Справочник

Гарантии правовой и социальной защиты гражданского персонала

Правовое положение гражданского персонала ВС РФ.

VI. Гарантии правовой и социальной защиты гражданских служащих

     В качестве компенсации законодательных ограничений и запретов, установленных на гражданской службе, гражданским служащим предоставляются соответствующие государственные социальные гарантии.
    Система гарантий на государственной службе является основным средством привлечения граждан на государственную службу и  обеспечения стабильности кадрового состава государственного аппарата.
    Гарантии и материальное обеспечение гражданских служащих в во всех странах  рассматривается как обязательный атрибут создания необходимых условий для исполнения ими своих должностных полномочий. Нормативное закрепление в законах гарантий и материального обеспечения государственных служащих является  одним из элементов правового статуса государственного служащего.
     Гарантии правовой и социальной защиты гражданских служащих, граждан, уволенных с гражданской службы, иные гарантии и компенсации на гражданской службе в законопроекте изложены в отдельной главе.
    Гарантии правовой и социальной защиты гражданских служащих, а также гарантии условий прохождения гражданской службы по сравнению с существующим законодатель-ством о государственной службе несколько расширены, что несомненно приведет к повышению престижа гражданской службы.
    В частности, гражданским служащим дополнительно гарантируется:
    обеспечение права гражданского служащего на равные условия оплаты труда, при равной эффективности результатов служебной деятельности;
    обеспечение права гражданского служащего на своевременную и в полном размере выплату денежного содержания (вознаграждения);
    условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие выполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
    замещение должности гражданской службы при ликвидации государственного органа или при сокращении должностей гражданской службы в другом государственном органе;
    единовременная субсидия  на приобретении жилой площади;
    медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию за выслугу лет, в соответствии с федеральным законом;
    обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения гражданской службы, сохранение денежного содержания (вознаграждения) при временной нетрудоспособности и т.д.;
     выплаты по обязательному государственному личному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных  соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
     государственное пенсионное обеспечение;
    защиту гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке и на условиях, установленных федеральным законом.
    Внесенные в законопроект дополнения и изменения о гарантиях правовой и социальной защиты гражданских служащих приближают  их к гарантиям правовой и социальной защиты, установленными федеральными законами по видам государственных служб Российской Федерации — военной  и правоохранительной служб и способствуют созданию единой системы гарантий  государственной службы Российской Федерации.
     В зарубежных государственных службах одной из существенных гарантий для государственного служащего, а также одним из факторов обеспечения реальной стабильности кадров в госаппарате, достигается путем пожизненного назначения чиновников, в сочетании с конкурсным порядком замещения государственной должности, при этом, как уже отмечалось, акт назначения издается федеральным государственным органом по вопросам государственной службы, тем самым подчеркивается публично-правовой статус чиновника.
    Целесообразно распространить такой порядок назначения и на государственных служащих гражданской службы Российской Федерации, а также всесторонне рассмотреть вопрос об увеличении возрастного ценза нахождения на гражданской службе.
    Система гарантий гражданским служащим, предлагаемая данным законопроектом, подвергается резкой критике отдельными политическими партиями ("Союз Правых Сил", "Яблоко"), которые предлагают заменить отдельные  гарантии и "специальные блага" чиновникам прямыми выплатами, то есть прямые денежные выплаты вместо косвенных выплат и натуральных льгот.

< V. Оплата труда гражданских служащихVII. Стаж гражданской службы. Продолжительность отпусков >

Ковалев В.И. Все о труде гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации — файл n1.doc

приобрести
Ковалев В.И. Все о труде гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации
скачать (2931 kb.)
Доступные файлы (1):

n1.doc

1   …   51   52   53   54   55   56   57   58   59

§ 5. Порядок заключения коллективного договора

Заключению коллективного договора в организации предшествуют коллективные переговоры сторон по разработке условий заключения и изменения коллективного договора. Переговоры проводятся на всех этапах разработки и заключения коллективного договора и соглашения, которые можно сформулировать по-разному. Ниже предлагается один из вариантов формулировки этих этапов.

В соответствии со ст. 42 ТК РФ порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами. Представляется обоснованным придерживаться следующей процедуры (как одного из вариантов) ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора, которую можно разделить на несколько этапов.

1-й этап. Принятие решения о необходимости заключения коллективного договора и направление письменного уведомления другой стороне о начале коллективных переговоров (ст. 36 ТК РФ).

Инициатором переговоров может выступить любая из сторон, причем в этом случае другая сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров, не вправе уклониться от них и обязана в семидневный срок приступить к ним, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

За уклонение от вступления в коллективные переговоры законодательством установлена административная ответственность (см. разд. 18 настоящего издания).

2-й этап. Ведение коллективных переговоров (ст. 37 ТК РФ). В данной статье достаточно подробно установлен порядок ведения коллективных переговоров и отмечена возможность участия в них профсоюзов, иных представителей работников.

Инициатором начала коллективных переговоров могут быть:

— первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации;

— две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников организации, индивидуального предпринимателя. В этом случае инициатор имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа;

— первичная профсоюзная организация, объединяющая менее половины работников организации, если общее собрание (конференция) работников тайным голосованием предоставила ей право при согласии ее выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников;

— иной представитель из числа работников в случаях, когда первичная профсоюзная организация не определена как инициатор коллективных переговоров или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации.

Порядок ведения коллективных переговоров между полномочными представителями работников и работодателей по поводу социально-трудовых проблем рекомендуется установить в рекомендациях, которые могут исходить от Министерства обороны Российской Федерации, либо, если имеется коллективный договор, в коллективном договоре воинской части (организации), чтобы минимизировать возможность возникновения недоразумений и споров собственно по процедуре.

Участникам переговоров предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора.

При этом, стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них необходимую информацию для ведения коллективных переговоров. Вследствие этого участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они охраняются законом (являются государственной, служебной, коммерческой или иной тайной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

В том случае, если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым вопросам или по части этих вопросов, ими составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, производится в порядке, установленном ТК РФ (ст. 38).

3-й этап. Обсуждение подготовленного проекта коллективного договора в подразделениях организации, филиала, представительства либо работниками других обособленных подразделений и последующая его доработка с учетом поступивших замечаний и предложений (определяется сторонами коллективных переговоров).

Сбор подобных предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда вправе проводить совместный комитет (комиссия) по охране труда организации (ст. 218 ТК РФ).

При этом, неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с гл. 61 ТК РФ "Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров.

В соответствии со ст. 398 ТК РФ споры по вопросам заключения, изменения и исполнения коллективных договоров расцениваются как коллективный трудовой спор, в связи с чем порядок их рассмотрения в полной мере распространяется на разрешение разногласий, возникающих в процессе коллективно-договорной работы.

4-й этап. Утверждение разработанного единого проекта коллективного договора на общем собрании (конференции) работников организации и подписание его сторонами.

Утверждение проекта производится в сроки, утвержденные сторонами, в пределах до трех месяцев с момента начала коллективных переговоров. Со стороны работников договор подписывают все участники единого представительного органа. Со дня подписания его сторонами или со дня, непосредственно указанного в нем, коллективный договор вступает в силу и действует в течение не более трех лет (ст. 43 ТК РФ).

Момент подписания коллективного договора является моментом окончания коллективных переговоров.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения.

По истечении определенного в нем срока заключенный коллективный договор может быть продлен сторонами на срок не более трех лет.

Причем коллективный договор сохраняет свое действие в следующих случаях:

1) при изменения наименования организации;

2) при расторжении трудового договора с руководителем организации;

3) при реорганизации (в форме преобразовании) организации;

4) при смене формы собственности организации — в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности;

5) при ликвидации организации — в течение всего срока проведения ликвидации;

6) при реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения — в течение всего срока реорганизации.

При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон вправе направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действующего на срок до трех лет.

Изменения и дополнения коллективного договора в течение срока его действия производятся в том же порядке, который установлен ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44).

5-й этап. Направление представителем работодателя подписанного коллективного договора вместе с приложениями в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.

Коллективный договор должен быть направлен для регистрации в семидневный срок после его подписания сторонами (ст.

Ковалев В.И. Все о труде гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации — файл n1.doc

50

ТК РФ). Причем вступление коллективного договора в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации.

Регистрация преследует следующие цели:

— выявление обязательств сторон, противоречащих действующему законодательству, для последующего предотвращения фактов их применения в организациях;

— оказание консультационной помощи в разработке коллективных договоров;

— создание условий для осуществления контроля за их исполнением.

При осуществлении регистрации коллективного договора соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, признаются недействительными и не подлежат применению.

Как правило, регистрация коллективных договоров осуществляется в порядке, предусмотренном региональным законодательством.

Факт регистрации органом по труду коллективного договора фиксируется соответствующим штампом на титульном листе каждого из трех представленных экземпляров с указанием в нем регистрационного номера, подтвержденного подписью ответственного лица. В случае выявления положений договора, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством и являющихся на этом основании недействительными, в этом штампе делается отметка о наличии замечаний, которые прилагаются к договору. При этом, данные письменные замечания должны в обязательном порядке содержать ссылки на нормативный правовой акт, с которым положения договора вступают в противоречие. В то же время наличие замечаний не является основанием для отказа в регистрации договора, и два его экземпляра (по одному для каждой из сторон) возвращаются организации через ответственное лицо. В таком же порядке регистрируются изменения и дополнения, вносимые в коллективный договор в период его действия.

Как уже отмечалось выше, контроль за выполнением обязательств по коллективному договору осуществляется не только сторонами, подписавшими его, но и органами по труду. В ходе контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию. Кроме того, стороны договора в сроки, определенные им, или ежегодно отчитываются о выполнении обязательств по договору на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Приказом министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. N 429 командирам воинских частей (руководителям военных организаций) предписано проводить встречи с руководителями профсоюзных органов, членами профсоюзов не реже одного раза в полугодие. В ходе таких переговоров должны рассматриваться результаты выполнения коллективных договоров.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.

1   …   51   52   53   54   55   56   57   58   59

§ 5. Порядок заключения коллективного договора

© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации

Правовое положение гражданского персонала ВС РФ.

Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом

1. Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации. (ст. 12, Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 05.04.2011) "Об обороне")

Лица гражданского персонала трудятся в центральных органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях, учреждениях и других военных организациях, а также в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Для данной категории работников устанавливаются особые условия оплаты труда, дополнительные льготы и преимущества.

Под гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации понимается личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации, комплектуемый как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами, заключившими трудовой договор о работе или о профессиональной служебной деятельности по определенным штатным расписанием должностям и специальностям в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения выполнения ими возложенных на них задач.

Гражданский персонал состоит из лиц, занятых работой по трудовому договору, и из федеральных государственных служащих, чья профессиональная служебная деятельность по трудовому договору относится к федеральной государственной гражданской службе. Названная служба гражданского персонала наряду с военной и правоохранительной службами является видом федеральной государственной службы в Российской Федерации и имеет общие с ними условия.

К федеральным государственным служащим из числа гражданского персонала Вооруженных Сил РФ относятся граждане РФ, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной гражданской службы, получающие денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета и выполняющие обязанности по обеспечению исполнения полномочий Министерства обороны Российской Федерации или по замещению государственных должностей Российской Федерации.

В Вооруженных Силах Российской Федерации к ним относятся должности центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации (управления родов войск и служб Вооруженных Сил Российской Федерации; управления округов, флотов и приравненных к ним органов военного управления; управления армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления).

Конкретные наименования должностей федеральных государственных служащих предусмотрены Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации и Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденными соответственно

Указом Президента РФ от 11.01.1995 N 32 (ред.

Вы точно человек?

от 14.01.2011) "О государственных должностях Российской Федерации" и

Указом Президента РФ от 25.07.2006 N 763 (ред. от 26.01.2011) "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих"

Государственные должности подразделяются на три категории (должности категорий "А", "Б" и "В"), а государственные должности категорий "Б" и "В" федеральной государственной службы классифицируются на пять следующих групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы.

Профессиональная служебная деятельность федеральных государственных служащих урегулирована не только законодательством о труде, но и Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Им установлены особенности ее осуществления по сравнению как с военной службой (внутривидовые особенности государственной службы), так и с трудом других работников из числа гражданского персонала.

Подавляющее большинство гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации не относится к федеральным государственным служащим и занято трудовой деятельностью на основании трудового договора, заключаемого с воинской частью в соответствии с трудовым законодательством. Их труд оплачивается на основании Единой тарифной сетки. Эта часть гражданского персонала не однородна по своему составу и включает руководителей, специалистов, технических исполнителей и рабочих. Отдельными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрены особенности труда гражданского персонала воинских частей по сравнению с работниками других организаций.

КРФ.

Как предусмотрено ст. 349 ТК РФ, на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяется законодательство о труде, причем с особенностями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами:

других федеральных законов,

указов Президента Российской Федерации,

постановлений Правительства Российской Федерации,

законов субъектов Российской Федерации,

межведомственных постановлений федеральных органов исполнительной власти,

специальными подзаконными нормативными актами.

Последние устанавливают особенности применения норм трудового права к служебной и иной трудовой деятельности гражданского персонала, исходя из их специфики. Перечень таких нормативных правовых актов, издаваемых на различных уровнях нормотворческой деятельности, достаточно широк, но большую их часть составляют нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития Российской Федерации и ведомственные нормативные акты Министерства обороны Российской Федерации.

В отличие от военнослужащих гражданский персонал в воинских частях выполняет, как правило, вспомогательные функции по обеспечению повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, поддержанию их боеготовности и боеспособности. Он занят работами по медицинскому и бытовому обслуживанию войск, их материально-техническому обеспечению, принимает участие в ремонтно-строительных, культурно-досуговой работах и других видах обслуживающих работ.

Для более полной характеристики выполняемых им функций следует учитывать, что гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации прежде всего состоит из некомбатантов, которые в соответствии с международно-правовыми нормами определяются как лица хотя и принадлежащие к вооруженным силам, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие. В то же время при захвате неприятелем они, как и комбатанты, признаются военнопленными.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 73 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Дипломные и курсовые работы, магистерские диссертации по праву на заказ

Добро пожаловать!

На нашем сайте Вы можете заказать магистерскую диссертацию, дипломную или курсовую работу по праву (юриспруденции). Также мы можем подготовить для Вас отчет по практике, научную статью или реферат по праву, решить задачи, помочь с подбором материала и многое другое.

Все работы выполняются специалистами с высшим юридическим образованием, имеющими опыт научной и практической работы.

На сегодняшний день в сети Интернет можно бесплатно скачать множество работ, однако такие работы по юриспруденции никогда не дадут вам уверенности, так как они не выдерживают проверки преподавателем и определяются как скаченные с интернета.

Курсовые и дипломные работы, а также магистерские диссертации по юриспруденции должны подготавливаться профессионалами, специализирующимися в области юриспруденции и права, а не "специалистами" широкого профиля.

Мы не беремся за любые заказы, а работаем исключительно по юридическим дисциплинам. Каждый заказ передается специалисту, выполняющему работы по соответствующей (гражданско-правовой, административно-правовой, конституционно-правовой и т.д.) отрасли права или предмету.

Вы получаете авторскую работу, проверенную на оригинальность системой Antiplagiat.ru.

Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

При получении вы можете там же проверить вашу работу, загрузив файл в систему, для того, чтобы убедиться в ее оригинальности. При заказе работы просим указывать необходимый процент оригинального текста в системе Antiplagiat.ru, а также способ проверки.

Наши преимущества:

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатное составление плана работы;
  • строгая специализация — подготовка работы лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование (мы выполняем только работы по праву).
  • подготовка работы на основе действующего законодательства;
  • использование в работе новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

При подготовке всех работ используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

                                           

Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для наших магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году.

Абсолютно на все работы даются гарантии.

Мы оперативно обрабатываем заказ и стараемся как можно быстрее написать работу, к примеру курсовые работы подготавливаются в срок от 7 до 14 дней, а дипломные работы по юриспруденции — от двух до четырех недель.

Мы делаем на заказ:

Дипломные и курсовые работы, а также магистерские диссертации и научные статьи по праву требуют много времени и усилий. Доверьтесь профессионалам, экономьте свое время.

Статья 20. Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов государственной охраны

Понятие гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и особенности его правового статуса

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ к личному составу Вооруженных Сил Российской Федерации относятся не только военнослужащие, но и лица гражданского персонала. В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации насчитывается 800 тыс. работников, которые трудятся в центральных органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях, учреждениях и других военных организациях (далее по тексту — воинская часть).

Под гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации понимается личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации, комплектуемый как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами, заключившими трудовой договор о работе или о профессиональной служебной деятельности по определенным штатным расписанием должностям и специальностям в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения выполнения ими возложенных на них задач.

Гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации внутри этой государственной военной организации обладает особым правовым статусом, который принципиально разнится с правовым статусом основной части ее личного состава — военнослужащих. Эти различия их правового статуса присущи всему гражданскому персоналу, в свою очередь, состоящему из лиц, занятых работой по трудовому договору, и из федеральных государственных служащих, чья профессиональная служебная деятельность по трудовому договору относится к федеральной государственной гражданской службе. Названная служба гражданского персонала наряду с военной и правоохранительной службами является видом федеральной государственной службы в Российской Федерации и имеет общие с ними условия.

К федеральным государственным служащим из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации относятся граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной гражданской службы, получающие денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета и выполняющие обязанности по обеспечению исполнения полномочий Министерства обороны Российской Федерации или по замещению государственных должностей Российской Федерации.

Конкретные наименования должностей федеральных государственных служащих предусмотрены Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации и Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденных указами Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. соответственно № 32 и № 33. Государственные должности подразделяются на три категории (должности категорий «А», «Б» и «В»), а государственные должности категорий «Б» и «В» федеральной государственной службы классифицируются на пять следующих групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы.

Профессиональная служебная деятельность федеральных государственных служащих урегулирована не только законодательством о труде, но и Федеральным законом «О государственной службе Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ. Им установлены особенности ее осуществления по сравнению как с военной службой (внутривидовые особенности государственной службы), так и с трудом других работников из числа гражданского персонала.

Подавляющее большинство гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации не относится к федеральным государственным служащим и занято трудовой деятельностью на основании трудового договора, заключаемого с воинской частью в соответствии с трудовым законодательством. Эта часть гражданского персонала не однородна по своему составу и включает: руководителей, специалистов, технических исполнителей и рабочих. Отдельными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрены особенности труда гражданского персонала воинских частей по сравнению с работниками других организаций.

Помимо Конституции Российской Федерации, правовой статус гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации определен вышеназванными федеральными законами, ТК РФ, другими федеральными законами.

Как предусмотрено ст. 349 ТК РФ, на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяется законодательство о труде, причем с особенностями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. До настоящего времени какой-либо специальный закон об особенностях регулирования труда гражданского персонала не принят. В связи с этим условия его труда регулируются не только общими нормами ТК РФ, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, межведомственных постановлений федеральных органов исполнительной власти, но и специальными подзаконными нормативными актами. Последние устанавливают особенности применения норм трудового права к служебной и иной трудовой деятельности гражданского персонала исходя из их специфики. Перечень таких нормативных правовых актов, издаваемых на различных уровнях нормотворческой деятельности, достаточно широк, но большую их часть составляют нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития Российской Федерации и ведомственные нормативные акты Министерства обороны Российской Федерации.

В отличие от военнослужащих гражданский персонал в воинских частях выполняет, как правило, вспомогательные функции по обеспечению повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, поддержанию их боеготовности и боеспособности. Он занят работами по медицинскому и бытовому обслуживанию войск, их материально-техническому обеспечению, принимает участие в ремонтно-строительных, культурно-досуговой работах и других видах обслуживающих работ. Для более полной характеристики выполняемых им функций следует учитывать, что гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации прежде всего состоит из некомбатантов, которые в соответствии с международно-правовыми нормами определяются как лица, хотя и принадлежащие к вооруженным силам, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие. В то же время при захвате неприятелем они, как и комбатанты, признаются военнопленными.

Исключениями из общего правила поручения работникам вспомогательных функций могут быть случаи временного замещения ими вакантных воинских должностей или привлечения их в некоторых воинских частях (по перечням должностей, утверждаемым в особом порядке) в состав боевых расчетов и команд для несения боевого дежурства. Перечень отдельных вакантных воинских должностей, которые на условиях срочного трудового договора могут замещаться гражданским персоналом до момента укомплектования их военнослужащими, утверждается министром обороны Российской Федерации. Такое замещение допускается по приказу командира воинской части только в тех случаях, когда не будет причинен ущерб боевой и мобилизационной подготовке войск, и при отсутствии в подчинении у гражданских специалистов военнослужащих. Причем одновременное совмещение гражданским персоналом служебных обязанностей по воинской должности и иных трудовых обязанностей запрещается.

По сравнению с военнослужащими, добровольно поступившими на военную службу по контракту, гражданский персонал комплектуется на основании заключаемого каждым работником индивидуального трудового договора. Его отличительными чертами являются: детальная правовая регламентация условий труда и его оплаты, допустимая законом альтернативность его условий, четкая определенность порученной трудовой функции, правовая защищенность предусмотренных им прав и обязанностей его сторон, стабильность установленных им трудовых отношений и др.

До недавнего времени в силу требований постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. № 755 комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации гражданским персоналом осуществлялось исключительно из числа граждан Российской Федерации. Принципиально иная ситуация сложилась после вступления в действие Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 141-ФЗ (с 18 ноября того же года), которым внесены изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ст. 15). Согласно этим изменениям иностранные граждане вправе быть принятыми на работу в качестве гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований на основании действующего законодательства. Однако в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ данное положение не распространяется на замещение должностей федеральных государственных служащих.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *