Справочник

Концессионное соглашение это определение

Концессионное соглашение — соглашение, по которому частный инвестор (Концессионер) обязуется за свой счет создать или реконструировать имущество, право собственности на которое принадлежит государству (Концеденту), осуществлять деятельность с использованием этого имущества, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру права владения и пользования этим имуществом.

Разъяснение

Концессионное соглашение позволяет привлекать частные инвестиции в объекты, принадлежащие государству, не прибегая к их приватизации. Суть концессионного соглашения в том, что концессионер (частный инвестор) создает или реконструирует имущество концедента (государства). При этом, концессионер получает на определенный соглашением срок права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления оговоренной деятельности.

Концессионные соглашения — это одна из форм Государственно-частного партнерства.

Концессионные соглашения регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

Концессионное соглашение — это соглашение, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ).

Объекты концессионного соглашения

Объектами концессионного соглашения могут быть (ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ):

1) автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;

2) объекты железнодорожного транспорта;

3) объекты трубопроводного транспорта;

4) морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

5) морские и речные суда, суда смешанного (река — море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;

6) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских и государственных воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;

7) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 04.12.2007 N 332-ФЗ;

9) гидротехнические сооружения;

10) объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

 11) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан;

12) метрополитен и другой транспорт общего пользования;

13) объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения;

14) объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения;

15) здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений;

16) объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о развитии сельского хозяйства перечень и определенные согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации.

Стороны концессионного соглашения

Стороны концессионного соглашения регулируются ст. 5 федерального закона 115-ФЗ.

Концедент — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях. Полномочия концедента также вправе осуществлять государственная компания, созданная Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Плата по концессионному соглашению (Концессионная плата)

Концессионная плата регулируется ст. 7 федерального закона 115-ФЗ.

Концессионное соглашение

Концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения. Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Концессионная плата может быть установлена в форме:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;

2) установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

3) передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Концессионным соглашением может предусматриваться сочетание указанныхформ концессионной платы.

Налогообложение концессионных соглашений

Особенности исчисления и уплаты в бюджет НДС при осуществлении операций в соответствии с концессионным соглашением регулируется статьей 174.1. НК РФ.

Налог на прибыль

Доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации не облагаются налогом на прибыль организаций (пп. 37 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (концессионная плата) признается прочим расходом по налогу на прибыль (пп. 10.1. п. 1 ст. 264 НК РФ).

Налог на имущество организаций

Имущество полученное по концессионному соглашению может быть объектом налогообложения (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера (ст. 378.1. НК РФ).

Дополнительно

Государственно-частное партнерство, Муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

Внешние ссылки

Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (consultant.ru)

Последние нововведения законодательства о регулировании тарифов связаны с изменением процесса передачи государственных или муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры в концессию и аренду. Заместитель председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской областиАлексей Обухов подробно остановился на особенностях согласований с органом регулирования.

Концессионное соглашение: суть, объекты, виды деятельности

– На современном этапе продолжает свое развитие институт концессии в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства, Суть концессионного соглашения, согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в ред. Федерального закона от 28 июня 2014 года № 180-ФЗ) (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), состоит в том, что по концессионному соглашению одна сторона обязуется за свой счет:

– во-первых, создать и (или) реконструировать определенное имущество, право собственности на которое принадлежит другой стороне;

– во-вторых, осуществлять деятельность по эксплуатации этого имущества. На время действия соглашения права владения и пользования имуществом переходят к стороне, осуществляющей его эксплуатацию (статья 3 Федерального закона № 115-ФЗ).

Объектами концессионного соглашения могут быть, в том числе: «системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения» (статья 4 Федерального закона № 115-ФЗ).

Таким образом, в типовом концессионном соглашении в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства может быть предусмотрено осуществление следующих видов деятельности:
— холодное и (или) горячее водоснабжение;
— производство, передача тепловой энергии;
— передача электрической энергии;
— передача природного газа;
— водоотведение, в т.ч. очистка сточных вод, транспортировка сточных вод;
— утилизация (захоронение) отходов.

В большей степени передача объектов коммунального хозяйства в аренду или концессию касается муниципального имущества (в меньшей – государственного), поскольку организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится, согласно законодательству, к вопросам местного значения. Органы местного самоуправления, являясь собственником имущества в жилищно-коммунальном хозяйстве, обязаны организовать квалифицированное управление и целевую эксплуатацию имущества с привлечением инвесторов.

Процесс согласования – с участием органа регулирования тарифов

В настоящее время положения федерального законодательства, направленные на участие частного инвестора в модернизации системы жилищно-коммунального хозяйства, дополнены нормами, регламентирующими участие органа регулирования цен (тарифов) в процессах согласования документации для заключения концессионного соглашения. А именно, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.06.2014 г. № 510, внесены соответствующие изменения в Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г.

Понятие и признаки концессионного соглашения

№ 1075 (далее – Правила регулирования), и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406.

Соблюдение обозначенного выше условия позволяет обеспечить гарантии планового осуществления электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в рамках регулируемого тарифообразования, снизить риски изменения схемы договорных отношений при передаче объектов коммунальной инфраструктуры (например, это могут быть котельные, сети, водозаборные устройства).

Схема согласования в сфере теплоэнергетики

Говоря о правовом обеспечении процесса, следует отметить, что, в соответствии с
главой 6.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (часть 1 статьи 28.1) (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется:

– по договорам аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского, антимонопольного законодательства с учетом предусмотренных законом особенностей,

– по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства о концессионных соглашениях. Исключением является передача прав на такие объекты, в соответствии с законодательством о банкротстве и приватизации.

Обращаю внимание, что договоры аренды и концессионные соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров и соглашений и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов.

Согласно Правилам регулирования, «орган регулирования:

1) представляет организатору конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договора аренды указанных объектов сведения о ценах, значениях и параметрах, используемых организатором конкурса для расчета дисконтированной выручки участника конкурса;

2) осуществляет согласование метода регулирования тарифов и значений долгосрочных параметров регулирования, не являющихся критериями конкурса, для включения в конкурсную документацию».

Порядок представления указанного согласования установлен пунктами 89-96 Правил регулирования:

1) Организатор конкурса (ОМС) представляет в орган регулирования заявление о подготовке конкурсной документации с прилагаемыми к нему документами и материалами (в письменной форме непосредственно или почтовым отправлением, или в электронной форме в виде электронного документа). Перечень информации, содержащейся в заявлении и прилагаемых документах, указан в пункте 91 Правил регулирования.

Важно отметить: к заявлению прикладывается запрос о представлении сведений о ценах, значениях и параметрах, подлежащих представлению органом регулирования организатору конкурса в соответствии с пунктами 1–7, 11 части 7 статьи 28.1 Федерального закона № 190-ФЗ, а также пунктами 1, 4–7 и 9–11 части 1.2 статьи 23 Федерального закона № 115-ФЗ.

2) Орган регулирования в случае отсутствия в заявлении какой-либо информации, предусмотренной пунктом 91 Правил регулирования, запрашивает у организатора недостающие сведения, подлежащие предоставлению в течение 5 дней.

3) Если недостающие сведения представлены в установленный срок, орган регулирования готовит ответ на заявление в течение 15 рабочих дней со дня его поступления.

4) Если недостающие сведения не были представлены в установленный срок, орган регулирования возвращает заявление о подготовке конкурсной документации организатору конкурса.

5) Организатор конкурса вправе повторно подать заявление о подготовке конкурсной документации с доработанными документами и материалами в соответствии с положениями пунктов 91 и 96 Правил регулирования.

6) Орган регулирования на повторное заявление представляет ответ организатору конкурса в течение 5 дней.

7) Ответ на заявление о подготовке конкурсной документации содержит:

– сведения о ценах, значениях и параметрах, предусмотренных пунктом 91
Правил регулирования;

– согласование значений долгосрочных параметров регулирования тарифов,
не установленных в качестве критериев конкурса, предложенных в заявлении организатора конкурса, или отказ в таком согласовании, а также согласование метода регулирования тарифов, предложенного в заявлении о подготовке конкурсной документации, или отказ в таком согласовании.

Важно обратить внимание

на то, что по согласованию с органом регулирования в конкурсной документации устанавливаются:

– метод регулирования тарифов (часть 12 статьи 28.1 Федерального закона
№ 190-ФЗ);

– долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (часть 13 статьи 28.1 Федерального закона № 190-ФЗ).

Таким образом, уже на этапе подготовки конкурсной документации предусматриваются условия, обеспечивающие использование объектов коммунальной инфраструктуры в целях теплоснабжения в рамках регулируемого тарифообразования. Важной особенностью является также то, что при установлении для победителя конкурса тарифов на тепловую энергию в качестве долгосрочных параметров регулирования используются показатели, заявленные победителем конкурса.

Согласование в сфере водоснабжения и водоотведения

Аналогичные требования и нормы содержатся в Федеральном законе от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Согласно статье 41.1. Федерального закона № 416-ФЗ, передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
При этом порядок согласования органом регулирования установлен пунктами
60-67 Правил регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406.

Сроки ответа органом регулирования на заявление о подготовке конкурсной документации и последовательность согласования метода регулирования тарифов, согласования значений долгосрочных параметров регулирования тарифов аналогичны представленной ранее информации в сфере теплоснабжения.

Соблюдение законодательства – залог эффективного расходования финансовых ресурсов

В настоящее время реализация новых положений федерального законодательства только начинается. В РЭК Свердловской области поступают обращения от органов местного самоуправления и соответствующие заявления о подготовке конкурсной документации.

О необходимости детального изучения норм права, определяющих новые правила проведения соответствующих конкурсов, а также неукоснительного их исполнения при подготовке конкурсной документации для проведения конкурсов на заключение договоров аренды и концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной или муниципальной собственности, РЭК Свердловской области проинформировала руководителей органов местного самоуправления письмом от 11.08.2014 г.

По результатам проводимых согласований хочу обратить внимание на необходимость:

– во-первых, заблаговременной подготовки документации органами местного самоуправления в целях своевременной подготовки к отопительному сезону;

– во-вторых, соблюдения условий проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений в полном объеме и соблюдения процедур согласования с органом регулирования.

В последующем эксплуатация объектов коммунальной инфраструктуры, переданных в концессию, требует применения утвержденных в установленном порядке цен (тарифов). Специалистами Комиссии производится техническая, экономическая и юридическая экспертиза поданных организациями материалов для утверждения цен (тарифов). Несоблюдение требований законодательства, например, об условиях концессионного соглашения, является основанием для отказа в принятии решения по установлению цен (тарифов). Это может повлечь последствия для органов местного самоуправления, выражающиеся в ненадлежащем, несвоевременном исполнении обязанностей по организации тепло-, водоснабжения населения, безопасной эксплуатации объектов, предусматривающей плановую модернизацию, и в итоге привести к неэффективному расходованию финансовых ресурсов.

Концессионное соглашение представляет собой смешанный гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее — Закон N 115-ФЗ).

В свою очередь, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

Как видно из вышеприведенных определений, а также из ст. 614 ГК РФ и ст. 7 Закона N 115-ФЗ концессионер так же, как и арендатор имущества, получает права владения и пользования этим имуществом и обязуется вносить за пользование им определенную плату. Однако концессионер, помимо вышеуказанной обязанности, несет обязанность по созданию или реконструкции самого объекта концессионного соглашения (п. 1 ч. 2 ст. 8 Закона N 115-ФЗ), на который он получает права владения и пользования, а также обязанность по осуществлению деятельности с использованием этого объекта (п. 3 ч. 2 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

Этим концессионное соглашение существенно отличается от договора аренды, согласно которому арендатору во временное владение и пользование всегда передается готовое имущество, а в его обязанности входит лишь его текущий (а в случаях, предусмотренных законом или договором — и капитальный) ремонт (ст.ст. 611, 612, 616 ГК РФ).

Кроме того, арендатор не должен в обязательном порядке использовать арендованное им имущество. На него возлагается лишь обязанность соблюдать при пользовании им пределы, установленные договором аренды и назначением этого имущества (п. 1 ст. 615 ГК РФ). Тогда как концессионер в силу п. 3 ч. 2 ст. 8 Закона N 115-ФЗ не может приостановить деятельность, осуществляемую им с использованием объекта концессионного соглашения, или прекратить ее без согласия концедента.

Помимо приведенных отличий, существуют также отличия как по кругу лиц, которые могут заключать договор аренды и концессионное соглашение, так и по составу имущества, являющегося предметом этих договоров.

Так, если субъектный состав договора аренды ограничен лишь тем, что арендодателем по такому договору может выступать только собственник имущества, либо лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ), то в концессионном соглашении на стороне концедента могут выступать только Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, а на стороне концессионера — индивидуальные предприниматели и юридические лица (ст. 5 Закона N 115-ФЗ). Причем последние могут выступать в качестве концессионера как единолично, так и действуя совместно по договору простого товарищества.

Объектом аренды могут являться любые вещи, которые не теряют своих естественных свойств в процессе их использования, за исключением тех, сдача в аренду которых ограничена или запрещена (п.

Концессия – что это такое

1 ст. 609 ГК РФ). В то время как по концессионному соглашению согласно ст. 3 Закона N 115-ФЗ может передаваться лишь недвижимое имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности и относящееся к видам имущества, перечисленным в ст. 4 этого же Закона. Движимое имущество может быть объектом концессионного соглашения только в том случае, если оно технологически связано с недвижимым и предназначено для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

25 августа 2014 г.

Концессионное соглашение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *