Справочник

Налоговая санкция взыскивается с налогоплательщиков

Порядок взыскания с нарушителей налогового законодательства изобличенных в ходе налогового контроля налоговых санкций установлен ст.114 НК РФ. Налоговая санкция (англ. tax sanction) — по законодательству РФ о налогах и сборах мера ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.114 НК РФ). Наложение налоговой санкции носит имущественный характер и связано с принудительным изъятием у нарушителя части его собственности. Поэтому в соответствии с требованиями Конституции РФ и НК РФ взыскание штрафов, предусмотренных за совершение налоговых правонарушений, осуществляется только в судебном порядке. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных в гл.16 НК РФ. НК РФ устанавливает обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения . В частности, обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются (п.1 ст.112 НК РФ):

совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом смягчающими ответственность.

При наличии хотя бы одного из этих обстоятельств размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза по сравнению с установленным НК РФ (п.3 ст.114 НК РФ). Исходя из рассмотрения конкретных обстоятельств совершения правонарушения суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в 2 раза.

Отягчающим ответственность обстоятельством признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение. При этом лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается привлекавшимся к ответственности в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции (п.2 ст.112 НК РФ).

При наличии отягчающего обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100% по сравнению с установленным НК РФ (п.4 ст.114 НКРФ).

При повторном совершении налогового правонарушения (п.2 ст.112 НК РФ) размер штрафа увеличивается на 100%.

При совершении одним лицом 2-х и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов нарушителя только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговых санкций не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Взыскание налоговых санкций

При этом привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы, а все неустранимые сомнения в виновности привлекаемого к ответственности лица толкуются в пользу последнего (п.6 ст.108 НК РФ).

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения. Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения являются налоговые санкции в виде денежных взысканий в предусмотренных НК РФ размерах. При совершении одним и тем же лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой (п.5 ст.114НКРФ).

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, установленные гл.16 НК РФ, для налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов приведены в табл.1.

Таблица 1

Налоговые правонарушения, совершаемые налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, и санкции применяемые к ним

Ввиду того, что привлечение к ответственности за одно и то же нарушение закона возможно только один раз (п.2 ст.108 НК РФ), привлечение к ответственности за налоговые правонарушения налогоплательщиков — физических лиц осуществляется в том случае, если совершенное деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ (п.3 ст.108 НК РФ). В противном случае материалы об обнаружении нарушений действующего законодательства должны быть переданы в соответствующие органы для возбуждения уголовного дела.

Привлечение налогоплательщика или налогового агента (как организации, так и физического лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить или перечислить в бюджет причитающиеся суммы налога и пени. В части применения п.3 ст.122 НК РФ, предусматривающего усиление ответственности при умышленной неуплате или неполной неуплате сумм налога, отметим, что в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой работы налоговых органов об умышленном характере деяния могут свидетельствовать следующие обстоятельства: налогоплательщик вообще не платит налоги и сдает в налоговые органы нулевые балансы, несмотря на то, что он ведет активную хозяйственную деятельность; налогоплательщик ведет двойную бухгалтерию; налогоплательщик использует фиктивные документы (составленные задним числом или от лица руководителей организаций, которые их никогда не подписывали); налогоплательщик скрывает финансово-хозяйственную документацию в ходе проводимой налоговыми органами проверки.

3. Порядок взыскания налоговых санкций. Подача искового заявления о взыскании налоговой санкции

Согласно п. 1 ст. 114 НК РФ мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл. 16 НК РФ.
После вынесения решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной НК РФ. Налоговый орган обращается в суд с иском в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска налогоплательщиком срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции. Предложение уплатить добровольно сумму налоговой санкции может быть сделано обязанному лицу как непосредственно в решении о привлечении (об отказе в привлечении) этого лица к ответственности, так и путем направления этому лицу требования об уплате налога (сбора), пени и штрафов. Заметим, что предложение налоговым органом налогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговой санкции до обращения с иском в суд является обязанностью налогового органа, несоблюдение которой влечет возвращение искового заявления.
Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.
В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска.
Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации (гл. 26 Арбитражно-процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г.

Взыскание налоговых санкций, давность их взыскания (стр. 2 из 4)

N 95-ФЗ (в ред. от 31 марта 2005 г.).
Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.
Заявление о взыскании подается в суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно соответствовать общим требованиям, предъявляемых процессуальным законодательством к исковым заявлениям. Кроме того, в заявлении должны быть также указаны:
1) наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;
2) нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа;
3) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.
К заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В случае непредставления заявителем доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, суд может истребовать их по своей инициативе.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Кроме того, при рассмотрении исков налоговых органов о взыскании налоговых санкций судам необходимо учитывать, что указанные иски в ряде случаев могут быть предъявлены налоговыми органами, не принимавшими соответствующих решений о привлечении налогоплательщиков к ответственности.
Такая ситуация может иметь место, в частности, в случае предъявления иска о взыскании с организации-налогоплательщика налоговой санкции за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения данной организации либо принадлежащего ей недвижимого имущества, транспортных средств.
В данном случае истцом будет выступать налоговый орган, на территории которого расположена сама организация, в то время как решение о привлечении ответчика к налоговой ответственности принимал налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (недвижимого имущества, транспортных средств) организации-налогоплательщика.
Решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по общим правилам, предусмотренным процессуальным законодательствам для принятия решений.
При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения должны быть указаны:
1) наименование лица, обязанного уплатить сумму задолженности, его местонахождение или место жительства, сведения о его государственной регистрации;
2) общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.

 

Изменения в порядке взыскания налоговых санкций

С этого года налоговые органы получили право взыскивать с организации или предпринимателя штрафы без обращения в суд. Вот такой подарок к Новому году преподнесли законодатели. Но возможности защиты у налогоплательщиков остались. Главное — вооружиться знаниями.

С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее — Закон).

Названным Законом внесены важные изменения в порядок взыскания с налогоплательщиков налоговых санкций, а также недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, соответствующих пеней и штрафов.

Главные изменения следующие.

  1. Порядок бесспорного взыскания налога, пеней, а также штрафов, предусмотренный ранее ст. 46 НК РФ только для организаций, распространяется теперь и на индивидуальных предпринимателей.

Ранее в соответствии со ст. 47 НК РФ налоговые органы для взыскания налога, пеней, а также штрафных санкций с предпринимателей обязаны были обращаться в суд.

Теперь обязательный судебный порядок для взыскания налога, пеней и штрафов установлен только для физических лиц, не являющихся предпринимателями.

  1. Налоговые органы вправе без обращения в арбитражный суд взыскивать с организаций и индивидуальных предпринимателей налоговые санкции — штрафы.

Это право налоговых органов распространяется только на следующие ситуации:

  • если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает 5000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению налогового законодательства;
  • если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает 50 000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.

Обратите внимание! Относительно небольшой размер штрафа не повод успокаиваться. Дело в том, что максимальная сумма штрафа, которую можно взыскать без обращения в суд, установлена в отношении одного налога за один налоговый период.

Поясним на примере. Налоговая инспекция проводит выездную налоговую проверку налогоплательщика по НДС за год. Выявлена недоимка по уплате НДС за каждый месяц (налоговый период). Размер штрафа (например, максимальный) — 50 000 руб. за каждый налоговый период.

Таким образом, налоговая инспекция без обращения в суд может взыскать с организации в данном случае 600 000 руб. (50 000 руб. х 12 мес.).

А в том случае, если проверка проводится за три года, налоговая инспекция вправе взыскать уже 1 800 000 руб. (50 000 руб. х 36 мес.).

Причем к этой сумме можно приплюсовать штрафы за иные нарушения законодательства о налогах и сборах, если сумма штрафа не превышает 50 000 руб. по каждому дополнительному основанию.

  1. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ вправе взыскивать с организаций и индивидуальных предпринимателей недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд, пени и штрафы без обращения в суд.

Ранее в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 г.) взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществлялось органами Пенсионного фонда РФ только в судебном порядке.

С 1 января 2006 г. территориальные органы ПФР осуществляют бесспорное взыскание недоимки, пеней и штрафов в следующих случаях:

  • в отношении индивидуальных предпринимателей — если размер причитающейся к уплате суммы (включающей в себя саму недоимку, пени и штраф) не превышает 5000 руб.;
  • в отношении организаций — если размер причитающейся к уплате суммы не превышает 50 000 руб.

Новая процедура взыскания штрафов

По результатам налоговой проверки налоговый орган может вынести решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Раньше после вынесения такого решения налоговый орган должен был предложить налогоплательщику добровольно уплатить налоговую санкцию и в случае неоплаты обязан был обращаться в суд.

Теперь, если сумма штрафа не превышает указанные выше размеры <*>, руководитель налогового органа или его заместитель принимает решение о взыскании налоговой санкции.

<*> В том случае, если сумма штрафа превышает установленные максимальные размеры, обязательный судебный порядок взыскания налоговой санкции сохраняется.

После принятия решения о взыскании налоговой санкции налоговый орган, как и ранее, обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму штрафа. Для этого ему направляется требование об уплате штрафной санкции, в котором указывается срок для добровольной уплаты штрафа.

Отметим, что срок направления требования об уплате штрафа налоговым органом не установлен.

После получения такого требования налогоплательщик должен либо оплатить предъявленные ему налоговые санкции, либо обжаловать решение о взыскании налоговой санкции. И сделать это необходимо до истечения срока, указанного в требовании.

В том случае, если налогоплательщик, не уплатив штраф, не предпримет мер по обжалованию решения о взыскании налоговой санкции, оно вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.

Это значит, что в течение пяти дней после вступления в силу данного решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" <**>.

<**> Обратите внимание! Принудительное взыскание штрафа осуществляется именно через судебного пристава. Налоговый орган не вправе выставить инкассовое поручение и списать эту сумму с расчетного счета организации (предпринимателя). Налоговые органы вправе списывать штрафы путем выставления инкассо только в случаях, прямо предусмотренных НК РФ, а в действующей редакции Кодекса такие случаи не установлены.

Если вы не согласны со штрафом, то вам важно вовремя предпринять действия по обжалованию решения о взыскании штрафа до его принудительного исполнения.

Обжаловать его можно в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в арбитражный суд (ст. 138 НК РФ).

Обратите внимание! В том случае, если решение обжалуется в вышестоящий налоговый орган, исполнение данного решения приостанавливается автоматически.

Если же решение обжалуется в арбитражный суд, вопрос о возможности приостановления его исполнения решается арбитражным судом в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством. Для этого налогоплательщику необходимо обязательно подать в арбитражный суд заявление о принятии обеспечительных мер и оплатить госпошлину. При этом судья может и отказать в приостановлении исполнения решения либо оставить заявление без движения.

Поэтому обжаловать решение рациональнее и в вышестоящий налоговый орган, и в суд одновременно.

Для обжалования решения в вышестоящий налоговый орган налогоплательщик должен подать туда жалобу. Форма жалобы налоговым законодательством не установлена, поэтому подается она в произвольной форме. Единственное требование, предъявляемое при подаче жалобы, — одновременно с подачей жалобы направить ее копию в налоговый орган, вынесший решение. Сделать это — в интересах налогоплательщика, поскольку таким образом налоговый орган, вынесший решение, получает информацию о поданной жалобе и приостанавливает решение о взыскании штрафа.

Оформлена жалоба может быть так, как показано на с. 35.

——————————————————————¬
¦ В Управление ФНС России по г. Москве¦
¦ От ООО "Актив"¦
¦ ¦
¦ Регистрационный номер _______________¦
¦ Место регистрации ___________________¦
¦ ИНН/КПП _____________________________¦
¦ Состоит на налоговом учете¦
¦ в Инспекции ФНС России N __ г. Москвы¦
¦ ¦
¦ Жалоба ¦
¦ на решение о взыскании налоговой санкции ¦
¦ ¦
¦ 15 января 2006 г. по результатам выездной налоговой проверки¦
¦руководителем ИФНС России N ___ г. Москвы Ивановым И.П. принято¦
¦решение о взыскании с ООО "Актив" на основании ст. 122 НК РФ¦
¦штрафных санкций в размере _______ руб. ¦
¦ 20 января 2006 г. ООО "Актив" получило предложение о¦
¦добровольной уплате штрафных санкций. ¦
¦ С решением о взыскании штрафных санкций не согласны по¦
¦следующим основаниям: ¦
¦________________________________________________________________¦
¦_______________________________________________________________.¦
¦ ¦
¦ На основании вышеизложенного прошу решение о взыскании¦
¦налоговой санкции отменить. ¦
¦ ¦
¦ Генеральный директор ООО "Актив" ________________ И.П.

16.1. Налоговые санкции. Давность взыскания налоговых санкций

Петров¦
L——————————————————————

Теперь о сроках обжалования решения о взыскании штрафа.

В соответствии с п. 2 ст. 139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

В данной ситуации под датой, с которой начинается исчисление трехмесячного срока, понимается дата, когда налогоплательщику стало известно о принятом решении о взыскании налоговой санкции.

Срок обжалования решения в арбитражный суд также составляет три месяца с момента, когда налогоплательщику стало известно о вынесенном решении (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

А в том случае, если налогоплательщик первоначально обжаловал решение о взыскании налоговой санкции в вышестоящий орган и получил отказ, а затем производит обжалование в судебном порядке, срок для обжалования указанного решения в арбитражный суд исчисляется со дня, когда налогоплательщику стало известно о вынесении решения вышестоящим налоговым органом.

Обратите внимание! Хотя максимальный срок для обжалования — три месяца, все действия по обжалованию решения надо постараться успеть совершить до истечения срока, установленного в требовании об уплате штрафа. Поскольку в том случае, если штраф уже будет взыскан, а в последующем вышестоящим налоговым органом или судом решение о взыскании штрафа будет отменено, вернуть взысканную сумму штрафа будет весьма сложно. Дело в том, что порядок возврата уже взысканных штрафов в настоящее время НК РФ не установлен.

Порядок принудительного взыскания налоговыми органами недоимки, пеней

В отличие от штрафов, недоимка и пени взыскиваются налоговыми органами в бесспорном порядке независимо от суммы.

Налогоплательщику важно знать порядок бесспорного взыскания налоговыми органами налога, пеней и штрафа, установленный ст. 46 НК РФ, для того чтобы контролировать своевременность совершения налоговыми органами определенных действий.

Срок уплаты каждого налога установлен соответствующими нормами Налогового кодекса РФ.

Если налог не уплачен в срок, установленный НК РФ, налоговые органы в соответствии с гл. 10 НК РФ направляют налогоплательщику требование об уплате налога.

Сроки направления требования такие:

  • требование должно быть направлено не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога (т.е. по результатам камеральной проверки);
  • по результатам выездной налоговой проверки требование должно быть направлено в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

В требовании помимо сведений, установленных п. 4 ст. 69 НК РФ (таких, как сумма недоимки, размер пеней, срок уплаты налога), должен быть указан срок исполнения требования. Если налогоплательщик не исполняет требование об уплате налога в указанный срок, налоговый орган принимает решение о взыскании налога.

Решение должно быть принято в срок, не превышающий 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, и в пятидневный срок доводится до сведения налогоплательщика.

В том случае, если налоговым органом будет нарушен срок принятия решения, оно считается недействительным и не подлежит исполнению, т.е. налоговый орган утрачивает право на бесспорное взыскание налога. Чтобы взыскать налог, ему придется уже обращаться в арбитражный суд с иском о взыскании налога.

Срок обращения налогового органа в арбитражный суд Налоговым кодексом РФ не установлен.

При этом согласно разъяснению, содержащемуся в п. 12 Постановления ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", заявление о взыскании налога за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке, может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев с момента, с которого налоговый орган утратил право на принудительное взыскание недоимки во внесудебном порядке.

Пример. ООО к 21 марта 2005 г. не уплатило НДС, исчисленный по налоговой декларации за февраль 2005 г.

Налоговая инспекция 10 апреля 2005 г. направила в адрес ООО требование, содержащее предложение уплатить налог до 30 апреля 2005 г.

Требование налогоплательщиком исполнено не было.

Решение о принудительном взыскании налога может быть принято налоговым органом не позднее 29 июня 2005 г.

Если налоговая инспекция опоздала с принудительным взысканием недоимки, она вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки в срок до 29 декабря 2005 г. включительно.

Отметим, что вышеприведенный порядок распространяется и на взыскание пеней.

Изложенные правила взыскания налога и пеней действуют теперь не только в отношении организаций, но и в отношении индивидуальных предпринимателей.

Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальными органами ПФР

До 1 января 2006 г. в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществлялось органами ПФР только в судебном порядке.

Теперь территориальные органы ПФР самостоятельно принимают решение о взыскании недоимки, пеней и штрафа в случае, если размер причитающейся к уплате суммы (включающей в себя саму недоимку, пени и штраф) не превышает 5000 руб. для индивидуальных предпринимателей и 50 000 руб. для организаций.

Порядок взыскания недоимки, пеней и штрафа установлен ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ.

Сначала налоговые органы, осуществляющие контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, в течение двух месяцев со дня выявления задолженности по взносам в ПФР должны передать соответствующему территориальному органу ПФР сведения о суммах задолженности по плательщикам взносов, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности.

Территориальный орган ПФР в свою очередь в трехмесячный срок со дня поступления указанных сведений направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Требование должно быть составлено по форме, утвержденной Минфином России по согласованию с ПФР.

В требовании помимо прочих обязательных сведений указывается срок его исполнения.

И в том случае, если страхователь добровольно не уплатит недоимку, пени и штраф в срок, указанный в требовании, территориальный орган ПФР принимает решение о принудительном взыскании сумм, причитающихся к уплате.

Данное решение принимается руководителем территориального органа ПФР или его заместителем и доводится до сведения страхователя в срок не позднее пяти дней после вынесения решения.

Решение также должно быть составлено по форме, утвержденной Минфином России по согласованию с ПФР.

Исполняется данное решение в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю (т.е. ПФР не вправе выставлять инкассо и самостоятельно списывать денежные средства со счета организации или предпринимателя).

Решение о взыскании недоимки, пеней и штрафа можно обжаловать в вышестоящий орган страховщика (при этом исполнение решения приостанавливается) или в арбитражный суд (вопрос о приостановлении исполнения решения решается арбитражным судом).

И в этом случае страхователю нужно поторопиться обжаловать решение до того момента, как оно будет обращено к принудительному исполнению.

Необходимо отметить, что Законом N 167-ФЗ не установлен порядок (в том числе срок) обжалования решений страховщика в вышестоящий орган. Однако этот порядок и срок обжалования должны быть указаны в решении о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Помимо этих сведений в решении указываются наименование вышестоящего органа, его местонахождение, другие необходимые сведения.

О времени и месте рассмотрения жалобы соответствующий орган ПФР обязан известить страхователя за 10 дней.

Срок обжалования решения ПФР в арбитражный суд составляет три месяца с момента, когда страхователю стало известно о нарушении его прав, т.е. в течение трех месяцев со дня получения решения.

А в том случае, если решение ПФР сначала обжалуется плательщиком сбора в вышестоящий орган, срок для обжалования указанного решения в арбитражный суд исчисляется со дня, когда страхователю стало известно о вынесении решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вышестоящим органом.

Е.Карсетская

АКДИ "Экономика и жизнь"

1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

4. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

5. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

6. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору, страховым взносам), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

7. Утратил силу с 1 января 2007 г.

Комментарий к Ст. 114 НК РФ

В п. 1 комментируемой ст. 114 НК РФ дается определение налоговой санкции.

Прежде всего необходимо сказать, что налоговые санкции применяются лишь при совершении налогового правонарушения. Этим налоговая санкция отличается от способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (гл. 11 НК РФ). Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П и Определении от 4 июля 2002 г. N 202-О, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Иного рода меры, а именно взыскание штрафов, по своему существу выходят за рамки налогового обязательства.

Статья 114 НК РФ. Налоговые санкции

Они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за правонарушение.

Налоговая санкция (штраф) представляет собой денежное взыскание. Суммы (размеры) денежных взысканий (штрафов) определены гл. 16 и 18 НК РФ и подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ в порядке, установленном п. 2 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ.

Размеры штрафа определяются в твердой сумме (например, в ст. 126 НК РФ указано, что штраф составляет 200 руб.) либо в процентах от определенной величины (например, в п. 1 ст. 122 НК РФ указано, что штраф составляет 20% от неуплаченной суммы налога (сбора)). Следует отметить, что размер штрафа в процентах может иметь как нижнюю границу (согласно п. 2 ст. 116 НК РФ штраф составляет 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.), так и верхнюю (например, в ст. 133 НК РФ указано, что штраф составляет 1/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки).

Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ).

Применение налоговой санкции возможно, лишь если:

не истекли сроки давности привлечения к ответственности (ст. 113 НК РФ);

не истекли сроки давности взыскания налоговых санкций (ст. 115 НК РФ).

Комментируемый п. 3 ст. 114 НК РФ устанавливает лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 г. &#171;О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК Российской Федерации&#187;). Особенности правил п. 3 комментируемой ст. 114 НК РФ состоят в том, что они подлежат применению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 112 НК РФ в качестве смягчающих.

Согласно правилам п. 4 комментируемой ст. 114 НК РФ при совершении налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа необходимо увеличить на 100%. Если до совершения правонарушения налогоплательщик не был привлечен к ответственности за аналогичное противоправное деяние, налоговая санкция не увеличивается (Постановление Президиума ВАС РФ от 25 мая 2010 г. N 1400/10).

Правила п. 5 комментируемой ст. 114 НК РФ подлежат применению, когда:

а) одно лицо совершило два различных правонарушения, предусмотренные одной и той же статьей гл. 16 НК РФ;

б) одно лицо совершило два правонарушения, предусмотренных различными статьями гл. 16 НК РФ;

в) одно и то же лицо совершило два налоговых правонарушения, предусмотренные разными статьями гл. 16 НК РФ, и при этом за совершение одного из них предусмотрено взыскание штрафа в большем размере;

г) одно и то же лицо совершило более двух правонарушений. И в этом случае сказанное выше сохраняет силу.

Следует также учесть, что правила п. 5 комментируемой ст. 114 НК РФ императивны. Другими словами, орган, применяющий налоговую санкцию, не вправе самостоятельно решать вопрос о поглощении или о сложении штрафов за различные правонарушения; в любом случае штраф должен быть взыскан отдельно за каждое налоговое правонарушение и в полном объеме (если нет смягчающих обстоятельств).

Применяя правила п. 6 комментируемой ст. 114 НК РФ, следует обратить внимание на ряд моментов:

а) сумма штрафов &#8212; это размер не только налоговых санкций, но и санкций за иные нарушения законодательства о налогах (не являющиеся налоговыми правонарушениями).

В п. 6 ст. 114 НК РФ имеются в виду как налоговые санкции, так и штрафы, налагаемые за нарушения, связанные с уплатой сборов и т.д. (например, указанные в ст. ст. 132 &#8212; 138 НК РФ);

б) штраф присуждается:

судом общей юрисдикции, если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) &#8212; физическое лицо (но не индивидуальный предприниматель);

арбитражным судом, если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) &#8212; организация, индивидуальный предприниматель (либо лицо, приравненное к нему для целей налогообложения);

в) сумма упомянутого штрафа перечисляется со счетов налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) лишь постольку, поскольку в полном объеме перечислена:

сумма задолженности по налогам (в результате совершения лицом налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах);

сумма пеней, исчисленных в соответствии со ст. 75 НК РФ;

г) правила п. 6 комментируемой ст. 114 НК РФ предписывают исходить при перечислении со счета этих сумм из очередности, установленной ст. 855 Гражданского кодекса РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *