Справочник

Комментарий к налоговому кодексу

Комментарий к части второй налогового кодекса РФ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   85

КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ
(Поглавный)
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 апреля 2007 года
Под общей редакцией

доктора юридических наук, профессора

А.А. ЯЛБУЛГАНОВА
Авторский коллектив:
А.В. Белоусов

М.В. Давыдова

А.Р. Кадиков

Л.М. Коробкина

М.В. Павлюченко

А.В. Реут

О.Ю. Семенча

А.В.

Комментарии к Части 2 Налогового кодекcа РФ

Соболев

В.В. Хрешкова

Е.А. Шаманова

И.Н. Якшин

А.А. Ялбулганов
СТРУКТУРА КОММЕНТАРИЯ
Раздел 1. Федеральные налоги и сборы
1. НДС — Соболев А.В.

2. Акцизы — Белоусов А.В.

3. Налог на доходы физических лиц — Шаманова Е.А.

4. Единый социальный налог — Давыдова М.В.

5. Налог на прибыль организаций — Коробкина Л.М., Семенча О.Ю.

6. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов — Семенча О.Ю.

7. Водный налог — Коробкина Л.М.

8. Государственная пошлина — Реут А.В.

9. Налог на добычу полезных ископаемых — Кадиков А.Р.
Раздел 2. Региональные налоги
1. Транспортный налог — Хрешкова В.В.

2. Налог на игорный бизнес — Хрешкова В.В.

3. Налог на имущество организаций — Павлюченко М.В.
Раздел 3. Местные налоги
1. Земельный налог — Ялбулганов А.А.

2. Налог на имущество физических лиц — Якшин И.Н.
Раздел 4. Специальные налоговые режимы
1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

(Единый сельскохозяйственный налог) — Якшин И.Н

2. Упрощенная система налогообложения — Шаманова Е.А.

3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — Шаманова Е.А

4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — Кадиков А.Р.
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)

В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ РОССИЙСКОГО НАЛОГОВОГО ПРАВА
Пожалуй, одним из наиболее существенных и значимых достижений в развитии финансового права России последнего десятилетия является систематизация законодательства о налогах и сборах. Для того чтобы оценить проделанное законодателем в этом направлении, достаточно сравнить Налоговый кодекс РФ и предшествовавшее ему законодательство: Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и многочисленные законы об отдельных налогах. Очевидно, что при наличии ряда изъянов и серьезных юридико-технических недочетов, выявленных в тексте Налогового кодекса, его принятие тем не менее ознаменовало восхождение российского налогового законодательства на качественно новый уровень.

Замысел разработчиков проекта Налогового кодекса РФ, предполагавший деление Налогового кодекса РФ на две части, исходил из необходимости в первой части кодекса закрепить основы налогового права, общие положения правового регулирования отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Часть вторая Налогового кодекса РФ устанавливает правила обложения налогами и сборами, составляющими в совокупности систему налогов и сборов Российской Федерации, а также определяет законодательные основы специальных налоговых режимов, применение которых допускается в Российской Федерации.

Система налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя условиями:

1) федеральные налоги и сборы;

2) региональные налоги и сборы, то есть налоги и сборы субъектов Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов;

3) местные налоги и сборы.

Структура части второй Налогового кодекса РФ в известной мере воспроизводит структуру системы налогов и сборов Российской Федерации.

В разделе VIII "Федеральные налоги" содержатся, главы, закрепляющие правовой режим налогообложения:

налогом на добавленную стоимость (глава 21);

акцизами (глава 22);

налогом на доходы физических лиц (глава 23);

единым социальным налогом (глава 24);

налогом на прибыль организаций (глава 25);

сбором за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1);

водным налогом (глава 25.2);

государственной пошлиной (глава 25.3);

налогом на добычу полезных ископаемых (глава 26).

Нетрудно заметить неточность в названии раздела VIII части второй Налогового кодекса РФ: раздел, именуемый "Федеральные налоги", содержит не только главы, определяющие правовой режим федеральных налогов, но и сборов, взимаемых на федеральном уровне.

Раздел "Региональные налоги и сборы" содержит три главы, посвященные соответственно трем налогам, взимаемым на уровне субъекта Федерации, — транспортному налогу (глава 28), налогу на игорный бизнес (глава 29) и налогу на имущество организаций (глава 30). Заметим, что данный раздел части второй Налогового кодекса РФ несет отпечаток происходящих в Российской Федерации налоговых реформ. Так, с 1 января 2004 года утратила силу глава 27 Налогового кодекса РФ, которая устанавливала правила взимания налога с продаж.

Наконец, раздел "Местные налоги" включает пока лишь одну главу — "Земельный налог" (глава 31). Таким образом, можно констатировать, что процесс систематизации налогового законодательства еще не завершен. Вне рамок регулирования Налоговым кодексом РФ остается налог на имущество физических лиц, взимаемый в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Следует отметить также и то, что не завершился до сих пор эксперимент, осуществляемый в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 1997 года "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери". Результаты этого эксперимента также могут скорректировать законодательную базу по обложению местными налогами.

Отдельный раздел второй части Налогового кодекса РФ посвящен специальным налоговым режимам (раздел VIII.1, главы 26.1 — 26.4). Понятие специальных налоговых режимов, содержащееся в ст. 18 части первой Налогового кодекса РФ, исходит из того, что такие режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, взимание которых предусмотрено на территории Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В настоящий момент действующее законодательство допускает применение следующих специальных налоговых режимов:

1) единого сельскохозяйственного налога — системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 26.1 НК РФ);

2) упрощенной системы налогообложения (глава 26.2 НК РФ);

3) системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК РФ);

4) системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ).

При работе с частью второй Налогового кодекса РФ следует учесть следующие особенности механизма правового регулирования налоговых отношений.

1. Анализируя нормативно-правовую базу региональных и местных налогов, необходимо обратиться к соответствующим законам субъектов Федерации и нормативным правовым актам муниципальных образований.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяется в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, ряд элементов налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. (Иные элементы налогообложения по региональным налогам и плательщики таких налогов определяются непосредственно Налоговым кодексом РФ.)

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 3 ст. 12 НК РФ).

Аналогичные нормы действуют и в отношении местных налогов (п. 4 ст. 12 НК РФ).

2. Нормативно-правовое регулирование косвенных налогов — налога на добавленную стоимость и акцизов — самым тесным образом связано с таможенным законодательством, устанавливающим основные правила расчета и взимания таможенных платежей. Для того чтобы определить, какая норма — налоговая или таможенная — должна применяться для регулирования конкретных отношений, следует применять положение части второй статьи 2 Налогового кодекса РФ.

3. В ряде случаев налоговая норма, содержащаяся в части второй Налогового кодекса РФ, неразрывным образом связана с законодательными актами, не входящими в систему законодательства о налогах и сборах (например, законодательством об особых экономических зонах, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, законодательством в области недропользования и инвестиционной деятельности и т.д.), а также международными договорами и соглашениями Российской Федерации об избежании двойного налогообложения.

4. Как бы подробно ни регулировал законодатель налоговую обязанность в Кодексе, необходимость в подзаконном регулировании налоговых отношений сохранится. Соответствующими полномочиями наделено Правительство РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 4 Налогового кодекса РФ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции могут издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами. Принимаемые ими нормативные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Особое внимание следует обратить на пункт 2 статьи 4 Налогового кодекса РФ, в котором содержится норма, запрещающая федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба) и в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба), и их территориальным органам издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Последние могут давать разъяснения действующих налоговых норм, не изменяя и не дополняя их.

При существовании пробела в законодательстве о налогах и сборах следует руководствоваться, прежде всего, следующими принципами, зафиксированными в ст. 3 Налогового кодекса РФ:

— ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ;

— при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

— все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Предлагаемый вниманию читателя комментарий к части второй Налогового кодекса РФ подготовлен на кафедре финансового права Государственного университета — Высшей школы экономики коллективом авторов под руководством профессора, д.ю.н. Александра Алибиевича Ялбулганова. При работе над комментарием авторы использовали подзаконные нормативные акты, судебно-арбитражную практику по состоянию на 1 апреля 2007 года.
Д.ю.н., профессор

А.А.ЯЛБУЛГАНОВ
5 августа 2000 года N 117-ФЗ

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
(в ред. Федеральных законов от 05.08.2000 N 118-ФЗ,

от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 30.05.2001 N 71-ФЗ,

от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 07.08.2001 N 118-ФЗ,

от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 27.11.2001 N 148-ФЗ,

от 29.11.2001 N 158-ФЗ,

от 28.12.2001 N 179-ФЗ (ред. 31.12.2002),

от 29.12.2001 N 187-ФЗ, от 31.12.2001 N 198-ФЗ,

от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 24.07.2002 N 104-ФЗ,

от 24.07.2002 N 110-ФЗ (ред. 31.12.2002),

от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 27.12.2002 N 182-ФЗ,

от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 31.12.2002 N 190-ФЗ,

от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 31.12.2002 N 193-ФЗ,

от 31.12.2002 N 196-ФЗ, от 06.05.2003 N 51-ФЗ,

от 22.05.2003 N 55-ФЗ,

Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ,

Федеральных законов от 06.06.2003 N 65-ФЗ,

от 23.06.2003 N 78-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,

от 07.07.2003 N 105-ФЗ, от 07.07.2003 N 110-ФЗ,

от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 11.11.2003 N 139-ФЗ,

от 11.11.2003 N 147-ФЗ, от 11.11.2003 N 148-ФЗ,

от 08.12.2003 N 163-ФЗ, от 23.12.2003 N 178-ФЗ,

от 05.04.2004 N 16-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,

от 30.06.2004 N 60-ФЗ, от 30.06.2004 N 62-ФЗ,

от 20.07.2004 N 65-ФЗ, от 20.07.2004 N 66-ФЗ,

от 20.07.2004 N 70-ФЗ, от 28.07.2004 N 83-ФЗ,

от 28.07.2004 N 84-ФЗ, от 28.07.2004 N 86-ФЗ,

от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 18.08.2004 N 102-ФЗ,

от 20.08.2004 N 103-ФЗ, от 20.08.2004 N 105-ФЗ,

от 20.08.2004 N 107-ФЗ, от 20.08.2004 N 108-ФЗ,

от 20.08.2004 N 109-ФЗ, от 20.08.2004 N 110-ФЗ,

от 20.08.2004 N 112-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 04.10.2004 N 124-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,

от 29.11.2004 N 141-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ,

от 29.12.2004 N 203-ФЗ, от 29.12.2004 N 204-ФЗ,

от 29.12.2004 N 208-ФЗ, от 30.12.2004 N 212-ФЗ,

от 18.05.2005 N 50-ФЗ, от 03.06.2005 N 55-ФЗ,

от 06.06.2005 N 58-ФЗ, от 18.06.2005 N 62-ФЗ,

от 18.06.2005 N 63-ФЗ, от 18.06.2005 N 64-ФЗ,

от 29.06.2005 N 68-ФЗ, от 30.06.2005 N 71-ФЗ,

от 30.06.2005 N 74-ФЗ, от 01.07.2005 N 78-ФЗ,

от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ,

от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 21.07.2005 N 106-ФЗ,

от 21.07.2005 N 107-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ,

от 22.07.2005 N 118-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ,

от 20.10.2005 N 131-ФЗ, от 05.12.2005 N 155-ФЗ,

от 06.12.2005 N 158-ФЗ, от 20.12.2005 N 168-ФЗ,

от 31.12.2005 N 201-ФЗ, от 31.12.2005 N 205-ФЗ,

от 10.01.2006 N 16-ФЗ, от 28.02.2006 N 28-ФЗ,

от 13.03.2006 N 39-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ,

от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 30.06.2006 N 93-ФЗ,

от 18.07.2006 N 119-ФЗ, от 26.07.2006 N 134-ФЗ,

от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 27.07.2006 N 144-ФЗ,

от 27.07.2006 N 151-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ,

от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ,

от 03.11.2006 N 176-ФЗ, от 03.11.2006 N 177-ФЗ,

от 03.11.2006 N 178-ФЗ, от 10.11.2006 N 191-ФЗ,

от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 05.12.2006 N 208-ФЗ,

от 29.12.2006 N 244-ФЗ, от 30.12.2006 N 268-ФЗ,

от 30.12.2006 N 276-ФЗ, с изм., внесенными

Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ,

Определением Конституционного Суда РФ

от 14.01.2003 N 129-О,

Федеральными законами от 23.12.2003 N 186-ФЗ,

от 29.12.2004 N 205-ФЗ,

Определениями Конституционного Суда РФ

от 13.06.2006 N 272-О, от 13.06.2006 N 274-О)
Раздел 1.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
1. КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 21 "НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
Налог на добавленную стоимость (НДС) распространен во многих странах мира. Сходным образом осуществляется правовое регулирование отношений, связанных с установлением и взиманием этого налога.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   85

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Налоговый кодекс: комментарии к статьям, новости

В Российской Федерации налоговый кодекс служит основным законом для того, чтобы устанавливать различные сборы и налоги с граждан. В этом документе отражены существующие виды налогов, сборов, которые на данный момент взимают с населения в России. Более подробно ознакомиться с данным документом вы можете здесь — https://nkrfkod.ru. Из налогового кодекса можно узнать, по каким принципам формируются налоги, что может являться основанием для прекращения их действия.

Налоговый кодекс состоит из двух частей. Стоит отметить тот факт, что самые главные и основные положения из налогового кодекса должны знать абсолютно все граждане Российской Федерации, ведь мы так или иначе принимаем участие в налоговых отношениях. На сайте, ссылка на который указана выше, даны комментарии к статьями Налогового кодекса. Они позволяют лучше понять то, что написано в официальном документе.

Юристы, работающие в сфере налогообложения, обязаны знать главные статьи Налогового кодекса, а также должны уметь им пользоваться. Выучить наизусть данный документ не представляется возможным, так как в него регулярно вносятся различные поправки. Именно по данной причине необходимо регулярно открывать Налоговый кодекс и следить за изменениями, которые в него вносят.

Несоблюдение законов, установленных Налоговым Кодексом, может привести к ответственности как к административной, так и уголовной. Как правило, такие нарушения рассматриваются в суде, поэтому там будет вынесено решение относительно меры наказания за уклонения от исполнения законов. Если речь идёт об административной ответственности, то нарушившему нужно будет выплатить штраф в определенную сумму. Уголовная ответственность предусматривает лишение свободы.

Незнание законов не освобождает от ответственности.

Комментарии к НК РФ

Знать данный документ обязаны сотрудники бухгалтерии, которые ответственны за переводы денежных средств компании. Ознакомиться с последними новостями в области налоговой сферы и налогового кодекса в частности можно на упомянутом ранее сайте. Материал регулярно обновляется, поэтому вы можете своевременно узнавать об актуальных новостях, а также обо всех изменениях, которые были в последнее время внесены в налоговый кодекс. Сайт удобно открывать как с браузера компьютера, так и через приложение браузера, установленное на вашем мобильном телефоне или планшете.

www.catback.ru — 27.12.2017 13:20

Другие пресс-релизы

© CATBACK.RU 2010-2017

Комментарии к НК РФ часть 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *