Справочник

Маркировка гелевых аккумуляторов

Сравнение гелевых (GEL) и AGM аккумуляторов

Итак, стоит задача выбрать аккумулятор для солнечной электростанции из двух типов: гелевый и AGM. Зайдя в любой специализированный магазин, Вы можете увидеть картину, аналогичную представленной ниже.


Обычный гелевый (GEL) аккумулятор
 
Обычный AGM аккумулятор

Два типа аккумуляторных батарей одного производителя, одинаковой емкости, напряжения, размера, но почему-то с разной ценой. Причем, более низкая цена у AGM аккумулятора. Для того, чтобы выбрать нужную модель батареи, необходимо знать её особенности и точно определиться с типом системы, где она будет эксплуатироваться (резервная или автономная).

AGM

AGM расшифровывается, как абсорбирующие стеклянные маты. Фактически, это обыкновенная стеклоткань, расположенная между положительными и отрицательными свинцовыми пластинами. В этой стеклоткани в "связанном" состоянии находится электролит. Благодаря тому, что электролит находится в связанном состоянии, возможна эксплуатация батарей в любом положении (например, на боку).

AGM аккумуляторы являются самыми дешевыми (за исключением автомобильных) с типичным сроком службы — 5 лет. Однако существуют модели и с 10-и летним сроком службы. Типичная модель способна выдерживать до 200 циклов разряда с глубиной 100%, до 350 — с глубиной 50% и до 800 — с глубиной 30%.

Применять AGM аккумуляторы целесообразно в системах резервного питания, т.е. там, где циклирование (разряды) будет достаточно редким. При условии соблюдения оптимального температурного режима (15-25 градусов Цельсия) и если не оставлять батарею в разряженном состоянии, AGM модель прослужит заявленный производителем срок службы.

GEL

GEL расшифровывается, как гель, а не гелий, что иногда встречается.

Форум об аккумуляторах AkbInfo.ru

В гелевых аккумуляторах в качестве сепаратора между свинцовыми пластинами применяется силикагель, которым заливается пространство между пластинами в процессе производства. Силикагель после застывания представляет собой твердое вещество с огромным количеством пор, в которых удерживается электролит. Благодаря тому, что силикагель полностью занимает пространство между пластинами, в гелевых аккумуляторных батареях практически невозможно осыпание свинцовых пластин и как следствие, закорачивание и выход из строя.

Кроме того, такая конструкция позволила улучшить качественные характеристики гелевых аккумуляторов, а именно, число циклов разряда и устойчивость к глубоким (100%) разрядам. И если их номинальный срок службы не отличается от срока службы аккумуляторных батарей технологии AGM и здесь также существуют модели с 5-и и 10-и летним сроком, то количество циклов типичной гелевой батареи в среднем на 50% выше. Типичная модель технологии GEL способна выдерживать до 350 циклов разряда с глубиной 100%, до 550 — с глубиной 50% и до 1200 — с глубиной 30%.

Таким образом, покупая более дорогие гелевые аккумуляторы для дома, Вы в реальности сэкономите на эксплуатационных расходах в случае их использования в автономной системе электроснабжения, поскольку в ней реальный срок службы аккумуляторных батарей определяется максимальным числом циклов заряда/разряда и очень редко доходит до номинального срока в 5-10 лет.

Немаловажной особенностью гелевых аккумуляторов является их устойчивость к глубоким разрядам. В связи с особенностями конструкции, описанными выше, они менее подвержены сульфатации, чем AGM, и могут без ущерба емкости оставаться в полностью разряженном состоянии несколько дней. Поэтому, если Вы планируете разряжать батарею до 100% и у Вас не будет возможности сразу ее зарядить, то лучше отдать предпочтение гелевой модели.

 

Надеемся, сравнение AGM и GEL (гелевых) аккумуляторов поможет Вам сделать выбор!

Гелевые и свинцово-кислотные аккумуляторы. В чем разница?

Мы рекомендуем всем клиентам, которые хотят приобрести гелевый аккумулятор, внимательно ознакомиться с текстом данной статьи. Будут раскрыты все основные моменты, которые влияют на выбор моделей. Материал будет особенно интересен покупателям, которые испытывают трудности с покупкой.

В нашей практике участились случаи вопросов от клиентов. Чаще всего звучит одна и та же фраза: "Какой аккумулятор лучше — гелевый или свинцово-кислотный?". Также можно встретить запросы в службу поддержки, которые выглядят так: "Какие именно у вас аккумуляторы — свинцово-кислотные или все-таки гелевые?". Встречаются и особенные случаи: клиенты яростно настаивают на продаже гелевых моделей и совершенно не хотят слушать аргументы специалистов.

Сравнение гелевых (GEL) и AGM аккумуляторов

При этом покупатели не вникают в саму суть проблемы: использование такой продукции не принесет желаемых результатов в конкретно описанном случае применения.

Еще один пример технической безграмотности — обобщение всех моделей и причисление всех аккумуляторов необслуживаемого типа к гелевым. Мы сделаем все возможное, чтобы вы пополнили свои знания и смогли сделать правильный и осознанный выбор.

Гелевые аккумуляторы (иногда называют GEL или VRLA) — это отдельный вид в семействе герметичных необслуживаемых аккумуляторов. Их конструкционная особенность достигается иммобилизацией электролита с помощью специальных пластин либо использованием специального наполнителя из силикона, который связывает серную кислоту. Нередко в сети можно приобрести «гелиевые» аккумуляторы или «мультигелевые» модели, которые не имеют ничего общего с существующими товарами. Мы просим клиентов тщательно знакомиться с такими предложениями и избегать их любой ценой. Расплата за невнимательность и неосведомленность — потерянное время, утраченные деньги и ненужная головная боль.

Основные особенности гелевых аккумуляторов

  • Электролит в виде гелия полностью заполняет свободное пространство между пластинами, не исключено наличие сепаратора.
  • Что касается переработки газов, образующихся в процессе электролиза, то их повторное использование достигает 97 процентов. Этот показатель немного хуже, чем у моделей AGM типа (до 99%).
  • В гелевом электролите ионы находятся в плотной среде, а потому показатели их подвижности несколько снижены. Это негативно отражается на зарядных и разрядных характеристиках. Все толчковые токи, которые развиваются в батареях, ниже на 40 процентов в сравнении с AGM типом. Неоднократно замечены случаи снижения провала в напряжении, особенно при увеличенной нагрузке. Это приводит к тому, что срабатывают защитные устройства, а оборудование работает в нестандартных режимах. Гелевые аккумуляторы не следует использовать для задач, которые связаны с управлением электрическим током.
  • Зарядные показатели упираются в отметку 0,2 С10. Если данный показатель превышен, то аккумулятор может увеличиться в размерах, «вздуться». Этот процесс связан с накоплением избыточных газов, полученные в результате электролиза.
  • Гелевые аккумуляторы требуют качественные параметры зарядного напряжения — а потому нужно использовать стабильные источники энергии, с минимальными показателями пульсации. Если не соблюдать эти требования, аккумуляторы перегреваются и получают избыточный заряд.
  • Любое, даже кратковременное короткое замыкание, приводит к уничтожению аккумулятора. Даже в тех случаях, когда вы замыкаете металлическим предметом разные полюса на короткий промежуток времени. Гелевый состав способствует повышенной фиксации пластин и замедляет коррозийные процессы. Этот фактор нашел свое отражение в циклах заряда и разряда. Показатели гелевых аккумуляторов в три раза выше, чем у простых АGM моделей (не путать с новыми АGM последнего поколения). Это важное преимущество отображает основную сферу применения изделия.
  • Кроме того, гелевые аккумуляторы могут использоваться в любом положении — кроме перевернутого. АКБ со связанным гелевым электролитом имеют низкие показатели саморазряда. А потому такие модели лучше применять в режимах длительного разряда малым током.

На основе приведенных характеристик можно сделать соответствующие выводы: гелевые аккумуляторы имеют лучшие параметры циклического ресурса и преимущества в саморазряде. Все остальные качества значительно уступают аккумуляторам AGM типа, в том числе и по ценовым показателям.

Гелевые модели на 30 процентов дороже своих AGM собратьев. Выбор за вами, дорогие клиенты. Мы надеемся, что все представленные данные помогут вам приобрести качественный, а самое главное — востребованный тип аккумуляторов. И ни один из продавцов не сможет обмануть вас в процессе покупки.

Чтобы с должной тщательностью сделать сравнение, какой аккумулятор лучше: гелевый или кислотный, необходимо в начале обратиться к конструкционным особенностям данных разновидностей батарей для автомобилей. Так как большинство владельцев машин редко задумываются и представляют себе, что это такое.

Многие думают на таком уровне: гелевый – это такой же аккумулятор, только необслуживаемый, что не является полной истиной. Иные говорят о том, что АКБ GEL от АКБ обычной и вовсе не отличается, хотя это два конструкционно различных продукта. Давайте с вами разберемся повнимательнее.

Какой аккумулятор лучше: гелевый или кислотный? Собственно, данный вопрос поставлен не совсем корректно. Ведь и АКБ GEL и АКБ жидкостные в основе своей содержат электролит-кислоту. А значит, оба теоретически являются кислотными. А вот в конструкции элементов питания и их обслуживании имеются отличия. О них и расскажем.

Различия в устройстве

В классике жанра – жидкостном свинцово-кислотном аккумуляторе – ток движется по электролиту. Он представляет собой водный раствор серной кислоты. Пластины же внутри разделены сепараторами (в данном качестве обычно выступает микропористый пластик). В гелевой АКБ электролит загущен специальным силиконовым гелем до желеобразной массы.

Так, если вскрыть новый аккумулятор подобного рода, то можно воочию лицезреть белесую желеобразную консистенцию. Гель немножко подсушивается на заводе-изготовителе, а в процессе эксплуатации батареи может еще больше загустевать. Масса пронизана микротрещинами, что не дают возможности парам электролита улетучиться.

В конструкции используется явление рекомбинации: водород и кислород удерживаются внутри геля, где снова вступают в реакцию и образуют воду, которая снова впитывается гелем (и так по кругу, многократно, не выходя за рамки устройства).

Стоит отметить, что некоторая часть газов все же не рекомбинируется, и тогда их избыток сбрасывается через специально предусмотренные клапана, выполняющие предохранительную функцию. Функции сепаратора также выполняет не обычный материал, а дюропластик, который из-за применения присадок алюминия менее подвержен воздействиям агрессивных сред и обладает к тому же большой устойчивостью к температурным перепадам. Дюропластик повышает ударопрочность и вибростойкость батареи.

Кстати, нелишним будет отметить, что данный материал является ноу-хау, и выпускается только на 2-х фирмах. И для всех производимых в мире батарей такой сепаратор закупается только у них.

Ресурс и эксплуатация АКБ GEL

Применение в гелевых свинца самой высокой очистки делает ресурс и эксплуатационные сроки элементов более продолжительными. Сам гель более герметично обволакивает пластинки, не давая образоваться сульфату свинца. В результате всего вышеперечисленного АКБ GEL может: выдерживать количество циклов разрядки/зарядки несомненно большее, чем обычная, долгое время находиться разряженной, иметь невысокий заряд, дозволяет свою эксплуатацию в любом положении (а не только строго в вертикальном). Их можно при желании эксплуатировать и в жилом помещении.

Еще с 80-х гелевые батареи активно применялись на станциях сотовой связи, в секторах промышленного бесперебойного питания. А на некоторых автоконцернах – уже в течение 35 лет, так что это – не такое уж и ноу-хау!

Аргументы в пользу гелевых АКБ

  • Батарея обладает постоянной плотностью электролита (а не как в жидкостных, где через каждые 15-20 тысяч км эксплуатации рекомендовано проверять плотность внутри и доливать дистиллированную воду);
  • У АКБ GEL более долгая продолжительность эксплуатации (до 7-8 лет). Жидкостные же, да и то при проведении соответствующих профилактик, едва ли доживают и до 3-х;
  • Возможно длительное хранение подобной батареи без всякой зарядки (до 2-х лет). И самое важное, что потом, выполнив определенные условия зарядки ее можно полностью восстановить. Если подобную экзекуцию провести с жидкостным элементом питания, то вряд ли он будет после этого пригоден к эксплуатации, скорее всего, вам придется его просто выкинуть;
  • Работа аккумулятора с гелем возможна при практически любом наклоне устройства. Корпус его изолирован герметично, а при нарушении целостности конструкции электролитная масса не вытечет наружу, как в случае, к примеру, с обыкновенным кислотным аккумулятором. Эксплуатация последнего, кстати, происходит только в вертикальном положении по той же причине;
  • Гелевый элемент питания выдерживает гораздо большее количество циклов полной разрядки/зарядки, в отличие от его жидкостного собрата. Правда, подзаряжать его рекомендуется особым образом, используя низкие токи. Но зато после многократной зарядки он чувствует себя, практически, как свежий. Чего не скажешь в таких случаях об обыкновенных кислотных.


Подводя итог в вопросе, какой аккумулятор лучше: гелевый или кислотный, вроде бы можно констатировать, что АКБ GEL побеждают по многим параметрам.

Error 404: Not found 🙁

Однако, есть несколько проблем, мешающих их широкому внедрению в массы. Они довольно плохо относятся к морозам, так что, к примеру, при -25°C их использовать не рекомендуется. Что же, иметь для подстраховки второй (жидкостный) аккумулятор на зимнее время? К тому же, их цена довольно высока, что также является останавливающим фактором для потенциального покупателя.

Практические советы по эксплуатации гелевых и AGM аккумуляторов

Существует множество мифов о свойствах и об эксплуатации гелевых и AGM аккумуляторов.

Гелевые аккумуляторы и основные отличия от аналогов.

Тем не менее, это всего-лишь более современные модификации жидкостных свинцово-кислотных АКБ, и то, что известно про обычные автомобильные аккумуляторы, в большей степени относится и к их гелевым и АГМ собратьям.

Конечно есть и отличия, а связаны они с разной плотностью кислоты и с различными типами сепараторов свинцовых пластин. Кроме того, в большинстве автомобильных аккумуляторных батарей толщина свинцовых пластин гораздо меньше и соответственно они меньше весят.

Далее мы приводим ответы на часто задаваемые вопросы по этой теме:

 

Что такое полный разряд аккумулятора или разряд в ноль?

Полный разряд — это неконтролируемый разряд АКБ до напряжения 0 (ноль) Вольт.

Разряд в ноль приводит к необратимой сульфатации и значительной потере емкости любого свинцового аккумулятора независимо от его типа. В большинстве случаев при разряде в ноль происходит полная необратимая потеря емкости и остается только утилизировать или продать скупщикам свинца такую аккумуляторную батарею.

К полному разряду зачастую приводит ситуация, когда на время длительного отсутствия нормальной эксплуатации забывают отключить всё, что подключено к плюсовой клемме АКБ. В результате отсутствия периодической подзарядки от сети, генератора или от солнечных батарей, даже небольшой ток от подключенного к АКБ оборудования приводит к неконтролируемому снижению напряжения ниже критического значения 10,5 Вольт.

Применительно к солнечным электростанциям, данная ситуация может возникнуть, если на зиму оставить подключенным контроллер заряда, а солнечные батареи засыпет снегом. Это приведет к тому, что в отсутствии подзаряда от солнечных батарей, собственное потребление контроллера медленно приведет к полному разряду АКБ.

Чтобы не допустить такой ситуации, перед тем как оставить солнечную электростанцию на даче на зиму, рекомендуется дождаться полного заряда АКБ, после чего отключить СБ от контроллера и отключить контроллер и всё остальное от плюсовой клеммы АКБ.

 

Что такое аккумулятор глубокого разряда и в чем отличие разряда на 100% от разряда в ноль?

Аккумуляторами глубокого разряда можно назвать любые гелевые или AGM АКБ, поскольку они обеспечивают в среднем от 200 до 400 циклов разряда на 100%.

При этом, чем больше масса аккумулятора при одинаковой емкости, тем больше в нем свинца и тем большее кол-во циклов он сможет проработать. Поэтому, выбирая аккумуляторную батарею для целей глубокого разряда (для электропогрузчиков, инвалидных электроколясок, детских электромобилей, лодочных электромоторов, солнечных электростанций), рекомендуется покупать модель с наибольшей массой.

Разряд на 100% (глубокий разряд) — это разряд АКБ до напряжения 10,5 Вольт, а не до ноля Вольт.

 

Вредно ли короткое замыкание гелевого аккумулятора?

Гелевые аккумуляторы при коротком замыкании способны выдавать очень большие токи (от сотен до тысяч Ампер в зависимости от емкости).

Сам факт короткого замыкания не вреден для гелевой АКБ и не влияет на срок службы. Однако, следует избегать короткого замыкания, т.к. при этом во внешней перемычке, вызвавшей короткое замыкание, выделяется огромное кол-во энергии, перемычка нагревается до сотен градусов и может вызвать пожар.

Для соблюдения правил пожарной безопасности рекомендуется устанавливать автомат постоянного тока или плавкую вставку как можно ближе к пюсовой клемме аккумуляторной батареи, а клемму защищать резиновым колпачком.

 

Как правильно хранить гелевую АКБ и когда начинается сульфатация?

Любой свинцовый аккумулятор независимо от его типа следует хранить в полностью заряженном состоянии при температуре от -20 до +50 градусов (оптимально при +20).

Через несколько месяцев хранения напряжение может снизиться из-за саморазряда. При снижении напряжения ниже 12,6 Вольт начинается сульфатация свинцовых пластин, что может привести к снижению емкости аккумулятора.

При хранении рекомендуется раз в полгода проверять напряжение аккумуляторной батареи и не допускать снижения напряжения ниже уровня 12,6 Вольт, а при достижении этого уровня проводить подзарядку аккумулятора от зарядного устройства или при помощи солнечных батарей. Выполнение этой рекомендации позволит значительно продлить срок службы свинцовой аккумуляторной батареи.

После длительного хранения АКБ необходимо провести выравнивающий заряд для того, чтобы выравнить напряжения на банках аккумулятора. Напряжение выравнивающего заряда для всех серий АКБ Delta составляет 2,4 Вольта на двухвольтовую банку или 14,4 Вольта для АКБ на 12 Вольт. Напряжение выравнивающего заряда для других марок АКБ уточняйте у производителя.

 

Как проверить гелевый аккумулятор при покупке?

В первую очередь следует проверить напряжение:

  • Если оно находится в пределах от 12,8 до 13,0 Вольт, то это значит, что аккумулятор новый и с момента его выпуска прошло не более 6 месяцев. Его можно смело покупать.
  • Если напряжение на клеммах в пределах от 12,6 до 12,8 Вольт, то стоит задуматься, т.к.

    очевидно он хранится уже более полугода.

  • Если же напряжение ниже 12,6 Вольт, то такой аккумулятор точно не стоит приобретать, т.к. у него возможна потеря емкости из-за длительного хранения без подзаряда.

Кроме проверки напряжения вольтметром, если есть возможность, проверьте напряжение под нагрузкой при помощи нагрузочной вилки, дающей ток близкий к емкости АКБ.

При проверке исправной АКБ, показания нагрузочной вилки должны быть в пределах 11,5-12,0 Вольт в зависимости от тока нагрузки и емкости АКБ.

 

Нужно ли заряжать АКБ перед началом эксплуатации?

Несмотря на то, что аккумуляторные батареи продаются в заряженном состоянии, перед началом эксплуатации рекомендуется произвести подзарядку каждого аккумулятора в отдельности, используя при этом выравнивающий заряд. Это особенно важно сделать, если АКБ будут соединены последовательно для подключения к системе на 24 или 48 Вольт.

Один раз в полгода рекомендуется измерять напряжение на каждой АКБ. В случае, если будет обнаружена разница напряжений более 0,1-0,2 Вольта, необходимо произвести выравнивающий заряд и, при необходимости, балансировку АКБ при помощи зарядного устройства на 12 Вольт, осуществив выравнивающий заряд каждой АКБ в отдельности.

При эксплуатации АКБ в автономной системе электроснабжения рекомендуется делать от 2 до 4 циклов выравнивающего заряда в год (желательно не реже 1 раза в 6 месяцев).

 

Смотрите также:

 

Гелевый или кислотный аккумулятор. Какой лучше? Только факты + ВИДЕО и голосование

Классификация и маркировка АКБ

Классификация и маркировка аккумуляторных батарей по международному стандарту DIN*:

1. Аккумуляторные батареи различаются по назначению:

— для запусков двигателей внутреннего сгорания – стартерные батареи;

— для погрузочной техники (погрузчики,  самоходные тележки, коляски, гольф кары, поломоечные машины, итд.) – тяговые аккумуляторные батареи;

— для работы портативной техники и устройств – портативные аккумуляторы;  

— для работы оборудования объектов связи (телекоммуникаций), энергетики, промышленного оборудования – промышленные стационарные аккумуляторы.

2. По состоянию электролита аккумуляторные батареи бывают:

—  с маркировкой GroE, OPzS, PzS, OGi, OP — жидкий электролит;

— с маркировкой OPzV, PzV, PzB, OGiV-  гелеобразный электролит;

— с маркировкой VRLA – абсорбированный электролит.

3. По типу обслуживания аккумуляторные батареи бывают:

— GroE,OPzS, PzS, OGi, OP – мало обслуживаемые батареи (открытый тип). В течении эксплуатации требуется долив воды;

— OPzV, PzV, PzB, OGiV, VRLA –герметичные необслуживаемые аккумуляторные батареи (закрытый тип). Долив воды в течении срока службы не требуется.

4. По типу положительной пластины аккумуляторные батареи бывают:

— планте (plante)  —  пластина из чистого свинца (не менее 99,9%) с максимальной рабочей поверхностью (GroE);

— панцирная трубчатая пластина – в которой каждый компонент заключен в полимерный кислотопроницаемый стержень, изготовленный из сплава свинца ( не менее 99,9% ) и 2% сурьмы (OPzS, PzS, OPzV, PzV, PzB);

— стержневая намазная пластина (OGi, OGiV)

— решетчатая намазная (OP, VRLA)

5. По составу сплава решетки положительной пластины аккумуляторные батареи различают:

— сплав Pb-Sb с содержанием сурьмы 6% (6% Sb);

— сплав Pb-Sb с низким содержанием сурьмы (2% Sb );

— сплав Pb-Ca-Sn .

Расшифровка условных обозначений стационарных аккумуляторов:

(маркировка, расшифровка, стандарт)

GroE стационарные аккумуляторные батареи; поверхностные положительные пластины; традиционная или узкая компоновка DIN 40732, DIN 40738

OPzS стационарные аккумуляторные батареи; панцирные положительные пластины с разделителем  DIN 40736

OPzV стационарные аккумуляторные батареи; панцирные положительные пластины с разделителем;  герметизированные с гелевым электролитом   DIN 40742

OGi стационарные аккумуляторные батареи; решетчатые стержневые положительные пластины DIN 40734, DIN 40739

OgiV стационарные аккумуляторные батареи; решетчатые стержневые положительные пластины; герметизированные с гелевым электролитом  DIN 40737 ч. 3

GiV моноблочные аккумуляторные батареи; решетчатые положительные пластины DIN 43534

SpzV специальные аккумуляторные батареи; панцирные положительные пластины с разделителем; герметизированные с гелевым электролитом DIN 43534, DIN 43539

PzS тяговые аккумуляторные батареи; панцирные положительные пластины с разделителем  DIN 43531-5

PzV тяговые аккумуляторные батареи; панцирные положительные пластины с разделителем; герметизированные с гелевым электролитом DIN 43531-5

См. также:
"как выбирать аккумуляторные батареи для ИБП"
"правила эксплуатации аккумуляторных батарей для ИБП"
"термины и определения"

DIN (сокращенное от: Deutsches Institut für Normung e.V.) — Немецкий институт по стандартизации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *