Справочник

Окончание контракта военнослужащего

Содержание

имеют ли право непустить в отпуск с последующим увольнением в связи с окончанием контракта

Во-первых, что говорится об отпуске в контракте. Во-вторых, Администрация решает всё — для неё важней всего работа. Администрация всегда сможет доказать, что в связи с производственной необходимостью ваш отпуск невозможен. Для этого составляются графики отпусков. Вот их нарушить сложнее, но тоже можно. В третьих, за неиспользованный отпуск положена компенсация.

здравствуйте. скажите пожалуйста, срок окончания контракта не подошел, а уволиться нужно срочно я меняю место жительства по семейным обстоятельствам. как я могу уволиться до окончания контракта??? и имеют ли право меня не отпустить…? заранее спасибо

Да, вы можете уволиться по несоблюдению контракта. Другого не дано. ВАы сами его подписали. Так что по команде или на имя командира пишите рапорт — Прошу меня уволить по несоблюдению контракта. И дата. Кстати можете написать — Напоминаю о сроке принятия решения…. Т. е. через 10 дней — свободны. Удачи на гражданке.

могу ли я уволиться с работы до окончания контракта?

Вы имеете право расторгнуть срочный трудовой договор (контракт) до истечения его срока, как по собственному желанию, так и по соглашению сторон, на общих основаниях. Единственное исключение, если Вы являетесь руководителем предприятия, тогда предупредить работодателя о своем увольнении Вы должны не менее чем за месяц, а не за две недели, как остальные работники. Все другие случаи продления срока \"отработки\", даже указанные в Вашем контракте, являются незаконными, т. к. противоречат ТК РФ. Незаконным будет являться и запрет в контракте на расторжение трудового договора досрочно, как противоречащий Конституции РФ.

Читай внимательно свой контракт

как расторгнуть контракт с нанимателем досрочно? хочу уволиться,а до окончания контракта еще пол года( сил нет терпеть!)

Внимательно читай, что написано в контракте. По Трудовому кодексу можно просто подать заявление и отработать две недели. Но, возможно в контракте прописаны особые условия. Это важно, и это знаешь только ты, а мы — не знаем.

можно сказать что беременная. начланик тогда сам постарается от вас избавитсья

Выслуга в ВС МО РФ 10 календарей. Уволился по окончании контракта. Как получить ГЖС? Заключил контракт в 1998 году. Уволился из ВС по окончании контракта в 2008 году. По решению суда выселили с семьей из служебной квартиры вникуда. Сейчас снимаю квартиру. Подскажите как добыть жилье?

не возможно так ответить: 1. решение суда не на воде было, что легло в основу такого решения суда??? 2. подавайте иск к МО о предоставлении жилья в соответствии с законом о прохождении службы, общий срок исковой давности 3 года…

В отслужил военную службу по контракту сроком з года, уволился по окончанию срока контракта. по законодательству мне пре

Если у вас успеваемость та что надо, если вы в гос.университете и если подключите законников и военкомат. А вообще вы имеете право на вычет, но опять же, если есть гос. лицензия и аккредитация данного заведения.

Вы ошибаетесь, т.к. в соответствии п.2. ст.19, Закона РФ \"О статусе военнослужащих\", такое право предоставляется только военнослужащим, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), а не гражданам, уволенным с военной службы. После увольнения, Вы могли воспользоваться только правом, установленным п.5.1, ст.16 указанного Закона — на внеконкурсное поступление в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по программам высшего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний, а также на подготовку к вступительным испытаниям в порядке, установленном законодательством РФ в области образования.

Служу по контракту,который заканчивается в феврале.По какой статье можно уволиться раньше окончания контракта?

Вы имеет право на досрочное увольнение с военной службы: а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении Вас условий контракта -обстоятельства рассматриваются судом; б) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (от прапорщика и выше); в) по семейным обстоятельствам — в законе указаны 5 обстоятельств; г) в связи с наделением Вас полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с назначением его судьей военного суда или судьей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; д) в связи с избранием Вас депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.

Только не соблюдению контракта с твоей стороны…

ст. 80 трудового кодекса. Увольнение по собственному желанию.

Если не хочешь по не соблюдению.Мой совет уволиться лучше когда контракт закончится))))))))) По другому очень сложно

Кроме указанных Сергеем Сагеевым оснований в 51 статье есть ещё один волшебный пункт: 6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин. Но, я сильно подозреваю, что пока ты раскачаешь бюрократическую машину, твой контракт сам собою закончиться.

пасанам, которые не могут самостоятельно изучить положение двух законов их касающихся, но в это же время стремятся досрочно расторгнуть контракт с МО РФ, я настоятельно советую еще раз реально оценить свои силы и взвесить все за и против…иначе будет мучительно больно за бесцельно прожитые годы….тов.прапорщик…

в чем разница прохождения военной службы по контракту и после его окончания, но до увольнения?

Ни в чём. Окончание контракта, не является основанием к его прекращению.

Разница огромная — после окончания контракта до увольнения военнослужащий находится в положении \"добровольно исполняющего обязанности военной службы\". При этом он обязан выполнять только общие обязанности военнослужащих (см. Устав внутренней службы) и не более!

Я так понимаю, что вопрос не праздный….поэтому советую самостоятельно изучить постановление пленума Верховного суда по этому вопросу…найти можно на сайте консультант пользуясь поиском… \" добровольно исполняющий обязанности военной службы\" это с этого постановления.

Как уволиться с военной службы по контракту

Удачи.

закончился военный контракт(пограничный)написали рапорт на увольнение в связи окончанием контракта но начальник ставит в смены,говорит что пока не готов приказ будешь работать.имеет ли он на это право.и должеен ли человек ходить на смены после увольнение пока не подпишут приказ?оплачиваются эти раб.дни?

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков
личного состава воинской части. При этом военнослужащий должен быть исключен из
списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной
службы, за исключением случаев предусмотренных в законе (п.11 ст.38 Федерального
закона \"О воинской обязанности и военной службе\"). Для военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту, срок военной службы установлен в
контракте о прохождении военной службы.

В связи с тем, что в установленный законом срок вы не уволены, необходимо
обратиться в военную прокуратуру или суд с жалобой на нарушение командованием
части условий контракта.

Дни естественно оплачиваются! А я так предполагаю, что пака предприниматься с Вашей стороны ничего не будет, они так и будут тянуть с приказом! Служить то наверное некому! Удачи! Нужно идти в прокуратуру и увидишь как быстро появится приказ на увольнение!

у меня псориаз приобритенный в армии, положены мне выплаты при увольнении, окончании контракта

Положенные вам выплаты при увольнении по окончанию контракта никак не связаны с вашим псориазом и установлены ФЗ \"О статусе…\" в зависимости от прослуженного вами времени (в календарном исчислении).Страховку по полученному во время в\\службы заболеванию вы можете получить только при наличии двух факторов-признании ВВК ограниченно годным или негодным и соответственно увольнению по данному основанию и ПОЛУЧЕНИИ ИНВАЛИДНОСТИ В МСЭК В ТЕЧЕНИИ ГОДА ПОСЛЕ УВОЛЬНЕНИЯ.Скажу сразу что по псориазу вы инвалидность не получите, гражданские врачи хотя и более гуманны, чем военные медики, но не до такой степени…

если докажете что болезнь приобретена во время исполнения своих обязанностей то да.

Вы увольняетесь по окончанию контракта. Единовременное пособие естественно вам положено при увольнениии, как всем в зависимости от выслуги. Но если ВВК перед увольнением признает вас негодным или ограниченно годным по псориазу или по какой то другой болезни и эта болезнь будет связана с прохождением военной службы, тогда вам будет выплачена страховка. А если ваша болячка не дотягивает до такой категории годности, то и выплат по болезни никаких не будет.

Учитывая что псориаз не бывает приобретенный, является по сути генетическим сбоем и передается по наследству… То нет. То что он из латентной фазы перешел в открытую не влияет ни на что.

К вопросу о правовом положении военнослужащего после окончания срока действия контракта

Корякин В.М., полковник юстиции, доктор юридических наук, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.

В практике применения законодательства о порядке прохождения военной службы нередко возникают затруднения, связанные с определением статуса военнослужащих, у которых закончился срок военной службы, указанный в контракте, но которые по каким-либо причинам ко дню истечения срока контракта не уволены с военной службы и не исключены из списков воинской части.

Вправе ли командование удерживать военнослужащего на военной службе после истечения срока, указанного в контракте? Распространяются ли на такого военнослужащего права, обязанности и ответственность, установленные законодательством? Является ли данный военнослужащий субъектом воинских правоотношений?

Ответы на данные вопросы отличаются большим разнообразием, точки зрения на этот счет высказываются порой диаметрально противоположные. До недавнего времени не было и устоявшейся судебной практики по данной проблеме.

Нет единства мнений по рассматриваемой проблеме и в среде военных ученых-юристов. Так, например, доктор юридических наук К.В. Фатеев, комментируя п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", указывает: "С истечением срока контракта военнослужащий должен утрачивать свой статус и освобождаться от ответственности как военнослужащий. К нему не могут применяться дисциплинарные взыскания, определенные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, он не может привлекаться к материальной ответственности как военнослужащий". Далее указанный автор пишет: "Если военнослужащий, срок военной службы которого истек, но который не исключен из списков личного состава воинской части, совершит деяния, подпадающие под признаки преступлений, предусмотренных гл. 33 УК РФ, он становится в неопределенное положение: с одной стороны, он не утратил статус военнослужащего, так как не исключен из списков личного состава воинской части, а с другой стороны, он по истечении срока контракта о прохождении военной службы не несет ответственности за невыполнение общих, должностных и специальных обязанностей, которые на него возлагались при заключении контракта" <*>.

<*> См.: Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 1999. С. 350.

Несколько иной позиции придерживается доктор юридических наук А.В. Кудашкин. По его мнению, военнослужащие, у которых истек срок контракта и которые не исключены из списков личного состава воинской части, сохраняют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, однако за некоторыми изъятиями. Из буквального толкования п. 3 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и п. 5 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы указанный ученый делает вывод о том, что: 1) сроком контракта определяется обязанность военнослужащего проходить военную службу; 2) исполнение общих, должностных и специальных обязанностей не связано сроками контракта, так же, как и пользование всеми правами, предусмотренными для военнослужащих законодательством; указанные лица несут обязанности (за исключением должностных, если они находятся в распоряжении командиров или начальников) и пользуются правами, пока являются военнослужащими, в том числе и в случае неисключения в установленный срок из списков воинской части; 3) указанные военнослужащие не являются субъектами юридической ответственности, предусмотренной для них законодательством <*> (в этой части, т.е. в части распространения на данных военнослужащих юридической ответственности взгляды К.В. Фатеева и А.В. Кудашкина совпадают).

<*> См.: Кудашкин А.В. Некоторые проблемы реализации статуса военнослужащих при прохождении военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2000. N 1.

Доктор юридических наук, профессор А.А. Тер-Акопов также считал, что если срок военной службы истек и отсутствуют исключительные обстоятельства, то военнослужащий не может признаваться субъектом преступления против военной службы, даже если он не исключен из списков личного состава воинской части <*>.

<*> См.: Преступления против военной службы: Научно-практический комментарий Уголовного кодекса Российской Федерации. М., 1999. С. 68.

Важное замечание по поводу данной проблемы делает С.В. Корнишин, указывая, что согласно подп. "а" п. 9 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы контракт прекращает свое действие не с истечением срока, на который он был заключен, а со дня исключения военнослужащего из списков части, которое может состояться позднее истечения срока контракта <*>. Из указанного положения следует вывод, что гражданин может обладать статусом военнослужащего по истечении срока военной службы, указанного в заключенном им контракте, и на него в данном случае в полной мере распространяются меры юридической ответственности: "Между командирами (начальниками) и гражданами, пребывающими на военной службе по истечении ее срока, — указывает С.В. Корнишин, — сохраняются отношения власти и подчинения. Соблюдение данных отношений обеспечивается в соответствии с законом, в том числе санкциями правовых норм" <**>.

<*> См.: Корнишин С.В. Правовое положение граждан, пребывающих на военной службе после истечения ее срока // Журнал российского права. 2003. N 12.
<**> См.: Корнишин С.В. Указ. соч.

К очень важным выводам по рассматриваемому вопросу пришел Н.А. Новиков, также исследовавший данную проблему. Указанный автор обращает внимание на коренное отличие увольнения работника при прекращении трудовых отношений с работодателем от правовой природы увольнения военнослужащих с военной службы: если при увольнении работника издается один акт — приказ работодателя об увольнении, то при увольнении военнослужащего предусматривается издание двух приказов: первый — приказ об увольнении военнослужащего с военной службы, который издается соответствующим должностным лицом, наделенным полномочиями, и второй — приказ об исключении уволенного военнослужащего из списков личного состава, который издается командиром воинской части, где проходит службу уволенный военнослужащий, на основании и во исполнение вышеуказанного приказа об увольнении. В период времени между изданием первого и второго приказов производятся необходимые действия, связанные главным образом с реализацией ряда социальных прав военнослужащего: производство необходимых денежных выплат, обеспечение жильем, предоставление отпусков и др. Таким образом, увеличение периода военной службы после истечения срока контракта допускается законодателем исключительно в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов уволенного гражданина <*>.

<*> См.: Новиков Н.А. Служба после окончания контракта: правовые последствия // Право в Вооруженных Силах. 2002. N 4.

Н.А. Новиков формулирует следующие правовые последствия удержания военнослужащего на военной службе после окончания срока контракта <*>:

<*> См. там же.

  1. контракт прекращает действовать со дня истечения срока контракта независимо от требования командования продолжить военную службу и отказа уволить (исключить из списков личного состава воинской части) военнослужащего <*>;

<*> Данный вывод является, по нашему мнению, ошибочным, поскольку в соответствии с подп. "а" п. 9 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы контракт прекращает свое действие не с истечением его срока, а со дня исключения военнослужащего из списков воинской части, в которой он проходит службу.

  1. отсрочка исключения уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части без его согласия допускается в интересах защиты его прав при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе";
  2. неисключение уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части или непредставление военнослужащего к увольнению после окончания срока контракта и продление периода военной службы в случаях, не предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", является неправомерным;
  3. неправомерное неувольнение (неисключение из списков личного состава воинской части) военнослужащего, у которого окончился срок контракта, предоставляет ему права, обусловленные военной службой, в полном объеме;
  4. затраты на выплаты военнослужащим, не исключенным из списков личного состава воинской части после окончания срока контракта при прекращении исключительных обстоятельств, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", являются необоснованным ущербом и подлежат взысканию с виновных должностных лиц;
  5. военнослужащий может быть привлечен к уголовной ответственности за воинские преступления после окончания срока контракта в случае отсрочки исключения уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части без его согласия при продлении периода военной службы в интересах следствия согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе";
  6. военнослужащий, неправомерно не представленный к увольнению по окончании срока контракта или уволенный, но не исключенный из списков личного состава воинской части при отсутствии исключительных оснований, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", не является субъектом преступления против военной службы.

В последнем из перечисленных выводов (о том, что военнослужащий, у которого истек срок контракта, при определенных обстоятельствах перестает быть субъектом ответственности за воинские преступления) Н.А. Новиков солидарен с военными учеными-юристами А.В. Кудашкиным, А.А. Тер-Акоповым и К.В. Фатеевым, чьи взгляды рассмотрены выше.

По мнению автора настоящей статьи, данный вывод является глубоко ошибочным. Следуя логике указанных авторов, если по вине военнослужащего, у которого истек срок контракта и который своевременно не исключен из списков воинской части (пусть даже, например, вследствие нераспорядительности и халатности кадрового органа), произойдет, к примеру, уничтожение или повреждение оружия, боеприпасов или предметов военной техники, повлекшее тяжкие последствия (ст. 346 УК РФ), то такой военнослужащий не может быть привлечен к уголовной ответственности.

СЛУЖБА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ СРОКА КОНТРАКТА: ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Звучит абсурдно, не правда ли? А как же тогда быть с принципом равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ) и принципом справедливости (ст. 6 УК РФ)?

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. А днем окончания службы является день исключения военнослужащего из списков воинской части (п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы). Из указанных нормативных положений следует однозначный вывод: со дня начала военной службы и по день ее окончания, т.е. по день исключения из списков воинской части, военнослужащий, безусловно, подлежит уголовной ответственности в случае совершения деяний, предусмотренных гл. 33 УК РФ (преступления против военной службы), вне зависимости от того, когда у него закончился срок контракта и кто виновен в том, что он не был своевременно уволен и исключен из списков воинской части.

Как представляется, точку в спорах о правовом положении военнослужащих, у которых закончился контракт о прохождении военной службы, но которые удерживаются на военной службе до их обеспечения положенными видами довольствия, в том числе жильем, ставит Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 322-О по результатам рассмотрения жалобы бывшего военнослужащего В.В. Францына.

Указанный заявитель в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации пытался оспорить нормы п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 4 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", которые определяют, что день окончания военной службы (как и момент прекращения действия контракта) — это день исключения военнослужащего из списков воинской части. По мнению заявителя, этот день командование устанавливает произвольно и может таким образом задержать исключение военнослужащего из списков воинской части после истечения срока, указанного в контракте; тем самым данные нормы позволяют бессрочно удерживать военнослужащего после истечения срока, указанного в контракте, препятствуют ему в осуществлении права на свободный выбор рода деятельности и профессии, нарушают конституционные принципы запрета использования принудительного труда и равенства прав и свобод человека, а потому противоречат ст. 1 (ч. 1), ст. ст. 2, 17 (ч. ч. 1 и 2), ст. ст. 18, 19 (ч. ч. 1 и 2), ст. 7 (ч. ч. 1 и 2), ст. ст. 45 и 46 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.

Рассмотрев указанные аргументы, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что по смыслу ст. 37 (ч. 1) и ст. 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 32 (ч. 4), ст. 71 (п. "м"), ст. 72 (п. "б" ч. 1) и ст. 114 (п. п. "д", "е" ч. 1) военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно-значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству. Военная служба отличается от других видов трудовой деятельности, и поэтому реализация конституционного права на труд в условиях военной службы имеет свои особенности. Так, сроки и основания окончания военной службы регулируются нормами не трудового, а военного законодательства.

Особый характер реализации права на труд при осуществлении военной службы нашел свое закрепление в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с п. 3 ст. 4 которой, озаглавленной "Запрещение рабства и принудительного труда", для целей данной статьи термин "принудительный или обязательный труд" не включает в себя всякую службу военного характера.

Военнослужащий, подписывая контракт и приступая к военной службе, налагает на себя ряд обязанностей, которые отсутствуют в других видах трудовой деятельности, в частности, обязанность продолжать службу после истечения срока, указанного в контракте, в случаях, предусмотренных в законе. В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" момент истечения срока контракта о прохождении военной службы и момент исключения военнослужащего из списков личного состава могут не совпадать не только в случаях, в нем перечисленных (например, нахождение военнослужащего на стационарном лечении), но и в иных случаях, указанных в Положении о порядке прохождения военной службы. К их числу относится предусмотренное п. 17 его ст. 34 положение, согласно которому военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по установленным нормам, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства.

Из анализа указанных правовых норм Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующую правовую позицию: после истечения срока, указанного в контракте, военнослужащий реализует свое право на труд посредством либо дальнейшего прохождения военной службы — до обеспечения его жилым помещением, либо увольнения с военной службы — с условием его последующего обеспечения жильем по месту будущего проживания. Следовательно, при отсутствии письменного согласия военнослужащего на увольнение до улучшения его жилищных условий и при истечении срока, указанного в контракте, такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке только до дня обеспечения жилым помещением.

Таким образом, сделал вывод Конституционный Суд Российской Федерации, оспариваемые В.В. Францыным нормы не нарушают его права и свободы, закрепленные ст. 1 (ч. 1), ст. ст. 2, 17 (ч. ч. 1 и 2), ст. ст. 18, 19 (ч. ч. 1 и 2), ст. 37 (ч. ч. 1 и 2), ст. ст. 45 и 46 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, а потому данная жалоба не может быть принята Конституционным Судом к рассмотрению.

В заключение отметим, что сформулированная в указанном Определении правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации носит общий характер и в соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Почему украинские контрактники не могут уволиться из армии

В Управление делами Министерства обороны России поступают запросы относительно исполнения обязанностей военной службы по занимаемым должностям военнослужащими после истечения срока контракта, но не уволенными в связи с необеспечением их жильем по месту будущего проживания. Эта проблема подробно рассматривалась Конституционным cудом России в сентябре прошлого года, и было вынесено соответствующее определение. Сегодня мы публикуем его полностью с комментарием юриста.

     
     
     

     Конституционный суд Российской Федерации в составе председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина В.В. Францына,
     
     1. Гражданин В.В. Францын – военнослужащий военного представительства Министерства обороны Российской Федерации по достижении предельного возраста пребывания на военной службе не был обеспечен в установленном порядке жильем по избранному им месту жительства, в связи с чем 5 июля 2000 года заключил контракт о прохождении военной службы на один год сверх предельного возраста; за шесть месяцев до истечения срока этого контракта, а именно 15 февраля 2001 года, он подал рапорт об увольнении, однако согласие на увольнение без предоставления жилого помещения не давал. По истечении срока годичного контракта В.В. Францын продолжал исполнение обязанностей по занимаемой им воинской должности, получал все виды довольствия и пользовался всеми видами льгот, предусмотренных законодательством для военнослужащих. Спустя год и два месяца после истечения контракта, т.е. в августе 2002 года, им был реализован государственный жилищный сертификат. Из списков личного состава В.В. Францын исключен 5 декабря 2002 года.
     Приказами непосредственного начальника 13 декабря 2001 г. и 21 марта 2002 года В.В. Францыну были объявлены дисциплинарные взыскания; решениями от 16 мая 2002 года и 21 мая 2002 года Комсомольский-на-Амуре гарнизонный военный суд отказал в удовлетворении его жалоб на действия начальника. В кассационных жалобах В.В. Францын утверждал, что, поскольку срок его службы, указанный в контракте, истек, в период службы после истечения этого срока он не должен привлекаться к дисциплинарной ответственности, однако все вьшестоящие судебные инстанции, включая Верховный суд Российской Федерации, решение суда первой инстанции оставили без изменения.
     В своей жалобе в Конституционный суд Российской Федерации гражданин В.В. Францын оспаривает конституционность следующих примененных в его деле законоположений:
     пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы;
     пункта 4 статьи 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», согласно которому контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части в случае, указанном в пункте 6 данной статьи, а также в иных случаях, установленных федеральными законами;
     пункта 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», согласно которому окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, кроме перечисленных в данном пункте случаев.
     По мнению заявителя, названные нормы определяют, что день окончания военной службы (как и момент прекращения действия контракта) — это день исключения военнослужащего из списков воинской части, который командование устанавливает произвольно и может таким образом задержать исключение военнослужащего из списков воинской части после истечения срока, указанного в контракте; тем самым они позволяют бессрочно .удерживать военнослужащего после истечения срока, указанного в контракте, препятствуют ему в осуществлении права на свободный выбор рода деятельности и профессии, нарушают конституционные принципы запрета использования принудительного труда и равенства прав и свобод человека, а потому противоречат статьям 1 (часть 1), 2,17 (части 1 и 2), 18,19 (части 1 и 2), 37 (части 1 и 2), 45 и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
     2. По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д», «е») военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству. Военная служба отличается от других видов трудовой деятельности, и поэтому реализация конституционного права на труд в условиях военной службы имеет свои особенности. Так, сроки и основания окончания военной службы регулируются нормами не трудового, а военного законодательства.
     Особый характер реализации права на труд при осуществлении военной службы нашел свое закрепление в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 которой, озаглавленной «Запрещение рабства и принудительного труда», для целей данной статьи термин «принудительный или обязательный труд» не включает в себя: а) всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 данной Конвенции или условно освобожденное от такого заключения; б) всякую службу военного характера.
     Военнослужащий, подписывая контракт и приступая к военной службе, налагает на себя ряд обязанностей, которые отсутствуют в других видах трудовой деятельности, в частности обязанность продолжать службу после истечения срока, указанного в контракте, в случаях, предусмотренных в законе.
     Вместе с тем оспариваемые в жалобе В.В. Францына нормы в их системной связи не предусматривают право федеральных органов исполнительной власти, заключивших контракт с военнослужащим, задерживать его исключение из списков личного состава по иным основаниям, помимо указанных в пункте 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», согласно которому момент истечения срока контракта о прохождении воинской службы и момент исключения военнослужащего из списков личного состава могут не совпадать не только в случаях, в нем перечисленных (например, нахождение военнослужащего на стационарном лечении), но и в иных случаях, указанных в Положении о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации № 1237 от 16 сентября 1999 года «Вопросы прохождения военной службы»). К их числу относится предусмотренное пунктом 17 его статьи 34 положение, согласно которому военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по установленным нормам, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства.
     Таким образом, после истечения срока, указанного в контракте, военнослужащий реализует свое право на труд посредством либо дальнейшего прохождения военной службы – до обеспечения его жилым помещением, либо увольнения с военной службы – в условиях его последующего обеспечения жильем по месту будущего проживания. Следовательно при отсутствии письменного согласия военнослужащего на увольнение до улучшения его жилищных условий и при истечении срока, указанного в контракте, такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке только до дня обеспечения жилым помещением.
     Разрешение же вопроса о том, давал или не давал гражданин В.В. Францын согласие на увольнение с военной службы после истечения срока контракта без предоставления жилого помещения и соответственно мог он или не мог быть уволен в связи с истечением данного срока, требует установления и исследования фактических обстоятельств, что относится к компетенции судов общей юрисдикции и Конституционному суду Российской Федерации неподведомственно.
     Положение пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому граждане утрачивают статус военнослужащего после окончания военной службы, само по себе не содержит указаний на то, какой именно юридический факт определяет окончание военной службы, и, следовательно не препятствует исключению военнослужащего из списков личного состава в день окончания срока, указанного в контракте. Следовательно, оно не затрагивает права заявителя на труд и свободу выбора профессиональной деятельности.
     Таким образом, оспариваемые В.В. Францыным нормы не нарушают его права и свободы, закрепленные статьями 1 (часть 1), 2, 17 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2), 37 (части 1 и 2), 45 и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а потому данная жалоба не может быть принята Конституционным судом Российской Федерации к рассмотрению.
     Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации», Конституционный суд Российской Федерации
     
     1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Францына Валерия Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному суду Российской Федерации неподведомственно.
     2.

Почему увольняются контрактники

Определение Конституционного суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее определение подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного суда Российской Федерации».

     

Председатель Конституционного суда
     Российской Федерации В.Д. ЗОРЬКИН.
     Судья — секретарь Конституционного суда
     Российской Федерации Ю.М. ДАНИЛОВ.

     
     
     Публикуемое сегодня определение Конституционного суда РФ, как представляется, ставит точку в многочисленных спорах о правовом положении военнослужащих, у которых закончился контракт о прохождении военной службы, но которые удерживаются на военной службе до их обеспечения жильем.
     Нередки случаи, когда такие военнослужащие, продолжая занимать воинские должности, получая соответствующее денежное довольствие, прекращают исполнять служебные обязанности, полагая, что в отсутствие контракта о прохождении военной службы командиры не вправе отдавать им приказания, давать какие-либо поручения, а они сами перестают быть субъектами воинских правоотношений, в том числе дисциплинарной ответственности.
     Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным судом РФ, такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке до дня обеспечения жилым помещением, т.е. на него в полной мере распространяются все нормы о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих, установленные законодательством.
     Следует обратить внимание на аргументы Конституционного суда РФ, опровергающие утверждение заявителя о принудительном удержании его на военной службе, что, по его мнению, не соответствует конституционному принципу запрета принудительного труда:
     во-первых, военнослужащий, поступив на военную службу, налагает на себя ряд обязанностей, в частности, обязанность продолжать службу после истечения срока, указанного в контракте, в случаях, предусмотренных в законе;
     во-вторых, удержание военнослужащего на военной службе по истечении срока контракта до обеспечения жилым помещением осуществляется исключительно с его личного согласия. Такому военнослужащему закон предоставляет право выбора: либо продолжать службу до получения жилого помещения, либо уволиться с военной службы с оставлением в списке очередников на получение жилого помещения по последнему месту службы (в том числе путем получения государственного жилищного сертификата);
     в-третьих, в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод военная служба не подпадает под понятие «принудительный или обязательный труд».
     В заключение отметим, что сформулированная в комментируемом определении правовая позиция Конституционного суда РФ носит общий характер и в соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Понятие и особенности служебного жилья, предоставляемого военнослужащему

Любое служебное жилье, предоставляемое офицеру (или прапорщику), входит в состав специализированного жилищного фонда, относящегося к военному ведомству. Гражданин, заключивший контракт о прохождении службы, имеет право на обеспечение отдельной служебной квартирой, частным домом или комнатой в общежитии.

Выделяемые для временного размещения военнослужащих и их семей помещения должны быть пригодны для проживания. К примеру, не разрешается размещать несколько семей военнослужащих в одной служебной квартире. Предоставляется обычно жилое помещение на территории того района, в котором офицер (или прапорщик) проходит службу, но если отсутствует возможность обеспечить военнослужащего служебным жильем по месту нахождения части, то командир (начальник) должен разместить своего подчиненного в расположенном близко населенном пункте.

Обеспечивается офицер (или прапорщик) жилым помещением в трехмесячный срок со дня своего приезда.

 Площадь предоставляемого служебного жилья должна соответствовать нормам обеспечения, установленным законодательством. В настоящее время на одного человека данная величина равна 18 квадратным метрам (для бессемейного военнослужащего норматив может быть увеличен вдвое). В случаях, когда выполнить это требования не представляется возможным, гражданин, прибывший для прохождения службы, может быть размещен вместе с семьей в пригодном для кратковременного проживания помещении меньшей площади или в помещении маневренного фонда, но исключительно с согласия самого военнослужащего.

 Кто из военнослужащих имеет право на служебное жилье?

На получение жилья из служебного фонда военного ведомства имеют право претендовать следующие категории военнослужащих:

1.офицеры (или прапорщики), которые заключили контракт до января 1998 года;

2.граждане, получившие назначение на должности после получения образования в военных профессиональных образовательных учреждениях;

3.офицеры, которые заключили свой первый контракт после января 1998 года;

4.прапорщики, сержанты и матросы, заключившие контракт после 1998 года;

5.военнослужащие, являющиеся участниками ипотечной системы обеспечения жильем (но до момента приобретения или получения ими квартиры для постоянного проживания);

6.граждане, проходящие военную службу в военных городках закрытого типа.

Вышеуказанный перечень является исчерпывающим, военнослужащие, которые в него включены не были (граждане, проходящие службу по призыву, граждане иностранных государств) служебным жильем военного ведомства не обеспечиваются.

Особенности служебного жилья для военнослужащих.

Можно выделить следующие особенности служебного жилого помещения:

— служебное жилье не может быть приватизировано, тат как оно входит в состав специализированного фонда военного ведомства, которое нельзя передавать в частную собственность.

Порядок увольнения военнослужащих по окончанию контракта

Приватизацию можно осуществить лишь в том случае, если жилое помещение будет передано муниципалитету;

— служебное жилье не может быть подарено, продано или передано по наследству. Обмену оно также не подлежит, даже если граждане, желающие осуществить данную сделку, проживают в одном доме;

— в отношении служебного жилья не может быть заключен договор аренды или поднайма, даже если военнослужащий вынужден переехать из-за изменения места своей службы;

— военнослужащий после расторжения контракта по собственному желанию обязан освободить предоставленное ему служебное жилое помещение;

— участники ипотечной системы, которые приобрели в период службы жилье за счет средств целевого займа, но в другом городе, также имеют право на обеспечение служебными квартирами (или иными жилыми помещениями).

Порядок получения служебного жилого помещения

 Для получения жилья из служебного фонда военного ведомства по месту прохождения службы офицер (или прапорщик) должен обратиться с заявлением в одно из подразделений Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – ДЖО МО РФ). Сведения о месте нахождения данного учреждения должны располагаться на специальных информационных стендах воинской части, на которых обычно размещается информация, к примеру, о распорядке дня, регламенте служебного времени и т.д.

К вышеуказанному заявлению военнослужащий прилагает следующие документы:

— копии документов, удостоверяющих личность как самого офицера (или прапорщика), так и проживающих совместно с ним близких родственников;

— справку, подтверждающую заключение военнослужащим, претендующим на получение служебного жилья, контракта о прохождении службы;

— копию документа, содержащего информацию о заключении (или расторжении) брака;

— документ, содержащий информацию о составе семьи военнослужащего;

— документ, содержащий информацию о наличии или отсутствии у военнослужащего в месте прохождения военной службы жилых помещений, занимаемых военнослужащим и членами его семьи на основании договора социального найма или принадлежащих ему на праве собственности;

— документ, подтверждающий, что ранее предоставленное военнослужащему жилое помещение (включая комнату в общежитии) было им и проживающими с ним близкими родственниками освобождено.

 После получения указанного комплекта документов подразделение ДЖО МО РФ в пределах десяти дней (рабочих) решает о возможности внесения военнослужащего в список на обеспечение служебным жилым помещением.

Структурное подразделение ДЖО МО РФ в трехдневный срок с момента получения информации о наличии свободной квартиры (или иного жилого помещения), которая может быть предоставлена, уведомляет об этом военнослужащего.

Если офицер (или прапорщик) согласен с предлагаемым ему вариантом, то о своем решении он письменно сообщает в подразделение ДЖО МО РФ в пятидневный срок (течение срока начинается со дня вручения военнослужащему под роспись уведомления).

Если военнослужащий решит отказаться от предлагаемого ему жилого помещения служебного фонда, он также обязан в указанные сроки уведомить об этом подразделение ДЖО МО РФ. 

Если военнослужащий не сообщит вовсе о принятом им решении, то не позднее десяти дней с момента получения им сообщения о возможности предоставления жилого  помещения данное служебное жилье будет распределено другому военнослужащему.

Следующим этапом в процедуре получения военнослужащим служебной квартиры является заключение договора найма в отношении жилья из служебного фонда военного ведомства, в котором перечисляются все лица, которые будут занимать данное помещение. В договоре также перечисляются условия пользования предоставленным помещением, права и обязанности сторон, а также случаи расторжения договора:

1.При наличии соглашения обеих сторон договора.

2.По требованию военнослужащего (нанимателя) в любое удобное для него время.

3.В судебном порядке по требованию военного ведомства (наймодателя) в случае:

-невыполнения военнослужащим (нанимателем) и/или членами его семьи требований заключенного им договора найма жилого помещения;

-систематическое (в течение шести месяцев) невнесение платы за пользование служебной квартирой и оказанными коммунальными услугами;

— разрушения (или повреждения) военнослужащим (нанимателем) и/или его близкими родственниками предоставленного жилья;

— систематическое нарушение прав других граждан, проживающих по соседству; использование военнослужащим (нанимателем) и/или членами его семьи предоставленной квартиры по иному, противоречащему договору, назначению.

4.В случае изменения собственника данного жилого помещения или передачи его в оперативное управление другому ведомству.

Так как по своей природе договор найма служебной квартиры является срочным, действовать он будет лишь в период службы офицера (или прапорщика).

В тех случаях, когда состав семьи нанимателя увеличивается, военнослужащий имеет право на получения служебного жилья большего по площади, для этого он обращается в структурное подразделение ДЖО МО РФ с соответствующим заявлением, новой справкой о составе семьи и копией свидетельства о рождении ребенка.

Если же состав семьи военнослужащего изменился по причине расторжения брака, но бывшая супруга отказывается освобождать жилое помещение, то выселить ее из служебной квартиры возможно по решению суда.

Порядок освобождения военнослужащим служебного жилья.

 После прекращения действия договора найма жилья служебного фонда военного ведомства (в связи с обеспечением военнослужащего постоянным жильем, досрочным расторжением контракта и т.д.) военнослужащий и его родственники, совместно с ним проживающие, обязаны освободить занимаемую ими квартиру (или иное жилое помещение) в трехмесячный срок.

Документом, подтверждающим снятие офицера (или прапорщика) с регистрационного учета, является справка о сдаче жилого помещения, которая должна быть выдана структурным подразделением ДЖО МО РФ.

Для ее получения военнослужащий должен подготовить следующий комплект документов:

— копии документов (паспортов, свидетельств о рождении) с отметкой о снятии их с регистрационного учета, удостоверяющих личности всех граждан, которые были зарегистрированы в освобождаемом жилом помещении;

-копию лицевого счета; документ, подтверждающий отсутствие задолженности по предоставленному коммунальному обслуживанию;

-выписка из домовой книги с отметкой об убытии;

— документ, являющийся основанием для получения служебного жилья, например, договор найма или ордер в отношении служебной квартиры (или иного жилого помещения);

-акт передачи помещения, в котором  отражается информация о техническом состоянии помещения, о произведении ремонта, о наличии (или отсутствии) полного комплекта ключей и т.д.

Данные документы представляются в подразделение уполномоченного органа в случае перевода военнослужащего к новому месту службы.

 Если же офицеру (или прапорщику) предоставлено жилое помещение для постоянного проживания, то дополнительно к вышеуказанному перечню он прилагает:

-копию извещения о распределении жилья;

— нотариально заверенное обязательство о сдаче служебного жилого помещения, содержащее информацию о сроках освобождения жилья, необходимости произведения платы за оказанное коммунальное обслуживание и т.д.

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ: Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября2010 г. №1280

 

 Судебная практика: Решение № 2А-208/2016 от 22 ноября2016 г. по делу № 2А-208/2016 Улан-Удэнский гарнизонный военный суд; Решение № 2А-221/2016 2А-221/2016~М-2779/2016 М-2779/2016 от 13 октября2016 г, Уссурийский военный гарнизонный суд.

Увольнение с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы осуществляется в соответствии с подп. "б" п.

Порядок увольнения с военной службы по окончанию контракта

1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при истечении срока контракта о прохождении военной службы при отсутствии других оснований для увольнения. Рассматриваемое в данном параграфе основание не является "льготным".

Начало военной службы определено п. 10 ст. 38 указанного Федерального закона.

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, указанных в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положении о порядке прохождения военной службы.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы устанавливается для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на срок, указанный в контракте о прохождении военной службы.

В соответствии с п. 6 ст. 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действующего контракта.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, принявший решение об увольнении с военной службы по истечении срока контракта, подлежит увольнению с военной службы по основанию, рассматриваемому в данном параграфе.

Следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие не могут быть уволены с военной службы вопреки их желанию до приобретения права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения с военной службы. Указанное означает, что если военнослужащий не достиг предельного возраста пребывания на военной службе, соответствует требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеет права на пенсию за выслугу лет и у командования отсутствуют основания для его досрочного увольнения с военной службы, командир воинской части не вправе отказать в заключении контракта о прохождении военной службы такому военнослужащему.

Представление и другие необходимые документы для увольнения военнослужащего с военной службы по указанному основанию должны быть подписаны командиром (начальником) воинской части и направлены в адрес кадрового органа командира (начальника), имеющего право издания приказа об увольнении данного военнослужащего, с расчетом получения их этим кадровым органом за 2 месяца до истечения у военнослужащего срока военной службы.

В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части считается днем окончания военной службы. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (срок военной службы указан в контракте), кроме случаев, которые по объективным причинам не позволяют это сделать. Таким образом, последний день, указанный в контракте, является последним днем военной службы и должен совпадать с днем исключения из списков личного состава воинской части, что подтверждается абз. 3 п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы.

Следует иметь в виду, что нормативных актов, которые бы четко определяли правовое положение военнослужащего, у которого истек срок контракта о прохождении военной службы и который не исключен из списков части, в настоящее время не существует.

Если срок контракта истек и военнослужащий не исключен из списков личного состава части без уважительных причин, указанных в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", налицо нарушение его прав. Такой военнослужащий не может привлекаться для несения боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб.

В отношении привлечения указанных военнослужащих к уголовной ответственности достаточно убедительна позиция известного ученого А.А. Тер-Акопова, который подчеркивает, что "окончанием военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Этот момент единый для всех категорий военнослужащих. Пункт 11 статьи 38 указанного Закона требует, чтобы военнослужащий был исключен из списков части в день истечения срока его военной службы, кроме случаев, прямо предусмотренных в этой статье. Если срок службы истек и отсутствуют исключительные обстоятельства, то он не может признаваться субъектом преступления против военной службы, даже если он не исключен из списков части".

Н.А. Петухов и А.Т. Уколов, рассматривая применение к военнослужащим норм Общей части УК РФ, отмечают, что "в том случае, если преступление было совершено военнослужащим в период прохождения военной службы по контракту, а на момент вынесения приговора срок контракта истек и с военнослужащим не заключен новый контракт, уголовное наказание — ограничение по военной службе назначено быть не может".

В соответствии с п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью удовлетворен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

В настоящее время судебная практика по вопросам правомерности лишения военнослужащих, у которых истек контракт и которые не исключены из списков части, дополнительных выплат в том случае, если они фактически не исполняют обязанности военной службы, достаточно противоречива.

В одних случаях лишение военнослужащих, у которых истек срок контракта, дополнительных выплат судами признавалось незаконным (как, например, это следует из определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации N 2н-84/2003 по гражданскому делу Е.), в других суд признал, что до издания приказа об исключении военнослужащего из списков части он находится на воинской должности со всеми вытекающими из этого факта последствиями и лишение его ряда выплат за неисполнение должностных обязанностей является правомерным (определение Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2003 г. N Г-2684).



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *