Справочник

ФЗ об общественной палате

Об общественной палате Российской Федерации

Современный этап развития общества ставит перед российскими правоведами задачи не только научного анализа правовых институтов, законодательства и практики применения права, но и, что особенно важно, разработки теоретических положений, содействующих наиболее правильному решению важнейших политических, экономических и правовых проблем.

В развитие положений статьи "Законодательное обеспечение государства и общества", высказанных на страницах журнала "Российский судья" (2005. N 8. С. 2 — 3), мы приходим к выводу о том, что актуальность темы не только себя не исчерпала, но и привела к практическим результатам, т.е. принятию Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации".

В демократическом государстве, когда возможности общества гарантируются на законодательном уровне, следует признать, что обеспечение интересов, прав и свобод российских граждан при выработке и осуществлении государственной политики в принятии наиболее оптимальных законов посредством привлечения представителей общественности, бесспорно, направлено на успешное решение задач в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате в Российской Федерации" вступил в законную силу с 1 июля 2005 г. Между тем в российском обществе указанный Закон восприняли неоднозначно, к примеру, В. Третьяков определил функции нового общественного органа как "то, не знаю что" (Российская газета. 2005. 28 июля).

В то же время, нам думается, эффективная практическая помощь государства в реализации Федерального закона "Об Общественной палате в Российской Федерации" вполне согласуется с идеями "экспертизы законопроектов представителями общественности", озвученными еще в 2001 г. на гражданском форуме. Сегодня мы достаточно ясно понимаем, что "экспертиза законопроектов — это одна из главных форм общественного контроля", и члены Общественной палаты должны заниматься данной проблематикой, качественно и полноценно исправлять недостатки, опираясь на поддержку ведущих специалистов в различных отраслях права, как ученых, так и практических работников.

В развитие положений Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" Указом Президента РФ В. Путина от 28 сентября 2005 г. N 1138 были утверждены первые 42 члена Общественной палаты РФ (Российская газета. 2005. 4 октября).

В целях обеспечения деятельности Общественной палаты Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2005 г. N 590 создано федеральное государственное учреждение Аппарат Общественной палаты РФ. Правительство РФ утвердило Устав федерального государственного учреждения, установило предельную численность работников в количестве 100 человек, закрепило и приняло решение обязать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом обеспечить в 2-недельный срок (передать в оперативное управление) относящимся к федеральной собственности недвижимым имуществом. На обеспечение деятельности Общественной палаты Российской Федерации установлен размер ассигнований на содержание федерального государственного учреждения Аппарат Общественной палаты РФ в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

1 октября 2005 г. на собрании членов Общественной палаты Российской Федерации было принято Обращение к общественным объединениям с предложением включиться в процесс формирования Общественной палаты России и приступить к выдвижению кандидатов в ее состав. При этом общественные объединения должны руководствоваться утвержденной Процедурой конкурсного отбора в члены Общественной палаты Российской Федерации представителей общероссийских общественных объединений. Межрегиональные и региональные общественные объединения в срок до 28 октября 2005 г. должны провести собрания представителей межрегиональных и региональных общественных объединений в субъектах Российской Федерации для выдвижения делегатов на конференции в федеральные округа, а конференции в федеральных округах проводятся в срок до 27 ноября 2005 г.

В целях содействия в подготовке собраний и конференций принято решение образовать семь инициативных региональных групп из членов Общественной палаты Российской Федерации (Российская газета. 2005. 4 октября).

Органы СМИ неоднозначно отреагировали на новые инициативы государства. Так, в статье "Нация набрала немного совести" С. Мулин утверждает, что образование Общественной палаты РФ создает "принцип круговой поруки: один поручается за другого, и возводится замкнутая сама на себе корпорация" (Новая газета.

An error occurred.

2005. 3 — 5 октября).

Дискуссия была развернута и на страницах "Российской газеты", где высказывались не только читатели, но и отдельные члены Общественной палаты РФ, назначенные Указом Президента РФ В. Путина 28 сентября 2005 г. Примечательно, но каких-либо резких, критических замечаний в адрес созданного органа общественности нет ни со стороны граждан, ни от вновь назначенных членов Общественной палаты. Так, А. Мироненко в статье "Как нам обустроить Общественную палату" высказывает надежду на то, что "члены Общественной палаты РФ получат возможность влиять на политику государства через принимаемые в нем законы" (Российская газета. 2005. 7 октября). Члены Общественной палаты РФ, назначенные Президентом РФ В. Путиным, в целом высказывали нормальные, вполне предсказуемые слова "об экспертизе правительственных решений, о совершенствовании законодательной базы, о более тесном и продуктивном диалоге с властью" (Добрынина Е. Вавилон без помощников // Российская газета. 2005. 7 октября).

В развитие озвученных инициатив, Президент РФ В. Путин направил в Государственную Думу проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации", согласно которому этот орган наделяется еще большими полномочиями. Так, законопроект предполагает, что Общественная палата Российской Федерации сможет осуществлять общественный контроль за средствами массовой информации, т.е. "за соблюдением свободы слова в СМИ и равным доступом к СМИ различных политических сил". Общественной палате РФ предоставляется право привлекать граждан, общественные объединения и представителей СМИ к обсуждению вопросов об обеспечении гарантий свободы слова и свободы массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, а также вырабатывать по этим вопросам рекомендации. По итогам таких публичных обсуждений и экспертиз Общественная палата РФ сможет давать заключения о нарушениях свободы слова в СМИ. В зависимости от степени нарушения эти заключения будут направляться "в регистрирующие или правоохранительные органы", а также учредителям или руководству этих СМИ (Российская газета. 2005. 13 октября).

Таким образом, основные направления деятельности Общественной палаты Российской Федерации определены и редакция журнала "Российский судья" предполагает через определенное время вернуться к затронутой теме с учетом складывающейся практики и жизнедеятельности данного органа общественности.

Федеральный закон Российской Федерации «Об Общественной палате Российской Федерации»

Закон «Об Общественной палате РФ»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *