Справочник

Об основных гарантиях прав ребенка

Характеристика ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

С 3 августа 1998 г. вступил в силу Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. К сожалению, в современных российских реалиях состояние дел в области охраны прав ребенка пока оставляет желать много лучшего, поэтому необходимость усиления законодательного регулирования в этой области вполне очевидна. Ведь от того, насколько эффективно защищены в государстве права детей, зависит будущее государства. Насколько новый Закон позволит достигнуть декларируемых в нем целей, во многом зависит от его качества. Обратимся к его основным положениям.

Развивая положение п. 1 ст. 38 Конституции РФ о том, что детство как важный этап жизни человека находится под защитой государства, Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в РФ и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.

Прежде всего отметим, что под ребенком (детьми) в Законе понимается любое лицо (лица) до достижения им (ими) возраста 18 лет, то есть возраста совершеннолетия. Аналогичное определение ребенка содержится и в п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ (СК). Таким образом, в целях Закона несовершеннолетнее лицо не утрачивает статус ребенка и в тех двух случаях, когда оно в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ГК) до наступления совершеннолетия приобретает полную гражданскую дееспособность: при вступлении в брак (п. 2 ст. 21 ГК) и в случае эмансипации (п. 1 ст. 27 ГК).

В Законе специально выделена особая категория детей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, — детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся дети, оставшиеся без попечения родителей; дети — инвалиды; дети, имеющие недостатки в развитии, психическом или физическом; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно — воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью семьи.

Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей. При этом под социальной адаптацией ребенка понимается процесс его активного приспособления к принятым в обществе правилам поведения, преодоления последствий психологической травмы, а под социальной реабилитацией — мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

В Законе вводится понятие социальных служб для детей. Под таковыми понимаются любые юридические лица, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей. Мероприятия по социальному обслуживанию детей включают в себя социальную поддержку, оказание социально — бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Определено в Законе и понятие социальной инфраструктуры для детей. Сюда входят объекты (здания, сооружения), необходимые для жизнеобеспечения детей, а также юридические лица, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, осуществляя свою деятельность в целях обеспечения их полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития, удовлетворения их общественных потребностей.

Закон позволяет присвоить статус социальной службы для детей любой организации, как коммерческой, так и некоммерческой, в то время как гражданин может получить этот статус, лишь если он обслуживает детей на предпринимательской основе, то есть с целью извлечения прибыли. Гражданин или группа граждан, обслуживающие детей на альтруистской основе, статуса детской социальной службы без образования юридического лица получить не могут.

Представляется, Закон зачастую излишне декларативен и страдает неопределенностью формулировок. И это вовсе не безобидная неопределенность, поскольку осязаемым результатом Закона наверняка станут многочисленные злоупотребления. Ведь в ст. 4 Закона в качестве одного из направлений государственной политики предусмотрена поддержка организаций, защищающих права ребенка. Такая поддержка будет выражаться, в числе прочего, в налоговых, таможенных и иных льготах, а также предоставлении бюджетного и внебюджетного финансирования.

Что касается состава гарантируемых Законом прав ребенка, то к ним отнесены права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом и другими нормативными актами РФ. В числе важнейших международных актов, посвященных защите прав ребенка, следует назвать Декларацию ООН о правах ребенка от 20 ноября 1959 г. и Конвенцию ООН о правах ребенка 1989 г. Положения о защите прав ребенка содержатся и в таких основополагающих документах, как Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 23 и 24) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10).

В Семейном кодексе РФ правам несовершеннолетних детей посвящена глава 11. В их числе названы право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу и на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК), право на общение с другими родственниками (ст. 55 СК), право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК), право выражать свое мнение (ст. 57 СК), право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК), а также право на получение содержания от родителей и других членов семьи (ст. 60 СК).

В соответствии со ст. 7 Закона государственные органы и их должностные лица обязаны в соответствии со своей компетенцией содействовать ребенку в реализации и защите его прав и интересов посредством принятия соответствующих нормативных актов и проведения работы с ребенком по разъяснению его правового статуса. Родители ребенка содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и интересов. Содействие ребенку осуществляется с учетом его возраста и в пределах установленного законодательством объема дееспособности ребенка.

Так, например, объем гражданской дееспособности ребенка определен в ст. 26, 28 ГК. Наибольшим объемом дееспособности обладают дети в возрасте от 14 до 18 лет. Большинство сделок они вправе совершать с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя. Без их согласия такие несовершеннолетние вправе распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые и некоторые другие сделки.

Что касается другой возрастной группы несовершеннолетних — малолетних, то под ними понимаются дети в возрасте до 14 лет. За детей в возрасте до 6 лет все сделки совершают от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Такое же правило применяется в отношении детей от 6 до 14 лет, за исключением сделок, которые они вправе совершать самостоятельно, то есть мелких бытовых сделок, а также сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды и при этом не требующих нотариального удостоверения либо государственной регистрации, и сделок по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия для определенной цели или свободного распоряжения.

Сегодня стала шире и гражданская процессуальная дееспособность ребенка. Согласно п. 2 ст. 56 СК ребенок, чьи права и законные интересы нарушены, вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд.

Важное значение имеет ст. 8 Закона, предусматривающая установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей (далее — ГМСС). Статья 8 вступила в силу с 1 января 2000 г. Впрочем, неблагоприятная экономическая ситуация в России в любом случае вряд ли позволяет рассчитывать, что применение этой нормы принесет практический эффект в ближайшие годы.

В ст. 8 определено содержание ГМСС. Они включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по бесплатному образованию и воспитанию детей в образовательных учреждениях, их бесплатному медицинскому обслуживанию, обеспечению питанием в соответствии с минимальными нормами, обеспечению им по достижении 15 лет права на профориентацию и трудоустройство, а также их социальному обслуживанию и социальной защите. В ГМСС входят меры по социальной адаптации и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, ГМСС включает в себя обеспечение права ребенка на жилище, организацию оздоровления и отдыха детей, оказание им квалифицированной юридической помощи. ГМСС определяются с учетом региональных различий в условиях проживания детей, причем органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать дополнительные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей.

Большое практическое значение имеет установленное в п. 3 ст. 8 Закона право детей, находящихся в соответствующем воспитательном, образовательном, лечебном и ином социальном учреждении, на периодическую оценку соответствия предоставляемых им услуг уровню, установленному в ГМСС. Закон предусматривает возможность реализации этого права как самими детьми, так и их законными представителями путем обращения в уполномоченные органы власти. Если в результате проведенной оценки услуг выявляется их несоответствие ГМСС, должностные лица указанных учреждений обязаны устранить допущенные нарушения.

Пункт 1 ст. 9 Закона устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье или любом учреждении. Особо следует остановиться на п. 2 этой статьи, который запрещает администрации образовательных учреждений препятствовать созданию обучающимися и воспитанниками в возрасте старше 8 лет общественных объединений.

Создание и деятельность общественных объединений регулируется Федеральным законом "Об общественных объединениях", в ст. 19 которого предусмотрено, что учредителями, членами и участниками обычных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, членами и участниками молодежных общественных объединений — граждане, достигшие 14 лет, а членами и участниками детских общественных объединений — граждане, достигшие 8 лет. То есть учреждать объединения несовершеннолетние не вправе. Они могут быть лишь их членами и участниками.

Обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией учреждений о проведении с участием своих представителей дисциплинарного расследования деятельности работников этих учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка. Если обучающиеся или воспитанники не согласны с решением администрации, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные госорганы.

Статья 9 Закона специально оговаривает право обучающихся проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих прав. Администрация не вправе препятствовать этому. Место проведения собраний и митингов определяется по усмотрению воспитанников, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, но при условии соблюдения правил его устава. В любом случае собрания и митинги не должны нарушать требования законодательства РФ и препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

Статьи 10 — 14 Закона посвящены защите отдельных прав детей. Так, право детей на охрану здоровья обеспечивается посредством осуществления государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий (ст. 10). Права детей в сфере профориентации, профподготовки и занятости обеспечивается соответствующими мероприятиями и, в частности, путем предоставления несовершеннолетним работникам льгот при совмещении работы с обучением, квотировании рабочих мест и т.п. (ст. 11).

Для защиты прав детей на отдых и оздоровление большое значение имеет предусмотренная в ст. 12 обязанность госорганов сохранять и развивать учреждения, чья деятельность направлена на отдых и оздоровление детей. Как известно, сегодня многие из них находятся в весьма плачевном состоянии.

Правила ст. 14 Закона направлены на защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью и нравственному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий различного рода компьютерных и иных игр должна проводиться соответствующая экспертиза в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Касаясь прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, следует обратить внимание на установленные в ст. 15 Закона гарантии их судебной защиты. В целях защиты прав таких детей предусмотрено создание соответствующих социальных служб, которые осуществляют антикризисные и реабилитационные мероприятия самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения. В случае установления судом вины родителей или заменяющих их лиц в нарушении прав и законных интересов детей компенсация вреда, нанесенного детям, определяется судом с учетом проведения необходимых мер по социальной реабилитации и адаптации детей.

С 1 июля 1999 г.

An error occurred.

общественные объединения и иные некоммерческие организации, в том числе международные, осуществляющие деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получили право оспаривать в судебном порядке неправомерные действия должностных лиц органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей и лиц, их заменяющих, педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми, если эти действия нарушают права таких детей.

Согласно ст. 23 Закона законные представители ребенка (родители, опекуны, попечители), а также лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с его участием, вправе обратиться в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.

Среди установленных в Законе организационных основ гарантий прав ребенка следует отметить право органов местного самоуправления заключать договоры с юридическими и физическими лицами об оказании услуг по социальному обслуживанию детей, а также принцип формирования госзаказа на производство товаров и услуг для детей (ст. 18, 19 Закона). Особого внимания заслуживает возложенная на Правительство РФ в ст. 22 Закона обязанность представлять палатам Федерального Собрания РФ ежегодный государственный доклад о положении детей в РФ, который подлежит официальной публикации.

An error occurred.

Основные гарантии прав ребенка в Российской Федерации.

Эффективность защиты прав ребенка является гарантией результативной профилактической деятельности по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. От качества норм права и правовых механизмом, обеспечивающих их реализацию в сфере защиты прав и законных интересов детей, зависит уровень правопорядка в обществе.

Система защиты прав ребенка в Российской Федерации включает в себя органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений, обязанных соблюдать Конституцию РФ и законы нашего государства.

Защита прав ребенка основывается на нормах международного законодательства, обязательного для исполнения Российской Федерацией (в рамках принятых соглашений), Конституции РФ, Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", соответствующих федеральных законах и иных нормативных актах РФ, а также законах и иных нормативных актах субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Под правовой защитой ребенка следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, обеспечивающих право ребенка на рождение и его благополучное социальное развитие, а также деятельность субъектов, осуществляющих реализацию данных норм права.

Правовая защита детства охватывает всю сферу жизнедеятельности ребенка и включает: охрану материнства, отцовства и семьи, образование, здравоохранение, труд, социальное обеспечение, досуг, профилактику правонарушений и т.п.

Основой защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации является система юстиции РФ и, прежде всего судебная система. Согласно статье 46 Конституции РФ: "1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд". Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (статья 118 Конституции РФ).

Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (Федеральный закон "О прокуратуре РФ"). Целями деятельности прокуратуры РФ являются обеспечение:

— верховенства закона;

— единства и укрепления законности;

— защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Все законодательство, касающееся сферы защиты прав ребенка, полностью находится в юрисдикции прокуратуры РФ.

В соответствии со ст. 10 закона "О прокуратуре РФ" в органы прокуратуры может обратиться любой гражданин с заявлением о нарушении законодательства (в том числе защищающего права ребенка).

Значительную роль в защите прав несовершеннолетних играет адвокатская деятельность, регулируемая Федеральным законом РФ от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

Ряд процессуальных гарантий защиты прав несовершеннолетних, связанных с адвокатской деятельностью, содержится в УПК РФ. В п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ предусмотрено обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним, а согласно ч. 2 ст. 425 УПК РФ при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участие защитника.

Важную роль в обеспечении защиты прав детей может сыграть институт Уполномоченных по правам ребенка.

Впервые в мире Уполномоченный по правам ребенка появился в начале 20 века в Швеции, в дальнейшем такие должности были введены в Австралии, Австрии, Канаде, Ирландии, Румынии и других странах.

В России в 1998 г. впервые Уполномоченные по правам ребенка появились в Волгоградской области, Калужской области, а также в городах Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новгороде. Основная функция Уполномоченного по правам ребенка – служить гарантом соблюдения прав ребенка.

Актуальность создания института Уполномоченных по правам ребенка связана с серьезными проблемами в области защиты детства в нашей стране, где 1 млн. детей-инвалидов, 5 млн. наркозависимых детей, 2 млн. неграмотных детей, каждый 5-й ребенок находится в недопустимо плохих социальных условиях, 730 тыс. детей официально зарегистрированы в качестве беспризорных, около 50 тыс. детей ежегодно подвергается сексуальному насилию в семье.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установил юридические механизмы защиты прав и законных интересов ребенка и определил принципы ювенальной политики:

1. Законодательное обеспечение прав ребенка;

2. Поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе;

3. Ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

4. Поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

В данном законе впервые были сформулированы цели государственной политики РФ в интересах детей:

— защита прав детей, предусмотренных Конституцией РФ;

— недопущение их дискриминации;

— упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

— формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

— содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности;

— реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Субъектами государственной ювенальной политики являются органы государственной власти РФ и органы власти субъектов РФ.

Содержание и полномочия деятельности органов государственной власти Российской Федерации заключаются в следующем:

1. Установление основ федеральной политики в интересах детей;

2. Выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

3. Формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственности за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций.

4. Установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;

5. Исполнение международных обязательств Российской Федерацией и представительство интересов РФ в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

В статье 1 федерального закона № 124-ФЗ даны понятия, имеющие значение не только для целей данного закона, но и для организации профилактической деятельности с несовершеннолетними:

— дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

— социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

— социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

— социальные службы для детей – организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей;

— социальная инфраструктура для детей – система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей;

— отдых детей и их оздоровление – совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований;

— организация отдыха детей и их оздоровления – детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.

Вопросы для самоконтроля

1. Основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Глава I. Общие положения

Основные принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

3. Основные гарантии защиты прав ребенка в РФ.

Тема 5. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы и учреждения, осуществляющие её

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *