Справочник

Оформление приказа по госту

Приказ – правовой акт, издаваемый единолично руководителем учреждения, организации, предприятия в целях разрешения производственных задач.

В любой организации существуют две группы приказов: приказы по основной деятельности и приказы по личному составу. Приказ по основной деятельности является нормативным документом, отражающим управленческие решения по вопросам производственно-хозяйственной деятельности, планирования, отчетности, финансирования, кредитования, реализации продукции, внешнеэкономической деятельности, совершенствования структуры и организации работы предприятия (создание, изменение масштаба деятельности, ликвидация структурного подразделения, утверждение или изменение положений, инструкций, правил, планов, структуры, назначение комиссий и т.д.).

Приказы разрабатываются по поручению руководителем учреждения, организации, предприятия руководителями структурных подразделений или должностным лицом, к работе которого он будет иметь отношение или деятельность которого связана с его исполнением.

Приказ оформляется на специальном бланке и содержит следующие реквизиты:

  • постоянные реквизиты «единого» бланка:
  • эмблема (03);
  • наименование организации (06);
  • наименование вида документа (08) (ПРИКАЗ);
  • переменные реквизиты «единого» бланка:
    • дата (09);
    • регистрационный номер (10);
    • место составления или издания документа (12);
    • заголовок (17);
    • текст (19);
    • отметка о наличии приложения (20);
    • подпись (21);
    • визы (23).
    • Заголовок приказа (17) отвечает на вопрос «о чем?».

      Пример оформления приказа

      Например: О назначении ответственного за работу с обращениями граждан. Заголовок должен кратко и точно отражать содержание текста приказа. Точка в конце заголовка не ставится.

      Подготовка приказа включает в себя следующие стадии:

      — изучение существа вопроса и сбор необходимых сведений;

      — подготовка проекта приказа;

      — согласование проекта;

      — подписание руководителем.

      Текст приказа состоит из 2 частей:

      — констатирующей, в которой дается обоснование распорядительных действий. В качестве обоснования может выступать как необходимость реализации намеченных целей и решения задач, поставленных перед  предприятием, так и какой-либо нормативный акт – внутренний или изданный вышестоящим органом (например, решение совета директоров, нормативный документ государственных или муниципальных органов). Если предписываемые действия не нуждаются в пояснении, констатирующую часть можно не приводить;

      — распорядительной, в которой содержатся поручения. Распорядительная часть начинается со слова ПРИКАЗЫВАЮ, которое указывается прописными буквами всегда на отдельной строке от границы левого поля.

      Распорядительная часть делится на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Каждый пункт должен отвечать на вопросы «кому? что? когда сделать?». В качестве ответа на вопрос «кому?» указывают должность (в дательном падеже), фамилию (в дательном падеже), инициалы исполнителя. Например:

      1. Коммерческому директору Иванову И.И….

      Если поручение дается нескольким исполнителям, имеющим одинаковую должность, то после обобщенного наименования должности в скобках перечисляются фамилии исполнителей (в дательном падеже) и их инициалы. Например:

      1. Начальникам отделов (Иванову И.И., Петрову П.П., Сидорову С.С.)…

      В качестве исполнителей в приказе указывают только заместителей первого лица или руководителей структурных подразделений.

      Предписываемое действие выражается глаголом в неопределенной форме, например: подготовить, обеспечить /организовать, разработать и представить на рассмотрение (если проект должен быть подписан) или… на утверждение (если документ подлежит утверждению).

      Срок исполнения поручения фиксируется только тремя парами арабских цифр. Например: Срок 20.07.2010 или… до 20.07.2010 или… к 20.07.2010.

      Пункт приказа может быть разделен на подпункты, если: одному исполнителю дается несколько поручений; нескольким исполнителям установлен общий срок исполнения; поручение, данное нескольким исполнителям, формулируется одинаково.

      Последний пункт распорядительной части может содержать сведения о подразделении или должностном лице, на которое возлагается контроль за исполнением приказа. Например:

      3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по производству Иванова Г.И.

      или

      3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

      В качестве контролеров должны указываться лица, чей должностной ранг выше должностного ранга исполнителей.

      Если приказом утверждаются или вводятся в действие нормативные документы, то в распорядительной части могут не указываться исполнители, сроки исполнения и контролеры. Например:

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить инструкцию по делопроизводству.
      2. Ввести в действие инструкцию с 15.11.2010

      Если исполнителю дается постоянное поручение, то вместо срока указывают периодичность его выполнения. Например:

      1…. обеспечить представление еженедельной сводки….

      Приказ вступает в силу с момента подписания.

      Формулировки приказа должны быть исчерпывающе точными, конкретными, не допускающими различных толкований. Не допускается использование глаголов «повысить», «улучшить», «активизировать», «усилить», «обратить внимание», прилагательного «необходимое» и языковых конструкций типа «если…, то…», «тогда, когда…».

      Как правильно оформить приказ

      Приказ — это правовой акт руководителя организации или его заместителей, содержащий обязательные поручения для подчиненных структурных подразделений, должностных лиц и рядовых работников.

      Приказы подразделяются на три группы, в каждой из которых целью издания документа является:

      1. По организационным вопросам:

      • создание, ликвидация или реорганизация предприятия, учреждения, организации в целом или отдельных структурных подразделений;
      • образование коллегиальных или совещательных органов (советов, комиссий и т. п.);
      • утверждение организационной структуры управления, штатного расписания и их корректировку;
      • координация работы всех звеньев системы управления организации, предприятия, фирмы (разграничение полномочий между должностными лицами, предоставление права подписания документов и т. д.);
      • утверждение и введение в действие организационно-методических документов (положений, уставов, инструкций, регламентов и др.).

      2. По основной производственной деятельности:

      • обеспечение и регулирование порядка финансирования деятельности организации;
      • обеспечение материалами, оборудованием, помещениями для эффективной работы организации;
      • формирование и осуществление научно-технической политики;
      • обеспечение выпуска качественной продукции;
      • подведение итогов работы организации, оформление результатов проверок, ревизий;
      • решение других вопросов, вытекающих из отраслевой и иной специфики организации.

      3. По личному составу (кадрам) организации:

      • обеспечение отбора и приема на работу персонала;
      • создание условий обучения и служебно-профессионального продвижения персонала;
      • оформление перевода на другую работу;
      • оформление командированных работников;
      • оформление поощрений работников и наложения взысканий;
      • оформление высвобождения (увольнения) работников;
      • решение ряда социальных вопросов (гарантии беременным женщинам, дополнительные отпуска, охрана труда и др.)

      Текст приказа должен быть написан грамотно, состоять из простых предложений, быть терминологически точным, с использованием "стандартных" словосочетаний и клише, свойственных официально-деловому стилю. Следует избегать сокращений слов, аббревиатур, кроме общепринятых, не включать бессодержательных поручений типа "обратить внимание", "усилить контроль" и т. п.

      Содержащиеся в проекте приказа поручения должны быть увязаны с ранее изданными распорядительными документами: иметь ссылку на них, отменять или оговаривать их корректировку.

      Наименования органов власти и управления, организаций, фирм, структурных подразделений, упоминаемых в тексте, должны записываться в полном соответствии с юридически установленным их написанием. Повторные приказы по одному и тому же вопросу допускаются как исключение с соответствующими организационными и административными выводами.

      Приказы по основной деятельности оформляются на специальном бланке приказа или на общем бланке организации с указанием вида документа — ПРИКАЗ.

      После составления текста приказ согласовывают с должностными лицами. Согласование оформляется в виде визы. Визируют его: начальник отдела, подготовившего приказ, руководители других заинтересованных подразделений, а также юрисконсульт – по вопросам увольнения, перевода, наложения взысканий; бухгалтер – по вопросам увольнения, направления в командировку, предоставления отпуска, вызова из отпуска, премирования; профком – по вопросам увольнения, объявления благодарности, наложения взыскания.

      Визы проставляют на первом экземпляре проекта приказа. Тщательно выверенный (проверяются цифровые данные.

      Образцы приказов, кадровых и некадровых, по личному составу и основной деятельности

      фамилии, названия подразделений) и завизированный первый экземпляр приказа, напечатанный на общем бланке, подписывается руководителем или его заместителем. С момента его подписания приказ вступает в силу (если в тексте не указан другой срок введения его в действие).

      С приказом должны быть ознакомлены все поименованные в нем лица. На экземпляре, который идет в дело, на нижнем поле документа или на обороте листа или на отдельном листе сотрудник пишет «с приказом ознакомлен», ставит подпись и дату ознакомления.

      Виды приказов:

      Все остальные варианты приказов на сайте.

      Образец написания приказа: как правильно составить

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *