Справочник

Нераспределенный фонд недр

Направления деятельности >>> Научно-практическая

Лицензирование недр

Платная система недропользования в России, установленная с принятием Закона РФ «О недрах», основывается на системе лицензирования недр, которая, в свою очередь, определяет условия передачи участков недр в пользование и контроль за их выполнением.

Анализ и развитие системы лицензирования недр на территории Югры включают целый ряд направлений, существующих в ГП «НАЦ РН им.В.И.Шпильмана».

Ведение баз данных

Базы данных, созданные в Центре, обеспечивают информационную поддержку, необходимую для функционирования системы лицензирования участков недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Это практически все базы данных, существующие в ИБД Центра и содержащие информацию об изученности территории, проведенных геологоразведочных работах, состоянии разработки, земельных и природных ресурсах, состоянии экологии и промышленной инфраструктуры. Подготовка участков к лицензированию проводится на основании нескольких баз данных, содержащих сведения об участках недр распределенного и нераспределенного фондов недр, которые регулярно обновляются:

  • — база данных участков распределенного фонда недр;
  • — база данных лицензий;
  • — база данных заявок на предоставление прав пользования недрами;
  • — база данных резервных участков недр;
  • — база данных архивных участков.

На основании этой информации, а также с привлечением других данных ИБД Центра формируются долгосрочные и среднесрочные программы лицензирования на территории Югры, проводится анализ состояния недропользования, подготавливаются карты лицензирования недр.

Подготовка конкурсов и аукционов

С 1993 по 2010 годы на территории автономного округа проведено 34 раунда лицензирования недр, по результатам которых в пользование передано более 150 участков недр. Научно-аналитическим центром подготовлено около 180 информационных и рекламных пакетов.

Разработка условий передачи в пользование участков недр, сбор информации и подготовка информационных пакетов, мониторинг лицензирования – одно из приоритетных направлений Научно-аналитического центра.

Подготовка программ лицензирования недр

Одним из основных направлений Научно-аналитического центра является разработка долгосрочных и среднесрочных программ лицензирования недр на территории автономного округа.

В 2001 г. разработана по поручению Правительства автономного округа в связи с планируемыми изменениями Налогового Законодательства России, предусматривающими отмену ставок ВМСБ, «Концепция развития поисковых геологоразведочных работ на территории нераспределенного фонда недр ХМАО», которая принята Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа (№377-п от 30.07.2001 г.)

На основании принятой «Концепции» в мае 2003 года утверждена Программа лицензирования 2003-2005 гг. на территории Югры.

Комарова «поторопит» Роснедра с геологоразведкой очередными налоговыми льготами

По итогам реализации этой программы в пользование переданы 110 участков на геологическое изучение и 12 участков – в долгосрочное пользование с целью геологического изучения, разведки и добычи.

По итогам сформированных программ лицензирования 2006, 2007, 2009 гг. в долгосрочное пользование передано 44 участка недр, на геологическое изучение сроком 5 лет – более 70 участков недр.

Мониторинг лицензирования

Одной из составляющих этого направления является подготовка ежегодных аналитических обзоров о состоянии лицензирования на террито рии ХМАО, содержащих сведения о количестве действующих лицензий, количестве недропользователей и динамике структуры крупных нефтедобывающих компаний, количестве переданных в пользование участков недр за отчетный год, а также ежегодный анализ реализации программы лицензирования.

Контроль за выполнением условий лицензионных соглашений

Работы Центра по данному направлению включают в себя:

  • — Подготовку аналитических записок для органов власти Ханты-Мансийского автономного округа по выполнению условий лицензионных соглашений на участках распределенного фонда недр.
  • — Подготовку заключений для Межведомственной комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Югры для выработки решений о принятии тех или иных дополнений к существующим лицензионным соглашениям.

Основой для выполнения перечисленных работ служат многочисленные материалы, собранные в базе данных (тексты лицензионных соглашений и дополнений к ним, годовые и квартальные отчеты компаний-недропользователей, протоколы комиссий, акты комплексных проверок) и разработанная по заказу Центра программа мониторинга недропользования.

Основные направления деятельности отделения лицензирования и прогноза нефтегазоносности:
  • — Создание баз данных
  • — Подготовка конкурсов и аукционов
  • — Подготовка программ лицензирования недр
  • — Мониторинг лицензирования
  • — Контроль за выполнением условий лицензионных соглашений
  • — Ежегодный выпуск «Карты лицензирования недр Ханты-Мансийского автономного округа–Югры» масштаба 1:1000000, 1:500000, 1:200000.

Постановление Правительства РФ от 1 июля 2013 г. N 552
"О формировании федерального фонда резервных участков недр"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что:

федеральный фонд резервных участков недр формируется из участков недр, не предоставленных в пользование, содержащих месторождения полезных ископаемых, включенных в перечень основных видов стратегического минерального сырья, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 января 1996 г. N 50-р, расположенных на территориях с неразвитой инфраструктурой, в пределах особо охраняемых природных территорий и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также участков недр, содержащих месторождения полезных ископаемых, освоение которых экономически неэффективно при существующей конъюнктуре рынка минерального сырья либо затруднительно в связи с отсутствием техники и технологии для их освоения (далее — участки недр);

решение о включении участков недр в федеральный фонд резервных участков недр принимается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

2. Федеральному агентству по недропользованию подготавливать письменные предложения о включении участков недр в федеральный фонд резервных участков недр и представлять их в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с приложением следующих документов:

копия заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (в случае наличия);

выписка из государственного баланса запасов полезных ископаемых (в случае если запасы поставлены на государственный баланс);

пояснительная записка, содержащая оценку целесообразности резервирования участка недр с учетом положений абзаца второго пункта 1 настоящего постановления и геологическую характеристику участка недр.

3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании документов, предусмотренных пунктом 2 настоящего постановления, в 30-дневный срок со дня представления Федеральным агентством по недропользованию указанных документов направлять проект решения Правительства Российской Федерации о включении участка недр в федеральный фонд резервных участков недр с прилагаемыми документами на согласование:

в Министерство обороны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации — в части, касающейся интересов обороны страны и безопасности государства;

в Министерство экономического развития Российской Федерации — в части, касающейся влияния на инвестиционную деятельность;

в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации — в части, касающейся сферы промышленного и оборонно-промышленного комплексов, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров;

в Министерство энергетики Российской Федерации — в части, касающейся производства и использования топливно-энергетических ресурсов.

4. Установить, что проект решения Правительства Российской Федерации о включении участка недр в федеральный фонд резервных участков недр с прилагаемыми документами, предусмотренными пунктом 2 настоящего постановления, согласовывается федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 3 настоящего постановления, в 10-дневный срок со дня их получения.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации вносит проект решения Правительства Российской Федерации о включении участка недр в федеральный фонд резервных участков недр в установленном порядке в Правительство Российской Федерации не позднее 10 дней со дня истечения срока согласования.

Техническая библиотека

Проекты решений Правительства Российской Федерации об исключении участков недр из федерального фонда резервных участков недр подготавливаются в порядке, предусмотренном настоящим постановлением для проектов решений Правительства Российской Федерации о включении участков недр в федеральный фонд резервных участков недр.

6. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федерального агентства по недропользованию, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству и Агентству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Д. Медведев

Москва

1 июля 2013 г. N 552

Классификация запасов урановых месторождений

Для характеристики запасов месторождений урана в России используется ряд терминов.

Запасы распределенного фонда недр — запасы месторождений, на которые имеется лицензия на их разведку и разработку.

Запасы нераспределенного фонда недр — запасы месторождений, на которые нет лицензий на их разведку и разработку.

Нераспределенный фонд недр

Запасы урана в недрах определяются на основании геологических данных, полученных в результате разведки месторождения.

Запасы урана в недрах определяются на основании геологических данных, полученных в результате разведки месторождения.

Извлекаемые запасы — запасы, рассчитанные исходя из запасов в недрах с учетом коэффициента извлечения урана при его добыче в зависимости от метода добычи. При характеристике запасов часто употребляются обозначения, которые характеризуют степень геологической изученности недр, по данным которой был проведен подсчет запасов урана в недрах:

В+С1 — подтвержденные запасы, которые характеризуют высокую степень изученности недр и, следовательно, высокую достоверность их определения.

С2 — предварительно оцененные запасы, которые характеризуют достаточную геологическую изученность, чтобы провести определение запасов в недрах.

Забалансовые запасы — категория запасов либо В+С1, либо С2, которые в настоящий момент по каким-либо причинам не могут быть отработаны. Это может быть связано с горнотехническими условиями, ценовой политикой и пр.

При классификации запасов и ресурсов урана, принятой Международным Агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), помимо степени геологической изученности, используется показатель рентабельности их отработки при существующих способах добычи. Он учитывает прямые затраты на добычу, транспортировку и получение уранового концентрата (U3O8), а также затраты, связанные с проведением геологоразведочных работ для продления деятельности добывающего предприятия, с обеспечением экологической безопасности в период отработки месторождения и после её завершения, капитальные затраты на строительство новых производственных мощностей (где это необходимо), неамортизационные и другие расходы.

Выделяется три стоимостных категории урановых руд в зависимости от себестоимости добычи 1 кг урана: < 40 дол/кг; < 80 дол/кг; < 130 дол/кг.

В настоящее время рентабельной является отработка руд с себестоимостью добычи урана < 80 дол./кг.

При характеристике мировых ресурсов и запасов урана, а также запасов различных стран приняты следующие соответствия:

Принятые соответствия между существующими классификациями запасов урана

Стоимостная категория, долл./урана Категории запасов и ресурсов по российской классификации Классификация МАГАТЭ

Рамочная классификация ООН

Подтвержденные запасы

< 80 A+B+C1 Reasonably Assured Resources (RAR)

Indicated Resources

Общие запасы

< 80 A+B+C1+C2 Reasonably Assured Resources (RAR) + Inferred Resources

Measured Resources, Indicated Resources, Inferred Resources

Эксплуатационные запасы < 80     Proven and probable reserves

Забалансовые запасы

 80 — 130 A+B+C1+C2, в настоящее время не могут быть отработаны рентабельно Reasonably Assured Resources (RAR) + Inferred Resources

Measured Resources, Indicated Resources, Inferred Resources

Прогнозные ресурсы < 130 Р1, Р2, Р3 Prognosticated Resources and Speculative Resources (SR) Undiscovered Resources
Ресурсы < 130 A+B+C < 1+C2 и Reasonably Assured Resources (RAR), Inferred Resources, Prognosticated Resources, Speculative Resources (SR) Measured Resources, Indicated Resources, Inferred Resources, Undiscovered Resources

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *