Справочник

Кто проверяет бухгалтерскую отчетность

Кредитуем малый бизнес: формирование отчета о прибылях и убытках и перекрестная проверка

Проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности

И взаимосвязь форм

Бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия служит

основным источником информации о его деятельности, поэтому к

отчетности предъявляются определенные требования.

При составлении бухгалтерской отчетности следует

руководствоваться указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности

и о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности,

утвержденными приказами Минфина России от 22.07.03 № 67н и от

31.12.04 № 135н.

Бухгалтерская отчетность предприятия должна включать показатели

деятельности филиалов, представительств и иных структурных

подразделений, в том числе выделенных на самостоятельные балансы.

В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям

приводятся за два года – отчетный и предшествовавший отчетному

периоду за прошлый год. Если данные за период, предшествовавший

отчетному году, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые

из названных данных подлежат корректировке исходя из правил,

установленных нормативными актами. Каждая существенная

корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке вместе с

указанием ее причин.

В бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, не-

обходимые для формирования достоверного и полного представления о

финансовом положении предприятия, финансовых результатах его

деятельности и изменениях в его финансовом положении. Для этого при

необходимости предприятие включает соответствующие дополнительные

показатели и пояснения.

Содержание и формы бухгалтерской отчетности должны при-

меняться последовательно от одного отчетного периода к другому.

В нашей стране проводится постоянная работа по совершен-

ствованию бухгалтерской отчетности, приведение ее к полному

соответствию мировым стандартам. При этом должны соблюдаться общие

требования к бухгалтерской отчетности (полнота, сопоставимость,

публичность и пр.).

Перед тем как направить бухгалтерскую отчетность в различные

заинтересованные учреждения и организации, а также приступать к ее

анализу, необходимо осуществить ее проверку на достоверность и

правильность оформления. Для этого следует:

1) проверить отчетность с точки зрения правильности ее

оформления; наличия соответствующих подписей, сроков представления,

размерности единиц измерения, правильности арифметических подсчетов

валюты баланса и промежуточных итогов:

• бухгалтерская отчетность должна содержать сопоставимые

данные с показателями за соответствующий период прошлого года

(периода отчетности), исходя из изменений учетной политики,

законодательных и иных нормативных документов. В целях

сопоставимости номенклатура статей бухгалтерского баланса за

предыдущий отчетный период должна быть приведена в соответствие с

номенклатурой и группировкой разделов и статей, установленных для

текущего отчетного периода;

• отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером

организации (или специалистом специализированной организации,

ведущим бухгалтерский учет на предприятии на договорных началах);

• формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке

заполнения утверждаются Минфином России;

• отчетность составляется в тысячах рублей, для крупных

организаций разрешается в миллионах рублей;

• информация должна основываться на данных синтетического и

аналитического учета;

• данные вступительного баланса должны соответствовать данным

утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий

отчетному;

• статьи бухгалтерской отчетности, составленной за отчетный

период должны подтверждаться результатами инвентаризации имущества

и финансовыми результатами;

2) проверить правильность увязки отдельных показателей, отраженных в различных формах годовой отчетности. Правильность увязки

отдельных показателей, отраженных в различных формах бухгалтерской

отчетности, проверяется с помощью следующей таблицы соответствия

(табл. 2).

1. Доходы и расходы организации, которые представлены в отчете о

прибылях и убытках, дают обобщенную характеристику финансовых

результатов от изменений в составе имущества и обязательств

организации, показанных в балансе.

2. Чистый доход (прибыль) организации, взятый из Отчета о

прибылях и убытках, входит в качестве компоненты Отчета об изменениях

капитала и представляет важнейшую часть нераспределенной прибыли

организации на конец отчетного периода.

3. В Балансе и Отчете об изменениях капитала данные по счетам

первоначального (стартового, уставного) капитала тесно увязаны с

моментом учреждения организации и по состоянию на любую отчетную

дату (как в случае его неизменности на уровне первоначального взноса,

так и в случаях его изменения при перерегистрации в установленном

законодательством порядке).

4. Нераспределенная прибыль на конец отчетного периода в отчете

об изменениях капитала корреспондирует с суммой по статье

нераспределенной прибыли, представленной в балансе.

5. Изменения остатков денежных средств в отчете о движении

денежных средств и бухгалтерском балансе являются идентичными.

6. Прирост суммы денежных средств в результате осуществления

основной (производственно-коммерческой, эксплуатационной)

деятельности, который показан в отчете о движении денежных средств,

отражает результаты сделок по реализации товаров, работ и услуг,

учтенных при формировании чистого дохода организации. Согласование

чистого дохода и суммы прироста денежной наличности от операционной

деятельности представляет один из важнейших моментов составления

отчета о движении денежных средств организации.

7. Инвестиционная деятельность, отраженная в отчете о движении

денежных средств организации, показывает прирост или убыль денежных

средств в связи с движением активов, отраженных в виде балансовых

статей отчета в активе баланса организации.

8. Финансовая деятельность, отраженная в отчете о движении

денежных средств организации, показывает прирост или убыль денежных

средств в результате финансирования совершенных операций за счет

долговых обязательств или собственных источников. Движение сальдо

кредиторской задолженности и собственных источников финансирования

в балансе и отчете об изменении финансового положения организации

должны совпадать.

Поскольку при закрытии счетов их сальдо могут попадать либо в

Отчет о прибылях и убытках, либо в Баланс, основными формами

бухгалтерской отчетности являются именно эти две формы. Любые другие

формы, по сути, являются аналитическими расшифровками или

дополнением к первым двум формам



Госдума одобрила ключевую законодательную инициативу в налоговой сфере. Окончательно принят закон о повышении ставки НДС с 1 января 2019 года до 20% (сейчас налог составляет 18%).

Есть простые способы выявить ошибки в финансовой отчетности

Депутаты сочли эту меру оправданной, так как государству удастся получить деньги на выполнение стратегических задач, а продукты, а также важные социальные товары и услуги при этом не подорожают.

Ожидается, что новый закон принесет в бюджет 620-630 млрд рублей, которые пойдут на выполнение майского указа главы государства. Дополнительные средства будут направлены на решение проблем здравоохранения, образования, инфраструктуры, подчеркнул глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Ранее депутаты встречались с руководителями бизнес-объединений, и те заверили, что понимают необходимость роста ставки. И понимают это, не только потому что это вклад в развитие страны. Дело в том, что бизнес просил законодателей о решении конкретных вопросов — и в течение последнего года эти просьбы активно выполнялись.

Макаров перечислил ряд мер, упрощающих жизнь бизнеса — сокращение срока камеральной проверки, прямой отказ от налога на движимое имущество и т.д. В этом законе, подвел итог Макаров, соблюден баланс интересов бизнеса, государства и населения.

Отметим, что все льготы по налогу сохраняются. Речь идет о пониженных ставках НДС в размере 10% для товаров социального назначения: продовольственных товаров (за исключением деликатесных), детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения. При этом нулевые ставки НДС действуют для внутренних межрегиональных воздушных перевозок. Ко второму чтению перечень льгот был дополнен — в частности, в пользу аграриев, некоммерческих организаций.

Наличие льгот предполагает, что цены из-за налоговой нагрузки на важнейшие социальные товары и услуги останутся без изменений, заверил депутатов замглавы минфина Илья Трунин. В минэкономразвития подсчитали, что в целом вклад в инфляцию от повышения налога все же будет, — это 1,3 процента. Доля товаров и услуг, облагаемая базовой ставкой НДС, в потребительской корзине составляет 76 процентов.

Все льготы по налогу сохраняются. Речь идет о пониженных ставках НДС в размере 10% для товаров социального назначения

Госдума приняла во втором чтении еще одну важную налоговую инициативу, которая стала ответом законодателей на существенное увеличение налоговой нагрузки на граждан из-за резкого роста кадастровой стоимости объектов недвижимости. Изменить порядок расчета налога на имущество граждан и замедлить темпы роста налоговых платежей предложила группа депутатов во главе со спикером Госдумы Вячеславом Володиным. Законодатели предлагают отказаться от дальнейшего роста временного коэффициента, который используется при расчете налога на имущество. Ранее этот коэффициент, представляющий собой разницу между кадастровой и инвентаризационной стоимостью, предлагалось увеличить с 0,2 до 1. Теперь максимальный размер коэффициента не превысит 0,6.

Источник

Каждый коммерсант в процессе предпринимательской деятельности вынужден взаимодействовать с налоговой инспекцией. Причем значительная часть такого взаимодействия заключается в сдаче налоговой отчетности. Расскажем о том, что происходит после того, как налоговики получают декларации и расчеты от предпринимателя.

Проверка отчетности, которую представляет коммерсант, называется камеральной.

Легального определения она, как ни странно, не имеет. Однако в п. 1 ст. 88 НК РФ сказано, что "камералка" проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налогового органа.
Сразу предупредим, что камеральной проверке подвергается вся отчетность, которую коммерсант сдает в инспекцию. Это вполне объяснимо, ведь именно на основании отчетности инспекция проверяет правильность исчисления и уплаты налогов, а также правомерность использования льгот. И оснований для непроведения камеральных проверок представленной отчетности у налоговиков просто нет (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2010 по делу N А42-3884/2009). Получается, что относиться к подготовке отчетности спустя рукава — шаг довольно рискованный.
В отличие от выездной налоговой проверки, о ходе "камералки" коммерсант обычно не знает. Во-первых, по закону для ее проведения не нужно никакого специального разрешения. Инспекторы "камералят" отчетность в соответствии со своими служебными обязанностями (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Во-вторых, по логике, если в представленной отчетности все "чисто", то информировать предпринимателя о ходе и результатах проверки просто незачем. Соответственно, и о завершении проверки предпринимателя обычно не информируют и никаких документов не составляют. Исключением будет только случай, когда по завершении проверки принимается решение о возмещении налога.
Другое дело, когда в декларациях и (или) расчетах находят ошибки или искажения.

Отчетность с изъяном

Даже если инспекторы выявили какие-то недочеты, не стоит расстраиваться. Такое случается довольно часто. Тем более что налоговики обязаны сообщать коммерсантам обо всех выявленных недочетах, даже если они повлекли переплату налога (п. 3 ст. 78 НК РФ).
После выявления изъянов инспекторы связываются с налогоплательщиками и требуют внести изменения в отчетность. Времени на выполнение их требования отводится немного: лишь пять рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Если исправление недочетов не приведет к увеличению налоговой базы или суммы налога, то спорить с инспекторами не стоит. Проще сделать так, как они требуют, ведь никакой ответственности предпринимателю в данном случае не грозит.
Но бывают и другие случаи: когда изменения влекут возникновение задолженности перед бюджетом. Если предприниматель согласится с доводами инспекции, то ему придется заплатить не только налог, но и пени (по ставке рефинансирования Банка России за каждый день просрочки — п. 4 ст. 75 НК РФ). Помимо этого предпринимателя могут оштрафовать на 20% от неуплаченной суммы налога по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Здесь возникает вполне закономерный вопрос: стоит ли идти на поводу у налоговиков? К сожалению, универсального ответа на него быть не может. Все зависит от конкретной ситуации. Если изъян в отчетности, как говорится, налицо, то спорить с инспектором, доказывая ему, что черное — это на самом деле белое, едва ли стоит. К тому же, за время спора может "накапать" солидная сумма пеней.
Но даже если коммерсант уверен в своей правоте на сто процентов, возможно, есть смысл уступить инспектору. Ведь если речь идет о копеечных суммах, то овчинка может не стоить выделки.
Пожалуй, самые сложные ситуации возникают тогда, когда речь идет о крупных суммах и ни одна из сторон не хочет уступать. Чтобы убедить инспектора в своей правоте, предприниматель в принципе может использовать любые доводы и аргументы. Наверное, лучшим вариантом будет представить документы, подтверждающие правильность отчетности: акты, договоры, "платежки", счета-фактуры, регистры налогового учета и т.п. Причем налоговики должны будут их рассмотреть (п. 5 ст. 88 НК РФ). Впрочем, соглашаться с доводами предпринимателя они не обязаны. Поэтому не исключено, что дело может дойти до привлечения к ответственности, разбирательства в вышестоящем налоговом органе и даже до суда.

Документы, которые составляют налоговики

Если по результатам рассмотрения материалов проверки инспекция установит факт налогового правонарушения, она составит акт камеральной налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Он должен быть вручен предпринимателю в течение пяти рабочих дней с даты вынесения (п. 5 ст. 100 НК РФ). После этого начинает течь пятнадцатидневный срок, отведенный на то, чтобы подать возражения на акт проверки.
Затем акт вместе с возражениями (при их наличии) рассматривает руководитель (или заместитель руководителя) налоговой инспекции.

К сведению. При рассмотрении материалов руководитель (замруководителя) инспекции должен не только установить все обстоятельства нарушения, но и выявить смягчающие ответственность или вовсе исключающие вину коммерсанта (п. 5 ст. 101 НК РФ). Если он этого не сделает, то итоговое решение может быть оспорено в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.02.2013 по делу N А21-4566/2012 и от 13.08.2012 по делу N А21-8338/2011, ФАС Московского округа от 03.10.2012 по делу N А40-107621/11-99-463).

По результатам рассмотрения материалов проверки может быть вынесено одно из двух решений (п. 7 ст. 101 НК РФ):
— о привлечении к ответственности;
— об отказе в привлечении к ответственности.
Здесь следует отметить, что налоговики не обязаны рассматривать материалы и принимать решение в один день. Они могут, как говорится, растянуть удовольствие (п. 43 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Причем извещать предпринимателя о времени и месте вынесения решения налоговики не будут (Письмо Минфина России от 15.01.2010 N 03-02-07/1-14, Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14645/08).

Срок проверки

По закону проверяющие должны уложиться в три месяца со дня представления отчетности (п. 2 ст. 88 НК РФ). Однако фактически проверка может длиться не месяцы, а часы и даже минуты. Но предприниматель об этом все равно не узнает, ведь никаких документов о начале и об окончании проверочных процедур не составляется. Конкретный срок проверки налоговики определяют сами (Письмо Минфина России от 19.06.2012 N 03-02-08/52).

К сведению. В отличие от выездной проверки, закон не предусматривает ни продления, ни приостановления срока проведения "камералки" (Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75, Постановления ФАС Московского округа от 23.05.2012 по делу N А40-85281/11-20-359, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 по делу N А52-4313/2009).

Это означает, что совершать любые действия, связанные с проверкой отчетности (например, запрашивать пояснения или документы), налоговики могут только в пределах данного срока.
Вместе с тем практика показывает, что проверка часто затягивается. Если просрочка незначительна, то добиться отмены итогового решения по проверке вряд ли получится. По большому счету задержка, скажем, в одну-две недели не является настолько весомым основанием, чтобы отменить решение налоговиков. По крайней мере, такого мнения придерживаются высшие арбитры (п. 9 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Приложение к Информационному письму от 17.03.2003 N 71)).
Если же решение принимается через год и даже позже, то у предпринимателя есть все шансы его оспорить (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 10349/09, ФАС Московского округа от 17.11.2009 N КА-А40/12208-09).

Глубина проверки

Самое простая операция, которую налоговики проведут в любом случае, — это проверка контрольных соотношений. Она основывается на том, что в любой форме отчетности показатели двух или нескольких полей при любом раскладе должны сходиться. Контрольные соотношения не являются секретом, ФНС России раскрывает их в своих официальных письмах. Например, в Письме от 07.10.2009 N ШС-2-4-3/333дсп@ приведены такие соотношения для декларации, представляемой в связи с применением УСН; в Письме от 30.05.2014 N БС-4-11/10399 — для декларации по земельному налогу. Контрольные соотношения можно также найти на официальном сайте ФНС России <1> в разделах, посвященных соответствующим налогам.
———————————
<1> www.nalog.ru.

Кроме того, инспекция может сопоставить показатели текущей и предыдущей отчетности, а также цифры по разным налогам за отчетный период. Если данные не будут сходиться, то, возможно, инспекция решит провести углубленную проверку.
Также налоговики могут принять решение об углубленной камеральной проверке, если:
— предприниматель заявит в отчетности о налоговых льготах (п. 6 ст. 88 НК РФ);
— предприниматель заявит НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ).
Но и это еще не все. Как показывает практика, налоговики часто принимают решение "копнуть поглубже" в случаях, когда декларация представлена с опозданием или когда коммерсант подал "уточненку", уменьшив налог к уплате.
В любом случае в ходе проведения углубленной проверки налоговая инспекция может запросить пояснения, истребовать различные бумаги и т.п.

Дополнительные документы

Затребовать у предпринимателя какие-либо документы, относящиеся к проверке, налоговики могут только в пределах трехмесячного срока, отведенного для проведения "камералки". На это обращают внимание и чиновники (Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75), и суды (Постановления ФАС Московского округа от 26.11.2010 N КА-А40/14322-10 по делу N А40-160453/09-4-1253 и от 05.07.2010 N КА-А40/6657-10 по делу N А40-131877/09-111-956). Поэтому непредставление документов по требованию, выставленному спустя три месяца, не может являться основанием для вывода о неуплате налога.
Более того, затребовать у предпринимателя дополнительные документы налоговики могут только в ситуации, когда они выявили ошибки или противоречия в отчетности. Если этого не произошло, действия проверяющих можно считать незаконными (Письмо ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@, Постановления Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08, ФАС Поволжского округа от 10.09.2013 по делу N А65-406/2013).
Впрочем, руководитель (заместитель руководителя) инспекции может принять решение о проведении дополнительных контрольных мероприятий (абз. 1 п. 6 ст.

Проверка взаимосвязи бухгалтерских отчетов

101 НК РФ). И тогда налоговики в течение еще одного месяца на законных основаниях смогут истребовать интересующие их документы и информацию, проводить экспертизы и (или) допрашивать свидетелей (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75).

К сведению. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля должны быть изложены обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, а также указаны срок и конкретная форма мероприятий (абз. 2 п. 6 ст. 101 НК РФ).

Предпринимателю, который не представит затребованные документы или иные сведения, грозит ответственность по ст. 126 НК РФ. Штраф составит 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Нередко инспекция вместо представления документов решает вызвать налогоплательщика для личного общения (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, п. 2 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837). Делается это на основании специального уведомления (его форма утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@). Так вот, за неявку предприниматель может быть оштрафован на 2000 — 4000 руб. по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Где проводятся проверочные мероприятия

Как известно, все налогоплательщики представляют отчетность в ту налоговую инспекцию, в которой они поставлены на учет. Соответственно, именно эта инспекция должна проводить "камералку" по месту своего нахождения (п. 1 ст. 88 НК РФ).
Отсюда следует важный вывод: проводить какие-либо мероприятия за пределами своего местонахождения (например, осмотр или выемку) налоговики не могут. Им разрешено только запрашивать пояснения и дополнительные документы (п. 3 ст. 88 НК РФ).

К сведению. За 2013 г. налоговыми органами было проведено более 34 млн камеральных налоговых проверок. Размер налоговых доначислений по их результатам составляет 1,62 тыс. руб. Как отметил министр финансов Антон Силуанов, "налоговая служба перевыполнила план по сбору налогов, при этом сделала это не "кошмаря" бизнес, а за счет улучшения работы с налогоплательщиками".

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *