Справочник

Неполное служебное соответствие

Содержание

Правовые последствия наложения дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии

А.А. Колуб, консультант судебного состава Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, капитан юстиции.

Одним из видов дисциплинарных взысканий, налагаемых на прапорщика (мичмана) или офицера (далее — военнослужащий), является предупреждение о неполном служебном соответствии, предусмотренное п. "г" ст. 62 и п. "в" ст. 69 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации <1> (далее — Устав).

<1> Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140, опубликованным в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1993 г. N 51, ст. 4931.

Не заостряя особого внимания на понятии данного вида дисциплинарного взыскания (чему уже посвящено немало работ), попробуем выяснить, какие последствия влечет за собой предупреждение о неполном служебном соответствии указанной категории военнослужащих.

Согласно ст. 102 Устава дисциплинарное взыскание — предупреждение о неполном служебном соответствии — применяется один раз за время пребывания военнослужащего в занимаемой штатной должности.

Если в течение года после наложения указанного взыскания военнослужащий не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, он представляется в установленном порядке к снижению в должности или к досрочному увольнению с военной службы в запас.

Таким образом, наложение вышеназванного дисциплинарного взыскания предусматривает возможное наступление неблагоприятных последствий — при условии соответствующего поведения военнослужащего — в виде снижения в должности либо досрочного увольнения с военной службы в запас.

Вместе с тем положения пп. "д", "е" ст. 62 и пп. "г", "д" ст. 69 Устава предусматривают такие виды дисциплинарных взысканий в отношении военнослужащего, как "снижение в должности" и "досрочное увольнение в запас" в качестве самостоятельных видов взысканий.

В соответствии же со ст. 91 Устава налагать несколько дисциплинарных взысканий за один и тот же проступок запрещается.

Согласно подп. "д" п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы (далее — Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится в случае, если в течение одного года после наложения дисциплинарного взыскания о неполном служебном соответствии он не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.

Представляется, что вышесказанное означает, что по смыслу ст. 102 Устава назначение военнослужащего на низшую должность либо досрочное его увольнение в запас может быть реализовано лишь по истечении года после наложения на него дисциплинарного взыскания — предупреждение о неполном служебном соответствии, — так как указание годичного срока относится исключительно к периоду, в течение которого подлежит оценке исполнение военнослужащим своих служебных обязанностей. По результатам такой оценки командир должен принять решение о снятии взыскания либо о представлении военнослужащего к снижению в должности или досрочному увольнению в запас.

Такой вывод следует, в частности, из вступившего в законную силу решения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N ВКПИ05-17 <2> по заявлению Х., оспаривавшего законность подп. "д" п. 17 ст. 11 Положения.

<2> Решение официально не опубликовано. Текст решения имеется в Справочно-правовой системе "Консультант плюс. Версия 3000.02.12".

По мнению Х., военнослужащий, на которого наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, может быть назначен на низшую должность не в течение года, как это предусмотрено оспариваемой нормой Положения, а и в последующем в любое время, поскольку в Положении не указаны конкретные сроки, по окончании которых данное наказание не приводится в исполнение.

Рассмотрев заявление и исследовав материалы дела, Военная коллегия не нашла оснований для его удовлетворения.

Анализируя положения действующего законодательства о порядке прохождения военной службы и привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, суд в решении пришел к выводу о том, что норма Положения, законность которой Х. подвергает сомнению, определяет лишь повод, а не порядок назначения военнослужащего на низшую воинскую должность.

Подпункт "д" п. 17 ст. 11 Положения и ст. 102 Устава дают основания полагать, что назначение военнослужащего на низшую должность может быть реализовано по истечении года после наложения на него дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, поскольку указание годичного срока относится исключительно к периоду, в течение которого подлежит оценке исполнение военнослужащим своих служебных обязанностей, в ходе чего он должен исправить поведение образцовым выполнением воинского долга, а указанное дисциплинарное взыскание — сыграть свою воспитательную роль. На основании этой оценки командир должен принять решение о снятии взыскания либо о представлении военнослужащего к снижению в должности.

Таким образом, указывает Военная коллегия в решении, законодательством четко определено, что неблагоприятные последствия применения взыскания — предупреждение о неполном служебном соответствии — наступают для виновного по истечении года после его наложения. При этом в сравнении с дисциплинарным взысканием "снижение в должности" или "досрочное увольнение в запас" предупреждение о неполном служебном соответствии является наказанием, предоставляющим возможность военнослужащему своим добросовестным отношением к службе избежать применения к нему упомянутых санкций по истечении года.

С подобным выводом следует согласиться, поскольку иное толкование ст. 102 Устава (что нередко случается на практике) приводит к тому, что к военнослужащему, предупрежденному о неполном служебном соответствии, до истечения года со дня наложения такого взыскания применяются указанные выше последствия этого взыскания, что, в свою очередь, по сути противоречит как ст. 91, так и непосредственно ст. 102 Устава.

В то же время необходимо отметить, что командир (начальник) в указанный "испытательный" период не лишен права воздействовать на нерадивого военнослужащего и иными методами.

Так, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая 18 января 2006 г. в судебном заседании заявление М., полагавшего, что подп. "в" п. 4 ст. 34 Положения противоречит ст. 102 Устава, а поэтому подлежит отмене, указала следующее <3>.

<3> Решение официально не опубликовано.

Согласно ст. 102 Устава дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии применяется один раз за время пребывания военнослужащего на занимаемой штатной должности. Если в течение года после наложения этого взыскания прапорщик или офицер не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, то он представляется в установленном порядке к снижению в должности или к досрочному увольнению с военной службы в запас.

В соответствии со ст. 104 Устава досрочное увольнение в запас с военной службы применяется в отношении военнослужащего за невыполнение им условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, а также в случаях, когда военнослужащий перестал отвечать установленным ему требованиям.

Возможность досрочного увольнения военнослужащего, проходящего службу по контракту, в связи с невыполнением им условий контракта (подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ) предусмотрена и подп. "в" п. 4 ст. 34 Положения.

При этом каких-либо сроков, ограничивающих возможность применения к военнослужащему положений ст. 104 Устава после наложения на него взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и подп. "в" п. 4 ст.

Как правильно и при каких условиях объявляется предупреждение о неполном служебном соответствии?

34 Положения не содержат.

Более того, утверждается в решении, анализ ст. 102 Устава позволяет сделать вывод о возможности увольнения военнослужащего до истечения годичного срока после наложения на него дисциплинарного взыскания в виде "предупреждения о неполном служебном соответствии", поскольку указание на этот срок должно расцениваться как испытательный период, в течение которого военнослужащий образцовым выполнением воинского долга обязан доказывать исправление своего поведения и действенность наложенного взыскания.

При нежелании военнослужащего исправить свое отношение к службе он может быть представлен к досрочному увольнению за невыполнение условий контракта, связанное как с совершением нового проступка, так и с ненадлежащим исполнением общих либо специальных обязанностей до истечения годичного срока.

В таких случаях военнослужащий подлежит увольнению по инициативе командования в соответствии с Положением, а не в порядке реализации дисциплинарного взыскания.

С учетом изложенного Военная коллегия не нашла противоречий между подп. "в" п. 4 ст. 34 Положения и ст. 102 Устава, а кроме того, указала, что увольнение военнослужащего после наложения на него дисциплинарного взыскания — предупреждение о неполном служебном соответствии — до истечения годичного срока допустимо.

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2006 г. N КАС06-85 решение Военной коллегии N ВКПИ05-111 оставлено в силе.

Говоря о последствиях наложения дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, нельзя не отметить и возможные лишения военнослужащего, выражающиеся в его материальном умалении.

Так, в соответствии с п. 4 Постановлении Совета Министров — Правительства Российской Федерации "О денежном довольствии военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел" от 19 апреля 1993 г. N 340 по итогам календарного года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей в размере 3 окладов денежного содержания. Эта же норма Постановления предоставляет право командирам отдельных батальонов, полков, соединений, командующим армиями, флотилиями, войсками округов, группами войск, флотами, им равным и вышестоящим командирам (начальникам) уменьшать военнослужащим размер вознаграждения или лишать вознаграждения полностью за упущения по службе, нарушения воинской дисциплины.

Правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за образцовое выполнение воинского долга (приложение N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" от 14 июля 2000 г. N 524) предусматривают соответственно выплату премии военнослужащим за образцовое выполнение воинского долга в размере до 3 окладов денежного содержания в год.

Согласно же п. 6 вышеназванных Правил командиры (начальники) имеют право уменьшать размер указанной премии военнослужащим, находящимся в их подчинении, или лишать их премии полностью за упущения по службе и нарушения воинской дисциплины <4>.

<4> Следует отметить, что п. 4 вышеназванного Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации и п. 6 названных Правил также являлись предметом рассмотрения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. По итогам рассмотрения заявления Г., оспаривавшего законность этих норм как позволяющих, по его мнению, воинским должностным лицам по субъективному усмотрению не выплачивать военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, установленное федеральным законом единовременное денежное вознаграждение и премию в связи с упущениями по службе, вынесено решение от 19 августа 2005 г. N ВКПИ05-80 об отказе в удовлетворении требований. Решение официально не опубликовано. Текст имеется в Справочно-правовой системе "КонсультантПлюс Версия 3000.02.12".

Приведенные примеры указывают на то, что в случае предупреждения военнослужащего о неполном служебном соответствии надлежащий командир (начальник) не лишен права принять еще и решение о лишении (уменьшении размера) отдельных выплат этого военнослужащего.

При этом принятие командиром (начальником) одного из таких решений вовсе не свидетельствует о том, что военнослужащий за один проступок привлекается к двум видам ответственности, как это кажется на первый взгляд.

Во-первых, лишение военнослужащего премии (вознаграждения) полностью либо частично не является каким-либо видом дисциплинарного взыскания, предусмотренного Уставом, а во-вторых, как видно непосредственно из содержания указанных норм Постановлений Правительства Российской Федерации, смысл подобных выплат заключается в том, что они являются стимулом для военнослужащих к добросовестному исполнению ими своих должностных обязанностей и образцовому выполнению воинского долга.

В данном же случае совершение военнослужащим проступка есть не что иное, как невыполнение возложенных на него обязанностей (общих, должностных, специальных, взятых на себя при заключении контракта о прохождении военной службы, — подп. "а" п. 5 ст. 4 Положения) и, как следствие, несоблюдение тех условий, при которых он мог бы претендовать на получение соответствующих выплат.

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  1. Неблагоприятные последствия применения дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии (снижение в должности или досрочное увольнение в запас) могут наступить для виновного военнослужащего лишь по истечении года после наложения этого взыскания.
  2. В случае нежелания военнослужащего, предупрежденного о неполном служебном соответствии, исправить свое поведение в течение года он может быть представлен к досрочному увольнению с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, но не в порядке реализации дисциплинарного взыскания — предупреждение о неполном служебном соответствии.
  3. Наложению на военнослужащего указанного дисциплинарного взыскания может сопутствовать и принятие решения командиром (начальником) о лишении его в полном объеме либо частично отдельных выплат, предусмотренных законодательством.

В законодательстве предусматриваются разные виды ответственности за совершение тех или иных неправомерных действий. Нарушения, допущенные в рамках трудовой (служебной) деятельности, влекут наложение дисциплинарных взысканий. Одним из них является объявление о неполном служебном соответствии. Что означает эта мера и какие влечет последствия, узнаем из статьи.

ФЗ № 79

В этом нормативном акте содержится ст. 57, устанавливающая перечень дисциплинарных взысканий для госслужащих. За совершение проступка должностным лицом наниматель вправе объявить:

  • Выговор.
  • Замечание.
  • Предупреждение о неполном служебном соответствии.

Самым строгим взысканием является увольнение.

Дисциплинарным проступком считается ненадлежащее выполнение либо неисполнение госслужащим служебных обязанностей, возложенных на него.

ФЗ №76 и Дисциплинарный устав

В Законе "О статусе военнослужащих" предусматривается ответственность за проступки этих граждан. Она наступает при нарушении лицом общественного порядка либо воинской дисциплины.

Последствия неполного служебного соответствия военнослужащих определены не только в ФЗ №76, но и в Дисциплинарном уставе ВС, утвержденном Указом Президента №2140 от 1993 г.

В 1 й статье Устава раскрывается понятие воинской дисциплины. В соответствии с нормой, ею называют точное и строгое выполнение правил и порядка, закрепленных в законодательстве, воинских уставах, приказах начальников (командиров). В случае нарушения установленных предписаний к виновным применяются меры ответственности, соразмерные тяжести проступков.

Что значит "неполное служебное соответствие"?

Четкого определения данному понятию в нормативных актах нет. Однако в правовых документах присутствуют критерии, которыми должны соответствовать лица, принимаемые на госслужбу или в ряды ВС. Служебное соответствие оценивается в рамках аттестации.

Исходя из установленных требований, можно определить, что неполное служебное соответствие имеет место при недостаточном уровне:

  • профподготовки, знаний своих обязанностей, готовности их исполнять;
  • личной дисциплинированности, исполнительности, требовательности к подчиненным и себе;
  • организованности в работе, умения выделить ключевое направление в обеспечении своей деятельности, способности качественно исполнять поставленные задачи, умело действовать в сложных условиях;
  • умения руководить подчиненными, сочетая высокую требовательность и обеспечение заботы о сотрудниках.

Что касается военнослужащих, то неполным соответствием также будет считаться:

  • Недостаточно полная оценка состояния подразделения, которым командует лицо, или участка, за который отвечает гражданин.
  • Ненадлежащее состояние здоровья, установленное медзаключением, недостаточная физподготовка и работоспособность.

В целом можно сказать, что неполное служебное соответствие объявляется в случае недобросовестного исполнения предписаний законодательства, недостаточной дисциплинированности лица.

Предупреждение

Предупреждая о неполном служебном соответствии, наниматель указывает должностному лицу о:

  • Низкой организации деятельности сотрудника.
  • Недобросовестном отношении к выполнению обязанностей.

Задача этой дисциплинарной меры состоит в предотвращении совершения грубых проступков, указанных в законодательстве и других нормативных актах. Кроме того, наниматель возлагает на лицо обязанность устранить нарушения, в связи с которыми сотруднику было объявлено о неполном служебном соответствии. Последствием неисполнения предписаний может быть понижение в должности или досрочное увольнение.

Нюансы

При решении вопроса о необходимости объявления о неполном служебном соответствии, наниматель должен учесть:

  • Характер проступка.
  • Условия, в которых виновный его совершил.
  • Размер нанесенного ущерба.
  • Продолжительность службы, уровень знаний порядка исполнения своих обязанностей.

Если говорить о военнослужащих, то рассматриваемое дисциплинарное взыскание может применяться только к прапорщикам (мичманам) и офицерам.

Порядок применения меры к госслужащим

Основаниями для объявления о неполном служебном соответствии являются:

  • Повторное неисполнение возложенных обязанностей.
  • Прогул.
  • Умышленное предоставление поддельных документов при поступлении на службу.
  • Нарушение правил служебной деятельности, повлекшее тяжкие последствия.
  • Лишение доступа к данным, представляющим гостайну.
  • Принятие необоснованного решения, исполнение которого повлекло ущерб. Это основание распространяется только на руководящий состав.
  • Грубое однократное нарушение обязанностей, сопряженное с неисполнением законодательных предписаний или причинением вреда.
  • Нахождение в служебное время в состоянии опьянения.
  • Совершение растраты, хищения, умышленного повреждения имущества.

Общие правила

В первую очередь для привлечения к ответственности виновного факт совершения проступка должен быть зафиксирован. Как правило, составляется акт, который подписывают 2 свидетеля. Кроме того, непосредственный начальник госслужащего может написать на имя руководства докладную записку.

После фиксации факта, госслужащему направляется запрос на дачу объяснений. Он может быть отправлен по почте или вручен лично под подпись.

В двухдневный срок госслужащему надлежит предоставить свои объяснения. Если этого сделано не будет, руководитель составляет акт.

По обстоятельствам происшествия проводится служебная проверка. По ее результатам составляется заключение.

На основании полученных сведений руководитель оценивает характер и тяжесть проступка, определяет размер ущерба.

После этого издается приказ. Госслужащий должен быть с ним ознакомлен. Кроме того, руководитель разъясняет ему, чем грозит неполное служебное соответствие и какими будут последствия, если лицо не исправит ситуацию.

Сроки

Привлечь госслужащего к ответственности можно в течение месяца с даты выявления факта совершения проступка. В этот срок не входят периоды:

  • Временной нетрудоспособности.
  • Отпуска.
  • Проведения проверки.
  • Отсутствия на службе по уважительным причинам.

Если нарушение было обнаружено в процессе аудиторской проверки или иной ревизии, срок, в течение которого может применяться взыскание, увеличивается до двух лет. В этот период не входит время проведения уголовного расследования.

Когда снимают неполное служебное соответствие?

Продолжительность действия санкции составляет 1 г. Для снятия взыскания сотруднику необходимо исправить нарушения. Кроме того, он должен течение года не совершать новых проступков.

Законодательство, однако, допускает и досрочное снятие взыскания по:

  • Инициативе руководителя.
  • Письменному заявлению госслужащего или ходатайству непосредственного его начальника.

Что касается военнослужащих, то снятие взыскания осуществляется в соответствии со ст. 35 Дисциплинарного устава.

Каков порядокобжалования неполного служебного соответствия в полиции

Это допускается, если будет установлено, что была реализована воспитательная функция санкции, а военнослужащий исправился образцовым исполнением долга.

Важный момент

Согласно 106 статье Устава, дисциплинарное взыскание может сниматься с военнослужащего в связи с истечением срока. Однако это правило не распространяется на случаи объявления о неполном соответствии. Дело в том, что эта санкция предполагает установление испытательного срока, в течение которого лицо должно исправить нарушение.

Замена более строгой мерой

Если военнослужащий не выполнил предписания руководства, наложившего на него взыскание, он может быть понижен в должности или досрочно уволен в запас. Между тем, увольнение будет считаться правомерным, если неисправление поведения лицом рассматривается как самостоятельный дисциплинарный проступок.

Исключения

В ФЗ №76 и №79 не установлены случаи, когда на виновных не могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе и предупреждение о неполном соответствии. Следовательно, меры ответственности могут применяться абсолютно ко всем военнослужащим и госслужащим. Между тем данный вывод не совсем верный.

Такие взыскания, как выговор, предупреждение и замечание могут применяться к виновным в любом случае при наличии к тому оснований. Однако уволить ни с государственной, ни с военной службы нельзя беременных женщин, матерей одиночек и некоторых других лиц, отнесенных к социально незащищенным категориям. Освобождение от должности в таких ситуациях противоречило бы не только положениям ТК, но и Конституции.

В заключение

Лицо, к которому применено взыскание, имеет ряд гарантий, установленных законодательством. В частности субъект вправе оспорить решение руководителя в суде. Как показывает практика, обжалуются в основном увольнения. Что касается объявления о неполном соответствии, то, как правило, служащие стремятся исправить свое поведение под страхом более строгой ответственности.

Разумеется, субъект может и оспорить решение, если уверен, что не допускал нарушений, а его действия полностью соответствовали установленным предписаниям. Обычно же предупреждения, выговоры, замечания выносятся правомерно, за конкретные нарушения.

Материалы по теме:

Предупреждение о неполном служебном соответствии

Предупреждение о неполном служебном соответствии: понятие, основания, последствия наложения данного взыскания

А.С.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Ковалев, адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции.

Одним из видов юридической ответственности военнослужащих является дисциплинарная ответственность, которая регламентируется ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 2140 (далее — Устав). Такая ответственность наступает за нарушение военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка.

Статья 1 Устава определяет: "Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)". Нарушение указанных порядка и правил влечет за собой принятие соответствующими командирами (начальниками) мер в виде привлечения нарушителей к дисциплинарной ответственности путем наложения дисциплинарного взыскания, соответствующего тяжести совершенного проступка.

Одной из мер привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности является наложение дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

Для того чтобы можно было дать определение понятию "предупреждение о неполном служебном соответствии", необходимо уточнить, что включает в себя служебное соответствие или как синоним более распространенное понятие — "соответствие занимаемой должности".

В указанной постановке данный термин в правовых актах Министерства обороны Российской Федерации не раскрывается. Тем не менее общие положения, содержащие качественные характеристики военнослужащих, определяющие соответствие их должностному предназначению, содержатся в Инструкции о порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации" от 6 апреля 2002 г. N 100:

  • уровень профессиональной подготовки, знание общевоинских уставов, наставлений, своих обязанностей по занимаемой воинской должности и их выполнение, готовность к выполнению обязанностей при переводе с мирного на военное и в военное время, совершенствование профессиональных знаний в системе командирской (профессионально-должностной) подготовки и самостоятельно, ученая степень и ученое звание, умение применять полученные знания на практике, область деятельности, в которой аттестуемый проявил наибольшие способности и достиг высоких результатов, наличие боевого опыта;
  • личная дисциплинированность и исполнительность, требовательность к себе и подчиненным;
  • организованность в работе, умение определить главное направление в обеспечении высокого уровня боевой и мобилизационной готовности, способность качественно выполнять поставленные задачи, проявлять инициативу, быстро ориентироваться и умело действовать в сложной обстановке;
  • умение руководить, обучать и воспитывать подчиненный личный состав и сочетать высокую требовательность с заботой о нем;
  • оценка состояния подразделения (воинской части, соединения, объединения), которым командует, или участка работы, за который отвечает аттестуемый (дисциплина, уровень укомплектованности, боевая и мобилизационная готовность, боевая подготовка, освоение военной техники и оружия, состояние вооружения, военной техники и материально-технических средств, состояние командирской (профессионально-должностной) подготовки, наличие резерва кандидатов для выдвижения на высшие должности, направления на учебу и работа с ними, качество работы с младшими офицерами и т.п.);
  • способность критически оценивать свою деятельность, творчески подходить к делу, настойчивость в выполнении должностных обязанностей, авторитет в воинском коллективе, умение организовать обеспечение защиты государственных секретов, моральные и психологические качества;
  • состояние здоровья в соответствии с медицинскими заключениями, работоспособность и физическая подготовка.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что под служебным соответствием следует понимать добросовестное исполнение требований законодательства, предъявляемых к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, и личную дисциплинированность. Как следствие неполное служебное соответствие — неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований законодательства, предъявляемых к военнослужащему, проходящему военную службу но контракту, и низкая личная дисциплинированность военнослужащего.

Определив понятие неполного служебного соответствия, можно дать определение понятию предупреждения о неполном служебном соответствии. Так, под ним следует понимать меру дисциплинарного воздействия, предупреждающую о низкой организации военнослужащим своей деятельности, связанной с исполнением обязанностей по занимаемой им должности, либо о недобросовестном отношении к исполнению обязанностей военной службы в целом. Функцией указанного предупреждения является недопущение совершения военнослужащим грубых дисциплинарных проступков, указанных в приложении 5 к Уставу, либо устранение недостатков в организации своей деятельности и исправление своего поведения образцовым выполнением воинского долга. При невыполнении данных требований наступают определенные правовые последствия в виде снижения в должности или досрочного увольнения в запас.

При наложении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии принимаются во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы.

Особенностью является то, что указанное дисциплинарное взыскание может быть наложено только на офицеров (ст. 69 Устава) и прапорщиков (мичманов) (ст. 62 Устава).

Вместе с тем Устав разграничил категории командиров, имеющих право наложения указанного взыскания на военнослужащих. Так, правом объявления предупреждения о неполном служебном соответствии на офицеров обладают командиры (начальники) от командира полка и выше, а на прапорщиков — от командира отдельного батальона (корабля 2 ранга), а также командира отдельной воинской части, пользующегося в соответствии со ст. 11 Устава дисциплинарной властью командира батальона (корабля 3 ранга).

Следует отметить, что наказание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии играет двойную роль:

  • во-первых, как самостоятельное взыскание, имеющее морально-психологический, воспитательный характер, направленное на исправление военнослужащим своего поведения образцовым выполнением воинского долга;
  • во-вторых, как предупреждение о том, что в отношении военнослужащего в последующем может быть применено более строгое наказание в виде досрочного увольнения с военной службы или снижения в должности.

Проведя аналогию с основаниями наложения взыскания в виде досрочного увольнения в запас (ст. 104 Устава), можно прийти к выводу, что взыскание "предупреждение о неполном служебном соответствии" налагается на военнослужащего за невыполнение им условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, и в случаях, когда военнослужащий перестал отвечать установленным к нему в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" требованиям.

Важно отметить, что взыскание "предупреждение о неполном служебном соответствии" согласно ст. 102 Устава применяется один раз за время пребывания военнослужащего в занимаемой штатной должности, однако за весь период службы оно может налагаться на военнослужащего более одного раза при условии смены им должностей.

По общему правилу наложенное на военнослужащего дисциплинарное взыскание может быть снято в соответствии со ст. 35 Устава в порядке поощрения после того, как оно сыграло свою воспитательную роль и военнослужащий исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга, а также согласно ст. 106 Устава — в связи с истечением срока. Однако при наложении данного взыскания снятие его в связи с истечением срока исключается, поскольку в ст. 102 Устава определен срок исправления, который можно считать испытательным. Указанные выше неблагоприятные последствия могут не наступить лишь при одном условии: если военнослужащий, на которого наложено взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга, взыскание сыграло свою воспитательную роль и в связи с этим было снято.

Если в течение года, но не ранее его истечения со дня наложения взыскания, военнослужащий не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, он представляется в установленном порядке к снижению в должности или к досрочному увольнению с военной службы в запас. Но следует отметить, что досрочное увольнение с военной службы в запас военнослужащего, к которому применено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, можно признать правомерным при условии, если неисправление им своего поведения образцовым выполнением воинского долга рассматривать в качестве самостоятельного дисциплинарного проступка.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • неполное служебное соответствие — неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований законодательства, предъявляемых к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, и низкая личная дисциплинированность военнослужащего;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии — мера дисциплинарного воздействия, предупреждающая о низкой организации военнослужащим своей деятельности, связанной с исполнением обязанностей по занимаемой им должности, либо о недобросовестном отношении к исполнению обязанностей военной службы в целом;
  • функция предупреждения о неполном служебном соответствии — недопущение совершения военнослужащим грубых дисциплинарных проступков;
  • дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии играет двойную роль: как самостоятельное взыскание и как предупреждение о более строгом наказании;
  • указанное взыскание может быть наложено только на офицеров и прапорщиков (мичманов);
  • рассматриваемое взыскание налагается за невыполнение военнослужащим условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, и в случаях, когда он перестал отвечать установленным к нему в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" требованиям;
  • данное взыскание применяется один раз за время пребывания военнослужащего в занимаемой штатной должности;
  • последствия наложения указанного взыскания: при недостижении воспитательного воздействия — снижение в должности или досрочное увольнение в запас;
  • рассматриваемое взыскание снимается только после того, как оно сыграло свою воспитательную роль и военнослужащий исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга.

Дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии является одним из самых строгих дисциплинарных взысканий, налагаемых за совершение грубых нарушений, наравне со снижением в должности и досрочным увольнением с военной службы.

Фото: Дмитрий Захарченко (третий слева) и Андрей Курносенко (второй справа) на корпоративе сотрудников ГУЭБиПК

Начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Андрей Курносенко получил по итогам министерской проверки предупреждение о неполном служебном соответствии с мотивировкой «неприятие должных мер по укреплению служебной дисциплины и законности во вверенном подразделении».

Читать все комментарии(29)

Начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Андрей Курносенко получил по итогам министерской проверки предупреждение о неполном служебном соответствии. Об этом в четверг, 29 сентября, сообщила РИА Новости официальный представитель МВД России Ирина Волк.

«За непринятие должных мер по укреплению служебной дисциплины и законности во вверенном подразделении на начальника ГУЭБиПК Андрея Курносенко наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии», — отметила она.

Волк добавила, что аналогичные взыскания наложены на начальника отдела кадров и государственной службы ГУЭБиПК Владимира Абметко и на начальника управления на транспорте МВД по Центральному округу Олега Калинкина, который ранее занимал должность замначальника ГУЭБиПК, отвечавшего за оперативно-служебную деятельность управления «Т».

Проверку назначил министр внутренних дел России Владимир Колокольцев. Дисциплинарный устав органов МВД предполагает шесть видов дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность и увольнение со службы.

Ранее Волк сообщила, что бывший врио начальника Управления «Т» ГУЭБиПК МВД России Дмитрий Захарченко, арестованный по подозрению в совершении должностных преступлений, уволен из органов внутренних дел.

Захарченко был задержан 9 сентября. По месту его жительства при проведении следственных действий обнаружены денежные средства на общую сумму 8,5 миллиарда рублей.

В отношении офицера было возбуждено дело по статьям 285 («Злоупотребление должностными полномочиями»), 290 («Получение взятки») и 294 («Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования») УК РФ. По версии Захарченко, обвинения были сфабрикованы, чтобы сместить его с должности.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(29):

12+1

4+4−0 Александр Малкин 22:34:05
29/09/2016

В любой бы стране , кроме нашей самого верхнего главмусора уволили бы с позором за таких подчиненных .

Как быть с предупреждением о неполном служебном соответствии?

А у нас ссы в глаза все божья роса .

2+3−1 Игорь Кулешов 22:58:06
29/09/2016

Да там действительно "не полное служебное соответствие" раз допустил, что его осталопы на хату к Захарченко на обыск взяли оператора с камерой. А кто, такой умный, это сделал — это у них там сейчас идет внутреннее служебное расследование.

1+2−1 Георгий В. 23:02:46
29/09/2016

Сурово. Интересно, сколько сотен миллионов пришлось отдать, чтобы вышло вот такое наказание?

Представляю, какая это была мука — расставаться с центнером бумаги!

Поцреоты, ну вы довольны приговором царя? Вы ж за это голосовали, ватноголовые.

0+0−0 Sergey Simonenkov 00:02:37
30/09/2016

Комментарий удалён.

Для тех кто с бронепоезда, после неполного служебного, при малейшем залете, следует увольнение, с соответствующим большим и толстым, вместо пенсии.

0+0−0 sef sef 23:05:53
29/09/2016

Вовремя занёс бабла куда надо, а то пришлось бы опять грузовик вызывать для вывоза денег из квартиры.

12+1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *