Справочник

О транспортно экспедиционной деятельности

"Нормативные акты для бухгалтера", N 15, 2003

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 30.06.2003 N 87-ФЗ

"О ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ">

Перед вами — Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее — Закон). Он призван регулировать порядок оказания услуг, связанных с организацией перевозок всеми видами транспорта и оформлением перевозочных, таможенных и других документов. На транспортно-экспедиционную деятельность в области почтовой связи Закон не распространяется.

В Законе сформулированы основные права и обязанности экспедитора и клиента, основания и степень ответственности каждого из них, а также порядок предъявления претензий и исков. До принятия Закона участники договоров транспортной экспедиции руководствовались гл.41 Гражданского кодекса, Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, уставами автомобильного и железнодорожного транспорта, Кодексом торгового мореплавания, Воздушным кодексом, отраслевыми инструкциями и рекомендациями.

Вопросы, не урегулированные этими нормативными актами, согласовывались в условиях конкретных договоров.

Напомним, что по договору транспортной экспедиции экспедитор за определенное вознаграждение и за счет клиента (грузоотправителя или грузополучателя) обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой (ст.801 ГК РФ).

Экспедитор заключает договор перевозки груза, организует его отправку, доставку и выдачу получателю. В качестве дополнительных услуг экспедитор оформляет документы, необходимые для экспорта или импорта груза, выполняет таможенные формальности, организует хранение, погрузку и разгрузку и т.д.

Закон вступил в силу 3 июля 2003 г. Применительно к ранее заключенным договорам его положения будут распространяться на те права и обязанности, которые возникли после этой даты (п.2 ст.14 Закона).

О транспортно-экспедиционной деятельности (с изменениями на 6 июля 2016 года)

Прежде всего это касается правил возмещения ущерба, досудебного порядка урегулирования споров, исчисления сроков предъявления претензии и исковой давности.

Закон предусматривает издание еще одного документа — Правил транспортно-экспедиционной деятельности, которые должно утвердить Правительство РФ. Эти правила определят перечень экспедиторских документов (подтверждающих заключение договора), требования к качеству экспедиционных услуг и порядок их оказания.

В комментарии мы остановимся на положениях Закона, которые дополняют гл.41 Гражданского кодекса, и на моментах, о которых нужно знать бухгалтеру фирмы, пользующейся услугами экспедиторов.

Права и обязанности

участников договора

По сравнению с Гражданским кодексом в Законе более четко сформулированы права и обязанности клиента и экспедитора.

Клиент имеет право (п.6 ст.3 Закона):

— выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

— требовать информацию о процессе перевозки груза (если такое условие есть в договоре);

— давать указания экспедитору (в рамках договора).

Клиент обязан (ст.5 Закона):

— дать полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза и условиях его перевозки (вес, габариты, условия хранения, перевозки, особые свойства и т.д.);

— выплатить экспедитору вознаграждение;

— возместить экспедитору расходы, понесенные в интересах клиента.

Экспедитор вправе (ст.3 Закона):

— отступать от условий договора в интересах и с согласия клиента. Исключение сделано для случаев, когда по объективным причинам экспедитор не смог заручиться согласием клиента либо указания клиента были неточными и неполными. Тогда экспедитор вправе самостоятельно принимать решения, выгодные для клиента;

— исходя из интересов клиента выбирать или изменять вид транспорта (если это не противоречит договору), маршрут и последовательность перевозки различными видами транспорта;

— удерживать груз до тех пор, пока клиент не выплатит ему вознаграждение и не возместит расходы (понесенные в интересах клиента);

— не приступать к исполнению договора до тех пор, пока клиент не представит все необходимые документы и информацию;

— проверять достоверность этих документов (информации).

Страховать груз от имени клиента экспедитор вправе только в том случае, если это предусмотрено договором (п.5 ст.4 Закона).

Экспедитор обязан (ст.4 Закона):

— оказать услуги в соответствии с условиями договора;

— при первой возможности уведомить клиента об отступлениях от условий договора;

— при приеме груза выдать клиенту экспедиторский документ;

— представить для ознакомления оригиналы договоров, заключенных от имени клиента;

— запросить у клиента сведения, необходимые для исполнения договора, если они не были представлены в полном объеме (п.4 ст.3 Закона);

— предоставить клиенту информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей (при оказании услуг для личных нужд).

За неисполнение своих обязательств и экспедитор, и клиент несут взаимную ответственность. Основаниям и размеру ответственности посвящена гл.3 Закона.

Ответственность экспедитора

Экспедитор отвечает перед клиентом:

— за утрату (полную или частичную) и повреждение груза;

— за нарушение срока исполнения обязательств по договору (срок доставки и выдачи груза, продолжительность перевозки и т.д.);

— за нарушение других условий договора.

Утрата и повреждение груза,

нарушение сроков исполнения обязательств

После приема груза экспедитором и до того момента, когда он будет передан получателю, ответственность за его сохранность лежит на экспедиторе.

За утрату, недостачу или повреждение груза в пути экспедитор возмещает клиенту реальный ущерб, то есть стоимость утраченного или поврежденного груза (п.1 ст.7 Закона). Исключение составляют случаи, когда утрата или повреждение груза произошли из-за форс-мажорных обстоятельств.

Согласно п.7 ст.7 Закона, груз считается утраченным:

— если он не был выдан получателю в течение 30 дней по истечении срока доставки, указанного в договоре;

— если он не был выдан получателю в течение разумного срока, необходимого для доставки (в тех случаях, когда срок доставки в договоре не указан).

Факт утраты, недостачи или повреждения фиксируется получателем груза при приемке. Для этого оформляется специальный документ — уведомление. В зависимости от ситуации в нем указывается либо полное отсутствие груза, либо его недостающее количество, либо характер повреждения (п.1 ст.8 Закона). Если груз был принят без оговорок и уведомление не оформлялось, считается, что клиент получил его целым и неповрежденным.

Возможны ситуации, когда утрату или недостачу нельзя установить при приемке. Тогда уведомление можно составить в течение 30 дней после получения груза (п.2 ст.8 Закона).

Уведомление лучше оформлять в двух экземплярах. Один из них передается представителю экспедитора, сопровождавшему груз, а на втором делается отметка о вручении с указанием даты. Датой уведомления считается дата его получения экспедитором.

Ущерб возмещается в размере:

— объявленной ценности — стоимости груза, которую назвал клиент и по которой ее принял экспедитор;

— действительной стоимости — цены, указанной в договоре или счете на покупку товара (если груз принят без объявления ценности).

За полную потерю груза экспедитор заплатит сумму, равную его полной стоимости. За частичную утрату — сумму, пропорциональную стоимости недостающей части груза. За повреждение груза — сумму, на которую снизилась его стоимость. А если восстановить поврежденный груз невозможно — полную стоимость.

Если установлено, что потеря или повреждение груза произошли непосредственно по вине экспедитора, он должен будет компенсировать клиенту не только ущерб, но и упущенную выгоду. То есть доходы, которые клиент получил бы при обычных условиях, если бы его груз не был потерян (п.4 ст.7 Закона).

Наряду с возмещением стоимости потерянного или испорченного груза и упущенной выгоды клиента в договоре можно предусмотреть, чтобы экспедитор возвратил полученное вознаграждение (п.3 ст.7 Закона). Это допускается, если сумма вознаграждения не включена в стоимость груза. Размер вознаграждения, которое надо вернуть клиенту, рассчитывается пропорционально стоимости утерянного или поврежденного груза.

За нарушение срока доставки и выдачи груза экспедитор возмещает клиенту убытки (п.1 ст.9 Закона). Это правило применяется, если договором не предусмотрен другой вид ответственности, например неустойка или штраф. Причем если экспедитор докажет, что сроки нарушены по вине клиента или в результате форс-мажорных обстоятельств, то он освобождается от ответственности.

Международные перевозки

Ответственность экспедитора при перевозке грузов в международном сообщении отличается от ответственности при перевозках по России. Закон существенно ограничивает ее размер. Максимальная сумма, которую клиент может получить, если договор не исполнен, составляет 666,67 расчетной единицы за место (контейнер) или другую единицу отгрузки (п.3 ст.6 Закона).

При полной или частичной утрате груза сумма, которую экспедитор выплатит клиенту, не превысит 2 расчетные единицы за килограмм общего веса (п.2 ст.7 Закона).

Расчетная единица (сокращенно — СДР) — это единица специального права заимствования, которую определяет Международный валютный фонд для своих членов. Россия пока не входит в их число. Поэтому для определения суммы, которую должен будет возместить экспедитор, расчетные единицы переводятся в рубли. Делается это либо на дату принятия судебного решения либо на дату, установленную соглашением сторон. Официальный курс СДР к рублю ежедневно устанавливает Банк России (Приказ от 24.05.1999 N ОД-191).

Пример. Фирма "Велес" (клиент, грузополучатель) заключила договор с фирмой "Шансон" на транспортно-экспедиционное обслуживание морской перевозки груза (изделия из пластмассы) из Великобритании в Россию. Общий вес груза — 1500 кг. Стоимость груза — 720 000 руб.

Прибывший в адрес "Велеса" контейнер был получен по доверенности грузополучателя представителем экспедитора. При получении груза представитель экспедитора выдал перевозчику расписку об отсутствии претензий по количеству и качеству груза в контейнере.

При приемке и проверке содержимого "Велес" обнаружил недостачу груза общей массой 200 кг на сумму 96 000 руб. Клиент обратился в арбитражный суд с иском к "Шансону" о взыскании убытка от недостачи груза. 16 июля 2003 г. арбитражный суд удовлетворил иск грузополучателя.

Согласно п.2 ст.7 Закона, при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату груза не может превышать 2 расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного груза.

Курс СДР, установленный Банком России на 16 июля 2003 г., составил 42,624 руб/СДР.

Сумма ущерба за 1 кг утраченного груза составляет:

42,624 руб/СДР x 2 расч. ед. = 85,248 руб.

Сумма убытка, которую "Шансон" должен возместить "Велесу", равна:

200 кг x 85,248 руб. = 17 050 руб.

Обратите внимание: чтобы воспользоваться правилом об ограничении ответственности, экспедитор должен доказать, что груз потерян или поврежден не по его вине (п.4 Закона). Кроме того, правило об ограничении ответственности не применяется, если сам экспедитор получил от виновника, за действия которого он отвечает (например, от перевозчика), сумму, превышающую размер ответственности по расчетным единицам.

Ответственность клиента

В Гражданском кодексе говорится об ответственности клиента только за непредставление информации о свойствах груза, условиях его перевозки и т.д. (п.4 ст.804 ГК РФ). Совершив подобное нарушение, клиент должен возместить экспедитору убытки, причиненные отсутствием необходимой информации.

Закон дополнил основания ответственности клиента перед экспедитором (ст.10 Закона). Помимо убытков, вызванных непредставлением информации, клиент несет ответственность:

— за необоснованный отказ от оплаты расходов экспедитора, которые он понес по условиям договора, — штраф в размере 10 процентов от общей суммы расходов;

— за задержку выплаты вознаграждения и возмещения расходов — неустойка в размере 0,1 процента от суммы. При этом сумма возмещения не может быть больше реально произведенных расходов и невыплаченного вознаграждения.

Обратите внимание: экспедитор вправе удерживать груз до выплаты клиентом вознаграждения и возмещения понесенных расходов. Либо до тех пор, пока не получит от клиента обеспечение исполнения своих обязательств (п.3 ст.3 Закона). Причем экспедитор не понесет ответственности, если в течение этого периода груз будет испорчен. Закон возлагает эту ответственность на клиента.

Односторонний отказ от договора

Клиент и экспедитор могут в любой момент досрочно расторгнуть договор в одностороннем порядке. Для этого достаточно предупредить контрагента в разумный срок и возместить ему убытки, вызванные расторжением договора. Это общее правило, предусмотренное ст.806 Гражданского кодекса.

Закон дополняет это условие. Помимо убытков, вызванных односторонним "выходом из игры", надо будет заплатить штраф — 10 процентов от суммы понесенных затрат (п.5 ст.6 Закона).

Претензии и иски

Порядок предъявления претензий и исков прописан в гл.4 Закона. Необходимо обратить внимание на две особенности.

Во-первых, установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Это означает, что перед тем, как подать судебный иск, надо направить контрагенту письменную претензию.

Во-вторых, общий срок исковой давности (три года) к договорам транспортной экспедиции больше не применяется. Законом установлен специальный срок исковой давности — один год.

Это нововведение вызвано тем, что для предъявления исков перевозчику транспортные уставы и кодексы отводят годичный срок исковой давности. И если бы в Законе сохранялся общий срок, предусмотренный Гражданским кодексом, то уже через год по исполнении договора экспедиторы не смогли бы "переадресовать" претензии, возникшие у клиентов, транспортным компаниям (если последние были виновниками нарушений).

К претензии обязательно прилагаются документы, обосновывающие правомерность ее предъявления, количество и стоимость утраченного (поврежденного) груза и т.п.

Предъявить экспедитору претензию и иск могут:

— клиент либо уполномоченное им лицо по доверенности;

— получатель груза, указанный в договоре;

— страховщик.

Срок предъявления претензии — шесть месяцев.

Причем в разных случаях этот срок рассчитывается по-разному.

Если предмет претензии — нарушение срока исполнения договора, срок отсчитывается со дня, следующего за последним днем действия договора. Если речь идет о возмещении убытков за утрату, недостачу или повреждение груза — со дня, следующего за тем, когда груз должен быть выдан получателю. Если нарушены другие обязательства по договору — со дня, когда предъявитель претензии узнал или должен был узнать об этом.

Экспедитор должен рассмотреть претензию в течение 30 календарных дней и дать письменный ответ о ее удовлетворении либо об отказе.

Е.В.Ланцова

Эксперт "НА"

Подписано в печать

08.08.2003

—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——

(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.

Сегодня 08.08.2016 заканчивается срок публичного обсуждения проекта Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия.

Даже поверхностное прочтение повергло профессионалов в недоумение… Начнем по порядку.

По мнению экспертов: «Спектр оказываемых в настоящее время экспедиторами "услуг, связанных с перевозкой груза", весьма широк: от простой погрузочно-разгрузочной деятельности до создания многоуровневых мультимодальных логистических цепочек. Законопроектом существенно сужается сфера экспедиторской деятельности, которую предлагается определить исключительно как "деятельность по организации перевозок грузов».
«Кроме того, присутствуют риски ограничения гражданского законодательства, принципа свободы договора — он ограничивает компании условием наличия в реестре».

Что регулируем?

В настоящее время существуют национальные стандарты (ГОСТы), где раскрываются  следующие понятия:
-"транспортно-экспедиторская деятельность" — это организация перевозки,
— "транспортно-экспедиционная деятельность" — это сопровождение груза экспедитором. 
Это означает, что, исходя из названия закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», он может регулировать только один из элементов экспедиторской деятельности. 
К примеру Международная федерация экспедиторских ассоциаций FIATA сформулировала понятия "экспедитор" и "логистика" — это именно часть экспедиторской деятельности, а не наоборот.
По сути, предложенные нововведения способны создать дополнительные, излишние бюрократические барьеры для участников экспедиторского рынка, многие из которых относятся к представителям малого и среднего бизнеса.

Неэффективное регулирование

Профессионалы считают, что серьезной ревизии требуют положения о ведении реестра экспедиторов, предполагающего громоздкую и затратную по времени для участников рынка бюрократическую процедуру. 
Так, одна из норм требует предоставить заявление о включении в реестр с приложением массы подтверждающих документов (отчет об оценке имущества, рекомендации профобъединения экспедиторов о соблюдении обычаев в области транспортно-экспедиционной деятельности, опыте работы на рынке, отзывах клиентов, участии в деятельности ассоциаций).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Эти документы носят явно оценочный и неопределенный характер, допускающий недобросовестную конкуренцию со стороны других экспедиторов – участников таких профобъединений.

Важно отметить, что при этом, установлены явно завышенные требования к сроку рассмотрения документов: 
— решение о приеме заявления рассматривается в течение 10 рабочих дней, 
— о включении в реестр – до 45 рабочих дней, 
— само включение реестр – в течение 10 рабочих дней, 
— направление уведомления об отказе во включении в реестр – до 10 рабочих дней. 
Итого, общий срок включения в реестр с момента обращения может составить до 65 рабочих дней, то есть почти календарный квартал. 
Кроме того, экспедитор будет вынужден ежегодно подавать уведомление о соблюдении финансовых требований за 3 месяца до конца года, а уведомление об изменении сведении, включенных в реестр, должно быть предоставлено в течение 10 рабочих дней с момента их наступления.
Вызывает массу вопросов подход размеров штрафных санкций за нарушение указанных требований.
Вводятся существенные штрафы – от 30 до 500 тыс. руб.

Подмена понятий

На лицо изменение разработчиками законопроекта терминологии Гражданского кодекса Российской Федерации: понятие «транспортной экспедиции» меняется на словосочетание «транспортное экспедирование».
Принятие такой позиции должно повлечь за собой изменения статей Налогового кодекса РФ, связанных, в частности, с применением экспедиторами нулевой ставки НДС. 
Результатом станет перезаключение или изменение подавляющего большинства договоров между экспедиторами и клиентами по всей стране, а это однозначно приведет к дополнительным непроизводительным затратам для экспедиторов и грузовладельцев. 

Причинно-следственный разрыв

В Проекте не раскрыта причинно-следственная связь между правом лица заниматься транспортно-экспедиторской деятельностью и обязанностью вхождения в реестр экспедиторов. 
Получается противоречие, по которому право лица войти в реестр экспедиторов прописано, а запрет на осуществление транспортно-экспедиторской деятельности лицам, которые не входят в этот реестр не обозначен.

Неочевидные субъекты правоотношений. Всё так запутано

Попадание в реестр становится разрешением на профессию, а право на решение о включении в этот список предполагается отдать региональным торгово-промышленным палатам (ТПП), у которых для этого нет ни технических, ни кадровых, ни финансовых возможностей. При этом обязанность ТПП вести реестр экспедиторов не описана в «Законе о торгово-промышленных палатах в РФ». 
Ведение реестра профессиональной деятельности является прямой или косвенной регулятивной функцией, что противоречит самой сути целей и задач, которые возлагаются указанным законом на систему ТПП в России: «…содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран». 
Получается, что Закон возлагает на ТПП регулятивную функцию в виде ведения реестра экспедиторов, но не дает ему никаких инструментов регулирования этого рынка. Орган государственного надзора, понимай Минтранс, получает право проверять экспедиторов на соблюдение обязательных требований, но не имеет рычагов регулировать рынок.
Образуется правовой разрыв: одно лицо имеет право проверки, а функция регулирования рынка возложена на другое лицо. И эти лица не имеют никаких правовых связей по координации между собой этих функций.

Простой рецепт эффективного оздоровления

В Российской Федерации общей практикой регулирования рынков не государственными формами регулирования является саморегулирование, описанное в «Законе о саморегулируемых организациях». Наиболее простая и естественная форма саморегулирования в транспортно-экспедиторской отрасли выглядит следующим образом:
— Любое лицо имеет право осуществлять транспортно-экспедиторскую деятельность только после того, как войдет в состав какой-либо из действующих саморегулируемых организаций экспедиторов.
— Экспедитор осуществляет транспортно-экспедиторскую деятельность на основе правил и стандартов той СРО, членом которой он является.
— Реестр саморегулируемых организаций экспедиторов ведет Министерство транспорта.
— Министерство транспорта утверждает типовые правила осуществления транспортно-экспедиторской деятельности, а также проверяет СРО экспедиторов на предмет контроля соблюдения правил и стандартов своими членами при оказании ими транспортно-экспедиторских услуг.
По мнению профессионалов, саморегулирование — это эффективное решение, от введения которого выиграют не только экспедиторские компании, но государство, и самое главное, клиенты.

< Предыдущая   Следующая >

<<Вернуться к списку нормативных документов

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

  1. Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее — экспедиционные услуги). Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).
  2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи.

Статья 2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

  1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
  2. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:
    перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);
    требования к качеству экспедиционных услуг;
    порядок оказания экспедиционных услуг.

Глава 2. Права и обязанности экспедитора и клиента

Статья 3. Права экспедитора и клиента

  1. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос. В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указание клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.
  2. В случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с настоящим пунктом изменениях.
  3. Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества. За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент.
  4. Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.
  5. Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.
  6. Клиент имеет право: выбирать маршрут следования груза и вид транспорта; требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза; давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Статья 4. Обязанности экспедитора

  1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.
  2. В случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.
  3. Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
  4. При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.
  5. Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Статья 5. Обязанности клиента

  1. Клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля.
  2. Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Глава 3. Ответственность экспедитора и клиента

Статья 6. Общие основания ответственности

  1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
  2. В случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
  3. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, за исключением ответственности экспедитора, предусмотренной пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона. Для целей настоящего Федерального закона при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон.
  4. Правила ограничения ответственности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи и пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, не применяются, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.
  5. В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

  1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:
    1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
    2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
    3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
    4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
  2. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которого отвечает экспедитор.
  3. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.
  4. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.
  5. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном настоящим Федеральным законом.
  6. Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.
  7. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Статья 8. Уведомление об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза

  1. В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.
  2. В случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.

Статья 9. Основания и размер ответственности экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции

  1. Экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.
  2. За нарушение установленного срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере трех процентов, но не более восьмидесяти процентов суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Статья 10. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором

  1. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в настоящем Федеральном законе. В случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере десяти процентов суммы этих расходов.
  2. Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Статья 11. Соглашение об изменении размера ответственности экспедитора

  1. В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации размером ответственности.
  2. Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных настоящим Федеральным законом, ничтожно.

Глава 4. Претензии и иски

Статья 12. Претензии и иски, предъявляемые экспедитору

  1. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.
  2. Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.
  3. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.
  4. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.

    О транспортно-экспедиционной деятельности

    Указанный срок исчисляется в отношении: возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан; возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами; нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, узнали или должны были узнать о таких нарушениях.

  5. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения. При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.
  6. Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного настоящей статьей срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.

Статья 13. Исковая давность

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  2. По обязательствам, связанным с оказанием экспедиционных услуг и возникшим до вступления в силу настоящего Федерального закона, положения настоящего Федерального закона применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его вступления в силу.

<<Вернуться к списку нормативных документов

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 июня 2003 года №87-ФЗ

О транспортно-экспедиционной деятельности

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 14.10.2014 г. №307-ФЗ, 06.07.2016 г. №374-ФЗ)

Принят Государственной Думой 11 июня 2003 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее — экспедиционные услуги).

Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи.

Статья 2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

An error occurred.

Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:

перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);

требования к качеству экспедиционных услуг;

порядок оказания экспедиционных услуг.

Глава 2. Права и обязанности экспедитора и клиента

Статья 3. Права экспедитора и клиента

1. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указание клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.

2. В случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с настоящим пунктом изменениях.

3. Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.

За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ВходРегистрация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *