Справочник

Комментарий к бюджетному кодексу

Комментарий к статье 1 БК РФ. Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации

В статье 1 БК РФ перечислены виды регулируемых БК РФ общественных отношений. Бюджетные правоотношения можно определить как урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

Бюджетные правоотношения — это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, участники которых выступают носителями юридических прав и обязанностей, реализующими содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию централизованных государственных и муниципальных фондов денежных средств.

Данные отношения являются разновидностью финансовых отношений, и поэтому им присущи особенности последних. Вместе с тем следует выделить следующие черты бюджетных правоотношений:

— бюджетные отношения связаны с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории;

— права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета — основного финансового плана;

— в бюджетных правоотношениях всегда участвует государство, муниципальное образование или соответствующий государственный орган власти (местного самоуправления), который представляет интересы последних;

— бюджетные отношения длятся не свыше одного года, но вместе с тем носят непрерывный, повторяющийся характер, так как ежегодно возобновляются стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджета, исполнения, а также составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета

— носят публичный характер;

— бюджетные правоотношения складываются преимущественно по поводу денежных средств.

Законодатель в п. 1 ст. 1 БК РФ разграничивает бюджетные правоотношения по содержанию на две группы:

1) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга — то есть материальные бюджетные правоотношения;

2) отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля их исполнения, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности — то есть процессуальные бюджетные правоотношения.

Однако в п. 2 ст. 1 БК РФ законодатель закрепил, что БК РФ устанавливает также правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Таким образом, можно выделить и третью группу бюджетных правоотношений — бюджетные правоотношения по установлению правового статуса участников бюджетного процесса, а также по установлению правовых основ и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В учебной и научной литературе по вопросам бюджетного права указываются и иные основания классификации бюджетных правоотношений:

Комментарии к БК РФ

Исходя из структуры бюджетной системы РФ: бюджетные правоотношения относительно бюджета федерального уровня, бюджетные правоотношения относительно бюджетов субъектов РФ, бюджетные правоотношения относительно бюджетов муниципальных образований.

2. Федеративное устройство государства дает основание разграничить бюджетные правоотношения на вертикальные и горизонтальные

3. По количественному составу участников: двухсторонние и многосторонние бюджетные правоотношения.

Структуру бюджетного правоотношения составляют три элемента: субъект, содержание правоотношения, объект правоотношения.

Субъектами бюджетного правоотношения считаются его участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. К ним в первую очередь следует отнести Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Субъектами бюджетного правоотношения являются:

а) Российская Федерация в целом; субъекты РФ; муниципальные образования; закрытые административно-территориальные образования;

б) органы государственной власти и местного самоуправления;

в) кредитные организации;

г) государственные и муниципальные унитарные предприятия, также иные хозяйствующие субъекты;

д) физические лица (граждане Российской Федерации, как правило, на стадии исполнения бюджета — ст. 72, 75 БК РФ ).

Содержание бюджетных правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности указанных субъектов.

Объектом бюджетных правоотношений выступает то, по поводу чего и ради чего субъекты правовых отношений в бюджетной сфере вступают в финансово-правовую связь. В качестве объекта бюджетных правоотношений выступают разнообразные материальные блага — денежные средства бюджетов, а также нематериальные блага, например публичный правопорядок в бюджетной сфере

Ст. 1 БК РФ. Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации

Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе

В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины:
бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории;
государственный внебюджетный фонд — форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления;
дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами;
профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами;
дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе;
субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением;
бюджетная роспись — документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации;
бюджетные ассигнования — бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств;
бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;
целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций;
связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране кредитора;
нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций;
государственный или муниципальный заем (заимствование) — передача в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа;
государственный или муниципальный долг — обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц;
внешний долг — обязательства, возникающие в иностранной валюте;
внутренний долг — обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.
расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда);
бюджетные обязательства — расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год;
межбюджетные отношения — взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса;
межбюджетные трансферты — средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
бюджетные полномочия органов государственной власти (органов местного самоуправления) — установленные законодательством Российской Федерации права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;
смета доходов и расходов населенного пункта, другой территории, не являющейся муниципальным образованием, — утвержденный органом местного самоуправления поселения план доходов и расходов распорядителя (главного распорядителя) средств местного бюджета, уполномоченного местной администрацией поселения осуществлять в данном населенном пункте (другой территории), входящем (входящей) в состав территории поселения, отдельные функции местной администрации;
кассовое обслуживание исполнения бюджета — проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Бюджет как экономическая категория — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов разного уровня; как правовая категория — основной финансовый план соответствующей территории.
Бюджет создает финансовую базу функционирования государства в целом, его субъектов и муниципальных образований, осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления, выполнения ими своих задач. Бюджет обеспечивает развитие международных связей России, также формирование ее взаимоотношений с государствами СНГ. Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются централизованными денежными фондами.
Консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, т.е. он слагается из федерального бюджета из 89 бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Консолидированный бюджет не имеет правового закрепления. Если федеральный бюджет принимается в форме ФЗ; бюджеты субъектов в форме закона субъекта РФ; местные бюджеты в форме правового акта представительного органа местного самоуправления, то консолидированный бюджет никакой правовой формы не имеет. Он составляется для анализа, статистики, расчетов, планирования и других мер, является одним из пунктов бюджетного послания Президента РФ, но законодательной основы не имеет.
Государственный внебюджетный фонд с помощью этого фонда образуются и расходуются денежные средства, находящиеся и образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Бюджетная система РФ. Все принимаемые на территории РФ бюджеты представляют в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. Таким образом, бюджетная система это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
В бюджетную систему России как федеративного государства входят бюджеты трех уровней:
а) федеральный бюджет;
б) бюджеты субъектов Федерации;
в) местные бюджеты.
Доходы выражаются в различных платежах юридических и физических лиц в тот или иной бюджет. Доходы формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством и образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов или безвозмездных перечислений. Большое значение для анализа источников доходов, их объема имеет бюджетная классификация
Расходы бюджета. Расходная часть бюджетной системы включает в себя несколько основных направлений:
а) содержание органов государственной власти и местного самоуправления, судов, правоохранительных органов;
б) науку;
в) охрану окружающей и природной среды;
г) социально-культурную сферу;
д) международную деятельность.
Представительными органами государственной власти и местного самоуправления ежегодно утверждаются суммы расходов каждого из бюджетов.
Расходы распределяются между бюджетами на основе следующих принципов:
а) соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ;
б) учет значения определенных мероприятий, учреждений, последствий их влияния на развитие общества;
в) учет подведомственности предприятий, учреждений, организаций при формировании расходов каждого бюджета.
БК РФ регламентирует состав расходов бюджетов:
а) расходы, финансируемые только из федерального бюджета;
б) расходы, финансируемые совместно из всех звеньев бюджетной системы, они производятся по согласованию соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления;
в) расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ;
г) расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.
Дефицит бюджета — превышение его расходов над доходами. В настоящее время дефицит в бюджетной системе РФ — одна из наиболее важных и трудно преодолимых проблем. В условиях бюджетного дефицита законодательством предусмотрено применение таких мер, как:
а) при утверждении бюджета устанавливается предельный уровень его дефицита;
б) при превышении этого уровня и снижении объема поступлений доходов вводится режим сокращения расходов бюджета (ст.

Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) характеристики

229, 230 БК РФ);
в) привлекаются средства путем выпуска займа (государственного или местного), также используются банковские кредиты.
Профицит бюджета — превышение его доходов над расходами. При его обнаружении в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета он должен быть сокращен до утверждения бюджета в определенной последовательности (сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, от реализации государственных запасов и резервов; направить бюджетные средства на дополнительное погашение домовых обязательств и т.д.).
Дотации — денежная сумма, которая выделяется из вышестоящего бюджета на безвозвратной и безвозмездной основах по решению соответствующего представительного органа власти в нижестоящий бюджет для покрытия текущих расходов.
Субвенция — денежная сумма, которая выделяется из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты для определенной цели, на конкретно оговоренный срок, для выравнивания социально-экономического развития субъектов РФ или муниципальных образований.
Субвенции и дотации предоставляются на основании решений соответствующих представительных органов власти, принимаемых по заявкам получателей субвенций — органов представительной власти субъектов Федерации и муниципальных образований.
Субсидия — это средства, которые предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, юридическому или физическому лицу на покрытие определенных целевых расходов.
Бюджетный процесс подразделяется на определенные стадии и длится относительно бюджета на каждый предстоящий год около двух с половиной лет. Бюджетный процесс в РФ охватывает следующие стадии бюджетной деятельности:
— составление проекта бюджета, его рассмотрение;
— утверждение бюджета;
— исполнение бюджета;
— утверждение бюджета.
Бюджетная роспись. различают сводную бюджетную роспись, составляемую по бюджету в целом, и бюджетную роспись главных распорядителей бюджетных средств (по министерствам, ведомствам и т.д.). На основе бюджетных росписей уполномоченными исполнительными органами власти осуществляется исполнение бюджета.
Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Министерством финансов РФ, утверждается министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете и передается на исполнение Федеральному казначейству, а также в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ (ст. 246 БК РФ).

Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный). 3-е изд., Проспект

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *