Справочник

Комментарии к лесному кодексу

Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации

Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации

См. Вступительную статью. Новый федеральный лесной закон

Общая часть

Раздел I
Общие положения

Глава 1. Основные положения

Комментарий к статье 1 Кодекса

Статья определяет систему лесного законодательства, основополагающим актом которой является Лесной кодекс Российской Федерации, действующий со дня его официального опубликования на всей территории Российской Федерации.

В статье установлено, что в систему лесного законодательства Российской Федерации входят другие федеральные законы. Таких законов пока нет. Видимо, имеются в виду федеральные законы, которые планируется принять в будущем: закон о растительном мире (ст.5 ЛК РФ) и закон о концессии (ст.39 ЛК РФ).

Далее в статье предусмотрены иные федеральные нормативные правовые акты. К ним, например, относятся Положение об аренде лесного фонда, утвержденное постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. N 712*(1), Положение о порядке осуществления государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 430*(2), постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г.

Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации

N 1034 "О Межведомственной экспертной лесоводственно-экологической комиссии"*(3) и другие.

Согласно Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. В его систему входят также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов).

В статье указано, что государственные органы управления лесным хозяйством могут издавать акты, содержащие нормы лесного права, в случаях и в пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Эта норма широко реализуется на практике. Так, в ст.62 ЛК РФ предусмотрено, что расчетная лесосека утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством с участием органа государственной власти субъекта Российской Федерации и специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды. По поручению Правительства Российской Федерации (см. постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 430 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации"*(4) приказом Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации от 24 октября 1994 г: N 224 утверждена Инструкция по организации и проведению государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации*(5) (см.: Правовая реформа: концепции развития российского законодательства. М., 1995. С.120-163).

Комментарий к статье 2 Кодекса

Значение комментируемой статьи состоит в том, что она определяет направления лесного законодательства, имеющие своей целью эффективное положительное влияние на природный объект — леса.

Первое направление — обеспечение рационального, неистощительного использования лесов. Экономное использование природного ресурса сокращает его потребление и не допускает истощения. Для этого в лесном законодательстве предусматриваются нормы о расчетной лесосеке, делении лесов на группы и др.

Второе направление — обеспечение охраны и защиты лесов. Леса охраняются от пожаров и незаконных порубок, защищаются от вредителей и болезней. Для этого в лесном законодательстве предусмотрены обязанности лесопользователей по охране лесов от пожаров и защите лесов от вредителей и болезней, ответственность за нарушение лесного законодательства и др.

Третье направление — повышение экологического и ресурсного потенциала лесов. Лесное законодательство предусматривает цели воспроизводства лесов и лесоразведения, устанавливает основные требования к повышению продуктивности лесов, обязанности лесопользователей по воспроизводству лесов и другие нормы по повышению экологического и ресурсного потенциала лесов (см.: Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. С.332-337).

Комментарий к статье 3 Кодекса

Российская Федерация заключает международные договоры с иностранными государствами с целью сотрудничества в осуществлении охраны лесов от пожаров в пограничной зоне, оказания помощи в подготовке и повышении квалификации лесоводов, комплексного использования древесных и недревесных ресурсов без ущерба для экологических функций лесов. Например, такое Соглашение было заключено в феврале 1995 г. с Монголией*(6).

Стороны решили способствовать установлению и развитию прямых связей между предприятиями, учреждениями и организациями своих государств по вопросам ведения лесного хозяйства. Для координации выполнения работ по Соглашению была создана рабочая группа по лесному хозяйству. К числу функций рабочей группы относилась разработка подробной программы сотрудничества и содействие установлению прямых контактов между учеными, специалистами, учреждениями, организациями и частными предприятиями с целью развития долгосрочного сотрудничества. Соглашение действует в течение пяти лет, оно автоматически продлевается на каждый последующий пятилетний период, если ни одна из сторон не уведомит другую сторону о своем намерении прекратить его действие.

Комментарий к статье 4 Кодекса

Статья касается не только Лесного кодекса Российской Федерации, но и других федеральных законодательных актов. Обычно закон вводится в действие со дня его опубликования. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации.

Однако бывают случаи, когда в законе оговаривается срок его введения в действие. Например, в ст.1 Федерального закона о введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено ввести в действие Уголовный кодекс Российской Федерации с 1 января 1997 г., за исключением положений, для которых указанным законом установлены иные сроки введения в действие.

Придание закону обратного действия случается редко и также оговаривается в законе. Согласно ст.422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при его заключении, условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров.

Глава 2. Объекты лесных отношений

Глава 3. Субъекты лесных отношений

Глава 4. Основные положения

Глава 5. Возникновение, осуществление, ограничение, приостановление, прекращение и защита прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд

Глава 6. Аренда участка лесного фонда, безвозмездное пользование, концессия и краткосрочное пользование участками лесного фонда

Комментарий к статье 45 Кодекса

Лицо, выигравшее аукцион, и организатор аукциона подписывают протокол, который имеет силу договора.

В комментируемой статье приводится перечень сведений, которые должны быть указаны в протоколе лесного аукциона, причем перечень не закрытый, который может быть продолжен. На эти договоры распространяется гл.29 ГК РФ об изменении и расторжении договора.

Раздел III
Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов

Особенная часть

Раздел VII
Особенности использования лесного фонда, не входящих в лесной фонд лесов, древесно-кустарниковой растительности

Заключительная часть

Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации

См. Вступительную статью. Новый федеральный лесной закон

Общая часть

Раздел I
Общие положения

Глава 1. Основные положения



1. Граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.

2. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов, установленных в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

3. К заготовке гражданами древесины для собственных нужд не применяются части 1, 2 и 7 статьи 29 настоящего Кодекса.

4. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

4.1. Древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.

5. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, — федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории.

Комментарий к статье 30 Лесного Кодекса РФ

1. Частью 1 комментируемой статьи закреплено право граждан осуществлять заготовку древесины для собственных нужд, т.е. не для извлечения прибыли (например, для последующей продажи). К собственным нуждам, в частности, отнесены: отопление, возведение строений. Перечень собственных нужд открытый, поэтому к собственным нуждам также считается возможным относить любые семейные, бытовые, личные и иные нужды, не связанные с осуществлением коммерческой деятельности.

Так, согласно ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 28.06.2007 N 108-оз "Об утверждении Порядка заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд" собственные нужды граждан — потребность в древесине для отопления жилых домов, строительства и ремонта жилых домов, хозяйственных построек и иных личных, домашних целей.

К заготовке древесины для собственных нужд не будет относиться заготовка елей для новогодних праздников, хотя цель заготовки — личная потребность. Ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников отнесены к недревесным лесным ресурсам, и их заготовка относится к такому виду использования лесов, как заготовка недревесных лесных ресурсов (ст. 32 ЛК РФ).

В том случае, если заготовка древесины осуществляется гражданином в качестве предпринимательской деятельности, он должен зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, и заготовка древесины будет осуществляться в соответствии с положениями ст. 29 ЛК РФ.

2. Частью 2 комментируемой статьи регламентированы особенности осуществления заготовки древесины коренными малочисленными народами, ведущими традиционный образ жизни. Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам РФ относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Под традиционным образом жизни малочисленных народов понимается исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований. Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р. К таким народам, в частности, отнесены: алеуты, долганы, коряки, нанайцы, ненцы, селькупы, теленгиты, тубалары, ханты, чукчи, эвенки, энцы, эскимосы и др.

Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р утверждены:

1) перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее — места традиционного проживания);

2) перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ.

В первый перечень включены в качестве мест традиционного проживания города и муниципальные районы по ряду субъектов РФ. Например, в Вологодской области определены следующие места традиционного проживания: Бабаевский муниципальный район (Куйское национальное вепсское, Пяжозерское сельские поселения) и Вытегорский муниципальный район (Оштинское сельское поселение).

Второй перечень включает в себя следующие виды традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ:

1) животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство);

2) переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов;

3) собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак);

4) разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства;

5) бортничество, пчеловодство;

6) рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов;

7) промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции;

8) земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений;

9) заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;

10) собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений);

11) добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд;

12) художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов);

13) строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Коренные малочисленные народы в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов, установленных законами субъектов РФ.

В ч. 3 комментируемой статьи установлено, что не все положения ст. 29 ЛК РФ о заготовке древесины распространяются на заготовку древесины гражданами для собственных нужд. Заготовка древесины для собственных нужд не является предпринимательской деятельностью (ч. 1 ст. 29 ЛК РФ). Заготовка древесины по общему правилу осуществляется в эксплуатационных лесах и в защитных лесах. Для собственных нужд граждане вправе заготавливать древесину и в лесах иных категорий, если иное прямо не предусмотрено в нормах комментируемого Кодекса и федеральных законов (ч. 2 ст. 29). При заготовке древесины для собственных нужд граждане не вправе осуществлять строительство объектов лесной инфраструктуры (ч. 7 ст. 29).

4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи граждане для осуществления заготовки древесины для собственных нужд заключают договоры купли-продажи лесных насаждений. Правила заключения договоров урегулированы нормами гл. 7 ЛК РФ.

Боголюбов, Жариков, Васильева: Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Объем древесины, признающийся достаточным для удовлетворения собственной нужды граждан, и порядок осуществления заготовки древесины устанавливаются законами субъектов РФ согласно ч. 5 комментируемой статьи. Во многих субъектах РФ приняты и действуют соответствующие законы, которыми устанавливаются нормативы заготовки древесины для строительства жилых домов, для реконструкции и реконструкции жилых домов, для строительства и ремонта хозяйственных построек, на отопление и другие цели.

Так, например, в соответствии со ст. 8 Областного закона Архангельской области от 27.06.2007 N 368-19-ОЗ "О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений" объем подлежащей заготовке гражданами древесины для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд не может превышать предельный норматив заготовки древесины.

Норматив заготовки древесины состоит из расчетного норматива заготовки древесины и (или) предельного норматива заготовки древесины. Расчетный норматив заготовки древесины — определенный расчетным путем объем древесины, который необходим для удовлетворения соответствующих нужд. Предельный норматив заготовки древесины — максимальный объем древесины, который может быть заготовлен гражданином для собственных нужд по одному или нескольким договорам купли-продажи лесных насаждений за определенный срок (далее — срок норматива). Предельный норматив заготовки древесины применяется к объему подлежащей заготовке гражданином древесины для соответствующих нужд независимо от количества договоров купли-продажи лесных насаждений, заключенных гражданином. Предусмотренный предельным нормативом заготовки древесины срок норматива исчисляется со дня вступления в силу первого заключенного гражданином договора купли-продажи лесных насаждений для соответствующих нужд. В последующих статьях Областного закона установлены:

1) нормативы заготовки гражданами древесины для отопления помещений;

2) нормативы заготовки гражданами древесины для строительства и ремонта жилых помещений и хозяйственных построек;

3) нормативы заготовки гражданами древесины для строительства индивидуального жилого дома и иных жилых помещений;

4) нормативы заготовки гражданами древесины для иных собственных нужд.

В пределах данных нормативов граждане вправе заготавливать древесину бесплатно. В случае превышения указанных объемов граждане вносят плату в соответствии с договором купли продажи лесных насаждений. Ставки платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, как правило, устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ.

Так, например, в Ленинградской области ставки платы утверждены Постановлением правительства Ленинградской области от 25.04.2007 N 93.

При этом региональными законами иногда предусматривается льготы по данным ставкам.

Так, например, согласно Закону Томской области от 09.08.2007 N 165-ОЗ ставки платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд отопления снижаются на 50% для следующих категорий граждан: пенсионеры; инвалиды I, II и III групп; многодетные семьи; молодые специалисты, проживающие и работающие в сельской местности; участники Великой Отечественной войны и локальных военных конфликтов, труженики тыла и др.

Потребность граждан в древесине для собственных нужд, за исключением потребности граждан в древесине для отопления, подтверждается решением органа местного самоуправления муниципального образования (городского округа, городского поселения, сельского поселения). Для получения права заготовки древесины по договору купли-продажи граждане представляют в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный в сфере лесных отношений, заявление, в котором обычно указываются следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество гражданина, место проживания (рождения), паспортные данные;

2) наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений;

3) требуемый объем древесины и ее качественные показатели (деловая или дровяная древесина).

К заявлению прилагаются:

а) копия паспорта заявителя и копия документов, подтверждающих право на земельный участок, выделяемый под индивидуальное строительство (если заготовка древесины будет осуществляться для строительства жилых домов);

б) копия паспорта заявителя и решение органа местного самоуправления муниципального образования (городского округа, городского поселения, сельского поселения), принятое в соответствии с актом обследования жилищно-бытовых условий для проведения ремонта жилья и надворных построек (для ремонта и реконструкции жилых домов, строительства и ремонта хозяйственных построек, строительства и ремонта изгородей, навесов, иных собственных нужд).

Заявление на заготовку дровяной древесины подается в исполнительный орган государственной субъекта РФ, уполномоченный в сфере лесных отношений, без приложения указанных выше документов.

Исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в сфере лесных отношений, рассматривает представленные заявления обычно в течение 10 — 15 календарных дней с даты его получения. По результатам рассмотрения должно выносится решение о подготовке проекта договора, либо заявления возвращаются гражданам на следующих основаниях:

а) превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к установленным нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд;

б) отсутствие в указанном заявителем лесничестве (лесопарке) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями;

в) представление заявителем недостоверных сведений;

г) подача заявления с нарушением требований.

О принятом решении, о подготовке проекта договора исполнительный орган государственной субъекта РФ, уполномоченный в сфере лесных отношений, информирует граждан в письменной форме обычно в течение 10 — 15 дней после принятия решения. Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный в сфере лесных отношений, в соответствии с его полномочиями, на основании материалов лесоустройства (лесных планов, лесохозяйственных регламентов) заключает договор купли-продажи лесных насаждений. Граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ (ч. 3 ст. 77 ЛК РФ).

В качестве примера такого акта можно привести Постановление правительства Ленинградской области от 04.07.2007 N 164 "Об утверждении Порядка заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд".

Пуряева АЮ Научнопрактический комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации постатейный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *