Справочник

Налог считается установленным

Налог или сбор считается законно установленным, если Законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, в том числе и налоговая ставка

Постановление ФАС Поволжского округа от 07.10.2003 N А55-4142/03-10

Метки:Налоги, Финансы, Поволжский округ

Дата:07 октября 2003

от 7 октября 2003 года

Дело N А55-4142/03-10

(извлечение)

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Центрального отделения N 4257, г. Тольятти, обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области о признании недействительным решения N 08-26/37 от 21.01.2003 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, п.

Обязанность по уплате налогов и сборов и ее исполнение

2 которого было предписано взыскать с Отделения АК СБ РФ N 4257 заниженную сумму налога с владельцев транспортных средств в размере 3562,25 руб.

Решением от 03.06.2003 Арбитражный суд Самарской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 25.06.2003 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать.

По мнению налогового органа, согласно ст. 6 Налогового кодекса Российской Федерации признание нормативного правового акта не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации осуществляется в судебном порядке. Закон Самарской области от 09.06.2000 N 24-ГД "О налогах в территориальный дорожный фонд Самарской области" не отменен.

Следовательно, по мнению заявителя жалобы, налог в территориальный дорожный фонд должен исчисляться по ставкам, указанным в данном Законе.

Правильность применения судом норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном ст. ст. 274 — 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Судебная коллегия признает доводы заявителя жалобы ошибочными, а выводы суда правомерными.

Согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются Федеральным законом.

Одним из основных общих принципов, как неоднократно в своих Постановлениях указывал Конституционный Суд Российской Федерации, является требование, в соответствии с которым налог или сбор считается законно установленным, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, в том числе и налоговая ставка.

Указанная позиция нашла отражение в определениях Конституционного Суда Российской Федерации N 104-О, N 107-О от 10.04.2002 и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001, согласно которым федеральный закон должен определять максимальную налоговую ставку.

Таким образом, суд сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для привлечения Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице Центрального отделения N 4257 Сбербанка по Самарской области, г. Тольятти, к налоговой ответственности.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 03.06.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 25.07.2003 Арбитражного суда Самарской области по делу N А 55-4142/03-10 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Главная — Статьи

Условия, при которых налог считается установленным

Как правило, в юридической литературе "налогообложение" определяют процесс установления и взимания налогов, а также порядок уплаты налогов юридическими и физическими лицами. Однако это слишком узкий подход. Несколько шире этот термин раскрывает Д.В. Тютин, который под налогообложением понимает урегулированный правом процесс уплаты налогов, а также связанные с ним процессы (в том числе введение и отмена налогов, взыскание налогов, налоговый контроль, привлечение к ответственности за налоговые правонарушения, защита прав налогоплательщиков и др.).

Не вдаваясь в теоретические дискуссии относительно широты определения термина "налогообложение" представляется, что для бухгалтера и его практической деятельности заслуживают внимания вопросы налогообложения с позиции: 1) условия, при которых налог считается установленным. Льготы; 2) налогоплательщики и налоговые агенты; 3) действие законодательства во времени; 4) разрешение противоречий между нормативными правовыми актами; 5) правила определения налогового периода при создании и ликвидации организации; 6) особенности уплаты налогов. Сроки уплаты; 7) налоговая (уточненная) налоговая декларация (расчет); 8) правила исчисления сроков.

Как определено в ст. 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

В связи с этим, если налогоплательщики или какой-либо элемент налогообложения, указанный в п. 1 ст. 17 НК РФ, не определены, налог не считается установленным.
Как указано в п. 3 ст. 11 НК РФ, понятия "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база", "налоговый период" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.
В части первой НК РФ содержатся общие положения об обязательных элементах налогообложения (ст. ст. 38, 52, 53, 55, 57, 58). В части второй НК РФ лица, признаваемые налогоплательщиками, и элементы налогообложения указаны применительно к каждому налогу.

Несмотря на то что, как указано в НК РФ: специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ, к сожалению, приходится постоянно обращаться к иному законодательству, что создает достаточно большие сложности для бухгалтера, не обладающего глубокими познаниями в области юриспруденции.
И налогоплательщики, и налоговые органы не могут произвольно изменять либо не применять обязательные элементы налогообложения.

Так, к примеру, в Определении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2007 г. N 372-О-П указано, что налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.

В Постановлении от 27 апреля 2009 г. по делу N А54-3070/2008-С3 ФАС Центрального округа указал, что налоговый орган не вправе изменять продолжительность налогового периода либо рассматривать другие периоды времени в качестве налогового периода, если это не только предусмотрено НК РФ.

Также такой элемент, как налоговая ставка, не может рассматриваться самостоятельно и отдельно как от налогового периода, так и от других элементов налогообложения, установленных п. 1 ст. 17 НК РФ (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 апреля 2011 г. по делу N А05-11163/2010). Следовательно, положения налогового законодательства, возлагающие на налогоплательщика определенные обязанности, действуют с начала налогового периода. Иными словами, налог становится обязательным к уплате с начала налогового периода.

Таким образом, факт установления налога имеет место, только в случае, если определены: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Наличие или отсутствие иных элементов налогообложения, не перечисленных в ст. 17 НК РФ, а равно отсутствие каких-либо коэффициентов не влияет на законность установления налога.

Например, корректирующий коэффициент базовой доходности не является обязательным элементом налогообложения, предусмотренным ст. 17 НК РФ (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 октября 2010 г. по делу N А13-3618/2010). В Определении ВАС РФ от 29 мая 2009 г. N ВАС-3703/09 по делу N А37-1921/2007-16/2 отмечено, что из содержания п. 6 ст. 346.29 НК РФ следует, что корректирующий коэффициент К2 корректирует величину базовой доходности, указанную в НК РФ. Его установление является правом муниципального образования, а не его обязанностью. Поэтому при отсутствии данного коэффициента ввиду его неустановления представительным органом муниципального образования или признания нормативного правового акта, установившего коэффициент, недействующим единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности подлежит исчислению исходя из базовой доходности, размер которой обозначен в НК РФ.

Однако данное обстоятельство может затруднять либо вообще исключать возможность исчисления налога.

Так, в Постановлении от 16 декабря 2011 г. по делу N А64-3021/2011 ФАС Центрального округа указал, что на территории города не может быть установлено одновременно две методики определения значения К2 для исчисления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

В Постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 апреля 2010 г. по делу N А56-48990/2009 указано, что дифференцирование размера корректирующего коэффициента К2 в зависимости от формы собственности субъектов предпринимательской деятельности противоречит основным принципам законодательства о налогах и сборах.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 29 марта 2011 г. N Ф03-807/2011 по делу N А73-8634/2010 отмечено, что определения понятия "среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников" применительно к сфере оказания бытовых услуг в НК РФ не содержится. Отсутствует правовое обоснование определения физического показателя и в решении налогового органа. Ссылка налогового органа на Постановление Росстата от 20 ноября 2006 г. N 69, Приказ Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 несостоятельна и правомерно была отклонена судебными инстанциями как не связанная с вопросами налогового регулирования.

Кроме того, необходимо обращать внимание на положения норм НК РФ, действующих в спорный период. К примеру, в Постановлении ФАС Уральского округа от 14 ноября 2011 г. N Ф09-6788/11 по делу N А60-45086/2010 отмечено, что в проверяемый период НК РФ не содержал порядка определения налоговой базы при первичной уступке денежного требования, отсутствовал объект обложения НДС при передаче имущественных прав по договору цессии у первого кредитора (цедента). Прямая норма — абз. 2 п. 1 ст. 155 НК РФ, устанавливающая порядок определения налоговой базы по НДС при первоначальной уступке в виде разницы между суммой дохода от уступки права требования и размером уступаемого денежного требования, введена в действие только с 1 октября 2011 г.

Таким образом, следует различать:

  • обстоятельства, при которых налог считается неустановленным;
  • обстоятельства, затрудняющие либо исключающие возможность исчисления налога.

Во всех этих случаях применим принцип, закрепленный в п. 7 ст. 3 НК РФ: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В каком случае налог и сбор считаются установленными?

При этом в первом случае налогоплательщик вправе вообще не уплачивать налог. Во втором налогоплательщик либо вправе не уплачивать налог, либо уплачивать его в наиболее выгодном для себя размере. Однако, как следует из п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении вопроса о том, имелись ли неустранимые сомнения и противоречия в актах законодательства о налогах и сборах, которые должны трактоваться в пользу налогоплательщиков, необходимо оценивать определенность соответствующей нормы. А это указывает на то, что до тех пор, пока спор не разрешится в суде, налоговый орган, вероятнее всего, будет полагать, что налог установлен, каких-либо обстоятельств, затрудняющих или исключающих возможность исчисления налога, не имеется.

Льготы

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п. 2 ст. 17 НК РФ).

Как установлено ст. 56 НК РФ, льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налогоплательщик по своему выбору вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

При этом следует иметь в виду, что:

  • освобождение от уплаты налогов также является льготой;
  • льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых они распространяются;
  • льготы не относятся к обязательным элементам налога;
  • отсутствие льгот, в том числе для других или некоторых категорий налогоплательщиков, само по себе не влияет на оценку правомерности установления налога.

Таким образом, налоговые льготы предоставляют налогоплательщику возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Отсутствие льгот само по себе не влияет на оценку правомерности установления налога.

К оглавлению: Пени, штрафы, взыскания

Налоговая ответственность

1. Уплата налогов (сборов) является конституционной обязанностью лиц, выступающих в налоговых прароотношениях в качестве налогоплательщи­ков или плательщиков сборов. В ст. 57 Конституции РФ, в частности, гово­рится: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы".
Содержаниеобязанностипоуплатеналоговисборовзаключаетсявнали­чии у налогоплательщика (плательщика сбора) правовой обязанности уп­латить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка и срока налог или сбор.
2» Не всякий налог (сбор), установленный и введенный на той или иной территории по выраженной в соответствующем акте воле государства или территориально-административного образования (например, субъекта РФ или муниципалитета), порождает возникновение у указанных в нем в качестве налогоплательщиков лиц обязанность уплатить такой налог (сбор).
Важнейшим критерием выступаетзаконностьустановления нового налога или сбора. Еще в 1997 г. КС РФ отметил, что "налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т. е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства"55. Конституционный принцип уплаты только законно установленных налогов (он же ­основной принцип налогового права — законности и определенности налогового обязательства) развивается:
• в п. 1 ст. 17 НК РФ, где перечислены элементы налогообложения, при определении которых в совокупности налог может считаться установ­ленным законодателем;
Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 года № 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 11 прим 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О государственной границе Российской Федерации" в ред. от 19 июня 1997 года" // СЗ РФ. 1997, № 46. Ст. 5339.
в п. 6 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым "при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения", а также "ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сбо­ры, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов и сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федера­ции, либо установленные в ином порядке, чем это определено Налого­вым кодексом Российской Федерации".
Налог считаетсяустановленным только при наличии юридического факта определенности налоговой обязанности, то есть когда в совокупности определены налогоплательщики и следующиеобязательныеэлементыналогообложения:
объект налогообложения; налоговая база; налоговый период;
налоговая ставка; порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
При установлениисборов в качествеобязательныхэлементов должны быть определены:
плательщики сборов; объект обложения; облагаемая сбором база; ставка сбора.

Таким образом, если законодатель не установил или не определил хотя бы один из перечисленных обязательных элементов налогообложения, налог не должен считаться установленным, и обязанность по его уплате не возникает.
3. Помимо вышеперечисленныхсущественных (илиобязательных) элемен­тов налогообложения существуют идополнительные (илифакультатив­ные) элементы юридического состава налога. Так,в необходимых слу­чаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриватьсяналоговыельготы иоснования для их использования налогоплательщиком.
4» Исполнение налоговой обязанности обеспечивается силой государствен­ного принуждения, осуществляемого налоговыми органами, а в необ­ходимых случаях — и органами налоговой полиции. За неисполнение рас­сматриваемой обязанности налогоплательщик несет ответственность, вплоть до уголовной. С учетом системообразующего характера и значе­ния обязанности налогоплательщиков (или плательщиков сборов)уча­ствоватьврасходахгосударства отдельные авторы кратко именуют обя­занность по уплате налога (сбора) общим термином "налоговаяобя­занность". Это узкий подход к определению понятия "налоговаяобязан­ностьналогоплательщикаилиплательщикасбора".
Поэтому следует помнить, что рассматриваемая обязанность является главной, конституционной, нонеединственной налоговой обязанностью налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Иные обязанности указанных лиц, предусмотренные, в частности, нормами ст. 23 НК РФ, также являются налоговыми по своей сути, так как проистекают из налоговых правоотношений и установлены действующим налоговым законодательством. К ним, например, относятся:
обязанность встать на учет в налоговых органах, если такое требование содержится в НК РФ;
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объек­тов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законода­тельством о налогах и сборах;
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном поряд­ке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны упла­чивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о на­логах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете"и т. д.

Эти обязанности носят по отношению к основной конституционной обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов — обязаннос­ти по уплате налогов (сборов) — производный и обеспечительный ха­рактер. Поэтому понятие "налоговаяобязанностьналогоплательщикаилиплательщикасбора" включает в себя как обязанность по уплате налогов (сборов), так и иные обязанности участников налоговых правоотноше­ний, установленные налоговым законодательством.
5. Обязанность по уплате налога (сбора)возникает, изменяется ипрекра­щается при наличии определенных оснований, которые устанавлива­ются НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) может осуществлятьсядобровольно ипринудительно.
Обязанность по уплате конкретного налога (сбора)возникает у налого­плательщика и плательщика сбора с момента появления у негообъектаналогообложения, которым могут являться: имущество, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую ха­рактеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодатель­ство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по упла­те налога (п. 1 ст. 38 части первой НК РФ). При этом:
• стоимостнаяхарактеристика объекта налогообложения означает, что он может выражаться в денежной сумме;
количественная — характеризует объект налогообложения количеством вещей, объединенных определенным родовым признаком (например, послевоенный налог на плодовые деревья на приусадебных участках, взимавшийся в зависимости от количества таких деревьев);
• физическая — используется, к примеру, при установлении и взимании транспортного налога, когда за основу расчета подлежащего уплате на­лога берется мощность двигателя транспортного средства, исчисляемая в лошадиных силах, либо объем двигателя, исчисляемый в кубических сантиметрах.
Под основными видамиобъектовналогообложения понимаются:
имущество;
• деятельность налогоплательщика по реализации товаров, работ, услуг;
экономические результаты такой деятельности, в частности: прибыль, доход;
иные объекты.

Статья 17 НК РФ. Общие условия установления налогов и сборов

Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Объекты фе­деральных, региональных и местных налогов определяются исключи­тельно федеральным законодателем. Это одна из гарантий недопущения

многократного налогообложения, когда один и тот же объект облагает­ся несколькими налогами одновременно. Приостановление обязанности по уплате налогов и сборов осуществля­ется в отношении налогоплательщиков — физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а принадлежащих им денежных средств — недостаточными для исполнения указанной обя­занности. Обязанность по уплате налогов приостанавливается по реше­нию налогового органа. При принятии в установленном порядке реше­ния об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения (п. 3 ст. 51 НК РФ).
Обязанность по уплате налога (сбора)прекращается при наступлении хотя бы одного из нижеуказанных юридических фактов:
уплатыналога (сбора) — своевременногои в полном объеме исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) своей налоговой обязан­ности путем перечисления исчисленной в установленном порядке сум­мы налога в соответствующий бюджет;
смертиналогоплательщикаилипризнанияегоумершим в порядке, уста­новленном гражданским законодательством (исключение из данного общего правила: задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах сто­имости наследственного имущества);
ликвидацииорганизации-налогоплательщикапослепроведенияликвида­ционнойкомиссиейвсехрасчетовсбюджетами (внебюджетнымифонда­ми) за счет оставшихся денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества;
наступленияиныхобстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (л.

3 ст. 44 НК РФ):
— удержание суммы налога (сбора) налоговым агентом (ст. 24 НК РФ);
— уплата налога за налогоплательщика поручителем (ст. 74 НК РФ);
— взыскание налога (сбора) налоговым органом в бесспорном порядке денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии достаточных денежных средств на счете (ст. 46 НК РФ);
— погашение налоговой обязанности посредством обращения налоговым органом (в отношении налогоплательщиков-организаций или налого­вого агента — организации) или судом (в отношении физического лица) взыскания на имущество налогоплательщика (статьи 47 и 48 НК РФ);
— исполнение обязанности по уплате налогов (сборов) реорганизован­ного юридического лица его правопреемником (ст. 50 НК РФ);
— исполнение обязанности по уплате налогов и сборов за физическое лицо, признанное судом безвестно отсутствующим лицом, упёлномо­ченным органом опеки и попечительства управлять имуществом нало­гоплательщика (ст. 51 НК РФ);
— списание безнадежных долгов по налогам и сборам (ст. 59 НК РФ);
— погашение налоговой обязанности по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа (в спорных случаях — по решению суда) с помощью зачета соответствующей суммы по другому излишне упла­ченному или излишне взысканному налогу (п. 5 ст. 78, ст. 79 НК РФ).

Если иное не предусмотрено налоговым законодательством, налогопла­тельщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате нало­га. Уплата налога за третье лицо (друга, мужа, сослуживца или тещу) не допускается. Естественно, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством (не возбраняется и досрочная уплата налога).

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Комментарий к Ст. 17 НК РФ

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Установление налога — это определение налогоплательщиков и элементов налогообложения.

Условия, при которых налог считается установленным

Пункт 1 ст. 17 НК РФ определяет общие условия установления налогов.

Налог считается установленным исключительно в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

а) налогоплательщики

налогоплательщики — организации (российские и (или) иностранные) и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги. При этом филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций (в отличие от таких подразделений иностранных организаций) самостоятельными налогоплательщиками не являются и исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;

б) объект налогообложения:

объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений ст. 38 НК РФ;

в) налоговая база:

налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ.

Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам;

г) налоговый период:

налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи;

д) налоговая ставка:

налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

е) порядок исчисления налога.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента;

ж) порядок и сроки уплаты налога.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах, в установленные применительно к каждому налогу сроки.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налоговые льготы — это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

По общему правилу не допускается установление льгот, имеющих индивидуальный характер.

Основаниями налоговых льгот служат различные обстоятельства, с которыми Налоговый кодекс РФ и другие нормативные правовые акты по налогам связывают их предоставление. Налоговые льготы могут быть предоставлены при установлении не только федеральных налогов, но и региональных, местных налогов, что следует из ст. 12 НК РФ.

Также следует помнить, что налоги не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НК РФ).

Нормативно-правовой акт, устанавливающий сборы, определяет плательщиков сборов и конкретные элементы обложения, то есть ставку сборов, порядок исчисления сборов, порядок и сроки их уплаты и прочее применительно к конкретным сборам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *