Справочник

Имущество казны

Глава 3. Муниципальная казна

УЧЕТ ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА КАЗНЫ В 2018 ГОДУ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Учет имущества казны ведется на балансах органов управления имуществом. Недавно в Единый план счетов были внесены изменения, касающиеся порядка учета имущества казны, в том числе переданного в концессию.

Состав движимого имущества казны

 
    Имущество казны – это движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения (ст. 214, 215 Гражданского кодекса РФ). Под движимым имуществом казны понимают движимое имущество, входящее в казну, за исключением средств бюджета.
    В его состав могут входить транспортные средства, машины и механизмы, станки и оборудование, архивные документы и фонды, движимые культурные ценности, ценные бумаги, а также иное движимое имущество.
    Формирование имущества казны может осуществляться следующими путями:

создание новых объектов за счет средств соответствующего бюджета;
  приобретение объектов в собственность за плату на основании договоров;
  безвозмездная передача объектов в государственную (муниципальную) собственность юридическими и физическими лицами;
  принятие объектов в муниципальную собственность на основании нормативных правовых актов РФ о разграничении государственной собственности;
  изъятие объектов из хозяйственного ведения предприятий, из оперативного управления учреждений и органов местного самоуправления;
  переход прав на имущество по решению суда, в том числе невостребованного имущества, оставшегося после погашения требований кредиторов;
  иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

    Правовым основанием для учета имущества в казне является отсутствие закрепления за учреждениями имущества, построенного или приобретенного за счет средств соответствующего бюджета, либо отсутствие собственника имущества, вследствие чего на имущество возникает право государственной (муниципальной) собственности.
    Нефинансовые активы имущества казны могут передаваться государственным (муниципальным) учреждениям в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, залог и др. При этом они продолжают числиться на балансе публично-правового образования.
 

Бухгалтерский учет

 
    Имущество казны подлежит отражению в бюджетном учете публично-правового образования, на балансах органов, осуществляющих управление государственным (муниципальным) имуществом.
    Согласно пункту 143 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества, если иное не предусмотрено учетной политикой органа управления имуществом.
    Если аналитический учет ведется, то он осуществляется в структуре, установленной для ведения реестра имущества публично-правового образования (п. 145 Инструкции № 157н).
    Порядок ведения аналитического учета имущества казны (в части имущества субъекта РФ, имущества муниципального образования) на основании информации из реестра устанавливается учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции собственника в отношении имущества казны, если иное не предусмотрено финансовым органом соответствующего бюджета.
    Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества, устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.
    Финансовый орган имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны в соответствии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией № 157н.

Задать вопросВам отвечают

Передача имущества в данном случае включает в себя, с одной стороны, изъятие имущества из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия, а с другой стороны принятие этого имущества в казну.

Следует иметь в виду, что гражданское законодательство (п. 3 ст. 299 ГК РФ), хотя и упоминает о возможности правомерного изъятия имущества из хозяйственного ведения, однако не называет случаи (условия), при которых изъятие может считаться правомерным. Из анализа норм гражданского законодательства следует вывод, что такими случаями являются ликвидация предприятия (всегда), уменьшение уставного фонда и добровольная передача имущества предприятием собственнику. При этом в последних двух ситуациях не может быть передано или изъято такое имущество, без которого предприятие не может осуществлять свою уставную деятельность – п. 3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях. Во всех названных ситуациях необходимо издание соответствующего акта о ликвидации, либо об изъятии, или об изъятии и передаче в казну, или изъятии и принятии в казну уполномоченным (в соответствии с уставом муниципального образования или иным актом) органом местного самоуправления. Данный акт (решение собственника) в двух ситуациях, названных последними, является для МУП основанием для снятия имущества с баланса (в случае ликвидации решение принимает ликвидационная комиссия).

Порядок принятия имущества в казну (т.е. его постановки на учет как имущества казны) регулируется локальным нормативным актом. Это может быть устав муниципального образования, или – что встречается чаще – положение о порядке управления муниципальным имуществом (либо непосредственно – положение о мунициплаьной казне), утверждаемое решением представительного органа. В частности, может предусматриваться оформление акта приема-передачи, либо создание специальной комиссии и т.д. Здесь же определяется орган МСУ, уполномоченный на соответствующие действия, в т.ч. на ведение реестрового учета имущества муниципальной казны. При осуществлении учета имущества муниципальной казны следует пользоваться Инструкцией по бюджетному учету №148н от 30.12.2008 г.

Третья проблема формулируется следующим образом: муниципальная казна, учет имущества казны

При этом, однако, следует иметь в виду, что уполномоченный орган МСУ не ведет балансового учета. Как орган, осуществляющий учет казны, он не является организацией в смысле законодательства о бухгалтерском учете и налогового закоондательства и не приобретает никаких вещных прав на имущество казны.

Дополнительной особенностью передачи недвижимого имущества является то, что прекращение права хозяйственного ведения (как и само это право) подлежит государственной регистрации. На кого будет возложена эта обязанность – на муниципальное образование (в лице уполномоченного органа МСУ) или на МУП, определяет собственник (в локальном нормативном акте, либо в учредительных документах МУП) (2010г).

Все вопросы

Как передать недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении, с баланса организации в муниципальную казну?

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., Уставом муниципального образования, и другими правовыми актами органов местного самоуправления, представительный орган местного самоуправления разрабатывает положение о муниципальной казне, которое, как правило, содержит общие положения, определяет органы, управляющие объектами муниципальной казны, порядок использования и учета объектов муниципального казенного имущества, а также может отражать прочие (особые) условия по формированию, учету и использованию объектов муниципальной казны.

В состав муниципальной казны входят муниципальные финансы, иное движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности муниципального образования, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления, а именно:

а) средства бюджета муниципального образования;

б) пакеты акций (доли) в уставном капитале хозяйствующих субъектов, иные ценные бумаги;

в) нежилые здания, сооружения, помещения;

г) муниципальный жилищный фонд;

д) земельные участки, другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

е) иное движимое и недвижимое муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Объекты муниципальной казны могут находиться как на территории муниципального образования, так и за его пределами.

Муниципальная казна образуется из имущества:

а) созданного или приобретенного за счет средств бюджета муниципального образования;

б) переданного в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном законодательством о разграничении государственной собственности на государственную и муниципальную;

в) переданного безвозмездно в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;

г) изъятого на законных основаниях из хозяйственного ведения и оперативного управления у муниципальных предприятий и учреждений;

д) оставшегося после ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;

е) поступившего в собственность муниципального образования по другим, не противоречащим закону основаниям.

Муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, составляющим муниципальную казну, за исключением имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности.

Обращенные к муниципальному образованию имущественные требования удовлетворяются, прежде всего, за счет средств бюджета муниципального образования.

Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 4163; Нарушение авторских прав?;

1.2 Правовые аспекты формирования и учета имущества казны муниципального образования

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *