Справочник

Императивный метод

При оценке сущности императивных норм следует исходить из того, что они представляют собой особую форму, которую принимает публичное начало в гражданском праве. В самом общем виде соответствующее начало, имеющее исключительно важное значение для характеристики наиболее существенных изменений, которые претерпело современное гражданское законодательство страны, закреплено в командных статьях, с которых начинается Кодекс. Подразумевается провозглашение в них равенства участников отношений, неприкосновенности собственности, свободы договоров, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, признание граждан и юридических лиц свободными в установлении прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора и др.

Диспозитивные и императивные нормы гражданского права.

аналогия закона и права

ИнфоК примеру, п.3 ст.226 ГК регламентирует порядок приема на учет бесхозяйных недвижимых вещей, условия признания права коммунальной собственности на эти вещи.
И хотя в соответствии с п.1 ст.130 ГК к недвижимым вещам относятся, в том числе, и земельные участки, норма п.3 ст.226 ГК неприменима к земле, так как земля не может находиться в коммунальной собственности в соответствии с земельным законодательством.

Императивный и диспозитивный методы

Императивные нормы права можно сразу определить по прописанному закону – он будет включать в себя такие выражения, как «недопустимо», «не могут» или «недействительно», а также другие элементы запрета.

Этот тип предписаний предполагает четкое юридическое ограничение для взаимоотношений, т.е.

их субъекты жестко ограничены в возможностях выбора и действиях.

ВажноИх цель – защитить экономические свободы сторон и обеспечить защиту важных интересов общества и государства.
Императивные законы категоричны, они не допускают отклонения от требований или изменений.

У данных законов имеются свои характерные черты, которые делают их отличными от прочих.

Диспозитивность

В любой подобной статье предусматривается свобода выбора сторон при определении их обязанностей и прав, основной модели поведения и характера отношения.


Достаточно легко сразу определить, что используется именно такой метод урегулирования отношений, – в договоре сторон прописываются фразы «если договор не предусматривает иного» и подобные им.


Императивная норма права Императивные нормы права существенно отличаются от диспозитивных, являются их полной противоположностью и не предоставляют свободу действий.
Они представляют собой примеры авторитарных законов и установленных правил.

ВниманиеЭта форма отношений полностью исключает право выбора и является основой для множества законов, например, прописанных в Уголовном кодексе.

Диспозитивные и императивные нормы гражданского права.

Сторонам предоставлено право определять характер взаимоотношений между ними полностью или в определœенной мере по собственному усмотрению, а также предоставлена достаточно широкая возможность выбора между несколькими вариантами поведения, но в пределах, установленных законом.

В диспозитивной норме проявляется принцип, когда свобода каждого ограничивается аналогичной свободой других лиц.

О диспозитивном характере правовых норм свидетельствуют содержащиеся в них оговорки типа ʼʼесли иное не предусмотрено договоромʼʼ.

Примерами диспозитивных норм, ᴛ.ᴇ. норм, которые, устанавливая правило, дозволяют сторонам гражданского правоотношения по своему усмотрению в договоре изменять его, в частности, являются: ст.211, ст.212, п.1,2 ст.221, п.1 ст.224, п.1 ст.238, ст.251, п.1 ст.254, п.2 ст.257, ст.455, п.2 ст.713 и т.д.

Предписание, дозволение, запрет;

Диспозитивная и императивная норма права это: что к ним относится

N 287; 79 N 186).Хотя юридическая наука признавала диспозитивность и в советское время, законодательно в СССР этот принцип закреплен не был, поскольку в условиях государственной собственности на средства производства юридические лица не могли реализовать права диспозитивности. В то же время, физические лица в СССР обладали полной диспозитивностью в отношении гражданских прав. Принцип диспозитивности изложен в пункте 1 статьи 9 ГК РФ: «граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права».

Таким образом, субъекты права могут совершать действия, содержащиеся в гражданских правах, или воздерживаться от них.

Принцип также закреплён в статье 1 ГК; пункт 2 этой статьи устанавливает, что граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права по своей воле и в своих интересах.

Императивная норма и диспозитивная норма права

Правовые нормы – это основа для всех юридических действий, благодаря им эти действия могут осуществляться в рамках закона. Любой аспект жизнедеятельности невозможно решить, не руководствуясь этими предписаниями. Нормы гражданского права позволяют регулировать все взаимоотношения граждан страны законодательно верно в договорах и хозяйственных спорах. Основной их характеристикой является диспозитивность, т.е. предоставление свободы выбора при наличии множества правил, которые и контролируют взаимоотношения граждан. Однако существует и такая характеристика права, как императивность, т.е. четкие предписания действий, которым необходимо следовать всем участникам взаимоотношений.

Что такое императивные и диспозитивные нормы, их характеристики и отличия будут рассмотрены в данной статье.

Это положение выражается афоризмом: «суд не должен выходить за пределы требований сторон» (лат. judex ne eat ultra petita partium, ultra petita non соgnoscitur).

  • Затем, если обладатель гражданского права может свободно распоряжаться им до процесса и вне процесса, если он может даже совершенно отказаться от него, то нет основания лишать его такого же свободного распоряжения во время процесса. Поэтому за истцом следует признать право мириться с ответчиком и отказаться от иска.
  • Наконец, если от обладателя права зависит, добиваться ли его защиты путём процесса, то в его свободном распоряжении должны находиться и те процессуальные средства, которые ведут к достижению этой цели. Он волен начать дело, не начинать его или, начав, прекратить в любой момент.

Метод : императивный 2 черты ..позитивное обязывание и ограничение автономии воли.

Тем не менее, несмотря на обозначенные особенности, метод налогового права традиционно характеризуется как императивный с элементами диспозитивности. Для императивного метода существует второе название — публично-правовой метод, поскольку такой метод правового регулирования характерен для административных и иных публичных правоотношений. В Определении КС РФ от 7 ноября 2008 г. N 1049-О-О отмечается, что специфика юридической природы налоговых отношений, имеющих публично-правовой характер, и обусловленная Конституцией РФ обязанность государства по обеспечению равного налогового бремени и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций как налогоплательщиков определяют применение главным образом императивного метода налогового правового регулирования и, соответственно, связанность свободы усмотрения субъектов налогового права наличием прямых нормативно-правовых предписаний налогового законодательства.

Императивный и диспозитивный методы

Особенность императивного метода подчеркнута, в частности, в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 31 октября 1996 г. N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции": заключение мирового соглашения не допускается по делам, возникающим из административно-правовых отношений.

Однако следует учесть, что императивность метода налогового права в основной массе налоговых правоотношений (по уплате налогов) скорее проявляется в безальтернативном урегулировании правом поведения обеих сторон налогового правоотношения, чем в предоставлении органу власти возможности действовать властно-обязывающим образом, так как до наступления срока уплаты налога воздействовать на данные правоотношения орган власти по общему правилу не может. Наиболее близкими к административным являются отношения налогового контроля, отношения по принудительному взысканию налогов. По мнению С.В. Запольского, трудно представить себе налоговое право без института налогового контроля, академически тяготеющего к административному праву <50>.

В методе правового регулирования можно обнаружить и элементы диспозитивности: налогоплательщик по своему желанию может уплатить налог досрочно (п. 1 ст. 45 НК РФ); перейти с общей на упрощенную систему налогообложения (гл. 26.2 НК РФ); перейдя на нее выбрать вариант объекта налогообложения — доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.14 НК РФ); защищать свои права (в том числе истребовать излишне уплаченный налог — ст. 78 НК РФ, обжаловать акты налоговых органов — ст. 137 НК РФ),

В науке традиционно выделяются такие способы правового регулирования, как дозволение, запрет, позитивное обязывание. Для дозволения характерен такой способ реализации норм права, как применение; для запрета — соблюдение; для позитивного обязывания — исполнение. В налоговом праве в основном применяется позитивное обязывание. Это неудивительно, поскольку наиболее важные общественные отношения — по уплате налогов — регулируются именно таким способом. Налогоплательщик обязан совершить активные (позитивные) действия — уплатить налог. Но в то же время отношения, связанные с налоговой ответственностью, регулируются методом запрета. Противоправное поведение в сфере налогообложения запрещено нормами права под угрозой применения неблагоприятных последствий, в том числе налоговых санкций — штрафов (гл. 15, 16, 18 НК РФ). С точки зрения Н.П. Кучерявенко, позитивные обязывания, составляющие основу налогово-правовых режимов, являются элементом единой системы дозволений, запретов и обязываний, формирующих юридический режим в целом <52>.

<52> Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 6 т. Т. II.: Введение в теорию налогового права. Харьков: Легас, 2004. С. 66.

Система НП

Общая часть и особенная

Общая : ряд базовых вопросов . системообраз понятия налог сбор недоимка элементы налогообложения, кроме того она опред режим всех основных институтов нп исполн налог обяз порядок привлеч к ответственности порядок обжалования и тп

Особенная часть: прав режим отдельных налогов и сборов с НДС и т п ..их 13 в РФ + 4 спец налог режимов.

Многовековой тупой спор ..отрасль или нет

Соответственно, существует объективная необходимость в наличии системы норм права, регламентирующих отношения по безвозмездной передаче государству денежных средств экономически независимыми субъектами по результатам их правомерной деятельности, с целью финансового обеспечения деятельности государства. Система норм права, регламентирующих указанные отношения, а также связанные с ними отношения, в России уже достаточно длительное время определяется как налоговое право.

Право само по себе едино, но для удобства изучения и применения оно подразделяется на отрасли (подотрасли, институты). Отрасль права традиционно выделяется из всей совокупности норм права посредством определения предмета (регулируемые общественные отношения) и метода (способ воздействия на общественные отношения) правового регулирования. Анализ научных работ, посвященных налоговому праву, позволяет утверждать, что со временем все большее число ученых высказывают точку зрения, что налоговое право формируется (сформировалось) в самостоятельную отрасль права <39>. В данный момент дополнительным аргументом для такой позиции является наличие кодифицированного нормативного правового акта — НК РФ. Ю.А. Тихомиров еще в 1995 г. предрекал, что в перспективе на базе массива законодательных и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль <40>. В американской правовой традиции налоговое право рассматривается как отрасль права <41>.

В связи с этим справедливо мнение А.В. Демина, что одним из условий признания системы норм права отраслью права является такое признание со стороны научного сообщества. В противоположность системе законодательства, которая создается законодателем, система права (с выделением отраслей, подотраслей, институтов, субинститутов) формируется правовой наукой. У каждого ученого "свой" набор правовых отраслей, и абсолютного единства здесь добиться вряд ли возможно <42>. Р. Кабрияк также полагает, что материальный критерий, основанный на абстрактном разграничении отраслей права, производится юридическим мышлением; деление права на отрасли нельзя воспринимать в качестве некоего абсолюта — нередко оно зависит от особенностей или традиций той или иной правовой системы, что делает материальный критерий весьма относительным. Например, Р. Кабрияк приводит сведения о том, что советские кодификации семейного и земельного права по различным историческим и идеологическим причинам не были интегрированы в текст Гражданского кодекса, хотя в ряде стран Европы гражданские кодексы включают указанные блоки правовых норм <43>. Кроме того, представляется, что спор относительно самостоятельности отрасли налогового права носит скорее теоретический характер. Применить на практике любой вариант решения этого спора затруднительно. В этом плане представляется верной позиция Ю.Б. Фогельсона относительно того, что правовые теории, не позволяющие решать проблемы в суде, никому не нужны <44>.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).

Следует отметить, что общественные отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, в действительности выходят за рамки ст. 2 НК РФ. Например, отношения по возврату излишне уплаченного (взысканного) налога урегулированы в гл. 12 НК РФ, но не соответствуют ни одному виду общественных отношений, которые перечислены в ст. 2. Поскольку налогоплательщик может запросить у налогового органа интересующую его информацию о порядке исчисления (уплаты) какого-либо налога безотносительно к наличию у него в данный момент времени обязанности по уплате этого налога, общественные отношения по реализации этого права (ч. 4 ст. 29, ст. 33 Конституции РФ, подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ), вообще говоря, не охватываются ст. 2 НК РФ. Отношения по принудительному взысканию налоговой санкции (ст. ст. 46 — 48, 104 НК РФ), которые могут иметь место только уже после ее наложения на некоторое лицо, строго говоря, также не регламентированы в ст. 2, так как моментом привлечения к налоговой ответственности является дата вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности (п. 1 ст. 113 НК РФ, п. 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Таким образом, ст. 2 НК РФ сформулирована как громоздко, так и излишне ограниченно.

Д.В. Винницкий, характеризуя налоговое право, обоснованно отмечает, что это единственная в правовой системе отрасль права, основной функцией которой является ограничение гражданских прав, изъятие части собственности в целях реализации конституционно значимых публичных интересов. Иные отрасли права содержат, как правило, лишь отдельные нормы и (или) институты, направленные на ограничение гражданских прав <45>.

<45> Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. С. 27.

При сопоставлении формулировок ст. 57 Конституции РФ и ст. 2 НК РФ можно отметить, что Конституция РФ применительно к налогу оперирует терминами "установление" и "уплата", а НК РФ — терминами "установление", "введение", "взимание".

Соответственно, отрасль налогового права можно определить как систему норм права, регулирующих общественные отношения по уплате налогов и сборов, а также связанные с ними отношения.

2 точка зрения….

налоговое право — это подотрасль финансового права, нормы которой регулируют императивным и диспозитивным методами совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 503 | Нарушение авторского права страницы

Словарь юридических терминов: Метод муниципального права

Термины из раздела "Муниципальное право"

Метод муниципального права — способы, приемы, средства воздействия на участников муниципально-правовых отношений. Метод отвечает на вопрос, как муниципально-правовая норма осуществляет регулятивную роль. Для муниципального права характерны три метода регулирования общественных отношений: императивный, диспозитивный и метод гарантий.

Императивный метод предполагает преобладание предписания в системе способов воздействия на муниципально-правовые отношения, в которых поведение их субъектов строится на прямом подчинении, субординации. Законодательство о местном самоуправлении предусматривает создание в каждом субъекте РФ совета муниципальных образований субъекта РФ, официальное опубликование проекта местного бюджета, решения об утверждении местного бюджета, представление отчетов об исполнении местного бюджета в орган государственной власти, обязательность решений, принятых на местном референдуме, вступление в силу муниципально-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, только после их официального опубликования.

Метод властных предписаний характерен и для отношений, складывающихся в системе муниципальной службы, где отношения муниципальных служащих построены на субординации.

Диспозитивный метод, заимствованный из сферы частного права, представляет участникам муниципально-правовых отношений выбирать модель своего поведения в зависимости от конкретных обстоятельств. Причем участники таких отношений, в основе которых лежит диспозитивный метод, являются равноправными. Этот метод используется при возникновении отношений между органами и должностными лицами местного самоуправления и предприятиями, учреждениями и организациями, не входящими в состав муниципальной собственности (заключение договоров).

§ 3. Методы правового регулирования в муниципальном праве

Для диспозитивного метода характерно дозволение. Закон предоставляет право органам местного самоуправления поселений при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств решать помимо вопросов местного значения поселений иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти; передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти; создавать муниципальные предприятия и учреждения, хозяйственные общества; муниципальные образования вправе привлекать заемные средства.

Такой способ регулирования муниципально-правовых отношений, как запрет, характерен как для императивного, так и диспозитивного методов. Действующее законодательство устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления, не допускается подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования.

Наряду с императивным и диспозитивным методами регулирования муниципально-правовых отношений используется метод гарантий.

Курсовые и дипломные работы по муниципальному праву

ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Диспозитивный метод гражданско-правового регулирования

Право, являясь одним из социальных регуляторов, регулирует общественные отношения путем установления в нормативном порядке общеобязательных правил поведения, которые адресуются участникам общественных отношений. Содержащиеся в них права и обязанности могут устанавливаться разными способами.

Метод правового регулирования в науке определяется как «способ воздействия юридических норм на общественные отношения». Он отвечает на вопрос «как право регулирует определенную область общественных отношений» в отличие от предмета правового регулирования, который отвечает на вопрос «что регулируется правом».

Методу как общетеоретической категории в науке уделялось серьезное внимание, т.к. наряду с предметом он назывался в качестве критерия разграничения отраслей права. С.С.Алексеев видит один из недостатков теоретической разработки метода правового регулирования в том, что нередко противопоставляются два изолированно рассматриваемых способа правового регулирования – «метод равенства», который называют еще «диспозитивный», «метод координации», «метод децентрализации» и «метод власти – подчинения», называемый методом централизованного регулирования, методом субординации. Фактически в чистом виде эти методы не существуют и «… в каждом методе правового регулирования мы можем найти и элементы «равенства», и элементы «автономии», и элементы «власти – подчинения». Все дело в том, каково соотношение этих элементов в рамках органичного целого, единого метода правового регулирования…».

Именно метод правового регулирования М.И.Брагинский считал единственным критерием разграничения частного (гражданского, в которое он включал семейное, трудовое право) и публичного права, т.к. предмет в виде, например, имущественных отношений может быть одним и тем же и у частного, и у публичного права.

Однако категория метода представляет ценность не только при изучении системы права – отмечает В.Ф.Яковлев. Метод выступает обобщающей категорией, «в единстве отражающей характерные юридические особенности той или иной отрасли права».

Метод правового регулирования гражданских отношений называют методом гражданско-правового регулирования, диспозитивным методом, методом децентрализации.

Широкое распространение получила точка зрения, что отраслевой метод нельзя сводить к одному способу, приему, используемому законодателем в определенной отрасли права, это совокупность способов, приемов правового воздействия. Так, В.П.Грибанов под методом правового регулирования общественных отношений понимает «совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения». В литературе справедливо подчеркивалось, что метод – это «устойчивое сочетание форм, приемов, способов, применяемых государством для регулирования общественных отношений определенного вида». Е.А.Суханов определяет метод правового регулирования как «комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет». Это можно обосновать словами С.С.Алексеева: «метод правового регулирования не может быть сведен к какой-либо одной изолированно рассматриваемой черте права».

В юридической литературе преобладает понимание, что каждому отраслевому методу правового регулирования присущи определенные признаки (элементы). К ним относят: 1) характер правового положения участников регулируемых отношений; 2) особенность возникновения правовых связей между участниками; 3) специфика разрешения конфликтов между ними; 4) особенности мер принудительного воздействия на правонарушителей, которые используются в данной отрасли.

В гражданском праве эти признаки метода гражданско-правового регулирования Е.А.Суханов представляет как 1) юридическое равенство; 2) договор как наиболее распространенная форма возникновения прав и обязанностей; 3) судебный порядок защиты гражданских прав; 4) имущественный характер ответственности, который носит компенсационный характер. В отношении судебного порядка можно согласиться с А.В.Дзерой, что его нельзя признать присущим исключительно гражданско-правовому методу, т.к. на современном этапе Конституцией закреплен судебный способ защиты нарушенных прав.

В.А.Белов называет следующие свойства (характеристики) метода гражданско-правового регулирования: 1) юридическое равенство участников регулируемых отношений; 2) неприкосновенность права собственности и иных субъективных частных прав; 3) свобода договора и вообще определения мотивов реализации своих субъективных прав и правоспособности; 4) недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; 5) беспрепятственное осуществление субъективных прав; 6) обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав, в частности – посредством их судебной защиты. Именно перечисленные свойства предопределяют название метода гражданско-правового регулирования – диспозитивный, координационный или частно-правовой.

Именно такие черты (элементы, признаки) гражданско-правового метода как юридическое равенство, свободное волеизъявление, имущественная самостоятельность отражены в ст.1 ГК Украины при определении предмета гражданского права.

В то же время в литературе высказана и иная точка зрения. Н.Д.Егоров не согласен с понятием метода как совокупности приемов, способов правового воздействия. По его мнению «как невозможно перечислить все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, так невозможно привести и все приемы и способы воздействия на них, применяемые в гражданском праве.

Императивный метод правового регулирования

Поэтому такое понятие отраслевого метода непригодно для использования его в качестве критерия разграничения отраслей российского права. Метод как критерий, индивидуализирующий гражданско-правовую отрасль в системе российского права, должен характеризоваться только одной чертой, но такой, которая присуща любой норме гражданского права.

В качестве такой черты и выступает юридическое равенство сторон». Соответственно и метод гражданско-правового регулирования назван методом юридического равенства сторон.

Критикуя позицию Н.Д.Егорова, Е.А.Суханова отмечает, что такой подход «упрощает и обедняет содержание данной категории». Такая оценка поддержана и А.В.Дзерой, который также отмечает: «необходимо учитывать очевидно все фундаментальные черты, присущие отраслевому методу регулирования».

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 223 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Отличия императивного и диспозитивного методов

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ -способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод — это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить административное или уголовное право. Диспозитивный метод — это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет им возможность выбирать форму своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Этот метод включает в себя три способа регулирования: а) дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер; б) предоставление определенных прав; в) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, право выбирать вариант своего поведения.

51. Классификация отраслей российского права.

Для каждой отрасли права определяются свои предмет и метод правового регулирования. Сочетание этих критериев носит юридически своеобразный, неповторимый характер, в связи с чем единое право подразделяется на отрасли.

Система права с точки зрения отраслевого деления имеет пирамидальное строение, включает в себя несколько уровней. В основе лежит основополагающая (учредительная) отрасль права, над которой располагаются т.н. базовые (или профилирующие) отрасли, которые используют один из методов правового регулирования в чистом виде. Эти отрасли развивают положения основополагающей отрасли права.

Прочие отрасли пользуются различными сочетаниями этих методов на основе какого-либо ведущего метода. Все остальные отрасли права примыкают к базовым отраслям, т.к. пользуются теми же методами правового регулирования и имеют определенное сходство по предмету регулирования с профилирующими отраслями.

С учетом предмета и метода правового регулирования выделяют прежде всего четыре основные отрасли права.

Учредительная отрасль права — конституционное право — основополагающая отрасль, носит учредительный характер, т.к. закладывает основы правового регулирования в иных отраслях права.

Предмет этой отрасли составляют основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, институт Президента, Федерального Собрания, Правительства, судебной власти, местного самоуправления.

Метод отрасли — императивный.

Основные источники — Конституция РФ, федеральные конституционные законы, конституции и уставы субъектов РФ и др.

Базовые (профилирующие) отрасли выделяются на основе методов правового регулирования, эти отрасли используют какой-либо из основных методов в чистом виде.

Гражданское право.

Предмет — сфера имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений.

Метод — диспозитивный.

Основные источники — Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и др.

Уголовное право.

Предмет — отношения по охране жизни, здоровья, безопасности, личной неприкосновенности и имущества граждан, а также отношения по охране защищаемых законом интересов общества и государства.

Метод — охранительный.

Основные источники — Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ.

Административное право.

Предмет — общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Метод — императивный.

Основные источники — Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, Кодекс об административных правонарушениях РСФСР и др.

Семьи отраслей права. К базовым отраслям примыкают отрасли, которые основаны на использовании методов, сконцентрированных в профилирующих отраслях. Эти отрасли имеют юридически своеобразный предмет правового регулирования, но при этом пользуются сочетанием основных методов правового регулирования, что роднит их с какой-либо из профилирующих отраслей. Эти группы отраслей образуют семьи отраслей права.

Уголовно-правовая семья — уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс.

Административно-правовая семья — административное право, финансовое право, налоговое право, земельное право и др.

Гражданско-правовая семья — гражданское право, семейное право, трудовое право, наследственное право и др.

В зависимости от роли, назначения в системе права отрасли права делятся на

— Основополагающая отрасль — состоит из норм, устанавливающих основы правового регулирования и требующих развития в иных отраслях права (конституционное право);

— Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (уголовное, гражданское, трудовое и т.д.);

— Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают процедуру защиты материальных прав, носят вспомогательный характер (уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и т.д.).

В зависимости от функций права отрасли можно разделить на

— Регулятивные — выражают регулятивную функцию права, непосредственно регулируют общественные отношения, предоставляют субъективные права и налагают юридические обязанности (гражданское, трудовое, экологическое право и т.д.);

— Охранительные — выражают охранительную функцию права, направлены на защиту прав, предоставленных регулятивными отраслями (уголовное право).

По предметному единству отрасли делятся на

— Основные — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское и др.);

— Комплексные — состоят из норм, входящих в различные отрасли права (хозяйственное право, природоохранительное право, военное право и др.).

52.

Понятие и виды правовых институтов.

Институт права– это обособленный комплекс правовых норм, которые являются частью отрасли права и регулируют определенный вид родственных отношений.

В отличие от отрасли права, которая регулирует определенный род общественных отношений, институт права– это упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений в какой–либо отрасли права.

Признаки института права:

1) однородность содержания,так как он регулирует родственные и типичные отношения;

2) юридическое единство норм института права,так как эти нормы представляют собой единый, обособленный и согласованный комплекс;

3) нормативная обособленность ,так как нормы институт права закрепляются в виде глав, разделов и т. п.

Виды правовых институтов:1) в зависимости от отрасли права:

а) конституционные (институт гражданства, институт избирательного права и др.);

б) гражданско–правовые (институт частной собственности, институт купли–продажи и др.);

в) уголовно–правовые (институт преступлений, институт наказаний, институт лишения свободы и др.);

г) трудовые (институт трудового договора, институт дисциплины труда и др.);

д) административные (институт административной ответственности, институт административного наказания и др.) и иное соответственно количеству отраслей права;

2) в зависимости от функциональной направленности:

а) регулятивные;

б) охранительные;

в) учредительные (закрепительные);

3) в зависимости от характера правовых норм и предмета правового регулирования:

а) материальные;

б) процессуальные;

4) в зависимости от сферы распространения:

а) отраслевые;

б) межотраслевые (смешанные);

5) в зависимости от распространения в отраслях права:

а) простые, т. е. совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в пределах одной отрасли;

б) сложные (комплексные), т. е. совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в нескольких отраслях.

Структура институтов права:

1) субинституты,которые представляют собой часть института права и регулируют конкретную сферу общественных отношений в рамках этого института права (жизнь, здоровье – субинституты института преступлений против жизни, здоровья);

2) подотрасль права,нормы которой регулируют группы близких отношений определенного вида (авторское, изобретательское, жилищное, наследственное право – подотрасли гражданского права). Подотрасль права образуют правовые институты одной и той же отрасли права, регулирующие родственные отношения.

Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2062; Нарушение авторских прав?;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *