Справочник

Методический день учителя

Содержание

Добрый день!

В соответствии со статьей 108 Трудового кодекса РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Таким образом, речь идет только о предоставлении одного перерыва для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, который не включается в рабочее время работника.

Методические дни: право или привилегия?

При этом допускается возможность приема пиши в рабочее время (например, учителям может быть предоставлена возможность приема пищи одновременно с обучающимися во время перемен, являющихся их рабочим временем).

Согласно Положению «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Приказ № 69 от 27.03.2006 г. Министерства образования и науки РФ)

В образовательных учреждениях при составлении расписаний учебных занятий работодатель обязан исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.

Установление нескольких перерывов в рабочем времени учителя («окон»), в т.ч. перерыва, составляющего два и более часа подряд, противоречит трудовому законодательству. Такой режим работы является неудобным и предполагает компенсацию, порядок и размеры которой могут предусматриваться коллективным договором.

Что касается права на установление учителям, так называемого методического дня, то нормативной основы для его введение не предусмотрено, скорее всего, такое право закреплено во внутренних нормативных документах образовательного учреждения (устава учреждения, внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, коллективного договора и т.д.) .

Отсутствие для учителей таких свободных дней не противоречит законодательству.”

В Вашем случае, вопрос с предоставлением Вам методических дней Вам следует решать с администрацией Вашей школы по согласию сторон.

Всего доброго.

Оплата труда педагогических работников в нерабочие праздничные и выходные дни

Оплата труда педагогических работников в нерабочие праздничные и выходные дни

Привлечение педагогических работников к работе в нерабочие праздничные и выходные дни может быть вызвано необходимостью проведения экзаменационной сессии, учебных занятий с обучающимися по заочной форме обучения, дней открытых дверей для абитуриентов и их родителей, направлением их в длительные походы для сопровождения учащихся и т.д. Как правильно документально оформить выход педагогического работника на работу в выходной или праздничный день, а также о порядке оплаты труда в эти дни пойдет речь в данной статье.

Общие положения

Время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ).

В ст. 107 ТК РФ перечислены виды времени отдыха, среди которых поименованы выходные (еженедельный непрерывный отдых) и нерабочие праздничные дни.

Выходные дни предоставляются всем работникам еженедельно в соответствии с трудовыми, коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка учреждения или локальными нормативными актами работодателя. Общий выходной день — воскресенье.

В отличие от выходных, нерабочие праздничные дни установлены для всех работников без исключения, напомним, что таковыми согласно ст. 112 ТК РФ являются:

— 1, 2, 3, 4 и 5 января — Новогодние каникулы;

— 7 января — Рождество Христово;

— 23 февраля — День защитника Отечества;

— 8 марта — Международный женский день;

— 1 мая — Праздник Весны и Труда;

— 9 мая — День Победы;

— 12 июня — День России;

— 4 ноября — День народного единства.

Трудовым кодексом запрещено привлекать к работе в выходные и нерабочие праздничные дни следующие категории работников:

— инвалидов и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, если такая работа запрещена им по медицинским показателям (ст. 113);

— беременных женщин (ст. 259);

— сотрудников в возрасте до 18 лет (ст. 268).

Остальные к работе могут быть допущены, но при соблюдении условий, установленных ст. 113 ТК РФ. В ней перечислены случаи, когда к работе в выходные и нерабочие праздничные дни можно привлекать работников только с их согласия, а когда без него.

Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без согласия сотрудников допускается в следующих ситуациях:

— для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

— для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;

— для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

По мнению автора, из всех перечисленных ст. 113 ТК РФ случаев привлечения сотрудников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни с их согласия применительно к педагогическим работникам можно выделить те, которые вызваны необходимостью обслуживания населения.

Документальное оформление выхода на работу в выходной

и нерабочий праздничный день

Работодатель, привлекая педагогического работника к работе в выходной или нерабочий праздничный день, должен заручиться его согласием, то есть получить от педагогического работника заявление в произвольной письменной форме. Например, оно может выглядеть так.

¦ Директору школы N 25¦

¦ Савельеву Н.Ф.¦

¦ от учителя Федорова К.М.¦

¦ заявление. ¦

¦ В связи с организацией 23.05.2010 для будущих первоклассников дня¦

¦открытых дверей согласен на работу в выходной день. ¦

¦ 20.05.2010 ¦

¦ Подпись К.М. Федоров ¦

Затем издается приказ (распоряжение) руководителя учреждения о привлечении педагогического работника к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в котором указываются подлежащие оплате дни и условия оплаты.

Например.

¦ Средняя общеобразовательная школа N 25 ¦

¦ Приказ ¦

¦ от 20 мая 2010 г. N 82¦

¦ О привлечении к работе в выходной день ¦

¦ В связи с организацией 23.05.2010 для будущих первоклассников дня¦

¦открытых дверей и в соответствии со ст. ст. 113 и 153 ТК РФ приказываю: ¦

¦ 1. Привлечь к работе в выходной день — 23 мая 2010 г. учителя¦

¦Федорова К.М. ¦

¦ 2. Бухгалтерии оплатить три часа работы учителя Федорова К.М. в¦

¦размере двойной дневной ставки сверх оклада. ¦

¦ 3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой. ¦

¦ Директор подпись Н.Ф. Савельев ¦

¦ С приказом ознакомлены: ¦

¦ 30.04.2010 ¦

¦ Учитель подпись К.М. Федоров ¦

¦ 30.04.2010 ¦

¦ Главный бухгалтер подпись Е.А. Завьялова ¦

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни

Поскольку оплата труда педагогических работников производится исходя из установленного им оклада, то согласно нормам ст. 153 ТК РФ их работа в выходной или нерабочий праздничный день будет оплачиваться в размере:

— не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени;

— не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры платы за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным или трудовым договорами, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Поскольку при расчете оплаты труда работников в выходной или праздничный день ст. 153 ТК РФ предписывает определять нормальную продолжительность рабочего времени в конкретном месяце, оплата работы в выходной или праздничный день должна производиться исходя из ставки, исчисленной с учетом нормальной продолжительности рабочего времени в данном месяце.

Пример.

273 ФЗ об образовании в РФ — последняя редакция на 2016 год

Рассчитаем плату за работу в выходной день учителю Федорову К.М. Его месячный оклад равен 8000 руб. Норма педагогической работы учителя за ставку — 18 ч в неделю (72 ч в мес.). Им отработано 75 ч. Работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Оклад, руб.¦ Фактически отработано ¦ Расчет оплаты

¦ в выходной день ¦

8000 ¦3 ч ¦8000 руб. / 72 ч x 3 ч x 2 =

¦ ¦666,67 руб.

По письменному заявлению сотрудника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.

¦ Директору школы N 25¦

¦ Савельеву Н.Ф.¦

¦ от учителя Федорова К.М.¦

¦ заявление. ¦

¦ В связи с привлечением меня к работе в выходной день 23.05.2010 прошу¦

¦предоставить 04.06.2010 день отдыха. ¦

¦ 03.06.2010 ¦

¦ Подпись К.М. Федоров ¦

В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Исходя из условий нашего примера, если К.М. Федоров пожелает взять один день отгула за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, начисление суммы оплаты его труда будет выглядеть следующим образом.

Оклад, руб.¦ Фактически отработано ¦ Расчет оплаты

¦ в выходной день ¦

————-+————————+————————————

8000 ¦3 ч ¦8000 руб. / 72 ч x 3 = 333,33 руб.

————-+————————+————————————

При этом может возникнуть вопрос: почему работнику, отработавшему всего несколько часов в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется целый день отгула?

Роструд в Письме от 03.07.2009 N 1936-6-1 отметил следующее. Согласно ст. 153 ТК РФ по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

При буквальном прочтении этой статьи следует, что речь идет именно о дне отдыха, а не о пропорциональном предоставлении времени отдыха за работу в выходной день. Действующее законодательство не предусматривает зависимости продолжительности отдыха от продолжительности работы в выходной или нерабочий праздничный день.

Таким образом, несмотря на количество отработанных в выходной день часов, работнику предоставляется целый день отдыха.

И.Зернова

Редактор журнала

“Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение“

Методический день учителя что это такое и когда он проходит?

Видео: Технология как инструмент методического мастерства учителя

Методический день учителя

Каждый учитель обязан стремиться к тому, чтобы дети знали его предмет. Ведь нельзя прийти в школу без подготовки и провести урок. В таком случае ученики ничего не поймут и потеряют интерес к предмету. Каждую новую тему учитель старается донести ученикам самыми доступными словами, чтобы все было понятно. Поэтому часто говорят, что учитель учится вместе со своими учениками. Ведь на самом деле так и происходит. Приходя на урок, учитель объясняет тему, которую хорошо знает, так, что сам по-новому ее воспринимает.
Каждый урок требует старательной подготовки со стороны учителя. Но когда готовиться к урокам учителю, который целый день проводит в школе, а дома его ждет семья? Для этого предусмотрен методический день учителя.
Методический день — это свободный для учителя день в рабочей неделе. Этот день учитель может использовать для подготовки к урокам, для самообразования. Ведь современная школа и современные ученики очень быстро развиваются. И учителя часто сталкиваются с проблемой, что тех знаний, которые у них есть, уже не достаточно для того, чтобы соответствовать современным стандартам школы.
Многие считают, что методический день — это выходной. На самом деле это рабочий день. Особенность методического дня учителя от любого другого рабочего дня заключается в том, что в этот день учитель может выбирать, где ему готовиться к занятиям: в школе, дома либо в библиотеке. Методический день оплачивается так же, как и обычный рабочий день.
Как правило, администрация школы выделяет методический день учителю в зависимости от его нагрузки, от количества уроков, которые он проводит за неделю. Методическим днем не может выступать суббота или воскресение.

Что означают методические дни педагога?

Это могут быть только те дни, которые не совпадают с официальными выходными.

Видео: Я УБИЛ КОРОЛЯ ° °

Учитель и урок

Чтобы подготовить хороший урок, нужно много времени и много усилий. Для этого нужно перечитать много литературы, выбрать необходимое для урока, подобрать интересные и познавательные задания. Для этого и предназначен методический день учителя, который позволяет учителям быть всегда готовым к уроку.
Источники изображений: perevoloka.schools.by, daster.by.

Видео: Shadow Fight 2 — БИТВА С ТИТАНОМ! #23


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожие

ruLadyPro.ru » Обучение и карьера » Карьера » Методический день учителя что это такое и когда он проходит?

Валентина СОКОЛОВА

Вы спрашивали…

Каким документом установлен методический день педагогическим работникам школ? Методический день – это выходной или свободный день?
Имеет ли право администрация школы вызывать учителя на работу, если в его методический день проводятся общешкольные мероприятия? Обязан ли директор школы давать учителю отгулы, если он по своей инициативе проводил в свой методический день мероприятия?

Нормативного правового документа, обязывающего администрацию школы устанавливать для учителей методический день, нет, и вряд ли такой документ когда-нибудь появится – слишком в разных условиях работают учителя: у каждого из них свой объем учебной нагрузки, и число параллелей, в которых преподается предмет. Более того, само словосочетание «методический день» не обозначает (так же, как, например, «декретный отпуск») юридически признанный термин. Под методическим подразумевается рабочий день, когда по расписанию учитель свободен от проведения занятий (уроков) с учащимися.
Расписание уроков составляется и утверждается руководителем образовательного учреждения по согласованию с выборным комитетом профсоюза с учетом обеспечения педагогической целесообразности, соблюдения санитарно-гигиенических норм и максимальной экономии времени учителя.
При составлении расписаний учебных занятий работодатель обязан исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые, в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, рабочим временем педагогических работников не являются.
«Методический день» – не синоним выходного, нерабочего дня. В этот день учитель свободен от выполнения аудиторской нагрузки, но не свободен от выполнения других обязанностей, в частности от присутствия на заранее запланированных общешкольных мероприятиях или выполнения работы в соответствии с индивидуальным планом.
Такой вывод можно сделать из анализа следующих документов.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, «рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка учреждения и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и другими нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени» (ст. 91). В зависимости от занимаемой должности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации (ст. 333 Трудового Кодекса Российской Федерации).
Согласно постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» продолжительность рабочего времени педработников включает «преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке».
В Примерном положении о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений, являющемся приложением к Отраслевому соглашению по учреждениям системы Минобразования России на 2004–2006 гг., прошедшему уведомительную регистрацию в Минтруде России 2 февраля 2004 г. за № 572-ВЯ, определено, что «дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.» (п. 2, 4).
Таким образом, учитель обязан быть в школе в свой методический день, если на этот день запланированы и заранее объявлены мероприятия, в которых участие учителя предусмотрено его должностными обязанностями (например, педагогический совет). Никаких «отгулов» в этом случае, а также в случае, если учитель в свой методический день по своему индивидуальному плану выполнял какую-то работу в школе, предусмотренную его трудовым договором, его должностными обязанностями, не предоставляется.

В каких случаях могут быть отозваны из отпуска педагогические и руководящие работники начальной школы?

В Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 125) установлено, что любой работник (следовательно, и учитель, и директор школы) может быть отозван из отпуска только с его согласия. Отказ работника выйти на работу до окончания отпуска, то есть независимо от причины отказа, не является нарушением трудовой дисциплины и не может повлечь за собой какое-либо взыскание.
Если работник дал согласие на отзыв из отпуска, то неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по его собственному выбору в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.
Трудовой кодекс РФ прямо запрещает отзыв из отпуска работников моложе 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда.
Отзыв из отпуска оформляется в отношении учителя или иного работника школы – приказом директора школы, в отношении директора школы – приказом руководителя органа управления образованием, выполняющего функции учредителя.

Рабочее и нерабочее время педагога: в каком режиме работает учитель?

К приказу прилагается письменное согласие работника на его отзыв из отпуска. Этим же приказом, как правило, решается вопрос о времени использования работником оставшейся части отпуска.
Отзыв из отпуска влечет за собой перерасчет заработной платы. Как правило, денежные средства за период неиспользованного отпуска засчитываются в счет заработной платы работника по выходе на работу. При предоставлении работнику неиспользованной части отпуска расчет оплаты данного периода необходимо производить заново.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *