Справочник

Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Принципы и методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ

Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности — методы, посредством которых осуществляется государственная внешнеторговая политика РФ.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом №164–ФЗ от 8 декабря 2003 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

1) Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров. Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

— фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

— протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции.

Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей.

Методы государственного регулирования ВЭД

Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и рем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

* балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до определенной степени содействует развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках

2) Нетарифное регулирование — методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, применяемые, в частности, путем квотирования и лицензирования внешнеторговой деятельности. К видам нетарифного регулирования, применяемого в соответствии с Законом о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, относятся:

—количественные ограничения экспорта и импорта;

—экспортный контроль;

—государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров;

—защитные меры в отношении импорта товаров;

—запреты и ограничения экспорта и/или импорта исходя из национальных интересов;

—стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, контроль за качеством ввозимых товаров.

Участие РФ в международных экономических санкциях в отношении одного государства или ряда государств и введение этих санкций в действие определяются указами Президента РФ. Российские лица имеют право на возмещение в судебном порядке убытков, связанных с участием РФ в международных экономических санкциях, за счет средств федерального бюджета (ст. 21 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).

Таможенное регулирование и таможенное дело в РФ

I. В соответствии с Конституцией РФ таможенное регулирование находится в ведении РФ и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств (ТТС) через таможенную границу РФ.

Иными словами, посредством таможенного регулирования государство регламентирует перемещение ТТС через таможенную границу.

Одной из основных гарантий свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств является отсутствие внутренних таможенных границ. Конституция РФ закрепляет: "На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств".

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Нормативно-правовую базу таможенного регулирования составляют:

1) таможенное законодательство РФ, которое состоит из ТК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов;

2) законодательство РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, основными актами которого являются Федеральные законы от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами".

Функции таможенного регулирования:

1. протекционистская,

2. охранительная,

3. фискальная,

4. интеграционная.

1.

Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Протекционистская функция таможенного регулирования направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары.

Таможенное регулирование призвано защитить экономику РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичных товаров, многие из которых по техническим и ценовым параметрам значительно превосходят товары отечественных производителей. Этим объясняется высокий уровень внешнеторговой конкуренции и существование "ножниц цен" на мировом и внутреннем рынках. Для нивелировки уровней мировых и внутренних цен могут использоваться таможенные пошлины, с помощью которых регулируется поступление импортных товаров на внутренний рынок. Для нормального развития рыночной экономики нужна именно нивелировка цен, а не принятие радикальных, в том числе запретительных, мер. При полном отсутствии импорта неизбежно повышение издержек производства и цен на внутреннем рынке. Другая крайность — чрезмерный импорт, который затрудняет развитие отечественного производства и приводит к нарушению баланса внешнеторговых расчетов.

Меры по защите российской экономики от неблагоприятного воздействия внешних факторов служат достижению глобальной цели — обеспечению экономической безопасности России, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании ВЭД").

С помощью таможенного регулирования решается задача по рационализации товарной структуры российского импорта. В этих целях, как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.

Таможенное регулирование может быть использовано и для поддержания рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов. Таможенно-тарифное регулирование оказывает воздействие на состояние расчетного и платежного баланса РФ (Под расчетным балансом понимается соотношение денежных требований и обязательств данной страны применительно к зарубежным странам, возникшее в результате осуществления ВЭД). Превышение российского экспорта над импортом обеспечивает приток в Россию валютных ресурсов.

2. Охранительная функция защиты прав и свобод человека и общественных интересов. На основании актов законодательства РФ и международных договоров РФ может быть запрещен ввоз в РФ и вывоз из РФ отдельных ТТС исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов РФ.

3. Фискальная функция таможенного регулирования. Уплачиваемые таможенным органам таможенные платежи (таможенные пошлины, НДС, акцизы, таможенные сборы и др.) являются важным источником формирования доходной части федерального бюджета. О значении этой функции таможенного регулирования говорят бюджетные задания по таможенной пошлине и иным таможенным платежам.

4. Обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику. О нацеленности таможенного регулирования на активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством говорится, например, в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"

В Концепции национальной безопасности РФ (раздел IV) в качестве важнейших задач во внешнеэкономической сфере названы следующие:

— создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

— расширение рынков сбыта российской продукции;

— формирование единого экономического пространства с государствами — участниками СНГ.

Одним из обеспечивающих механизмов таможенного регулирования, системы мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования (запретов и ограничений) является таможенное дело.

II. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением ТТС через таможенную границу.

Таким образом, меры таможенно-тарифного регулирования, а так­же запреты и ограничения — есть те барьеры, препятствия, через кото­рые необходимо пройти для осуществления действий по ввозу и выво­зу ТТС. Какими же методами и средствами обеспечивается их соблюдение?

Метод всегда показывает, как происходит регулирование, какие способы и приемы используются в правовых отношениях. Средство же — это то, что связывает объект и субъект деятельности, цель и ре­зультат. С помощью средств удовлетворяется интерес субъектов права. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

К элементам таможенного дела относятся:

таможенные операции,

таможенные процедуры,

таможенный тариф,

— таможенная статистика.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что таможенное дело представляет инструментарий таможенного регулирования.

Основными средствами (инструментами) таможенного регулирования являются:

— таможенные пошлины и иные таможенные платежи (Таможенно-тарифное регулирование),

— таможенное оформление,

— таможенный контроль,

— различные запреты и ограничения, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование), и т.д.

Таможенное дело относится исключительно к ведению федеральных органов государственной власти и осуществляется таможенными органами РФ. Они являются правоохранительными органами и составляют единую систему, в которую входят: федеральная таможенная служба (ФТС), уполномоченная в области таможенного дела, региональные таможенные управления (РТУ), таможни и таможенные посты.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ в соответствии с законодательством РФ.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории РФ.

РФ участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства РФ с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.

Предметом таможенного регулирования являются многочисленные двусторонние соглашения, конвенции между РФ, Правительством РФ и зарубежными государствами о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам, в том числе о создании на территориях стран — членов СНГ таможенного союза и единого таможенного пространства.

РФ также имеет определенные международные обязательства о построении своей таможенной системы на основе общепризнанных международных норм и практики. Так, например, согласно Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией с одной стороны и Европейскими сообществами и их государствами-членами — с другой, Россия должна стремиться к совместимости своего таможенного законодательства с законодательством Сообщества.

Основные понятия в системе таможенного дела

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 2011;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *