Справочник

Конвенции ООН по морскому праву 1982 г

КОНВЕНЦИЯ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 1982 ГОДА — ме­ж­ду­на­род­ное со­гла­ше­ние, ус­та­нав­ли­ваю­щее все­объ­ем­лю­щий ре­жим всех морских про­странств.

Ра­нее от­но­ше­ния по ис­поль­зо­ва­нию мо­рей и океа­нов ре­гу­ли­ро­ва­лись Же­нев­ски­ми кон­вен­ция­ми по морскому пра­ву 1958 года (о тер­ри­то­ри­аль­ном мо­ре и при­ле­жа­щей зо­не, об от­кры­том мо­ре, о кон­ти­нен­таль­ном шель­фе, о ры­бо­лов­ст­ве и ох­ра­не жи­вых ре­сур­сов от­кры­то­го мо­ря).

Кон­вен­ция при­ня­та 10 декабря 1982 года, всту­пи­ла в си­лу 16 ноября 1994 года. В ней уча­ст­ву­ют около 170 го­су­дарств (2008 год). Российская Фе­де­ра­ция ра­ти­фи­ци­ро­ва­ла кон­вен­цию 26 февраля 1997 года с за­яв­ле­ни­ем о том, что она не при­ни­ма­ет про­це­ду­ры, ве­ду­щие к обя­за­тель­ным для сто­рон ре­ше­ни­ям, в от­но­ше­нии спо­ров, ка­саю­щих­ся де­ли­ми­та­ции морских гра­ниц, ис­то­рических за­ли­вов, во­енной дея­тель­но­сти и др. Кон­вен­ция яв­ля­ет­ся кон­сти­ту­ци­ей для океа­нов. Со­сто­ит из 17 час­тей (320 ста­тей) и 9 при­ло­же­ний. Кон­вен­ция пре­ду­смат­ри­ва­ет ус­та­нов­ле­ние тер­ри­то­ри­аль­но­го мо­ря (вод) ши­ри­ной до 12 морских миль и при­зна­ёт пра­во мир­но­го про­хо­да че­рез не­го; со­дер­жит нор­мы о тран­зит­ном про­хо­де и ре­жи­ме ар­хи­пе­лаж­ных вод.

За пре­де­ла­ми тер­ри­то­ри­аль­но­го мо­ря кон­вен­ция до­пус­ка­ет ус­та­нов­ле­ние ис­клю­чи­тель­ной эко­но­ми­че­ской зо­ны ши­ри­ной до 200 морских миль, в ко­то­рой при­бреж­ное го­су­дар­ст­во осу­ще­ст­в­ля­ет су­ве­рен­ные пра­ва в це­лях раз­вед­ки, раз­ра­бот­ки и со­хра­не­ния при­род­ных ре­сур­сов и юрис­дик­цию в от­но­ше­нии соз­да­ния и ис­поль­зо­ва­ния ис­кусственных ост­ро­вов, ус­та­но­вок и со­ору­же­ний, морских на­учных ис­сле­до­ва­ний, за­щи­ты и со­хра­не­ния морской сре­ды и другие пра­ва и обя­зан­но­сти, пре­ду­смот­рен­ные кон­вен­ци­ей.

Кон­вен­ция уточ­ня­ет оп­ре­де­ле­ние кон­ти­нен­таль­но­го шель­фа, оп­ре­де­ля­ет ме­то­ды ус­та­нов­ле­ния его внеш­ней гра­ни­цы.

В кон­вен­ции пе­ре­чис­ле­ны сво­бо­ды от­кры­то­го мо­ря: су­до­ход­ст­ва; по­лё­тов; про­кла­ды­вать под­вод­ные ка­бе­ли и тру­бо­про­во­ды; воз­во­дить ис­кусственные ост­ро­ва и другие ус­та­нов­ки; ры­бо­лов­ст­ва; на­учных ис­сле­до­ва­ний.

Важ­ным по­ло­же­ни­ем кон­вен­ции яв­ля­ет­ся оп­ре­де­ле­ние пра­во­во­го ре­жи­ма дна и недр за пре­де­ла­ми кон­ти­нен­таль­но­го шель­фа как об­ще­го на­сле­дия че­ло­ве­че­ст­ва. Дея­тель­ность в этом рай­оне ор­га­ни­зу­ет­ся, осу­ще­ст­в­ля­ет­ся и кон­тро­ли­ру­ет­ся ме­ж­ду­народным ор­га­ном по морскому дну, ко­то­рый со­сто­ит из Ас­самб­леи, Со­ве­та и ко­мис­сии и име­ет своё пред­при­ятие по до­бы­че и пе­ре­ра­бот­ке ми­неральных ре­сур­сов, до­бы­тых в ме­ж­ду­народном рай­оне морского дна.

Кон­вен­ция обя­зы­ва­ет го­су­дар­ст­ва за­щи­щать, со­хра­нять морскую сре­ду и пре­д­от­вра­щать за­гряз­не­ние её из морских су­дов и ус­та­но­вок, на­хо­дя­щих­ся на су­ше ис­точ­ни­ков, из ат­мо­сфе­ры, в ре­зуль­та­те раз­ра­бот­ки морского дна. В со­от­вет­ст­вии с кон­вен­ци­ей все го­су­дар­ст­ва и ком­пе­тент­ные ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ции име­ют пра­во про­во­дить морские на­учные ис­сле­до­ва­ния.

Кон­вен­ция уч­ре­ди­ла сис­те­му раз­ре­ше­ния спо­ров (ме­ж­ду­народный три­бу­нал по морскому пра­ву, ар­бит­раж, специальные ар­бит­ра­жи для рас­смот­ре­ния во­про­сов ры­бо­лов­ст­ва, за­щи­ты и со­хра­не­ния морской сре­ды, морских на­учных ис­сле­до­ва­ний, су­до­ход­ст­ва, вклю­чая за­гряз­не­ние с су­дов и в ре­зуль­та­те за­хо­ро­не­ния вред­ных ве­ществ в мор. сре­ду).

Во ис­пол­не­ние по­ло­же­ний кон­вен­ции в РФ при­ня­ты фе­де­раль­ные за­ко­ны: «О кон­ти­нен­таль­ном шель­фе РФ» (1995 год), «О внут­рен­них мор­ских во­дах, тер­ри­то­ри­аль­ном мо­ре и при­ле­жа­щей зо­не РФ» (1998 год), «Об ис­клю­чи­тель­ной эко­но­ми­че­ской зо­не РФ» (1998 год).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Кон­вен­ция ООН по мор­ско­му пра­ву. Нью-Йорк, 1984
  • Бе­кя­шев К. А. Мор­ское ры­бо­лов­ное пра­во. М., 2007
  • Ко­лод­кин А. Л., Гу­цу­ляк В. Н., Боб­ро­ва Ю.В.

    3. Конвенция оон по морскому праву 1982г.

    Ми­ро­вой оке­ан: ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вой ре­жим. Ос­нов­ные про­бле­мы. М., 2007

А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.

Лекция 13. Международное морское право

10. Правовой режим континентального шельфа

Континентальный шельф включает в себя два аспекта: физико-географический (геологический) и правовой.

С геологической точки зрения континентальный шельф – это подводное продолжение материка (континента, иногда острова) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон.

В международном праве под континентальным шельфом понимают морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства в сторону моря до установленных международным правом пределов.

Основные положения конвенции ООН по морскому праву 1982 г

Иначе говоря, континентальный шельф с правовой точки зрения можно охарактеризовать как прилегающий к территориальным водам государства район морского дна, включая его недра, определенной ширины, в котором прибрежное государство осуществляет определенные суверенные права.

Внешняя граница континентального шельфа в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. проходит по внешней границе подводной окраины континентального материка или на расстоянии 200 морских миль от берега, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Внешняя граница континентального шельфа должна находиться не далее 350 морских миль от берега во всех случаях или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты. Женевская конвенция о континентальном шельфе 1958 г. давала несколько иное определение внешней границы континентального шельфа.

Прибрежное государство осуществляет в отношении континентального шельфа суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что независимо от того, производит прибрежное государство или не производит разведку континентального шельфа, разрабатывает его природные ресурсы или не разрабатывает, никто другой не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства. Природные ресурсы континентального шельфа включают минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам». Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе для любых целей.

Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами. Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Конкретные вопросы прокладки согласовываются с соответствующим прибрежным государством. Морские научные исследования на континентальном шельфе проводятся также с согласия этого государства.

Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

            Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря Российской Федерации. С учетом же положений статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

            В Уголовном кодексе Российской Федерации включены статьи об ответственности за незаконное использование континентального шельфа. Аналогичные статьи имеются и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Контрольная работа по дисциплине

«Международное транспортное право»

Студента группы ЗД 51-1

Рижского Института Аэронавигации

Вдовина Дмитрия

На тему:

«Конвенция ООН по морскому праву 1982 года».

Рига 2003

1. Введение – стр.3.

2. Внутренние морские воды – стр.4.

3. Территориальное море – стр.5.

4. Прилежащая зона – стр.7.

5. Открытое море – стр.7.

6. Континентальный шельф – стр.10.

7. Исключительная экономическая зона – стр.11.

8. Морское дно за пределами действия

национальной юрисдикции. Район. – стр.12.

9. Защита и сохранение морской среды – стр.13.

10. Морские научные исследования – стр.14.

11. Используемая литература – стр.15.

Введение.

Международное морское право является одной из древнейших отраслей международного права и представляет собой развитую систему норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правовых отношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов. Иными словами, международное морское право – система правовых норм, содержащихся в международных договорах и обычаях, заключённых и установленных государствами по вопросам регулирования их разнообразных отношений в связи с использованием Мирового океана, морской воды, её флоры и фауны, минеральных ресурсов.

Всё, что происходит в Мировом океане, должно соответствовать международному правопорядку. Порядок в Мировом океане регулируется следующими основными международными актами: Уставом ООН, Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, женевскими конвенциями 1958 года, Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года, Конвенцией по предотвращению загрязнения морской среды путём сброса веществ с судов и летательных аппаратов 1972 года, Договором об Антарктике 1959 года, и многими другими международно-правовыми актами.

Огромное значение в деле кодификации норм международного морского права имела разработка комплексного международно-правового режима Мирового океана, нашедшая отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, вступившая в силу 19 ноября 1994 года, впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря в 12 морских миль, подтвердила в целом основные положения Конвенции о континентальном шельфе 1958 года. Кроме того, конвенция 1982 года существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него на ряду со свободами судоходства, полётов, рыболовства, прокладки кабелей и трубопроводов, а также свободы возводить исcкуствунные острова, установки и сооружения и проводить морские научные исследования.

Конвенция 1982 года является всеобъемлющим международным договором по морскому праву, исторической вехой в области кодификации и прогрессивного развития международно-правовых норм, призванных регламентировать режим Мирового океанов современных условиях развития общества.

Внутренние морские воды.

Внутренние морские воды являются составной частью территории государства. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года ст.8 исходит из того, что «суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод … на прилегающий морской пояс, называемый территориальным морем.

Прибрежное государство решает, какие порты могут быть открыты для допуска иностранных судов. В случае, когда порт объявлен открытым, не должна допускаться дискриминация судов какого-либо флага. Всякого рода ограничения для судов той или иной страны могут вызывать ответные меры (ретросии).

Что касается иностранных военных кораблей, то для их захода и пребывания во внутренних водах государством флага направляется запрос по дипломатическим каналам не позднее 30 дней до предполагаемой даты такого захода.

В последнее время заметно обострилась проблема захода в иностранные порты кораблей и судов с ядерными энергетическими установками. Отсюда – ужесточение соответствующих требований, которые установлены на международном и национальном уровнях. Заблаговременное предоставление информации о безопасности в случае захода таких судов требует Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС – 1974 года с протоколами 1978 и 1988 годов).

Иностранные суда вправе использовать открытые порты или иные в случае вынужденного захода (бедствие и т.п.). В доктрине международного морского права высказывается точка зрения, согласно которой отказ судну в заходе, например ядерному судну с повреждённой ЯЭУ, будет правомерен в том случае, если прибрежное государство сочтёт, что заход связан с угрозой для жизни и здоровья его граждан, причём вред, который может быть причинён «превышает ущерб, угрожающий судну».

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (стр. 1 из 3)

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (Конвенция МАРПоЛ 1973/1978) позволяет государству-участнику отказывать иностранному судну в заходе в порты по причине того, что это судно не отвечает положениям Конвенции (п.3 ст.5).

Создание трудностей и установление ограничений для захода научно-исследовательских судов противоречит интересам международного сообщества, прежде всего в области изучения Мирового океана и положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, в ст. 255 которой, озаглавленной «Меры по облегчению морских научных исследований и оказанию помощи, исследовательским судам», прямо говорится, что государства стремятся принимать «разумные нормы, правила и процедуры для содействия и облегчения» исследований и в необходимых случаях для «облегчения… доступа в свои гавани и содействия в предоставлении помощи морским исследовательским судам…».

Что касается нарушения судном международных норм и стандартов, касающихся «годности судов для плавания» и создания угрозы нанесения ущерба морской среде, то в соответствии со ст. 219 Конвенции ООН 1982 года государство порта принимает административные меры, чтобы предотвратить выход такого судна в море. В целях устранения нарушения судну может быть разрешён только переход «на ближайшую подходящую судоремонтную верфь».

Территориальное море.

Территориальное море (территориальные воды) – примыкающий к сухопутной территории или внутренним водам государства, а в случае государства-архипелага – к его архипелажным водам морской пояс шириной до 12 морских миль, входящий в состав территории государства и находящийся под его суверенитетом, осуществляемым с учётом и соблюдением общепризнанным норм международного права.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на территориальное море, его дно и недра дна, а также на воздушное пространство над территориальным морем. Внешняя граница территориального моря является государственной границей. Только прибрежному государству принадлежит право в своём территориальном море регулировать заход, плавание, рыболовство, гидрографические и иные исследования, а также любую другую деятельность иностранных судов и летательных аппаратов.

Уже в конце 19 столетия в морском праве сложился международный обычай, в соответствии с которым ширина территориального моря устанавливалась в пределах от 3 до 12 морских миль. Однако в договорном порядке эту норму удалось закрепить только с принятием Конвенции 1982 года, ст.3 которой предусматривает, что «каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцать морских миль, отмеряемых от исходных линий, определяемых в соответствии с настоящей Конвенцией».

Международное право устанавливает ряд изъятий из суверенитета прибрежного государства в территориальном море. Одним из основных изъятий является право мирного прохода, которым в территориальном море пользуются судна всех стран. Согласно ст.18 Конвенции 1982 года под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не останавливаясь на рейде и у портового сооружения за пределами внутренних вод; пройти во внутренние воды или выйти из них, а также встать на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать остановку и стоянку на якоре, но только если они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия.

Проход считается мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Прибрежное государство может принимать в своём территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, который не является мирным. В определённых районах территориального моря осуществление права мирного прохода может быть временно приостановлено (без дискриминации между иностранными судами), если это необходимо для обеспечения безопасности прибрежного государства.

Статья 27 Конвенции 1982 года предусматривает, что уголовная юрисдикция в отношении преступлений, совершённых на борту судна во время прохода через территориальное море, осуществляется только в случаях, если: последствия преступления распространяются на прибрежное государство; преступление имеет характер, нарушающий спокойствие в стране и добрый порядок в территориальном море; капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо обратилось к местным властям с просьбой об оказании помощи; применяемые меры необходимы для пресечения торговли наркотиками или психотропными веществами.

Конвенция 1982 года (ст.31) впервые предусмотрела ответственность государства флага за любой ущерб, причиненный прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблём или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или норм международного права.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *