "программ защиты свидетелей". Лоббирование МВД и другими ведомствами депутатского проекта на эту тему, продолжавшееся несколько лет, встречало постоянное сопротивление Минфина, которому затратность инициативы представлялась неприемлемой. Освященный же именем главы государства проект, слегка причесанный, получил зеленый свет.

В чем же зерно законопроекта, внесенного Президентом? Основывается он (равно как и депутатский), с одной стороны, на презумпции добросовестности защищающих органов, с другой — на требовании максимальной прозрачности защищаемых. Устанавливается, что защищаемые ответственны перед своими государственными охранниками.

Однажды попав в положение защищаемого, человек, как это следует из проекта, становится полностью зависимым от правоохранительных служб, прежде всего — от их добросовестности. Защищаемые лица обязаны, согласно статье 23 проекта, "немедленно информировать органы, обеспечивающие государственную защиту, о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении их" (именно не вправе, а обязаны). Органы же, осуществляющие меры безопасности, самостоятельно избирают эти меры из предусмотренного законом набора, "вправе при необходимости изменять и дополнять" их, "требовать … выполнения законных распоряжений, связанных с применением указанных мер" (статья 24). Поскольку к мерам безопасности относится не только примитивная охрана, но и переселение защищаемого лица, изменение его внешности, "временное помещение в безопасное место" (статья 6), полномочия государственных защитников простираются достаточно далеко.

Роль защищаемого пассивна. Хотя определяется, что меры безопасности осуществляются на основании письменного заявления или согласия защищаемого, выраженного в письменной форме (статья 16), императивного права отказаться от защиты он не имеет. Защищаемый может лишь просить об отмене применяемых мер (статья 23). Ситуация, аналогичная возбуждению уголовного дела: если поспешное заявление в милицию запустило маховик уголовного расследования, остановить его заявитель не в состоянии. Что же касается родственников и знакомых защищаемого лица, то они и вовсе могут оказаться объектами принудительной защиты без их согласия, а лишь с ведома защищаемого лица (статья 23). То, что точка зрения на проблемы собственной безопасности свидетеля или потерпевшего может не совпадать с отношением к этому его родственников, в расчет не берется. Не прописана и обязанность органов в полном объеме информировать защищаемых о применяемых мерах безопасности.

Действительно, программы защиты свидетелей, содержащие примерно тот же набор средств, что и рассматриваемый проект, существуют во многих странах. Но ведь закон принимается не для некого модельного государства. При столь низком уровне доверия российского населения к правоохранительным органам, при общеизвестном сращивании этих органов с организованной преступностью, безумие превращать милицию и спецслужбы в соглядатаев всей полноты частной жизни, допускать их за занавеску, превращая людей в их заложников.

Можно с уверенностью утверждать, что продвигается законопроект не для защиты граждан, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства, а для расширения полномочий и увеличения объемов финансирования правоохранительных органов. Подтверждение тому — неопределенно широкий круг субъектов, которые могут претендовать на государственную защиту. Это — свидетели, потерпевшие и их представители, частные обвинители, подозреваемые, обвиняемые, их защитники и законные представители, осужденные и оправданные, эксперты, специалисты, переводчики, понятые, гражданские истцы и ответчики, их представители. Кроме того, меры защиты могут применяться в отношении неопределенно широкого круга "близких лиц" защищаемого лица (статья 2). Очевидно, что если в клетке сидит опасный преступник, по одному только уголовному делу может выстроиться очередь обеспокоенных в своей безопасности. Столь же очевидно, что обеспечить необходимой защитой всех опасающихся преследований невозможно. Не будет ли закон при таких условиях, при известном хроническом недофинансировании многочисленных формально существующих программ, исполняться в значительной мере в интересах тех, от чьих посягательств он призван защитить мирных граждан?

Не секрет, что милиция "крышует" сегодня организованную преступность. Происходит это, понятно, за деньги "крышуемых". Теперь предлагается продолжать ту же музыку, но уже с использованием бюджетного финансирования. Не трудно догадаться, кто выиграет тендер на привилегию быть защищаемым, ведь спрос должен, по логике вещей, значительно превышать правоохранительное предложение. Чего ради милиция будет честно распределять свои новые защитные возможности, если сегодня даже зарегистрировать преступление — проблема? Да и как распределить защитные услуги по справедливости, когда в конкретном отделе в наличии будет средств на защиту трех, а обратятся за помощью тридцать?

С другой стороны, желающих защититься путем включения в "программу" может оказаться совсем немного. По тем самым причинам, о которых сказано выше. Найдите простака, доверяющего сегодня "оборотням"? Тем более что важнейшую для такого закона часть — порядок защиты сведений о применении мер государственной защиты — предлагается не регулировать законодательно, а передать на откуп Правительству (статья 21). Закон вступает в силу со дня официального опубликования, никаких сроков для утверждения Правительством порядка защиты сведений не устанавливается. Следовательно, программы защиты свидетелей могут начать работать без каких-либо правовых гарантий конфиденциальности. Чем это чревато, легко догадаться.

Кажется, лучше подвергаться опасности, чем быть подверженным навязчивым и сомнительным предложениям безопасности.

Дальше…
Оглавление выпуска

ФЗ о защите свидетелей

11 Авг 2012 22:40

Реалии нашей жизни таковы, что большинство преступлений совершаются в условиях неочевидности, с тщательной подготовкой и ликвидацией следов противоправного деяния. Поэтому показания потерпевших и свидетелей, являющихся непосредственными очевидцами преступления, очень важны для установления истины по делу.
Однако не каждый очевидец преступления, в частности особо тяжкого, изъявляет желание дать показания. Одной из причин этого является боязнь за собственные жизнь и здоровье.
Согласно ч. 3 ст. 11 УПК РФ при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные статьями 166 (частью девятой), 186 (частью второй), 193 (частью восьмой), 241 (пунктом 4 части второй) и 278 (частью пятой) настоящего Кодекса, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Поэтому очень важное значение имеет государственная защита потерпевших и свидетелей, которая представляет из себя предусмотренные Федеральным законом от 20 августа 2004 г.

N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" меры безопасности, направленные на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также меры социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами (Федеральный закон Российской Федерации "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ).

В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности: 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; 3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; 4) переселение на другое место жительства; 5) замена документов; 6) изменение внешности; 7) изменение места работы (службы) или учебы; 8) временное помещение в безопасное место; 9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое. В отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.
При этом меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних — на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.
Суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь, получив заявление (сообщение) об угрозе убийства потерпевшего либо свидетеля (близких родственников, родственников и их близких, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на потерпевшего либо свидетеля), насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества либо иного опасного противоправного деяния, обязаны проверить это заявление (сообщение) и принять решение о применении мер безопасности в отношении его либо об отказе в их применении. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).
Правилами защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 134, установлен порядок защиты сведений об осуществлении государственной защиты участников уголовного судопроизводства (Правила защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 134).

К сведениям, подлежащим защите, относятся сведения об осуществлении государственной защиты и о защищаемом лице.
Основанием для защиты сведений является решение об осуществлении государственной защиты путем применения мер безопасности либо мер социальной поддержки, принимаемое судом (судьей), начальником органа дознания или следователем, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, и оформленное в виде мотивированного постановления (определения).
Орган, осуществляющий меры безопасности, на основании постановления (определения) о применении мер безопасности, вынесенного уполномоченным органом, принимает постановление, в котором предусматриваются меры безопасности и меры по ограничению доступа к сведениям об осуществлении государственной защиты и о защищаемом лице.
Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении потерпевшего, его представителя, свидетеля, а равно в отношении их близких, влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 311 УК РФ.
Л.В. Брусницын справедливо отмечает, что в российском УПК предусмотрено лишь право ходатайствовать о применении мер безопасности, причем только среди прав потерпевшего (п. 21 ч. 2 ст. 42) и свидетеля (п. 7 ч. 4 ст. 56). Конечно, в правоприменении этот недостаток должен компенсироваться за счет ч. 3 ст. 11 УПК РФ, где говорится о применении мер безопасности и в отношении иных участников процесса, а также ч. 1 ст. 119 УПК РФ, которая гласит, что правом на заявление ходатайств о принятии процессуальных решений для "обеспечения прав и законных интересов" обладают также: подозреваемый, обвиняемый, его защитник, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители. Правда, в этой статье законодатель "забыл" указать специалиста, переводчика, понятых и участвующих в уголовном процессе педагога и психолога.

Как правило, в основном решение о защите потерпевшего либо свидетеля принимается на стадии предварительного следствия, чему непосредственно посвящена ч. 9 ст. 166 УПК РФ, в соответствии с которой при необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.
Это связано с тем, что, пока обвиняемый и его защитник не ознакомлены с материалами уголовного дела в порядке ст. 217 УПК РФ, имеется реальная возможность сохранить в тайне данные потерпевшего либо свидетеля, в целях обеспечения их безопасности. Когда же дело после ознакомления с ним обвиняемым и защитником с имеющимися в нем данными о личности потерпевших и свидетелей поступило в суд для рассмотрения по существу, то судом уже значительно труднее обеспечивать безопасность известных всем участников уголовного судопроизводства.
Такой же точки зрения придерживаются и другие практические работники, рассматривающие уголовные дела с участием потерпевших и свидетелей под псевдонимом. В частности, М.А. Авдеев полагает, что реализация группы мер безопасности целесообразна именно на стадии предварительного расследования.

Правоприменительная практика показывает, что в большинстве случаев под псевдонимом допрашиваются свидетели, а не потерпевшие.
Рассматривая дело по существу, в соответствии с ч. 5 ст. 278 УПК РФ, в целях обеспечения безопасности свидетеля под псевдонимом, суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля проводит его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства.
Перед допросом свидетеля под псевдонимом председательствующий судья с секретарем судебного заседания устанавливают его личность согласно данным, имеющимся в запечатанном конверте при материалах уголовного дела, разъясняют его права, предусмотренные ст. 56 УПК РФ, и предупреждают его об уголовной ответственности по ст. ст. 307 — 308 УК РФ — за заведомо ложные показания и за отказ свидетеля от дачи показаний. При этом в подписке о предупреждении об уголовной ответственности свидетель расписывается своим псевдонимом.
Вместе с тем необходимо обратить внимание и на отрицательные, достаточно спорные тенденции расширенного использования нормы ч. 9 ст. 166 УПК РФ. К сожалению, на практике имеют место случаи, когда при отсутствии каких-либо угроз безопасности в адрес потерпевшего, свидетеля и его близких по делу присваиваются псевдонимы, что противоречит нормам закона — ч. 3 ст. 11 УПК РФ, так как наличие угрозы должно быть не мнимым, а реальным.
В связи с этим допрос потерпевшего либо свидетеля в условиях неочевидности позволяет подсудимым и защите высказывать определенные сомнения в допустимости таких показаний. Например, часто высказывается предположение о том, что, пользуясь анонимностью, допрашиваемое лицо из-за личных неприязненных отношений оговаривает подсудимого.
Как справедливо отмечает В.Н. Уруков, применение ч. 9 ст. 166 УПК РФ в отсутствие реальных угроз следователем (прокурором) следует расценивать как произвол в отношении обвиняемого (подозреваемого) и нарушение законности. Более того, такие показания свидетеля без реальных угроз безопасности свидетеля и его близких родственников не могут являться допустимым доказательством на основании ч. 1 ст. 75 УПК РФ.

Поэтому оценку показаниям данных свидетелей необходимо давать в совокупности с другими доказательствами.
Вместе с тем при всех спорных моментах применения ч. 9 ст. 166 УПК РФ автору хочется отметить, что данная норма закона показала свою жизнеспособность и активно используется как правоохранительными органами, так и судом.

Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"

Принят
Государственной Думой
31 июля 2004 года

Одобрен
Советом Федерации
8 августа 2004 года

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 05.04.2010 № 45-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ, от 30.11.2011 № 352-ФЗ, от 21.12.2013 № 377-ФЗ, от 28.12.2013 № 432-ФЗ, от 03.02.2014 № 7-ФЗ, от 08.03.2015 № 23-ФЗ, от 03.07.2016 № 305-ФЗ, от 07.02.2017 № 7-ФЗ)

Статья 2. Лица, подлежащие государственной защите

1. Государственной защите в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:
1) потерпевший;
2) свидетель;
3) частный обвинитель;
4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;
6) гражданский истец, гражданский ответчик;
7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

2. Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

3. Государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи.

4. Указанные в частях 1 — 3 настоящей статьи лица, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты, далее именуются «защищаемые лица».

5. Меры государственной защиты в отношении защищаемых лиц могут быть применены после постановления приговора, вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности или наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера.

Статья 5. Правовая основа государственной защиты

1. Законодательство Российской Федерации о государственной защите основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее — Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»), других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации.

1.1. Термины «персональные данные» и «оператор», используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».

2. Органы, осуществляющие меры безопасности, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику осуществления мер безопасности.

Статья 6. Меры безопасности

1. В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:
1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
4) переселение на другое место жительства;
5) замена документов;
6) изменение внешности;
7) изменение места работы (службы) или учебы;
8) временное помещение в безопасное место;
9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

Статья 9.

An error occurred.

Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице

1. По решению органа, осуществляющего меры безопасности, может быть наложен запрет на выдачу сведений о защищаемом лице (персональных данных), находящихся у оператора, а также могут быть заменены абонентские номера его телефонов и государственные регистрационные знаки используемых им или принадлежащих ему транспортных средств.

2. В исключительных случаях, связанных с производством по другому уголовному, гражданскому либо административному делу, сведения о защищаемом лице могут быть представлены в органы предварительного расследования, прокуратуру или суд на основании письменного запроса прокурора или суда (судьи) с разрешения органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты.

3. Порядок осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 21. Защита сведений об осуществлении государственной защиты

1. Государственная защита осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице, если законодательством Российской Федерации они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

2. Порядок защиты сведений об осуществлении государственной защиты и предоставления таких сведений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 23. Права и обязанности защищаемых лиц

2. Защищаемые лица обязаны: 1) выполнять условия применения в отношении их мер безопасности и законные требования органов, обеспечивающих государственную защиту; 2) немедленно информировать органы, обеспечивающие государственную защиту, о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении их; 3) при обращении с имуществом, указанным в пункте 2 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и выданным им органами, осуществляющими меры безопасности, в пользование для обеспечения их безопасности, соблюдать требования федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; 4) сохранять в тайне сведения о применяемых в отношении их мерах государственной защиты.

сведения о защищаемых лицах, государственная тайна

О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства

Комментарий к федеральному закону

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   13

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 20 АВГУСТА 2004 Г. N 119-ФЗ

"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ

И ИНЫХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА"
(постатейный)
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 мая 2006 года
Т.С. КОБЦОВА, П.В. КОБЦОВ, А.Б. СМУШКИН
Авторы:
Кобцова Тамара Сергеевна — старший преподаватель кафедры криминалистики N 2 ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", майор милиции; работала следователем Перелюбского ОВД Саратовской области, судьей Воскресенского районного суда Саратовской области, а затем председателем Воскресенского районного суда Саратовской области.
Кобцов Петр Викторович — работал следователем Перелюбского ОВД РФ Саратовской области.
Смушкин Александр Борисович — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики N 2 ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", имеет более 10 публикаций по уголовному праву.
Данный комментарий содержит постатейное толкование положений Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", определившего систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения и др.

В комментарии также дается характеристика видов государственной защиты:

— личной охраны, охраны жилища и имущества;

— выдачи специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

— обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

— переселения на другое место жительства;

— замены документов;

— изменения внешности

— и др.

В издании анализируется принятая в апреле 2006 г. Государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 — 2008 годы".

Широко рассматривается позитивный опыт зарубежных стран.

При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 1 мая 2006 года.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Конституция РФ — Конституция Российской Федерации

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс РФ

КоАП РФ — Кодекс РФ об административных правонарушениях

УИК РФ — Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

ООН — Организация Объединенных Наций

СНГ — Содружество Независимых Государств

ФЗ — Федеральный закон

ФКЗ — Федеральный конституционный закон

ч. — часть

гл. — глава

др.

Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ

— другие

ст. — статья (-и)

с изм. и доп. — с изменениями и дополнениями

п. — пункт (-ы)
20 августа 2004 года N 119-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ

И ИНЫХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Принят

Государственной Думой

31 июля 2004 года
Одобрен

Советом Федерации

8 августа 2004 года
(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
Проблема обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства не нова. В значительной мере ведение расследования осложняют отказ от дачи показаний или дача показаний, не соответствующих действительности, отзывы заявлений о совершенных преступлениях, нежелание граждан выступать не только в качестве свидетелей, но и понятых, происходящие из опасения неблагоприятных действий в отношении своей жизни и здоровья, имущества, родных и близких со стороны преступников. По статистике ежегодно примерно порядка 10 миллионов человек проходят свидетелями по уголовным делам и на примерно 2,5 миллиона из них оказывается давление преступниками. По данным ВНИИ МВД России, 60% граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы.

В Государственной программе "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 — 2008 годы" (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. N 200) верно отмечалось, что резко изменившиеся экономические и социально-политические условия жизни в современном российском обществе привели к эскалации организованной и транснациональной преступной деятельности. Криминальные группы не стесняются в выборе средств и методов, совершают противоправные деяния, сопровождающиеся особой жестокостью и цинизмом. Нередко они действуют открыто и нагло, так как уверены в своей безнаказанности.

Вместе с тем привлечение указанных лиц к уголовной ответственности зачастую затруднено оказываемым на потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также на членов их семей давлением с целью недопущения реализации их прав и обязанностей при осуществлении правосудия. К добросовестным участникам уголовного судопроизводства все чаще применяются изощренные, тщательно спланированные и умело реализуемые приемы физического и психологического воздействия. Результатом этого стали многочисленные случаи отказа и уклонения потерпевших и свидетелей от участия в уголовном судопроизводстве.

Способы воздействия на свидетеля, потерпевшего становятся все более многогранными: угроза убийством, уничтожение или повреждение имущества, похищение детей и иных близких, подкуп, шантаж, физическое насилие, оскорбление, клевета. При этом в случае отказа участника процесса выполнить требование могут следовать ужесточение воздействия, частичная реализация угроз, приведение угроз в исполнение, предъявление больших требований. Зачастую отсутствует прямое выражение угрозы: около дома участника судопроизводства начинают появляться подозрительные люди, преступники ставят лицо в известность, что им известны сведения о его месте жительства и работы, месте учебы его детей, намеками в телефонном разговоре показывают последствия неисполнения их требований, спрашивают, насколько тот любит детей и близких, боится за их безопасность.

Особую актуальность приобретает проблема противодействия расследованию и угроз потерпевшим и свидетелям со стороны преступных групп. Посткриминальное воздействие на свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного процесса становится в деятельности организованных преступных групп скорее правилом, чем исключением.

Ненадлежащее обеспечение безопасности свидетелей и потерпевших приводит к извращению принципа состязательности и равноправия сторон, поскольку нельзя говорить о возможности пользоваться потерпевшему своими правами и проявлять процессуальную активность, а свидетелю давать правдивые показания, если это ставит под угрозу жизнь, здоровье или имущество указанного участника уголовного процесса, а также его близких. Сложно также возлагать в указанной ситуации ответственность на переводчика, психолога, педагога, специалиста и эксперта за надлежащее исполнение их функций.

Практически все развитые страны мира применяют программы защиты участников уголовного судопроизводства. Даже многие государства постсоветского пространства (Украина, Казахстан, Молдавия и др.) опередили Россию в разработке и законодательном закреплении подобной системы мер.

В целях выработки единой системы мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, а также их родственников и близких 20 августа 2004 года был принят Федеральный закон N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Для реализации данного Закона ежегодно планировалось, согласно финансово-экономическому обоснованию проекта Закона, выделять из государственного бюджета порядка 25 миллионов долларов или 735 миллионов рублей.

Реально же в 2005 году на эту Программу было выделено из бюджета 256 миллионов рублей. В апреле 2006 года принимается Государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 — 2008 годы". Данной Программой на период 2006 — 2008 годов на ее реализацию определены финансовые затраты в размере 948,72 млн. рублей, то есть в среднем немногим более 316 млн. рублей на год. Для сравнения: итальянское правительство на всевозможные мероприятия по защите свидетелей выделяет 60 миллионов евро; Австралия — 70 миллионов долларов, в США на каждого из 50 тысяч лиц, проходящих свидетелями по уголовным делам, расходуют в среднем 40 тысяч долларов США.

Преамбула комментируемого Закона определяет основные сферы действия комментируемого Закона, цель его принятия — определение действенной системы мер обеспечения безопасности названных участников судопроизводства, а также кратко характеризует его содержание.

Безусловно, для нормального функционирования института защиты участников расследования необходим целый комплекс мер — принятие Правительством Российской Федерации, а также конкретными ведомствами (МВД, ФСБ, Государственным комитетом по контролю за оборотом наркотиков, Министерством юстиции и др.) необходимых нормативных актов в целях конкретизации положений Закона, а также определения конкретных обязанностей и тактики действий правоохранительных органов по защите фигурантов уголовного дела. Комплекс нормативных актов по рассматриваемому вопросу должен быть подкреплен выделением необходимых материальных и технических средств. Только принятием эффективных мер по установлению личной охраны, охраны жилища и имущества, выдаче средств индивидуальной защиты, изменению документов и внешности, места работы или учебы и т.д., а также использованием предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ процессуальных мер безопасности можно обеспечить уверенность защищаемых лиц в своей безопасности и, как следствие, создать преграду противодействию расследованию путем оказания давления на потерпевших, свидетелей, понятых и других участников процесса.

В качестве примера эффективности действия Программы защиты свидетелей можно привести Соединенные Штаты Америки. За более чем 30 лет существования подобной программы в США (Программа защиты свидетелей начала действовать в США в 1971 году) через нее прошли 19 тысяч человек, из них 7 тысяч живут под вымышленными именами в разных частях страны. Ни один из 19 тысяч свидетелей не был убит. В первоначальном виде документ гарантировал защиту только людям, проходившим по делам, связанным с организованной преступностью, но в 1984 году этот перечень был существенно расширен. Однако в США формирование института защиты свидетелей осуществляется на протяжении более чем трех десятков лет. В 1970 году Конгресс принял Закон "О контроле за организованной преступностью", наделивший министра юстиции правом выделять средства на защиту свидетелей по делам, связанным с организованной преступностью. В 1982 году Конгресс одобрил другой Закон "О защите жертв преступлений и свидетелей". Через 2 года был принят Закон "О контроле за преступностью", расширивший круг лиц, подлежащих защите, и включивший в программу защиты свидетелей, кроме свидетелей и жертв преступления, также и их близких. Кроме того, в каждом штате существует собственное законодательство по защите свидетелей. Если же человек по каким-либо причинам не попадает под программу, он может самостоятельно нанять шерифа, обеспечив свою безопасность, так сказать, на коммерческой основе.

Большинство ученых, да и практиков согласны с тем, что "организация государственной защиты участников уголовного судопроизводства включает в себя концептуальные вопросы управленческого характера, ресурсного и информационного обеспечения государственной защиты, без решения которых невозможно ее создание на практике. Эти вопросы касаются формирования и обеспечения деятельности специальных подразделений, призванных реализовывать меры безопасности; организации взаимодействия этих подразделений с органами дознания, следствия, прокуратуры и суда; функционирования социально-правовой системы защиты участников уголовного судопроизводства; создания специальных фондов для оказания помощи жертвам противоправных воздействий и других проблем управленческого уровня. Их успешное решение во многом предопределяет успех государственной защиты субъектов уголовно-процессуальных отношений в целом" . Вышеуказанная Программа "Обеспечения безопасности…" устанавливает, что в течение 2006 года в пределах штатной численности и за счет средств федерального бюджета, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на соответствующий финансовый год в структуре органов государственной власти, на которые возложены задачи по осуществлению мер безопасности, должны быть созданы специальные подразделения.

———————————

См., например: Зайцев О.А. Теоретические и правовые основы государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации. М., 1999. С. 80, 99.
В 2005 году меры государственной защиты применялись более чем в половине регионов России, при этом число защищаемых превысило 500 человек.

Однако только принятия нормативных актов для этого не достаточно. Необходимо объединить усилия государства, общества, правоохранительных органов, средств массовой информации, специализированных общественных организаций (например, правозащитное движение "Сопротивление") и выработать оптимальный комплекс мер, который будет способствовать эффективной и в полную силу работе программы защиты потерпевших и свидетелей.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства
Комментарий к статье 1
Комментируемая статья определяет сущность и содержание государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. В систему мер государственной защиты согласно Закону входят меры обеспечения безопасности указанных участников и меры их социальной поддержки.

УПК РФ предусматривает также процессуальные меры, предпринимаемые в тех же целях:

— указание в протоколе следственного действия псевдонима, а не реальных данных о личности фигуранта;

— контроль и запись телефонных и иных переговоров фигуранта; опознание в условиях, исключающих наблюдение опознающего опознаваемым;

— закрытое судебное разбирательство;

— сохранение в тайне при судебном допросе личности свидетеля, а также допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками.

Значительную роль в предупреждении попыток оказать воздействие на свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства играет и установленная Уголовным кодексом РФ уголовная ответственность за подобные действия.

Меры обеспечения безопасности предпринимаются для предотвращения посягательств на жизнь, здоровье, имущество свидетелей, потерпевших, иных участников уголовного судопроизводства, а также их родных и близких. Взяв за основу определение термина "безопасность", данного в Законе РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" (в ред. от 7 марта 2005 г.), можно сформулировать следующее определение мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства — комплекс мероприятий, направленных на создание и поддержание состояния защищенности жизненно важных интересов личности от преступных посягательств на них, осуществляемых в целях воспрепятствования нормальному ходу расследования уголовных дел. Не совсем понятно, почему законодатель сформулировал объекты защиты как "жизнь, здоровье и (или) имущество". При буквальном толковании текста получается противопоставление — могут защищаться либо только имущество граждан, либо весь комплекс (жизнь, здоровье и имущество).

Кроме мер обеспечения безопасности, направленных на воспрепятствование причинению вреда, законодатель предусмотрел меры социальной поддержки, необходимость в применении которых возникает, когда, несмотря на все усилия правоохранительных органов, вред защищаемому лицу все-таки был причинен и наступила гибель (смерть) защищаемого лица, ему были причинены телесные повреждения или вред здоровью (в том числе и в случае наступления в результате этих действий инвалидности) либо был причинен имущественный ущерб. Меры социальной поддержки заключаются в выплате лицу или членам его семьи и нетрудоспособным иждивенцам единовременных пособий (и) или установлении им постоянной пенсии, а также компенсации имущественного ущерба.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Право

p.120-bal.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *