Справочник

Кондуктор на трамвай

Утверждаю

М. П.

Должностная инструкция кондуктора общественного транспорта

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Общероссийским классификатором занятий ОК 010-93 (ОКЗ) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. N 298), и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Кондуктор общественного транспорта относится к категории работников сферы обслуживания и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность кондуктора общественного транспорта принимается лицо, имеющее образование и стаж работы .

1.3. Кондуктор общественного транспорта принимается и увольняется с работы приказом .

1.4. Кондуктор общественного транспорта должен знать:

— правила перевозки пассажиров, багажа;

— тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа;

— льготные категории граждан;

— остановочные пункты по маршруту следования;

— настоящую инструкцию и документы, касающиеся служебных обязанностей;

— правила внутреннего трудового распорядка предприятия;

— правила оказания первой доврачебной помощи;

— правила по охране труда, охране окружающей среды, производственной санитарии и пожарной безопасности.

1.5. Профессионально важные качества: .

2. Должностные обязанности работника

На кондуктора общественного транспорта возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Сбор платы за проезд.

2.2. Проверка наличия билетов, проездных билетов, документов, предъявляемых для бесплатного проезда.

2.3. Предоставление информации пассажирам об остановочных и пересадочных пунктах.

2.4. Обеспечение безопасности и комфорта пассажиров во время поездки на общественном транспорте.

2.5. Вежливость в отношении пассажиров.

2.6. Принятие необходимых мер при возникновении непредвиденных обстоятельств и несчастных случаев.

2.7. На конечных остановках обслуживаемого маршрута осматривать салон на предмет забытых пассажирами вещей.

Как я работала кондуктором в трамвае

По окончании смены сдать их диспетчеру предприятия под подпись.

2.9. В случае обнаружения взрывоопасных предметов вызвать полицию.

3. Права работника

Кондуктор общественного транспорта имеет право:

3.1. Проверять наличие билетов, проездных билетов, документов, предъявляемых для бесплатного проезда в общественном транспорте.

3.2. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.6. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т.п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. .

3.8. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность работника

Кондуктор общественного транспорта несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Руководитель структурного подразделения

Согласовано:

Начальник юридического отдела

С инструкцией ознакомлен:

Профессиия кондуктора с точки зрения промышленной санитарии.

Petr  13.10.2004 15:09

Статья про условия труда кондукторов трамвая с серьёзным профессиональным анализом условий работы лежит здесь. Замечания курсивом и "зажирнение" — моё.

КОНДУКТОР ТРАМВАЯ – РАБОТА НЕ ИЗ ЛЁГКИХ

К основным видам наземного транспорта относятся трамвай и троллейбус. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Из всех видов наземного транспорта трамвай обладает наибольшей провозной способностью (двух- и трехвагонные поезда), имеет самую низкую себестоимость перевозок, наиболее надежен в эксплуатации. К недостаткам его относятся высокие первоначальные капитальные затраты, сложность архитектурной компоновки линий трамвая в городском ансамбле, дополнительные сложности при регулировании движения на перекрестках и отсутствие возможности маневрирования. Трамвайные пути, расположенные на проезжей части улиц, ограничивают движение безрельсового транспорта.

В последние годы в Санкт-Петербурге, как и во всей стране (1997), введена профессия кондуктора трамвая, чтобы облегчить работу водителя и улучшить контроль за оплатой проезда пассажиров. Условия труда кондукторов трамваев зависят от своеобразия этого вида транспорта и в существенной мере отличаются от трудовой деятельности кондукторов других видов городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов). Результаты хронометража показывают, что 80% времени смены кондукторы заняты работой на маршруте. Фактическое время подготовки к выезду и постановки вагона в парк превышает регламентированное в 2 — 2,5 раза, что приводит к неизбежному увеличению продолжительности рабочего дня. Большое значение в характере труда кондукторов трамваев имеют существующие режимы работы. Сложившаяся практика организации трамвайного движения привела к созданию пятидневных сменных циклов с последовательно чередующимися поздней вечерней, дневной и ранней утренней сменами. Позднее окончание работы (в час или два часа ночи) и ранее начало на маршруте (в четыре-пять часов утра) весьма характерны для многих видов пассажирского транспорта.

Особенность режима труда кондукторов трамваев — нерегулярная сменность работы (ежедневный выход на работу в различное время суток) и изменение продолжительности смен (от 5,5 до 10 часов). Важной чертой является отсутствие обеденных перерывов и гарантированных стоянок для отдыха па маршруте.

Температура воздуха в трамваях в холодный период колеблется от 7 до 20°С, в теплый — от 21 до 28°С. Это связано с имеющимися конструктивными недостатками этого вида транспорта. Перепады температур воздуха внутри вагона и за его пределами зимой достигают 14 — 27°С, что может оказывать неблагоприятное воздействие на кондукторов при их выходе из вагона. Скорость движения воздуха в закрытом вагоне не превышает 0,1 — 0,2 м/с, при открытых окнах и двери она может достигать 0,4 — 2,8 м/с, Относительная влажность воздуха колеблется от 58 до 84%.

Шум в трамваях достигаем 70 — 92 дБА, что превышает ПДУ на 12 дБ, и от 8 до 12 дБА в диапазоне частот 31,5 — 500 Гц. На улицах с интенсивным движением транспорта только за счет внешних источников шума он достигает 74 — 82 дБА. Вибрация на рабочих местах кондукторов характеризуется наибольшими уровнями в диапазоне частот 2 — 63 Гц и достигает на полу вагонов 111-120 дБ, на кресле кондуктора 109 — 117 дБ. Общая вибрация зависит от состояния дорожного полотна и ходовых механизмов вагона.

Отсутствие принудительной вентиляции в вагоне трамвая, его негерметичность, постоянное открытие дверей способствуют не только дискомфортным условиям, но и являются причиной поступления извне пыли и токсичных газов. В вагонах постоянно обнаруживаются минеральная пыль (1-3 мг/м3), оксид углерода (3-5 мг/м3).из автомобильных выхопов, разумеется.

Как должен работать идеальный кондуктор?

Наибольшая (2-4 мг/м3) запыленность отмечается в вагонах типа ЛМ, несколько меньше (0,5 — 2 мг/м3) — в вагонах типа ЛВС и КТМ.

Наличие и формирование неблагоприятных факторов зависят от многих причин: конструкции и технической оснащенности трамваев, уровня и организации деятельности транспортного хозяйства города, технического обслуживания и организации службы охраны труда и т. д. В городе эксплуатируются следующие типы отечественных трамвайных вагонов: ЛМ-68, ЛМ-68м, ЛВС-89, ЛВС-93, ЛВС-97, зарубежных: КТМ-5, КТМ-8, Т-3, Т-35. Ух ты, сколько новостей! Особенно про зарубежные КТМы. 😎Длина вагона стандартная -15 метров. Протяженность маршрутов по времени — минимальная 35 минут и максимальная 75 минут.

В соответствии с Гигиеническими критериями Р 2.2.755-99 условия труда кондукторов трамвая можно отнести по тяжести ко 2-му классу (допустимые) и по напряженности трудового процесса к 3-му классу 2-й степени. Трудовая деятельность кондукторов характеризуется достаточной плотностью, а выполнение производственных операций — однообразием движений. Он проходит за смену до 8 км.

Измерения вариаций магнитных полей в салоне вагона над двигателем (точка 4), у второго сидения возле печки (точка 5), у третьего сидения возле двигателя (точка 6); в проходе около четвертого сидения над двигателем (точка 7); напротив средней двери (точки 8, 9); в салоне, над сидением сзади головы водителя (точка 11), показали, что в неподвижном трамвае магнитные поля не превосходят или меньше магнитного поля Земли (60 мкТл). При движении трамвая значительные вариации магнитного поля наблюдаются при включениях и выключениях двигателя (разгон и торможение). В пассажирском салоне, в точках 4, 6, 11 пики вариаций магнитного поля превосходят величину постоянного поля Земли в 3 — 4,5 раза и составляют 180 — 265 мкТл. Наибольшие значения определяются возле двигателя. Частота скачков магнитного поля, возникающего при разгоне и торможении трамвая, достигает 3 — 4 в минуту (Г = 0,05 — 0,06 Гц).

Предельно допустимые уровни для магнитных полей с указанными частотами не разработаны. Ну-ну, сколько лет трамваи и троллейбусы работают, а критериев по основному виду вредности до сих пор нет. Недостаточно благоприятные условия труда кондукторов не могут не сказываться на состоянии их здоровья. Среди кондукторов отмечается большая текучесть кадров. Большинство (34%) обследованных кондукторов имели стаж работы менее года; 31,7% имели стаж два года и только 4% имели стаж три года.

Анализ заболеваемости с ВУТ кондукторов за 1997 -1999 годы показал, что число случаев заболеваний в пересчете на 100 работников составило 193,6 — 219,1 при числе дней нетрудоспособности 2399,5 — 2550,0; прослеживается тенденция к росту ВУТ в случаях и днях. Заболеваемость при этом превышает в 3 — 3,5 раза среднерайонные показатели и до 1,5 раза показатели заболеваемости среди водителей трамвая.

Следует отметить, что рост заболеваемости в трамвайном парке с 1997 года непосредственно связан с появлением профессии кондуктора. В структуре заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания (37 -54%), далее следуют гипертоническая болезнь (6 — 9%), болезни органов пищеварения (5 — 7%), болезни мочеполовой системы (2 — 13%). Женщины болеют в 2,5 раза чаще мужчин. Индекс здоровья составляет 40%, что ниже пока­зателя по России, который равен 50%.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

На кондукторов трамваев действует комплекс неблагоприятных факторов — микроклимат, нервно-эмоциональное напряжение, неудовлетворительные режимы труда и отдыха, низкочастотные шумы, общая вибрация и электромагнитные поля, превышающие ПДУ.

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности кондукторов превышает показатели водителей до 1,5 раза, имеет тенденцию к росту в случаях и днях. Ведущими в структуре заболеваемости с ВУТ являются простудные заболевания, гипертоническая болезнь, болезни органов пищеварения и нервной системы.

В. СВИДОВЫЙ,

В. ФИЛИМОНОВ,

Т. ДУДНИК,

И. ФИЛИМОНОВА,

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова, Центр Госсанэпиднадзора в Калининском районе г. Санкт-Петербурга

Ответить•Цитировать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *