Справочник

ФЗ о железнодорожном транспорте

Содержание

Федеральный закон от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ
"О федеральном железнодорожном транспорте"

Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года

Раздел II. Земли и охранные зоны железнодорожного транспорта (ст.ст. 5 — 6)
Раздел III. Система управления на железнодорожном транспорте, создание и прекращение деятельности предприятий железнодорожного транспорта (ст.ст. 7 — 8)
Раздел IV. Основы деятельности железнодорожного транспорта в области экономики и финансов (ст.ст. 9 — 11)
Раздел V. Безопасность движения, охрана грузов и объектов железнодорожного транспорта, организация работы в особых условиях (ст.ст.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 — 15)
Раздел VI. Трудовые отношения и дисциплина работников железнодорожного транспорта (ст.ст. 16 — 17)
Раздел VII. Внешнеэкономическая деятельность, взаимоотношения предприятий железнодорожного транспорта с другими видами транспорта, юридическими лицами и гражданами, являющимися собственниками объектов железнодорожного транспорта (ст.ст. 18 — 19)
Раздел VIII. Ответственность на железнодорожном транспорте (ст.ст. 20 — 22)
Раздел IX. Иные вопросы организации и деятельности железнодорожного транспорта (ст.ст. 23 — 27)
Раздел X. Заключительные положения (ст. 28)

Настоящий Федеральный закон определяет экономические, правовые и организационные основы деятельности федерального железнодорожного транспорта (далее — железнодорожный транспорт), его место и роль в экономике и социальной сфере Российской Федерации, регламентирует его отношения с органами государственной власти, другими видами транспорта, юридическими лицами и гражданами, являющимися собственниками объектов железнодорожного транспорта, а также пассажирами, отправителями и получателями грузов, грузобагажа и багажа.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Роль железнодорожного транспорта в экономике и социальной сфере Российской Федерации
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации и призван во взаимодействии с другими видами транспорта своевременно и качественно обеспечивать во внутреннем и в международном железнодорожном сообщениях потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики и национальную безопасность государства, формирование рынка перевозок и связанных с ними услуг, эффективное развитие предпринимательской деятельности. Государство осуществляет регулирование и контроль за деятельностью железнодорожного транспорта, развитие его материально-технической базы, а также удовлетворяет основные потребности в составе государственных нужд.
Железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии, что определяет особые условия развития и функционирования железнодорожного транспорта.

Статья 2. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
железнодорожный транспорт — один из видов транспорта общего пользования, находится в ведении Российской Федерации, представляет собой единый производственно-технологический комплекс с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального назначения, государственное управление которым осуществляет Министерство путей сообщения Российской Федерации (далее — федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта);
железная дорога — основное государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта, обеспечивающее при централизованном управлении и во взаимодействии с другими железными дорогами и видами транспорта потребности экономики и населения в перевозках в обслуживаемом регионе на основе регулирования производственно-хозяйственной и иной деятельности предприятий и учреждений, входящих в его состав;
устав железных дорог Российской Федерации — Федеральный закон, определяющий права, обязанности и ответственность железных дорог, юридических лиц и граждан, в том числе экспедиторских и иных организаций, действующих от их имени, пользующихся услугами железнодорожного транспорта и предприятий других видов транспорта, участвующих в прямом смешанном сообщении;
рынок транспортных услуг — сфера осуществления перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, подсобно-вспомогательных и других видов работ (услуг), связанных с перевозками;
производственно-технологический комплекс железнодорожного транспорта — единая сеть железных дорог; предприятия, осуществляющие ремонт и модернизацию подвижного состава и контейнеров, производство или поставку запасных частей, оборудования и материалов, обеспечение средствами связи, сбор и обработку технологической информации, научные разработки в области техники, технологии и развития железнодорожного транспорта; предприятия и учреждения по подготовке кадров в области железнодорожного транспорта; предприятия и учреждения социальной сферы;
обеспечение безопасности движения — деятельность органов железнодорожного транспорта, органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и граждан, направленная на бесперебойное функционирование железных дорог и недопущение возникновения аварийных ситуаций в перевозочном процессе, а также на снижение последствий возможных аварий;
полоса отвода — земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами;
охранные зоны — земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, а также земли с подвижной почвой, прилегающие к землям железнодорожного транспорта;
перевозочный процесс — совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых предприятиями и другими подразделениями железных дорог при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа;
железнодорожные пути общего пользования — железнодорожные линии, на которых расположены железнодорожные станции, открытые для выполнения соответствующих операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, грузобагажа и багажа и обслуживанию пассажиров, производству маневровой работы;
прямое смешанное сообщение — перевозки, осуществляемые разными видами транспорта по единому транспортному документу (накладной), составленному на весь путь следования;
пассажир — гражданин (физическое лицо), имеющий проездные документы и совершающий поездку в поезде;
груз — объект железнодорожной перевозки (изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы и другие), принятый железной дорогой в установленном порядке к перевозке, за своевременность доставки и сохранность которого железная дорога несет предусмотренную уставом железных дорог Российской Федерации ответственность;
багаж — вещи, иные материальные ценности, отправляемые пассажиром для личных бытовых целей за отдельную плату в багажном вагоне до станции назначения, указанной в проездном документе пассажира;
грузобагаж — груз, иные материальные ценности, перевозимые в пассажирских и почтово-багажных поездах;
опасные грузы — вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств при наличии определенных факторов могут в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении послужить причиной взрыва, пожара или повреждения технических средств, устройств, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных, нанести вред окружающей природной среде;
специальные перевозки — отдельный вид перевозок, обеспечивающий транспортирование специальных грузов для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд;
международное железнодорожное сообщение — перевозка пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, включая железнодорожное сообщение с государствами — участниками Содружества Независимых Государств.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте
1. Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, устава железных дорог Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность железнодорожного транспорта и обеспечивающих его нормальную работу.
2. Если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 4. Имущество железнодорожного транспорта
1. Имущество предприятий, учреждений и объекты железнодорожного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности.
2. Управление предприятиями, учреждениями и распоряжение имуществом и объектами железнодорожного транспорта осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Решение о закреплении имущества в хозяйственном ведении и оперативном управлении за предприятиями и учреждениями железнодорожного транспорта принимается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Продажа принадлежащего предприятиям железнодорожного транспорта на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества, сдача его в аренду или распоряжение этим имуществом иным способом, осуществляемые без изменения права федеральной собственности на это имущество, производятся этими предприятиями с согласия федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Продажа, обмен, сдача в аренду, предоставление безвозмездно во временное пользование, списание с баланса подвижного состава и контейнеров, находящихся в Федеральной собственности, производимые без изменения права этой собственности, осуществляются применительно к специфике деятельности железнодорожного транспорта федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или по его поручению железными дорогами в порядке, определяемом указанным федеральным органом.
Продажа подвижного состава и контейнеров гражданам и юридическим лицам с изменением права федеральной собственности на это имущество осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Средства, полученные от операций с имуществом, предусмотренных настоящим пунктом, зачисляются в общую сумму доходов предприятий железнодорожного транспорта и могут направляться только на приобретение подвижного состава и контейнеров, развитие производственных мощностей и строительство объектов социальной сферы указанных предприятий, на балансе которых находится это имущество. Зачисление в бюджеты различных уровней налога на прибыль, полученную предприятиями железнодорожного транспорта от указанных операций с имуществом, производится в порядке и размерах, установленных налоговым законодательством Российской Федерации.
3. Железные дороги, а также объекты и иное имущество железнодорожного транспорта, непосредственно обеспечивающие перевозочный процесс и осуществление аварийно-восстановительных работ, не подлежат разгосударствлению и приватизации.
Приватизация других предприятий, объектов и иного имущества железнодорожного транспорта с определением сроков и условий их проведения допускаются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Скачать Федеральный закон 17-ФЗ О железнодорожном транспорте в Российской Федерации

Дата актуализации: 01.01.2018

Федеральный закон 17-ФЗ

О железнодорожном транспорте в Российской Федерации

Обозначение: Федеральный закон 17-ФЗ
Обозначение англ: Federal Law 17-ФЗ
Статус: действует
Название рус.: О железнодорожном транспорте в Российской Федерации
Дата добавления в базу: 01.09.2013
Дата актуализации: 01.01.2018
Дата введения: 13.05.2003
Область применения: Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования
Оглавление: Глава 1.

Общие положения
Глава 2. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта
Глава 3. Основные требования к организациям железнодорожного транспорта и объектам железнодорожного транспорта. Управление перевозочным процессом
Глава 4. Безопасность на железнодорожном транспорте, охрана грузов, объектов железнодорожного транспорта, организация работы в особых условиях
Глава 5. Трудовые отношения и дисциплина работников железнодорожного транспорта
Глава 6. Иные вопросы организации деятельности на железнодорожном транспорте
Глава 7.

Федеральный закон от 10.01.03 № 17-фз «о железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

Заключительные положения

Утверждён: 10.01.2003 Президент Российской Федерации (President of the Russian Federation 17-ФЗ) Издан: Собрание законодательства Российской Федерации (от 13.01.2003 г. № 2, ст. 169) Расположен в: Техническая документацияЭкологияГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВОСооружение железных дорогЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТЕХНИКАЖелезнодорожная техника в целомСОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТТранспортРельсовый транспортЦенообразованиеРаздел I. Технологический, строительный, энергетический надзор и охрана окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействияI. Федеральные законыСтроительствоНормативно-правовые документыЭкспертиза, госнадзор Список изменений: Нормативные ссылки:

Скачать Федеральный закон 17-ФЗ

Текстовое изменение № 14 от 01.07.2016

Текстовое изменение № 15 от 01.04.2015

Текстовое изменение № 16 от 24.07.2015

Текстовое изменение № 17 от 13.08.2015

Текстовое изменение № 18 от 01.07.2016

Текстовое изменение № 19 от 03.07.2016

Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации

Статья 2. Основные понятия

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте

Глава 2. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта

Статья 4. Основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта

Статья 5. Лицензирование отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта

Статья 6. Обязательная сертификация и декларирование соответствия на железнодорожном транспорте

Статья 7. Стандартизация и обеспечение единства измерений на железнодорожном транспорте

Статья 8. Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте

Статья 9. Особенности государственного регулирования использования земель железнодорожного транспорта

Статья 10. Приобретение, проектирование, строительство, реконструкция и содержание объектов железнодорожного транспорта

Глава 3. Основные требования к организациям железнодорожного транспорта и объектам железнодорожного транспорта. Управление перевозочным процессом

Статья 11. Основные требования к владельцам инфраструктур

Статья 12. Основные требования к перевозчику

Статья 13. Основные требования к организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом

Статья 14. Основы осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа

Статья 15. Основные требования к железнодорожным путям общего пользования

Статья 16. Основные требования к железнодорожным путям необщего пользования, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования

Статья 17. Основные требования к железнодорожному подвижному составу и контейнерам

Статья 18. Организация управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте общего пользования

Статья 19. Регулирование отношений, возникающих при взаимодействии железнодорожного транспорта и других видов транспорта

Глава 4. Безопасность на железнодорожном транспорте, охрана грузов, объектов железнодорожного транспорта, организация работы в особых условиях

Статья 20. Организация обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств

Статья 20.1. Государственный надзор в области железнодорожного транспорта

Статья 21. Основные положения в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

Статья 22 (утратила силу)

Статья 22.1. Обеспечение на железнодорожном транспорте общего пользования экологической безопасности, пожарной безопасности, промышленной безопасности, охраны труда, единства измерений, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Статья 23. Охрана грузов, объектов железнодорожного транспорта общего пользования и обеспечение общественного порядка на железнодорожном транспорте общего пользования

Статья 24. Организация работы железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях

Глава 5.

Федеральный Закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ»

Трудовые отношения и дисциплина работников железнодорожного транспорта

Статья 25. Трудовые отношения и гарантии работников железнодорожного транспорта

Статья 26. Дисциплина труда на железнодорожном транспорте общего пользования

Глава 6. Иные вопросы организации деятельности на железнодорожном транспорте

Статья 27. Учетно-отчетное время на железнодорожном транспорте

Статья 28. Язык общения, используемый на железнодорожном транспорте

Статья 29. Форменная одежда работников железнодорожного транспорта общего пользования

Статья 30. Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в области железнодорожного транспорта

Статья 31. Страхование на железнодорожном транспорте общего пользования

Статья 32. Мобилизационная подготовка и гражданская оборона на железнодорожном транспорте общего пользования

Глава 7. Заключительные положения

Статья 33 (утратила силу)

Статья 34. Заключительные положения

Цель справочно-информационного обслуживания – предоставление пассажирам необходимой им информации для ориентации на станциях, вокзалах, в пунктах продажи билетов, туристических агентствах, офисах и других предприятиях железнодорожного транспорта.

Справочное бюро

Справочное бюро оборудуется терминальной аппаратурой системы «Экспресс», с помощью которой операторы бюро отвечают на вопросы пассажиров, связанные с железнодорожным транспортом и задаваемые ими по телефону или при непосредственном обращении. Основные вопросы: время прибытия и отправления поездов в дальнем и пригородном сообщениях; какими поездами можно проехать до определенной станции и где сделать пересадку; наличие мест в поездах и вагонах конкретного типа; стоимость проезда до определенных станций в разных типах вагонов и т. п.

Информационное табло

Информационное табло – установленные в пунктах продажи билетов на станциях, платформах, вокзалах табло, на которых отображается информация об отправлении и прибытии поездов. Различают информационные табло с постоянной и переменной информацией. Постоянные табло содержат расписания поездов. Табло с переменной информацией автоматизированы и управляются ЭВМ. В случаях опоздания поездов на табло с переменной информацией указывается примерное время опоздания поездов. Эту же информацию пассажир может получить через справочное бюро по телефону.

Справочные устройства

Справочные устройства – специальные автоматизированные устройства, предназначенные для получения пассажирами информации о возможности проезда до необходимой станции, стоимости проезда в поездах и вагонах всех категорий, правилах проезда на железнодорожном транспорте, местах расположения различных помещений и служб вокзалов и т. п. В пригородном сообщении используются справочные устройства, обеспечивающие выдачу пассажирам сведений о времени отправления ближайшего электропоезда до требуемой станции. Все новые справочные устройства создаются на базе персональных компьютеров, работающих либо автономно, используя заранее заложенные в них данные, либо совместно с системой «Экспресс», получая из нее дополнительные сведения об информации, меняющейся во времени (наличие мест в поездах, изменения в расписаниях и составности поездов и т. п.). Такие устройства получили название справочные кассы. Устанавливаются они, как правило, в местах скопления пассажиров, например в пунктах продажи билетов на вокзалах.

Платформенные указатели

Платформенные указатели устанавливаются на платформах с целью информации пассажиров о времени прибытия и отправления поездов и их станциях назначения. Различают платформенные указатели механические (с перекидными лепестками) и электронные (с использованием светодиодов или блинкеров).

Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ

Последние получают все большее распространение вследствие низкого потребления электроэнергии.

Радиоинформация

Радиоинформация используется на станциях, вокзалах, крупных пунктах продажи билетов для звуковой информации пассажиров о прибытии или отправлении поездов, передачи различных объявлений и сообщений.

Телеинформация

Телеинформация предоставляется с помощью телеэкранов на станциях, вокзалах, в агентствах, пунктах продажи билетов. В кассовых залах пунктов продажи билетов используют обычные телевизоры для показа наличия мест в поездах и для получения самими пассажирами аналогичных справок. В залах ожидания вокзалов обычно устанавливают телевизоры с большим экраном для показа программ телевидения. Развитие технических средств позволило широко применять большие плазменные экраны, управляемые персональными компьютерами. На эти экраны может попеременно выводиться самая разнообразная информация: реклама, программа телевидения, сообщения о наличии мест в поездах и т. п. Эти устройства подключаются к системе «Экспресс», средствам телевидения, Интернету и могут работать автономно по программе, заложенной в персональном компьютере.

Интернет

Интернет используется в основном для обслуживания предполагаемых и будущих пассажиров. Для этого в Интернете создается соответствующий сайт железнодорожного транспорта. Кроме этого, по сети Интернет можно обращаться к системе «Экспресс» и получать справки о наличии мест в поездах, стоимости проезда в различных видах вагонов и поездах и т. п., можно бронировать места в поездах с последующим выкупом и оформлением необходимых проездных документов через билетные кассы.

Российское экономическое законодательство

Сформированная в настоящее время система законодательных актов определяет как общие условия предпринимательской деятельности, так и порядок ведения этой деятельности в отдельных сферах экономики. Регламентируя предпринимательскую деятельность, государство стремится установить правовое основы единого для всей страны рынка.

Одной из базовых концепций, лежащих в основе правового регулирования экономики, выступает концепция социальной рыночной экономики. В действующей Конституции Российской Федерации данная концепция прямо не отражена, однако закрепленная в ст. 7 Конституции характеристика Российской Федерации как социального государства предполагает именно социально ориентированную рыночную экономику.

Наибольшее значение в правовом регулировании экономической деятельности имеет закон. Формирование российского экономического законодательства осуществлялось по двум основным направлениям:

1. Принятие законов, которые определяют общие условия осуществления экономической деятельности (Гражданский кодекс Российской Федерации, закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.).

2. Издание законов, которые регламентируют предпринимательскую деятельность в определенных сферах экономики (закон «О банках и банковской деятельности», закон «О рынке ценных бумаг» и др.).

Современные конституции большинства государств содержат множество норм, регулирующих отношения в сфере экономики. Это обусловило появление в научном обиходе понятия «экономическая конституция», означающего совокупность конституционных положений, связанных единым предметом — отношениями в сфере экономики и проникнутых внутренним единством логико-правовых системных связей.

Система таких конституционных положений включает в себя принципы основ конституционного строя — свободы экономической деятельности, единого экономического пространства, многообразия и равной защиты различных форм собственности, защиты конкуренции (ст. 8 Конституции Российской Федерации). Эти принципы составляют общую часть «экономической конституции». Стержнем же ее выступают нормы об основных экономических правах и свободах — о праве на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), о праве на свободный выбор рода деятельности и профессии (ст. 37), о праве частной собственности (ст. 35, 36), о праве на защиту своего доброго имени (ст. 23), что в экономической сфере означает право на защиту деловой репутации, о праве на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), и другие права, а также конституционные гарантии предпринимательства.

Основную роль в правовой регламентации экономической деятельности играет Гражданский кодекс Российской Федерации, который определяет общие условия для предпринимательской деятельности. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (абз. 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Следовательно, общие положения гражданского законодательства полностью распространяются на отношения с участием предпринимателей. Кроме того, для некоторых отношений с их участием в Гражданском кодексе Российской Федерации предусматриваются специальные правила. Специальный характер придается, в частности, положению, которое содержится в п. 3 ст. 401 ГК РФ о повышенной ответственности предпринимателей. Такими же «специализированными», направленными на урегулирование отношений с участием предпринимателей, являются нормы о содержании и режиме предпринимательской деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2), о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также недопустимости злоупотребления доминирующим положением на рынке (абз. 2 п. 1 ст. 10), о поставках товаров (ст. 506), о хранении на товарном складе (ст. 907), о доверительном управлении имуществом (ст. 1012) и т.д.

Наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации большую роль в правовом обеспечении экономики играют Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс.

Помимо кодифицированных нормативных актов важнейшим звеном в системе источников, регулирующих экономическую деятельность, выступают федеральные законы, которые могут быть классифицированы следующим образом:

— законы, регулирующие общее состояния рынка (например, Федеральный закон «О защите конкуренции», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»);

— законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);

— законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (например, Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон «О рекламе»);

— законы, устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся определенным видом деятельности (например, Закон РФ «О банках и банковской деятельности», Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»);

— законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности (например, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О техническом регулировании»).

Подзаконные нормативно-правовые акты занимают важное место при установлении правовых основ единого рынка. Большой массив источников составляют акты федеральных органов исполнительной власти, действующих непосредственно в экономической сфере.

Для правового регулирования экономики России судебная практика становится новым и весьма важным источником права, несмотря на то, что в юридической литературе продолжается дискуссия по поводу возможности признания ее таковым.

Судебная практика по вопросам, касающимся экономической сферы, многообразна. Это, прежде всего, решения Конституционного Суда РФ, которые действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами, являются актами, содержащими важные прецеденты толкования.

Большое значение для единообразного понимания смысла применяемых норм законодательства в сфере экономики имеют постановления и разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

An error occurred.

В некоторых случаях принимаются совместные постановления судебных органов.

В систему правового обеспечения экономики входят и обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота широко используются во внешнеторговом обороте. Обычай делового оборота понимается как общее правило, не выраженное в законе, но подлежащее применению в качестве диспозитивной нормы, если, конечно, иное прямо не будет установлено законом или соглашением сторон.

В отличие от обычая делового оборота, обыкновение — это сложившееся правило, которым стороны при заключении договора непосредственно связывают друг друга и устанавливают необходимость руководствоваться этим правилом.

Основу для применения обыкновений составляют сборники международных торговых обыкновений. Они служат образцом для формирования договорных условий. Такую роль играют разработанные Международной торговой палатой Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс».

Согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Соответственно, данные нормы применяются и к отношениям в сфере экономики.

Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 5657;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *