Справочник

Методика социометрия для подростков

Чтобы изучить межличностные отношения в коллективе, используют социометрию. Создание и развитие социометрической методики связано с именем американского психолога Дж. Морено.
Сущность метода заключается в следующем.

Социально-психологическая диагностика межличностных отношений подростков 1-й метод: социометрия

Членам коллектива задают вопрос: «Если бы ваш коллектив создавался вновь, кого из членов старого коллектива вы хотели бы видеть в новом?»

При составлении вопросов для социометрии важно, чтобы они носили не абстрактный, а конкретный характер, отражали какую-то реальную ситуацию. Следует отметить, что социометрию можно проводить только в тех коллективах, где сотрудники хорошо знают друг друга и работают совместно не менее полугода.

Размеры обследуемого коллектива не должны быть большими.
Социометрия направлена на выявление лидера в группе, на определение микрогрупп, на определение социометрического статуса работника. К социометрическому опросу обращаются, например, когда нужно выбрать руководителя нижнего и среднего звена.
Первый способ: попросить проголосовать за кандидатов. Кто наберет большее количество голосов, того и назначить. Недостаток этого способа в том, что каждый подходит к выбору со своими мерками. Поэтому выбор может оказаться неоптимальным.
Другой, более объективный подход – попросить каждого члена коллектива назвать три кандидата. Чья фамилия чаще других встречается, того и выбрать.
Третий подход: попросить каждого члена коллектива ответить на вопрос: "Представьте себе, что ваш коллектив в скором времени будет расформирован. С кем из членов сегодняшнего коллектива вы хотели бы остаться работать вместе? Напишите одну фамилию".
После дается вторая инструкция: "Представьте, что ваше желание по объективной причине не удается воплотить Укажите под цифрой 2 фамилию сотрудника, из оставшихся членов коллектива, с которым бы вы хотели работать в новом коллективе".
После выполнения этого задания дается третья инструкция: "Если так получится, что и это ваше желание не удается осуществить, то кого бы вы выбрали третьим?" На этом процедура опроса заканчивается.
Обработку результатов можно проводить двумя способами:
1) составить социоматрицу;
2) составить карту социометрического выбора.

Составление социоматрицы (сведение всех результатов опроса с личных карточек в общую таблицу).

Делают это так. В горизонтальных строках указывают фамилии членов коллектива и присваивают им номера, вертикальные столбики обозначают цифрами, которые соответствуют номерам тек же работников в том же порядке. В таблице указаны фамилии тех, кто выбирает, а номера столбцов указывают на тех, кого выбирают.
На пересечении фамилии выбирающего и номера того, кого он выбрал, ставят 3 балла, если избранный стоял первым в списке; 2 балла, если он был под номером 2; 1 балл, если был 3-м в списке. В случае, когда выбор взаимный, количество баллов ставят в скобки (независимо от значения цифры).

Например:

Кто выбирает

Кого выбирают

Фамилии

1. Иванов

х

(1)

(3)

2. Петров

х

(2)

3. Сидоров

(3)

х

4. Рыбаков

х

(2)

5. Уткин

(3)

(1)

х

6. Зайцев

(1)

(2)

х

7. Табаков и т. д.

х

Количество выборов

Количество
взаимовыборов

З

Сумма баллов

Число выборов показывает популярность члена коллектива.

Если у двух человек количество выборов одинаково, то смотрят по количеству набранных баллов.
Чтобы яснее представить положение каждого работника, можно составить карту социометрического выбора. Она представляет собой четыре окружности, расположенных друг в друге. В центральном, наименьшем круге, располагают испытуемых с большим, чем у других, количеством выборов – это "звезды". Во 2-м круге находятся номера "предпочитаемых", в 3-й окружности – "игнорируемых", если выборы отсутствуют – это "изолированные", они находятся в 4-м круге. Таким образом, в 1-м и 2-м кругах расположены фамилии людей, занимающих благоприятное положение в группе. А оказавшиеся в 3-м и особенно 4-м круге находятся в неблагоприятном положении.
Взаимовыборы на карте можно обозначить, соединив соответствующие номера стрелочками друг с другом. В результате можно увидеть составы микрогрупп.
Для более полного анализа данных часто используют индексы социометрического статуса. Положительный статус работника вычисляется по формуле:

Число   работников,   выбравших  его
ПСр = Число работников, оценивающих его – 1.

Отрицательный статус конкретного работника определяют по формуле:

Число  работников,  отклонивших  его
ОСр = Число работников, оценивающих его – 1.

Эти индексы характеризуют личность в общении: мера общительности, влиятельность.
Общий статус работника в группе можно определить следующим образом:

ПСр – ОСр
ОбСр = Число работников, оценивающих его – 1.

Этот индекс выражает отношение группы к одному из ее членов. Общий статус работника бывает со знаком "-", "+", равен 0 (нейтрален).
В результате социометрического опроса руководитель может получить не только сведения о положении каждого работника в группе, но и определить психологический климат в коллективе. О благополучии группы говорит преобладание числа "звезд" и "предпочитаемых" над суммой "изолированных" и "отверженных".

Почитайте статьи по теме:
Метод социометрических измерений (социометрия)
Социограмма

Социометрия для школьников

Социометрия – это социально-психологический тест, направленный на выявление взаимоотношений внутри группы людей: каковы симпатии внутри группы, кто является всеобщим любимчиком, а кого обходят стороной.

Методику социометрии широко применяют для школьников как в начальных, так и в старших классах. Этот метод основан на воображаемом выборе, который делают все члены группы. Предлагается достаточно напряженная эмоциональная ситуация, в рамках которой участникам необходимо сделать выбор на бумаге в пользу или против некоторых членов группы. Стоит отметить, что у школьников нет как таковой совместной деятельности – чаще всего они просто учатся вместе, сидя друг с другом за партой. Поэтому им тяжело будет выбирать в своей группе лидера. Однако оценить эмоциональную атмосферу класса при помощи социометрии возможно.

Как провести тест по социометрии?

Теперь возникает вопрос — какую теоретическую ситуацию предложить школьникам, чтобы оценить их эмоциональные взаимоотношения? Ситуация должна быть связана со школьной жизнью, однако можно добавить и внеурочную совместную деятельность. Для младших школьников при проведении социометрии можно использовать следующие вопросы:

  1. С кем бы ты хотел делать домашние задания, выполнять готовиться к экзаменам и сдаче тестов?
  2. Кого бы ты пригласил на свой день рождения?
  3. Кто больше всех тебе нравится в классе?
  4. С кем бы ты хотел жить по соседству?
  5. Кого бы ты выбрал для поездки или похода на природу?

Проведение социометрии в любом классе является серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто не особо популярен в классе. Необходимо честно написать, кто тебе нравится, а кто нет, подписав при этом свою анкету. Лучше, если проводить методику будет опытный психолог, знакомый с классом и обстановкой в нем, ведь наверняка он уже завоевал доверие и расположение к себе школьников.

Методика «социометрия»

Перед началом опроса необходимо провести предварительный инструктаж. Вот один из вариантов:

«Мы часто общались с вами, пытались определить, дружный ли у вас класс, и если нет, то по какой причине. Я хочу глубже разобраться в этом. Сейчас вы получите бланки и прочтете их. Вопросы и сложные и простые одновременно – они касаются отношений между вами. Отнеситесь серьезно! Конечно, вы можете не отвечать, но так мне будет сложнее помогать вам создавать дружескую атмосферу в классе! Не забудьте подписать свои анкеты – иначе потеряется весь смысл. Я гарантирую — ваши ответы буду знать только я, они никому не попадут в руки. Ни с кем не советуйтесь, не подсматривайте ответы соседа. Мне важна личная точка зрения каждого».

При ответах на вопросы возможны варианты выбора:

  • количество ограничено 3-5;
  • разрешается полная свобода при выборе;
  • отвечающий расставляет всех участников по значимости.

После обработки данных составляется таблица с полученными результатами. Вертикаль будет состоять из фамилий участников группы, горизонталь – из номеров, под которыми испытуемые находятся в списке. Плюсами можно проставить, кто кого выбирает. После составляется схема наподобие мишени — социограмма, дающая наглядное представление о полученных результатах.

  • внутренний круг — «зона звезд», в нее попадают лидеры с максимальным количеством выборов;
  • второй круг — зона предпочитаемых. Они набрали половину или больше выборов;
  • третий круг — зона пренебрегаемых, оттесненных – они получили меньше половины голосов;
  • четвертый круг — зона изолированных – не получивших ни одного очка.

Чтобы грамотно разобраться в популярности одних и непопулярности других — социометрию необходимо проводить несколько в год, что позволит определить эффективность проводимой психологом и классным руководителем работы и подкорректировать ее в дальнейшем.

Социометрия

Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищи для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»). После выбора и формулировки критериев составляете и опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.
Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.
Примерный текст инструкции. «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас, и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу.

Социометрия

Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Возможны три основных способа выбора:
1) Количество выборов ограничивается 3 — 5;
2) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);
3) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор. Ниже приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.

Бланк социометрического опроса

Ф. И. О.

Курс (группа, класс, отдел)
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т.д.) с учетом отсутствующих.

1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться (работать) в новом коллективе?

а)

б)
в)
2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

а)

б)
в)
3. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а)

б)
в)

Обработка данных и интерпретация результатов
На основании полученных результатов составляется матрица (таблица 1). Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий группы, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

Таблица 1 (критерий выбора: 1)
Матрица социометрических положительных выборов

Фамилия,
имя, отчество
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Александров Паша &nbsp 1 2 &nbsp &nbsp 3 &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp
2 Иванов Сергей &nbsp &nbsp 1 2 &nbsp 3 &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp
3 Петров Дима &nbsp 2 &nbsp 3 &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp 1 &nbsp
4 Сарченко Сергей &nbsp 2 1 &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp 3
5 Алферова Ира &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp 1 3 2 &nbsp
6 Володина Галя &nbsp 3 &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp 2 &nbsp 1 &nbsp
7 Ладзина Наташа &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp 1 2 &nbsp &nbsp 3 &nbsp
8 Ловшина Нина &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp 1 3 2 &nbsp &nbsp &nbsp
9 Покровская Алла &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp 2 1 3 &nbsp &nbsp &nbsp
10 Самойлова Таня &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp 2 1 3 &nbsp &nbsp
Кол-во выборов (M) 0 4 3 2 3 6 5 2 4 1
Кол-во взаимных выборов 0 3 2 2 3 3 3 1 3 0

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками (у нас в таблице они выделены зеленым цветом). Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов.
Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле: где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.
Например, социометрический статус Иванова С. будет равен 4 : 9 = 0,44
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп (см. таблицу 2).

Таблица 2
Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента

Статусная группа

Количество полученных выборов

«Звезды» В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым «Предпочитаемые» В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым «Принятые» &nbsp «Непринятые» В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым «Отвергнутые» Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым

Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:

K = &nbsp Общее число сделанных выборов &nbsp
Общее количество испытуемых

Для нашего примера К = 30 : 10 = 3.
В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:

  • «Звезды» – Володина Г.;
  • «Предпочитаемые» – Ладзина Н.;
  • «Принятые» – Иванов С, Петров Д., Сарченко С, Алферова И., Левшина Н., Покровская А.;
  • «Непринятые» – нет;
  • «Отвергнутые» – Александров П., Самойлова Т.

    Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:

    KB = &nbsp Количество взаимных выборов &nbsp
    Общее число выборов

    В нашем случае KB = (20 : 30) х 100% = 66,7%. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.
    На основе заполненной социометрической матрицы строится социограмма. Она позволяет визуализировать результаты, наглядно увидеть картину сложившихся взаимоотношений в группе. Можно строить индивидуальные и групповые социограммы. На практике индивидуальные социограммы используются редко (ее есть смысл построить разве что для сравнения руководителей разных групп одного уровня), так как групповая социограмма полностью отображает всю картину групповых взаимоотношений.
    Наиболее распространенный вид социограммы — «мишень». Она представляет собой набор концентрических окружностей, число которых соответствует наибольшему количеству выборов для одного члена группы.
    Многолетняя практика применения социометрического метода позволяет утверждать, что построение социограммы вида «мишень» не вызывает особых сложностей (даже в группе из 15 человек максимальное количество выборов редко превышает 10). Если группа состоит из 15–20 человек, то для ее построения нужно использовать лист ватмана подходящего формата — А3 (420×297), так как на социограмме будет много линий. Мужчин и женщин желательно отображать с помощью разных значков (например, квадрат и круг). Внутри такого значка указывается номер участника, соответствующий его порядковому номеру в матрице. Наносить данные на социограмму рекомендуется в том порядке, в каком они записаны в матрице, а не в зависимости от количества полученных выборов (в таком случае меньше вероятность ошибки).
    Выборы членов группы отображаются красными стрелками, отклонения — синими. Возможны варианты взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются двухсторонними стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне, целесообразно использовать более толстые линии.

    • http://www.psylist.net/praktikum/00159.htm
    • http://www.hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id=1020
    • Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *