Справочник

На основании чего действует ООО

Директор (генеральный директор)

Руководство текущей деятельностью общества, как правило, осуществляется единоличным исполнительным органом общества – Генеральным директором (директором, президентом). Генеральный директор (директор, президент) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Генеральный директор (директор, президент) может быть избран также и не из числа его участников.

Между Обществом и Генеральным директором заключается договор (контракт). Договор между обществом и Генеральным директором общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избран Генеральный директор, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.

Генеральным директором Общества может быть гражданин РФ. Иностранный гражданин может работать в должности Генерального директора только после получения разрешения в миграционном органе. В противном случае на Общество может быть наложен административный штраф в размере от 1000 до 2000 рублей, на самого иностранного гражданина – административный штраф в размере от 500 до 1000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Одно и то же лицо может занимать должность Генерального директора в двух и более организациях, если это прямо не запрещено трудовым контрактом. Но в некоторых случаях необходимо получать предварительное согласие на это или уведомлять об этом антимонопольный орган.

 

Ответственность руководителя

Генеральный директор общества при осуществлении им прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах общества добросовестно и разумно. Генеральный директор общества несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу его виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами

 

Материальная ответственность

Согласно ч.1 ст.277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями . При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством. При этом под убытками понимаются:

— расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб);

— неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). П ри определении оснований и размера ответственности единоличного исполнительного органа общества должны быть приняты во внимание обычные условия делового оборота и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

С иском о возмещении убытков, причиненных обществу Генеральным директором общества, вправе обратиться в суд:

•  само общество;

•  участник общества.

 

Административная ответственность

Административная ответственность устанавливается Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений.

На основании чего может действовать Генеральный директор?

Административная ответственность установлена как для самого юридического лица, так и для должностного лица этого юридического лица, то есть для Генерального директора. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

К административным правонарушениям относятся:

  • осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);
  • нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе:
  • при постановке на учет обособленного подразделения (филиала, представительства),
  • при постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества,
  • при постановке на учет по месту нахождения транспортных средств.
  • нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации;
  • нарушение сроков представления налоговой декларации;
    • непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
    • грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов;
    • нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций;
    • выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки;
    • нарушение валютного законодательства;
    • нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
    • ненадлежащее управление юридическим лицом;
    • фиктивное или преднамеренное банкротство;
    • нарушение правил продажи отдельных видов товаров;
    • обман потребителей;
    • продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин;
    • продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил.  

    Приведенный список не является исчерпывающим.

     

    Налоговая ответственность

    К налоговой ответственности привлекаются только сами организации-налогоплательщики. Генеральный директор не является субъектом налоговый правоотношений, в связи с чем, не может привлекаться к налоговой ответственности.

     

    Уголовная ответственность

    Совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, является основанием уголовной ответственности. Для Генерального директора организации актуальны следующие основания уголовной ответственности:

    •  уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации (ст.194 УК РФ);

    •  уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст.199 УК РФ);

    •  неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ);

    •  сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ);

    •  незаконные получение и разглашение сведений, составляющих налоговую тайну (ст.183 НК РФ).

     

    В соответствии со ст.198, 199 УК РФ обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, которое может выражаться как в действиях, так и в бездействии, является крупный или особо крупный размер неуплаченного налога. При этом к рупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 500 тысяч рублей. Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 500 тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7 500 тысяч рублей.

    Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от уголовной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

    Материалы по теме Директор ООО:

    Другие материалы по теме регистрация ООО:

    Главная — Статьи

    Передача руководства фирмой управляющей компании в другой город — смена инспекции

    Управляющая организация — по сути, тот же генеральный директор, только являющийся юридическим лицом. Осуществляя руководство управляемыми фирмами, она действует от их имени без доверенности, на основании решения учредителей о передаче ей полномочий единоличного исполнительного органа и договора об указании услуг по управлению. Нередко к такой схеме руководства прибегают в холдингах, где одна фирма ведет дела каждой из группы компаний, обеспечивая таким образом единую политику их действий. Управляющую компанию холдинг создает специально для себя (или же ею становится материнская компания). Есть и специализированные управляющие организации, которые предлагают свои услуги всем желающим. К ним как к управленцам высокого класса обращаются фирмы, которым необходимо решить какие-то стратегические проблемы: выйти из кризиса, добиться определенного положения на рынке и т.п. Ну и наконец, управляющая компания может понадобиться в рамках известной схемы экономии налога на прибыль: услуги по управлению эфемерны и дороги, а их стоимость при надлежащем обосновании и бумажном оформлении уменьшает налогооблагаемые доходы (пп. 18 п. 1 ст. 264 НК).
    Управляющая компания получает полномочия постоянно действующего исполнительного органа фирмы (в обычной схеме управления им является гендиректор). Решение о передаче полномочий принимает собрание участников (в ООО — п. 3 ст. 42 Закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ) или общее собрание акционеров (в АО — п. 1 ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ), одновременно упраздняя должность директора. Эти изменения нужно отразить в учредительных документах. Информация о постоянно действующем исполнительном органе — это часть госреестра юридических лиц. О любом изменении содержащихся в нем сведений компании обязаны уведомлять регистраторов, то есть налоговиков (п. 2 ст. 17 Закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ). Для этого в инспекцию сдают заявление по форме Р14001, в котором есть отдельный лист "В" "Сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности (управляющей компании)".

    Примечание. Чем управляющая компания лучше директора:
    — перенос административной и уголовной ответственности с физического лица — директора — на управляющую компанию и ее работников;
    — меньше вероятность присвоения или растраты средств фирмы;
    — единая политика для нескольких фирм одного собственника;
    — с директором заключают трудовой договор, а с управляющей компанией — гражданско-правовой (договор на оказание услуг). Трудовые отношения законодательство смещает в сторону защиты прав работника, гражданско-правовые отношения строятся на равноправии: можно прописать больший объем задач и значительные меры ответственности (с директора за плохую работу штраф не взыщешь);
    — больший контроль за действиями руководства фирмы. Учредители могут быть точно уверены, что управляющая компания станет придерживаться именно того курса, который им нужен;
    — уменьшение количества работников, экономия на зарплате и страховых взносах путем передачи административных функций на сторону.

    И вот тут может обнаружиться, что фирма должна перейти на учет в инспекцию по месту нахождения управляющей организации — если места их налоговой "прописки" не совпадают. Звучит абсурдно, ведь управляемая со стороны фирма остается на своем прежнем месте. Однако буквальное прочтение закона подтверждает, что новым ее юридическим адресом, а значит, и местом ее налогового учета должен стать адрес управляющей компании, а по фактическому адресу придется встать в инспекцию на учет в качестве собственного обособленного подразделения. Более того, все обязательное взаимодействие с фондами — уплата страховых взносов, сдача расчетов, сообщение об открытии банковских счетов и т.д. — тоже должно проходить в тех отделениях, к которым относится юридический адрес фирмы.

    Закон суров. Но бестолков

    В какой инспекции нужно встать на налоговый учет, определяет ст. 83 Налогового кодекса. Она устанавливает, что фирмы подлежат постановке на налоговый учет по своему месту нахождения. Гражданский кодекс (п. 2 ст. 54) называет местом нахождения юридического лица место его государственной регистрации, которая, в свою очередь, осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия такового — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени фирмы без доверенности). Точно такое же положение есть и в Законе о госрегистрации юридических лиц и предпринимателей от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (п. 2 ст. 8). Место нахождения Гражданский кодекс требует указывать в учредительных документах (п. 3 ст. 54, п. 2 ст. 52). Несложно догадаться, что, составляя эти нормы, о фирмах, которые пользуются услугами управляющих организаций, просто не подумали.
    Вот и получается, что адрес управляющей организации, принявшей полномочия постоянно действующего исполнительного органа фирмы, становится местом нахождения последней. Отсюда и необходимость менять налоговую инспекцию. Получается, что управляемые компании в этом случае становятся заложниками управляющей: каждый раз с переездом последней за ней будут "бегать" по инспекциям все ее "подопечные".
    Не устроит это, как можно предположить, и самих налоговиков. Идея налогового учета по месту нахождения фирмы основана на том, чтобы контролируемый конкретной инспекцией налогоплательщик всегда был доступен, чтобы при надобности она могла легко его найти, связаться с ним, проверить, получить от него информацию и т.д. Вряд ли инспекторам понравится ездить на проверки в другой регион, да и дороги подобные командировки были бы для бюджета. Кроме того, необходимость "прописывать" управляемую компанию по адресу управляющей дает невыгодную для инспекторов возможность переводить налоговые споры в удобные налогоплательщику суды (например, в те, в которых складывается положительная для него практика по тому или иному вопросу).
    Не выгодно такое положение дел и местным властям. Вряд ли они будут в восторге, когда крупный бизнес города перерегистрируется в другом регионе. Ну и наконец, привлечение к руководству не имеющей представительства в РФ зарубежной компании, которая находится где-нибудь на Кипре и станет управлять российской подопечной организацией оттуда, заведет ситуацию в юридический тупик: по букве закона выйдет, что у последней больше нет места нахождения на российской территории.
    Неудобна регистрация по месту нахождения управляющей компании и для самой управляемой организации. "Прелести" процедуры перехода в другую налоговую и последующее взаимодействие с территориально удаленными инспекторами могут серьезно осложнить работу. Сменив собственный юридический адрес на адрес управляющей компании, фирма обязана будет указывать последний в договорах, "первичке" и счетах-фактурах. Несовпадение юридического адреса с фактическим неизбежно насторожит контрагентов — налоговые претензии к тем, кто связывается с "проблемными" поставщиками, у всех на слуху. У ОАО возникнет и еще одна трудность: перенос юридического адреса в другой регион дает акционерам возможность потребовать выкупа их акций по рыночной цене, если это ограничивает их право на управление обществом (п. 1 ст. 75 Закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ).
    Однако было время, когда налоговиков все эти трудности не останавливали. В далеком 2003 г. налоговая служба, бывшая тогда еще Министерством по налогам и сборам, разъясняла, что при передаче полномочий по руководству управляющей компании нужно встать на налоговый учет по ее месту нахождения (Письмо от 7 октября 2003 г. N 09-1-02/4826-АК241). Правда, уже в 2005 г. ФНС высказала противоположную позицию, отвечая на запрос своего управления по Ленинградской области (Письмо от 11 октября 2005 г. N 09-1-04/4264@).
    С тех пор налоговая служба официально по этому вопросу не высказывалась, однако можно предположить, что создавать на пустом месте проблемы себе и компаниям чиновники, по крайней мере, федеральные, больше не желают. Такой вывод следует, в частности, из Письма Минфина России от 9 июля 2009 г. N 03-03-06/1/455, содержащего ответ на частный вопрос о том, где управляемой компании сдавать декларацию по налогу на прибыль — в своем городе или по месту нахождения управляющей компании. В финансовом ведомстве поддержали первый вариант, однако с обоснованием затруднились. Ограничились упомянутыми выше ссылками на нормы Гражданского кодекса и Закона о госрегистрации о месте нахождения юридического лица, которые, как видим, подтверждают как раз обратное.
    Впрочем, официальных разъяснений ФНС как регистратора юридических лиц нет, поэтому, как показывает практика, налоговики на местах поступают по-разному: где-то настаивают на смене юридической и налоговой "прописки", где-то — нет. Поэтому лучше подстраховаться: привлекая управляющую компанию, не принимать сразу решение изменить указанное в учредительных документах место нахождения фирмы и подать заявление по форме Р14001 с прежним адресом. Не исключено, что налоговая инспекция зарегистрирует изменения и так.

    Примечание. Инспекторы на местах поступают по-разному: где-то настаивают на смене юридической и налоговой "прописки", где-то — нет. Поэтому, привлекая управляющую компанию, лучше не изменять в учредительных документах место нахождения фирмы и подать заявление по форме Р14001 с прежним адресом. Возможно, налоговая инспекция зарегистрирует изменения и так.

    В ином случае, столкнувшись с требованием инспекции зарегистрироваться по адресу управляющей компании, нужно попытаться убедить налоговиков, что это невыгодно прежде всего им самим. Если же сделать это не получится, остается либо попробовать сохранить прежний юридический адрес через суд, либо обойти проблему, формально построив отношения с управляющей компанией несколько иначе.

    Дух над буквой

    Обращаясь в суд, нужно обжаловать отказ налоговой инспекции зарегистрировать изменение сведений о постоянно действующем исполнительном органе фирмы без изменения ее места нахождения. Судебную практику по подобным спорам обширной не назовешь, а по той, что имеется, можно сказать, что арбитраж — против смены юридического адреса на адрес управляющей компании. Судьи, как им и положено, ориентируются прежде всего на дух закона, а не на букву. А дух закона предполагает, что юридический адрес фирмы и ее налоговая "прописка" должны совпадать с ее фактическим местом расположения.
    Так, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 24 апреля 2008 г. N Ф04-2610/2008(4132-А27-3) пришел к выводу, что п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса связывает место нахождения организации с местом нахождения ее исполнительного органа только на момент государственной регистрации. При этом передача впоследствии функций единоличного исполнительного органа другому лицу не изменяет юридический адрес фирмы. В другом Постановлении (от 26 февраля 2007 г. N Ф04-678/2007(31652-А75-40)) тот же суд указал: поскольку место нахождения фирмы имеет существенное значение для определения ее правоспособности, подсудности споров, решения вопросов, связанных с уплатой налогов и прочих обязательных платежей, то временная передача управляющей организации функций постоянно действующего исполнительного органа не должна изменять место нахождения юридического лица и лишать контролирующие органы возможности проводить проверки его деятельности. По заключению суда, такая передача полномочий не означает, что у фирмы отсутствует постоянно действующий исполнительный орган или изменяется его место нахождения. Аналогичные выводы сделали и в Федеральном арбитражном суде Московского округа (Постановление от 16 мая 2001 г. N КА-А40/2335-01).
    Действительно, управляющая компания не становится постоянно действующим исполнительным органом фирмы, она всего лишь на время получает его полномочия. Поэтому ее можно рассматривать как существующее параллельно с ним лицо, которому временно переданы все его полномочия и которое имеет право действовать от имени фирмы без доверенности.

    Место, где находят управляющего

    Обратите внимание и на пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации. Он определяет место нахождения постоянно действующего исполнительного органа как место, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Очевидно, что даже после передачи функций управления сторонней организации связаться с фирмой по-прежнему можно по ее фактическому адресу.

    Исполняющий обязанности директора на основании чего действует

    Именно там, скорее всего, и будет постоянно работать исполнительный директор (сотрудник управляющей компании, которому она поручает ведение дел управляемой организации).
    В качестве аргумента за сохранение прежнего юридического адреса часто проводят аналогию с обычным директором: не регистрируется же организация по месту его жительства. Потому что место его нахождения как генерального директора — его постоянное рабочее место, то есть адрес, по которому с ним — напрямую или через работников организации — осуществляется связь. Место нахождения ведь и означает "место, где можно найти". То же самое и с управляющей компанией в роли генерального директора: место регистрации самой этой компании как юридического лица значения не имеет — руководить-то она будет фирмой, которая остается по прежнему своему адресу. Обычно сотрудник управляющей компании, которому она поручает вести дела подопечной фирмы, постоянно работает на территории последней. Кстати, управляющая организация в этом случае обычно ставит на учет свое обособленное подразделение по адресу управляемой фирмы, поскольку там создается рабочее место для ее сотрудника.

    Министр без портфеля

    Впрочем, можно попытаться вовсе избежать споров о смене адреса, изначально на формальном уровне построив отношения с управляющей компанией несколько иначе. Для этого нужно передать ей только часть полномочий постоянно действующего исполнительного органа, сохранив должность генерального директора и оставив за ним какие-нибудь несущественные функции вроде представительских. Законодательство этого не запрещает. Однако и прямо возможности дробления полномочий постоянно действующего исполнительного органа нормы гражданского права не предусматривают — и в этом кроется один из рисков.
    Еще один риск — непризнание инспекцией расходов на услуги управляющей организации: налоговики могут усомниться в необходимости ее услуг при том, что директор остался на своем месте. Чтобы свести этот риск к минимуму, нужно предельно четко прописать разграничение полномочий между директором и управляющей компанией, а также подготовить обоснование потребности в ее услугах при действующем директоре.

    Организация налогового учета, Холдинг

    Многие начинающие предприниматели, да и просто любопытные граждане часто задаются вопросом: Что такое ООО? ООО — это общепринятая аббревиатура для обозначения общества с ограниченной ответственностью (далее по тексту Общество).

    Общество является коммерческой компанией, целью которой является предпринимательская деятельность в определенном сегменте рынка и получение прибыли в денежном эквиваленте. ООО — законодательно признанная форма собственности наряду с открытыми и закрытыми акционерными обществами.

    Общество выступает в своей деятельности в качестве юридического лица и несет ответственность за свои действия в соответствии с действующими нормативными документами. Уставный капитал ООО подразделяется на доли. Доли принадлежат физическим, либо юридическим лицам, которые несут риски возникновения убытков в пределах вложенных сумм. Итак, давайте разберёмся во всём по — порядку, чтоб у вас не осталось вопросов в этой области.

    На основании каких документов работает ООО?

    Общество действует на основании устава, в котором обозначены его учредители, размер вкладов в уставный капитал, место нахождения и фирменное наименование компании, и иные вопросы, связанные с функционированием ООО.

    Количество участников не может превышать 50. При превышении этого порога общество должно поменять форму собственности, например на ОАО, число участников которого может превышать указанные пределы.

    Управление обществом осуществляет коллегиальный орган (собрание учредителей) или непосредственно учредитель. Исполнительным органом является генеральный директор. Он может быть одним из учредителей или наемным сотрудником с определенным объемом полномочий. При наличии нескольких участников общества, могут возникать разногласия по различным направлениям предпринимательской деятельности, которые регулируются на общем собрании.

    Что является финансовой основой ООО?

    Уставный капитал общества состоит из денежных и (или) имущественных долей каждого из участников. Минимальный размер, который установлен российскими нормативными документами, составляет 10000 рублей. При включении в уставный капитал имущества балансовой стоимостью более 20000 рублей требуется проведение независимой оценки стоимости объектов.

    Законодательством предусмотрена ответственность по долговым обязательствам общества в размере принадлежащего ему имущества.

    Голосование:

    Ответственность каждого из участников определяется пропорционально доле внесенного имущества или денежных средств. Если банкротство общества происходит вследствие умышленных действий, одного из участников возникает понятие с субсидиарной ответственности, при которой доли в обязательствах признаются равными.

    Доходы, полученные обществом от ведения предпринимательской деятельности, распределяются пропорционально размерам долей с установленной периодичностью. Периодом может быть квартал, полугодие, год.

    ООО создается для ведения любой хозяйственной деятельности разрешенной законодательством. Ограничения действуют только в отношении деятельности, подлежащей обязательному лицензированию. Общество создается на неограниченный срок. В случае возникновения особых обстоятельств может быть реорганизовано или ликвидировано.

    Вернуться в основной раздел — Юридические консультации по регистрации ООО

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *