Справочник

Незаконное использование авторских прав

1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены:

а) утратил силу;

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) в особо крупном размере;

г) лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто тысяч рублей, а в особо крупном размере — один миллион рублей.

Комментарий к Ст. 146 УК РФ

1. Статья 44 (ч. 1) Конституции гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. За наиболее серьезные посягательства на авторские и смежные права установлена уголовная ответственность.

Потерпевшим от преступления выступает автор или иной правообладатель. Автор — это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Незаконное использование объектов авторских и смежных прав в рекламе

Иной правообладатель — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законом является обладателем авторских прав (в соответствии с договором, по наследству и т.п.).

При решении вопроса о наличии рассматриваемого состава преступления следует иметь в виду, что авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и существующие в какой-либо объективной форме (письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изобразительной, объемно-пространственной).

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

2. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражается в деянии в виде присвоения авторства (плагиате), наступлении общественно опасных последствий в виде крупного ущерба и причинной связи между ними.

Плагиатом признается выпуск произведения другого автора под своим именем. При этом плагиатом будет являться выпуск как полного объема произведения другого автора, так и использование части его в своем произведении. Плагиат также может выражаться в опубликовании произведения, написанного в соавторстве, без указания имени соавтора.

Соавтором в соответствии с законом (ст. 1258 ГК) признаются граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Обязательным признаком объективной стороны состава преступления является причинение крупного ущерба автору или иному правообладателю.

Под крупным размером рассматривается стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав, превышающая 100 тыс. руб.

Состав преступления материальный. Деяние является оконченным с момента причинения крупного ущерба.

3. Частью 2 комментируемой статьи установлена уголовная ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

Объективную сторону этого состава преступления образуют альтернативные действия в виде: 1) незаконного использования объектов авторского права или смежных прав; 2) незаконного приобретения, хранения, перевозки контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, совершенные в крупном размере. Незаконное использование означает распространение или воспроизведение предмета авторского права без согласия автора или иного правообладателя.

Как отмечается в п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 26.04.2007 N 14, незаконным по смыслу ст. 146 УК следует считать умышленное использование объектов авторских и смежных прав, осуществляемое в нарушение положений действующего законодательства РФ, которым регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.

Под контрафактными понимаются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав.

Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться.

Приобретение контрафактных экземпляров произведений или фонограмм состоит в их получении лицом в результате любой сделки по передаче права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (например, в результате купли-продажи, мены либо при получении указанных предметов в качестве вознаграждения за проделанную работу, оказанную услугу или как средства исполнения долговых обязательств).

Под хранением контрафактных экземпляров произведений или фонограмм следует понимать любые умышленные действия, связанные с фактическим их владением (на складе, в местах торговли, изготовления или проката, в жилище, тайнике и т.п.), а под перевозкой — умышленное их перемещение любым видом транспорта из одного места нахождения в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта.

Сбыт контрафактных экземпляров произведений или фонограмм заключается в их умышленном возмездном или безвозмездном предоставлении другим лицам любым способом (например, путем продажи, проката, бесплатного распространения в рекламных целях, дарения, размещения произведений в сети Интернет).

Наличие у лица цели сбыта может подтверждаться, в частности, нахождением изъятых контрафактных экземпляров в торговых местах, пунктах проката, на складах и т.п., количеством указанных предметов.

Состав преступления материальный. Преступление окончено с момента наступления общественно опасных последствий, о которых говорилось выше.

4. Частью 3 комментируемой статьи установлена ответственность за совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1 или 2 этой же статьи, при квалифицирующих обстоятельствах. Этими обстоятельствами являются совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 35 УК), в особо крупном размере, лицом с использованием своего служебного положения. Последний признак ранее рассматривался (см. коммент. к ст. 136). Следует иметь в виду, что для наличия квалифицированного состава преступления по признакам совершения его группой лиц по предварительному сговору или организованной группой также необходимо, чтобы причиненный ущерб был крупным или особо крупным.

Особо крупный размер будет иметь место, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышает 1 млн. руб.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. При приобретении, хранении, перевозке контрафактных экземпляров произведений или фонограмм обязательным субъективным признаком является цель сбыта этих предметов.

6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Только применительно к преступлению, предусмотренному ч. 3 комментируемой статьи, для наличия квалифицированного состава преступления — его совершения лицом с использованием своего служебного положения, необходим специальный субъект.

Все статьи Присвоение авторства как способ нарушения авторских прав (Богданова О.В.)

Авторские права часто нарушаются и нуждаются в защите. Несовершенство и пробельность (отсутствие дефиниций) законодательства не способствует защите этих прав. Самым серьезным и распространенным способом из нарушений авторских прав является плагиат.

Понятие "плагиат" иногда может быть тождественно термину "интеллектуальное пиратство" или "контрафакт". И в обиходе, и в юридической литературе слово "контрафактный" употребляют как синоним слова "пиратский". Это объясняется, в частности, тем, что в англосаксонском праве термин "пиратство" давно используется для установления факта плагиата в авторском праве. При этом в Статуте королевы Анны 1710 года содержание термина "пиратство" раскрывалось именно через плагиат и подделку как правонарушения по присвоению авторства на произведение и незаконное тиражирование самого произведения.
Аналогичным образом "пиратство" трактуется и в современной британской правоприменительной практике, подтверждением чего может служить даже название семинара, организованного рядом российских и британских организаций и состоявшегося 18.06.2013 в Посольстве Великобритании в России, — "Internet Piracy in Performing Arts" ("Интернет-пиратство в исполнительских искусствах") .
Борьба с такими нарушениями ведется по всему миру. На пресечение контрафакта направлена, в частности, Директива 2004/48/ЕС Европейского парламента и Совета Европы от 29.04.2004 "Об обеспечении прав на интеллектуальную собственность" (Страсбург) .
Copyright infringement (нарушение авторского права) — это правонарушение, суть которого состоит в использовании произведений науки, литературы и искусства, охраняемых авторским правом, без разрешения авторов или правообладателей или с нарушением условий договора об использовании таких произведений. К числу основных способов нарушения авторских прав относится незаконное копирование и распространение произведения, а также плагиат .
В то же время при плагиате присваивается не только авторство на результат интеллектуальной деятельности, но и другие авторские права подлинного автора.
В этой связи можно сделать вывод, что плагиат — это присвоение авторства и всех прав, принадлежащих подлинному автору на основании закона.
Раскрывая понятие плагиата <1>, профессор С.А. Судариков замечает, что "плагиат — это самовольное обнародование некоторым лицом под своим именем произведения, созданного его автором. Плагиат означает присвоение чужого произведения, исключительных и личных неимущественных прав, прежде всего права авторства" .
———————————
<1> Плагиат — от латинского слова plagio — "похищаю". В ГК РФ термин "плагиат" не употребляется, однако в статье 146 УК РФ как его синоним используется понятие "присвоения авторства".

В юридической литературе плагиат рассматривается как присвоение авторства и дается другое определение: "Под присвоением авторства следует понимать объявление виновным лицом себя автором чужого произведения, выпуск чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имен" . В Советском энциклопедическом словаре плагиат определялся как "умышленное присвоение авторства на чужое произведение литературы, науки, искусства…" <2>. Современные авторы обоснованно особо подчеркивают, что частичное заимствование чужих произведений и их обнародование под своим именем без указания источника заимствования и имени автора произведения также является плагиатом .
———————————
<2> Советский энциклопедический словарь / Глав. ред. А.М. Прохоров. М., 1990.

Статья 146 Уголовного кодекса России (УК РФ). Нарушение авторских и смежных прав

С. 1020.

Приведенные определения позволяют сделать вывод, что плагиат — это действие лица, не участвовавшего в создании произведения науки, литературы и искусства или его части, по присвоению авторства лица, творческим трудом которого создано данное произведение или его часть, без указания источника заимствования и автора произведения, а также по лишению подлинного автора всех других обусловленных автором личных и имущественных благ.
Важно отметить, что ни в российском законодательстве, ни в доктрине дефиниция понятия "плагиат" не сформулирована, что порождает различные толкования его содержания субъектами права и не способствует эффективной защите нарушенных или оспоренных авторских прав. Между тем наличие данной дефиниции весьма важно для практической защиты данных прав.
Судебная практика понятие "плагиат" подтверждает: в одном из московских судов общей юрисдикции было рассмотрено гражданское дело по исковому заявлению автора художественного оформления книги, созданного в 1998 году, о признании права авторства на художественное оформление. Основанием обращения автора в суд послужило опубликование издательством в 2008 году книги с указанием в качестве автора художественного оформления иного лица.
Возражая против иска, ответчик ссылался на то, что в соответствии со статьей 1257 ГК РФ "лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, признается его автором" и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 42 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" <3>, при рассмотрении судом дела о защите авторских прав надлежит исходить из того, что, пока не доказано иное, автором произведения (обладателем исключительного права на произведение) считается лицо, указанное в качестве такового на экземпляре произведения.
———————————
<3> Российская газета. 2009. 22 апреля.

Доказывая подлинность авторства на художественное оформление книги, истец представил в судебном заседании договор передачи авторских прав от 2002 года, заключенный между автором и издательством АС, и подлинную книгу, изданную в 1998 году, где в качестве художника значится истец. Удовлетворяя исковое заявление истца, суд первой инстанции в своем решении указал, что "при сопоставлении двух обложек книг, выпущенных в 1998 и 2008 годах, они абсолютно идентичны" .
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, кассационная инстанция в своем судебном акте указала, что "разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что автором на художественное оформление книги является истец, при этом ответчик, выпустивший книгу в 2008 году, указав автором художественного оформления другое лицо, нарушил его личные неимущественные интеллектуальные авторские права".
В судебном акте кассационная инстанция не конкретизировала вид нарушенных личных неимущественных авторских прав. Однако в рассматриваемом случае не вызывает сомнений, что были нарушены именно такие личные неимущественные авторские права, как право авторства и право автора на имя. Представляется, что во избежание трудностей по доказыванию авторства подлинному автору можно было бы рекомендовать фиксировать факт и время создания объекта авторского права, направив созданное произведение в свой адрес заказным письмом с уведомлением.
Между тем присвоение авторства (плагиат) искажает достоверную информацию об истинном авторе, создавшем произведение, и порождает нравственные и физические страдания самого подлинного автора.
Представляется, что закрепление дефиниции понятия "плагиат" в российском законодательстве смогло бы усовершенствовать правовое регулирование сферы авторского права и положительно сказаться на защите авторских прав авторов при их нарушении.
В этой связи считаю, что необходимо внести развернутую дефиницию понятия "плагиат" в целях закрепления ее в главе 69 ГК РФ в следующей редакции: "Плагиат — это противоправное умышленное присвоение авторства и других правомочий на произведение науки, литературы и искусства как охраняемых результатов творческой деятельности (то есть объект интеллектуальных прав) помимо воли его подлинного автора".

Список литературы

1. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник. М., 2014.
2. Скрябин М.А. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан, М.: 2012; СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 29.08.2016).
3. Советский энциклопедический словарь / Глав. ред. А.М. Прохоров. М., 1990.
4. Архив столичного суда общей юрисдикции. Документ не опубликован официально (15.07.2010).
5. Seminar "Internet Piracy in Performing Arts", 18 June 2013. UK Trade and Investment. British Embassy Moscow.
6. На русском языке см.: СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 07.06.2016); на английском языке опубликована не была. Вступила в силу 20.05.2004.
7. http://en.wikipedia.org/wiki/Copyright_infringement (дата обращения: 29.08.2016).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *