Справочник

Контрабанда культурных ценностей статья УК РФ

Содержание

Ст. 226.1 УК РФ с комментариями

Статья 226.1 УК РФ. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей — размещена в Особенной части Девятого раздела Двадцать четвёртой Главы Уголовного Кодекса РФ. Статья составлена из трёх частей текста четырьмя пунктами примечаний к ней. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 226.1 УК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 226.1 УК РФ. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей

Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов.

  1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных
    — наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
  2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:
    а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
    б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль,
    — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
  3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой,
    — наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечания.

  1. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации.
  2. Крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей.
  3. Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей настоящей статьи и статьи 258.1 настоящего Кодекса утверждается Правительством Российской Федерации.
  4. Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

Комментарии к статье 226.1 УК РФ

Диспозиция носит бланкетный характер и предполагает применение норм Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) и ряда других нормативных правовых актов (например, Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (ред. от 25.06.2012 с изменениями, вступившими в силу 25.06.2012). Непосредственный объект преступления — отношения, обеспечивающие общественную безопасность в сфере оборота сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия и его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники.

Говоря об объекте посягательства, следует обратить внимание на то, что диспозиция ч. 1 ст.

Виды контрабанды и ответственность в 2018 году

226.1 УК РФ построена таким образом, что в качестве дополнительного непосредственного объекта данного преступления выступают отношения, характеризующие установленный порядок перемещения через таможенную границу или государственную границу предметов, обеспечивающих экономическую стабильность Российской Федерации и (или) государств — членов Таможенного союза, а равно установленный порядок перемещения культурных ценностей художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран. Это обусловлено тем, что в качестве предмета контрабанды в диспозиции ч. 1 ст. 226.1 УК РФ названы стратегически важные товары и культурные ценности, незаконное перемещение которых само по себе не причиняет вред состоянию защищённости жизненно важных интересов общества.

Предметом контрабанды, ответственность за которую предусмотрена комментируемой статьёй, являются:

  1. сильнодействующие
  2. ядовитые
  3. отравляющие
  4. взрывчатые
  5. радиоактивные вещества
  6. радиационные источники
  7. ядерные материалы
  8. огнестрельное оружие
  9. его основные части (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка)
  10. взрывные устройства
  11. боеприпасы
  12. оружие массового поражения
  13. средства его доставки
  14. иное вооружение
  15. иная военная техника
  16. материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники
  17. стратегически важные товары в крупном размере
  18. культурные ценности в крупном размере.

Понятие указанных предметов раскрывается в соответствующих нормативных правовых актах (в частности, в Федеральном законе от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (ред. от 10.07.2012); Федеральном законе от 19.07.1998 N 114-ФЗ (ред. от 10.07.2012); Законе РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (ред. от 06.12.2011); Постановлении Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 930 "Об утверждении номенклатуры сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. N 278" (ред. от 04.09.2012) (с изменениями и дополнениями) и др.).

Перечень стратегически важных товаров и ресурсов утверждён Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации". В соответствии с примечанием 2 к комментируемой статьи крупным размером стратегически важных товаров, ресурсов и культурных ценностей признается их стоимость, превышающая один миллион рублей.

Объективная сторона преступления выражается в действии, которое состоит в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза предметов контрабанды.

Таможенный кодекс Таможенного союза определяет незаконное перемещение товаров через таможенную границу как перемещение товаров через таможенную границу:

  1. вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах;
  2. с сокрытием от таможенного контроля;
  3. с недостоверным декларированием или недекларированием товаров;
  4. с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах;
  5. с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации;
  6. покушение на такое перемещение (подп. 19 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Важным признаком объективной стороны является место совершения преступления — таможенная граница Таможенного союза либо государственная граница Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза. Под таможенной границей Таможенного союза следует понимать пределы таможенной территории Таможенного союза. При этом в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза). Государственная граница Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза определяется на основании международных договоров. Перемещение соответствующих предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах предполагает совершение лицом любых умышленных действий по их ввозу (вывозу) на территорию Таможенного союза либо территорию Российской Федерации вне пунктов пропуска либо вне времени их работы через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации.

Перемещение контрабанды путём сокрытия от таможенного контроля означает, что лицо, не уклоняясь от досмотра, перемещает соответствующие предметы, камуфлируя, используя различные тайники или иным образом утаивая и скрывая их.

Контрабанда, совершаемая путём обманного использования документов или средств таможенной идентификации, предполагает перемещение соответствующих предметов через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации, сопряжённое с предоставлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей:

  • поддельных документов;
  • недействительных документов;
  • документов, полученных незаконным путём;
  • документов, содержащих недостоверные сведения;
  • поддельных средств идентификации;
  • подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Состав преступления — формальный. Момент окончания преступления связан с перемещением соответствующих предметов через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза.

Субъективная сторона контрабанды характеризуется виной в форме прямого умысла.

Субъект преступления — общий: вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Квалифицированными составами преступления являются: совершение деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль (о понятии должностного лица см. комментарий к ст. 285 УК РФ). К ним относятся работники таможенных служб: начальники таможен, их заместители, инспектора, а также должностные лица вышестоящих таможенных органов, должностные лица, осуществляющие таможенное оформление и производящие таможенный контроль. Как представляется, это могут быть и должностные лица, для которых существуют определённые исключения в прохождении таможенного контроля. Необязательно, чтобы должностное лицо лично перемещало товар через границу.

Для привлечения к ответственности достаточно, чтобы должностное лицо по службе выполнило или, наоборот, не выполнило все те действия, которые должны обеспечить беспрепятственное прохождение товара через зону таможенного контроля. В таких случаях, на наш взгляд, требуется дополнительная квалификация по статьям о должностных преступлениях. Насильственные действия, применяемые в отношении лица, осуществляющего таможенный или пограничный контроль, не должны содержать самостоятельный состав преступления. Такие действия могут выражаться в сопротивлении, нанесении ударов, ссадин, синяков при условии, что они не причиняют более серьёзный, чем лёгкий, вред здоровью сотрудника таможни. Совершение насилия, причинившего более тяжкий вред здоровью потерпевшего, требует квалификации по совокупности преступлений.

Особо квалифицированный состав контрабанды образует её совершение организованной группой (см. комментарий к ч. 3 ст. 35 УК РФ).

Количество преступлений в России

(Утратила силу с 8 декабря 2011 года — Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ)

Комментарий к статье 188 Уголовного Кодекса РФ

Объект преступления — установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" <1> Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

———————————
<1> РГ. 1993. 4 мая.

Согласно ст. 2 Таможенного кодекса РФ таможенной границей Российской Федерации являются пределы ее таможенной территории (территория России), а также пределы находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на ее континентальном шельфе искусственных островов, установок и сооружений, особых экономических зон.

При перемещении товаров через таможенную границу они подлежат декларированию таможенным органам (ст. 123 Таможенного кодекса РФ).

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 "О судебной практике по делам о контрабанде" <1> предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, признаваемое товаром в соответствии с Таможенным кодексом РФ (пп. 1 — 3 п. 1 ст. 11) и Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (п. 26 ст. 2), включая транспортные средства, отнесенные ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам, а также иные не являющиеся товарами предметы, для которых законодательством установлен определенный порядок и правила их перемещения через таможенную границу Российской Федерации (например, используемые для международных перевозок транспортные средства, которые не обладают признаками товаров, рукопись научной статьи либо иной не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, в частности полезная модель, промышленный образец). Исходя из положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" предметом контрабанды наряду с другим имуществом являются наличная иностранная валюта, валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме.

———————————
<1> Официальный сайт Верховного Суда РФ (www.supcourt.ru).

Часть 2 ст. 188 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за контрабанду предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения их через таможенную границу РФ. Такими предметами являются: 1) наркотические средства; 2) психотропные; 3) сильнодействующие; 4) ядовитые; 5) отравляющие; 6) взрывчатые; 7) радиоактивные вещества; 8) радиационные источники; 9) ядерные материалы; 10) огнестрельное оружие; 11) взрывные устройства; 12) боеприпасы; 13) оружие массового поражения; 14) средства его доставки; 15) иное вооружение; 16) иная военная техника; 17) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники; 18) стратегически важные сырьевые товары; 19) культурные ценности. Понятие и содержание указанных предметов посягательства определяются в соответствующих нормативных правовых актах <1>.

———————————
<1> См., напр.: Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" // РГ. 1998. 15 янв.; Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" // РГ. 1996. 18 дек.; Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" // РГ. 1998. 23 июля; Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" // РГ. 1993. 15 мая.

Объективная сторона преступления выражается в действии — перемещении предметов контрабанды через таможенную границу РФ, осуществляемом следующими способами: 1) помимо или с сокрытием от таможенного контроля; 2) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; 3) с недекларированием или недостоверным декларированием.

Основные вопросы, связанные с толкованием признаков объективной стороны и квалификации деяния, раскрываются в названном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6:

а) перемещение через таможенную границу товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или иных предметов любым способом, включая перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи (п. 4);

б) перемещение товаров или иных предметов помимо таможенного контроля состоит в совершении любых умышленных действий по их ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации или иных мест нахождения таможенных органов (таможен, таможенных постов) либо вне времени их работы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или без разрешения таможенного органа, если международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение товаров через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля (п. 8);

в) сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов являются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела) (абз. 2 п. 8);

г) под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации при контрабанде следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения указанных в ст. 188 УК РФ товаров или иных предметов заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации (указанных в ст. 83 Таможенного кодекса РФ) или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам (п. 9);

д) недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным предусмотренным Таможенным кодексом РФ способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей (абз. 1 п. 10);

е) недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей (абз. 2 п. 10);

ж) момент окончания контрабанды должен определяться в зависимости от формы и способа перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка, перемещение трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи), способа совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием), а также с учетом этапов перемещения, установленных Таможенным кодексом РФ, например получение разрешения на применение процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. ст. 79 — 90) или международного таможенного транзита (ст. ст. 167 — 169), предварительное, периодическое и периодическое временное декларирование (ст. ст. 130, 136 и 138) (абз. 2 п. 4);

з) при ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию Российской Федерации контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров или иных предметов в связи с обнаружением того, что ввоз этих товаров или предметов совершается одним из указанных противоправных способов, в том числе в случаях обнаружения данного факта при представлении таможенному органу указанных документов в процессе осуществления таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, помещения товара под таможенный режим либо выпуска товара или иных предметов (абз. 2 п. 5).

В случаях, когда в процессе перемещения товаров или иных предметов обманное использование документов или средств таможенной идентификации, а равно факты недекларирования, недостоверного декларирования или сокрытия от таможенного контроля обнаружены не были, преступление, предусмотренное ст. 188 УК РФ, считается оконченным с момента принятия таможенными органами решения о выпуске товара или иных предметов, а в случае непринятия такого решения по причине уклонения лица от завершения таможенной процедуры — с момента совершения уголовно наказуемых действий по фактическому выведению товаров или иных предметов из-под таможенного контроля (абз. 3 п. 5).

Контрабанду, совершенную при ввозе на территорию Российской Федерации товаров или иных предметов помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, следует считать оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы Российской Федерации только в тех случаях, когда оно произошло вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и вне иного места (коридора), установленного для следования товаров к месту прибытия, если такое место расположено не на границе, а в глубине таможенной территории Российской Федерации (абз. 4 п. 5);

и) контрабанду, совершенную при вывозе товаров или иных предметов с таможенной территории Российской Федерации, следует считать оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверности сведений, указанных лицом в представленной им таможенной декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, если такие действия совершались противоправными способами, перечисленными в ч. 1 ст. 188 УК РФ, которыми достигалось выведение вывозимых товаров или предметов из-под таможенного контроля (абз. 1 п. 6).

К числу действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, помимо подачи таможенной декларации относятся иные предусмотренные Таможенным кодексом РФ действия с указанными товарами или предметами до фактического пересечения ими таможенной границы (вход или въезд физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест) (абз. 2 п. 6).

Состав преступления формальный.

Контрабанда, сопряженная с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, квалифицируется по совокупности с преступлениями, предусматривающими ответственность за совершение указанных деяний (ст. ст. 218, 220, 222, 228, 228.1, 228.2, 234, 355 УК РФ).

Обязательным признаком контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК РФ, является крупный размер перемещаемых товаров или иных предметов. Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ крупным размером признается стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей.

Определяя размер контрабанды, следует исходить из регулируемых государством цен на товары, незаконно перемещенные через таможенную границу, а в случае отсутствия таких цен — из фактической (рыночной) стоимости товаров на момент совершения преступления. При отсутствии сведений о цене товара его стоимость может быть установлена на основании заключения экспертов (абз. 3 п. 3 Постановления).

Для квалификации деяния по ч. 2 ст. 188 УК РФ не имеет значения размер предметов, перемещаемых контрабандным путем.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что перемещает через таможенную границу предмет контрабанды указанными способами, и желает этого.

Субъект преступления общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Квалифицирующий признак — совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения (см. примечание к ст. 285 УК и комментарий к нему) либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

К должностным лицам, в частности, относятся лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобожденные на основании ст. 386 Таможенного кодекса РФ от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды (абз. 2 п. 16 Постановления).

Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ.

По п. "в" ч. 3 ст. 188 УК РФ квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации. В том случае, если насилие выразилось в убийстве лица, осуществлявшего таможенный контроль, либо в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. "в" ч. 3 ст. 188 УК РФ и соответствующими статьями главы 16 УК РФ о преступлениях против жизни и здоровья (п.

Контрабанда и ответственность за неё

18 Постановления).

В тех случаях, когда контрабанда признается совершенной организованной группой, по ч. 4 ст. 188 УК РФ квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или иные предметы контрабанды через таможенную границу Российской Федерации (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, содействовали его незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза) (п. 19 Постановления).

Если лицо, имеющее право владения и пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации, фактически осуществляло их перемещение через таможенную границу Российской Федерации способами, перечисленными в ч. 1 ст. 188 УК РФ, через подставное лицо (например, через безработного, который формально был указан в учредительных документах как руководитель организации, совершающей юридически значимые действия с товарами, находящимися под таможенным контролем), его действия следует квалифицировать по ст. 188 УК РФ как действия исполнителя данного преступления, а действия иного лица, в силу ч. 4 ст. 34 УК РФ, — как его пособника, если он сознавал, что участвует в совершении контрабанды, и его умыслом охватывалось совершение этого преступления (п. 20 Постановления).

При разрешении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности за контрабанду иностранной валюты следует руководствоваться Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян" <1>. Данным нормативным актом признано не соответствующим Конституции РФ, ее ст. ст. 17 (ч. 1), 19 (ч. 1), 54 (ч. 2) и 55 (ч. 3), нормативное положение ч. 1 ст. 188 УК РФ в той мере, в какой оно позволяет — во взаимосвязи с примечанием к ст. 169 УК РФ при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации недекларированной или недостоверно декларированной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в крупном, т.е. превышающем в эквиваленте двести пятьдесят тысяч рублей, размере, признавать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в Российскую Федерацию без письменного декларирования.

За незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу России при отсутствии их крупного размера установлена административная ответственность (ст. 16.1 КоАП РФ).

———————————
<1> Официальный сайт Конституционного Суда РФ (www.ksrf.ru).

Другой комментарий к статье 188 УК РФ

1. Товарная контрабанда, ответственность за которую была установлена ч. 1 ст. 188, декриминализирована. Ответственность за нее теперь наступает по КоАП РФ (ст. ст. 16.1 — 16.4).

2. Уголовно наказуемая контрабанда товаров, изъятых или ограниченных в обороте, предусмотрена ст. ст. 226.1 и 229.1, введенными в УК.

Ст. 226.1 УК РФ с комментариями

Статья 188. Контрабанда

1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Контрабанда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *