Справочник

Налогообложение инвестиционной деятельности

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Уфимский государственный авиационный  технический университет

Кафедра налогов и  налогообложения

курсовая работа

по дисциплине «Федеральные налоги и сборы»

на тему:

«Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в РФ»

Студента  4  курса

Группа   НН –425

               Халикова Л.Ф.

Научный руководитель:

             к.э.н. Зуева О.К.

Уфа, 2012 год

Введение

Глава 1.Теоретические  основы налогового регулирования инвестиционной деятельности

1.1. Понятие инвестиционной деятельности как объекта налогового регулирования

 Переход к рыночным  отношениям качественно изменил  содержание, значение и стратегические  цели государственного регулирования  экономики. Социально-экономические  процессы, происходящие в национальном хозяйстве России во многом определяются научно-обоснованной государственной инвестиционной политикой, которая позволяет повысить темпы экономического роста, доходы федерального и консолидированного бюджета.

Происходящие в стране инвестиционные процессы в значительной степени связаны со сложившимися на макро- и микро-уровне финансово-экономическими условиями. Среди них ведущее место занимает действующая система налогообложения участников инвестиционной деятельности.

Для обеспечения развития стратегических инвестиций требуется государственная поддержка инвестиционного процесса на всех уровнях управления национальным хозяйством. В распоряжении государства имеются различные инструменты стимулирования инвестиционного процесса в стране важное место среди которых занимают налоги. С помощью налоговых инструментов государство влияет на объемы денежных средств остающихся в распоряжении организаций, а также на использование данных финансовых ресурсов.

Благоприятный налоговый климат поощряет организации осуществлять инвестиции в национальную экономику. Фискальная направленность налоговой системы, высокое налоговое бремя, сыграли существенную роль в углублении инвестиционного кризиса на этапе формирования рыночных отношений.

В условиях становления  рыночной экономики вопросы повышения эффективности налоговой системы имеют особое значение, и в этой связи возрастает роль налогов в поддержке и развитии предпринимательской деятельности, являющихся предпосылками экономического роста и развития страны

Действующая в настоящее время налоговая система имеет ярко выраженную фискальную направленность и является серьезным препятствием для роста инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Поэтому одной из ключевых задач налогового регулирования является создание благоприятного климата для роста и повышения эффективности реальных инвестиций.

1.2. Инструменты  и методы налогового регулирования инвестиционной деятельности

        Важнейшим методом налогового регулирования инвестиционной деятельности являются налоговые льготы, под которыми понимается уменьшение налогового обязательства для определенной категории налогоплательщиков. Освобождение может быть полным или частичным, но оно всегда приводит к уменьшению суммы налоговых изъятий. Так A. B. Брызгалин подчеркивает: «Налоговая льгота — это предоставляемая налоговым законодательством исключительная возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика».

Налоговые льготы представляет собой особый порядок определения любого элемента налога, создающий для определенной категории налогоплательщиков более благоприятные условия осуществления предпринимательской деятельности с целью уменьшения налогового бремени .

      В связи  с этим льготы могут выступать  в качестве элемента налогообложения, а, следовательно, они являются способом реализации регулирующей функции налога и налоговой системы в целом. К льготам, в частности относятся:

  • понижение налоговой ставки;
  • налоговые вычеты, учитываемые при исчислении налоговой базы;
  • увеличение налогового периода;
  • упрощение порядка уплаты налогов (освобождение от авансовых платежей);
  • инвестиционные налоговые скидки;
  • инвестиционные налоговые кредиты
  • специальные налоговые режимы и др.

В соответствии со своей сущностью и назначением  льготы могут выступать мощным стимулом развития научно-технического прогресса проведения мероприятий по охране окружающей среды, расширения производства дефицитной продукции, развития любого бизнеса, создания производственных мощностей в экономически сложных регионах. Большую роль льготы играют в решении социальных проблем. Налоговые льготы многообразны. Именно это их свойство позволяет государству оказывать влияние на те или иные категории налогоплательщиков.

            Льготы выступают как самый  нестабильный элемент налоговой  системы. Их состав постоянно изменяется, дополняется, пересматривается порядок их применения.

Налоговые льготы, уменьшая налоговое бремя у хозяйствующих субъектов, уменьшают сумму налоговых платежей и, в конечном счете, приводят к реальным потерям доходной части бюджета.

Вы точно человек?

Они выступают мощным стимулом налоговой конкуренции между отдельными регионами. Предоставление налоговых льгот одним категориям налогоплательщиков может приводить к увеличению налогового бремени у других, поскольку доходная часть бюджета не является произвольной величиной, а задание по мобилизации налоговых платежей в бюджет должны обязательно выполняться.

          Важнейшим инструментом налогового регулирования являются налоговые ставки. Изменяя налоговые ставки, государство повышает или снижает уровень налогового бремени. Между ставкой налога и инвестиционной ктивностью хозяйствующих субъектов, несомненно, имеется тесная связь. Увеличение ставки налога приводит к снижению налоговых поступлений и при 100% ставке налога производитель теряет всякие материальные стимулы к продолжению предпринимательской деятельности. При повышении налогового бремени производитель предпочтет путь наименьших затрат капитальных вложений, позволяющий получить производимый товар в меньшем объеме, чем путь, который повышает технический и технологический уровни производства, приводит к производству большего количества товаров и повышению их качества, но требует для его реализации больших инвестиционных ресурсов. Рост ставок налогов и его следствие – увеличение налогового бремени, приводит к сокращению применения капиталоемких производственных процессов, что замедляет темпы роста технического уровня производства.

         Не менее сложные процессы происходят в экономике и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов при снижении налоговых ставок. Снижение налоговой ставки должно сопровождаться повышением деловой активности и, следовательно, ростом налоговых платежей в бюджет государства. Однако, между этими событиями необходим продолжительный период, чтобы компенсировать потери бюджета в период с момента снижения налоговой ставки до момента увеличения налоговой базы и суммы уплачиваемых налоговых платежей. Для повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов не требуется всеобщее снижение налоговых ставок, охватывающее всех налогоплательщиков, а требуется использование системы ставок, в которой для налогоплательщиков, направляющих накопленные финансовые ресурсы в реальные инвестиции будет установлено их понижающее значение. Снижение налоговой ставки у участников инвестиционного процесса приводит к росту капитальных вложений и увеличению объемов производства, становясь дополнительным стимулом развития инвестиционной деятельности.

          Для стимулирования инвестиционного процесса важную роль играют инвестиционные   налоговые  скидки. Налоговые скидки – это финансирование государством капитальных вложений частного бизнеса. Эти скидки используются с целью стимулирования предпринимателей к инвестированию расширения производственных мощностей или замены технически и морально устаревших основных фондов. Величина налогового кредита устанавливается в процентах от стоимости оборудования и вычитается из суммы налога на прибыль или облагаемого налогом дохода. Такой налоговый кредит позволяет лучше, чем другие налоговые льготы учитывать фактическое имущественное и финансовое положение налогоплательщика. Инвестиционный налоговый кредит, вычитаемый из суммы налога, сохраняет большую долю доходов налогоплательщику с низким их уровнем.

В соответствии с действующим в Российской Федерации  налоговым законодательством под налоговым инвестиционным кредитом понимается возможность хозяйствующих субъектов в течение определенного срока уменьшить уплачиваемые в бюджет налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и процентов. Такой кредит представляет собой форму изменения срока исполнения налогового обязательства в виде целевого налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит представляется по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет, если организация проводит:

— научно-исследовательские  или опытно- конструкторские работы (НИОКР);

  • техническое перевооружение собственного производства, осуществление инновационной деятельности, совершенствование применяемых технологий;
  • создание новых видов сырья или материалов;

— выполнение программ по социально-экономическому развитию региона.

          Эта льгота играет важную роль  в развитии инвестиционной деятельности, но ее дальнейшее применение сдерживается высоким банковским процентом за предоставление кредита, растущим в результате высоких темпов роста уровня цен на оборудование, строительные материалы и т.д. Роль этой льготы в условиях Российской Федерации снижают и другие причины. Большое число крупных предприятий, ранее осуществлявших реконструкцию, расширение и техническое перевооружение за счет централизованных капитальных вложений, получает прибыль, которой недостаточно для инвестирования в рыночных условиях хозяйствования, даже при использовании инвестиционного налогового кредита. В России инвестиционный налоговый кредит не получил должного распространения из-за сложности его оформления и существенных последствий в случае нарушения его условий.

Важным инструментом налогового регулирования выступают специальные налоговые режимы. Специальным налоговым режимом является особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. Эти режимы имеют ограничение в действии во времени и установлены для определенного круга налогоплательщиков. К    специальным    налоговым    режимам    относятся:

упрощенная  система налогообложения, система  налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Страницы:123456следующая →

Налогообложение инвестиций в капитальное строительство

Налогообложение инвестиций, привлекаемых организациями-застройщиками для реализации крупных строительных проектов, имеет свои особенности и льготы. Но для того чтобы воспользоваться этими льготами, строительной организации необходимо выполнить ряд условий, установленных действующим законодательством в отношении документального оформления инвестиционных денежных средств и порядка их использования. http://www.mirstandart.ru/ урал перчатки краги нитриловые.

Налоговое законодательство содержит льготу для организаций, реализующих инвестиционные проекты: при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (пп.14 п.1 ст.251 НК РФ). Организации, получившие данные средства, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевого финансирования, иначе эти средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, которое определено организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, имущество в виде аккумулированных на счетах застройщика средств участников долевого строительства и (или) инвесторов.

НК РФ не содержит понятия "организация-застройщик", поэтому в данном случае следует руководствоваться правилом п.1 ст.11 НК РФ, согласно которому институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях.

Согласно п.3 ст.4 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее — Закон об инвестиционной деятельности) заказчики — уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, которые занимаются реализацией инвестиционных проектов.

Застройщик — это инвестор, а также иные юридические и физические лица, уполномоченные инвестором заниматься реализацией инвестиционных проектов по капитальному строительству.

Согласно п.1.4 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160 (далее — Положение по учету инвестиций), застройщики организуют строительство объектов, контролируют его ход и ведут бухгалтерский учет производимых затрат. Под застройщиками для целей настоящего Положения понимаются предприятия, специализирующиеся на выполнении указанных функций, в частности предприятия по капитальному строительству в городах, дирекции строящихся предприятий, а также действующие предприятия, ведущие капитальное строительство.

Таким образом, основная задача заказчика — реализация инвестиционных проектов. Если организация по условиям договора исполняет аналогичные функции, ее деятельность можно рассматривать как деятельность заказчика-застройщика. Поэтому она вправе при исполнении условий целевого расходования полученных от инвестора денежных средств воспользоваться льготой, предусмотренной пп.14 п.1 ст.251 НК РФ.

По смыслу ст.1 Закона об инвестиционной деятельности инвестициями признаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Подпункт 14 п.1 ст.251 НК РФ содержит условия, при выполнении которых полученные налогоплательщиком денежные средства будут считаться целевым финансированием, не облагаемым налогом на прибыль. Рассмотрим их подробнее.

Для признания имущества средством целевого финансирования необходимо, чтобы законом или договором с инвестором было прямо определено назначение этого имущества. На это указано в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2005 г.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

по делу № Ф04-7853/2005 (16557-А46-3). Заметим, что согласно п.14 ст.250 НК РФ средства целевого финансирования, использованные организацией-застройщиком не по назначению, включаются в состав ее внереализационных доходов.

Перейти на страницу:
1 23456

Правовое  обеспечение инвестиционной деятельности включает законы (нормативы), регулирующие инвестиционную сферу, нормативные блоки, регулирующие перспективы развития и структуру народного хозяйства, финансовую сферу, контрактную деятельность, занятость и доходы населения. Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики связано, в первую очередь, с формированием целостной системы правового обеспечения. Однако именно целостной правовой системы пока не создана, российское инвестиционное законодательство имеет раздробленный и внутренне противоречивый характер.

Данная  ситуация в инвестиционной сфере обусловлена как объективными, так и субъективными причинами. Во-первых, осуществление радикальных рыночных реформ началось в условиях нормативно-правового вакуума и отсутствия законодательной базы в инвестиционной сфере. За последние годы было предпринято немало усилий по формированию нормативно-правовой базы инвестиционного процесса. Приняты базовые и частные правовые акты на федеральном и региональном уровнях, затрагивающие вопросы стратегического и регламентного характера в области инвестиций.

Однако  к быстрому устареванию и обесцениванию принятых нормативных документов приводят изменение хозяйственной среды, непрерывная смена тенденций во всех областях, в том числе и в инвестиционной сфере, а также возникновение принципиально новых задач, увеличение их числа. В связи с этим без согласования с уже принятыми законами было издано значительное число нормативных актов, носивших временный ситуационный характер (постановления Правительства и указы Президента Российской Федерации, регламентирующие отдельные вопросы инвестиционной деятельности).

Новые правовые нормы часто вступают в  силу без должной огласки. Поэтому  даже специалисты не всегда имеют  возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование инвестиционной деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают в действие с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу. В результате усиливается неопределенность и инвестиционный риск.15

Следует признать, что федеральная законодательная база во многом пока остается непрозрачной и противоречивой, ряд аспектов деятельности инвесторов неоправданно регламентированы, регулируются множеством подзаконных актов, другие — остаются за рамками правового поля, что препятствует притоку капитала в производство. Для улучшения инвестиционного климата необходимо принять законодательные акты, направленные на дерегулирование и дебюрократизацию предпринимательской деятельности, упрощение процедуры регистрации юридических и физических  лиц, порядка введения в хозяйственный оборот земельных участков несельскохозяйственного назначения для осуществления строительства новых объектов, то есть на снижение очень высокого уровня трансакционных издержек бизнеса.

Глава 3. Государственное и налоговое регулирование инвестиционной       деятельности. Анализ  эффективности инвестиционной деятельности и    финансовых  вложений  в Российской Федерации

    1. Механизм привлечения инвестиций и контроля за инвестиционной деятельностью.

    Государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство гарантирует прежде всего стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях.

    Гарантия  прав и ответственность субъектов  инвестиционной деятельности и защиту инвестиций можно с полным правом считать частью процесса регулирования инвестиционной деятельности государством.

    В настоящее время идет формирование нового этапа инвестиционного развития, который связан с активизацией инвестиционной деятельности. Для обеспечения этого  процесса, закрепления положительных тенденций необходимо существенное обновление работы производственного  аппарата всех отраслей экономики, поддержка инвестиционных процессов и привлечение инвестиций на всех уровнях управления. Эта поддержка может осуществляться посредством предоставления и обеспечения гарантий прав инвесторов, а также создания льготного режима инвестиционной деятельности. Формирование инвестиционной политики и как следствие – разработка мер регулирования инвестиционного процесса происходит на всех уровнях. Причем акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности в последнее время были смещены именно на региональный уровень. Это связывается с усилением роли субъектов Федерации в экономической и правовой сфере, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах. При этом в разработке регионального законодательства следует соблюдать принципы непротиворечивости и компетенции, чтобы не было расхождений с федеральным законодательством.

    В настоящее время к основным принципам  инвестиционной политики субъектов Федерации наряду с созданием организационных структур по содействию инвестициям, разработкой и экспертизой инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования относится предоставление инвесторам различных льгот и применение к ним стимулов финансового и нефинансового характера.

    Стимулы финансового характера (привилегии) – это создание льготного режима инвестиционной деятельности.

    На  региональном и местном уровнях  должно действовать законодательство, обеспечивающее благоприятные условия работы организаций в период реализации инвестиционных проектов.

    В настоящее время в России осуществляется масштабная налоговая реформа, направленная на упрощение налоговой системы  путем отмены части неэффективных налогов и значительное снижение общей налоговой нагрузки на предприятия для стимулирования инвестиционной активности. Одной из ее задач выступает также формирование равных условий для законопослушных налогоплательщиков путем уменьшения количества и упорядочивания налоговых льгот. Сумма различных льгот в нашей стране оценивается в 200 миллиардов рублей в год, и зачастую они предоставляются произвольно, в зависимости от возможностей лоббирования их получателей.

    Однако  изменения, из предистории развития инвестиционной деятельность,  происходящие в 2001—2002 годах в российском налоговом законодательстве могут привести к снижению возможностей инвестирования. С1 января 2002 г. в России вступила в силу глава «Налог на прибыль» второй части Налогового кодекса РФ, регламентирующая налогообложение прибыли (дохода) юридических лиц. Ставка налога на прибыль в соответствии с данной главой снижена с 35 до 24%. Данной главой Налогового кодекса также отменены все налоговые льготы, в том числе льгота по капитальным вложениям.

    В соответствии с общей первой частью Налогового кодекса Российской Федерации  в России действовал ряд льгот, направленных на стимулирование инвестиционного  процесса (статьи 65—68 НК РФ). Предприятия могли получить инвестиционный налоговый кредит по налогу на свою прибыль на срок от                   1 года до 5 лет в пределах 50% суммы налога, подлежащего уплате за этот налоговый период. Во второй части Налогового кодекса ликвидируются немногочисленные налоговые рычаги, способствующие формированию условий для обеспечения нового качественного роста российской экономики.

    Отмена  в России существовавших инвестиционных льгот принципиально не согласуется  с современными тенденциями налогообложения  в развитых и успешно развивающихся  странах. Льготное налогообложение, и даже освобождение от налогов, отраслей, куда необходимо направить капитал, используется во всем мире и является механизмом межотраслевого перелива инвестиционных ресурсов из капиталодостаточных в капиталодефицитные сектора экономики. Отсутствие налоговых льгот, отражающих приоритеты государства, свидетельствует о пассивной роли налоговой системы в решении экономических проблем.

    Сейчас  практически невозможно найти  такую  страну в которой бы не содержалось  разветвленной системы льгот, предоставляемых  при налогообложении прибыли для развития высокотехнологических отраслей, реального содействия научно-техническому прогрессу. Для определения эффективности и действенности предоставленных налоговых льгот государство использует следующие принципы:

      — четко и конкретно сформулированный характер цели льготирования;           — крайне ограниченный круг налогоплательщиков, попадающих под льготный режим налогообложения;

      — относительно небольшой срок (не более чем 2—3 года), на который предоставляются льготы;

      — мониторинг результативности льгот, их влияния на экономику.

    Исходя  из этого, Россия для восстановления инвестиционного процесса прибегает к использованию мирового опыта налогового стимулирования инвестиций и начинает внедрять новые эффективные механизмы для модернизации экономики.

    Устойчивый  характер носят льготы, направленные на стимулирование инвестиционной и  научно-технической деятельности компаний в национальных рамках, региональном масштабе и в отдельных сферах (включая льготы по зарубежным инвестициям).

    Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ

    Определенные льготы направлены на предоставление помощи компаниям в сохранении устойчивости экономического положения (например, льготы по отчислениям в резервные фонды компаний, по списанию сомнительных долговых обязательств).

    На  примере Веселовского района Ростовской области можно увидеть стимулирование к инвестированию налоговыми льготами. Льготное стимулирование  осуществляется на областном (региональном) уровне. Таким образом рассмотрим данные приложения 1 и проанализируем их. Следует отметить, что каждый субъект, независимо от уровня, в своей деятельности использует законы регулирующие  инвестиционную деятельность, здесь мы видим то же самое. Эти законы определяют  сроки окупаемости инвестиционного проекта, в данном случае не более чем на пять лет предусмотрен проект, так же закон регулирует категорию получателей льгот по инвестированию и условия их предоставления. В данном случае они будут предоставляться, если объем инвестиций превышает:

    -3000000 рублей в год в городах: Ростов-на–Дону,  Таганрог;

    — 500000 рублей в засушливых восточных районах области;

    — 1000000 рулей в остальных районах  и городах.

    Видно, что  законодательство определило определенный суммовой уровень  инвестиций, что  конечно хорошо для крупных предприятий-инвесторов, но что же касается малых – это в значительной степени затрудняет их положение, а следовательно и получение ими налоговых льгот по поводу инвестирования. Так же отметим, что организации обязательно должны заключить  с Администрацией области, или другим субъектом Федерации, в зависимости от  места осуществления инвестиционной деятельности, инвестиционный договор.

    Инвестиционное  законодательство устанавливает  виды налога по которым  будут предоставляться  льготы, предоставляются они, как  правило, в размере процентных пунктов  ставки  определенно налога в части сумм налога, зачисляемых в областной бюджет, а так же по каждому из  видов категорий налогоплательщиков. Здесь тоже есть свои плюсы и минусы. Категория получателей и условия предоставления льгот ограничены, что  сказывается на инвестиционной привлекательности данного района, в частности никак не способствует деятельности малых инвестиционных групп и организаций.

    Инвестиционное  законодательство предоставляет, на основании  Областного закона от 4 октября 2000 года № 106-ЗС «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области», инвестиционный налоговые кредит при получении которого инвестор получает изменение срока по уплате налогов. Срок предоставления  может быть  от 1 до 2 лет и свыше двух лет. В зависимости от сроков инвестиционного кредита  предоставляется и размер ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период предоставления инвестиционного кредита, но не более 15 процентов годовых. В течение определенного срока и в определенных пределах  уменьшаются  платежи по налогу с последующее поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный кредит предоставляется на следующих основаниях:

    • проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, технического перевооружения производства (на сумму 100 % от стоимости оборудования);
    • осуществление инновационной деятельности или внедренческой деятельности;
    • выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
    • выполнение организацией государственного оборонного заказа

    При получении инвестиционного кредита  следует тщательно  проанализировать и проработать свой инвестиционный проект, чтобы быть уверенным, что  он оправдает себя, учесть как можно больше рисков, иначе можно будет просто не рассчитаться с кредитом. Для его получении  от инвесторов потребуется: 

    Предоставляется на основании заявления и оформляется  договором между уполномоченным органом и организацией-налогоплательщиком. Организация представляет документы:

    • Заявление.
    • Бизнес-план инвестиционного проекта;
    • Данные о предполагаемых сроках и источниках погашения кредита.
    • Расчет налога, по которому возможно предоставление инвестиционного налогового кредита, заверенный налоговой инспекцией.
    • Баланс с приложением Отчета о прибылях и убытках за предыдущий отчетный период и по итогам предшествующего получению инвестиционного налогового кредита года.
    • Документы об имуществе, которое является предметом залога или поручительство.
    • Справка налоговой инспекции об отсутствии задолженности.
    • Копии учредительных документов налогоплательщика.
    • Расчет бюджетной эффективности при реализации инвестиционного проекта.

    Под реализацией услуг понимается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, — на безвозмездной основе (ст. 39 НК РФ).

    Реализация услуг на территории РФ признана НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость (НДС).

    Момент, с которого услуга считается реализованной и возникает обязанность платить НДС за соответствующий налоговый период, может не совпасть с датой исполнения обязательства по договору. До 1 января 2006 г. в налоговых целях учетной политикой налогоплательщика момент определения налогооблагаемой базы по НДС может быть выбран либо по мере оказания услуг и предъявления клиенту расчетных документов (день оказания услуг) или день оплаты за услуги. Если выбран момент оказания услуг, то исполнение услуги влечет обязанность уплатить НДС в том налоговом периоде, в котором состоялась реализация услуги. Обратим внимание, что налоговая обязанность в таком случае возникает при отсутствии реальной оплаты за оказанные услуги.

    Например, услуга оказана в январе 2005 г., а деньги в оплату услуг поступили в марте. НДС необходимо заплатить по итогам хозяйственных операций за январь 2005 г. Стоимость услуг составляет налогооблагаемую базу по НДС (ст. 154 НК РФ).

    Соответственно, в бухгалтерском учете услугодателя отражается выручка от реализации услуг (хотя реально она еще не получена).

    Если налогоплательщик утвердил в налоговой учетной политике момент определения налогооблагаемой базы на день оплаты услуг, то:

    — с момента оказания услуг они отражаются в бухгалтерском учете как реализованные;

    — договорное обязательство по оказанию услуг признается исполненным;

    — обязанность уплатить НДС, однако, не возникает. Только тогда, когда поступит оплата за услугу, появляется обязанность платить НДС, т.е. в том периоде, когда поступит оплата за услугу. В нашем примере при оказании услуги в январе и поступлении оплаты в марте налоговым периодом по НДС является месяц март.

    На практике, как известно, покупатели, заказчики не всегда своевременно платят за полученные товары, оказанные услуги. Если, например, товар получен, услуга оказана, но деньги в оплату услуг не поступают, то при методе налогового учета "момент реализации по моменту оплаты" налоговая обязанность не возникает. В итоге нарушаются не только частные интересы кредитора в обязательстве, но и фискальные интересы государства.

    В этой связи предпринимались меры отказаться вообще от метода налогового учета "по оплате", обязать всех определять дату реализации по отгрузке, по дате фактического оказания услуг*(1104).

    Однако в силу различных причин, в частности из-за сложного финансового состояния организаций-налогоплательщиков, решение этого вопроса было отложено, но, как видно из НК РФ*(1105), правительство от этой идеи администрирования по НДС не отказалось.

    С 1 января 2006 г. моментом определения налогооблагаемой базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат:

    а) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

    б) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (ст. 167 НК РФ в ред. Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ).

    Для налогоплательщиков, предоставляющих услуги, это означает, что с 1 января 2006 г. они не вправе сами решать в учетной политике момент возникновения обязанности по оплате НДС. Например, согласно условию договора услуга должна быть оказана в январе, а оплата за нее должна быть произведена в феврале 2006 г. Предприниматель обязан заплатить НДС за январь, хотя оплату за услуги он еще не получил.

    День исполнения обязательства по договору фиксируется с помощью различных документов — актов, накладных, квитанций, счетов-фактур. Стороны сверяют по этим документам фактическое исполнение своих обязательств.

    С точки зрения бухгалтерского учета оказание услуги — это хозяйственная операция, а все хозяйственные операции должны подтверждаться оправдательными документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на которых базируется бухгалтерский и налоговый учет.

    Место исполнения обязательства — необходимый компонент надлежащего исполнения обязательств. Исполнение обязательства в надлежащем месте определяет и момент исполнения обязательства. Если, например, предмет обязательства в день исполнения, предусмотренный в договоре, доставляется кредитору, но не в обусловленное место, а, например, на склад за городом, исполнение будет ненадлежащим.

    С точки зрения налогового законодательства место реализации услуг в пределах территории РФ в отношениях между российскими предпринимателями принципиального значения не имеет: налог платят не по месту совершения сделок, а по месту регистрации, постановки налогоплательщика на налоговый учет.

    Иное дело, когда партнерами российских предпринимателей — граждан и юридических лиц являются иностранные услугодатели или получатели услуг.

    Статья 148 НК РФ предусматривает несколько способов определения места оказания услуг:

    1) по месту нахождения имущества, если услуги производятся в отношении этого имущества (например, работы, услуги по озеленению, сборке, монтажу оборудования, реставрационные, ремонтные);

    2) по месту фактического оказания услуг на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования, туризма, спорта;

    3) по месту осуществления деятельности покупателя услуг на территории РФ.

    Налоговое регулирование инвестиционной деятельности

    Местом осуществления деятельности считается территория РФ, если покупатель фактически находится на территории РФ на основе регистрации, либо при отсутствии таковой имеет, например, постоянное представительство в РФ и услуга оказана через это постоянное представительство.

    Статья 148 НК РФ перечисляет виды услуг, место реализации которых определяется по месту осуществления деятельности покупателя на территории РФ. Это, например, консультационные услуги, услуги по обработке информации, а также бухгалтерские, юридические, инжиниринговые и некоторые другие, прямо перечисленные в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ;

    4) местом реализации иных услуг, кроме перечисленных выше, признается территория РФ, если услугодатель осуществляет деятельность на территории РФ на основе государственной регистрации. При отсутствии регистрации — если фактически услугодатель присутствует на территории РФ, например в РФ находится постоянно действующий исполнительный орган организации, постоянное представительство (и услуги оказаны через это представительство).

    Для налога на прибыль характерен такой метод налогового учета, как метод начислений. Датой получения дохода признается дата реализации услуг, независимо от фактического поступления оплаты за них. Это означает, что в бухгалтерском и налоговом учете отражается доход от реализации услуг, хотя фактически оплата и не производилась. В том налоговом (отчетном) периоде, когда состоялось оказание услуг (реализация услуг), и возникает обязанность платить налог на прибыль. Итак, в отличие от НДС, по налогу на прибыль как общее правило применяется установленный законом метод начислений.

    Однако из этого общего правила есть исключение.

    Если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации услуг не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал, организации (кроме банков), имеют право применять кассовый метод определения доходов.

    При кассовом методе датой получения дохода, соответственно моментом возникновения обязанности платить налог на прибыль признается день получения средств на счета налогоплательщика в банке или в кассу, или погашения задолженности перед налогоплательщиком иным образом (ст. 273 НК РФ).

    Таким образом, при кассовом методе, хотя реализация услуги состоялась, налоговая обязанность по налогу на прибыль возникает в том налоговом периоде, когда поступила оплата. Соответственно момент исполнения договорного обязательства и возникновения налоговой обязанности, если оплата поступила в другом налоговом (отчетном) периоде, не совпадают.

    Применение кассового метода — право, а не обязанность налогоплательщика. При небольших, указанных в ст. 273 НК РФ объемах выручки налогоплательщик в своей учетной политике утверждает кассовый метод или метод начисления.

    Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 552 | Нарушение авторского права страницы

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *