Справочник

Генеральное соглашение по торговле услугами

Cоглашения ВТО

/ Содействие развитию экспорта / Cоглашения ВТО /

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)

Генеральное соглашение по торговле услугами

(General Agreement on Trade in Services)

В рамках ВТО действует Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), представляющее многосторонний свод принципов и правил международной торговли услугами, соблюдение которых обязательно для всех стран-членов ВТО.

Для представителей деловых кругов стран – членов ВТО ГАТС имеет большое значение, т.к. они получают возможность:

— работать на иностранных рынках услуг на заранее известных условиях;
— доступа к информации об условиях работы на иностранных рынках услуг;
— следить за изменением положения на рынках услуг других стран.

ГАТС определяет меры, которые страны – члены ВТО могут принимать в отношении торговли услугами. При этом под «торговлей услугами» понимается поставка услуги, включающая производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуги. Понятие «услуга» включает любую услугу в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при исполнении государственными органами своих функций, т.е. не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с другими поставщиками услуг.

Услуги, на которые распространяется действие ГАТС, сгруппированы Секретариатом ВТО по 12 секторам: деловые услуги; услуги связи; строительные услуги и связанные с ними инжиниринговые услуги; дистрибьюторские услуги; услуги в области образования; услуги по защите окружающей среды; финансовые услуги; услуги по охране здоровья и социальные услуги; услуги в области туризма и услуги, связанные с путешествиями; услуги в области организации досуга, культуры и спорта; транспортные услуги; прочие услуги. Каждый сектор включает несколько подсекторов, всего их более 150.

Для сведения: между услугами и товарами имеется ряд отличий, которые определяют способы их поставки в международной торговле.
Так, товары всегда имеют предметную форму, их можно накапливать и складировать. Поставка товаров в международной торговле связана с их перемещением через государственные границы, что фиксируется таможенными органами.
Услуги же лишь в отдельных случаях выражаются в предметной форме; во многих случаях они невидимы и неосязаемы, часто место потребления услуги совпадает с местом её оказания. В большинстве случаев услуги потребляются в момент их оказания.

В ГАТС зафиксированы 4 способа поставки услуг:

— с территории одной страны – члена ВТО на территорию любой другой страны – члена ВТО (трансграничная поставка);
— на территории одной страны – члена ВТО потребителю услуги из любой другой страны – члена ВТО (потребление за границей);
— посредством коммерческого присутствия поставщика услуг одной страны – члена ВТО на территории любой другой страны – члена ВТО (коммерческое присутствие);
— путём перемещения поставщиком услуг из одной страны – члена ВТО физических лиц этой же страны в другую страну – член ВТО для оказания там услуг (присутствие физических лиц).

Меры стран – членов ВТО, затрагивающие торговлю услугами, могут выражаться в форме законов, правил, процедур, решений, административных действий и т.д., принимаемых или осуществляемых органами власти.

Общие требования к внутреннему регулированию торговли услугами

В ГАТС определены общие требования к системе внутреннего регулирования торговли услугами, которые должны быть учтены страной – членом ВТО в её национальном законодательстве:

— в каждом секторе услуг, по которому страной – членом ВТО приняты специфические обязательства, меры, затрагивающие торговлю услугами, должны применяться разумным, объективным и беспристрастным образом;
— страны – члены ВТО не должны создавать неоправданных барьеров в торговле услугами посредством квалификационных требований и процедур, технических стандартов и требований по лицензированию;
— в секторах по профессиональным услугам, по которым приняты специфические обязательства, страна – член ВТО вводит процедуру проверки компетенции иностранных специалистов, и др.

Общие обязательства стран – членов ВТО в сфере торговли услугами:

· предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ).
РНБ в сфере торговли услугами означает, что каждая страна – член ВТО должна немедленно и без всяких условий предоставлять другой стране – члену ВТО режим не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет любой другой стране, независимо от того, является ли эта другая страна членом ВТО или нет. При этом РНБ распространяется как на услуги, так и на поставщиков услуг.
Вместе с тем в ГАТС предусмотрено, что страна – член ВТО может применять меру, несовместимую с РНБ, если эта мера в установленном порядке согласована и внесена этой страной в свой список освобождений от обязательств по статье II (РНБ) ГАТС, который является приложением к ГАТС;

· обеспечение транспарентности (прозрачности) регулирования торговли услугами.
Для своевременного получения объективной и полной информации о национальном законодательстве и регулировании, относящихся к сфере торговли услугами, каждая страна – член ВТО обязана:
— опубликовывать информацию о всех мерах общего применения, имеющих отношение к ГАТС, в т.ч. о международных договорах по вопросам торговли услугами;
— незамедлительно давать ответы на запросы других стран – членов ВТО, связанные с торговлей услугами;
— создать один или несколько информационных пунктов (enquiry point) для предоставления информации по вопросам торговли услугами в соответствии с запросами других стран – членов ВТО в лице их правительств.
Следует отметить, что развитые страны – члены ВТО и по возможности другие страны – члены ВТО должны создавать контактные пункты (contact point) для облегчения доступа развивающихся стран к информации о рынках услуг указанных стран – членов ВТО.
При этом страна – член ВТО не обязана предоставлять конфиденциальную информацию, раскрытие которой могло бы препятствовать исполнению законов, противоречить общественным интересам, нанести ущерб законным интересам конкретных государственных или частных организаций;

· признание квалификации иностранных поставщиков услуг.
Для соблюдения действующих национальных норм по выдаче разрешений иностранным поставщикам услуг, их лицензированию и сертификации страна – член ВТО может устанавливать порядок, в соответствии с которым будут признаваться выданные в другой стране – члене ВТО свидетельства и дипломы о полученном образовании и имеющемся опыте, о соответствии определённым требованиям, а также лицензии и сертификаты. Однако во всех случаях странам – членам ВТО следует избегать превращения признания квалификации в средство дискриминации или в скрытое ограничение торговли;

· принципы деятельности монопольных поставщиков услуг, а также поставщиков услуг, получивших от органов власти исключительные (эксклюзивные) права.
Страна – член ВТО должна обеспечить, чтобы любой такой поставщик:
— при поставке монопольной услуги поступал в соответствии с обязательствами страны – члена ВТО по обеспечению РНБ и специфическими обязательствами;
— при поставке услуги, которая не относится к сфере его монопольных прав и по которой приняты специфические обязательства, включённые в национальный перечень страны – члена ВТО, не злоупотреблял своим монопольным положением, действуя образом, несовместимым с такими обязательствами.

Положения об исключениях:

· участие в экономической интеграции.
ГАТС не препятствует стране – члену ВТО стать участником:
— другого соглашения, направленного на дальнейшую либерализацию торговли услугами в значительном количеств секторов услуг при условии, что такое соглашение соответствует определённым условиям, указанным в ГАТС;
— соглашения о полной интеграции рынков труда, если такое соглашение освобождает граждан стран – членов ВТО от получения разрешений на жительство или на работу;

· ограничения в целях защиты платёжного баланса.
Как правило, страна – член ВТО не должна ограничивать международные платежи и переводы по текущим операциям. Однако в случае серьёзных затруднений с платёжным балансом и с внешними финансовыми трудностями или угрозы этого страна – член ВТО может устанавливать или сохранять ограничения на торговлю услугами, по которым этой страной были приняты специфические обязательства;

· исключения общего характера
К ним относятся меры, несовместимые с обязательствами страны
– члена ВТО по ГАТС, но которые необходимы для: защиты общественной морали; поддержания общественного порядка; защиты жизни и здоровья людей, животных или растений; обеспечения справедливого и эффективного налогообложения в отношении услуг и поставщиков услуг из других стран – членов ВТО; выполнения соглашений об избежании двойного налогообложения и др.
Такие меры должны применяться на недискриминационной основе и не должны представлять из себя скрытые ограничения в торговле услугами;

· исключения по соображениям национальной безопасности (статья XIV-bis).
Согласно положениям указанной статьи страна – член ВТО:
— не обязана предоставлять другим странам – членам ВТО информацию, раскрытие которой, по её мнению, противоречит существенным интересам её безопасности;
— может осуществлять любые действия, которые она считает необходимыми для защиты существенных интересов своей безопасности:
в отношении поставки услуг, осуществляемых прямо или косвенно для целей снабжения какой-либо военной структуры;
в отношении расщепляющихся материалов и материалов для ядерного синтеза или материалов, из которых они получаются;
если они принимаются во время войны или других чрезвычайных обстоятельств в международных отношениях;
или
— может осуществлять любые действия, необходимые для выполнения этой страной своих обязательств по поддержанию международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН.

Специфические (конкретные) обязательства страны – члена ВТО

Каждая страна – член ВТО согласовывает с другими странами – членами ВТО принимаемые на себя специфические обязательства по отдельным секторам и видам услуг в отношении каждого из указанных выше четырёх способов поставки услуг, которые в форме перечня специфических обязательств (Schedule of Specific Commitments) прилагаются к ГАТС и являются его неотъемлемой частью.

Принимая специфическое обязательство, страна – член ВТО фиксирует условия доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на свой рынок и предоставления им национального режима и обязуется в течение определённого периода не принимать мер, которые ухудшали бы эти условия. Вместе с тем страна имеет право после истечения 3 лет с даты вступления специфического обязательства в силу изменить или отозвать его, но при соблюдении правил и процедур, определённых в ГАТС, в т.ч.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС/GATS)

правил по предоставлению соответствующих компенсаций.

Национальные перечни специфических обязательств

В перечне определены:

— правила, ограничения и условия по доступу иностранных услуг и поставщиков услуг на внутренний рынок страны – члена ВТО (ограничения по доступу на рынок, или Limitation on market access);
— условия и ограничения по предоставлению национального режима (ограничения по предоставлению национального режима, или Limitation on national treatment).

Национальный режим предоставляется иностранным услугам и поставщикам услуг только в тех секторах, которые включены в национальный перечень специфических обязательств, и на условиях, содержащихся в перечне;
— действия, связанные с дополнительными обязательствами (дополнительные обязательства, или Additional commitments);
— при необходимости, сроки выполнения обязательств;
— при необходимости, дата вступления таких обязательств в силу.

В ВТО применяется стандартная форма перечня, уставлен единый для всех членов ВТО порядок его заполнения; при этом используется единообразная терминология. В результате облегчается проведение анализа национальных перечней разных стран. Перечни должны представляться на трёх официальных языках ВТО, однако, несмотря на такое требование, некоторые страны – члены ВТО представляют свои перечни только на английском языке, делая соответствующую пометку на перечне.

Перечни специфических обязательств состоят из двух разделов:

— раздел I: горизонтальные обязательства, которые содержат ограничения, подлежащие применению ко всем или к нескольким секторам услуг, включённым в перечень. Эти ограничения могут относиться ко всем способам поставки услуг, но чаще всего – к «коммерческому присутствию» и к «присутствию физических лиц». Цель горизонтальных обязательств – избежать повторения одной и той же записи в отношении каждого сектора услуг, включённого в перечень. Поэтому при оценке обязательств, относящихся к конкретному сектору, должны обязательно учитываться горизонтальные обязательства;

— раздел II: специфические обязательства, относящиеся к определённому сектору, подсектору или виду деятельности. В этом разделе указываются ограничения по доступу на рынок и ограничения по предоставлению национального режима для каждого способа поставки услуг, а также дополнительные обязательства.

Содержание информации по графам:

— графа «Сектор или подсектор»: страна – член ВТО включает в эту графу сектора, подсектора или виды деятельности, по которым она согласовала специфические обязательства в ходе переговоров с другими странами – членами ВТО.

В большинстве перечней сектора или подсектора услуг указываются в соответствии с Классификатором секторов и подсекторов услуг, применяемым в рамках ГАТС/ВТО. Часто наименования секторов в перечнях сопровождаются указанием цифровых кодов секторов и подсекторов по Классификатору основных продуктов ООН. Если же обозначение услуги, включаемой в перечень, отличается от позиций Классификатора, то тогда в этой графе должно быть приведено её детальное описание, чтобы избежать неопределённости в сфере обязательств;

— графа «Ограничения по доступу на рынок»: в графе указываются допустимые ограничения по доступу на рынок для каждого способа поставки услуг;
— графа «Ограничения по предоставлению национального режима»: в графе указываются ограничения по предоставлению национального режима в форме любых мер, которые приводят к менее благоприятному режиму для иностранных услуг или поставщиков услуг по сравнению с режимом для отечественных услуг и поставщиков услуг;
— графа «Дополнительные обязательства»: страна – член ВТО самостоятельно принимает решение о принятии дополнительных обязательств, которые могут, например, относиться к квалификационным требованиям, техническим стандартам и требованиям по лицензированию.

Фиксирование обязательств в перечнях

Отсутствие указания какого-либо сектора или подсектора в национальном перечне специфических обязательств означает, что в этом секторе или подсекторе страна – член ВТО не берёт на себя никаких специфических обязательств по обеспечению доступа на свой внутренний рынок и предоставлению национального режима для иностранных услуг и поставщиков услуг.

Внесённая в перечень запись означает по существу связанное или фиксированное обязательство страны – члена ВТО и указывает на наличие или отсутствие ограничений по доступу на рынок или по предоставлению национального режима в отношении каждого из 4 способов поставки услуг для включённого в перечень сектора или подсектора услуг или вида деятельности.

Использование унифицированной терминологии:

— термин «None» (нет) означает, что в указанном секторе или подсекторе и для указанного способа поставки для иностранных услуг или поставщиков услуг нет ограничений по доступу на рынок или по предоставлению им национального режима и что страна – член ВТО обязуется не вводить новые меры, которые означали бы введение ограничений;
— термин «Unbound» (не связано) означает, что в отношении указанного сектора и способа поставки страна – член ВТО имеет право изменять внутреннее регулирование и условия доступа для иностранных услуг и поставщиков услуг;
— в отдельных случаях, когда конкретный способ поставки технически невозможен или неосуществим, термин «Unbound» употребляется вместе с указанием соответствующей причины, например, «Unbound due to lack of technical feasibility» (не связано по причине технической неосуществимости).

На сайте ВТО (tsdb.wto.org) размещена база данных (Services Database), содержащая по каждой стране – члену ВТО следующую информацию на английском языке:

— перечень специфических обязательств по стандартной форме:

· общий перечень специфических обязательств;
· горизонтальные обязательства;
· специфические обязательства в конкретном секторе услуг;

— список освобождений от обязательств по статье II (РНБ) ГАТС.

Рекомендация: при выходе на иностранный рынок с предложением услуг экспортёру следует обязательно знакомиться с перечнем специфических обязательств этой страны – члена ВТО.

Для разрешения споров между странами – членами ВТО, связанных с торговлей услугами, применяется Договорённость о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.

Для наблюдения за выполнением ГАТС учреждён Совет по торговле услугами, членство в котором открыто для представителей всех стран – членов ВТО. Свою деятельность Совет осуществляет под общим руководством Генерального совета ВТО.

ТЕКСТ СОГЛАШЕНИЯ

По материалам ,

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) или Соглашение ГАТС (англ. General Agreement on Trade in Services) — соглашение Всемирной торговой организации (ВТО), вступившее в силу в январе 1995 года в результате Уругвайского раунда переговоров. Соглашение было заключено для распространения многосторонней системы торговли на сектор услуг в такой способ, как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) обеспечивает подобную систему для торговли товарами.

Все члены ВТО являются государствами, подписавшими ГАТС. Основной принцип ВТО в отношении режима наибольшего благоприятствования применяется к ГАТС. Однако, во время присоединения страны-члены могут вносить временные исключения в это правило.

История

Поскольку главной миссией ГАТС является устранение торговых барьеров, страны-члены вольны выбирать секторы, которые будут «либерализованы» больше, какая модель предоставления услуг будет применяться в частном секторе и какой будет степень либерализации в определённый период времени. Обязательства стран-членов регулируются «эффектом храповика», который означает, что обязательства являются односторонними и не должны быть отозваны. Цель этого правила — создание стабильного торгового климата. Однако, Статья XXI позволяет странам-членам отозвать свои обязательства и до настоящего времени только США и ЕС воспользовались этой возможностью. В ноябре 2008 года Боливия сообщила, что снимет с себя обязательства в сфере медицинских услуг.

Некоторые группы активистов считают, что ГАТС рискует подорвать способность правительства регулировать торговую деятельность в пределах собственных границ и поступиться интересами граждан ради интересов бизнеса. Беспокойство этих групп подтверждается некоторыми фактами, например, в Великобритании наблюдается стремительная приватизация сектора государственных услуг — здравоохранение, полиция, образование — которая следует за приватизацией телекоммуникаций, железнодорожных путей, контроля за воздушными судами и так далее. В 2003 году сеть GATSwatch опубликовала доклад с критикой, которая была поддержана более чем 500 организациями в 60 странах[1]. В то же время страны не обязаны присоединяться к международным соглашениям вроде ГАТС. Странам, желающим привлечь инвестиции и интенсифицировать торговлю, ГАТС предоставляет прозрачности и правовой предсказуемости. Правовые препятствия для торговли услугами могут иметь легитимные основания, однако могут быть и эффективным инструментом для крупных масштабов коррупции[2].

Характеристика

У ГАТС отмечается наличие двух особенностей. Во-первых, член ВТО не обязан предоставлять услугам или их поставщикам с территории другого члена право доступа на свой национальный рынок. На этом рынке могут сохраняться «порядок, ограничения и условия» на усмотрение государства, и только тогда, когда последнее берёт на себя конкретное обязательство, которое фиксируется в перечне, оно лишается права ухудшать данные порядок, ограничения и условия.

Генеральное соглашение по торговле услугами – ГАТС

Во-вторых, ГАТС существенно изменило действие принципа национального режима: эта клаузула применяется только с учётом условий и ограничений, о которых соответствующий член ВТО сообщил в своём перечне конкретных обязательств. Таким образом, дискриминация иностранцев и их услуг, в принципе, разрешаются за единственным исключением — когда ею условия конкуренции изменены в интересах национальных лиц[3].

Структура

ГАТС состоит из 29 статей и шести разделов: Круг ведения и термины, Общие обязательства и дисциплина, Специальные обязательства, Прогрессивная либерализация обмена услугами, Процедурные положения, Заключительные положения. Неотъемлемой частью ГАТС являются приложения, относящиеся к отдельным видам услуг.

ГАТС предусматривает три блока прав и обязательств:

  • собственно ГАТС, в котором закреплены основные правовые нормы, применимые ко всем видам услуг, а также важные концептуальные определения;
  • приложения, относящиеся к отдельным отраслевым видам услуг, закрепляющие как определённые статьи ГАТС должны применяться относительно этих видов услуг (морской и воздушный транспорт, телекоммуникации, финансовые услуги и др.), в частности изъятия по статье II ГАТС (из режима наибольшего благоприятствования);
  • списки конкретных обязательств стран-членов ВТО касательно отдельных видов услуг[4].

Модели оказания услуг

Модель Критерии Присутствие поставщика
Трансграничное предоставление услуг Услуга предоставляется на территории страны-члена с территории другой-страны члена Поставщик услуг не присутствует на территории страны-члена
Потребление за рубежом Услуга предоставляется за пределами территории страны-члена поставщика услуги получателю услуги на территории его страны-члена
Коммерческое присутствие Услуга предоставляется на территории страны-члена через коммерческое присутствие поставщика услуги Поставщик услуг присутствует на территории страны-члена
Присутствие физического лица Услуга предоставляется на территории страны-члена, поставщик услуги присутствует в виде физического лица

Критика

ГАТС подвергнуто критике за стремление заменить полномочия национального законодательства и судебной системы группой ГАТС по урегулированию споров, которая проводит закрытые слушания. Пресс-секретари правительств-членов ВТО обязаны опровергать подобную критику из-за преданности ощутимой выгоде преобладающим торговым принципам конкуренции и «либерализации».

В то время как национальные правительства имеют право исключить любую отдельную услугу по либерализации ГАТС, они также находятся под давлением интересов международного бизнеса относительно воздержания от исключения любой услуги, которая «предоставляется на коммерческой основе». Важно, что коммунальные услуги, такие как водоснабжение и энергоснабжение зачастую связаны с приобретением потребителями и, таким образом, явно «предоставляются на коммерческой основе». Аналогично можно сказать о многих услугах в сфере здравоохранения и образования, которые некоторые страны пытаются «экспортировать» как прибыльные отрасли.

Это определение определяет практически любую коммунальную услугу как таковую, что «предоставляется на коммерческой основе», и уже распространяется на такие сферы, как полиция, армия, тюрьмы, судебная система, государственное управление и правительство. За довольно кратковременный период времени эти сферы могут быть открытыми для частичной приватизации или маркетизации, и, возможно, всё, что сегодня считается коммунальными услугами и является доступным всему населению страны в качестве социальных прав, будет полностью приватизированным и доступным лишь тем, кто имеет возможность заплатить. Этот процесс в настоящее время далеко продвинулся в большинстве стран, как правило (и намеренно) без надлежащего информирования и консультаций с общественностью относительно того, действительно ли это то, чего они хотят.

Примечания

Ссылки

  • Текст на сайте rada.gov.ua  (укр.)  (рус.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *