Справочник

Мса 315 краткое содержание

Содержание

Прежде чем приступить к детальному рассмотрению Международных стандартов аудита представляется необходимым дать их краткое описание, позволяющее понять их основную направленность, то есть область применения. При этом за основу группировки наиболее целесообразным можно считать их официальную классификацию.

Стандарты, выпущенные КМСАВУ, включают 36 Международных Стандартов Аудита (МСА)и 1 Международный Стандарт Контроля Качества (МСКК):

· МСА 200«Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными Стандартами Аудита»;

· МСА 210 «Согласование условий соглашений по аудиту»;

· МСА 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности»;

· МСА 230 «Аудиторская документация»;

· МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении мошенничества при проведении аудита финансовой отчетности»;

· МСА 250 «Учет законодательства и нормативных актов при проведении аудита финансовой отчетности»;

· МСА 260 «Обмен информацией с лицами, наделенными руководящими полномочиями»;

· МСА 265 «Информирование о недостатках в системе внутреннего контроля лиц, наделенными руководящими полномочиями»;

· МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»;

· МСА 315 «Определение и оценка рисков существенных искажений на основе знания субъекта и его среды»;

· МСА 320 «Существенность в планировании и проведении аудита»;

· МСА 330 «Действия аудитора в отношении оцененных рисков»;

· МСА 402 «Аспекты аудита субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций»;

· МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»;

· МСА 500 «Аудиторские доказательства»;

· МСА 501 «Аудиторские доказательства – особое рассмотрение отдельных статей»;

· МСА 505 «Внешние подтверждения»;

· МСА 510 «Первичные соглашения по аудиту – начальные сальдо»;

· МСА 520 «Аналитические процедуры»;

· МСА 530 «Аудиторская выборка»;

· МСА 540 «Аудит расчетных оценок, включая расчетные оценки справедливой стоимости, и соответствующих раскрытий»;

· МСА 550 «Связанные стороны»;

· МСА 560 «Последующие события»;

· МСА 570 «Непрерывность деятельности»;

· МСА 580 «Письменные представления»;

· МСА 600 «Особые аспекты – аудит финансовой отчетности группы (включая работу других аудиторов)»;

· МСА 610«Использование работы службы внутреннего аудита»;

· МСА 620 «Использование работы эксперта»;

· МСА 700 «Формирование заключения и отчет по финансовой отчетности»;

· МСА 701 «Модификация заключения в отчете независимого аудитора»;

· МСА 706 «Пояснительные параграфы и другие вопросы в отчете независимого аудитора»;

· МСА 710 «Сравнительная информация – сравнительные данные и сравнительная финансовая отчетность»;

· МСА 720«Ответственность аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность»;

· МСА 800 «Особые аспекты – аудит финансовой отчетности специального назначения»;

· МСА 805 «Особые аспекты – аудит отдельной финансовой отчетности и определенных элементов, счетов или статей финансового отчета»;

· МСА 810 «Соглашения по предоставлению отчета по обобщенной финансовой отчетности»;

· МСКК 1 «Контроль качества в фирмах, которые выполняют аудит и обзор финансовой отчетности, прочие соглашения о выражении уверенности и сопутствующих услугах».

МСА 200 определяет цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности. МСА 210 раскрывает основные рекомендации по согласованию условий договоренности аудитора с заинтересованными в его услугах пользователями, а также подготовке писем-обязательств, касающихся аудита финансовой отчетности. МСА 220 устанавливает правила контроля качества как в отношении политики и процедур аудиторской фирмы, так и в отношении процедур, осуществляемых ассистентами аудитора при проведении самой аудиторской проверки. МСА 230 регламентирует вопросы ведения документации в процессе аудита финансовой отчетности. МСА 240 определяет основные обязанности аудитора при обнаружении случаев мошенничества и ошибок в процессе аудита финансовой отчетности. МСА 250 устанавливает основные обязанности аудитора в процессе аудирования финансовой отчетности выявлять все случаи несоблюдения экономическим субъектом законов и нормативных актов. Следующей группой стандартов, играющей не менее важную роль в процессе подготовки аудита финансовой отчетности, являются стандарты, рассматривающие вопросы планирования аудита.

МСА 300 раскрывает, главным образом, основные рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности при осуществлении повторных аудиторских проверок, так как в случаях проведения первых аудиторских проверок финансовой отчетности экономического субъекта может возникнуть необходимость в расширении вопросов планирования, не рассматриваемых в данном Стандарте.

Оценка средств контроля в ходе аудита

МСА 315 раскрывает взаимосвязь основной концепции существенности и аудиторского риска в процессе проведения аудита финансовой отчетности любого экономического субъекта. МСА 402 устанавливает основные положения, которым необходимо следовать при аудите экономического субъекта, пользующегося услугами сторонних обслуживающих организаций.

Важной группой стандартов, регламентирующих основные моменты получения и применения при аудите финансовой отчетности любого экономического субъекта различного рода информации, является группа под общим названием «Аудиторские доказательства», определяющем ее основную направленность и характеристику. В данную группу вошли МСА с 500 по 580 включительно .

Следующая группа Международных стандартов аудита объединяет в себе стандарты, которые регламентируют основные аспекты использования внешним аудитором, при осуществлении подготовки заключения по финансовой отчетности экономического субъекта, результатов работы другого внешнего и внутреннего аудиторов, а также привлечения экспертов для получения дополнительных аудиторских доказательств. Завершающим этапом практически любого аудита является процесс формирования аудиторского заключения на основании сделанных аудитором в результате проверки выводам. В данную группу вошли МСА 600-720

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается миссия МФБ?

2. Каковы основные направления деятельности МФБ?

3. Какие функции выполняет Совет по международным стандартам аудита и гарантии качества?

4. Какие структурные органы входят в состав МФБ? Какова цель их деятельности?

5. В чем состоит значение аудиторских стандартов?

6. В каких случаях применяются международные стандарты аудита?

7. По каким направлениям осуществляется разработка международных аудиторских стандартов и положений?



Цели и принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности. Определение и оценка рисков возникновения существенных искажений через понимание деятельности проверяемого лица и его среды. Процедуры, выполняемые аудитором в соответствии с оценочными рисками.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Контрольная работа

по дисциплине: Международные стандарты аудита

Тема: «Основные принципы МСА.МСА 315»

Выполнила: студент 6 курса

Алешкина И.И.

№ 05УБД43490

Специальность: БУАиА

Проверила: Перетятко О.П.

Омск, 2011г.

Цели и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности

Рекомендации в отношении цели и общих принципов, регулирующих аудит финансовой отчетности, приведены в МСА 200 ?Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности?. В стандарте определено, что аудит финансовой отчетности призван дать аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности. В разделе ?Общие принципы аудита? указано на необходимость соблюдения аудитором Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, разработанного Международной федерацией бухгалтеров; кратко перечислены общие принципы аудита; подчеркнуто, что аудитор должен проводить аудит в соответствии с МСА, в которых содержатся основные принципы и необходимые процедуры, а также сопутствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного и иного материала; содержится требование, что аудитор должен планировать и проводить аудит с определенной долей профессионального скептицизма, сознавая, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой отчетности. Как отмечено в разделе ?Объем аудита?, данный термин относится к аудиторским процедурам, считающимся необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах.

Международный стандарт аудита 315

Там же говорится, что аудитор должен определять процедуры, необходимые для проведения аудита согласно МСА, с учетом требований МСА, соответствующих профессиональных организаций, законов, нормативных актов и, если нужно, с учетом условий договоренности о проведении аудита и требований по составлению отчетности.

В разделе ?Разумная уверенность? подчеркивается, что понятие разумной уверенности применимо ко всему процессу аудита и имеет отношение к сбору аудиторских доказательств, необходимых для формирования вывода об отсутствии существенных искажений в финансовой отчетности, рассматриваемой как единое целое. Указано на то, что аудиту присущи ограничения, влияющие на возможность обнаружения существенных искажений и имеющие место в силу следующих причин:

* использование тестирования;

* ограничения, присущие любым системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля (например, возможность сговора);

* тот факт, что преобладающая часть аудиторских доказательств носит скорее убеждающий, нежели исчерпывающий характер.

В качестве других ограничений, влияющих на убедительность доказательств, используемых для подготовки выводов по определенным утверждениям, на основе которых подготовлена финансовая отчетность, отмечены необычные обстоятельства, усиливающие риск существенного искажения сверх того, который ожидался бы при обычных условиях, а также любые признаки, указывающие на наличие существенных искажений.

В разделе ?Ответственность за финансовую отчетность? специально оговорена ответственность руководителя экономического субъекта за подготовку и представление финансовой отчетности. Согласно разделу ?Перспективы государственного сектора? полномочия аудитора государственного сектора по сравнению с частным носят специфический характер. При проведении аудита государственного сектора решается более широкий круг задач, такой аудит имеет сравнительно больший объем. Кроме того, есть различия в подходах и стиле аудита. Однако основные принципы аудита остаются неизменными независимо от того, где проводится аудит,— в частном или государственном секторе. Российским аналогом данного международного стандарта является правило (стандарт) № 1 ?Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности?. По содержанию оба документа в целом совпадают, хотя в отечественном стандарте отсутствует требование о следовании техническим стандартам. В ПСАД № 1 определена цель аудита.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Аудитор должен выразить свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в организации экономического субъекта во всех существенных отношениях.

Таким образом, при формировании и выражении своего мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация обязана руководствоваться требованиями нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации, и профессиональными этическими принципами аудита.

Определение и оценка рисков возникновения существенныхискажений через понимание деятельности аудируемого лица и его среды.Действия аудитора в соответствии с оценочными рисками

Понимание бизнеса предприятия и его среды и оценка рисков существенного искажения

МСА 315 устанавливает порядок получения представления о деятельности клиента и среде, в которой она осуществляется, о системе его внутреннего контроля, а также о рисках существенных искажений финансовой отчетности. Раскрывает основные процедуры оценки риска и источники информации о деятельности клиента и его среде, включая систему внутреннего контроля; вопросы, которые должен рассмотреть аудитор, чтобы понять особенности деятельности клиента и его среды; сущность системы внутреннего контроля и ее основных элементов; процедуры оценки рисков существенного искажения финансовой отчетности

Существенность в аудите (МСА 320)

Информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой отчетности.

Аудитор обязан учесть возможность систематических искажений в отношении сравнительно небольших сумм, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность.

Установленный аудитором уровень существенности применяется:

— при определении характера, сроков и объема планируемых аудиторских процедур;

— при оценке последствий искажений.

Оценка существенности и аудиторского риска после подведении итогов проверки может отличаться от показателей, установленных в начальной стадии планирования.

Согласно МСА соотношение между уровнем существенности и величиной аудиторского риска — обратное. Следовательно, чем выше установленный аудитором уровень существенности, тем ниже риск того, что обнаруженные после проверки ошибки позволят обвинить аудитора в выдаче необъективного заключения.

Если аудитор приходит к выводу о существенности искажений, то ему необходимо снизить аудиторский риск одним из двух способов;

— расширить круг аудиторских процедур, с тем, чтобы выяснить реальную величину прогнозируемых ошибок (она может оказаться ниже предполагаемой);

— предложить руководству внести поправки в финансовую отчетность.

Если руководство отказывается исправлять искаженные показатели отчетности, а результаты дополнительных процедур подтверждают подозрения аудитора о существенности суммы неисправленных отклонений, то аудитор должен рассмотреть вопрос о соответствующей модификации аудиторского заключения.

Российским аналогом МСА 320 является ПСАД № 4 «Существенность в аудите», которым устанавливаются единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском.

Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и (или) ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.

Для нахождения уровня существенности каждая аудиторская организация может использовать свою систему базовых показателей уровня существенности.

Процедуры, выполняемые аудитором, исходя из оцененного уровня риска (МСА 330)

МСА 330 устанавливает требования к определению аудитором общих ответных действий, к планированию и последующему выполнению аудиторских процедур на основе оценки рисков существенного искажения информации, как на уровне финансовой отчетности в целом, так и на уровне конкретных предпосылок подготовки финансовой отчетности.

Раскрывает общий порядок действий аудитора и содержание аудиторских процедур, которые необходимо выполнить исходя из оцененного уровня рисков существенного искажения финансовой отчетности; рекомендации по определению характера, времени и объема аудиторских процедур (тестов контроля и процедур проверки по существу); процедуры оценки уместности и достаточности собранных аудиторских доказательств.

Список литературы

аудит финансовый отчетность риск

1. Бычкова С.М. МСА. — СПб.: Питер; М.: Издательский дом БИНФА, 2009. — 384 с.

2. Code of Ethics for Professional Accountants. Revised July 2009. Copyright ©July 2009 by the International Federation of Accountants (1FAC., http://www.ifac.org/store

3. Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements 2008 Edition Part I: Copyright © March 2008 by the International Federation of Accountants (1FAC., http://wwwjfac.oig/store

4. Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements 2009 Edition. Copyright © April 2009 by the International Federation of Accountants (IFAC., http://www.ifac.org/store

5. Аудит: учебник для вузов/ Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. и др., под ред. проф. В.И. Подольского. — 5-е изд. перераб. и доп. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

6. http://www.ifac.org — сайт Международной федерации бухгалтеров (на английском языке..

7. http://wwwl.minfin.ru/ru/ — сайт Министерства финансов РФ.

Размещено на Allbest.ru

  • Значение и принципы международных стандартов аудита

    Структура, содержание, принципы и цели международных стандартов аудита. Определение и оценка рисков возникновения существенных искажений через понимание деятельности аудируемого лица и его среды. Действия аудитора в соответствии с оценочными рисками.

    контрольная работа , добавлен 12.09.2012

  • Основные принципы международных стандартов аудита (МСА)

    Назначение международных стандартов аудита (МСА). Основные их принципы. Определение и оценка рисков возникновения существенных искажений через понимание деятельности аудируемого лица и его среды. Действия аудитора в соответствии с оцененными рисками.

    контрольная работа , добавлен 14.09.2014

  • Международные стандарты аудита

    Обеспечение качества работы аудиторской фирмы в соответствии с требованиями международных стандартов. Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в процессе аудита финансовой отчетности. Аудит оценочных знаний, цели контроля аудита.

    контрольная работа , добавлен 12.02.2010

  • Аудит соответствия финансовой отчетности

    Принципы и структура финансовой отчетности, особенности ее составления в соответствии со стандартами учета. Стандарты аудита, регулирующие осуществление аудиторской деятельности. Порядок и содержание процедуры аудита. Содержание аудиторского заключения.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2012

  • Международные стандарты аудита

    Понятие и содержание международных стандартов аудиторской деятельности. Рассмотрение механизма выработки международных нормативов аудита. Основные принципы и обязанности, оценка рисков, составление выводов и заключения, использование работы третьих лиц.

    презентация , добавлен 19.05.2015

  • Международные стандарты аудита и сопутствующих услуг

    Содержание и назначение международных стандартов аудита финансовой отчетности. Определение целей, разделов, задач МСА №260 "Сообщение информации по вопросам аудита лицам, отвечающим за управление", №580 "Заявление руководства", № 500 "Связанные стороны".

    контрольная работа , добавлен 17.06.2010

  • Система профессиональных аудиторских стандартов

    Национальные и международные стандарты аудита и сопутствующих услуг. Современное состояние разработки российских стандартов аудита в соответствии с международными стандартами аудита. Классификация стандартов. Правила (стандарты) аудиторской деятельности.

    реферат , добавлен 26.02.2009

  • Финансовая отчетность как информационная база аудита

    Цели финансовой отчетности, ее пользователи и их информационные потребности. Основные принципы подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Методика аудита финансовой отчетности. Цели аудита финансовой отчетности и способы их достижения.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2010

  • Стандарты аудиторской деятельности

    Назначение и классификация международных стандартов аудиторской деятельности. Основные принципы международного аудита финансовой отчетности. Связь международных стандартов аудиторской деятельности с международными и с российскими стандартами аудита.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2010

  • Международные стандарты аудита

    Характеристика связи международных стандартов аудита с отечественными нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность. Исследование отечественных правил аудиторской деятельности, не имеющих аналогов среди международных стандартов аудита.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2015

  • Дополнительные документы.
    Публикация нижеуказанных документов на русском языке является официальной публикацией для применения на территории Российской Федерации. Данные документы применяются в контексте документов, содержащих международные стандарты аудита и признанных в установленном порядке применимыми на территории Российской Федерации, и во взаимосвязи с ними.

    1. Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг
    2. Международная концепция заданий, обеспечивающих уровень
    3. Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита
    4. Словарь терминов
    5. Структура сборника стандартов, выпущенных советом по международным стандартам  аудита и заданий, обеспечивающих уверенность

    МСА, признанные для применения в России

    Авторские права на документы международных стандартов аудита (ISA™, ISAE™, ISRE™, ISRS™, ISQC™ и IAPN™), изданные Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность (IAASB), принадлежат Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

    An error occurred.

    Утвержденный текст документов международных стандартов аудита (ISA, ISAE, ISRE, ISRS, ISQC и IAPN) опубликован МФБ на английском языке. МФБ не несет ответственность за точность и полноту перевода, а также за действия, которые могли быть предприняты в результате применения этого перевода.

    Воспроизведение текста документов международных стандартов аудита (ISA, ISAE, ISRE, ISRS, ISQC и IAPN) на русском языке допускается в пределах территории Российской Федерации исключительно в некоммерческих целях. Все иные права в отношении указанного текста защищены в Российской Федерации и за ее пределами.
    Дополнительная информация может быть получена на официальном Интернет-сайте МФБ www.ifac.org или по запросу на адрес permissions@ifac.org.

    Группа стандартов

    Наименование стандарта

    Международные стандарты контроля качества

    МСКК 1  «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг»

    Международные стандарты аудита

    МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита»

    МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий»

    МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности»

    МСА 230 «Аудиторская документация»

    МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действия при проведении аудита финансовой отчетности»

    МСА 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности»

    МСА 260 (пересмотренный) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление»

    МСА 265 «Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля»

    МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»

    МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения»

    МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита»

    МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски»

    МСА 402 «Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации»

    МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»

    МСА 500 «Аудиторские доказательства»

    МСА 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях»

     МСА 505 «Внешние подтверждения»

    МСА 510 «Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода»

    МСА 520 «Аналитические процедуры»

    МСА 530 «Аудиторская выборка»

    МСА 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации»

    МСА 550 «Связанные стороны»

    МСА 560 «События после отчетной даты»

    МСА 570 (пересмотренный) «Непрерывность деятельности»

    МСА 580 «Письменные заявления»

    МСА 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)»

    МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) «Использование работы внутренних аудиторов»

    МСА 620 «Использование работы эксперта аудитора»

    МСА 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности»

    МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении»

    МСА 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»

    МСА 706 (пересмотренный) «Разделы «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» в аудиторском заключении»

    МСА 710 «Сравнительная информация – сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность»

    МСА 720 (пересмотренный) «Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации»

    МСА 800 «Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения»

    МСА 805 «Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности»

    МСА 810 «Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности»

    Международные отчеты о  практике аудита

    МОПА 1000 «Особенности аудита финансовых инструментов»

    Международные стандарты обзорных проверок

    МСОП 2400 (пересмотренный) «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов»

    МСОП 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации»

    Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность

    МСЗОУ 3000 (пересмотренный) «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов»

    МСЗОУ 3400 «Проверка прогнозной финансовой информации»

    МСЗОУ 3402 «Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации»

    МСЗОУ 3410 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов»

    МСЗОУ 3420 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг»

    Международные стандарты сопутствующих услуг

    МССУ 4400 «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации»

    МССУ 4410 (пересмотренный) «Задания по компиляции»

    1. Приказ Минфина РФ №207н от 09.11.2016 "О введение в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации" (с приложениями)

    2. Приказ Минфина РФ № 192н от 24 октября 2016 г. (с приложениями)

    В отличие от МСА отечественный стандарт снабжен  двумя приложениями, содержащими  примерный план аудита и программу  аудита, что вызвано стремлением оказать помощь начинающим российским аудиторам в разработке таких материалов.

    Тема 4.

    МСА 315 «Понимание субъекта и его окружения и оценка рисков существенного искажения»

    В рамках действующих  в настоящее время федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности (ФПСАД) на аудитора в ходе получения  понимания системы внутреннего контроля (СВК) аудируемого лица возлагается обязанность оценить, как организованы средства контроля, т.е.

    их адекватность, и установить факт их применения (см. ФПСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»Результаты этой оценки аудитор должен документировать.

    Аналогичные требования закреплены и в международных  стандартах аудита (МСА). Они регламентируются МСА 315 «Выявление и оценивание риска существенного искажения финансовой отчетности в ходе получения понимания деятельности и среды, в которой действует организация» Требования, установленные МСА 315 и ФПСАД № 8, в основном совпадают, что видно из табл.

    Краткая характеристика международных стандартов аудита

    Таблица 1

    Требования в отношении оценки средств контроля

    МСА 315

    ФПСАД № 8

    Пункт 13. «В процессе получения понимания средств  контроля, имеющих отношение к  аудиту, аудитор обязан оценить вид  этих средств и определить, применялись  ли эти средства контроля на практике, путем применения дополнительных процедур помимо опроса персонала»

    Пункт 52. «Понимание аудитором системы внутреннего  контроля аудируемого лица подразумевает  осуществляемую аудитором оценку адекватности организации средств контроля и  установление факта их применения»

    Пункт 29. «После того как аудитор определил, что  значимые риски существуют, он обязан получить понимание средств контроля организации, включая контрольные  действия, относящиеся к данному  риску»

    Пункт 111. «В отношении  значимых рисков аудитор, если им это не было сделано ранее, должен оценить организацию установленных в отношении этих рисков средств контроля, включая контрольные действия, и определить, выполнялись ли они»

    Пункт 32. «Аудитор обязан документировать: 

    (в) ключевые элементы понимания в отношении каждого из аспектов деятельности организации и ее среды, упомянутых в параграфе 11, и каждого из компонентов внутреннего контроля, определенных в параграфах 14—24, источники информации, на основании которых получено понимание, и выполненные процедуры оценки рисков»

    Пункт 120. «Аудитор должен документально оформлять: 

    б) наиболее важную информацию относительно каждого из аспектов деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, указанных в пункте 19 настоящего правила (стандарта), включая информацию о каждом из элементов системы внутреннего контроля, указанных в пункте 42 настоящего правила (стандарта), для оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, источники информации, с помощью которой было достигнуто понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, а также процедуры оценки рисков»

    Таким образом, и федеральными, и международными стандартами аудита предусмотрено, что в ходе выполнения каждого  задания аудитор обязан оценить адекватность средств контроля организации, установить факт их применения и документировать результаты этих процедур.

    Тема 5.

    МСА 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования»

    Одним из самых  сложных для понимания и применения является федеральный ПСАД № 16 «Аудиторская выборка». Во-первых, он требует известных познаний в области теории вероятностей, которыми обладают не все отечественные аудиторы. Во-вторых, текст стандарта изложен достаточно тяжело, что невыгодно отличает его от одноименного ПСАД, разработанного в 1996 г. (выгодное отличие – гораздо большая степень подробности).

    Отметим, что  линия на почти дословное использование  текстов МСА в отечественных  аудиторских стандартах была взята  на вооружение в 2002 г., что, на наш взгляд, хуже, чем переработка МСА с учетом отечественной специфики. Но и принятая линия последовательно не выдерживается. Так, например, значительно отклоняется от своего прототипа из МСА федеральный ПСАД № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности». В МСА есть глоссарий терминов, в системе же новых федеральных ПСАД он отсутствует и т.д.

    Такие отходы от МСА есть и в комментируемом стандарте. Если прототип – МСА 530 в русском  переводе носит название «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования», то у ПСАД № 16 вторая часть названия отсутствует, хотя в самом стандарте речь об этом идет (под такими процедурами подразумевается использование несплошного тестирования без опоры на вероятностно-статистический аппарат). В названии МСА 530 фигурирует конструкция «Audit sampling», при этом в качестве основного значения последнего слова словари дают «выборочный метод», но не «выборка», ввиду чего ПСАД № 16 должен был носить название «Выборочный метод в аудите и другие процедуры выборочного тестирования», что отражало бы его содержание точнее. О других отходах от МСА 530 речь пойдет по ходу комментирования отдельных разделов ПСАД № 16.

    В традиции комментирования  нормативных документов входит выделение  разделов комментария в соответствии с разделами самого документа. Но в данном ПСАД таких разделов много: 13 в основном тексте и 3 приложения. Поэтому близкие по содержанию разделы в тексте комментария объединены.

    Тема 6.

    МСА 620 «Использование работы эксперта»

    Рекомендации по использованию работы эксперта в качестве аудиторского доказательства содержатся в МСА 620 «Использование работы эксперта». В нем эксперт определяется как физическое лицо или фирма, обладающие специальными умениями, знаниями и опытом в конкретной области, отличной от бухгалтерского учета и аудита. Указывается, что если эксперт нанят аудитором, то работа эксперта используется в качестве работы служащего-эксперта, а не помощника аудитора, как это предусмотрено в МСА 220 «Контроль качества работы в аудите», т.е. в таких случаях аудитор должен применять соответствующие процедуры к работе и выводам служащего, но не оценивать компетентность и навыки служащего при каждой отдельной аудиторской проверке.

    В разделе «Определение необходимости использовать работу эксперта» отмечено, что необходимость использования работы эксперта может возникнуть в случаях, когда аудитору следует получить аудиторские доказательства в виде отчетов, заключений, оценки и актов эксперта, установить количество или физическое состояние активов, а также оставшийся полезный срок эксплуатации сооружений и оборудования, рассчитать суммы с использованием специальных методов, найти объем выполненных и незавершенных строительных работ по контрактам, получить юридические заключения по толкованию договоров, законов и нормативных актов. При определении необходимости аудитору рекомендовано учитывать существенность рассматриваемой статьи финансовой отчетности, риск искажений, зависящий от характера и сложности рассматриваемого вопроса, количество и качество прочих имеющихся аудиторских доказательств.

    Согласно разделу «Компетентность  и объективность эксперта» аудитору при планировании использования  работы эксперта рекомендуется оценить  его профессиональную компетентность, а также дать оценку объективности эксперта (если у аудитора возникнут сомнения по этому поводу, он может выполнить дополнительные аудиторские процедуры или обратиться за достаточными и уместными аудиторскими доказательствами к другому эксперту). Поэтому желательно, чтобы

    эксперт не был нанят субъектом или связан с субъектом каким-либо иным образом, например, в силу финансовой зависимости от субъекта или инвестирования в него средств.

    Разделом «Объем работы эксперта» установлены требования к объему работы эксперта. Требуется, чтобы аудитор получил достаточные и уместные аудиторские доказательства того, что объем работы эксперта отвечает целям аудиторской проверки. Это может быть достигнуто путем изучения письменных инструкций, подготовленных субъектом для эксперта, касающихся следующих вопросов:

    • цели и объема работы эксперта;

    • круга конкретных вопросов, подлежащих освещению в отчете эксперта;

    • предполагаемого использования  аудитором работы эксперта, в том  числе возможного информирования третьих  лиц о личности эксперта и степени  его участия;

    • степени доступа  эксперта к соответствующим записям  и документам;

    • конфиденциальности информации субъекта;

    • информации о допущениях и методах, применяемых экспертом, и об их соответствии допущениям и  методам, использованным в предыдущие периоды.

    Раздел «Оценка работы эксперта» обязывает аудитора оценить  уместность использования работы эксперта в качестве аудиторского доказательства в отношении проверяемых утверждений, лежащих в основе финансовой отчетности. Согласно этому разделу, оценивая работу эксперта, аудитор должен рассмотреть использованные экспертом первичные данные, применяемые допущения и методы, результаты работы эксперта в свете общего представления аудитора о бизнесе клиента и результатов дополнительных аудиторских процедур.

    Уместность первичных данных, использованных экспертом, аудитор выясняет с помощью опроса касательно процедур, выполненных экспертом с целью определения достаточности, уместности и достоверности первичных данных, и анализа (проверки) данных, использованных экспертом. Ответственность за уместность и приемлемость использованных допущений и методов, а также их применение несет эксперт.

    Если результаты работы эксперта не предоставляют достаточных  аудиторских доказательств или  противоречат другим аудиторским доказательствам, аудитор должен разрешить такую проблему. Для этого аудитор вправе провести беседы с представителями субъекта и экспертом и выполнить дополнительные процедуры, в том числе привлечь другого эксперта или модифицировать аудиторское заключение.

    В разделе «Ссылка на эксперта в аудиторском отчете (заключении)» указывается, что при выдаче безусловно положительного аудиторского заключения аудитор не должен ссылаться на работу эксперта. Это объясняется тем, что такая ссылка может быть принята за оговорку в аудиторском мнении или утверждение о разделении ответственности, что неверно. Если в результате работы эксперта аудитор принимает решение выдать модифицированное аудиторское заключение, то в некоторых обстоятельствах при объяснении характера оговорок может быть уместным сослаться на работу эксперта или изложить ее (включая описание личности эксперта и степени его участия). Для этого аудитору желательно получить разрешение эксперта на такую ссылку. Если в разрешении отказано, а аудитор считает, что ссылка обязательна, нужно прибегнуть к помощи юриста.

    На основе данного  МСА разработано ПСАД «Использование работы эксперта», которым определены действия аудиторской организации  или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, в отношении привлечения к аудиторской проверке эксперта и использования результатов его работы.

    В российском стандарте  описан порядок назначения эксперта и, так же как в аналогичном  МСА, дано определение понятия «эксперт». Экспертом признается не состоящий  в штате данной аудиторской организации специалист, имеющий достаточные знания и (или) опыт в определенной области (по определенному вопросу), отличной от бухгалтерского учета и аудита, и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области.

    В качестве эксперта аудиторская организация может привлекать как специализированную организацию, являющуюся юридическим лицом, так и физических лиц: оценщика, инженера, геолога, актуария и (или) другого эксперта.

    Эксперт, работу которого аудиторская организация использует при проведении аудита, должен быть объективным и иметь:

    • соответствующую квалификацию, как правило, подтвержденную надлежащими  документами (квалификационный аттестат, лицензия, диплом и т.п.);

    • необходимый опыт и  репутацию в области, заключение в которой предполагает получить аудиторская организация, как правило, подтвержденную отзывами, рекомендациями, публикациями, справками и т.п.

    Аудиторская организация, как правило, не должна использовать работу эксперта при проведении аудита, если:

    • эксперт — физическое лицо является основным или преобладающим учредителем (участником) либо руководителем экономического субъекта, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит, либо состоящим с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), либо иным должностным лицом или штатным сотрудником экономического субъекта, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит;

    • эксперт — юридическое  лицо является основным или преобладающим учредителем (участником), кредитором, страховщиком экономического субъекта, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит, либо экономический субъект, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит, является основным или преобладающим учредителем (участником) эксперта — юридического лица. Если после назначения эксперта возникли или стали известны указанные обстоятельства, аудиторская организация должна провести дополнительные аудиторские процедуры, обеспечивающие подтверждение объективности заключения эксперта, или назначить другого эксперта.

    Аудиторская организация  может использовать работу эксперта при проведении аудита лишь с согласия экономического субъекта, в отношении  которого эта организация проводит аудит. Отказ экономического субъекта от работы эксперта должен быть совершен в письменной форме. В случае такого отказа аудиторская организация рассматривает вопрос о подготовке по результатам проведенного аудита аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.

    Помимо общепринятый условий договор оказания услуг  эксперта должен содержать:

    • цели и объем работы эксперта;

    • описание конкретных вопросов, в отношении которых аудиторская  организация ожидает получить заключение эксперта;

    • описание взаимоотношений  эксперта с экономическим субъектом, если таковые потребуются;

    • конфиденциальность информации экономического субъекта;

    • сведения о предположениях и методах, которые эксперт намеревается использовать в своей работе, и  об их соответствии тем предположениям и методам, которые применялись в предыдущие периоды (если в предыдущие периоды аудиторская организация прибегала к услугам эксперта);

    Страницы:← предыдущая1234следующая →

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *