Справочник

Обязательной аудиторской проверке подлежат

Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту

В соответствии со ст. 5 «Обязательный аудит» Федерального закона «Об аудиторской деятельности» бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов подлежит обязательной аудиторской проверке по следующим критериям (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Критерии обязательного аудита

1.Организационно-правовая форма экономического субъекта.

Подлежат обязательной аудиторской проверке экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму акционерного общества открытого типа.

2. Вид деятельности экономического субъекта.

По виду деятельности обязательной аудиторской проверке подлежат:

— кредитные организации;

— бюро кредитных историй (с 01.06.2005 г.);

— страховые организации и общества взаимного страхования;

— товарные и фондовые биржи;

— государственные внебюджетные фонды;

— инвестиционные фонды;

— фонды, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

3.

Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты;

Финансовые показатели деятельности экономического субъекта.

Экономические субъекты (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

— объема выручки от продажи продукции (работ, услуг) за предшествовавший отчетному год, превышает 400 млн. руб.;

— сумма активов баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн. руб.

Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть снижены.

4. Соответствие закону.

Обязательный аудит проводится, если в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей он предусмотрен иными федеральными законами.

Так обязательной аудиторской проверке подлежат:

— Агентства по реструктуризации кредитных организаций — ст. 42 ФЗ от 08.07.1999г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций»;

— Управляющая компания инвестиционного фонда, независимо от ее организационно-правовой формы ст. 49 ФЗ от 29.11.2001г. № 159-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;

— пунктом 2 статьи 20 ФЗ от 21.07.1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» предусмотрено проведение обязательной аудиторской проверки в процессе подготовки государственных и муниципальных унитарных предприятий к преобразованию в ОАО, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;

— статьей 32 ФЗ от 8.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» предусмотрено проведение обязательной аудиторской проверки деятельности сельскохозяйственного кооператива каждый второй финансовый год, а в кооперативе, балансовая стоимость имущества которого превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда – каждый финансовый год;

— финансово-промышленные группы – ст. 16 ФЗ от 30.11.1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах», а также в соответствии со ст. 17 закона обязательную аудиторскую проверку вправе назначить полномочный государственный орган по регулированию деятельности ФПГ;

— негосударственные пенсионные фонды – ст. 22 ФЗ от 07.05.98. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

— эмитенты ценных бумаг — п.9 ст. 22 ФЗ от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

— статьей 38 ФЗ от 29.10.1998 г. № 64-ФЗ «О лизинге» установлено право лизингодателя назначать аудиторские проверки финансового состояния лизингополучателя в случае нарушения лизингополучателем своих обязательств по лизинговым платежам и др.

Обязательный аудит проводится ежегодно как аудиторскими организациями так и индивидуальными аудиторами.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями (7).

Договор на проведение обязательного аудита, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (7).

Дата добавления: 2016-10-27; просмотров: 638 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций. Получение достоверного представления о соответствии реальности финансовой и бухгалтерской отчетности. Выполнение требований закона, банка, контрагента.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Обязательный аудит: требования законодательства

Обязательный аудит — это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций.

С 1 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее — Закон N 307-ФЗ).

Организации, подпадающие под обязательный аудит, должны определиться своевременно с аудиторской компанией, заключить с ней договор и представить в налоговый орган аудиторское заключение в составе годовой бухгалтерской отчетности.

За отсутствие аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности на организацию может быть наложен штраф, уплата которого все равно не освобождает ее от обязанности проведения аудита.

Успешно проведенный обязательный аудит показывает поставщикам и покупателям, инвесторам и кредиторам, прочим заинтересованным лицам, что у проверенной компании хорошо отлажена система учета, что основным показателям результатов ее деятельности можно доверять, что расчеты с бюджетом ведутся корректно и отсутствует риск возникновения конфликта с фискальными органами.

При заключении договора на обязательный аудит руководство компании должно быть уверено, что экспертиза системы учета будет проведена в соответствии с внутрифирменными стандартами, которые разработаны на основании российских и международных стандартов аудиторской деятельности.

Для проведения обязательного аудита компания-аудитор должна соответствовать следующим требованиям:

1) иметь лицензию, разрешающую данный вид деятельности;

2) 1 января 2010 г. быть членом СРО (саморегулируемой организации);

3) ее профессиональная ответственность подлежит обязательному страхованию;

4) аудиторская компания не должна быть аффилирована клиенту, то есть не должно наблюдаться прямой зависимости между аудитором и аудируемыми организациями;

5) компания-аудитор не должна иметь договоров с клиентами о ведении бухгалтерского учета или составлении финансовой отчетности, датируемых менее чем трехлетним сроком до начала проверки;

6) в случае проведения обязательного аудита на предприятии, контролируемом государственным ведомством, аудитор должен быть аккредитован (признан) данным ведомством, то есть собственник предприятия имеет некоторую свободу выбора аудиторских компаний.

Обязательный аудит — это не только необходимость, вызванная соблюдением требований законодательства, но и инструмент сбора данных для принятия важных управленческих решений.

Обязательный аудит позволяет:

— получить достоверное представление о соответствии реальности финансовой и бухгалтерской отчетности;

— выявить факты некомпетентности сотрудников и умышленного искажения отчетности;

— выполнить обязательные требования закона, банка, контрагента;

— получить представление о соответствии бухгалтерского и налогового учета нормативным требованиям;

— оценить систему внутреннего контроля клиента на соответствие нормативным требованиям, масштабу и характеру его деятельности;

— выявить существенные риски в налоговой сфере и во взаимоотношениях с другими предприятиями и физическими лицами;

— использовать все законные возможности оптимизации налогообложения;

— на основе полученной информации разработать предложения по устранению выявленных недостатков и проконтролировать результаты их реализации.

По результатам проведения обязательного аудита выдается официальное заключение в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности".

Обязательная аудиторская проверка может быть распределена во времени на несколько этапов. По запросу клиента аудиторы нашей фирмы, например, консультируют бухгалтерскую службу в течение года, а также проводят аудит квартальной отчетности. После подготовки годового баланса выдается аудиторское заключение.

Проведение поэтапного аудита позволяет вовремя обнаружить или предупредить ошибки, распределять и планировать расходы на аудит в течение года. аудиторский бухгалтерский финансовый

В соответствии с требованиями ст. 5 Закона N 307-ФЗ с 1 января 2009 г. обязательному аудиту подлежат:

1) организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, фонды, источником образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов), объем выручки которых от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн руб. Для муниципальных унитарных предприятии законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть снижены;

4) иные организации в случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно. Причем обязательный аудит бухгалтерской отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями. Кроме того, федеральными законами установлены иные случаи, в которых обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями, например аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности ряда государственных корпораций.

Организации, для которых проведение аудита является обязательным, должны пройти проверку и включить в состав своей годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение. Но это не означает, что те организации, для которых аудит не является обязательным, не могут в добровольном порядке проходить аудиторскую проверку и прилагать к годовому отчету аудиторское заключение для подтверждения достоверности своей бухгалтерской отчетности.

Организации, применяющие общий режим налогообложения, могут признавать расходы на аудиторские услуги в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ. Компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, также вправе учитывать в составе своих расходов при исчислении единого налога расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги, а также относящийся к ним НДС на основании пп. 15 и 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Причем в обоих случаях никакой оговорки по поводу того, что признавать в расходах можно только расходы на обязательный аудит, нет. Поэтому НК РФ никоим образом не ограничивает возможности признания расходов как при проведении обязательного аудита, так и при проведении добровольного аудита. Такую же позицию занимает и Минфин России (Письма от 06.06.2006 N 03-11-04/3/282 и от 26.01.2006 N 03-03-04/2/17).

Главным изменением, внесенным в Закон N 307-ФЗ, является то, что критерии, по которым организация должна провести обязательный аудит, определяются не по отчетному году, а по предшествующему.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ АУДИТУ

Например, если организация в 2008 г. превысила предельные значения выручки или активов бухгалтерского баланса, то она подлежит обязательному аудиту в соответствии с ранее действовавшим законом, то есть в 2009 г. Если такое превышение произойдет в 2009 г., то на организацию распространяются положения нового Закона об аудите.

Если компания подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение является обязательной составляющей бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

За отсутствие аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности на компанию может быть наложен штраф в размере 50 руб., который согласно ст. 126 НК РФ взыскивается за каждый не представленный в налоговый орган документ. За эти же действия могут быть оштрафованы и должностные лица компании. Размер штрафа в этом случае составит от 300 до 500 руб. В любом случае уплата штрафов не освободит организацию от обязанности проведения аудита и представления налоговикам аудиторского заключения (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Немаловажным при проведении аудиторской проверки является и то, что выявляются все ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета. В устной и письменной форме специалисты аудиторской фирмы обязательно укажут на них, а также проконсультируют по сложным вопросам. Конструктивная совместная работа позволяет исправить выявленные ошибки до передачи отчетности в налоговые органы, улучшить организацию ведения учета.

Таким образом, положительное заключение от фирмы с надежной репутацией становится доказательством отсутствия существенных налоговых и финансовых рисков у экономического субъекта.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Обязательный аудит

    Ежегодная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Проведение обязательных аудиторских проверок на основе критериев, установленных законодательством.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2009

  • Аудит раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с корпоративными стандартами

    Случаи, в которых проводится обязательный аудит. Понятие бухгалтерской отчётности и требования, предъявляемые к ней. Основные формы финансовой отчетности. Требования к раскрытию информации в отчетности по корпоративным стандартам, цели и задачи аудита.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2011

  • Аудит бухгалтерской отчетности в ОАО "Галантус" г. Калуги

    Аудиторская проверка годовой бухгалтерской отчетности. Современное состояние аудита бухгалтерской отчетности в ОАО "Галантус" г. Калуги. Пути совершенствования бухгалтерского учета, формирования бухгалтерской отчетности и системы внутреннего контроля.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2016

  • Приведение бухгалтерского учета и отчетности страховых организаций в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО)

    Концепция развития бухгалтерского учета в России на среднесрочную перспективу. Участие страховых организаций в его реформировании в соответствии с принципами Международных стандартов финансовой отчетности. Требования МСФО 4 "Договоры страхования".

    контрольная работа , добавлен 19.01.2015

  • Общие требования к составлению бухгалтерской (финансовой) отчётности в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету

    Сущность и назначение финансовой отчетности. Основные требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Пользователи отчетности и сроки ее предоставления. Формирование и представление бухгалтерской отчетности, ее состав и особенности составления.

    курсовая работа , добавлен 24.08.2016

  • Аудиторская проверка бухгалтерской финансовой отчетности

    Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. Методические основы аудита бухгалтерской финансовой отчетности. Планирование и проведение аудиторской проверки бухгалтерской финансовой отчетности ОАО Корпорация "СтройСиб".

    курсовая работа , добавлен 24.02.2012

  • Значение и состав бухгалтерской (финансовой)отчетности. Требования, предъявляемые к ее показателям

    Аспекты состава и требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности на современном этапе. Понятие бухгалтерского учета, сущность и задачи. Теоретические основы бухгалтерской отчетности предприятий. Значение бухгалтерской отчетности для предприятий.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2010

  • Этапы и направления реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности

    Соотношение требований российских и международных стандартов к составу бухгалтерской отчетности. Проблемы реформирования национальной системы бухгалтерского учета. Использование международных стандартов финансовой отчетности бухгалтерией ООО "Звезда".

    курсовая работа , добавлен 09.12.2016

  • Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия

    Система бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Теоретические аспекты составления финансовой отчетности. Горизонтальный и вертикальный анализ баланса. Основные показатели финансовой устойчивости организации. Коэффициенты ликвидности предприятия.

    дипломная работа , добавлен 10.09.2010

  • Международные стандарты учета и финансовой отчетности

    Классификация моделей бухгалтерского учета, принципы подготовки и представления финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами. Виды и структура финансовой отчетности, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях, убытках, движении капитала.

    курс лекций , добавлен 25.05.2010

ПОРУЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ

Орган дознания, следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством РФ поручить аудитору или аудиторской фирме провести аудиторскую проверку экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов: возбужденного уголовного дела; принятого к производству гражданского дела; дела, подведомственного арбитражному суду. Содержание такого поручения должно соответствовать обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения уголовного дела, принятия к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок проведения определяется по договоренности с аудитором и не должен превышать 2 месяцев.

Государственные органы, по поручению которых проводится аудиторская проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения, а также при необходимости обеспечить личную безопасность аудиторов и членов их семей. Временными правилами аудиторской деятельности аудитору предоставлено право отказаться от проведения аудиторской проверки по поручению государственных органов в случае: непредоставления проверяемым экономическим субъектом необходимой для проведения проверки документации, т.е. когда информации для выводов аудитора недостаточно; необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости .

С согласия аудиторов проверка может проводиться по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установленном порядке органом дознания, прокурором, следователем, судом и арбитражным судом.

Оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) при проведении проверки по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда должна производиться предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством РФ, с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг (пока это не делается). При отсутствии у экономического субъекта достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства) предварительная оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) производится в месячный срок по тем же ставкам за счет средств федерального бюджета Российской Федераций с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда по иску соответствующего прокурора или органа Федерального казначейства за счет имущества экономического субъекта, признанного несостоятельным. В случае отказа или уклонения экономического субъекта при наличии у него достаточных средств от предварительной оплаты работы аудитора (аудиторской фирмы), проведенной по поручению государственных органов, а также в случае неоплаты этой работы за счет средств федерального бюджета РФ аудитор (аудиторская фирма) либо по его ходатайству соответствующий прокурор могут обратиться в суд или арбитражный суд за защитой нарушенных имущественных интересов. Повторные аудиторские проверки экономического субъекта по тем же основаниям по поручению государственных органов проводятся только за счет средств федерального бюджета РФ и не могут быть осуществлены аудитором или аудиторской фирмой, проводившими первоначальную проверку.

Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным. Заключение аудитора (аудиторской фирмы) по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ.

Раздел 4. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ НА ОСНОВЕ КРИТЕРИЕВ,

УСТАНОВЛЕННЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1355 от 07.12.94 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке» с последующими изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ № 408 от 25.04.95, установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке по следующим критериям (системе показателей).

— Организационно-правовая форма экономического субъекта. Подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экономические субъекты; имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала.

— Вид деятельности экономического субъекта. По этому критерию обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат: банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании), внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами, благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц, другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

— Источники, формирования уставного капитала (уставного фонда) экономического субъекта. Экономические субъекты подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

— Финансовые показатели деятельности экономического субъекта. Экономические субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

а) объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда,

б) сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.

Для определения указанных финансовых показателей установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда принимается в среднегодовом исчислении за отчетный год.

Первые три критерия вступили в силу уже по результатам годового бухгалтерского отчета за 1994 г., четвертый — начиная с годового отчета за 1995 г. .

Первоначально согласно первому критерию — организационно-правовой форме экономического субъекта — обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежали экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму акционерного общества открытого типа (в настоящее время открытого акционерного общества) при наличии на конец отчетного года свыше 100 участников (акционеров).

Зачем нужна проверка

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности (АПБО) — это санкционированный независимый контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения, представленных в отчетных регистрах бухгалтерии.

Цели проверки:

  • подтверждение полноты и достоверности данных, отраженных в предоставленных отчетах;
  • контроль за соблюдением норм и правил действующего бухгалтерского, налогового и гражданского законодательства;
  • удостоверение целесообразности движения денежных средств, исходя из функционального предназначения финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • выявление резервных средств.

Осуществлять аудит бухгалтерской отчетности организации и выдавать заключения имеют право только аудиторы, непосредственно представляющие аудиторские организации (п. 2 ст. 7 ФЗ-119 от 07.08.2001).

АПБО нормируется положениями ФЗ № 307 от 24.12.2008, ПП РФ № 696 от 23.09.2002, НК РФ, ГК РФ, рекомендациями, приказами и постановлениями Минфина РФ, а также правилами аккредитованного профессионального объединения аудиторов.

Виды и методы

АПБО может быть двух видов:

  • обязательный аудит бухгалтерской финансовой отчетности;
  • инициированный руководством предприятия (внеплановый).

Обязательный проводится ежегодно не позднее 3-х месяцев после завершения отчетного года (периода). Заключение о состоянии БО предоставляется вместе с экземплярами проверенной бухотчетности в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой выдачи заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ФЗ № 402 от 06.12.2011).

Как проводятся

Первый этап — планирование и непосредственно организация АПБО. Проверяющий знакомится с деятельностью предприятия и на основании проведенных наблюдений разрабатывает программу предстоящей ПБО.

Второй этап — сбор и обработка данных. Аудитор изучает уставную документацию и финансовые отчеты (прибыли и убытки, баланс, статотчетность), ищет отклонения и искажения информации. Проверяются кассовые книги, журналы-ордера, результаты инвентаризаций.

На третьем этапе сведения анализируются и выводится заключение.

Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту

Затем аудитор сообщает результаты контроля руководителю, подтверждая или опровергая полноту и достоверность отчетных данных.

Кто проводит АПБО

Обязательный аудит бухгалтерской отчетности, в соответствии с ч. 2 ст. 5 307-ФЗ, ежегодно должны проводить следующие предприятия:

  • акционерные общества;
  • кредитные организации;
  • страховые компании;
  • НПФ или управляющее им учреждение;
  • профессиональные участники рынка ЦБ.

Для всех остальных хозяйствующих субъектов, государственных (муниципальных) учреждений, в том числе казенных, автономных и бюджетных, а также некоммерческих организаций, АПБО проводить не обязательно. Контрольные мероприятия проводятся только в том случае, если:

  • учреждение составляет консолидированную БО (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продаж за период, предшествующий отчетному, свыше 400 млн рублей. Исключение — сельскохозяйственные кооперативы и их союзы, а также государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
  • итоговая сумма активов в балансе на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 млн руб. Исключения аналогичны предыдущему пункту;
  • эта обязанность закреплена другими федеральными законами;
  • учредитель или наблюдательный совет бюджетного (автономного) учреждения инициирует проверку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *