Справочник

К ведению государственной думы относится

Анализ конституционных норм позволяет выделить следующий круг полномочий Государственной Думы.

К ведению Государственной Думы относится:

а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (ст. 103);

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации (ст.

Статья 103. К ведению Государственной Думы относятся:

103);

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации (ст. 103);

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов (ст. 103);

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека (ст. 103);

е) объявление амнистии (ст. 103);

ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (ст. 103);

з) право самостоятельно решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности (ч.4 ст.101);

и) право законодательной инициативы (ч.1 ст.104);

к) право запроса в Конституционный Суд РФ (ч.2 ст.125);

л) право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ст. 134).

Вопросы организации деятельности палаты определяются Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г., утвержденный его постановлением № 2134-II ГД. Этим постановлением признан утратившим силу ранее действовавший Регламент.

Согласно Регламенту Государственная Дума образует в своем составе внутренние органы и должностных лиц.

Органами Государственной Думы являются:

1. Совет Государственной Думы. Это постоянно действующий орган палаты, образуемый для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. Членами Совета с правом решающего голоса являются Председатель Государственной Думы и его заместители. В работе Совета с правом совещательного голоса могут принимать участие председатели комитетов палаты или их представители.

Совет Государственной Думы:

а) формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;

б) формирует проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание;

в) созывает по предложению Президента Российской Федерации, по требованию депутатского объединения или по предложению Председателя Государственной Думы внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения;

г) принимает решение о проведении парламентских слушаний;

д) решает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соответствии с Регламентом.

2. Депутатские объединения. В Государственной Думе образуются два вида депутатских объединений: депутатские фракции и депутатские группы, которые пользуются равными правами.

Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации независимо от числа ее членов.

Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 55 депутатов Государственной Думы.

Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации либо выбывшие из депутатского объединения, в дальнейшем могут войти в любое из них при согласии депутатского объединения.

На 1 февраля 2005 г. в Государственной Думе образованы следующие фракции:

1. Единая России – 307 депутатов (68.22%);

2. Коммунистическая партия России – 47 депутатов (10.44%);

3. ЛДПР– 34 депутата (7.56%);

4. Родина – 39 депутата (8.67%)

5. Депутаты, не входящиев зарегистрированные депутатские объединения – 22 депутата (4.89%).

3. Комитеты Государственной Думы — это формируемые из депутатов, постоянно действующие органы палаты, созданные для разработки и предварительного рассмотрения законопроектов.

Согласно Регламенту, Государственная Дума образует комитеты и комиссии, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы.

Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению:

а) вносят предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов на очередной месяц;

б) осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;

в) осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы;

в) осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;

в) в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;

г) в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;

д) организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания;

е) дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;

ж) решают вопросы организации своей деятельности.

В соответствии со ст. 20 Регламента Государственная Дума образует следующие комитеты: по конституционному законодательству и государственному строительству; по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству; по труду и социальной политике; по бюджету и налогам; по кредитным организациям и финансовым рынкам; по экономической политике, предпринимательству и туризму; по собственности; по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; по энергетике, транспорту и связи; по обороне; по безопасности; по международным делам; по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками; по делам Федерации и региональной политике; по вопросам местного самоуправления; по Регламенту и организации работы Государственной Думы; по информационной политике; по охране здоровья; по образованию и науке; по делам женщин, семьи и молодежи; по аграрным вопросам; по природным ресурсам и природопользованию; по экологии; по культуре; по делам общественных объединений и религиозных организаций; по делам национальностей; по физической культуре и спорту; по проблемам Севера и Дальнего Востока; по делам ветеранов.

4. Комиссии Государственной Думы – состоящие из депутатов органы палаты, деятельность которых ограничена конкретной задачей. На 1 марта 2005 г. в Государственной Думе образованы следующие комиссии: по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики; Счетная комиссия; по противодействию коррупции; по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ; по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в городе Беслане Республики Северная Осетия — Алания 1- 3 сентября 2004 года; по проблемам Северного Кавказа.

5. Председатель Государственной Думы и его заместители, которые избираются большинством от общего числа депутатов палаты.

Председатель Государственной Думы:

а) ведет заседания палаты;

б) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты;

в) организует работу Совета Государственной Думы;

г) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;

д) представляет палату во взаимоотношениях с органами государственной власти, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями;

е) подписывает постановления Государственной Думы;

ж) направляет Президенту Российской Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии ч. 5 ст. 105 Конституции РФ;

з) издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

и) решает иные вопросы организации деятельности Государственной Думы.

Общий порядок работы Государственной Думы.В соответствии со статьей 99 Конституции Российской Федерации Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители депутатских объединений по согласованию между ними.

На своем первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы избирает:

а) Счетную комиссию Государственной Думы;

б) Временную комиссию по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

в) Временный секретариат Государственной Думы.

г) Председателя Государственной Думы и его заместителей.

Государственная Дума собирается на сессии, как правило:

а) весеннюю — с 12 января по 20 июня;

б) осеннюю — с 1 сентября по 25 декабря.

Во время сессии Государственной Думы проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий Государственной Думы, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, во фракциях и в депутатских группах, а также с избирателями.

Заседания Государственной Думы проходят по средам и пятницам. Государственная Дума может назначить дополнительное или внеочередное заседание. Заседания Государственной Думы проводятся в соответствии с разработанной Советом палаты примерной программой законопроектной работы на текущую сессию. Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат:

а) послания и обращения Президента Российской Федерации;

б) законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

в) проекты федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год и о бюджетной системе;

г) федеральные конституционные законы и федеральные законы, возвращенные в Государственную Думу на повторное рассмотрение в порядке, предусмотренном статьями 105 и 107 Конституции Российской Федерации;

д) нормативные правовые акты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, имеющие статус законодательной рекомендации Союза;

е) проекты федеральных законов о ратификации международных договоров Российской Федерации;

ж) проекты постановлений о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;

з) проекты постановлений Государственной Думы по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Государственной Думы;

и) проекты Регламента Государственной Думы и постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений и дополнений.

Совет Государственной Думы собирается регулярно. Очередные заседания Совета Государственной Думы проходят по вторникам и четвергам, за исключением дней работы депутатов в избирательных округах.

Комитеты и комиссии Государственной Думы заседают по понедельникам и четвергам. Вторник отводится для работы депутатов во фракциях и в депутатских группах. Четверг отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, во фракциях и в депутатских группах.

В соответствии со статьей 101 (часть 3) Конституции Российской Федерации Государственная Дума по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания. В ходе парламентских слушаний депутаты Государственной Думы и приглашенные могут обсуждать законопроекты, требующие публичного рассмотрения; международные договоры Российской Федерации, представленные на ратификацию; проект федерального бюджета и отчет о его исполнении; направленные в Государственную Думу рекомендательные законодательные и иные правовые акты Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ и другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Сроки и порядок проведения парламентских слушаний устанавливает Совет Государственной Думы по предложению комитета, комиссии Государственной Думы исходя из характера обсуждаемых вопросов.

Каждую среду на заседании Государственной Думы, как правило, проводится «правительственный час» для заслушивания ответов Председателя Правительства РФ, других членов Правительства, Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка РФ, Председателя Центральной избирательной комиссии РФ, руководителей иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Акты Государственной Думы. В соответствии с Конституцией РФ и Регламентом Государственная Дума принимает постановления по следующим вопросам:

а) об одобрении проекта закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона, о принятии федерального закона;

б) о даче согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

в) о недоверии Правительству Российской Федерации;

г) о доверии Правительству Российской Федерации;

д) о назначении на должность и об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

е) о назначении на должность и об освобождении от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов;

ж) о назначении на должность и об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

з) об объявлении амнистии;

и) о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации;

к) о запросе в Конституционный Суд Российской Федерации;

л) о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;

м) о парламентском запросе.

По другим вопросам своей компетенции Государственная Дума вправе принимать заявления, обращения и парламентские запросы, которые оформляются постановлением палаты.

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 655 | Нарушение авторского права страницы

Согласно Конституции Российской Федерации к ведению одной из палат Федерального Собрания — Государственной Думы — относится «объявление амнистии» (п. «е» ч. 1 ст. 103). Акт амнистии влечет за собой определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе.

Полномочия Государственной Думы РФ

Уголовно-правовая регламентация акта амнистии дается в статье 84 УК РФ.

В соответствии с ней амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, не обозначенных персонально, т.е. пофамильно (акты амнистии могут распространяться, например, на женщин, на несовершеннолетних, на лиц старше определенного возраста и т.д.). По своему содержанию эти акты могут содержать предписания:

— об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;

— об освобождении лиц, осужденных за совершение преступлений, от наказания или от его дальнейшего отбывания;

— о сокращении назначенного наказания;

— о замене назначенного наказания более мягким;

— об освобождении от дополнительного наказания;

— о снятии судимости.

Акт амнистии не вносит изменений в уголовный закон, предусматривающий ответственность за то или иное преступление, т.е. в отношении соответствующих деяний, совершенных амнистированными лицами, не происходит декриминализации. Амнистия не ставит под сомнение ни законность, ни обоснованность приговора суда. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление, в том числе и осужденных, и означает проявление к ним гуманности и милосердия со стороны государственной законодательной власти.

Акт амнистии сочетает в себе освобождение как от уголовной ответственности, так и от наказания. Конкретное же содержание амнистии определяется в самом акте об амнистии.

Лица, подпадающие под действие акта об амнистии, обычно освобождаются как от основного, так и от дополнительного наказания, если оно не исполнено на день вступления в силу акта об амнистии. Это касается и тех лиц, которым основное наказание актом амнистии было сокращено.

Если к осужденным наряду с наказанием были применены принудительные меры медицинского характера для излечения от алкоголизма, наркомании или токсикомании, а также от венерических заболеваний, то акт об амнистии применяется, при наличии необходимых оснований, только по окончании курса лечения.

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 170; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Полномочия Государственной Думы РФ

Ст. 103 Конституции определяет компетенцию Государственной Думы (см. схему 45).

Компетенция Государст­венной Думы определена Конституцией РФ и актами текущего законодательства. К ее полномочиям относятся:

· принятие законов;

· ежегодное утверждение государственного бюджета, феде­ральных налогов и сборов;

· дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя
Правительства РФ;

· решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству;

· назначение на должности и освобождение от должностей
некоторых должностных лиц (Председателя Центрального банка
РФ, Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов,
Уполномоченного по правам человека);

· объявление амнистии;

· выдвижение обвинения против Президента РФ для отре­шения его от должности;

· внешнеполитические полномочия (рассматривает внешне­
политические вопросы в связи с обращениями Президента РФ,
докладами Правительства, по инициативе комитетов палаты, по
собственной инициативе);

· обращение в Конституционный Суд РФ.

ТЕСТЫ:

Для проверки уровня полученных знаний по данной теме вам предлагается выполнить 9 тестовых заданий.

На все вопросы предложено 4-5 вариантов ответов, Вам необходимо выбрать только один. Время для обдумывания каждого тестового задания – 1 мин. Степень сложности – 7 баллов.

1. Государственная Дума собирается на первое свое заседание после избрания по прошествии: а) 15 дней; б) 20 дней; в) 30 дней; г) 35 дней.

2. К ведению Совета Федерации РФ относится: а) назначение выборов РФ; б) решение вопроса о доверии Правительству РФ; г) объявление амнистии.

3. К ведению Государственной Думы относится: а) отрешение Президента РФ от должности; б) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения от должности; в) утверждение Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; г) правильного ответа нет.

4. Высшие и центральные представительные (законодательные) органы субъектов РФ формируются: а) с использованием мажоритарной избирательной системы; б) с использованием мажоритарной и пропорциональной избирательных систем; в) с использованием пропорциональной избирательной системы; г) с использованием избирательной системы, установленной законодательством субъекта РФ.

5. Совет Федерации РФ и Государственная Дума РФ заседают: а) совместно; б) поочередно; в) раздельно; г) правильного ответа нет.

6. В Совет Федерации РФ входят: а) по четыре представителя от каждого субъекта РФ; б) по три представителя от каждого субъекта РФ; в) по два представителя от каждого субъекта РФ; г) по одному представителю от каждого субъекта РФ.

7. Сколько времени РФ может жить без Государственной Думы РФ: а) 1 год; б) 9 месяцев; в) 6 месяцев; г) 5 месяцев; д) 4 месяца.

8. Совет Федерации РФ принимает только: а) постановления; б) распоряжения; в) законы; г) законы и постановления; д) законы и распоряжения.

9. Председателя Совета Федерации РФ: а) назначает Конституционный суд РФ; б) избирает народ РФ; в) избирает Государственная Дума РФ; г) назначает Президент РФ; д) избирает Совет Федерации РФ.

Литература:

Основная:

1. Авакьян С.А. Конституционное право Российской Федерации: В 2-х т. — М., 2007.

2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2006.

3. Енгиборян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право – М., 2002.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2007.

Дополнительная:

1. Авакьян С.А. Практикум по конституционному праву России. — М., 2007.

2. Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы ФС РФ в законодательном процессе // Государство и право, 1998, №10.

3. Овсепян Ж.И. Становление парламентаризма в России. – Ростов н/Д, 2000.

4. Парламентское право России: Учебное пособие. — М.: Юристь, 2000. — 392с.

5. Румянцева Т.С. Федеральное Собрание: Конституционно-правовой статус. – В кн.: Конституционный строй России. Вып.2. –М., 1995. – С.25-39.

Глава X. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

§ 1. Виды законов Российской Федерации

Согласно Конституции РФ на федеральном уровне существуют три вида законов (см. схему 48):

— законы РФ о поправках к Конституции РФ;

— федеральные законы;

— федеральные конституционные законы.

Согласно ст. 135 Конституции, когда речь идет о положениях глав 1, 2, 9 и палаты примут большинством в три пятых голосов каждой палаты решение о необходимости их пересмотра, придется создавать Конституционное Собрание, которое либо подтвердит неизменность действующей Конституции, либо разработает проект новой Конституции. Этот проект принимается двумя третями общего числа членов Конституционного Собрания либо выносится на референдум РФ (по обращению Конституционного Собрания его назначает Президент РФ). Таким образом, по данной процедуре возникает не просто закон РФ, а новая Конституция.

Что касается глав 3 — 8, то в ст. 136 Конституции РФ сказано, что поправки к этим главам Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. По запросу Думы постановлением от 31 марта 1995 года Конституционный Суд РФ дал толкование ст. 136: поправки в смысле ст. 136 Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта – закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ.

Таким образом, можно говорить о тех видах законов РФ.

В соответствии с Конституцией (ст. 76) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституцион­ные законы и федеральные законы, которые не могут противоре­чить федеральным конституционным законам.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопро­сам, предусмотренным Конституцией РФ. К их числу относятся: чрезвычайное положение (ст. 56); принятие в Российскую Федера­цию и образование в ее составе нового субъекта (ст. 65); изменение статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66); описание и поря­док официального использования Государственных флага, герба и гимна Российской Федерации (ст. 70); референдум (ст. 84); режим военного положения (ст. 87); введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положе­ния (ст. 88); порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114); Установление судебной системы Российской Федерации (ст. 118); Установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбит­ражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128); созыв Кон­ституционного Собрания (ст. 135).

Различие между этими актами может быть проведено по двум линиям (см. схему 49).

Во-первых, по предмету:

Законы о поправках имеют целевое назначение – вносят изменения в Конституцию.

ФКЗ принимаются по строго определенному перечню вопросов, перечисленных в Конституции РФ.

ФЗ принимаются по широкому, строго не определенному кругу вопросов, исключая, однако, те, по которым принимаются законы о поправках к Конституции или федеральные конституционные законы.

Во-вторых, по требуемому большинству и процедурам при принятии:

Законы о поправках принимаются по определенной процедуре конституционного закона, после этого подлежат одобрению органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. На рассмотрение закона о поправках субъектам дается срок до одного года. Далее Совет Федерации на своем первом заседании, следующем за днем истечения данного срока, устанавливает результаты рассмотрения закона в субъектах и принимает соответствующее постановление. В течение 7 дней со дня установления результатов Советом Федерации его Председатель направляет закон Президенту. Не позднее 14 дней со дня получения закона РФ о поправке Президент подписывает закон и осуществляет его официальное опубликование. Со дня официального опубликования закон вступает в силу, если им самим не установлена иная дата вступления закона в силу.

ФКЗ принимаются последовательно двумя третями голосов в Государственной думе и тремя четвертями голосов в Совете Федерации (если не будет три четверти голосов в этой палате, закон считается не принятым, и Дума ничего не может сделать, ее возможности преодолеть решение Совета Федерации относительно федерального конституционного закона не предусмотрено), после чего подлежат подписанию и обнародованию Президентом (его вето по этому виду актов не предусмотрено).

ФЗ нуждаются в простом большинстве голосов в каждой из палат, допускаю сначала отклонение верхней палатой (своеобразное «вето» Совета Федерации), преодолеваемое нижней палатой, для принятия закона в прежней редакции, двумя третями голосов, затем возможно вето президента, преодолеваемое в обеих палатах двумя третями голосов.

Закон, принимаемый Федеральным Собранием РФ характеризуется рядом черт (см. схему 50). Он принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю и интересы народа Россий­ской Федерации. Закон содержит правовые нормы и потому является нормативным актом. Он обязателен к исполнению всеми государст­венными органами, действующими на территории Российской Феде­рации, органами местного самоуправления, общественными объеди­нениями и гражданами. Ему должны соответствовать акты всех дру­гих государственных органов. Закон имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации. Он является юридичес­кой базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции РФ, кото­рой закон не может противоречить.

§ 2. Понятие законодательного процесса и его стадий

в Федеральном Собрании

Законы принимаются палатами Федерального Собрания в осо­бом порядке, который реализуется в законодательном процессе представляющем собой систему действий, посредством ко­торых осуществляется законодательная деятельность Феде­рального Собрания. В Российской Федерации законодательный процесс состоит из нескольких стадий (см. схему 51):

1. Осуществление права законодательной инициативы.

2. Подготовка законопроекта к рассмотрению Государственной Думой.

3. Рассмотрение законопроекта в Думе.

4. Принятие ею закона.

5. Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации, направление Президенту.

Вместо этой стадии возможна другая, хотя и не всегда обязательная: рассмотрение и неодобрение закона Советом Федерации. Тогда следует еще одна стадия – создание согласительной комиссии обеих палат, повторное рассмотрение закона в Думе и его принятие либо простым большинством (если Дума согласилась с предложениями Совета Федерации), либо двумя третями голосов (если Дума не согласна с предложениями) – в последнем случае закон направляется Президенту уже самой Думой.

Пятой стадии при определенных обстоятельствах может и вообще не быть: если принятый Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации (ст.106 Конституции РФ) или если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, тогда на 15-день со дня поступления из Государственной Думы федеральный закон направляется Председателем Совета Федерации Президенту для подписания и обнародования, о чем направляется уведомление в Государственную Думу. Правда, по мнению Конституционного Суда РФ, в этом случае имеет место молчаливое одобрение закона Советом Федерации и возникает вопрос, не считать ли его стадией законодательного процесса.

6. Подписание закона Президентом и его обнародование (некоторые авторы эту стадию разделяют на две самостоятельные: подписание Президентом закона или его отклонение; опубликование закона ).

При отклонении Президентом закона (право вето) появляется дополнительная стадия законодательного процесса – рассмотрение закона в обеих палатах, принятие предложений Президента или преодоление вето двумя третями голосов, после чего следует подписание закона Президентом и его обнародование.

Таким образом, законодательный процесс на федеральном уровне может состоять из пяти или семи стадий (причем некоторые из них могут быть разбиты на подстадии), а то и всего из четырех стадий. Строго говоря, его нельзя ограничивать лишь рамками Федерального Собрания; хотя главная часть стадий законодательного процесса приходится именно на данный орган, активным участником является также Президент; в определенной мере на появление и прохождение законопроектов влияют иные субъекты законодательного процесса.

§ 3.

Статья 103. К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия…

Субъекты права законодательной инициативы

Свое начало законодательный процесс получает с осуществлением права законодательной инициативы. Законопроекты вносятся в Государственную Думу (ч.2 ст.104 конституции РФ), а правом законодательной инициативы обладают (ч.4 ст.104) (см. схему 52):

1) Президент РФ;

2) Совет Федерации;

3) Члены Совета Федерации;

4) Депутаты Государственной Думы;

5) Правительство РФ;

6) законодательные (представительные) органы субъектов РФ (перечисленным органам и лицам право законодательной инициативы принадлежит по неограниченному кругу вопросов ведения федерального парламента);

7) Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

Таким образом, Конституция РФ различает две группы субъек­тов права законодательной инициативы. В первую из них входят субъекты, чье право законодательной инициативы не связано ка­кими-либо компетенционными рамками. Во вторую же группу входят те из них, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения.

Статья 104 Конституции устанавливает, что законопроекты вносятся в Государственную Думу. Причем законопроекты о вве­дении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расхо­ды, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть вне­сены только при наличии заключения Правительства РФ (см. схему 53).

Законопроекты, исходящие из государственных органов, обще­ственных объединений, от граждан, не обладающих правом зако­нодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы.

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

бухло

чёт мало а доходы и расходы всех чинушь

В компетенцию Государственной Думы входят следующие вопросы: а) Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Государственная Дума рассматривает официально представленную Президентом РФ кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения представления.

б) Выражение недоверия Правительству РФ.

35) Вопросы, отнесенные к ведению Государственной Думы

в) Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека. Кандидатуры на эту должность предлагаются Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объединениями Государственной Думы. г) Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. д) Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации. Кандидатура на должность Председателя Центрального банка РФ представляется Президентом РФ. е) Выдвижение обвинения против Президента РФ. ж) Объявление амнистии. з) Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.

Статья 103. К ведению Государственной Думы относятся: 1. К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой*(22); г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; ж) объявление амнистии; з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. 2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации. 3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103. К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия… 1. К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой*(22); г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; ж) объявление амнистии; з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. 2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации. 3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Войдите, чтобы написать ответ

Состав. Общие положения

          Федеральное Собрание России – это парламент России, являющийся представительным и законодательным органом, состоящий из двух палат – Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта России – по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти, а Государственная Дума состоит из четырехсот пятидесяти депутатов, она избирается сроком на четыре года. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

          Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России, достигший возраста двадцати одного года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может являться одновременно депутатом других представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

          Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока действия их полномочий – они не могут быть:

  • • задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления);
  • • подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей).

          Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания РФ.

          Федеральное Собрание России – это постоянно действующий орган. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания, хотя Президент России может созвать это заседание ранее указанного срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва прекращаются полномочия Государственной Думы прошлого созыва.

          Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Хотя их заседания являются открытыми, все же в предусмотренных регламентами палат случаях они могут проводить закрытые заседания.

А. Относится к ведению Государственной Думы РФ

Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента России, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

          Каждая из палат избирает из своего состава председателя и его заместителей, которые ведут заседания соответствующих палат и ведают внутренним распорядком палаты. Каждая из палат образует внутри себя комиссии и комитеты, проводит парламентские слушания по вопросам своего ведения, принимает свой регламент, решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты образуют Счетную Палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации

          В ведении Совета Федерации находится решение следующих вопросов:

          1). Утверждение:
    а) изменения границ между субъектами РФ;

    б) указов Президента России о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;
          2). Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами территории РФ;

          3). Назначение:
    а) выборов Президента России;

    б) на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.
          4) Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счетной Палаты и половины состава ее аудиторов.

          Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией России. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия не предусмотрен Конституцией России.

Вопросы, отнесенные к ведению Государственной Думы

          К ведению Государственной Думы относится решение следующих вопросов:

  1. согласие Президенту России на назначение Председателя Правительства РФ;
  2. решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  3. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ, Председателя Счетной Палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека РФ (действует на основании федерального конституционного закона);
  4. объявление амнистии;
  5. выдвижение обвинения против Президента России для отрешения его от должности.

          Государственная Дума принимает Постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией России. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, если иной порядок принятия не предусмотрен Конституцией России.

          Ключевые слова: Государственная Дума, Совет Федерации, Федеральное Собрание России, постановление, Вооруженные Силы России, ведение, депутат, Президент России

Роспуск Государственной Думы

          Государственная Дума может быть распущена Президентом России в следующих случаях:

  1. после трехкратного отклонения представленных кандидатур на должность Председателя Правительства РФ;
  2. при выражении Государственной Думой недоверия Правительству РФ в соответствии со ст. 117 Конституции России.

          При роспуске Государственной Думы Президент России назначает выборы таким образом, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

          Государственная Дума не может быть распущена:

  • • по основаниям, предусмотренным в ст. 117 Конституции России;
  • • в течение одного года после ее избрания;
  • • с момента выдвижения ею обвинения против Президента России до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
  • • в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения;
  • • в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента России.

Ключевые слова: роспуск, Государственная Дума, Президент России, Председатель Правительства РФ.

Юрист ООО “Компания открытых систем” А. А. Рудаков

Если у Вас возникли какие-то дополнительные вопросы —
прошу присылать их мне.

июль, 2004 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *