Справочник

Институт персональных пенсий

Институты пенсионного обеспечения

Пенсионное обеспечение является системой институтов, направленных на минимизацию последствий изменения материального положения работающих и иных категорий граждан вследствие наступления старости, инвалидности, потери кормильца. Пенсионное обеспечение представляет собой систему организаций (пенсионных фондов, страховых компаний), осуществляющих аккумулирование средств, вносимых индивидами, и выплату за их счет пенсий определенным категориям лиц. Системы институтов, регулирующих способы такой деятельности, называются пенсионными системами.

Различают три типа категорий лиц, которые могут быть получателями пенсий:

1) лица, достигшие определенного возраста, не позволяющего им осуществлять трудовую деятельность с прежней интенсивностью;

2) лица, которые в силу врожденных или приобретенных вследствие травм и болезней физических или психических недостатков ограничены в возможностях участия в трудовой деятельности;

3) лица, потерявшие кормильцев (вдовы, дети, лишившиеся родителей, и др.).

Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца – его смерть. Основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий работающих является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Пенсионное обеспечение инвалидов и лиц, лишившихся кормильца, выполняет функции страхования рисков потери доходов вследствие инвалидности и смерти близких людей.

Пенсионное обеспечение граждан по старости является страхованием в смысле предоставления защиты против риска потери дохода вследствие полной или частичной утраты способности к трудовой деятельности из-за наступления старости. Но экономический механизм осуществления такой защиты отличается от классического механизма страхования. Поэтому чаще используется понятие "пенсионное обеспечение" и реже – "пенсионное страхование". Пенсионное обеспечение выполняет функцию сглаживания доходов людей в течение их жизни. С точки зрения индивида, пенсионная система обеспечивает перераспределение его потребления во времени. Участвуя в пенсионной системе, внося взносы в пенсионный фонд, индивид потребляет сегодня меньше, чем он производит, для того чтобы иметь возможность потреблять в будущем, когда он перестанет работать. В принципе индивид может перенести свое потребление во времени только двумя способами: либо делать запасы существующей продукции, либо приобрести права на потребление будущей продукции. Пенсионное обеспечение является механизмом обмена существующих экономических благ, произведенных индивидом, на его требования к экономическим благам, которые будут произведены в будущем.

Есть два способа осуществления такого обмена сегодняшних благ на будущие.

Институты пенсионного обеспечения

Первый способ состоит в регулярном (еженедельном, ежемесячном) сбережении индивидом части своего дохода и формировании таким путем денежной суммы, которую индивид использует в будущем, после прекращения им работы, для покупки благ, которые будут производиться в то время людьми младше его. Второй способ состоит в получении индивидом обещаний, что в будущем, после прекращения им работы, он будет получать экономические блага, производимые другими людьми. Такие обещания могут исходить от его детей, берущих на себя ответственность за обеспечение престарелых родителей, или от государства.

Первый способ реализуется в накопительных пенсионных системах. Они обеспечивают аккумулирование сбережений индивида и выплату на основе этих средств пенсий индивиду после достижения пенсионного возраста. Накопительные пенсионные системы организуются специализированными пенсионными фондами или страховыми компаниями. Индивиды заключают договор с пенсионным фондом (страховой компанией) и регулярно осуществляют пенсионные взносы. Пенсионный фонд (страховая компания) использует полученные средства для инвестиций в различные финансовые активы, доходы от которых зачисляются на индивидуальные счета участников накопительной системы.

В накопительной пенсионной системе право на получение пенсий появляется у индивида лишь по прошествии довольно длительного времени, требующегося для накопления суммы, достаточной для осуществления регулярных пенсионных выплат на уровне не ниже минимально допустимого в данном обществе. Когда у индивида появляется право на получение пенсии, и он прекращает работу, его пенсионные средства складываются из накопленных сумм его взносов и сумм начисленных процентов и дивидендов, полученных за счет этих накопленных взносов. Это составляет некоторую фиксированную величину средств – паушальную сумму, которая конвертируется в аннуитет – регулярно выплачиваемый доход, являющийся пенсией. Накопительная пенсионная система служит, таким образом, механизмом аккумулирования денег, которые будут обменены на экономические блага в будущем.

Накопительные системы любого вида характеризуются наличием значительных финансовых резервов, за счет которых выплачиваются пенсии, и тем, что индивид не может получить в форме пенсий больше суммы внесенных взносов и начисленных на эти взносы процентов и доходов. Индивид и его поколение ограничены в получении пенсий размерами своих собственных сбережений.

Распределительные пенсионные системы обеспечивают выплату пенсий индивидам, достигшим пенсионного возраста, за счет средств, вносимых в систему лицами, не достигшими пенсионного возраста. Такая система может быть организована только государством. Оно предоставляет гражданам гарантии пенсионного обеспечения и выполняет свои обязательства, не прибегая к аккумулированию взносов граждан, а облагая налогом работающее население и направляя поступления от этого налога на выплату пенсий лицам, достигшим пенсионного возраста. С точки зрения работающего индивида, его права на получение в будущем пенсии основываются в распределительной системе на обещании государства выплачивать пенсию при условии, что индивид осуществляет платежи в пенсионную систему в течение своей деятельности. С точки зрения государства, распределительная пенсионная система предстает как взимание налога с одной части населения и перераспределение полученного дохода в пользу другой части населения. Важной характеристикой распределительной пенсионной системы является коэффициент зависимости – отношение численности лиц, получающих пенсии из этой системы, к численности лиц, платящих взносы в систему. Это показатель числа пенсионеров, которых содержит один работающий.

Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 791 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Подождите, идет загрузка документа…

О РАЗЪЯСНЕНИИ УСЛОВИЙ И ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 04.03.2002 N 21-ФЗ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 24 июля 2002 г. N 03-255/29695 (Д) В связи с вступлением в силу с 1 января 2002 года Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" (далее — Закон от 04.03.2002) Главное финансово — экономическое управление ГТК России разъясняет некоторые условия и порядок его применения. Закон от 04.03.2002 предусматривает предоставление дополнительного ежемесячного материального обеспечения (далее — дополнительное материальное обеспечение) тем гражданам, в отношении которых в законодательстве имеются достаточные основания полагать, что именно они обладают выдающимися достижениями в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства и особыми заслугами перед Российской Федерацией. Круг лиц, на которых распространяется действие Закона от 04.03.2002, определен в статье 1 Закона. Так, с момента вступления в силу Закона от 04.03.2002 с 1 января 2002 года право на дополнительное материальное обеспечение приобретают Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда; граждане, награжденные орденом Святого апостола Андрея Первозванного; граждане, награжденные орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени; граждане, награжденные орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени; граждане, награжденные орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени; граждане, награжденные орденом Славы трех степеней; граждане, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней; граждане, награжденные орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней; чемпионы Олимпийских игр; лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). С 1 января 2003 года такое право приобретут граждане, награжденные орденом Ленина. Из числа лауреатов соответствующих премий право на материальное обеспечение имеют: — лауреаты Сталинской премии; — лауреаты Ленинской премии; — лауреаты премии Совета Министров СССР; — лауреаты премии Совета Министров РСФСР; — лауреаты государственной премии СССР; — лауреаты государственной премии РСФСР; — лауреаты государственной премии Российской Федерации; — лауреаты премий Правительства Российской Федерации; — лауреаты премий Президента Российской Федерации. В настоящее время установлены следующие премии Российской Федерации. 1. Премии в области науки и техники: Государственная премия Российской Федерации в области науки и техники; Государственная премия Российской Федерации для молодых ученых за выдающиеся работы в области науки и техники; Государственная премия Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова; премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники. 2. Премии в области образования: премия Президента Российской Федерации в области образования; премия Президента Российской Федерации работникам образования — лауреатам конкурса "Учитель года России" и обучающимся в общеобразовательных учреждениях — победителям международных олимпиад по учебным предметам; премия Правительства Российской Федерации в области образования. 3. Премии в области культуры, литературы и искусства: Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства; премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства; премия Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова "За вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации"; Пушкинская премия в области поэзии; премия имени Булата Окуджавы.

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

Вышеперечисленные государственные премии Российской Федерации присуждаются соответственно решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации. Лауреаты иных премий, помимо перечисленных выше, учрежденных в Российской Федерации, правом на установление дополнительного материального обеспечения в соответствии с Законом от 04.03.2002 не обладают. В целях реализации Закона от 04.03.2002 таможенным органам Российской Федерации необходимо довести до сведения пенсионеров таможенных органов информацию о вступлении в силу Закона от 04.03.2002, а также при оформлении пенсий сотрудникам таможенных органов информировать их о правах, предоставляемых в соответствии с вышеуказанным Законом. При поступлении сведений о пенсионерах, относящихся к вышеуказанным категориям граждан, подразделениям пенсионной службы таможенных органов необходимо назначать им дополнительное материальное обеспечение, предусмотренное Законом от 04.03.2002, и в десятидневный срок предоставлять информацию в пенсионную службу ГФЭУ ГТК России. Начальник Главного финансово — экономического управления генерал — лейтенант таможенной службы А.В.АВДОНИН

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 мая 1999 г. N 65-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ

ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ГАВРИЧЕНКОВА ВЛАДИМИРА СТЕПАНОВИЧА

НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 134 ЗАКОНА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя Т.Г. Морщаковой, судей Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданина В.С. Гавриченкова требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

установил:

1. Гражданин В.С. Гавриченков обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой о проверке конституционности статьи 134 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации". По мнению заявителя, которому решением Комиссии по установлению персональных пенсий при Совете Министров СССР с 1 октября 1990 года была пожизненно установлена персональная пенсия, данная статья, как отменяющая с 1 января 1992 года персональные пенсии, назначенные до 21 ноября 1990 года, нарушает его право на пенсию и противоречит положениям статей 2, 18, 34, 38, 44, 52 и 55 Конституции Российской Федерации.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял заявителя о несоответствии его жалобы требованиям названного Закона. Однако в жалобе, поступившей 26 марта 1999 года, заявитель настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному им вопросу.

3. Как следует из статей 43 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", жалоба гражданина на нарушение его прав и свобод может быть принята к рассмотрению, если оспариваемая заявителем норма закона затрагивает конституционные права и свободы и на момент обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является действующей.

В силу статьи 134 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" персональные пенсии на территории России с 21 ноября 1990 года не назначались, а с 1 января 1992 года институт персональных пенсий (введенный и существовавший на основании постановления Совета Министров СССР — подзаконного акта) прекратил свое существование.

Таким образом, В.С.

Вы точно человек?

Гавриченков утратил право на получение персональной пенсии задолго до своего обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Однако это не означает нарушения его конституционного права на социальное обеспечение, поскольку с 1 января 1992 года ему выплачивается пенсия в соответствии с действующим пенсионным законодательством.

Следовательно, жалоба гражданина В.С. Гавриченкова, по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не может быть признана допустимой.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гавриченкова Владимира Степановича как не отвечающей критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Заместитель Председателя

Конституционного Суда

Российской Федерации

Т.Г.МОРЩАКОВА

Судья

Конституционного Суда

Российской Федерации

Н.Т.ВЕДЕРНИКОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *