Справочник

Охранная зона дороги

Форум для экологов

Установление и использование придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения .

Придорожные полосы автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения — территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Особый режим использования земель в пределах придорожных полос предусматривает ряд ограничений при осуществлении градостроительной и хозяйственной деятельности в пределах этих полос в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (далее — автомобильные дороги) или об изменении границ таких придорожных полос принимается департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области.

Органы местного самоуправления в месячный срок со дня поступления копии решения Департамента об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги обязаны уведомить собственников, пользователей, владельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги, об особом режиме использования этих земельных участков.

Земельные участки в пределах придорожных полос у их собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются.

В зависимости от категории автомобильной дороги с учетом перспектив ее развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается:

а) для автомобильных дорог I и II категории – 75 метров;

б) для автомобильных дорог III и IV категории – 50 метров;

в) для автомобильных дорог V категории – 25 метров;

В границах населенных пунктов придорожные полосы вдоль автомобильных дорог не устанавливаются.

Обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется Государственным учреждением Владимирской области «Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области» (далее -ГУ «Владупрадор»).

В пределах придорожных полос строительство и реконструкция объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме ГУ «Владупрадор».

В пределах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений (со сроком службы 10 и более лет), за исключением объектов дорожной службы, объектов УГИБДД УВД по Владимирской области и объектов дорожного сервиса.

Размещение в пределах придорожных полос объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, информационных щитов и указателей разрешается при соблюдении следующих условий и ограничений:

— объекты не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения;

— выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции автомобильной дороги;

— размещение, проектирование и строительство объектов должно производится с учетом требований стандартов, технических норм безопасности дорожного движения, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, строительных норм и правил, экологической безопасности и потребностей в обслуживании участников дорожного движения.

Размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также Схемами их размещения, утвержденными постановлениями Губернатора области, при наличии согласия в письменной форме ГУ «Владупрадор».

Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги.

При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Прокладка и переустройство инженерных коммуникаций в пределах придорожных полос осуществляется владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет при наличии согласия в письменной форме ГУ «Владупрадор» и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в случае, если для прокладки или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство).

При этом, если прокладка инженерных коммуникаций за пределами придорожных полос по условиям застройки, рельефа затруднительна или нецелесообразна, то размещение инженерных коммуникаций в пределах придорожных полос возможно только при выполнении мероприятий по обеспечению безопасности движения.

В случае, если прокладка или переустройство инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильной дороги влечет за собой реконструкцию или капитальный ремонт автомобильной дороги, ее участков, такие реконструкция, капитальный ремонт осуществляются владельцами инженерных коммуникаций или за их счет.

В договорах или решениях на предоставление земельных участков для размещения некапитальных зданий и сооружений в пределах придорожных полос должны предусматриваться обязательства владельцев и собственников этих объектов осуществить за свой счет их снос или перенос в случае, если эти здания и сооружения создадут препятствия для нормальной эксплуатации автомобильной дороги при ее реконструкции или будут ухудшать условия движения по ней.

Решения о предоставлении земельных участков в границах придорожных полос или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий и т.п.), а также земельных участков под площадки для стоянки автомобилей принимаются уполномоченными на то органами, в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации по согласованию с ГУ «Владупрадор».

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, имеют право:

а) осуществлять хозяйственную деятельность на указанных земельных участках с учетом ограничений, установленных настоящими Правилами;

б) возводить на предоставленных им земельных участках объекты, разрешенные настоящими Правилами с соблюдением установленного порядка проектирования и строительства;

в) получать информацию о проведении ремонта или реконструкции автомобильных дорог, установленных ограничениях и режиме использования участка.

Возведенные с нарушением правил об установление и использование придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в пределах придорожных полос утвержденными постановление губернатора Владимирской области от 24.02.2009. №152 здания и сооружения признаются в установленном законом порядке самовольной постройкой, а в отношении лиц, их построивших, принимаются меры в соответствии с действующим законодательством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Придорожные полосы автомобильных дорог как зоны с особыми условиями использования *

<*> Abuzyarova D.F. Off-the-road shores of automobile roads as zones with special conditions of use.

Абузярова Д.Ф., юрисконсульт ООО "Саратовская городская юридическая контора N 1".

Статья посвящена правовым вопросам, возникающим в сфере нормативного регулирования придорожных полос автомобильных дорог. В статье освещены вопросы отнесения придорожных полос к зонам с особыми условиями использования.

Ключевые слова: придорожная полоса, автомобильная дорога, Земельный кодекс Российской Федерации.

The article is devoted to legal issues arising in the sphere of normative regulation of off-the-road shores of automobile roads. The article deals with the issues of attribution of off-the-road shores to the zones with special conditions of use.

Key words: off-the-road shores, automobile road, Land code of the Russian Federation.

Для всех земель промышленности и иного специального назначения характерным является наличие зон с особыми условиями использования. Как определено в п. 3 ст. 87 ЗК РФ, в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, радиационно и ядерно опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

В ЗК РФ отсутствуют нормы, содержащие определения охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования, а также исчерпывающий перечень случаев их установления. Для характеристики режима земель в этих зонах необходимо использовать либо отдельные нормы ЗК РФ, либо специальные нормативные правовые акты <1>.

<1> См.: Земельное право: Учебное пособие / Под ред. К.Г. Пандакова. Саратов: Ай Пи эр Медиа, 2010. С. 96.

В соответствии со ст. 1 ГсК РФ зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия народов РФ, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые законодательством РФ. Из вышеизложенного следует, что зоны с особыми условиями использования могут иметь различные наименования (охранные, санитарно-защитные и т.д.) в зависимости от режима их использования.

Придорожные полосы автомобильных дорог имеют собственное наименование и не могут быть однозначно отнесены ни к санитарно-защитным зонам, ни к охранным зонам по следующим основаниям. Анализ нормативных правовых актов позволяет определить, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в целях охраны прилегающих территорий и иных компонентов окружающей среды от негативного воздействия, которое может быть оказано тем или иным объектом промышленности. Санитарно-защитные зоны представляют собой территории, которыми предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, отделяются от жилой застройки. Санитарно-защитные зоны — обязательный элемент любого объекта, который может быть источником химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека <2>. Придорожные полосы автомобильных дорог законодательством не относятся к санитарно-защитным зонам. Вместе с тем при осуществлении дорожной деятельности в придорожных полосах используется понятие "санитарный разрыв".

<2> См.: Трифонов А.С. Основные положения и характеристика правового режима земель промышленности // Имущественные отношения в РФ. 2006. N 1; СПС "КонсультантПлюс". 2010.

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74 (в ред. от 6 октября 2009 г.) "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" <3> для автомагистралей устанавливаются санитарные разрывы. Санитарный разрыв определяется минимальным расстоянием от источника вредного воздействия до границы жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта. Санитарный разрыв имеет режим санитарно-защитной зоны, но не требует разработки проекта его организации. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации и др.).

<3> Российская газета. N 28. 2008. 9 февраля.

Таким образом, санитарные разрывы автомобильных дорог устанавливаются не на всем протяжении прохождения трассы автомобильной дороги, а лишь в тех случаях, когда рядом расположена жилая застройка. Следовательно, отнести все придорожные полосы автомобильных дорог к санитарно-защитным зонам не представляется возможным.

Что касается охранных зон, то ими признаются территории (земельные участки) и акватории, прилегающие к охраняемым объектам и специальным трассам проезда и предназначенные для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов или поддержания необходимых условий их эксплуатации, в границах которых устанавливаются в соответствии с законодательством государства особые условия использования территорий и водных объектов <4>. В соответствии с приведенным определением основной целью установления охранных зон является охрана самих объектов государственной охраны, обеспечение нормальных условий их эксплуатации и исключения возможности их повреждения.

Так, установление охранных зон предусмотрено для объектов системы газоснабжения <5>, объектов железнодорожного транспорта <6>, объектов культурного наследия <7> и т.д.

<4> Модельный закон о государственной охране // Информационный бюллетень. Межпарламентская ассамблея государств — участников Содружеств Независимых Государств. 2007. N 39 (часть 1). С. 295 — 316.
<5> Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) "О газоснабжении в Российской Федерации".
<6> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ (в ред. от 28.04.2008) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
<7> Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ (в ред. от 23.07.2008, с изм. от 17.12.2009) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Определяя цели установления охранных зон, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <8> охранные зоны устанавливаются в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Следовательно, еще одной целью установления охранных зон, предусмотренной Законом "Об охране окружающей среды", является защита окружающей среды от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной деятельности.

<8> Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133; 2004. N 35. Ст. 3607, N 27. Ст. 2711; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5498; 2007. N 7. Ст. 834; 2007. N 27. Ст. 3213; 2008. N 26. Ст. 3012; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418.

Таким образом, анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что охранные зоны создаются как с целью защиты объектов государственной охраны и обеспечения нормальных условий их эксплуатации, так и с целью защиты окружающей среды от неблагоприятного воздействия, исходящего от указанных объектов.

В определении придорожных полос автомобильных дорог, содержащемся в п.

Какие бывают категории дорог

16 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <9>, называется несколько целей установления последних: обеспечение безопасности дорожного движения; обеспечение сохранности автомобильной дороги как объекта транспортной инфраструктуры; обеспечение дальнейших перспектив развития автомобильной дороги. Такая основополагающая цель любой охранной зоны, как защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия самой автомобильной дороги, в определении не указана. Кроме того, ни земельное, ни градостроительное законодательство не называет придорожные полосы автомобильных дорог охранными зонами. На наш взгляд, на сегодняшний день это не вполне оправданно по следующим причинам: законодатель не использует по отношению к придорожным полосам автомобильных дорог понятие охранных зон; установление придорожных полос автомобильных дорог не в полной мере соответствует целям установления охранных зон.

<9> СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5553; 2008. N 20. Ст. 2251, N 49. Ст. 5744; 2009. N 29. Ст. 3582.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что придорожные полосы автомобильных дорог следует рассматривать как иные зоны с особыми условиями использования, устанавливаемые в соответствии с законодательством. Вместе с тем, с нашей точки зрения, использование земель в придорожных полосах автомобильных дорог по своим характеристикам более схоже с режимом использования земель в охранных зонах. В связи с этим полагаем, что следует уточнить содержание и значение придорожных полос автомобильных дорог. Для этого следует дополнить законодательное определение придорожных полос автомобильных дорог указанием на то, что они являются охранными зонами, а в связи с этим указать такую основополагающую цель установления любой охранной зоны, как защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия со стороны объектов автомобильного транспорта.

Указанные изменения позволят внести ясность в определение статуса придорожных полос автомобильных дорог как зон с особыми условиями использования. Отнесение придорожных полос автомобильных дорог к охранным зонам будет способствовать более эффективному правовому регулированию отношений по использованию земельных участков в границах придорожных полос, учитывая при этом особый режим использования земельных участков в пределах таких зон.

Псков материалы по обоснованию проекта генерального плана муниципального образования «город Псков» Том 1 (часть 2)

Скачать 45,88 Kb.

Название Псков материалы по обоснованию проекта генерального плана муниципального образования «город Псков» Том 1 (часть 2)
страница 11/67
Дата 03.02.2016
Размер 45,88 Kb.
Тип Анализ

1   …   7   8   9   10   11   12   13   14   …   67

Санитарно-защитные зоны и придорожные полосы от железной дороги, автомобильных дорог

В соответствии со СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» п.6.9. расстояние от бровки земляного полотна автодороги общей сети I-III категории до жилой застройки принимается не менее 100м. В случае использования для защиты от шума шумозащитных стенок, это расстояние может быть уменьшено до 50-75 метров.

Придорожные полосы федеральных автодорог, прилегающие с обеих сторон к полосе отвода указанной дороги – участки земли шириной не менее 50 метров каждый, считая от границы полосы отвода. В границах поселений размер придорожной полосы устанавливается до границ существующей застройки, но не более 50 метров.

Санитарно-защитная зона железной дороги

(Правила установления и использования придорожных полос федеральных автодорог общего пользования. Утверждены постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998г, № 1420, с изменениями от 2 февраля 2000г, 29 мая 2006г)

В соответствии со СНИП 2.07.01-89*, п.6.8 санитарно защитная зона от железной дороги до жилой застройки в проекте генерального плана принята размеров 100 метров, считая от оси крайнего железнодорожного пути.

На «Схеме ограничений с отображением результатов анализа комплексной оценки современного состояния окружающей среды» границы санитарно-защитных зон от железнодорожных путей и придорожных полос автомобильных дорог федерального значения даны специальным условным знаком.

Охранные зоны ( коридоры) коммуникаций (газопровод, ЛЭП)

Для магистральных газопроводов установлены охранные коридоры от 100 до 300метров, согласно СниП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», п.3.16.

Охранные зоны (коридоры) ЛЭП в соответствии с «Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В» — это земельные участки вдоль воздушных линий электропередач, ограниченные линиями, отстоящими от крайних проводов на расстоянии:

-для ЛЭП 110кВ -20м; для ЛЭП 330 кВ -30м; для ЛЭП 35кВ -15м.

Граница охранных коридоров линейного газопровода и ЛЭП нанесены на «Схеме ограничений с отображением результатов анализа комплексной оценки современного состояния окружающей среды» и на «Схеме современного использования территории».

Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

Водоохранными зонами (ВЗ) являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

За пределами территории городов и других населенных пунктов ширина ВЗ устанавливается от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережной ВЗ устанавливается от парапета набережной.

В соответствии со ст.65 Водного кодекса ширина ВЗ рек и ручьев устанавливается от их истока для рек и ручьев протяженностью:

до 10 км – 50 м,

от 10 до 50 км – 100 м,

от 50 км и более -200 м.

Для рек и ручьев протяженностью менее 10 км водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой.

Водоохранная зона магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов. Радиус водоохраной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 м.

Для водных объектов, помещенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.

В границах водоохранных зон запрещается:

  • использование сточных вод для удобрения почвы,
  • размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, ядовитых, отравляющих веществ.
  • движение и стоянка автотранспортных средств ,за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах в специально оборудованных местах.

В границах ВЗ допускается проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод.

Ширина прибрежной защитной полосы (ПЗП) устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет (ст.65, п. 11 Водного кодекса РФ):

30 м для обратного и нулевого уклона;

40 м для уклона до 3-х градусов;

50 м для уклона 3 и более градусов.

На территории населенных пунктов при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохраной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной (ст.65, п14 ВК РФ).

В границах прибрежных защитных полос запрещаются:

-распашка земель,

-размещение отвалов размываемых земель,

-выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей.

Исходя из выше изложенного размеры водоохранных зон и их прибрежных полос в пределах городской черты г. Пскова принимаются следующие:

Водный объект Ширина, м
ВЗ ПЗП
Река Великая 200 50
Река Череха 200 50
Река Пскова 200 40-50
Прочие малые реки и ручьи длиной менее 10 км 50 50

1   …   7   8   9   10   11   12   13   14   …   67

Похожие:

Разместите кнопку на своём сайте:

Библиотека

Библиотека

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *