Справочник

Налоговой проверкой могут быть охвачены

Налоговая проверка больше чем за три года

Какой период деятельности налогоплательщика может быть охвачен выездной налоговой проверкой, можно ли проверять текущие периоды деятельности, например, по налогу на прибыль?

В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

При этом Налоговый кодекс определяет количество лет, предшествующих году проведения проверки, которые могут быть охвачены налоговой проверкой и не ограничивает права налоговых органов на проведение указанных проверок за текущий год.

Это подтверждено Пленумом ВАС РФ (постановление от 28.02.2001 г. N 5 пункт 27) "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса", где указано, "что при толковании указанной нормы судам необходимо исходить из того, что она имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года".

При проверке вопросов налогообложения прибыли следует иметь в виду следующее.

Согласно пункту 1 статьи 55 Налогового кодекса под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона РФ от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее — Закон) предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года.

Предприятия, перешедшие на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, исчисляют фактическую сумму налога на прибыль на основании расчетов налога по фактически полученной прибыли, составляемых ежемесячно нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль.

Таким образом, Законом предусмотрен ежеквартальный (ежемесячный) порядок расчета налоговой базы при исчислении налога на прибыль.

Учитывая изложенное, для предприятий, определяющих налоговую базу и исчисляющих сумму налога на прибыль ежеквартально, налоговым периодом будет являться квартал, полугодие, девять месяцев и год.

Для предприятий, перешедших на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, налоговым периодом будет являться месяц, 2 месяца и т.д.

При выявлении налоговой проверкой фактов нарушения законодательства о налогах и сборах применяются меры ответственности, предусмотренные Налоговым кодексом.

Управление МНС России

сентябрь, 2001 г.

по Алтайскому краю

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.12.2004 N Ф03-А59/04-2/2966

Метки:Налоги, Налоговые проверки, Налоговый контроль, Финансы, Дальневосточный округ

Дата:03 декабря 2004

от 03 декабря 2004 года

Дело N Ф03-А59/04-2/2966

(извлечение)

Резолютивная часть постановления от 1 декабря 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 3 декабря 2004 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Сахалинской области на постановление от 10.06.2004 по делу N А59-2314/03-С24 Арбитражного суда Сахалинской области по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Сахалинской области к индивидуальному предпринимателю Кузиной Алле Игнатовне, третье лицо: ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске, о взыскании 706104,45 руб.

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Сахалинской области (далее — инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Кузиной Аллы Игнатовны недоимки по подоходному налогу и страховым взносам во внебюджетные фонды и пени, в общей сумме — 706104 руб. 45 коп.

Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 10.10.2003 заявленные требования удовлетворены в полном объеме на основании того, что индивидуальным предпринимателем Кузиной А.И.

Период выездной налоговой проверки: что придут смотреть

(далее — предприниматель) в расходную часть включены документально не подтвержденные затраты, что привело к занижению налогооблагаемой базы по подоходному налогу за 1999 год. Предпринимателем за 1999 год не исчислены и не уплачены страховые взносы во внебюджетные фонды, что явилось основанием для доначисления взносов в сумме 217831 руб. и начисления пени за несвоевременную уплату как страховых взносов, так и подоходного налога.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.06.2004 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. К участию в деле в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями относительно предмета спора привлечено ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске.

Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что налоговой инспекцией пропущен срок для взыскания налогов, взносов и пени, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам просит отменить постановление апелляционной инстанции в связи с допущенными нарушениями норм материального права и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя жалобы, датой начала проверки является дата предъявления руководителю организации или индивидуальному предпринимателю решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

Поскольку проверка начата в 2002 году, то ею мог быть охвачен и 1999 год, что соответствует статье 87 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

Индивидуальный предприниматель Кузина А.И. и ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске отзыв на кассационную жалобу не представили.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но в заседании суда участия не принимали.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судом кассационной инстанции не установлено оснований для отмены оспариваемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 20.11.2002 предпринимателю Кузиной А.И. было предъявлено решение N 12-09/175 налогового органа о проведении выездной налоговой проверки по вопросам достоверности, полноты и правильности исчисления уплаты налогов и страховых взносов во внебюджетные фонды за период с 01.01.1999 по 2001 год.

Результаты проверки отражены в акте N 12-14/264 от 17.04.2003, на основании которого 29.05.2003 принято решение N 12-14/513 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно данному решению, индивидуальному предпринимателю предложено уплатить доначисленный подоходный налог и неуплаченные страховые взносы за 1999 год в суммах 169048 руб. и 217831 руб. соответственно, а также пени за несвоевременную уплату налога и взносов — 139486,57 руб. и 179738,88 руб.; всего — 706104,45 руб.

В адрес налогоплательщика направлено требование N 419/2361дсп от 29.05.2003 о добровольной уплате доначисленных сумм в срок до 04.06.2003.

Так как в указанный срок предпринимателем требование налогового органа исполнено не было, последний обратился за взысканием в судебном порядке.

Арбитражным судом правомерно установлено, что индивидуальным предпринимателем допущено нарушение норм налогового и пенсионного законодательства, что привело к неполной уплате налогов и страховых взносов за 1999 год.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что основания для взыскания доначисленных налогов и страховых взносов в судебном порядке не имеются.

В соответствии со статьей 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Пункт 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" устанавливает, что при толковании указанной нормы судам необходимо исходить из того, что она имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

Судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о том, что из содержания данной нормы следует взаимосвязь проверяемого периода именно с годом фактического проведения проверки, а не с годом принятия решения о ее проведении.

Так как проверка проведена в 2003 году (решение о привлечении к ответственности принято 29.05.2003), то судом правомерно установлено, что проверке могли быть подвергнуты только 2002, 2001 и 2000 годы.

Таким образом, решение налогового органа вынесено за пределами срока, установленного статьей 87 НК РФ, следовательно, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления налога и страховых взносов за 1999 год, а также начисления пеней за их несвоевременную уплату, в связи с чем отсутствовали и правовые основания для обращения в арбитражный суд для взыскания доначисленных сумм в судебном порядке.

Учитывая вышеизложенное, основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления апелляционной инстанции отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 10.06.2004 по делу N А59-2314/03-С24 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Камеральной называется проверка, проводимая в отношении представленной гражданином, ИП или организацией налоговой декларации. Ее длительность не превышает трех месяцев, а для ее назначения не требуется решения начальника инспекции.

Камеральная проверка является одним из видов налогового контроля, при котором налоговым органом изучается представленная налогоплательщиком декларация или расчет на предмет правильности расчета налоговой базы, определения суммы налога к уплате, правомерности применения льгот и т.д.

Порядок и сроки проведения данного вида налогового контроля регламентируется ст. 88 НК РФ.

Что проверяется

Представленная гражданином, компанией или ИП налоговая декларация или расчет

Сколько длится проверка

3 календарных месяца (см. Прим.)*

Какие мероприятия могут быть проведены в рамках данного вида контроля

  • истребование документов и получение информации о налогоплательщике;
  • допрос свидетелей;
  • почерковедческая и иные виды экспертиз;
  • проведение осмотра;
  • привлечение переводчика или эксперта

Как оформляется результат проведенных мероприятий

В случае выявления нарушений составляется акт. Если нарушения не выявлены, то никакой документ не составляется

Что делать, если не согласен с результатами, отраженными в акте

В случае несогласия с результатами проверки налогоплательщик подает возражения на акт камеральной проверки в налоговый орган, вынесший указанный документ. Затем, если данное возражение не было принято, – в вышестоящий налоговый орган

* Примечание: в ряде случаев начальник инспекции может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля длительностью один месяц.

Рассмотрим более подробно, что из себя представляет камеральная проверка

Срок проведения

В соответствии с Налоговым кодексом срок проведения данного вида налогового контроля не должен превышать трех календарных месяцев с даты представления отчетности. При сдаче декларации или расчета лично срок начинает течь с даты ее представления, что подтверждается штампом, проставляемым на первом листе отчетности. При направлении по почте – датой представления считается дата, указанная на штемпеле почтового отправления.

В ряде случаев инспекция может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля длительностью один месяц. Как правило, это происходит после того, как налогоплательщик представляет свои возражения, и налоговому органу необходимо время для изучения вновь открывшихся обстоятельств.

Важно: при проведении мероприятий налогового контроля ИФНС не может доначислить дополнительные суммы налогов в виду открывшихся новых сведений. В рамках допмероприятий проверяются сведения и данные, полученные в ходе проверки.

Какой период может быть охвачен налоговой проверкой

Если по результатам допмероприятий сумма в решении была увеличена (по обстоятельствам, открывшимся в ходе проведения указанных мероприятий), это является основанием отмены решения о привлечении к ответственности.

В рамках данного вида контроля осуществляется почти весь спектр мероприятий, проводимый в результате выездной проверки, но с некоторыми оговорками. Так, осмотр помещений и территории может быть проведен только с согласия налогоплательщика. Также проверяемые сведения должны затрагивать период, по которому представлена декларация.

Оформление результатов

В случае если по результатам проверки инспекцией были выявлены нарушения, составляется акт. Указанный документ должен быть составлен не позднее 10 дней с даты окончания проверки и в течение 5 дней с момента его составления вручен налогоплательщику.

Акт камеральной налоговой проверки (скачать)

Рис. 1. Акт камеральной налоговой проверки

Примечание: нарушение сроков оформления результатов проверки и уведомления налогоплательщика является основанием для отмены вынесенного решения.

В течение месяца с даты получения акта налогоплательщик может представить свои возражения на указанный документ.

После истечения месяца с даты вручения налогоплательщику акта налоговый орган в течение 10 дней должен вынести решение по результатам проверки. Оно может быть либо о привлечении к налоговой ответственности, либо об отказе в привлечении к ней.

Если в течение 10 дней после получения налогоплательщиком решения, оно не было обжаловано, то данное решение вступает в законную силу.

Обжалование результатов проведенных мероприятий

Если гражданин, ИП или компания не согласны с выводами, изложенными в акте, они вправе подать в течение месяца с даты получения акта свои возражения. Возражения подаются в ИФНС, вынесшую акт.

Рис. 2. Возражения на акт камеральной проверки

По результатам рассмотрения возражений инспекция выносит либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности. При этом иногда налоговый орган учитывает некоторые доводы налогоплательщика и в решении о привлечении к ответственности снижает или отменяет доначисление налогов, сборов и пеней по отдельным эпизодам акта.

Если по результатам рассмотрения возражений было вынесено решение о привлечении и налогоплательщик также не согласен с ним, он может подать апелляционную жалобу в течение 10 дней с момента получения им указанного документа. По истечении указанного срока решение вступает в законную силу и обжаловать его можно в течение 3-х лет.

Предмет

Камеральная

Выездная

Что проверяется

Представленная налогоплательщиком декларация или расчет

Правильность исчисления и сроки уплаты налогов, сборов и иных платежей

Какой период охватывает

Период, за который представлена отчетность

Три года, предшествующих году, в котором было вынесено решение о назначении проверки

Необходимо ли решение начальника инспекции о назначении данного вида налогового контроля

Нет

Да

Срок проведения

3 месяца

2 месяца

Продление срока

Невозможно

Возможно, на 4 или на 6 месяцев

Приостановление срока

Невозможно

Возможно, на срок до полугода

Место проведения

По месту нахождения налогового органа

По месту нахождения налогоплательщика

Оформление результатов проведенных мероприятий

Если нарушения не выявлены, акт не составляется

Акт составляется вне зависимости от того, выявлены нарушения или  нет.

Подводя итоги вышесказанному, вкратце ответим на основные вопросы:

  • Камеральная проверка — что это?

    Камеральной называется проверка, проводимая по декларации, представленной налогоплательщиком в налоговый орган.

  • Каков максимальный срок проверки, может ли он быть продлен или приостановлен?

    Максимальный срок проведения данного вида налогового контроля равен 3 месяцам, продлен, а также приостановлен он быть не может.

  • Как оформляется и обжалуется результат проверки?

    Оформляется данный вид налогового контроля актом в случае обнаружения каких-либо нарушений. Если нарушений нет, акт не составляется. Указанный документ можно обжаловать в досудебном порядке путем представления возражений на него.

Более подробно с тем, что из себя представляет камеральная проверка, как и в какие сроки она проводится, можно узнать из нижеследующего видео:

Наталья Васильева, 2017-06-24

Васильева Наталья

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым



Сохраните статью в социальные сети:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *